Луи 14 король франции. Короли и королевы Франции

В 1660 году в Британии произошла реставрация Стюартов. Королем Англии, Шотландии и Ирландии стал Карл II. Ранние годы Карла II и его младшего брата Якова были отнюдь не счастливыми. В детстве они испытали ужасы гражданской войны. В отрочестве были свидетелями судебного процесса над их отцом – Карлом I и его казни, юность они провели в ссылке, где бедствовали, получая скудную финансовую поддержку от Франции и Голландии.

Однако первые годы реставрации сложились для Стюартов удачно. Роялистский парламент был уступчив до такой степени, как не снилось их отцу. Они были популярны в народе, если не считать приверженцев «доброго старого дела», то есть протестантов-республиканцев.
Но хорошее не длится долго – на Лондон обрушились чума и пожар. Парламент начал роптать – королевская семья оказалась жадной до денег и ее подозревали в симпатиях к католикам. Свою роль сыграла и непопулярная война с Нидерландами – англичане потерпели ряд поражений на море, голландцы даже вошли в Темзу и уничтожили английские корабли.

К 1670 году английская казна опустела, и Карл II вместе со своим братом Яковом, герцогом Йоркским, решили последовать примеру, который был подан им с другого берега Ла-Манша. Это решение оказалось роковым: Яков, унаследовавший трон от брата в 1685 году, лишился короны, а в 1714 году династию Стюартов сменила Ганноверская ветвь. Все эти события были предсказаны Нострадамусом, но в 1670 году они еще были впереди и для Стюартов было бы полезным искать союза с Францией. Карл заключил его, подписав Дуврский договор, содержавший секретные протоколы, о которых стало известно лишь столетие спустя и согласно которым Карл получал большие субсидии в обмен на переход в католичество и подчинение британской политики – как внешней, так и внутренней – интересам Франции.

Людовик XIV де Бурбон, также известный как «Король-Солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик XIV Великий, (1638 – 1715) – король Франции и Наварры с 14 мая 1643 года. Царствовал 72 года – дольше, чем какой-либо другой монарх крупнейших государств Европы. Людовик, в молодости переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии (ему часто приписывают выражение «Государство – это я»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика – время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий Век. Король-Солнце, определявший политическую жизнь всей Европы на протяжении половины столетия, успел значительно укрепить мощь и престиж своей державы. Франция забыла о внутренних распрях и обрела благоденствие, что и было предсказано Нострадамусом в катрене 89 Центурии X

«Кирпичные стены превратятся в мраморные.
Пятьдесят семь лет в радость людям.
Обновлен акведук.
Здоровье, изобилие плодов, медоточивые времена.»

Первая строка этого катрена представляет особый интерес – намек на Людовика XIV перекликается со словами римского историка Светония относительно императора Августа (63 год до н. э. – 14 год н. э.), который, по его словам, «увидел Рим кирпичным, а сделал его мраморным». Полунамек на двух правителей имеет особое значение, поскольку Людовика называли Король-Солнце, а Август посмертно был обожествлен как воплощение «Непобедимого Солнца».

Армия Людовика XIV была самой многочисленной, лучше всего организованной и руководимой. Его дипломатия господствовала над всеми европейскими дворами. Французская нация своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот. Версальский двор (Людовик перенёс королевскую резиденцию в Версаль) стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях. При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток (Лавальер, Монтеспан, Фонтанж). Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондерства или королевской опалы. «Абсолютный без возражения, – по словам Сен-Симона, – Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением». Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди все более оттеснялись куртизанами и интриганами, неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии.
Годы правления Людовика XIV действительно характеризуются миром внутри страны (не считая гонений на протестантов), но его внешняя политика была довольно агрессивна. Впрочем, ради справедливости надо сказать, что воинственность Людовика, особенно в первые годы правления, была естественной реакцией на впечатления детства, связанные с войнами, в том числе и с гражданской.

Этот период смуты во Франции предвидел Нострадамус, описавший его в катрене 58 Центурии X:

«Во время траура вероломный монарх
Пойдет воевать с юным Эматьеном.
Галлия трепещет, челн в опасности.
Испытывается на прочность Марсель, а на Западе идут разговоры.»

«Юный Эматьен», упоминаемый во второй строке катрена, – это Людовик, Король-Солнце, поскольку в классической мифологии Эматьен был ребенком рассвета и, естественно, ассоциировался с солнцем. «Вероломный монарх» из первой строки – испанский король Филипп IV, который воевал с Францией во время ее национального траура по случаю смерти в 1643 году короля Людовика XIII. Что же касается трепещущей Галлии (третья строка), то здесь имеется в виду Фронда, выступавшая против чрезмерных налогов и господства кардинала Мазарини. Сюда же стоит отнести и другие беспорядки, которые сопутствовали годам несовершеннолетия Людовика XIV.
Слова «челн в опасности» имеют, как это часто встречается в «Центуриях» двойное значение. Первое связано со сложным положением галликанской церкви в 1643-1661 годах. Второе – с расхождениями между Римом и королем Людовиком XIV. Первое объясняется тем, что в эти годы церковь была поставлена в трудное положение из-за того, что главным духовником Людовика XIV был сам кардинал Мазарини.

В катрене 58 Центурии Х Нострадамус предсказал, что в результате политики Людовика XIV, Короля Солнца, католическая церковь, то есть челн апостола Петра, окажется в опасности. Поскольку Людовик XIV был фанатичным католиком (хотя и не всегда благочестивым), это предсказание Нострадамуса представлялось весьма сомнительным. Но на самом деле оно оказалось на удивление верным, поскольку в то время, когда дипломатические и военные успехи Людовика достигли своего апогея и льстецы стали называть его «славой Европы», вспыхнул давно назревавший конфликт короля с папской церковью.
В основе конфликта лежали права на владение некоторыми материальными ценностями, а также свободными приходами, которые, как считал король, должны были принадлежать ему. Церковный собор Франции, собравшийся в 1682 году, принял Декларацию, содержавшую четыре пункта, согласно которым папская власть ограничивалась законами и обычаями королевства Франции и ее церкви, а король во всех светских делах становился независимым от церковной власти. Папа ответил на это отказом рукополагать епископов, назначенных Людовиком, что привело к новым интригам, ослаблявшим как церковь, так и государство.
Людовику удалось склонить Церковный собор на свою сторону, сыграв на непримиримом отношении французской церкви к протестантам. Хотя французские протестанты, сторонники кальвинизма, и пользовались правами, гарантированными Нантским эдиктом 1598 года, католическая церковь Франции начиная с 1651 года стала делать все, что было в ее власти, чтобы статьи этого эдикта не имели юридической силы.
Желая привлечь галликанское духовенство на свою сторону в конфликте с Римом, Людовик поддерживал его политику с самого начала правления в 1661 году. С тех пор и до 1685 года гугеноты (французские кальвинисты) подвергались гонениям – закрывались их школы, колледжи и больницы. На них налагались различные штрафы, а когда эти меры оказались неэффективными, в ход пошли войска. В итоге Людовик в 1685 году отменил Нантский эдикт и перешел к прямому преследованию протестантов, что привело к восьмилетней гражданской войне, предсказанной Нострадамусом 150 годами ранее.

Через три года после отмены Нантского эдикта окончательно провалились все попытки Людовика утвердить господство католической церкви в Англии), которые он предпринимал начиная с 1670 года. А помешал ему в этом Вильгельм, принц Оранский. И неудача Людовика, и личность его противника Нострадамусу были известны заранее, о чем он и написал в катренах 67, 68 и 69 Центурии II.

Вильгельм Оранский был зятем английского короля Якова II, бывшего герцога Йоркского и младшего брата Карла II. По просьбе многих видных протестантов Британии Вильгельм вторгся в Англию и вместе со своей женой Марией захватил английский трон. Для Людовика это был серьезный удар, что Нострадамус также предсказал:

«Галльский король родом из кельтских земель, находящихся справа
Увидев раздор в Великой Монархии,
Вознесет свой скипетр над тремя поверженными леопардами,
Назло высокопоставленному Капетингу.»


впоследствии английский король Вильгельм III

Отменив в 1685 году Нантский эдикт, Людовик XIV решил, что он покончил с французскими кальвинистами. Многие протестанты приняли католичество, другие покинули свою страну, и все же гугенотские общины ухитрились выжить, особенно в таких труднодоступных районах, как Севеннские горы.

В 1703 году протестанты-горцы, доведенные до отчаяния жестокостью властей и кровавыми расправами, подняли мятеж и в течение восьми лет вели партизанскую войну против королевской армии. Сражались они храбро, но в конце концов были разгромлены.

Все это Нострадамус предсказал в катрене 63 Центурии II:

«Армия галлов выступит против горцев.
Их обнаружат и заманят в ловушку,
И они погибнут от мечей...»

В чем-то это предсказание расплывчато, и можно было бы поспорить, относится ли оно к войне французской армии с горцами-протестантами. Но его смысл подтверждается содержанием катрена 64 Центурии II, где говорится о последователях учения Кальвина и упоминаются Севеннские горы:

«Жители Женевы высохнут от жажды и голода. Их надежды рухнут.
На грани краха будет и закон Себенн. Флот не сможет зайти в крупный порт.»

В этом катрене единственная строка, требующая объяснений, – последняя. Судя по всему, здесь имеется в виду, что кальвинисты разных стран не смогут помочь «камизарам», как называли протестантов-партизан.

Короли и королевы Франции | Династия Бурбонов | Людовик XIV Король-Солнце

«Государство - это я»

Людовик XIV (1638-1715)
получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand) — король Франции и Наварры король Франции из династии Бурбонов, период правления (1643-1715)

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство — это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика — время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век.


Людовик родился в воскресенье, 5 сентября 1638 года в новом дворце Сен-Жермен-о-Лэ. До этого на протяжении двадцати двух лет брак его родителей был бесплодным и, казалось, останется таким и впредь. Поэтому современники встретили известие о появлении на свет долгожданного наследника изъявлениями живейшей радости. Простой народ видел в этом знак Божьей милости и называл новорожденного дофина Богоданным.

Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему ещё не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской, но фактически всеми делами вершил ее фаворит кардинал Мазарини.

Giulio Raimondo Maz(z)arino

На детство и отрочество Людовика пришлись бурные события гражданской войны, известной в истории как Фронда. В январе 1649 года королевское семейство в сопровождении нескольких придворных и министров бежало в Сен-Жермен из охваченного восстанием Парижа. Мазарини, против которого, главным образом, и было направлено недовольство, пришлось искать убежище еще дальше - в Брюсселе. Только в 1652 году с огромным трудом удалось водворить внутренний мир. Но зато в последующие годы, вплоть до самой смерти, Мазарини твердо держал в своих руках бразды правления. Во внешней политике он также добился немаловажных успехов.

Подписание Пиренейского мира

В ноябре 1659 года был подписан Пиренейский мир с Испанией, положивший конец двадцатичетырехлетним военным действиями между двумя королевствами. Договор был скреплен брачным союзом французского короля с его кузиной, испанской инфантой Марией Терезией. Этот брак оказался последним деянием всесильного Мазарини.

Бракосочетание короля Людовика IV и Марии-Терезии Австрийской

В марте 1661 года он умер. До самой смерти, несмотря на то что король уже давно считался совершеннолетним, кардинал оставался полноправным правителем государства, и Людовик во всем послушно следовал его указаниям.

Но едва Мазарини не стало, король поспешил освободиться от всякой опеки. Он упразднил должность первого министра и, созвав Государственный совет, объявил повелительным тоном, что решил отныне сам быть своим первым министром и не желает, чтобы кто-либо от его имени подписывал даже самые незначительный ордонанс.



Очень немногие в это время были знакомы с настоящим характером Людовика. Этот юный король, которому исполнилось только 22 года, до той поры обращал на себя внимание лишь склонностью к щегольству и любовными интригами. Казалось, он создан исключительно для праздности и удовольствий. Но потребовалось совсем немного времени, чтобы убедиться в обратном. В детстве Людовик получил очень плохое воспитание - его едва научили читать и писать. Однако от природы он был одарен здравым смыслом, замечательной способностью понимать суть вещей и твердой решимостью поддерживать свое королевское достоинство. По словам венецианского посланника, "сама натура постаралась сделать Людовика XIV таким человеком, которому суждено по его личным качествам стать королем нации".



Он был высок ростом и очень красив. Во всех его телодвижениях проглядывало нечто мужественное или геройское. Он обладал очень важным для короля умением выражаться кратко, но ясно, и говорить не более и не менее того, что было нужно.


Всю жизнь он прилежно занимался государственными делами, от которых его не могли оторвать ни развлечения, ни старость. "Царствуют посредством труда и для труда, - любил повторять Людовик, - а желать одного без другого было бы неблагодарностью и неуважением относительно Господа". К несчастью, его врожденное величие и трудолюбие служили прикрытием для самого беззастенчивого себялюбия. Ни один французский король прежде не отличался такой чудовищной гордостью и эгоизмом, ни один европейский монарх так явно не превозносил себя над окружающими и не курил с таким удовольствием фимиам собственному величию. Это хорошо видно во всем, что касалось Людовика: в его придворной и общественной жизни, в его внутренней и внешней политике, в его любовных увлечениях и в его постройках.



Все прежние королевские резиденции казались Людовику недостойными его персоны. С первых дней царствования он был озабочен мыслями о строительстве нового дворца, более соответствующего его величию. Он долго не знал, какой из королевских замков превратить во дворец. Наконец, в 1662 году выбор его пал на Версаль (при Людовике XIII это был небольшой охотничий замок). Однако прошло более пятидесяти лет, прежде чем новый великолепный дворец был готов в своих основных частях. Возведение ансамбля обошлось примерно в 400 миллионов франков и поглощало ежегодно 12-14% всех государственных расходов. В течение двух десятилетий, пока шло строительство, королевский двор не имел постоянного местопребывания: до 1666 года он располагался в основном в Лувре, потом, в 1666-1671 годах - в Тюильри, в течение следующих десяти лет - попеременно в Сен-Жермен-о-Лэ и строящемся Версале. Наконец, в 1682 году Версаль стал постоянной резиденцией двора и правительства. После этого до самой своей смерти Людовик бывал в Париже всего 16 раз с короткими визитами.

Когда Людовик окончательно поселился в Версале, он приказал отчеканить медаль со следующей надписью: "Королевский дворец открыт для всеобщих увеселений".

Réception du Grand Condé à Versailles -Великий Конде приветствует Людовика XIV на Лестнице в Версале

В молодости Людовик отличался пылким нравом и был очень не равнодушен к хорошеньким женщинам. Несмотря на красоту молодой королевы, он ни на одну минуту не был влюблен в свою супругу и постоянно искал любовных развлечений на стороне. В браке с Марий-Терезией (1638—1683), инфантой Испанской у короля родилось 6 детей.



Maria Theresa of Spain (1638-1683)

Two Queens of France Anne d"Autriche with her niece and daughter-in-law, Marie-Thérèse d"Espagne

Людовик Великий Дофин (1661—1711) — единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской, его наследник (дофин Франции). Умер за четыре года до смерти отца и не царствовал.

Louis le Grand Dauphin (1661—1711)

The Family of the Grand Dauphin

Porträt Ludwig des XIV. und seiner Erben

У короля было так же множество внебрачных связей и внебрачных детей.

Луиза-Франсуаза де Ла Бом Ле Блан (фр. Louise-Françoise de La Baume Le Blanc, duchesse de la Vallière et de Vaujours (1644-1710)) — герцогиня де Лавальер и де Вожур, фаворитка Людовика XIV.


Louise-Francoise de la Baume le Blanc, Duchesse de la Valliere and de Vaujours (1644-1710)

От короля Луиза де Лавальер родила четырёх детей, из которых до зрелого возраста дожили двое.

  • Мария Анна де Бурбон (1666 — 1739) — мадемуазель де Блуа.
  • Людовик де Бурбон (1667—1683), граф де Вермандуа.

_________________________________

Новым увлечением короля стала маркиза де Монтеспан. Обладая ясным и практичным умом, она хорошо знала, что ей нужно, и готовилась очень недешево продать свои ласки. Франсуаза Атенаис де Рошешуа́р де Мортема́р (фр. Françoise Athénaïs de Rochechouart de Mortemart (1640- 1707), известная как маркиза де Монтеспан (фр. Marquise de Montespan) — официальная фаворитка короля Франции Людовика XIV.

Связь короля с маркизой де Монтеспан продолжалась шестнадцать лет. За это время у Людовика было множество других романов, более или менее серьезных...Пока король отдавался чувственным удовольствиям, маркиза Монтеспан на протяжении многих лет оставалась некоронованной королевой Франции.


Фактически у короля Людовика и маркизы де Монтеспан было семеро детей. Зрелого возраста достигло четверо(всем король дал фамилию Бурбонов):

  • Луи-Огюст де Бурбон, Герцог Мэнский (1670—1736)

  • Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673—1743), Мадемуазель де Нант

  • Франсуаза-Мария де Бурбон (1677—1749), Мадемуазель де Блуа

Louise-Françoise de Bourbon and Françoise-Marie de Bourbon

  • Луи-Александр де Бурбон, Граф Тулузский (1678—1737)

Луиза-Мария-Анна де Бурбон (1674—1681), Мадемуазель де Тур умерла в возрасте 7-и лет

Мари́я-Анжели́ка де Скора́й де Русси́ль, герцогиня де Фонта́нж (фр. Marie Angélique de Scorailles de Roussille, duchesse de Fontanges (1661 — 1681) одна из многочисленных возлюбленных французского короля Людовика XIV.

Duchesse de Fontanges

Kогда Людовик начал охладевать к любовным приключениям, его сердцем овладела женщина совсем иного склада. Франсуаза д’Обинье (1635—1719), маркиза де Ментенон —она долгое время состояла гувернанткой при его побочных детях, затем официальная фаворитка короля.

Marquise de Maintenon

С 1683 года, после удаления маркизы де Монтеспан и смерти королевы Марии Терезии, г-жа де Ментенон приобрела безграничное влияние на короля. Их сближение завершилось тайным браком в январе 1684 года. Одобряя все распоряжения Людовика, г-жа де Ментенон при случае давала ему советы и руководила им. Король питал к маркизе глубочайшее уважение и доверие; под ее влиянием он сделался очень религиозен, отказался от всяких любовных связей и стал вести более нравственный образ жизни.

Семейная трагедия и вопрос о преемнике

Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла совсем не радужную картину. 13 апреля 1711 года умер Людо́вик Вели́кий Дофи́н (фр. Louis le Grand Dauphin), 1 ноября 1661—14 апреля 1711) — единственный выживший законный ребёнок Людовика XIV от Марии-Терезии Испанской, его наследник (дофин Франции). Умер за четыре года до смерти отца и не царствовал.

В феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 года упал с лошади и несколько дней спустя скончался младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, у Бурбонов оставался лишь один наследник — четырёхлетний правнук короля, второй сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV).

История возникновения прозвища Король-Солнце

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нем солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

В двенадцать лет (1651) Людовик XIV дебютировал в так называемых «ballets de cour» — придворных балетах, которые ежегодно ставились во время карнавала.

Карнавал эпохи барокко — это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок, которая называлась «Балетом ночи», юному Людовику довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца (1653), а затем и Аполлона — Солнечного бога (1654).

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (1661), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг — граф де Сент-Эньян. Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошел со сцены лишь в 1670 году.

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важно культурное событие эпохи барокко — Карусель Тюильри 1662 года. Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII же веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию.

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Эпоха правления Людовика XIV длилась 72 года и 110 дней.



Герцог Филипп Орлеанский (брат Людовика XIV) был одной из самых противоречивых аристократических фигур в истории Франции. Будучи вторым в очереди на престол, он представлял для монархии серьезную угрозу, однако даже в эпоху Фронды и внутренних потрясений Месье не стал выступать против законного правителя. Оставаясь лояльным короне, герцог вел своеобразный образ жизни. Он регулярно эпатировал публику, окружал себя множеством фаворитов, покровительствовал искусствам и, несмотря на свой женоподобный образ, периодически успешно возглавлял военные кампании.

Брат короля

21 сентября 1640 года у Людовика III и его жены Анны Австрийской родился второй сын - будущий Филипп Орлеанский. Он появился на свет в резиденции в пригороде Парижа Сен-Жермен-ан-Ле. Мальчик был младшим братом монарха Людовика XIV, вступившего на престол в 1643 году после смерти их отца.

Отношения между ними были большим исключением для королевских семей. В истории есть множество примеров того, как братья (дети какого-нибудь правителя) ненавидели друг друга и боролись друг с другом за власть. Были подобные примеры и во Франции. Например, существует теория, что предпоследний монарх из Карл IX был отравлен одним из своих младших братьев.

Месье

Наследственный принцип, при котором старший наследник получал все, а другой оставался в его тени, был во многом несправедливым. Несмотря на это, Филипп Орлеанский никогда не строил козней против Людовика. Между братьями всегда сохранялись теплые отношения. Эта гармония стала возможной благодаря стараниям матери Анны Австрийской, старавшейся делать все, чтобы ее дети жили и воспитывались вместе в дружеской обстановке.

Кроме того, сказывался характер самого Филиппа. По своей натуре он был сумасбродным и вспыльчивым, что, однако, не могло заглушить его добродушия и мягкости. Всю жизнь Филипп носил титулы «Единственный брат короля» и «Месье», которые подчеркивали его особенное положение не только в правившей династии, но и во всей стране.

Детство

Новость о том, что родила второго мальчика, была принята при дворе с воодушевлением. Особенно рад оказался всесильный Он понимал, что Филипп Орлеанский - брат Людовика 14 - это еще одна законная опора династии и ее будущее в том случае, если с дофином что-то случится. С самого раннего детства мальчики неизменно воспитывались вместе. Вдвоем они играли, учились и хулиганили, из-за чего их вдвоем же и пороли.

В то время во Франции бушевала Фронда. Принцев не один раз тайком увозили из Парижа и прятали в дальних резиденциях. Филипп Орлеанский - брат Людовика 14, точно так же, как и дофин, испытал немало лишений и невзгод. Ему пришлось почувствовать страх и беззащитность перед разъяренной толпой бунтовщиков. Иногда детские шалости братьев перерастали в потасовки. Хотя Людовик и был старше, он далеко не всегда выходил победителем в драках.

Как и все дети, они могли поссориться из-за пустяков - тарелок с кашей, дележа постелей в новой комнате и т. д. Филипп был темпераментным, любил эпатировать окружающих, но в то же время обладал легким характером и быстро отходил от обид. А вот Людовик напротив отличался упрямством и мог долго дуться на окружающих.

Отношения с Мазарини

Сам факт того, что Филипп герцог Орлеанский был младшим братом всесильного короля, делал неизбежным наличие множества недоброжелателей, не любивших Месье. Одним из самых влиятельных его оппонентов являлся Мазарини. Кардинал был назначен ответственным за образование до того плохо учившегося Людовика и его младшего брата. Мазарини не любил Филиппа из-за того своего опасения, что тот повзрослев станет угрозой для трона. Месье мог повторить судьбу Гастона - собственного дяди, выступившего против монархии со своими претензиями на власть.

Мазарини имел немало поверхностных причин опасаться подобного развития событий. Всесильный вельможа не мог не замечать того, каким авантюрным человеком рос Филипп Орлеанский. Биография герцога в будущем показала, что из него вырос еще и хороший полководец, который мог вести за собой армии и добиваться побед на поле брани.

Воспитание

Некоторые биографы не без оснований в своих трудах отмечали, что в Филиппе могли намеренно воспитывать женские привычки и привить интерес к гомосексуализму. Если это действительно делалось из двусмысленных соображений, то Мазарини таким образом мог рассчитывать, во-первых, на то, что у герцога не будет нормальной семьи и наследника, во-вторых, на то, что Месье будет презираем при дворе. Впрочем, кардиналу даже не нужно было брать инициативу в свои руки.

Женские привычки в Филиппе воспитывал его мать Анна Австрийская. Мягкий характер младшего сына нравился ей гораздо больше, чем занудные привычки Людовика. Анна любила наряжать ребенка девочкой и позволяла ему играть с фрейлинами. Сегодня, когда упоминается Филипп Орлеанский, его часто путают с потомком-тезкой, но король Луи-Филипп Орлеанский, живший в XIX веке, имел мало общего с герцогом XVII столетия. Их воспитание заметно отличалось. Достаточно привести пример того, как брата Людовика XIV могли в шутку затянуть в дамский корсет.

Фрейлины, жившие при дворе, также любили театр и часто давали ребенку шуточные роли в своих постановках. Возможно, именно эти впечатления привили Филиппу интерес к сцене. В то же время мальчик долгое время был предоставлен самому себе. Все силы его матери и кардинала Мазарини тратились на Людовика, из которого делали короля. Что получится из его младшего брата, всех интересовало гораздо меньше. Все, что от него требовалось, - не мешать трону, не предъявлять претензий на власть и не повторять путь мятежного дяди Гастона.

Жены

В 1661 году умер младший брат Гастон - герцог Орлеанский. После его ухода из жизни титул перешел к Филиппу. До этого он был герцогом Анжуйским. В том же году Филипп Орлеанский женился на Генриетте Анне Стюарт - дочери Карла I Английского.

Интересно, что первая супруга Генриетта должна была выйти замуж за самого Людовика XIV. Однако в годы их отрочества королевская власть в Англии была свергнута, и брак с дочерью Карла Стюарта в Версале считали бесперспективным. Жен тогда выбирали согласно положению и престижности династии. Пока Стюарты при Кромвеле оставались без короны, Бурбоны не хотели родниться с ними. Однако все изменилось в 1660 году, когда брат Генриетты вернул себе отцовский трон. Статус девушки стал выше, однако Людовик к тому времени уже женился. Тогда принцессе поступило предложение выйти замуж за младшего брата короля. Противником этого брака был кардинал Мазарини, но 9 марта 1661 года он скончался, и последняя преграда для помолвки исчезла.

В точности неизвестно, что искренне думала о своем женихе будущая жена Филиппа Орлеанского. До Англии доходили противоречивые слухи об увлечениях Месье и его фаворитах. Тем не менее, Генриетта вышла за него замуж. После свадьбы Людовик подарил брату дворец Пале-Рояль, ставший городской резиденцией супругов. Филипп, герцог Орлеанский, по его собственным словам, был увлечен своей женой всего две недели после свадьбы. Затем наступила обыденная повседневность, и он вернулся к компании своих фаворитов - миньонов. Брак был несчастливым. В 1670 году Генриетта умерла, а Филипп женился во второй раз. На этот раз его избранницей стала Елизавета Шарлотта, дочь Карла Людвига - курфюрста Пфальцского. В этом браке родился сын Филипп II - будущий регент Франции.

Фавориты

Благодаря сохранившейся переписке второй жены историки смогли собрать множество свидетельств гомосексуальности герцога. Из его любовников больше всего известен шевалье Филипп де Лоррен. Он был представителем старого аристократического и влиятельного рода Гизов. Филипп Орлеанский и шевалье де Лоррен познакомились еще в юном возрасте. Позже обе жены герцога пытались удалить фаворита от двора. Он оказывал на Филиппа серьезное влияние, что ставило под угрозу семейную жизнь последнего. Несмотря на усилия Генриетты и Елизаветы, шевалье продолжал оставаться приближенным герцога Орлеанского.

В 1670 году ситуацию под свой контроль попытался взять король. Людовик XIV заключил шевалье в знаменитую тюрьму Иф. Однако пребывание фаворита в темнице было недолгим. Видя горе брата, Людовик отступил и разрешил миньону сначала переселиться в Рим, а потом и вернуться ко двору своего патрона. Связь между Филиппом Орлеанским и Филиппом де Лорреном продолжалась до смерти герцога в 1701 г. (фаворит пережил его всего лишь на год). Когда Людовик похоронил младшего брата, он распорядился сжечь всю переписку Филиппа, опасаясь огласки его похождений и неприглядного образа жизни.

Полководец

Впервые Филипп проявил себя в качестве военного командира во время Деволюционной войны в 1667-1668 гг., когда Франция боролась с Испанией за влияние в Нидерландах. В 1677-м он вновь вернулся в армию. Тогда началась война против Голландии, которой правил Конфликт разгорелся на нескольких фронтах. Во Фландрии Людовик нуждался в еще одном командире, так как все его привычные полководцы уже были заняты. Тогда в этот регион отправился Филипп 1 Орлеанский. Биография герцога представляет собой пример верного и лояльного брата, без пререканий исполнявшего приказы монарха в самый ответственный момент, когда отечество оказывалось в опасности.

Армия под командованием Филиппа сначала захватила Камбре, а после приступила к осаде города Сент-Омер. Здесь герцог узнал о том, что из Ипра навстречу ему идет основная голландская армия, которую возглавлял сам король Вильгельм III Оранский. Филипп оставил небольшую часть своего войска под стенами осажденного города, а сам отправился перехватывать противника. Армии схлестнулись в сражении при Касселе 11 апреля 1677 года. Герцог возглавил центр войска, в котором стояла пехота. Кавалерия расположилась по флангам. Успех был обеспечен стремительной атакой драгунских частей, заставивших вражескую армию отступить.

Голландцы потерпели сокрушительно поражение. Они потеряли 8 тысяч человек убитыми и ранеными, а еще 3 тысячи были взяты в плен. Французы захватили лагерь противника, его знамена, пушки и другое снаряжение. Благодаря победе Филиппу удалось довести до конца осаду Сент-Омера взять город под свой контроль. В войне произошел коренной перелом. Это был самый значительный успех герцога на поле боя. После своего триумфа он был отозван из армии. Людовик XIV явно завидовал и опасался дальнейших побед брата. Хотя король торжественно встретил Месье и публично поблагодарил за разгром врага, он больше не давал ему войска.

Филипп и искусство

Благодаря своим увлечениям Филипп Орлеанский запомнился современникам и потомкам как крупнейший покровитель искусств своей эпохи. Именно он сделал известным композитора Жана-Батиста Люлли, а также оказывал поддержку писателю Мольеру. У герцога была значительная коллекция произведений искусства и драгоценностей. Особенной его страстью был театр и сатира.

Принц Филипп герцог Орлеанский не только любил искусство, но позже и сам стал героем многих произведений. Его личность привлекала самых разных писателей, создателей мюзиклов, режиссеров и т. д. Например, один из самых провокационных образов получился у Роланда Жоффе в его фильме «Ватель» 2000 года. В этой картине герцог изображен в виде открытого гомосексуала и друга опального Конде. Детство Филиппа показано в другом фильме - «Король-дитя», где разворачиваются события Фронды. Не мог пройти мимо образа герцога самый знаменитый французский писатель - В своем романе «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» автор допустил вольность с историческими фактами. В книге Филипп - не единственный брат Людовика XIV. Помимо него на страницах романа присутствует близнец монарха, ставший узником в железной маске из-за политической целесообразности.

Последние годы

Благодаря удачным бракам обе дочери Филиппа стали королевами. Его тезка-сын сделал блестящую военную карьеру во время войны Аугсбургской лиги. В 1692 году он участвовал в битве при Стенкерке и осаде Намюре. Успехи детей были особенной гордостью Филиппа, поэтому в последние свои годы он мог мирно жить в своих поместьях и радоваться за потомков.

В то же время отношения между герцогом и его венценосным братом переживали не лучшие времена. 9 июня 1701 года принц Филипп Орлеанский скончался от апоплексического удара, настигшего его в Сен-Клу после долгого спора с королем о судьбе своего сына. Людовик старался всячески ограничивать своего племянника, опасаясь роста его популярности в армии. Это приводило Филиппа в бешенство. Очередная ссора стала для него фатальной. Перенервничав, он пережил удар, оказавшийся фатальным.

Тело 60-летнего Месье было похоронено в парижском аббатстве Сен-Дени. Во время Великой французской революции могилу разграбили. При дворе о кончине герцога больше всего горевала бывшая фаворитка короля маркиза де Монтеспан.

Интересно, что король Франции Луи-Филипп Орлеанский, правивший страной в 1830-1848 гг. и свергнутый революцией, был потомком Месье. Герцогский титул исправно передавался от потомка к потомку брата Людовика XIV. Луи-Филипп был его внуком в нескольких коленах. Хотя он не принадлежал к царствовавшей до того ветви Бурбонов, это не помешало ему стать королем благодаря бескровному перевороту. Луи-Филипп Орлеанский, хотя именем и был похож на своего предка, на самом деле имел с ним мало общего.

Людовик XIV

Краткая биография

Людо́вик XIV де Бурбо́н , получивший при рождении имя Луи́-Дьёдонне́ («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand), (5 сентября 1638, Сен-Жермен-ан-Ле - 1 сентября 1715, Версаль) - король Франции и Наварры с 14 мая 1643 г. Царствовал 72 года - дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких государств Священной Римской империи, например, Бернард VII Липпский или Карл Фридрих Баденский).

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство - это я!»), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика - время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло, отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.

Детство и молодые годы

Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему ещё не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской, которая правила в тесном тандеме с первым министром кардиналом Мазарини. Ещё до окончания войны с Испанией и Австрийским домом принцы и высшая аристократия, поддерживаемые Испанией и в союзе с Парижским парламентом, начали волнения, которые получили общее название Фронда (1648-1652) и окончились лишь с подчинением принца де Конде и подписанием Пиренейского мира (7 ноября 1659).

В 1660 году Людовик женился на испанской инфанте Марии-Терезии Австрийской. В это время молодой король, выросший без достаточного воспитания и образования, ещё не подавал больших надежд. Однако, как только кардинал Мазарини умер (1661), на следующий день Людовик XIV собрал Государственный совет, на котором объявил, что он отныне намерен править самостоятельно, не назначая первого министра.

Так Людовик приступил к самостоятельному управлению государством, этому курсу король следовал до самой смерти. Людовик XIV обладал даром подбирать себе талантливых и способных сотрудников (например, Кольбера, Вобана, Летелье, Лионна, Лувуа). Можно даже сказать, что Людовик возвёл учение о королевских правах в полурелигиозный догмат. Благодаря трудам талантливого экономиста и финансиста Ж. Б. Кольбера многое было сделано для укрепления государственного единства, благосостояния представителей третьего сословия, поощрения торговли, развития промышленности и флота. В то же самое время маркиз де Лувуа реформировал армию, объединил её организацию и увеличил боевую силу.

После смерти короля Филиппа IV Испанского (1665) Людовик XIV объявил притязания Франции на часть Испанских Нидерландов и удержал её за собой в так называемой Деволюционной войне. Заключённый 2 мая 1668 года Аахенский мир передал в его руки Французскую Фландрию и ряд пограничных местностей.

Война с Нидерландами

С этого времени Соединённые провинции имели страстного врага в лице Людовика. Контрасты во внешней политике, государственных воззрениях, торговых интересах, религии приводили оба государства к постоянным столкновениям. Людовик в 1668-1671 гг. мастерски сумел изолировать республику. Путём подкупов ему удалось отвлечь Англию и Швецию от Тройственного союза, привлечь на сторону Франции Кёльн и Мюнстер. Доведя своё войско до 120 000 чел., Людовик в 1670 году занял владения союзника Генеральных штатов, герцога Карла IV Лотарингского, а в 1672 году перешёл через Рейн, в течение шести недель завоевал половину провинций и с триумфом вернулся в Париж. Прорыв плотины, появление у власти Вильгельма III Оранского, вмешательство европейских держав остановили успех французского оружия. Генеральные штаты вступили в союз с Испанией, Бранденбургом и Австрией; к ним присоединилась и Империя после того, как французская армия напала на архиепископство Трир и заняла наполовину уже соединённые с Францией 10 имперских городов Эльзаса. В 1674 году Людовик противопоставил своим неприятелям 3 больших армии: с одной из них он лично занял Франш-Конте; другая, под начальством Конде, сражалась в Нидерландах и победила при Сенефе; третья, во главе которой стоял Тюренн, опустошала Пфальц и успешно сражалась с войсками императора и великого курфюрста в Эльзасе. После короткого перерыва вследствие смерти Тюренна и удаления Конде Людовик в начале 1676 года с новыми силами явился в Нидерланды и завоевал ряд городов, в то время как Люксембург опустошал Брейсгау. Вся страна между Сааром, Мозелем и Рейном по приказанию короля была превращена в пустыню. В Средиземном море Дюкен одержал верх над Рейтером; силы Бранденбурга были отвлечены нападением шведов. Лишь вследствие неприязненных действий со стороны Англии Людовик в 1678 г. заключил Нимвегенский мир, давший ему большие приобретения со стороны Нидерландов и весь Франш-Конте от Испании. Императору он отдал Филиппсбург, но получил Фрейбург и удержал все завоевания в Эльзасе.

Людовик на вершине могущества

Этот миг знаменует апогей могущества Людовика. Его армия была самой многочисленной, лучше всего организованной и руководимой. Его дипломатия господствовала над всеми европейскими дворами. Французская нация своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот. Версальский двор (Людовик перенёс королевскую резиденцию в Версаль) стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях. При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток (Лавальер, Монтеспан, Фонтанж). Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондёрства или королевской опалы. «Абсолютный без возражения, - по словам Сен-Симона, - Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением». Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди всё более оттеснялись куртизанами и интриганами, неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии.

Король всё меньше и меньше сдерживал свои желания. В Меце, Брейзахе и Безансоне он учредил палаты воссоединения (chambres de réunions) для разыскания прав французской короны на те или другие местности (30 сентября 1681 г.). Имперский город Страсбург в мирное время был внезапно занят французскими войсками. Точно так же поступал Людовик и по отношению к нидерландским границам. В 1681 г. его флот бомбардировал Триполи, в 1684 г. - Алжир и Геную. Наконец, составился союз Голландии, Испании и императора, заставивший Людовика в 1684 г. заключить в Регенсбурге 20-летнее перемирие и отказаться от дальнейших «воссоединений».

Религиозная политика

Политическую зависимость духовенства от папы римского Людовик XIV постарался уничтожить. Он намеревался даже образовать независимый от Рима французский патриархат. Но, благодаря влиянию Боссюэ, знаменитого епископа Мосского, французские епископы воздержались от разрыва с Римом, причем взгляды французской иерархии получили официальное выражение в т. н. заявлении галликанского духовенства (declaration du clarge gallicane) 1682 г.

В вопросах веры духовники Людовика XIV (иезуиты) сделали его послушным орудием самой ярой католической реакции, что сказалось в немилосердном преследовании всех индивидуалистических движений в среде церкви.

Против гугенотов был предпринят ряд суровых мер: у них отнимали храмы, священников лишали возможности крестить детей по правилам своей церкви, совершать браки и погребения и отправлять богослужение. Даже смешанные браки католиков с протестантами были запрещены.

Протестантская аристократия была принуждена обратиться в католицизм, чтобы не лишиться своих социальных преимуществ, а против протестантов из среды других сословий пущены были в ход стеснительные указы, завершившиеся драгонадами 1683 г. и отменой Нантского эдикта в 1685 г. Эти меры, несмотря на строгие наказания за эмиграцию, заставили более 200 тыс. протестантов переселиться в Англию, Голландию и Германию. В Севеннах даже вспыхнуло восстание. Возрастающая набожность короля находила поддержку со стороны г-жи де Ментенон, которая после смерти королевы (1683) была соединена с ним тайным браком.

Война за Пфальц

В 1688 г. вспыхнула новая война, поводом к которой послужили притязания на Пфальц, предъявленные Людовиком XIV от имени своей невестки, Елизаветы-Шарлотты герцогини Орлеанской, состоявшей в родстве с умершим незадолго перед тем курфюрстом Карлом-Людвигом. Заключив союз с курфюрстом Кельнским, Карлом-Эгоном Фюрстембергом, Людовик приказал своим войскам занять Бонн и напасть на Пфальц, Баден, Вюртемберг и Трир.

В начале 1689 г. французские войска ужаснейшим образом опустошили весь Нижний Пфальц. Против Франции составился союз из Англии (только что свергнувшей Стюартов), Нидерландов, Испании, Австрии и германских протестантских государств.

Маршал Франции герцог Люксембург разбил союзников 1 июля 1690 г. при Флёрюсе; маршал Катина завоевал Савойю, вице-адмирал Турвиль разбил британско-нидерландский флот в сражении при мысе Бичи-Хэд, так что французы на короткое время имели перевес даже на море.

В 1692 г. французы осадили Намюр, Люксембург одержал верх в битве при Стенкеркене; зато 28 мая французскому флоту было нанесено поражение у мыса Ла-Уг.

В 1693-1695 г перевес стал склоняться на сторону союзников; в 1695 г. умер герцог де Люксембург, ученик Тюренна; в том же году понадобился громадный военный налог, и мир явился необходимостью для Людовика. Он состоялся в Рисвике, в 1697 г., причём в первый раз Людовику XIV пришлось ограничиться status quo.

Война за испанское наследство

Франция была совершенно истощена, когда немногими годами позже смерть Карла II Испанского привела Людовика к войне с европейской коалицией. Война за испанское наследство, в которой Людовик хотел отвоевать всю испанскую монархию для своего внука Филиппа Анжуйского, нанесла неизлечимые раны могуществу Людовика. Старый король, лично руководивший борьбой, держался в самых тяжёлых обстоятельствах с достоинством и твёрдостью. По миру, заключённому в Утрехте и Раштатте в 1713 и 1714 гг., он удержал за внуком собственно Испанию, но итальянские и нидерландские её владения были потеряны, а Англия уничтожением франко-испанских флотов и завоеванием ряда колоний положила основание своему морскому владычеству. Французской монархии уже не пришлось до самой революции оправиться от поражений при Гохштедте и Турине, Рамильи и Мальплаке. Она изнемогала под тяжестью долгов (до 2 миллиардов) и налогов, вызывавшей местные вспышки недовольства.

Последние годы. Семейная трагедия и вопрос о преемнике

Таким образом, результатом всей системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции. Другим последствием был рост оппозиционной литературы, особенно развившейся при преемнике «великого Людовика».

Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла совсем не радужную картину. 13 апреля 1711 года умер его сын, Великий дофин Людовик (род. в 1661 году); в феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 года упал с лошади и несколько дней спустя скончался младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, у Бурбонов оставался лишь один наследник - четырёхлетний правнук короля, третий сын герцога Бургундского (впоследствии Людовик XV).

Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан - герцога Мэнского и графа Тулузского, и дал им фамилию Бурбонов. Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие. Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и начинавший уже блекнуть декор своего «великого века».

Людовик XIV скончался 1 сентября 1715 года в 8 часов 15 минут утра в окружении придворных. Смерть наступила после нескольких суток агонии, от гангрены ноги, которую король повредил при падении с лошади на охоте (ампутацию он счёл неприемлемой для королевского достоинства). Эпоха правления Людовика XIV длилась 72 года и 110 дней.

Тело короля на протяжении 8 дней было выставлено для прощания в Салоне Геркулеса в Версале. В ночь на девятые сутки тело перевезли (предприняв необходимые меры, чтобы население не устраивало праздники вдоль похоронной процессии) в базилику аббатства Сен-Дени, где Людовика предали земле с соблюдением всех положенных монарху обрядов католической церкви.

В 1822 году ему была воздвигнута конная статуя (по модели Бозио) в Париже, на площади Побед.

Браки и дети

  • (с 9 июня 1660, Сен-Жан де Люц) Мария-Терезия (1638-1683), инфанта Испанская, двоюродная сестра Людовика XIV по двум линиям - и по материнской и по отцовской:
    • Людовик Великий Дофин (1661-1711)
    • Анна-Елизавета (1662-1662)
    • Мария-Анна (1664-1664)
    • Мария-Тереза (1667-1672)
    • Филипп (1668-1671)
    • Луи-Франсуа (1672-1672).

Людовик

Анна-Елизавета и Мария-Анна

Филипп

  • (с 12 июня 1684, Версаль) Франсуаза д’Обинье (1635-1719), маркиза де Ментенон.
  • Внебр. связь Луиза де Ла Бом Ле Блан (1644-1710), герцогиня де Лавальер:
    • Шарль де Ла Бом Ле Блан (1663-1665)
    • Филипп де Ла Бом Ле Блан (1665-1666)
    • Мария-Анна де Бурбон (1666-1739), Мадемуазель де Блуа
    • Людовик де Бурбон (1667-1683), граф де Вермандуа.
  • Внебр. связь Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар (1641-1707), маркиза де Монтеспан:
    • Луиза-Франсуаза де Бурбон (1669-1672)
    • Луи-Огюст де Бурбон, Герцог Мэнский (1670-1736)
    • Луи-Сезар де Бурбон (1672-1683)
    • Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673-1743), Мадемуазель де Нант
    • Луиза-Мария-Анна де Бурбон (1674-1681), Мадемуазель де Тур
    • Франсуаза-Мария де Бурбон (1677-1749), Мадемуазель де Блуа
    • Луи-Александр де Бурбон, Граф Тулузский (1678-1737).
  • Внебр. связь (1678-1680) Мария-Анжелика де Скорай де Руссиль (1661-1681), герцогиня де Фонтанж:
    • N (1679-1679), ребёнок родился мёртвым.
  • Внебр. связь Клод де Вен (ок.1638 - 8 сентября 1686), Мадемуазель дез Ойе:
    • Луиза де Мезонбланш (1676-1718).

История возникновения прозвища Король-Солнце

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нём солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

В двенадцать лет (1651) Людовик XIV дебютировал в так называемых «ballets de cour» - придворных балетах, которые ежегодно ставились во время карнавала.

Карнавал эпохи барокко - это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок («Балет ночи» Жана-Батиста Люлли) юному Людовику довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца (1653), а затем и Аполлона - Солнечного бога (1654).

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (1661), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг - граф де Сент-Эньян. Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошёл со сцены лишь в 1670 году.

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важное культурное событие эпохи барокко - Карусель Тюильри 1662 года. Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию.

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Образ Людовика XIV в массовой культуре

Художественная литература

  • Людовик XIV является одним из основных исторических персонажей трилогии о мушкетёрах Александра Дюма.
  • Михаил Булгаков. Кабала святош .
  • Герой цикла романов «Анжелика» Анны и Сержа Галлон.
  • Герой романа Франсуазы Шандернагор «Королевская аллея: воспоминания Франсуазы д’Обинье, маркизы де Ментенон, супруги короля Франции»
  • А.А.Гурштейн "Звезды Парижа" 2016. (Роман-хроника из жизни астрономов времен Людовика XIV).

Кино

  • Железная маска / The Iron Mask (США; 1929) режиссёр Аллан Дуон, в роли Людовика Уильям Бэйкуэлл.
  • Человек в Железной маске / The Man in the Iron Mask (США; 1939) режиссёр Джеймс Уэйл, в роли Людовика Луис Хейуорд.
  • Железная маска / Le masque de fer (Италия, Франция; 1962) режиссёр Анри Декуэн, в роли Людовика Жан-Франсуа Порон.
  • Захват власти Людовиком XIV / La prise de pouvoir par Louis XIV (Франция; 1966) режиссёр Роберто Росселлини, в роли Людовика Жан-Мари Патт.
  • Человек в железной маске / The Man in the Iron Mask (Великобритания, США; 1977) режиссёр Майк Ньюэлл, в роли Людовика Ричард Чемберлен.
  • Путь короля / L"allée du roi (Франция; 1996) режиссёр Нина Компанеец, в роли короля Людовика XIV Дидье Сандр.
  • В 1993 году Роже Планшон снял биографический фильм «Луи, король-дитя» о детских годах и юношестве Людовика XIV.
  • В фильме 1998 года "Человек в железной маске" Людовик XIV представлен жестоким, эгоистичным, любящим всевозможные развлечения, а также слабым политиком. По сюжету фильма у Людовика есть брат-близнец, который впоследствии занимает место короля и приводит Францию к "Золотому веку". Сыграл Людовика XIV Леонардо Ди Каприо.
  • Также ему посвящён фильм режиссёра Жерара Корбьё «Король Танцует» , в котором раскрывается тема взаимоотношения власти и искусства.
  • Людовик XIV является одним из главных героев и драмы Ролана Жоффе «Ватель». В фильме принц Конде приглашает короля в свой замок Шантильи и пытается произвести на него впечатление, дабы занять пост главнокомандующего в предстоящей войне с Голландией. Людовика XIV играет Джулиан Сэндс.
  • Людовик XIV предстаёт в образе прекрасного соблазнителя в фильме «Анжелика и король», где его сыграл Жак Тожа (фр. Jacques Toja), также появляется в первых двух фильмах киноэпопеи «Анжелика - маркиза Ангелов» и «Великолепная Анжелика».
  • В фильме Олега Ряскова «Слуга государев» роль короля Людовика XIV исполнил артист Московского Нового драматического театра Дмитрий Шиляев.
  • В фильмах Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» (1993) и «Возвращение мушкетеров или Сокровища кардинала Мазарини» (2008) Людовика XIV сыграл Дмитрий Харатьян.
  • В фильме Алана Рикмана «Версальский роман» (2014) роль короля Людовика XIV исполнил Алан Рикман.
  • Сериал «Версаль» (Франция-Канада, 2015-). Роль короля Людовика XIV исполняет Джордж Благден.
  • Смерть Людовика XIV/ La mort de Louis XIV (Португалия, Франция, Испания; 2016) режиссёр Альбер Серра, в роли Людовика Жан-Пьер Лео.

Мюзикл

  • О Людовике XIV во Франции поставлен мюзикл «Король Солнце».

Документальные фильмы

  • 2015 - Смерть Короля-Солнце / 1715. The Sun King is Dead! / La mort de Louis XIV (реж. Сильви Февле / Sylvie Faiveley)


Людовик XIV де Бурбон, получивший при рождении имя Луи-Дьёдонне («Богоданный», фр. Louis-Dieudonné), также известный как «король-солнце» (фр. Louis XIV Le Roi Soleil), также Людовик Великий (фр. Louis le Grand). Родился 5 сентября 1638 года в Сен-Жермен-ан-Ле - умер 1 сентября 1715 года в Версале. Король Франции и Наварры с 14 мая 1643 года.

Царствовал 72 года - дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких государств Священной Римской империи, например, Бернард VII Липпе или Карл Фридрих Баденский).

Людовик, в детские годы переживший войны Фронды, стал убеждённым сторонником принципа абсолютной монархии и божественного права королей (ему приписывают выражение «Государство - это я!» ), укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты.

Царствование Людовика - время значительной консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, привели к повышению налогов, что тяжёлым бременем легло на плечи населения и вызвало народные восстания, а в результате принятия эдикта Фонтенбло, отменившего Нантский эдикт о веротерпимости внутри королевства, около 200 тысяч гугенотов эмигрировали из Франции.

Людовик XIV вступил на престол в мае 1643 года, когда ему ещё не было и пяти лет, поэтому, согласно завещанию его отца, регентство было передано Анне Австрийской, которая правила в тесном тандеме с первым министром кардиналом Мазарини. Ещё до окончания войны с Испанией и Австрийским домом принцы и высшая аристократия, поддерживаемые Испанией и в союзе с Парижским парламентом, начали волнения, которые получили общее название Фронда (1648-1652) и окончились лишь с подчинением принца де Конде и подписанием Пиренейского мира (7 ноября 1659).

В 1660 году Людовик женился на испанской инфанте Марии-Терезии Австрийской. В это время молодой король, выросший без достаточного воспитания и образования, ещё не подавал больших надежд. Однако, как только кардинал Мазарини умер (1661), на следующий день Людовик XIV собирает Государственный совет, на котором объявляет, что он отныне намерен править самостоятельно, не назначая первого министра.

Так Людовик приступил к самостоятельному управлению государством, этому курсу король следовал до самой смерти. Людовик XIV обладал даром подбирать себе талантливых и способных сотрудников (например, Кольбера, Вобана, Летелье, Лионна, Лувуа). Можно даже сказать, что Людовик возвёл учение о королевских правах в полурелигиозный догмат. Благодаря трудам талантливого экономиста и финансиста Ж. Б. Кольбера многое было сделано для укрепления государственного единства, благосостояния представителей третьего сословия, поощрения торговли, развития промышленности и флота. В то же самое время маркиз де Лувуа реформировал армию, объединил ее организацию и увеличил боевую силу.

После смерти короля Филиппа IV Испанского (1665) Людовик XIV объявил притязания Франции на часть Испанских Нидерландов и удержал её за собой в так называемой Деволюционной войне. Заключенный 2 мая 1668 года Аахенский мир передал в его руки Французскую Фландрию и ряд пограничных местностей.

С этого времени Соединённые провинции имели страстного врага в лице Людовика. Контрасты во внешней политике, государственных воззрениях, торговых интересах, религии приводили оба государства к постоянным столкновениям. Людовик в 1668-1671 гг. мастерски сумел изолировать республику. Путем подкупов ему удалось отвлечь Англию и Швецию от Тройственного союза, привлечь на сторону Франции Кёльн и Мюнстер.

Доведя своё войско до 120 000 чел., Людовик в 1670 году занял владения союзника Генеральных штатов, герцога Карла IV Лотарингского, а в 1672 году перешёл через Рейн, в течение шести недель завоевал половину провинций и с триумфом вернулся в Париж. Прорыв плотины, появление у власти Вильгельма III Оранского, вмешательство европейских держав остановили успех французского оружия. Генеральные штаты вступили в союз с Испанией, Бранденбургом и Австрией; к ним присоединилась и Империя после того, как французская армия напала на архиепископство Трир и заняла наполовину уже соединённые с Францией 10 имперских городов Эльзаса.

В 1674 году Людовик противопоставил своим неприятелям 3 больших армии: с одной из них он лично занял Франш-Конте; другая, под начальством Конде, сражалась в Нидерландах и победила при Сенефе; третья, во главе которой стоял Тюренн, опустошала Пфальц и успешно сражалась с войсками императора и великого курфюрста в Эльзасе. После короткого перерыва вследствие смерти Тюренна и удаления Конде Людовик в начале 1676 года с новыми силами явился в Нидерланды и завоевал ряд городов, в то время как Люксембург опустошал Брейсгау. Вся страна между Сааром, Мозелем и Рейном по приказанию короля была превращена в пустыню. В Средиземном море Дюкен одержал верх над Рейтером; силы Бранденбурга были отвлечены нападением шведов. Лишь вследствие неприязненных действий со стороны Англии Людовик в 1678 г. заключил Нимвегенский мир, давший ему большие приобретения со стороны Нидерландов и весь Франш-Конте от Испании. Императору он отдал Филиппсбург, но получил Фрейбург и удержал все завоевания в Эльзасе.

Этот миг знаменует апогей могущества Людовика. Его армия была самой многочисленной, лучше всего организованной и руководимой. Его дипломатия господствовала над всеми европейскими дворами. Французская нация своими достижениями в искусстве и науках, в промышленности и торговле достигла невиданных высот.

Версальский двор (Людовик перенёс королевскую резиденцию в Версаль) стал предметом зависти и удивления почти всех современных государей, старавшихся подражать великому королю даже в его слабостях. При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток (Лавальер, Монтеспан, Фонтанж). Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондерства или королевской опалы. «Абсолютный без возражения, - по словам Сен-Симона, - Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением». Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди все более оттеснялись куртизанами и интриганами, неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии.

Король все меньше и меньше сдерживал свои желания. В Меце, Брейзахе и Безансоне он учредил палаты воссоединения (chambres de réunions) для разыскания прав французской короны на те или другие местности (30 сентября 1681 г.). Имперский город Страсбург в мирное время был внезапно занят французскими войсками. Точно так же поступал Людовик и по отношению к нидерландским границам. В 1681 г. его флот бомбардировал Триполи, в 1684 г. - Алжир и Геную. Наконец, составился союз Голландии, Испании и императора, заставивший Людовика в 1684 г. заключить в Регенсбурге 20-летнее перемирие и отказаться от дальнейших «воссоединений».

Центральное управление государством осуществлялось королем при помощи различных советов (conseils):

Совет министров (Conseil d"État) - рассматривал вопросы особой важности: иностранной политики, военные дела, назначал высшие чины областного управления, разрешал коллизии судебных органов. В совет входили государственные министры с пожизненным содержанием. Число единовременных членов совета никогда не превышало семи человек. Главным образом это были государственные секретари, генерал-контролер финансов и канцлер. Председательствовал в совете сам король. Являлся постоянно действующим советом.

Совет финансов (Conseil royal des finances) - рассматривал фискальные вопросы, финансовые, а также апелляции на интендантские распоряжения. Совет был создан в 1661 году и поначалу в нем председательствовал сам король. В состав совета входили канцлер, генерал-контролер, два государственных советника и интендант по финансовым делам. Являлся постоянно действующим советом.

Почтовый совет (Conseil des dépêches) - рассматривал общие вопросы управления, например, списки всех назначений. Являлся постоянно действующим советом.Торговый совет - являлся временным советом, учрежденным в 1700 году.

Духовный совет (Conseil des conscience) - также являлся временным советом, в котором король совещался со своим духовником о замещении духовных должностей.

Государственный совет (Conseil des parties) - состоял из государственных советников, интендантов, в заседании которого принимали участие адвокаты и заведующие прошениями. В условной иерархии советов был ниже, чем советы при короле (Совета министров, финансов, почтового и других, включая временные). Соединял в себе функции кассационной палаты и высшего административного суда, источника прецедентов в административном праве Франции тех времен. Председательствовал в совете Канцлер. Состоял совет из нескольких отделений: по наградам, по делам из земельных владений, соляному налогу, дворянским делам, гербам и по разным иным вопросам, в зависимости от необходимости.

Большой совет (Grand conseil) - судебное учреждение в состав которого входило четыре президента и 27 советников. Рассматривал вопросы о епископствах, церковных имениях, больницах, был последней инстанцией по гражданским делам.

Во Франции в годы правления Людовика XIV была проведена первая кодификация торгового права и принят Ordonance de Commerce - Торговый кодекс (1673). Значительные достоинства Ордонанса 1673 года обусловливаются тем, что изданию его предшествовала очень серьёзная подготовительная работа на основании отзывов сведущих лиц. Главным работником был Савари, так что этот ордонанс часто называют кодексом Савари.

Политическую зависимость духовенства от папы он постарался уничтожить. Людовик XIV намеревался даже образовать независимый от Рима французский патриархат. Но, благодаря влиянию знаменитого епископа Мосского Боссюэта, французские епископы воздержались от разрыва с Римом, причем взгляды французской иерархии получили официальное выражение в т. н. заявлении галликанского духовенства (declaration du clarge gallicane) 1682 г.

В вопросах веры духовники Людовика XIV (иезуиты) сделали его послушным орудием самой ярой католической реакции, что сказалось в немилосердном преследовании всех индивидуалистических движений в среде церкви.

Против гугенотов был предпринят ряд суровых мер: у них отнимали храмы, священников лишали возможности крестить детей по правилам своей церкви, совершать браки и погребения и отправлять богослужение. Даже смешанные браки католиков с протестантами были запрещены.

Протестантская аристократия была принуждена обратиться в католицизм, чтобы не лишиться своих социальных преимуществ, а против протестантов из среды других сословий пущены были в ход стеснительные указы, завершившиеся драгонадами 1683 г. и отменой Нантского эдикта в 1685 г. Эти меры, несмотря на строгие наказания за эмиграцию, заставили более 200 тыс. протестантов переселиться в Англию, Голландию и Германию. В Севеннах даже вспыхнуло восстание. Возрастающая набожность короля находила поддержку со стороны г-жи де Ментенон, которая после смерти королевы (1683) была соединена с ним тайным браком.

В 1688 г. вспыхнула новая война, поводом к которой послужили притязания на Пфальц, предъявленные Людовиком XIV от имени своей невестки, Елизаветы-Шарлотты герцогини Орлеанской, состоявшей в родстве с умершим незадолго перед тем курфюрстом Карлом-Людвигом. Заключив союз с курфюрстом Кельнским, Карлом-Эгоном Фюрстембергом, Людовик приказал своим войскам занять Бонн и напасть на Пфальц, Баден, Вюртемберг и Трир.

В начале 1689 г. французские войска ужаснейшим образом опустошили весь Нижний Пфальц. Против Франции составился союз из Англии (только что свергнувшей Стюартов), Нидерландов, Испании, Австрии и германских протестантских государств.

Маршал Франции герцог Люксембург разбил союзников 1 июля 1690 г. при Флёрюсе; маршал Катина завоевал Савойю, вице-адмирал Турвиль разбил британско-нидерландский флот в сражении при мысе Бичи-Хэд, так что французы на короткое время имели перевес даже на море.

В 1692 г. французы осадили Намюр, Люксембург одержал верх в битве при Стенкеркене; зато 28 мая французскому флоту было нанесено поражение у мыса Ла-Уг.

В 1693-1695 г перевес стал склоняться на сторону союзников; в 1695 г. умер герцог де Люксембург, ученик Тюренна; в том же году понадобился громадный военный налог, и мир явился необходимостью для Людовика. Он состоялся в Рисвике, в 1697 г., причём в первый раз Людовику XIV пришлось ограничиться status quo.

Франция была совершенно истощена, когда немногими годами позже смерть Карла II Испанского привела Людовика к войне с европейской коалицией. Война за испанское наследство, в которой Людовик хотел отвоевать всю испанскую монархию для своего внука Филиппа Анжуйского, нанесла неизлечимые раны могуществу Людовика. Старый король, лично руководивший борьбой, держался в самых тяжелых обстоятельствах с достоинством и твердостью. По миру, заключенному в Утрехте и Раштатте в 1713 и 1714 гг., он удержал за внуком собственно Испанию, но итальянские и нидерландские её владения были потеряны, а Англия уничтожением франко-испанских флотов и завоеванием ряда колоний положила основание своему морскому владычеству. Французской монархии уже не пришлось до самой революции оправиться от поражений при Гохштедте и Турине, Рамильи и Мальплаке. Она изнемогала под тяжестью долгов (до 2 миллиардов) и налогов, вызывавшей местные вспышки недовольства.

Таким образом, результатом всей системы Людовика явилось экономическое разорение, нищета Франции. Другим последствием был рост оппозиционной литературы, особенно развившейся при преемнике «великого» Людовика.

Семейная жизнь престарелого короля под конец жизни представляла совсем не радужную картину. 13 апреля 1711 года умер его сын, Великий дофин Людовик (род. в 1661 году); в феврале 1712 года за ним последовал старший сын дофина, герцог Бургундский, а 8 марта того же года и старший сын последнего, малолетний герцог Бретонский. 4 марта 1714 года упал с лошади и несколько дней спустя скончался младший брат герцога Бургундского, герцог Беррийский, так что, помимо Филиппа V Испанского, у Бурбонов оставался лишь один наследник - четырёхлетний правнук короля, второй сын герцога Бургундского (впоследствии ).

Ещё ранее Людовик узаконил двух своих сыновей от мадам де Монтеспан - герцога Мэнского и графа Тулузского, и дал им фамилию Бурбонов. Теперь он в своём завещании назначил их членами совета регентства и объявлял за ними эвентуальное право на престолонаследие. Сам Людовик до конца жизни оставался деятельным, твердо поддерживая придворный этикет и начинавший уже блекнуть декор своего «великого века».

Людовик XIV скончался 1 сентября 1715 года в 8 часов 15 минут утра в окружении придворных. Смерть наступила после нескольких суток агонии. Эпоха правления Людовика XIV длилась 72 года и 110 дней.

Тело короля на протяжении 8 дней было выставлено для прощания в Салоне Геркулеса в Версале. В ночь на девятые сутки тело перевезли (предприняв необходимые меры, чтобы население не устраивало праздники вдоль похоронной процессии) в базилику аббатства Сен-Дени, где Людовика предали земле с соблюдением всех положенных монарху обрядов католической церкви.

В 1822 году ему была воздвигнута конная статуя (по модели Бозио) в Париже, на площади Побед.

История возникновения прозвища Король-Солнце:

Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах. Первые упоминания солнечной эмблематики восходят к правлению Генриха III, пользовались ею дед и отец Людовика XIV, но лишь при нем солнечная символика получила по-настоящему широкое распространение.

В двенадцать лет (1651) Людовик XIV дебютировал в так называемых «ballets de cour» - придворных балетах, которые ежегодно ставились во время карнавала.

Карнавал эпохи барокко - это не просто праздник и увеселение, а возможность поиграть в «перевёрнутый мир». Например, король на несколько часов становился шутом, артистом или фигляром, в то же время шут вполне мог себе позволить появиться в образе короля. В одной из балетных постановок («Балет ночи» Жана-Батиста Люлли) юному Людовику довелось впервые предстать перед своими подданными в образе Восходящего солнца (1653), а затем и Аполлона - Солнечного бога (1654).

Когда же Людовик XIV начал править самостоятельно (1661), жанр придворного балета был поставлен на службу государственным интересам, помогая королю не только создавать его репрезентативный образ, но и управлять придворным обществом (впрочем, как и другие искусства). Роли в этих постановках распределяли только король и его друг - граф де Сент-Эньян. Принцы крови и придворные, танцуя рядом со своим государем, изображали разные стихии, планеты и прочие подвластные Солнцу существа и явления. Сам же Людовик продолжает представать перед подданными в образе Солнца, Аполлона и других богов и героев Древности. Король сошел со сцены лишь в 1670 году.

Но возникновению прозвища Короля-Солнце предшествовало ещё одно важное культурное событие эпохи барокко - Карусель Тюильри 1662 года. Это празднично-карнавальная кавалькада, представляющая собой нечто среднее между спортивным праздником (в Средние века это были турниры) и маскарадом. В XVII веке Карусель называли «конным балетом», поскольку это действо больше напоминало спектакль с музыкой, богатыми костюмами и достаточно последовательным сценарием. На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Это символизировало то, что это светило защищает короля и вместе с ним и всю Францию.

По мнению историка французского барокко Ф. Боссана, «именно на Большой Карусели 1662 года в некотором роде и родился Король-Солнце. Имя ему дали не политика и не победы его армий, а конный балет».

Браки и дети Людовика XIV:

первая супруга: с 9 июня 1660 Мария-Терезия (1638-1683), инфанта Испанская , двоюродная сестра Людовика XIV по двум линиям - и по материнской и по отцовской.

дети Людовика XIV и Марии-Терезии:

Людовик Великий Дофин (1661-1711)
Анна-Елизавета (1662-1662)
Мария-Анна (1664-1664)
Мария-Тереза (1667-1672)
Филипп (1668-1671)
Луи-Франсуа (1672-1672).

Внебрачная связь: Луиза де Ла Бом Ле Блан (1644-1710), герцогиня де Лавальер

дети Людовика XIV и герцогини де Лавальер:

Шарль де Ла Бом Ле Блан (1663-1665)
Филипп де Ла Бом Ле Блан (1665-1666)
Мария-Анна де Бурбон (1666-1739), Мадемуазель де Блуа
Людовик де Бурбон (1667-1683), граф де Вермандуа.

Внебрачная связь: Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар (1641-1707), маркиза де Монтеспан

дети Людовика XIV и маркизы де Монтеспан:

Луиза-Франсуаза де Бурбон (1669-1672)
Луи-Огюст де Бурбон, Герцог Мэнский (1670-1736)
Луи-Сезар де Бурбон (1672-1683)
Луиза-Франсуаза де Бурбон (1673-1743), Мадемуазель де Нант
Луиза-Мария-Анна де Бурбон (1674-1681), Мадемуазель де Тур
Франсуаза-Мария де Бурбон (1677-1749), Мадемуазель де Блуа
Луи-Александр де Бурбон, Граф Тулузский (1678-1737).

Внебрачная связь (1678-1680): Мария-Анжелика де Скорай де Руссиль (1661-1681), герцогиня де Фонтанж (N (1679-1679), ребёнок родился мёртвым).

Внебрачная связь: Клод де Вен (ок.1638 - 8 сентября 1686), Мадемуазель дез Ойе: дочь Луиза де Мезонбланш (1676-1718).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!