Звериный психотерапевт - зоопсихолог. Редкая профессия: зоопсихолог-хендлер Где учат на зоопсихологов

Лаборатория зоопсихологии при кафедре общей психологии

Лаборатория зоопсихологии при была создана в 1977 году стараниями , бывшего тогда заведующим кафедрой и деканом факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, и доцента этой же кафедры , известного специалиста в области этологии и зоопсихологии, последователя Н.Н.Ладыгиной-Котс. С 1990 по 2008 гг. лаборатория работала под руководством ученицы К.Э.Фабри - .

За прошедший с того времени период из стен лаборатории вышли специалисты, нашедшие приложение своим знаниям в области психологии и поведения животных в институтах и научных центрах СНГ и России, в научных отделах зоопарков и заповедников. Защищено несколько диссертаций, посвящённых ориентировочно-исследовательской деятельности животных, исследованию мотивации игр животных, сравнительному анализу манипуляционной активности разных видов млекопитающих, онтогенезу интеллекта антропоидов.

В настоящее время лаборатория зоопсихологии при кафедре общей психологии продолжает работать небольшим составом, тематика исследований, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня несколько поменялась. Наряду с проблематикой, относящейся к области фундаментальных исследований – изучением психологических закономерностей и механизмов, лежащих в основе антропогенной эволюции высших позвоночных животных (итогом работы стала монография Н.Н.Мешковой и Е.Ю.Федорович “Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде” М. Аргус.) - появились темы прикладного характера, такие как «роль животных–домашних питомцев в современной городской семье», «отклоняющееся от нормы поведение животных, содержащихся в неволе» и др.

Лаборатория зоопсихологии ведёт активную педагогическую деятельность. Сотрудники лаборатории читают базовый курс лекций по зоопсихологии и сравнительной психологии для студентов и слушателей, получающих второе высшее образование, проводят практикумы по наблюдению за животными, руководят научно-исследовательскими работами студентов. Для поддержания учебного процесса была издана «Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии» под ред. Н.Н.Мешковой, Е.Ю.Федорович, дополняющая учебник К.Э.Фабри «Основы зоопсихологии».

Сотрудники:

  • ст.н.сотр. Федорович Елена Юрьевна;
  • мл. н. сотр. Емельянова Светлана Анатольевна

Основные публикации:

  1. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Постановка А.Н.Леонтьевым проблемы филогенеза образа мира и современные исследования в зоопсихологии // Вестн. Моск. Ун-та, Сер.14. Психология - 1994.- №1.
  2. Мешкова Н.Н., Котенкова Е.Ю., Федорович Е.Ю. Исследовательское поведение // Домовая мышь. Происхождение, распространение, систематика, поведение. - М., 1994. - С. 214-229.
  3. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Ориентировочно-исследовательская деятельность, подражание и игра как психологические механизмы адаптации высших позвоночных к урбанизированной среде. М., Аргус. - 1996. - 226 с.
  4. Мешкова Н.Н. «Развитие психики» А.Н. Леонтьева – взгляд через шестьдесят лет. //Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл. 1999.
  5. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Актуальные проблемы преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии / Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007г. N 3. С. 109-113.
  6. Варга А.Я., Федорович Е.Ю. О психологической роли домашних питомцев в семье. //Вестник Московского государственного областного университета. Серия Психологические Науки. №3, Т.1, 2009. С. 22-35.
  7. Варга А.Я., Федорович Е.Ю. «Домашний питомец в семейной системе» «Вопросы психологии» 2010. № 1.

Другие публикации:

  1. Федорович Е.Ю., Мешик В.А. “Обучение обезьян рисованию в Московском Зоопарке”. Научные исследования в зоологических парках. Вып. 11. Москва, 2000 г. С. 131-134.
  2. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С. “Работа кинолога вместе с психологом - излишество или необходимость? К вопросу о создании киноголо-психологической службы”. Животные в городе. М. 2000 г. С. 144-146
  3. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С. Обращение владельца собаки к инструктору-дрессировщику: мотивы и мотивировки. Научный сборник РФСС №1. 2000 г. С. 21-30.
  4. Федорович Е.Ю., Тихонова Г.Н., Давыдова Л.В., Тихонов И.А. Особенности исследовательского поведения Microtus rossiaemeridianalis в связи с её склонностью к синантропии. Животные в городе. М. 2000 г. С. 117-119.
  5. Федорович Е.Ю. Всегда ли собака друг человека? Сб.: Проблемы фауны города. М. Изд-во МСХА. 2001 г. С. 70-76.
  6. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С. Новая форма работы с владельцами собак: кинолого-психологическая консультация. Научный сборник РФСС №2. 2001 г. С. 44-59.
  7. Непринцева Е.С., Федорович Е.Ю. Коррекция проблемного поведения собак при временной изоляции. Научный сборник РФСС №2. 2001 г. С. 34-43.
  8. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С. Влияние ранней депривации на психику и поведение собак. Научный сборник РФСС №3. 2002 г. С. 50-68.
  9. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Психика как фактор антропогенной эволюции животных. Ежегодник Российского психологического Общества “Психология и её приложения”. Т.9, вып.2, М. 2002 г. С. 64-65.
  10. Ефимова Ю.В., Федорович Е.Ю. Феномен отклоняющегося от нормы поведения у диких животных в условиях неволи. Ежегодник Российского психологического Общества. Специальный Выпуск.. Т.2, М. 2005 г. С. 282-284
  11. Тихонова Г.Н., Тихонов И., Федорович Е.Ю., Давыдова Л.В. Сравнительный анализ ориентировочно-исследовательского поведения видов-двойников Microtus в связи с разной склонностью к синантропии. Зоологический журнал. 2005, т. 84, №5, стр. 618-627.
  12. Шапиро А.Г., Федорович Е.Ю. Домашние питомцы в семейно-психологическом контексте. // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. 23-24 ноября 2006 г. МГУ: 2006. С. 340-341
  13. Мешкова Н.Н., Федорович. Биологизаторские тенденции в преподавании зоопсихологии и сравнительной психологии сегодня и их причины. // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции. 23-24 ноября 2006 г. МГУ: 2006. С. 44-45.
  14. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Специфика преподавания зоопсихологии и сравнительной психологии сегодня // «Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Традиции и перспективы развития зоопсихологии в России»», посвященной памяти Н.Н. Ладыгиной-Котс, 24-26 октября 2006 года, Пенза, 2007, С. 86-91 (0,2 п.л.)
  15. Федорович Е.Ю. Активность психического: поведение в ситуациях новизны в зависимости от ранга особи в группе // там же, С. 115-122 (0,2 п.л.)
  16. Ефимова Ю.В., Федорович Е.Ю. Коррекция разных видов отклоняющегося от нормы поведения у диких животных в условиях неволи // там же, С. 41-45 (0,2 п.л.).
  17. Федорович Е.Ю., Варга А.Я. Животные-домашние питомцы как элементы семейной системы: взгляд с точки зрения Теории Семейных Систем М. Боуэна. Материалы 4-ой Международной конференции «Психология современной статьи» (0,25 п.л.) С 660-663.
  18. Федорович Е.Ю., Непринцева Е.С., Мешкова Н.Н. Инициирование феральными собаками контакта с людьми: этологический и социологический анализ. // Поведение и экология млекопитающих. Материалы научной конференции. 9-12 ноября 2009г., г. Черноголовка. М.: Тов-во научных изданий КМК. 2009. 142 с. С. 113.
  19. Федорович Е.Ю. Антропоморфизм как одна из сторон коммуникации человека и животных.// Журнал Международного Института Чтения им. А.А. Леонтьева. Понимание в контексте науки, культуры, образования (Материалы 14-й научно-практической конференции по психологии и педагогике чтения, 14-16 января 2010 г., МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва.№9. 2010. С. 129-132.

Зоопсихолог — психолог, специализирующийся на поведении животных. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Одна из звёзд зоопсихологии — австрийский учёный Конрад Лоренц (1903-1989).

Зоопсихолог, один из основателей этологии, лауреат (совместно с К. Фришем и Н. Тинбергеном) Нобелевской премии 1973 года по физиологии и медицине за исследования индивидуального и группового поведения животных.

Лоренц - создатель теории импринтинга - запечатления в памяти животных отличительных признаков объектов. Лоренц открыл импритинг, работая с серыми гусями. Он заметил, что в первые часы после рождения гусята запоминают подвижные предметы, находящиеся поблизости и переносят на них свою ориентировку на родителей. Иными словами, принимают за маму-гусыню первый попавшийся объект.

Лоренцем написаны замечательные научно-популярные книги: «Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого гуся».

Их обязательно нужно прочесть каждому, кто мечтает стать зоопсихологом.

Среди научных трудов: «Эволюция и модификация поведения», «Поведение животных и человека», «За зеркалом. Исследование естественной истории человеческого знания» и др..

Особенности профессии

Зоопсихологов не следует путать с кинологами, фелинологами, дрессировщиками и другими специалистами, умеющими управлять поведением животных.

Зоопсихология — это раздел психологии.

Зоопсихология связана с этологией (от греч. éthos — характер), наукой о поведении различных видов животных в естественных условиях.

Однако зоопсихологию в первую очередь интересует не поведение как таковое, а психические процессы. Даже представители одного вида или породы, и даже из одного выводка, ведут себя по-разному. Это подтвердят опытные владельцы кошек и собак.

Зоопсихологов интересуют и дикие, и домашние животные, психика которых имеет большие различия. Ведь домашнее животное - это часть человеческой семьи. Даже его представления о добывании пищи совершенно не походят на представления дикого сородича. Например, большинство домашних собак и кошек предпочитают добывать пищу в холодильнике, а не на охоте. А человека воспринимают как члена своей стаи.

Также зоопсихологи исследуют аномалии в поведении животных (страхи, агрессивность, необъяснимое упрямство и пр.). Хороший специалист может выяснить причину и объяснить хозяину, как исправить дело. Часто странное поведение - это проявление расстройств нервной системы. А иногда - реакция на какую-то ситуацию, которая тревожит собаку. Сама собака объяснить хозяину суть проблем, разумеется, не может. Вернее, она даёт ему понять, но хозяин не понимает. Потому и нужен зоопсихолог.

Зоопсихологи нужны и тогда, если проблемы случаются с сельскохозяйственными животными. Например, вдруг уменьшаются надои у коров на ферме. Специалист может исследовать ситуацию и выяснить причину.

Рабочее место

Зоопсихологи работают в научно-исследовательских институтах, консультируют в кинологических центрах, частным образом.

Где учат

Зоопсихологию изучают на факультетах психологии. А также в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и др. вузах.

Полулегальная торговля четвероногим живым товаром в России стала мощной отраслью бизнеса с миллиардными теневыми оборотами.
Не удивительно, что на этой ниве подвизаются многие искатели легкой наживы.

Предложение порождается спросом.
Поэтому начнём с тех обывателей, которые под гипнозом зомбоящика вдруг впадают в шопинг-экстаз и начинают повально скупать модные породы собак и кошек. Таких же, как у героев их любимых передач и сериалов.

Заводчики чутко реагируют на ажиотажный спрос и начинают массовое производство востребованных пород. Благо подобная деятельность в России никак официально не регулируется и налогами не облагается.

При этом недобросовестные владельцы котячьих и щенячьих фабрик не брезгуют инбридингом и жесточайшей эксплуатацией самок, которых принуждают рожать и рожать без передышки, в жутких антисанитарных условиях.

Как следствие, производимый "продукт" (котята и щенки) зачастую получается бракованным, то есть с дефектами психики.
В отличие от недостатков экстерьера, эти пороки сразу не видны. И покупатели начинают замечать их лишь когда собака или кошка уже подросли.

Народ у нас, в основном, - добрый, а заодно и жадный. И потому не у всех поднимается рука усыпить либо вышвырнуть за порог оказавшееся некачественным дорогостоящее приобретение. Иногда даже в кредит купленное.

И вот тут наступает праздник на улице тех, кто именует себя зоопсихологами.
Они предлагают за умеренную плату "починить" кошку или собаку, сделав их "пригодными к эксплуатации".
То есть устранить все поведенческие проблемы делающие некомфортным сосуществование хозяев с данным животным.

Деятельность подобных «специалистов», которые вместо диплома о высшем психологическом образовании показывает вам какую-нибудь справку об окончании курсов или иной подобный документ, сводится к сомнительным экспериментам над психикой вашего животного в отрыве от ваших личных особенностей, потребностей, мотивов и психологических проблем.
К тому же, часто они прибегают к элементам дрессировки, не являясь дрессировщиками, пытаются назначать медикаментозное лечение, не являясь ветеринарными врачами, в итоге нанося неизгладимый вред и вам, и вашему любимцу.

В связи с этим Фонд развития зоогуманизма "Добрый Мир" предлагает читателям некоторые сведения, которые помогут сориентироваться в данном вопросе.

ИТАК.

Начнем с того, что в России отдельной специальности "Зоопсихолог" официально не существует.

Да и за рубежом тоже.

В развитых европейских государствах, где давно (по сравнению с Россией) существует отработанная практика обучения и сертификации специалистов в области поведения домашних животных.

Например, в США, Великобритании, Австралии специалист, работающий с проблемами поведения домашних животных, называется Applied Animal Behaviorist . Специалист высшей квалификации в данной сфере деятельности называется Certified Applied Animal Behaviorist или Certified Applied Animal Behavior Concultant.

Как видите, термин «зоопсихолог» не упоминается вовсе, т.к. профессиональная деятельность в области коррекции поведения животных (особенно домашних) предполагает огромный багаж прикладных знаний. (При этом, разумеется, базовое профильное образование - обязательно).

Даже ветеринарные врачи, имеющие большой опыт общения с домашними животными, не могут считаться консультантами по поведению потому что изучение психики домашнего животного невозможно в отрыве от владельца и тех условий, которые он создает своему воспитаннику.
Это подразумевает работу с животным в качестве зоопсихолога и с владельцем в качестве психолога одновременно , то есть возникшие проблемы необходимо рассматривать в системе «человек - животное», а не в отрыве одного от другого. Только при таком подходе возможно добиться желаемых результатов.


Иными словами, зоопсихология является отраслью психологии и работа зоопсихолога с домашними животными теснейшим образом связана с работой с их владельцами!

К примеру, в России существует Лаборатория зоопсихологии кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, и в этом же ВУЗе, в 2008 году, на факультете психологии в рамках постдипломного дополнительного образования открылась специализация «Психология домашних животных» для лиц с высшим психологическим, ветеринарным, биологическим и зоотехническим образованием.

В настоящее время кафедры зоопсихологии уже имеются на психологических факультетах многих ВУЗов, но специальность «зоопсихолог» не значится в реестре специальностей ни одного из российски государственных высших учебных заведений. Поэтому выпускник получает в первую очередь государственный диплом о высшем профессиональном образовании по специальности ПСИХОЛОГ и, в дополнение к нему, справку о прохождении курса по зоопсихологии.


Зоопсихология - узкая специализация, которую выбирают люди, любящие животных и изучающие их психику.
Далеко не каждый дипломированный психолог может работать зоопсихологом.
Поэтому настоящих специалистов зоопсихологов, - единицы и их вы не увидите на экранах своих телевизоров и не услышите на любимых радиостанциях. В то же время самозванцы раздают советы налево и направо в средствах массовой коммуникации и чувствуют себя достаточно уверенно, обманывая многотысячную аудиторию.

Какие ещё признаки, кроме наличия диплома о высшем психологическом образовании, позволят владельцу животного отличить настоящего зоопсихолога от шарлатана!?

Предлагаем обратить внимание на следующее:

1. Зоопсихолог ни в коем случае не должен предлагать какие-либо методы насилия для коррекции поведения (игнорирование, специальные ошейники).

2. Не должен давать готовых рецептов для коррекции поведения. Любая работа с собакой должна строиться на индивидуальном подходе.

3. Перед началом работы с собакой он должен выявить: не больна ли она чем-то, нет ли у нее хронических заболеваний или боли. Он должен расспросить обо всех источниках стресса у собаки и показать хозяину способ ликвидировать этот стресс.

4. Он не должен пытаться лечить собаку медикаментами.

5. Работа с собакой не должна проводиться без присутствия хозяина, например, во время передержки. Собаку ни в коем случае нельзя оставлять специалисту для того, чтобы он «поработал с ней сам» — здесь всегда работает только сам хозяин. Специалист только ищет путь решения проблемы и помогает хозяину в работе.

6. Специалист работает над улучшением контакта собаки и человека. Для этого он должен понять, как построен контакт хозяина и собаки, и помочь хозяину создать такой контакт, в котором собака чувствовала бы себя комфортно. Для этого хозяину надо объяснить некоторые правила коммуникации с собакой, ее язык. В данном случае мы говорим о сигналах примирения собаки, о ее факторах, вызывающих у нее стресс, о правильном питании и т. д.

7. Когда специалист вперые встречается с собакой, собака должна уже через короткое время (максимум 1—2 встречи) испытать к нему симпатию, не отторгать его!

8. Сам специалист должен вести себя спокойно, расслабленно, движения его должны быть мягкими и медленными, голос спокойным. Он не должен приставать к собаке и насиловать ее своим общением. Он должен быть приятен и хозяину, и собаке. Собака не должна нервничать от общения со специалистом.

В заключение приведем рассказ о том, как штампуют доморощенных "зоопсихологов" в Санкт-Петербурге.

На днях столкнулся с любопытным фактом.
Пара лиц, гордо именующих себя зоопсихологами, с пеной у рта защищали некую Светлану Ильинскую из АНО "Центр правовой зоозащиты", выступающую за умерщвление бездомных животных и широкое рапространение контактных зоопарков в России.

В связи с этим задумался я, - что же это за штука такая, зоопсихология, адепты которой считают нормальными явлениями убийство попавших в беду собак и кошек, а также мучительство животных в частных зоотюрьмах!?

Ну то, что многие т.н. "зоопсихологи" зарабатывают себе на жизнь в КЗ (контактных зоопарках) проговорился сам Дмитрий Тарасов - владелец центра "Компаньон", где в течение всего 6-ти месяцев (!) и примерно за 700 евро можно получить сертификат зоопсихолога государственного образца:


Животные в КЗ " ...имеют прекрасное питание, круглосуточное ветеринарное обслуживание, а во многих местах даже психолога.... " сообщил Дмитрий Тарасов в Фейсбуке:

Иными словами, профессия зоопсихолога является востребованной и "отбить" затраты на приобретение у Тарасова сертификата можно довольно быстро. Ведь даже если не удастся устроить в КЗ при каком-нибудь ТРЦ, то всегда можно подработать на дому, и получить немалые деньги поучая собаковладельцев в режиме он-лайн:

Какими знаниями и каким образованием обладает лицо, берущее на себя смелость присваивать желающим звание "зоопсихолог" !?

Ответ на этой вопрос мы нашли на странице этого самого Дмитрия Тарасова, титулующего себя как Заведующий кафедрой Зоопсихологии Зооветеринарного факультета (Национальный открытый институт России г. Санкт-Петербург) .

Вот как он сам описывает полученное образование:

В этом Университете можно не только получить платное высшее образование, но и пройти курсы, повышение квалификации. Многие такие курсы бесплатны, деньги берутся только за сертификат, а он может быть разным и получить его можно разными способами. За 25 рублей вам дадут этот сертификат скачать, и вы сами сможете его распечатать. На сертификате указано название курса, количество часов, печать ВУЗа и подпись ректора. Также можно скачать сертификат на английском языке. После оплаты сертификата вам будет доступна и ссылка на него, которую вы можете размещать в резюме и в Интернете...
это учебное заведение предназначено для дистанционного обучения, а диплом вполне даже котируется у работодателей.

С ноира выходят дипломированные балбесы
Национальный Открытый Институт России (НОИР), расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д.6.

В данном институте в основном учатся люди, закончившие в свое время вечерние школы и ПТУ, данный институт дает возможность всем желающим двоешникам получить диплом о высшем образовании, но ЗНАНИЙ, НИКАКИХ, если только студент сам не захочет, получить не реально. Курсовые работы -защищать не нужно, просто в электронном виде отправляй и все!!! На лекции ходить не нужно, а экзамены и зачеты надо сдавать в виде теста, естественно с возможностью пользоваться шпаргалками, например, скаченными в группе социальной сети "контакт" ВЫВОД: С этого института выходят люди такимиже балбесами и двоешниками, как и поступили!!!

Похоже, что 6-ти месячные

г.Санкт-Петербург

Описание программы:

Национальный открытый институт (НОИР) приглашает вас поступить на востребованную и актуальную специальность "Прикладная зоопсихология (в иппологии, в кинологии)". Обучение ведётся заочно с применением дистанционных технологий. Поступайте в НОИР!

Форма и сроки обучения:

Поступление:

По результатам ЕГЭ

  • Русский язык ЕГЭ
  • Математика ЕГЭ
  • Биология ЕГЭ (профилированный)

Для поступающих из числа лиц (не представивших ЕГЭ):

Имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 г.;
- имеющих среднее профессиональное образование;
- имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств, проводятся следующие вступительные испытания: Математика (тестирование), Русский язык (тестирование), Биология (тестирование)

Для лиц, имеющих диплом ВПО, проводится собеседование по биологии.

Для зачисления на второй и последующие курсы проводятся аттестационные испытания по блоку указанных выше дисциплин.

Дипломы:

По окончании обучения выпускникам выдается государственный диплом и присуждается степень бакалавра в сфере прикладной зоопсихологии (в иппологии, в кинологии).

Московский Университет имени С.Ю. Витте (МИЭМП)

Психолог. Социальный педагог (Бакалавриат) (Высшее образование) Программа обучения по профилю «Психология и социальная педагогика» направлена на подготовку специалистов нового поколения, способных вести социально-педагогическую деятельность в современных образовательных учреждениях любого уровня, а также работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в специализированных учебных заведениях и в инклюзивном образовании.

Высшее образование по психологии

Востребованность психологических кадров в последние годы резко возросла в связи с появлением большого числа кабинетов практической психологической помощи, психологических служб на предприятиях, в организациях и учреждениях. Рынок труда требует квалифицированных детских, семейных психологов, дефектологов, психоаналитиков и психотерапевтов. Для желающих пройти дистанционное* обучение с целью получения высшего психологического образования, на этой странице содержится актуальная информация о российских вузах, которые выпускают бакалавров-психологов. Среди них - Московский институт психоанализа, где можно выучиться на дефектолога, педагога-психолога и психолога общего профиля, Тольяттинский государственный университет «Росдистант», университет «Синергия». Особенностью названных вузов является возможность получения высшего образования по психологии путем дистанционного* обучения.

Многие люди предпочитают учиться заочно без привязки к конкретному региону и вынужденного перерыва в трудовой деятельности. На этой странице представлен список вузов, расположенных в Москве и других регионах России, где можно получить высшее образование психолога дистанционно*. Современные интернет-технологии позволяют организовать учебный процесс таким образом, чтобы обучающийся самостоятельно определял порядок обучения на курсе. Высшее образование по специальности психология доступно в онлайн-режиме.

Как узнать о программах больше?

Для подробной консультации по всем вопросам поступления и обучения достаточно на этой странице выбрать конкретную образовательную программу и кликнуть на кнопку «Заявка на консультацию». После этого в течение 4-х рабочих часов с вами свяжется специалист приёмной комиссии и предоставит подробную информацию о получении высшего образования по психологии заочно. Дополнительную информацию о программе можно получить и по ссылке перехода на соответствующую страницу.

Какой вуз выбрать?

Особенностью обучения по указанным на странице программам является возможность получения высшего психологического образования дистанционно* в государственном вузе. Поступившему на сайте вуза открывается доступ к личному кабинету. Здесь отображаются все необходимые учебно-методические материалы: календарный план-график, учебный план, тексты лекций по дисциплинам, планы практических и семинарских занятий, тематика контрольных работ, текущие и итоговые тестовые задания. По желанию обучающийся может просматривать онлайн-лекции, участвовать в вебинарах, связываться с экспертами в режиме чата для получения ответов на интересующие вопросы. По итогам 5-летнего дистанционного* обучения выпускник получает диплом государственного вуза либо частного университета / института о высшем образовании по психологии. Вне зависимости от формы собственности образовательного учреждения, диплом одинаково признается на рынке труда.

Возможности трудоустройства

Выпускники могут работать в соответствии с полученной квалификацией:

  • школьными психологами,
  • организационными психологами,
  • преподавателями психологических дисциплин,
  • психодиагностами,
  • психологами-тренерами,
  • детскими психологами и др.

Указанные на странице вузы проводят также набор на магистерские курсы по психологии с возможностью дистанционного* обучения.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Зоопсихолог — психолог, специализирующийся на поведении животных. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Одна из звёзд зоопсихологии — австрийский учёный Конрад Лоренц (1903-1989).

Зоопсихолог, один из основателей этологии, лауреат (совместно с К. Фришем и Н. Тинбергеном) Нобелевской премии 1973 года по физиологии и медицине за исследования индивидуального и группового поведения животных.

Лоренц - создатель теории импринтинга - запечатления в памяти животных отличительных признаков объектов. Лоренц открыл импритинг, работая с серыми гусями. Он заметил, что в первые часы после рождения гусята запоминают подвижные предметы, находящиеся поблизости и переносят на них свою ориентировку на родителей. Иными словами, принимают за маму-гусыню первый попавшийся объект.

Лоренцем написаны замечательные научно-популярные книги: «Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого гуся».

Их обязательно нужно прочесть каждому, кто мечтает стать зоопсихологом.

Среди научных трудов: «Эволюция и модификация поведения», «Поведение животных и человека», «За зеркалом. Исследование естественной истории человеческого знания» и др..

Особенности профессии

Зоопсихологов не следует путать с кинологами, фелинологами, дрессировщиками и другими специалистами, умеющими управлять поведением животных.

Зоопсихология — это раздел психологии.

Зоопсихология связана с этологией (от греч. éthos — характер), наукой о поведении различных видов животных в естественных условиях.

Однако зоопсихологию в первую очередь интересует не поведение как таковое, а психические процессы. Даже представители одного вида или породы, и даже из одного выводка, ведут себя по-разному. Это подтвердят опытные владельцы кошек и собак.

Зоопсихологов интересуют и дикие, и домашние животные, психика которых имеет большие различия. Ведь домашнее животное - это часть человеческой семьи. Даже его представления о добывании пищи совершенно не походят на представления дикого сородича. Например, большинство домашних собак и кошек предпочитают добывать пищу в холодильнике, а не на охоте. А человека воспринимают как члена своей стаи.

Также зоопсихологи исследуют аномалии в поведении животных (страхи, агрессивность, необъяснимое упрямство и пр.). Хороший специалист может выяснить причину и объяснить хозяину, как исправить дело. Часто странное поведение - это проявление расстройств нервной системы. А иногда - реакция на какую-то ситуацию, которая тревожит собаку. Сама собака объяснить хозяину суть проблем, разумеется, не может. Вернее, она даёт ему понять, но хозяин не понимает. Потому и нужен зоопсихолог.

Зоопсихологи нужны и тогда, если проблемы случаются с сельскохозяйственными животными. Например, вдруг уменьшаются надои у коров на ферме. Специалист может исследовать ситуацию и выяснить причину.

Рабочее место

Зоопсихологи работают в научно-исследовательских институтах, консультируют в кинологических центрах, частным образом.

Где учат

Зоопсихологию изучают на факультетах психологии. А также в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева и др. вузах.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!