Ушной имплантат. Кохлеарная имплантация – что это такое, кому и как проводят операцию? Слуховые аппараты: цены, стоимость

Кохлеарная имплантация считается самым действенным методом восстановления звуковосприятия. Она помогает даже полностью глухим людям восстановить слух. Такой имплант представляет собой электронное устройство, разработанное для людей разного возраста. Его применяют в том случае, если применение обычных слуховых аппаратов не дает возможности получить нужный результат.

Кохлеарный имплант

Под данным термином понимают уникальное высокотехнологичное приспособление нового поколения, которое разработано специально для пациентов с выраженной или . С помощью этого устройства удается получить расширенное звуковосприятие и возможность распознавания речи, когда применение обычных аппаратов не дает результатов.

Отсутствие эффекта от связано не с тем, что они не слишком хорошо усиливают звук. Они не дают результатов при поражении или полной гибели волосковых клеток в органе слуха. Вследствие этого усиленные звуки не могут нормально восприниматься и попадать в мозг.

Кохлеарный имплант служит не для усиления звука, а для полной замены пораженной части органа слуха. Благодаря его применению удается доставить звук прямо к . В этом случае используется методика электрических импульсов.

На фото принцип работы кохлеарного импланта

Показания

К основным показаниям к проведению такого вмешательства относят следующее:

  1. Двусторонняя . При этом средний порог восприятия составляет более 95 дБ.
  2. Отсутствие результата от использования слуховых аппаратов.
  3. Отсутствие когнитивных и психологических нарушений.
  4. Отсутствие серьезных соматических патологий.
  5. Готовность к продолжительному периоду реабилитации.

Существуют определенные факторы, влияющие на результативность выполнения кохлеарной имплантации. Обычно данную операцию выполняют пациентам, которые имеют тяжелую степень нейросенсорной тугоухости на фоне функционирующего слухового нерва.

Больным, которые имеют , обычно не проводят такую процедуру. Это обусловлено тем, что после выполнения вмешательства звук не может попадать во внутреннее ухо нормальным путем .

Чтобы имплант нормально функционировал, важно сохранить структуру волосков слухового нерва. При их разрушении реакция на электрические импульсы устройства отсутствует, а потому оно не сможет функционировать. Помимо этого, кохлеарная имплантация может использоваться для терапии слуховой нейропатии.

Виды

Существует довольно много кохлеарных устройств, которые существенно отличаются по внешнему виду и техническим свойствам.

В зависимости от вариантов ношения они могут быть стандартными, компактными, аккумуляторными. Также существуют различные типы устройств в зависимости от разборчивости речи, показателей работы аппарата на фоне шума, глубины ввода в улитку.

Как выбрать хорошее устройство

Чтобы подобрать качественное средство, нужно обратиться к специалисту. Только врач сумеет дать адекватные советы.

Существует несколько видов кохлеарных устройств. Однако выбор конкретного приспособления зависит от данных обследования пациента. Потому сделать его может только врач. Человеку без специального образования не удастся сделать адекватный и правильный выбор.

Рейтинг производителей

Сегодня на создании таких устройств специализируется несколько фирм. К ним относят следующие:

  • МХМ (Neurelec) (Нурелек) – Франция;
  • Cohlear (Кохлер) – Австралия;
  • Nurotron (Нуротон) – Китай;
  • Med’El (Медель) – Австрия;
  • Advanced Bionics (Байоникс, Бионикс) – США;
  • iEnjoy Sound (Энджой) – Южная Корея.

В России соответствующие сертификаты имеют устройства производителей Advanced Bionics, Med`El, Cochlear, МХМ (Neurelec). Все перечисленные фирмы обладают примерно одинаковым уровнем технологического развития.

Однако по распространенности лидирующие позиции занимает Cochlear. Людям установлено примерно 70 % кохлеарных имплантов именно этого бренда. Вторую позицию занимает Med’El. При этом в США лидирует Advanced Bionics.

Неплохие отзывы получили импланты «Азимут», «Евромакс», «Опус».

В любом случае отзывы людей с такими имплантами свидетельствуют о том, что они обеспечивают примерно одинаковое качество звука, хотя стоимость их довольно разная. При выборе следует учитывать свое финансовое положение, возможность использовать запчасти и наличие настройщика.

Таблица сравнения имплантов разных производителей

Подготовка перед операцией

Чтобы операция прошла успешно, к ней нужно хорошо подготовиться. Для этого рекомендуется пройти такие этапы:

  1. Отологическое исследование – врач осматривает внешнее и среднее ухо, чтобы выявить инфекционные процессы или аномалии строения.
  2. – благодаря ее проведению удается проверить слух и понять, насколько хорошо пациент слышит без аппарата.
  3. – с помощью данных процедур удается оценить строение внутреннего уха.
  4. Анализ анамнеза и осмотр – позволяют оценить безопасность общего наркоза.
  5. Психологическая оценка – позволяет определить, будет ли человек удовлетворен результатами такого вмешательства.

Чтобы избежать негативных последствий, за неделю до выполнения операции потребуется отказаться от таких лекарств:

  • и другие ;
  • препараты для разжижения крови – варфарин и клопидогрель.

Вечером перед проведением оперативного вмешательства можно съесть что-то легкое. При этом от напитков и еды после полуночи лучше отказаться.

Методика проведения

Для проведения процедуры требуется общая анестезия. Хирургическое вмешательство имеет две составляющие:

  1. Имплантация приемника. Для этого врач выполняет разрез за ухом, после чего в кости делает отверстие, чтобы попасть в улитку. Через него подводят электрод, который передает звук к слуховому нерву. Приемник ставят на кость за ухом и подключают к нему электрод. Затем разрез закрывают стежками.
  2. Внешнее подключение. Через 4-6 недель после заживления оперированной области подключают передатчик и речевой процессор.

Отзывы специалистов о кохлеарной имплантации в нашем видео:

Восстановительный период

После окончания процедуры обязательно нужно выполнять все назначения специалиста. Врач расскажет, когда можно будет принимать душ или подвергать поврежденную зону воздействию воды.

Спустя несколько недель после окончания процедуры заживают послеоперационные швы. В этот период врач может настраивать систему, что обеспечивает полное восстановление слуха.

Особенности реабилитации

После завершения процедуры нужно еще несколько раз посетить медицинское учреждение. Врач выполняет такие действия:

  • подключает внешние приборы – это осуществляется через 4-6 недель после процедуры;
  • проводит настройку речевого процессора;

Помимо этого, пациенту приходится проходить обучение, чтобы повысить эффективность имплантата. Благодаря этому удастся:

  • более точно определять звуки;
  • расширять навыки речи;
  • читать по губам.

Жизнь с имплантом, что нужно знать

Имплант не накладывает никаких ограничений на повседневную активность. Врачи рекомендуют лишь ограничивать виды спорта, которые связаны с ударами по голове.

Многие пациенты используют речевые процессоры постоянно. Вначале бывает длительный процесс адаптации. Однако после его завершения люди обычно не снимают устройство.

Особенности адаптации после кохлеарной имплантации в нашем видео:

Противопоказания

К ограничениям на проведение операции относят:

  • сохранность волосковых клеток – по результатам отоакустической эмиссии;
  • полная облитерация улитки;
  • прелингвальная глухота – возраст более 6-7 лет;
  • постлингвальная глухота – продолжительность глухоты более периода нормального слуха;
  • ретрокохлеарное нарушение;
  • противопоказания к оперативному вмешательству.

Важно учитывать, что при острых респираторных вирусных инфекциях хирургическое вмешательство нужно отложить, пока пациент полностью не поправится.

Правила эксплуатации и ремонт

Любая техника имеет определенный срок эксплуатации. Многие импланты после его завершения не подлежат ремонту или замене запчастей.

Если элемент продукции ломается до истечения срока гарантии, его бесплатно заменяют новым.

Стоит помнить, что пациентам категорически запрещено самостоятельно ремонтировать поврежденные элементы устройства.

Преимущества и недостатки устройства

Данное устройство имеет немало преимуществ:

  1. Помогает восстановить слух даже в сложных случаях, которые сопровождаются поражением внутреннего уха.
  2. Полностью меняет жизнь . Они имеют возможность общаться с окружающими.
  3. Позволяет различать фоновые , распознавать речь и читать по губам.

Помимо этого, имплант имеет небольшие размеры, а потому его легко скрыть под волосами. Операция в большинстве случаев дает положительный результат.

Преимущества кохлеарного импланта

Однако данная процедура имеет и ряд недостатков:

  • длительный период адаптации;
  • индивидуальная непереносимость устройства;
  • металлический звук, который препятствует точной передаче сложных комбинаций звуков;
  • послеоперационные осложнения – повреждение лицевого нерва, утрата чувствительности за ушами, усиление шума, нарушение вкуса или .

Кохлеарный имплант считается эффективным устройством, которое помогает справляться с различными нарушениями слуха. Однако выполнять такое вмешательство можно только по строгим показаниям.

Если ребенок носил слуховые аппараты, то после операции он продолжает носить аппарат на не имплантированном ухе. После включения процессора КИ ребенку следует продолжать носить слуховой аппарат вместе с КИ. Это обеспечивает бинауральный слух, что улучшает локализацию звука в пространстве, повышает помехоустойчивость восприятия речи в шуме. При этом необходима перенастройка слухового аппарата при включенном КИ по ощущениям ребенка (уменьшение уровня усиления, выключение высоких частот). Необходимо также соблюдать режим адаптации к использованию КИ и слухового аппарата. В течение месяца занятия должны проводиться только с КИ. При этом в остальное время ребенок часть времени должен носить только КИ (2/3), а часть времени КИ и слуховой аппарат. В отдельных случаях это соотношение может меняться. Позднее ребенок постоянно носит оба устройства, в том числе и на занятиях.

Однако, как показывает опыт, многие дети вскоре отказываются носить слуховой аппарат. Существует несколько факторов, определяющих это. Одним из основных является чувство дискомфорта от некачественно изготовленного или неподходящего по размеру вследствие роста ребенка вкладыша аппарата. Второй фактор - малые остатки слуха на не имплантированном ухе - при полном их отсутствии использование слухового аппарата нецелесообразно. Третий фактор - тип используемого ребенком слухового аппарата - звук от аналогового слухового аппарата, особенно некачественного, сильно отличается от сигнала, передаваемого КИ. Звук, передаваемый высококачественным цифровым аппаратом близок к сигналам, передаваемым КИ, и лучше интегрируется мозгом. Специалисты и родители должны приложить максимальные усилия для того, чтобы ребенок продолжал носить слуховой аппарат вместе с КИ.

Сейчас разработаны модели КИ, сочетающие использование КИ и слухового аппарата на одном ухе. Эти модели предназначены для людей с хорошими низкочастотными остатками слуха, обеспечивая им лучшее качество воспринимаемой речи.

3.3. Слухоречевая реабилитация детей с кохлеарным имплантом, потерявших слух после овладения речью Восстановление слухоречевого восприятия

Поскольку у постлингвальных или позднооглохших детей языковая система и собственная речь уже сформированы, то послеоперационная реабилитация, кроме настройки процессора КИ, у них, в основном включает восстановление слухового восприятия окружающих звуков и речи с КИ.

Речевые сигналы, передаваемые КИ, значительно искажены и отличаются от тех, которые хранятся в памяти позднооглохшего ребенка. Это определяет основные задачи программы слухоречевого тренинга:

Научить ребенка находить соответствие между звуковыми образами звуков речи и слов, передаваемых КИ, с теми, которые хранятся в его памяти;

Научить ребенка выделять в новых образах звуков речи акустические корреляты дифференциальных признаков фонем - «звонкость-глухость», место и способ артикуляции и др.

Накопить в памяти ребенка новые звуковые образы звуков речи, слов, фраз, звуков окружающей среды,

Занятия по развитию слухоречевого восприятия начинаются сразу после первой настройки КИ. В первый день проводятся 2 занятия продолжительностью по 30 мин. с перерывом 2-4 часа для адаптации и коррекции настройки речевого процессора. Как показала наша практика, оптимальная длительность курса слухо-речевой реабилитации для ПЛП составляет 3-4 недели, В первые две недели желательно проводить 2 занятия (по 45-60 мин. в день с разными педагогами, далее - 1-2 занятия в день. За этот период удается в достаточной степени восстановить слуховое восприятие и достичь стабильных значений параметров настройки процессора КИ, необходимых для хорошей разборчивости воспринимаемой речи и ее восприятия в различных коммуникативных ситуациях, провести коррекцию имеющихся нарушений речи. Исключением являются дети, потерявшие слух после менингита, и дети с ушным шумом, у которых способность воспринимать речь восстанавливается медленнее.

Тренинг развития слухоречевого восприятия с КИ у ПЛП включает:

1. Тренинг обнаружения, различения и узнавания неречевых (бытовых) звуков окружающей среды (задания 1-6 проводятся с 1-го занятия).

2. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные слова, цифры) в закрытом (ограниченном) выборе.

3. Тренинг различения разных признаков неречевых и речевых звуков (количество звуков, длинный-короткий, громкий-тихий).

4. Тренинг различения и узнавания звуков музыкальных инструментов, звучащих игрушек.

5. Тренинг различения и узнавания изолированных низко- и высокочастотных звуков речи (изолированные фонемы [а], [и], [у], [с], [ш] и др.).

6. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных) и с разным/одинаковым положением ударного слога (многосложные слова) в закрытом выборе.

7. Тренинг восприятия надсегментных характеристик речевых сигналов (число слогов, положение ударного слога, положение выделенного слова во фразе, интонация предложения) (задания 7-10 проводятся со 2-го занятия).

8. Тренинг различения и узнавания изолированных гласных, а также гласных в составе слогов типа СГ в контексте различных согласных.

9. Тренинг узнавания слов в слитной речи при закрытом выборе.

10.Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трех-, двух- или односложных), отличающихся гласными/согласными при закрытом выборе (с 3-го занятия).

11 .Тренинг различения и узнавания изолированных согласных, а также согласных в составе слогов типа согласный-гласный, гласный-согласный-гласный (с 3-го занятия).

12. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой при открытом выборе (задания 13-18 проводятся с 4-го занятия).

13. Тренинг узнавания односложных слов при открытом выборе.

14. Тренинг различения фонетических характеристик (гласный-согласный, звонкость-глухость, место образования, сонорность, мягкость-твердость) в слогах и словах.

15. Тренинг различения слов в предложениях с хорошо предсказуемым последним словом в открытом выборе.

16. Тренинг восприятия просодической информации в речи (вопросительная/повествовательная/восклицательная интонация, положение смыслового ударения, эмоциональное состояние говорящего, определение мужских и женских голосов)

17. Тренинг понимания знакомых вопросов.

18. Тренинг различения слов в предложениях с плохо предсказуемым последним словом в открытом выборе (с 7-го занятия).

19. Тренинг восприятия слитной речи в ситуации открытого выбора (с 8-го занятия).

20. Тренинг узнавания слов с разной слоговой структурой (одно-, двух-, трехсложные) в закрытом выборе в условиях внешнего шума (20-25 задания с 10-го 40 занятия).

21. Тренинг узнавания слов с одинаковой слоговой структурой (трехсложные, двухсложные, односложные) в закрытом выборе в шумах.

22. Тренинг узнавания слов в слитной речи (предложения) в закрытом выборе в шумах.

23. Тренинг понимания знакомых вопросов в шумах.

24. Тренинг восприятия речи по телефону.

25. Тренинг локализации источника звука в пространстве.

Восстановление слухового восприятия с помощью КИ начинают с простых заданий, переходя последовательно к более сложным.

Самое простое задание - это обнаружить есть звук или нет. В этом задании ребенку предъявляют разные неречевые и речевые звуки, разной громкости, частоты и с разного расстояния. Ребенок должен сказать, слышит он этот звук или нет. Узнать этот звук от него не требуется.

Второе задание по сложности - это умение различать два звука. Для этого ребенку предъявляются два слова (или два неречевых звука, или две фонемы). Ребенок должен сказать, какое слово он услышал. Это задание ребенок может выполнять, даже если он узнает только одно слово. Например, при предъявлении слов «дом» и «машина» ребенок хорошо узнает слово «машина». Когда же ему предъявляют слово «дом», то он не слышит его четко, но он точно слышит, что это не «машина» и отвечает правильно.

Третье задание по сложности - это умение узнавать звуки (неречевые и речевые) в ситуации закрытого (ограниченного) выбора. В этой ситуации ребенок знает, какие именно сигналы (слова, слоги, предложения, фонемы, неречевые звуки) ему будут предъявляться . При этом список этих сигналов (или набор картинок) лежит на столе перед ребенком. Отвечая, ребенок показывает услышанное слово (звук, предложение и т.д.) в списке, лежащем перед ним или повторяет его. В таких заданиях ребенок может узнать слово, даже если слышит его не четко, исключая те, на которые то, что он слышит непохоже. При этом он должен постараться угадать, на какое слово, из лежащих перед ним в списке, похоже услышанное слово. Минимальное число сигналов, которое может предъявляться в этом задании - 3. Увеличение числа сигналов усложняет задание.

В качестве сигналов в этом задании можно предъявлять предложения. По сравнению с изолированными словами это более сложное задание, т.к. на начальном этапе пациенты с КИ очень медленно анализируют речь и не успевают узнавать слова в слитной речи.

Все эти задания начинаются с предъявления сигналов слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит или видит предметы, которые издают звуки. После этого сигналы (звуки, слова, предложения) предъявляются только на слух.

В отличие от этого в заданиях с открытым выбором ребенок не знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться и не может их предугадать. Поэтому он может полагаться только на свое умение слышать. Эти задания проводятся, когда ребенок достаточно хорошо будет выполнять задания по узнаванию речи в закрытом выборе из 10-12 слов.

Первое занятие начинается с восстановления способности обнаруживать различные неречевые и речевые звуки, выявлять разницу в их звучании и опознавать их. Для этой цели ребенку предлагают прослушивать разные бытовые звуки, в том числе, неречевые звуки, издаваемые человеком (шаги, скрип двери, бренчание ложки в стакане, звонок телефона, шуршание бумаги, свист, стук барабана, звук струи воды, кашель, сморкание и пр.), звуки музыкальных инструментов (барабан, дудка, свисток, трещотка, ксилофон и др.). При этом используют реальные ситуации и предметы с предварительным привлечением внимания ребенка к источнику звука.

На этом же занятии неречевые звуки, а также звуки речи, используют для восстановления способности различать определенные характеристики звуковых сигналов: "громкий-тихий", "один-много", "длинный-короткий", "высокий-низкий".

Тренинг восприятия речи начинается с различения и узнавания изолированных слов и звуков речи в ситуации закрытого выбора. Сначала предъявляют 3 слова. Предварительно ребенку предъявляют эти сигналы слухо-зрительно - ребенок видит лицо педагога, который указывает, какое слово из списка он произносит. Если ребенок не может узнать слово, надо попросить его постараться угадать, на какое слово из лежащих перед ним слов похоже услышанное слово. Некоторые дети отвечают, только когда они уверены в ответе. А для развития восприятия важно, чтобы они учились принимать решение о сигнале (например, слове) даже при наличии частичной информации. Это один из основных принципов обработки информации мозгом. Если ребенок узнает все 3 слова, число слов увеличивают до 6, 9,12. В число первых слов также должны входить имя ребенка, слова «мама», «папа», «бабушка», имена членов семьи. Дети, как правило, уже способны справиться с этим заданием, а осознание ими того, что они уже понимают слова, очень вдохновляет их и родителей.

Первые 1-2 дня дети могут сообщать, что они слышат речь с некоторой задержкой. При этом у них возникает впечатление, что звук голоса отстает от артикуляции. В течение 2-3 дней ребенок перестает замечать это несоответствие.

На первом занятии предлагается также различать (при парном сравнении) и узнавать (при выборе из 3-х и более) акустически сильно отличающиеся длительные звуки речи, например, [а], [у], [ш], [с]). Начинают с 2-х сигналов, по мере выполнения задания для разных пар звуков, число сигналов постепенно увеличивают.

В заданиях с закрытым выбором на первых занятиях речевой материал сначала предъявляется несколько раз со зрительным подкреплением. Затем то же задание выполняется без зрительного подкрепления только на слух. Если ребенок делает ошибки, то необходимо вернуться к аудио-визуальному способу подачи материала, а затем продолжить без зрительного подкрепления. По мере восстановления слухоречевого восприятия с КИ речевой материал можно предъявлять сразу только на слух. Сначала педагог произносит речевой материал в более медленном темпе и с четкой артикуляцией. При достижении устойчивого правильного узнавания материала, произносимого в медленном темпе, материал предъявляется с быстрым темпом произнесения.

Каждое занятие должно заканчиваться заданием, которое ребенок уже хорошо выполняет. Это поддерживает у него положительный настрой. Такой алгоритм используется при работе с разным речевым материалом. Педагог должен предварительно подобрать речевой материал и иметь напечатанные списки с разным числом сигналов разного типа (изолированные фонемы; группы фонем с общими фонеморазличительными признаками; слоги; слова с разной и одинаковой слоговой структурой; пары слов, различающиеся одной фонемой; односложные слова; предложения с хорошо предсказуемым и плохо предсказуемым составом слов; вопросы; тексты - Приложение 1).

При работе с подростками и детьми очень важно подобрать речевой материал, соответствующий возрасту ребенка и его интересам. Этот материал должен быть также разнообразным по темам, лингвистическому составу и пр.

Для домашних занятий можно рекомендовать также прослушивание песен, которые ребенок знал до потери слуха. Хотя КИ в определенной степени искажает мелодию песен, их ритмический рисунок передается точно, и многие дети любят слушать любимые песни, узнавая их текст.

В заданиях с открытым выбором на первых занятиях также сначала используют аудио-визуальный способ предъявления материала. Затем предъявляют сигналы только на слух. Если ребенок не понял сказанное слово (или фразу), его повторяют. Если он не понял и в этом случае, то следует объяснить ребенку, что было сказано, написав это слово или показав соответствующую картинку. После этого необходимо снова повторить это слово несколько раз, так чтобы ребенок воспринял его только на слух. Если ребенок назвал какое-то другое слово вместо предъявленного, то надо по очереди произнести эти два слова, давая ребенку возможность сравнить звучания этих двух слов, почувствовать разницу в их звучании.

При тренировке понимания слитной речи используется чтение коротких занимательных текстов (100-200 слов), при этом обучающийся должен повторять предложения, читаемые педагогом. Если обучающийся не понял какое-либо слово, то педагог повторяет предложение или его часть, приводит слова - синонимы и т.д., добиваясь узнавания этого слова ребенком. При затруднении узнавания слова его можно написать и показать ребенку. При этом можно использовать также другой подход: ребенок сначала самостоятельно читает текст, а затем педагог предъявляет предложения только на слух.

Важнейшую роль в восстановлении восприятия речи с помощью КИ играют занятия по развитию способности узнавать отдельные звуки речи, т.к. это определяет разборчивость речи. Вследствие особенностей кодирования акустической информации КИ отдельные звуки речи претерпевают существенные изменения. Для того чтобы ребенок научился хорошо узнавать отдельные фонемы, используются несколько типов упражнений:

Различение фонем при парном сравнении (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи, слов). Начинают с гласных звуков. (Приложение 1);

Узнавание фонем при выборе из 3, 4, 5 и более (при изолированном предъявлении, в составе слогов в окружении разных звуков речи);

Различение и выделение дифференциальных признаков (звонкость-глухость, мягкость-твердость, место образования, гласный-согласный, назальный-неназальный и др.); Это упражнение особенно эффективно, т.к. способствует быстрому развитию умения различать отдельные фонемы. Наибольшую трудность представляет различение взрывных согласных, отличающихся местом образования /б-д-г/, /п-т-к/.

Умение обнаруживать наличие-отсутствие звука в слове и определять его позицию в слове;

Определения корректного и некорректного произношения фонемы в слове и др. В результате у большинства детей, использующих КИ с быстрой стратегией кодирования, удается достичь 90-95% фонемной разборчивости в слогах.

Кохлеарная имплантация обычно проводится на одно ухо. При таком монауральном восприятии локализация звука в пространстве является непростой задачей для ПЛП. Для развития этой способности необходимы специальные занятия по локализации источников неречевых сигналов и речи, что улучшает ориентацию ребенка в пространстве и адаптацию в меняющейся акустической среде. Однако следует иметь в виду, что даже после тренировки, способность ребенка определять положение звука в пространстве с одним КИ ограничена, особенно в направлении «спереди-сзади» и в шумной обстановке (на улице, в шумном помещении). Как правило, ребенок сначала обнаруживает звук, начинает искать его источник, поворачивая голову в разные стороны, параллельно опознает звуковой образ (например, речь или гудок машины) и, прежде всего, по ситуации определяет, откуда идет звуковой сигнал.

Поскольку речевые сигналы, передаваемые КИ, искажены, то для их обработки детям требуется больше времени. Поэтому дети с КИ, особенно в первый год использования КИ, значительно медленнее понимают сказанное, им требуется несколько раз повторить, прежде чем они поймут услышанную речь. В связи с этим в процессе слухоречевой работы с ребенком необходимо предъявлять для опознавания речевой материал (слова, фразы), произнося его с разной скоростью - сначала чуть медленнее, с четкой артикуляцией, а затем, после того как ребенок точно повторил услышанное - в более быстром темпе.

Необходимо также проводить упражнения по развитию способности различать голоса людей. Сначала голоса разных людей звучат для ребенка одинаково, но постепенно этот навык развивается, хотя он будет делать это хуже, чем нормально слышащий ребенок. Начинать лучше с того, что, предъявляя ребенку речевой материал, нужно иногда произносить слова более высоким или более низким голосом. Ребенок должен при этом отметить изменение высоты голоса. Можно также привлечь родителей к этому упражнению. Они вместе с педагогом произносят по очереди в случайном порядке слова или предложения (уже проработанные), а ребенок должен узнать, кто это сказал. Используются также аудиозаписи с мужскими, женскими, детскими голосами. Родители проводят такие упражнения и дома. В процессе этих занятий у ребенка восстанавливается способность различать мужские-женские-детские голоса, способность различать знакомые голоса. Это способность важна и для восприятия речи одного диктора на фоне нескольких говорящих человек.

Для тренировки восприятия речи на фоне помех можно использовать аудиозаписи с зашумленным речевым материалом, восприятие речи на фоне музыки или включенного радио, а также разговор по телефону. При этом начинать также следует с восприятия в ситуации закрытого (ограниченного) списка, т.е. когда ребенок знает, какие именно сигналы ему будут предъявляться (при беседе по телефону нужно заранее написать текст диалога). Тренировка восприятия речи в шумах является важным этапом работы, поскольку ПЛП испытывают трудности восприятия в шумных условиях даже после длительного ношения КИ. Это обусловлено меньшей информационной избыточностью и, соответственно, помехоустойчивостью речевых сигналов, передаваемых КИ, а также нарушением центральных слуховых процессов у части ПЛП. В процессе таких занятий с ребенком и родителями обсуждаются проблемы восприятия речи в шумных условиях, приемы успешной реализации коммуникации с помощью альтернативных стратегий, способствующие психологической стабилизации ребенка в трудных ситуациях.

Следует помнить, что процесс слушания и восприятия речи с КИ требует от ребенка большого напряжения и энергии. Кроме того, у многих детей, потерявших слух после нейроинфекций, имеются различные неврологические нарушения (астения нервной системы), центральные расстройства слуха (нарушения слуховой памяти, внимания). Поэтому в первое время дети на занятиях быстро устают. В связи с этим в процессе занятия важно слухоречевую работу перемежать с другими видами коррекционной работы, опирающимися в большей степени на другие анализаторы.

Как правило, после 3-4 недель интенсивных занятий по развитию восприятия речи с КИ центре кохлеарной имплантации, позднооглохшие дети понимают речь в большинстве коммуникативных ситуаций. Однако, скорость обработки речи с КИ у них еще недостаточная, и ребенок нуждается в продолжении занятий с сурдопедагогом по месту жительства 1-2 раза в неделю в течение нескольких месяцев. Ребенок также нуждается в дополнительных занятиях по русскому языку. При этом на протяжении всего процесса слухо-речевой реабилитации родители ребенка активно участвуют в процессе слухо-речевой реабилитации - они ежедневно занимаются с ребенком по заданиям сурдопедагога.

В Российской Федерации, согласно статистике, проживают приблизительно 12 млн человек с различными нарушениями слуха. Слабослышащие и люди с полной потерей слуха испытывают ряд трудностей в обычной повседневной жизни. Это ограничивает их возможности и участие в общественной жизни. Особенно негативное влияние на личность проявляется у тех людей, которые родились с нормальным слухом, а позже в силу каких-то обстоятельств полностью оглохли, или их слух резко снизился.

Для слабослышащих людей разработаны слуховые аппараты. Большинство пациентов ими пользуется, но иногда их применение дает слишком малый эффект. В случае сенсоневральной потери слуха больным может помочь кохлеарный имплантат. Чтобы понять, как он действует, для начала разберемся, как работает ухо и почему мы слышим, а также кратко остановимся на видах нарушения слуха.

Почему мы слышим?

Звук проводится через наружное и среднее ухо. Звуковая волна приводит к вибрации барабанную перепонку. Далее она передает эту вибрацию на цепочку, состоящую из слуховых косточек, - это молоточек, наковальня и стремечко.

От стремечка, которое находится в конце цепочки косточек среднего уха, колебания проходят в полость внутреннего уха. Она имеет форму улитки и заполнена жидкостью. В этой полости находятся чувствительные волосковые клетки, которые механические колебания преобразуют в нервные импульсы. Эти импульсы поступают в мозг по слуховому нерву, там происходит формирование и восприятие того звукового образа, который мы слышим.

Почему происходит нарушение слуха?

Проблемы со слухом наступают, если на каком-то этапе формирования звука произошли нарушения. Так, если необратимо повреждены чувствительные волосковые клетки внутреннего уха в результате какой-то травмы или болезни, то развивается полная глухота. Она может быть постлингвальной, если к моменту развития глухоты ребенок уже научился говорить, или прелингвальной - в случае если речью он еще не овладел.

Особенности нарушения слуха имеют свою классификацию, которая определяется в зависимости от степени, локализации и момента наступления глухоты.

По степени нарушения слуха делятся на полную глухоту и тугоухость, в случае если восприятие звука происходит, но оно затруднено. Тугоухость бывает:

  • нейросенсорная;
  • кондуктивная;
  • смешанная.

Нейросенсорная происходит из-за проблемы со слухом, возникшей в результате нарушения во внутреннем ухе или проводимости слуховых нервов. Степень таких нарушений колеблется от легкой до полной глухоты.

Кондуктивное нарушение слуха наступает из-за проблем, возникших в наружном или среднем ухе, из-за которых проводимость звуковых колебаний нарушена и они искаженно поступают или не проводятся вовсе во внутреннее ухо. Это может быть повреждение барабанной перепонки, серная пробка и т.д.

По возрасту наступления эти проблемы могут быть:

  • врожденные;
  • прелингвальные;
  • постлингвальные.

По локализации глухота может распространяться на одно ухо или оба, тогда такое нарушение слуха называется бинауральным.

Показания к кохлеарной имплантации

Имплантация кохлеарная показана в следующих случаях:

  1. При глубокой сенсоневральной двусторонней глухоте.
  2. При низком пороге восприятия в случае использования звуковых аппаратов при бинауральном слухопротезировании.
  3. При отсутствии восприятия речи в случае оптимально подобранных слуховых аппаратов в течение трех месяцев, при двусторонней глубокой
  4. В случае отсутствия когнитивных проблем (нарушений умственной деятельности различного характера).
  5. При отсутствии психических проблем.
  6. При отсутствии различного рода соматических заболеваний.

Противопоказания и ограничения

Этот вид имплантации неэффективен в случае потери слуха, которая произошла в результате неврита слухового нерва или кровоизлияния в височные или стволовые доли головного мозга. Имплантация кохлеарная в этих случаях не принесет желаемых результатов.

Не имеет смысла проводить операцию в случаях кальцификации улитки (отложения солей кальция) или ее оссификации (прорастания кости).

Имплантация кохлеарная не имеет смысла, если больные с длительное время (годами) жили в абсолютной тишине. В этом случае операция не принесет нужного эффекта из-за того, что при длительном отсутствии стимуляции веточки слухового нерва атрофируются и не подлежат восстановлению.

Кроме того, противопоказаниями являются:

  • Воспалительные процессы среднего уха.
  • Наличие перфорации барабанной перепонки.
  • Сохранность и рабочее состояние волосковых клеток, которое определяется методом отоакустической эмиссии.
  • При прелингвальной глухоте - возраст ребенка более 6 лет.
  • При постлингвальной глухоте - период глухоты, длящийся более периода нормального слуха.

Что собой представляет кохлеарный имплантат?

Система состоит из двух частей, которые между собой никакими физическими методами не связаны. Одна часть крепится за наружным ухом и состоит из микрофона и процессора (в современных моделях они объединены), а также передатчика, который крепится на коже, как магнит. Вторая часть - внутренняя, и представляет собой приемник. Он фиксируется в височной кости. Собственно, в установке приемника и заключается эта операция - имплантация кохлеарная.

Как функционирует система?

Микрофон, закрепленный за наружным ухом, улавливает звуки и передает их в речевой процессор, находящийся там же. В процессоре полученные звуки кодируются и преобразуются в электрические импульсы. Далее они через передатчик, закрепленный на коже, поступают в приемник, расположенный в височной кости. Оттуда по электроду они поступают в улитку и воздействуют на спиральный ганглий слухового нерва. Таким образом пациент получает возможность воспринимать звуки.

Стоимость

Общая стоимость кохлеарного импланта, обследования, проводимой операции и послеоперационной коррекции определяется конкретно для каждого больного. Количество необходимых обследований зависит от анамнеза и общего состояния пациента. Так, к примеру, для больных, в анамнезе у которых был менингит, обязательно назначается магнитно-резонансная томография, которая определит состояние височных костей. Остальным пациентам такое обследование можно не проводить. Также иногда (не всем) требуется консультация генетика или невропатолога. Это все влияет на то, в какую сумму обойдется кохлеарная имплантация. Стоимость ее приблизительно составляет порядка 1 млн 300 рублей. Но для граждан Российской Федерации такая операция может быть выполнена бесплатно по квоте.

Стоимость госпитализации и нахождения в стационаре оплачивается отдельно и зависит от расценок выбранного учреждения.

Необходимые обследования и операция

  1. Осмотр ЛОР-врача.
  2. Консультация отоневролога.
  3. Консультация сурдопедагога.
  4. Аудиометрия.
  5. Импедансометрия.
  6. Промонториальный тест.
  7. Отоакустическая эмиссия.
  8. Компьютерная томография височных костей.
  9. Стандартные лабораторные обследования, как для любого хирургического вмешательства (общий анализ крови и мочи, глюкоза крови, биохимическое исследование крови).

Сама операция занимает приблизительно 1,5 часа. Имплантат фиксируется в височной кости заушной зоны, а электроды вводятся в улитку. Далее в течение 7-10 дней проводятся перевязки и снимаются швы.

Включить систему можно через 3-5 недель. Первую настройку можно провести не ранее, чем через месяц после операции. Здесь очень важно провести ее аккуратно и не вызвать у пациента негативных эмоций при возвращении его в мир звуков.

Возможна одномоментная кохлеарная имплантация сразу на оба уха. При этом с каждой стороны ставится отдельная независимая кохлеарная система. Обследования и реабилитационный период такие же, как и при односторонней имплантации.

Реабилитация

После операции "кохлеарная имплантация" реабилитация является неотъемлемым этапом. После того как речевой процессор подключен, его необходимо правильно настроить и научить пациента воспринимать звуки и распознавать эти ощущения, чтобы он мог использовать полученную информацию для развития речи. Реабилитация занимает самый важный, трудный и длительный этап.

Пройти период реабилитации пациенту помогает целая команда специалистов, в которую входят отохирурги, сурдопедагоги, аудиологи, психологи. Проводятся занятия по специальным методикам и длительные настроечные сессии, а также консультации всех этих специалистов. В дальнейшем их наблюдение необходимо в течение всей жизни пациента. Кроме того, периодически речевой процессор необходимо будет перепрограммировать.

Для людей с низким уровнем восприятия звука разработано множество приспособлений - слуховых аппаратов, которые могут помочь адаптироваться в социальной среде. Слуховые аппараты бывают заушные, которые крепятся за и внутриушные - они располагаются у пациента в слуховом проходе и изготавливаются по индивидуальному заказу. В настоящее время в продаже есть и цифровые модели.

Кроме того, существуют и глубококанальные слуховые аппараты. Они располагаются в слуховом канале, совсем небольшие по размеру и практически незаметны окружающим. Но такие аппараты противопоказаны детям до 12 лет.

Стоимость слуховых аппаратов различна, но она относительно невелика. Это дает возможность большому числу пациентов использовать слуховые аппараты. Цены на них вполне доступные. Так, заушные модели можно купить от 4,5 до 17 тыс. рублей. Внутриушные приборы стоят несколько дороже.

Лечение при снижении слуха

Если имеется снижение слуха, лечение будет зависеть от причин, его вызвавших. Среди вариантов возможно:

  1. Удаление серной пробки - это делается при помощи промывания, иногда используют специальный инструмент.
  2. Использование слуховых аппаратов. Кроме заушных, внутриушных и глубококанальных, могут применяться слуховые аппараты, вмонтированные в оправу очков или карманные, а также в виде оголовья и даже в форме сережек. Какой из них подойдет конкретному пациенту, проконсультирует отоларинголог.
  3. Кохлеарные имплантаты - о них говорилось в данной статье.

Профилактика снижения слуха

Снижение слуха может быть вызвано болезнью, работой в шумной обстановке или длительным пребыванием в шумном месте. Слух может снизиться и в силу возрастных изменений.

Если работа связана с шумным производством, рекомендуется на рабочем месте использовать наушники или другие приспособления для защиты от громких звуков, например специальные беруши.

Регулярно следует проверять слух всем людям, связанным с длительным пребыванием в шумном месте. Это поможет выявить нарушение слуха на ранней стадии и вовремя принять меры, тем самым не допустить дальнейшей потери слуха и развития тугоухости или глухоты.

Следует избегать слишком громких шумов во время проведения праздников и не слушать очень громкую музыку или хотя бы периодически делать перерывы.

Использование сопряжено с проблемами, описанными выше для традиционных слуховых аппаратов, к тому же добавляется риск хирургического вмешательства, что, в свою очередь, отражается и на стоимости. Учитывая дополнительные риски и затраты, имплантируемые слуховые аппараты могут стать привлекательным вариантом только в том случае, если функциональный результат значительно лучше (по крайней мере, в некоторых отношениях), чем при использовании самых лучших из имеющихся доступных пациенту.

Хотя общее число слабослышащих лиц растет во всем мире, в настоящее время хорошими кандидатами для имплантации, а не для использования традиционных слуховых аппаратов, являются 0,09% от общего числа пациентов. Учитывая этот относительно небольшой спрос по отношению к расходам на получение разрешения регулирующих органов для имплантации устройств и на поддержку долгосрочности небольшой компании, предлагающей новый имплантируемый аппарат, хирург и пациент должны критически подходить к рассмотрению вопроса имплантации.

Внезапный финансовый кризис Symphonix Согр . в 2002 году, первой компании, продающей имплантируемые слуховые аппараты на рынке США и получившей на это разрешение управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA), заострил внимание на этом пункте, так как пациенты с имплантированными слуховыми аппаратами (а также их хирурги и аудиологи) временно остались без средств технической поддержки. (К счастью, последующая покупка корпорацией Med-El и успешное возобновление линейки продуктов Symphonix восстановили стабильную поддержку пациентов.)

В следующих разделах рассматриваются общие и характерные черты имплантируемых акустических/механических слуховых аппаратов , существующих на американском рынке с 2008 года. В двух недавних обзорах были представлены дополнительные данные об этих устройствах, технологиях, которые больше не используются в клинической практике, и истории имплантируемых в среднее ухо слуховых аппаратов.

а) Основные конструктивные особенности имплантируемых слуховых аппаратов среднего уха . Конструкция актуатора . Традиционные слуховые аппараты функционируют за счет получения акустической энергии через микрофон, обработки, усиления сигнала и передачи его на телефон, расположенный рядом с барабанной перепонкой. Этот усиленный звук затем передается от барабанной перепонки по цепи слуховых косточек к внутреннему уху. Имплантируемые слуховые аппараты среднего уха отличаются от традиционных тем, что они передают колебания звуковой волны непосредственно на цепь слуховых косточек.

В одном из нескольких механизмов, уникальных для каждого устройства, имплантируемых в среднее ухо , слуховой аппарат принимает электрические сигналы и при помощи актуатора приводит в движение слуховые косточки. Существуют два основных типа трансдукторов слуховых аппаратов, имплантируемых в среднее ухо: электромагнитный и пьезоэлектрический.

Микрофон кодирует сигнал в последовательность электрических импульсов , затем электромагнитные преобразователи генерируют магнитное поле при помощи проволочной катушки, принимающей данные импульсы. Это магнитное поле индуцирует движение соседнего магнита, который может быть отделен от катушки и прикреплен к косточке или объединен с катушкой, становясь вибрирующей основой, прикрепленной к косточкам. Пьезоэлектрические устройства перемещают косточки, используя пьезоэлектрический кристалл, который сжимается или растягивается в соответствии с изменениями приложенного к нему напряжения.

Пьезоэлектрические актуаторы обычно дают большую мощность с меньшими искажениями по сравнению с электромагнитными устройствами; но они, как правило, больше по размеру и требуют точного размещения для обеспечения надлежащей силы сжатия между актуатором (интегрированным в корпус, плотно соединенный с височной костью) и косточками, с которыми он контактирует.

В различных имплантах применяются разные способы передачи вибрации во внутреннее ухо. Некоторые используют пьезоэлектрический преобразователь для давления на косточку, в то время как другие используют магнит, прикрепленный к косточке и вибрирующий посредством тока, бегущего через проволочную катушку. Любая конструкция может быть адаптирована для контакта с наковальней, головкой стремени, подножной пластинкой стремени или круглым окном.

б) Частично и полностью имплантированные слуховые аппараты . Имплантируемые в среднее ухо слуховые аппараты могут быть имплантированы частично или полностью. Частично имплантированные устройства состоят из внешнего процессора, содержащего микрофон, речевого процессора, аккумулятора и катушки передатчика, обеспечивающей чрескожное проведение сигнала и питания на внутреннее устройство. Такой подход облегчает замену батарей, сервис, модернизацию процессора, и способствует минимизации размера внутреннего устройства, но требует от пациента ношения внешне заметного процессора. Напротив, полностью имплантируемые слуховые аппараты содержат все компоненты в имплантированной части устройства, в том числе батареи и микрофон.

Это освобождает пациента от ношения видимого внешнего процессора , но увеличивает размер и сложность имплантированных устройств, вынуждает раз в пять лет проводить хирургическую процедуру для замены батарей и усложняет конструкцию и расположение микрофона.


(А) Наружный микрофон чрескожно соединен посредством индукционного канала связи с актуатором,
«вибрирующим протезом слуховой косточки», который закреплен на длинном отростке наковальни.
(Б) Имплантируемые компоненты устройства.
(В) Актуатор вибрирующего протеза слуховой косточки.
(Г) Программирующее устройство и внешний контур.
(Д, Е) Соединительный кабель имплантируется в кортикальный слой кзади от сосцевидного отростка подобно размещению процессора кохлеарного имплантата.
(Ж) VORP защелкивается на наковальне недалеко от углубления лицевого нерва.

в) Vibrant soundbridge (Vibrant Med-Ei Corp .). Vibrant Soundbridge были первыми полуимплантируемыми в среднее ухо слуховыми аппаратами, доступными в Европе и США. Первоначально на рынке появилась корпорация Symphonix, но после банкротства линейка продуктов была куплена корпорацией Med-El (Инсбрук, Австрия). Med-El возобновил продажи Vibrant Soundbridge ™ в Европе с 2004 года и в США с 2007 года.

Устройство использует «вибрирующий протез слуховой косточки » (VORP) - электромагнитный преобразователь, который представляет собой сочетание катушка/магнит, обычно прикрепленный к длинному отростку наковальни и подключенный через тонкий провод к имплантированному приемнику. Ток, проходящий через катушку, вызывает вибрацию магнита, с передачей длинному отростку наковальни, к которому он прикреплен. Внешний аудиопроцессор передает питание и сигналы на имплантированные устройства с помощью индуктивного канала связи. Внешний процессор вмещает в себя микрофон и стандартный цинковый аккумулятор; он удерживается за ухом при помощи постоянного магнита.

Внутреннее устройство обычно имплантируют через сосцевидный отросток, недалеко от углубления лицевого нерва в среднем ухе. Встроенный приемник помещается в костное углубление, в нескольких сантиметрах за ухом, подобно размещению процессора кохлеарного имплантата. VORP крепится к длинному отростку наковальни. Как и при стапедэктомии, сжатие при креплении протеза на длинный отросток наковальни должно обеспечить баланс между плотным сцеплением для передачи вибрации и отсутствием ишемии и некроза наковальни. Модификации типичных хирургических подходов позволяют лечить потери слуха смешанного типа вследствие отосклероза и/или эрозии или агенезии слуховых косточек путем прямого размещения VORP на суперструктурах стремени, круглом или овальном окне.

Краткосрочные послеоперационные результаты с Vibrant Soundbridge™ сравнимы с оптимально подходящими традиционными слуховыми аппаратами. Было проведено проспективное однопредметное с мультифакторным анализом и повторными измерениями исследование 53 взрослых пациентов, страдающих умеренной и тяжелой сенсоневраль-ной тугоухостью, с оценкой слуха до и после имплантации, оценкой прибавки слуха, разборчивости речи, акустической обратной связи, окклюзии, личной оценки больных, и выбора предпочтите льного устройства в сравнении Vibrant Soundbridge™ и надлежащим образом подобранных акустических слуховых аппаратов.

Имплантация стала причиной менее 10 дБ разницы по данным тональной аудиометрии у 96% испытуемых, в то время как в двух случаях было отмечено ухудшение на 12-18 дБ. Статистически значимое улучшение наблюдалось в показателях прибавки слуха (разница порогов между собственным слухом и слухом при использовании имплантируемых слуховых аппаратов) на всех частотах от 250 до 8000 кГц, удовлетворенности пациентов, хорошем исполнении оперативного вмешательства, а также по параметрам окклюзии, обратной связи и предпочтении устройства (р < 0,001). Прибавка слуха более чем на 10 дБ наблюдалось на частотах 2,4 и 6 кГц.

Статистической значимой разницы в показателях разборчивости речи в шумной обстановке при использовании Vibrant Soundbridge и обычных слуховых аппаратов не было, хотя 24% испытуемых отметили значительное улучшение при использовании имплантированного в среднее ухо слухового аппарата, а 14%, наоборот, отметили ухудшение. В нескольких европейских исследованиях сообщалось о подобных результатах.

К 2008 году более 2500 пациентам по всему миру была проведена имплантация слуховых аппаратов в среднее ухо в течение более чем десяти лет, и отдаленные результаты для этой группы оказались менее идеальными, чем предварительные данные, однако все же достаточно благоприятными. По результатам многоцентрового исследования первых 97 пациентов с имплантированными слуховыми аппаратами во Франции, за которыми наблюдали в течение 5-8 лет, было установлено, что семь пациентов, прошедших имплантацию одними из первых, подверглись реимплантации из-за несостоятельности устройства (все до реконструкции в 1999 году), у семи пациентов удалили имплантат без реимплантации, пяти другим пациентам потребовалась ревизионная операция (четыре прошли успешно), и еще восемь человек не использовали имплантируемый слуховой аппарат (в связи с прогрессированием потери слуха, неадекватным отношением к аппарату или несостоятельностью устройства).

Среднее значение данных функционального прироста осталось неизменным с ранних послеоперационных результатов. Доля пациентов, выразивших согласие на повторение процедуры (72%) осталась такой же, как через 18 месяцев после операции, и ~ 40% сказали, что рассмотрят бинауральные имплантации. Наиболее частыми побочными эффектами были постоянная заложенность уха (27%) и стойкое изменение вкуса (8%).

В сводке 2005 года от производителя устройства на 1000 случаев имплантации Vibrant Soundbridge описано 0,3% несостоятельности устройства с 1999 года (за исключением 27 из 200 устройств предшествующей конструкции, которые сломались до этого) и 5% случаев ревизионной операции в связи с ненадлежащим исполнением оперативного пособия (большинство из которых было связано с фиброзом, неправильным расположением преобразователя или неадекватной фиксацией). Адекватное исполнение было достигнуто в 12 случаях из 16 ревизий. Медицинские осложнения были редкостью, хотя в 1% был отмечен некроз кожного лоскута.

Поскольку VORP включает в себя магнитный компонент, производитель не рекомендует проводить МРТ после имплантации VORP. Тем не менее, по крайней мере, два пациента с имплантами прошли 1,5Т МРТ без видимых осложнений или повреждений устройства.

Vibrant Soundbridge подходит для пациентов с потерей слуха вплоть до 70 дБ и одобрен в США для пациентов с умеренной и тяжелой сенсоневральной тугоухостью, адекватной разборчивостью речи при использовании слуховых аппаратов, а также при наличии медицинских противопоказаний или непереносимости обычных слуховых аппаратов. Клиническое исследование пациентов со смешанной потерей слуха, использующих Soundbridge (еще не одобренное в США), началось в 2008 году.

Аудиологические критерии отбора для Soundbridge.
Soundbridge показан пациентам с умеренной и тяжелой сенсоневральной тугоухостью с порогами слышимости до 70 дБ по результатам тональной пороговой аудиометрии.
Заштрихованная площадь соответствует аудиометрическим критериям для кандидатов на имплантацию.

г) Слуховые аппараты МЕТ и Carina (Otologics LLC ). MET - это электромагнитный среднего уха с использованием механизма, первоначально разработанного группой исследователей во главе с John М. Fredrickson в сотрудничестве с Storz Instrument Со. В настоящее время они производятся Otologics. Оригинальный полуимплантируемый МЕТ был заменен полностью имплантируемым слуховым аппаратом Carina во время в клинических испытаний. Каждый из них использует одинаковый актуатор; основным различием между этими двумя устройствами является то, что Carina™ является полностью имплантируемым устройством, включающим в себя микрофон и батарею, расположенные подкожно, поэтому во внешнем процессоре нет необходимости.

В то время как Vibrant Soundbridge VORP основывается на инерционной нагрузке вибрации «флотирующих масс», MET/Carina перемещает наковальню с помощью линейного актуатора, жестко соединенного с краями полости в сосцевидном отростке после ограниченной мастоидэктомии. В корпусе актуатора находится электромагнитный преобразователь, конвертирующий сигнал тока в осевое перемещение стержня, напрямую связанного с телом наковальни и перемещающего его. Этот подход дает возможность оказывать большее усилие на наковальню, чем способ «флотирующих масс», однако операция более сложная, так как для обеспечения оптимальной сжимающей нагрузки на соединение стержень/наковальня требуется особая точность.

Имплантация слухового аппарата Carina длится около 2-3 часов в условиях общей анестезии. Через заушный разрез борами подготавливается ложе для размещения тела импланта, затем выполняется кортикальная масто-идэктомия для обзора тела наковальни и головки молоточка. Этап установки схож с краниопластикой титановой пластины, закрепляемой костными винтами. Лазер используется, чтобы сделать небольшое углубление на задне-верхней поверхности тела наковальни, затем линейный актуатор смещается в систему крепления и ее позиция регулируется, пока его стержень точно не совпадет с углублениями наковальни для создания оптимальной силы сжатия. Капсула приемника и электроника преобразователя размещены в ложе, а микрофон располагается поднадкостнично в интактной части кортикального слоя сосцевидного отростка.

Было проведено международное исследование в нескольких независимых центрах 282 взрослых пациентов с умеренной и тяжелой сенсоневральной тугоухостью, в ходе которого оценивали разборчивость речи, прибавку слуха и личную оценку пациентов до и после имплантации полуимплантируемых МЕТ. 77 пациентов в течение четырех недель до операции носили оптимально подобранные обычные цифровые слуховые аппараты. Имплантация не вызвала существенных изменений в группе по костно-воздушному разрыву, хотя у нескольких пациентов было выявлено небольшое ухудшение. В среднем, прибавка слуха на частотах 0,5/1/2/4 кГц (у 160 пациентов, обследованных в сроки 2 и 12 месяцев после операции) составила 28 дБ. Разборчивость речи и субъективная оценка 77 пациентов существенно не различались между традиционными цифровыми слуховыми аппаратами и МЕТ. Частота сбоев в работе устройства, повторных операций и других осложнений в этом исследовании описаны не были.

Первая фаза испытания , проведенная в нескольких независимых центрах, 20 случаев использования пациентами полностью имплантируемых устройств Carina до 12 месяцев, выявила среднее изменение порога в группе менее 10 дБ на всех частотах от 0,25 до 8 кГц через три месяца после операции; это изменение было компенсировано к 12 месяцам после операции на всех частотах свыше 500 Гц. Прибавка слуха была меньше на всех частотах, кроме 4 и 6 кГц во всех контрольных испытаниях, чем при использовании пациентами слухового аппарата до операции. Разборчивость речи оставалась практически на том же уровне, что и в дооперационном периоде при использовании слуховых аппаратов, несмотря на ее значительное снижение вследствие смещения микрофона у некоторых пациентов, что удалось компенсировать перепрограммированием.

Пациенты оценили преимущества импланта по параметрам отсутствия окклюзии наружного слухового прохода, внешнего вида и легкости в использовании. Существенными осложнениями были экструзия аппарата (частичная в трех аппаратах и полная, несмотря на реоперации, в двух из этих трех случаев) и сбой электроники как минимум в двух случаях. Авторы не рекомендовали имплантацию пациентам с тонкой или рыхлой кожей, а процесс изготовления устройства был модифицирован.

Как полностью имплантируемым устройствам , зависящим от аккумулятора, аппаратам Carina необходима замена батареи примерно каждые пять лет (посредством реоперации).

Carina получил маркировку СЕ (европейское соответствие) для использования в Европе, вторая фаза испытаний ведется в Соединенных Штатах. К 2008 году более 50 пациентам были имплантированы переконструированные аппараты, и ошибки, выявленные на первом этапе исследования, не повторялись. Вариации в размерах и длине цепи слуховых косточек расширили применение Carina среди пациентов с атрезией уха и разрывом цепи слуховых косточек с помощью прямого крепления устройства на головке стремени, подножной пластинке стремени и круглом окне.


Otologics Carina:
(А) Размещение относительно анатомических структур.
(Б) Внутренний и внешний компоненты импланта среднего уха Otologics Carina.

Имплантация Otologics Carina начинается с ограниченной антротомии:
(А) щадя выступы кортикального слоя кости для прикрепления металлической части (Б) которая стабилизирует лазер (Г) для создания небольшого отверстия в задне-верхней поверхности наковальни.
(Д) Затем лазер удаляют и заменяют на МЕТ актуатор, кончик который вводится в углубления на наковальне (Е).
Актуатор закрепляется (Ж), оставшаяся часть имплантированного устройства прикрепляется к кортикальной кости кзади от сосцевидного отростка (З);
внешний процессор подключается к этой области через индуктивную связь (И).

д) Слуховой имплант Esteem (Envoy Medical Corp. ). Слуховой имплант Esteem, разработанный Envoy Medical (устройство Envoy) в клинике Сен-Круа, Inc., Minneapolis, MN, представляет собой полностью имплантируемое пьезоэлектрическое устройство, которое получило маркировку СЕ в Европе в 2006 году и с 2008 года проходило вторую фазу клинических испытаний в США.

Одной из наиболее примечательных конструктивных особенностей является использование барабанной перепонки и молоточка , как диафрагмы микрофона, а пьезоэлектрический датчик (по сути актуатор вращается в обратном направлении) преобразовывает движения молоточка в сигнал напряжения, который усиливается и используется для движения второго пьезоэлектрического акутатора, прикрепленного к наковальне и/или стремени. Питание обеспечивается одноразовой литий-ионной батарейкой, рассчитанной на пятилетний период использования, а управление устройством осуществляется с помощью радиочастотной чрескожной связи с портативным устройством.

Используя акустические данные, измеряемые на молоточке, Esteem должен поддерживать формирование спектра и особенности ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки в локализации звука. Однако имплантация Esteem требует частичного удаления наковальни для предотвращения обратной связи от актуатора к датчику. Это обеспечивает выраженную кондуктивную тугоухость в случае отказа устройства или его удаления, до тех пор, пока не выполнится последующая оссикулопластика. Внутренняя батарея должна заменяться через каждые пять лет.

Esteem предназначен для пациентов с умеренной и тяжелой потерей слуха . Показания включают возраст > 18 лет, среднюю и тяжелую степень (35-85 дБ) сенсоневральной тугоухости на частотах от 0,5 до 4 кГц в имплантированном ухе, которая равна или хуже, чем потеря слуха в неимплантируемом ухе, здоровое ухо с нормальной пневматизацией и достаточным пространством для имплантации устройства по данным КТ, нормальной тимпанометрией, и разборчивостью речи > 60%.

Первая фаза испытания Envoy в США и Германии была завершена в 2003 году. В течение первого года после имплантации трое из семи пациентов продолжали использовать имплантаты, у троих импланты были удалены, и один ожидал повторную операцию. У трех пациентов с функционировавшими имплантами не было существенных изменений в костной проводимости, у четверых прибавка слуха по данным порогов аудиометрии составила 17 ±6 дБ, что сопоставимо с обычными слуховыми аппаратами за исключением частоты 3 кГц, на которой Envoy работал менее успешно, чем традиционный слуховой аппарат. Снижение качества связано с постепенным накоплением влаги в преобразователях.

К 2008 году устройство получило маркировку СЕ для реализации на европейском рынке, было доступно в нескольких странах и за пределами Европы, и проходило вторую фазу испытаний в США.


The Esteem/Envoy - это полностью имплантируемый пьезоэлектрический слуховой аппарат.
(А) По технике имплантации, вместо микрофона звук поступает в устройство через пьезоэлектрический передатчик, соединенный с молоточком и барабанной перепонкой.
Пьезоэлектрический актуатор производит усиление колебаний стремечка. Следует отметить, что наковальня удаляется для предотвращения обратной связи.
(Б) Прибор в комплекте.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!