Развяжут ли китай и индия ядерную войну. Война между китаем и индией была запрограммирована англичанами

14 октября американским разведывательным самолетом У-2 в районе Сан Кристобаля (провинция Пинар дель Рио) были обнаружены и сфотографированы стартовые позиции советских ракетных войск. 16 октября ЦРУ доложило об этом президенту США Джону Кеннеди. 16-17 октября Кеннеди созвал совещание своего аппарата, включая высшее военное и дипломатическое руководств, на котором обсуждался факт развертывания советских ракет на Кубе. Было предложено несколько вариантов действий, включая высадку американских войск на острове, авиационный удар по стартовым площадкам, морской карантин.
В выступлении по телевидению 22 октября Кеннеди сообщил о появлении советских ракет на Кубе и о своем решении объявить с 24 октября военно-морскую блокаду острова, привести в боевую готовность вооруженные силы США и вступить в переговоры с советским руководством. В Карибское море были направлены свыше 180 боевых кораблей США с 85 тысячами человек на борту, в боевую готовность приведены американские войска в Европе, 6-й и 7-й флоты, до 20% стратегической авиации находилось на боевом дежурстве.
23 октября советское правительство сделало заявление о том, что правительство США "берет на себя тяжелую ответственность за судьбы мира и ведет безрассудную игру с огнем". В заявлении не было ни признания факта развертывания советских ракет на Кубе, ни конкретных предложений о выходе из кризиса.
В тот же день глава советского правительства Никита Хрущев направил президенту США письмо, в котором заверял его в том, что любое оружие, поставленное Кубе, предназначено только для целей обороны.
С 23 октября начались интенсивные заседания Совета Безопасности ООН. Генеральный секретарь ООН У Тан обратился к обеим сторонам с призывом проявить сдержанность: Советскому Союзу - остановить продвижение своих кораблей в направлении Кубы, США - предотвратить столкновение на море.
27 октября наступила "черная суббота" Кубинского кризиса. В этот день на Кубе был сбит американский самолет-разведчик У-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. Пилот самолета майор Андерсон погиб.
Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров.
Многие американцы покидали крупные города, опасаясь скорого советского удара. Мир оказался на грани ядерной войны.
28 октября в Нью-Йорке начались советско-американские переговоры при участии представителей Кубы и генерального секретаря ООН, которые завершили кризис соответствующими обязательствами сторон. Правительство СССР согласилось с требованием США о выводе советских ракет с территории Кубы в обмен на заверения правительства США о соблюдении территориальной неприкосновенности острова, гарантии невмешательства во внутренние дела этой страны. В конфиденциальном порядке было заявлено также о выводе американских ракет с территории Турции и Италии.
2 ноября президент США Кеннеди объявил о том, что СССР демонтировал свои ракеты на Кубе. С 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены. 21 ноября США отменили морскую блокаду. 12 декабря 1962 года советская сторона завершила вывод личного состава, ракетного вооружения и техники. В январе 1963 года ООН получила заверения СССР и США о том, что Кубинский кризис ликвидирован.

Си Цзиньпин заявил, что Китай никому не позволит отколоть от себя ни одного участка своей территории. Эти слова относятся сразу к нескольким проблемным точкам, но сейчас воспринимаются как адресованные конкретно Индии: уже больше месяца в Гималаях продолжается противостояние военных двух стран. Какую позицию должна занять в этой ситуации Россия?

«Никто не должен думать, что мы проглотим горькую пилюлю нанесения ущерба нашему суверенитету, безопасности или интересам развития» – так сказал председатель КНР Си Цзиньпин в Пекине на церемонии в честь 90-летия Народно-освободительной армии Китая. Учитывая, что

С середины июня растет напряжение между китайскими и индийскими военными на плато Доклам,

это заявление в первую очередь касается индийских властей.

Индийско-китайские территориальные споры имеют долгую историю – но теперь, после вступления Индии в Шанхайскую организацию сотрудничества, они особенно беспокоят Россию.

Саммит ШОС, на котором Индия и Пакистан стали полноценными участниками российско-китайско-среднеазитской организации, состоялся 8–9 июня – а уже через неделю китайские военные инженеры начали строить автомобильную дорогу на плато Доклам. Эта территория на Гималайском высокогорье является спорной между Китаем и Бутаном – а учитывая, что маленькое горное королевство передоверило вопросы своей обороны Индии, между Китаем и Индией, граница с которой также проходит в нескольких километрах.

И когда китайцы 16 июня стали строить дорогу, то на спорной с Бутаном территории они разрушили блиндажи индийских военных (естественно, пустые) – в ответ через пару дней индийские солдаты поднялись на плато и блокировали строительство дороги.

Оружие не применялось – ограничились рукопашной борьбой. Дальше пошло по нарастающей: китайцы перекинули своих военных, индийцы – своих. И хотя непосредственно на плато противостоят друг другу примерно по 300 человек, в сами приграничные районы уже стянуты по несколько тысяч. К тому же китайская армия провела рядом еще и учения – и, естественно, обе стороны требуют друг от друга вывести войска со своей территории.

Причем у обоих есть свои резоны. Китай хочет построить дорогу по своей территории – понятно, что у нее будет чисто военное значение, но он в своем праве. Плато он считает своим, ссылаясь на договор 1890 года между княжеством Сикким (сейчас это индийский штат, а тогда оно находилось под британским протекторатом) и Тибетом – по которому Доклам относится к Тибету, то есть к Китаю. Бутанцы и индусы отказываются это признавать – тем более что и на границе Китая и Индии есть три больших спорных участка, также связанных с Тибетом.

Один находится восточнее Бутана – это индийский штат Аруначал-Прадеш, 3,5 тыс. кв. км которого Китай считает своими, но заняты они индусами. А на западе, где сходятся границы Индии, Пакистана и Китая, индийцы выдвигают претензии на Аксай-Чин, 43 тыс. кв. км. которого они даже включили в свой штат Джамму и Кашмир. Китай, естественно, не собирается уступать Аксай Чин – тем более что в 1962 году он уже отстоял его в ходе боевых действий.

Именно осенью 1962-го и состоялась индийско-китайская война – тогда индийцы обнаружили, что китайцы строят дорогу в Аксай-Чине, на территории, которую в Дели считали своей, и развернули боевые действия. Война была высокогорной, кровавой – но скоротечной. Тогда еще ни Китай, ни Индия не были ядерными державами, но сам факт войны между ними сильно напряг все мировое сообщество, включая нашу страну, которая всячески укрепляла тогда отношения с Дели и находилась в самом разгаре идеологической конфронтации с Пекином, завершившейся вскоре практически разрывом отношений.

В результате войны 1962 года отношения Китая и Индии надолго оказались испорченными – и стали восстанавливаться только спустя два десятилетия. Но территориальный вопрос так и не был решен. Более того – подозрительность индийцев к китайцам сохранилась и окрепла.

Еще с 50-х годов Пекин укреплял отношения с Пакистаном, историческим соперником Индии – созданным англичанами во время предоставления независимости своей колонии. В Дели очень ревностно смотрят на любые попытки Китая укрепить отношения со странами, которые расположены на стыке двух великих цивилизаций (Непал, Бирма, Таиланд). И уже тем более недовольны, когда Китай проникает в страны, которые Индия однозначно считает находящимися в своей орбите – Шри-Ланку или Мальдивы.

Но это происходит – Китай проводит все более активную внешнюю политику, его экономическая и торговая экспансия носит все более глобальный характер. В последние годы Пекин оформил свои амбиции в виде концепции «Один пояс, один путь», которую в Индии многие считают угрожающей индийским интересам. Хотя, конечно, Китай ни в коем случае не строит никаких антииндийских планов, не готовится ни к какому нападению на своего соседа – просто он настолько сильнее Индии и уверенней в своих силах, что, развиваясь и расширяя свое присутствие в мире, невольно пугает свою великую, но гораздо менее огранизованную и целеустремленную соседку.

Китай строит порт в Пакистане? Угроза Индии. Вкладывает деньги в Шри-Ланку, через которую будет проходить морская часть «Шелкового пути»? Угроза Индии. Строит дорогу на плато Доклам около индийской границы? Угроза Индии. Потому что китайцы хотят быть ближе к стратегически важному для Индии коридору Силигури, узкому «куриному горлышку», соединяющему основную часть страны с ее восточными провинциями.

Англия очень «грамотно» спроектировала территории независимой Индии и Пакистана – вторая страна была разделена на две части, западную и восточную. Индийско-пакистанская вражда вылилась в то, что в ходе войны двух стран восточная часть Пакистана, населенная хоть и мусульманами, но этнически другими, чем на западе, отделилась, став Республикой Бангладеш. Но перешеек между двумя частями Индии остался – и его ширина составляет от 20 до 40 километров.

Естественно, что китаефобы в Индии уверены, что в случае нападения на их страну Пекин первым делом пережет «шейку цыпленка» – и строительство дороги на находящемся недалеко плато Силигури лишь подтверждает коварные замыслы Китая.

В реальности от плато до «горлышка» более ста километров, да и представить себе войну двух ядерных держав проблематично. Китаю, как и Индии, очень важно подчеркнуть свой суверенитет над территориями, которые он считает своими – а плато Доклам к тому же является очень удобной высокогорной точкой в Гималаях. Сейчас Пекин смог занять часть его – точнее, подтвердить то, что и так было занято. Сдвинуть индийцев с той части территории, которую они и так занимали, китайцам не удалось – то есть обе стороны остались при своем.

Можно бесконечно спорить из-за заложенных англичанами «пограничных мин» – а все территориальные споры идут со времен английского владычества в Индии – или же попытаться выстроить нормальные отношения между двумя древенейшими мировыми цивилизациями. И в этом деле Россия может сыграть важную роль.

И в Пекине, и в Дели достаточно политиков, понимающих, что Китаю и Индии лучше быть партнерами, чем врагами, желающих если не решить, то смягчить спорные вопросы. Понятно, что ни о каких территориальных уступках или об обмене территориями сейчас и речи быть не может – но в силах обеих стран уйти от педалирования территориальных споров, зафиксировать статус-кво. И не поддаваться на провокации третьих сил – ведь понятно, что те же США очень заинтересованы в раздувании в Индии антикитайских настроений и так же, как раньше англичане, поддерживают в индийцах неприязнь к Китаю.

Но и Пекин, и Дели хотят, чтобы в Азии все решали сами азиаты – а этого не достичь без отказа от того, чтобы видеть в соседе врага. Две цивилизации объединяет общая многотысячелетняя история, а разделяют Гималаи – и нет никаких серьезных предпосылок и причин для их конфликта.

Россия хочет иметь стратегические отношения и с Китаем, и с Индией – а в перспективе

Создать треугольник Москва – Дели – Пекин, который определял бы погоду в Евразии и в мире.

Несмотря на амбициозность и сложность решения этой задачи, она не фантазийна. Три страны взаимодействуют в формате БРИКС, являясь его центром, а с этого года – еще и в ШОС. Причем прием в ШОС Индии был серьезным испытанием для России – ведь понятно, что от того, как будут выстроены отношения в российско-китайско-индийском треугольнике, зависит не только будущее этой организации, но и наши отношения с Индией.

У России нет китайской экономической мощи, которой боятся индийцы, но у нас есть опыт очень хороших отношений с обеими странами. Дели и Пекин доверяют Москве – и именно поэтому Россия может и должна играть на расширение геополитического сотрудничества Китая и Индии, на уменьшение противоречий и разрешение споров, на снижение взаимных претензий. У трех стран есть возможность выстроить устойчивую общую систему обеспечения безопасности в Азии – которая решит и афганскую, и другие проблемы континента. В сотрудничестве с Ираном и при подключении других исламских стран они смогут выдавить из Азии внешние военные силы и добиться того, чтобы ни США, ни Великобритания не могли и дальше играть на противоречиях в регионе.

Но начать нужно с решения споров между собой. Через месяц на саммите БРИКС в китайском Сямыне Владимир Путин будет говорить об этом с Си Цзиньпином и Нарендрой Моди.

В начале августа, во время визита в Таиланд, министр иностранных дел Китая Ван И адресовал правительству Индии​ требование вывести войска с плато в качестве предварительного условия для начала переговоров. По его словам, разрешить кризис в отношениях «очень просто» — для этого Индия должна «прилично себя вести и смиренно отступить».

Непризнанный договор

Ситуация в Докламе создала впечатление, что Индия и Китай собираются повторить пограничную войну 1962 года, пишет издание The Diplomat, поводом для которой также послужило строительство китайцами автодороги через спорную территорию в районе Аксай-Чин. В результате боев, продолжавшихся около месяца, Пекин установил контроль над площадью более 42,5 тыс. кв. км — 20% штата Джамму и Кашмир. Однако Индия по-прежнему считает Аксай-Чин частью Кашмира. Китай, в свою очередь, отказывается признавать юрисдикцию Нью-Дели в районе Аруначал-Прадеш, которому был присвоен статус индийского штата в 1986 году.

Что касается принадлежности плато Доклам, то Пекин ссылается на договор 1890 года, согласно которому оно входит в состав Тибета. Не признанный Индией и Бутаном договор был заключен между входящим ныне в состав Китая Тибетом и Сиккимом (сейчас штат Индии), находившимся тогда под британским протекторатом. Позже, в 1988 и 1998 годах, Бутан и Китай договорились «поддерживать мир и спокойствие в своих пограничных районах до окончательного урегулирования пограничного вопроса» и «воздерживаться от односторонних действий и применения силы с целью изменения статус-кво плато».

О том, что Пекин «уведомил своих индийских коллег о строительстве дороги в Докламе», МИД Китая сообщил только 2 августа. Дели, в свою очередь, утверждает, что инженеры китайской армии вошли на спорную территорию и начали работы без какого-либо предварительного уведомления.

Призрак «победоносной войны»

Индии крайне важно сохранить контроль над плато Доклам из-за стратегической значимости этого района: недалеко от него находится коридор Силигури, прозванный «куриным горлышком», — узкий участок индийской территории шириной около 20 км между Непалом и Бангладеш. Коридор соединяет основную территорию Индии с ее семью северо-восточными штатами. Чтобы сохранить территориальную целостность, Индия должна обеспечить безопасность этого коридора и предотвратить любую угрозу атаки со стороны Пекина, указывает The New York Times. По этой причине индийское правительство «не может терпеть ни малейшего китайского присутствия» в районе Доклама, даже если речь идет всего лишь о строительстве автодороги.

Действия и мотивы Китая соответствуют его долгосрочным геополитическим амбициям, а именно стремлению заполучить выход к Индийскому океану, пишет The Business Insider. Завладев коридором, Китай будет способен отрезать Индию от ее северо-восточных штатов, где проживают около 45 млн человек, и объявить о своих претензиях на эти территории, где протекает одна из крупнейших в Южной Азии рек, Брахмапутра, пишет издание. Тем самым Пекин сможет контролировать подачу пресной воды в Бангладеш и получить прямой выход к Индийскому океану.

По данным издания Business Insider , сейчас на месте строительства дороги на плато Доклам находятся около 300-​400 военнослужащих с каждой стороны. Обычно количество солдат в приграничной зоне в разы меньше. Общее число военных, дислоцированных в районе плато, может превышать 6 тыс. человек (по 3 тыс. с каждой стороны), пишет Business Insider.

Неподалеку от плато, в граничащем с Китаем и Бутаном индийском штате Сикким, размещены две индийские бригады, каждая численностью около 3 тыс. человек. Индийские власти также мобилизовали еще одну бригаду и перебросили ее ближе к китайской границе.


5 августа англоязычная правительственная газета Китая Global Times опубликовала статью с комментарием научного сотрудника Института международных отношений Шанхайской академии общественных наук Ху Чжиюна. Эксперт утверждал, что Китай не допустит, чтобы военное противостояние между Пекином и Дели «длилось слишком долго». Ху говорит о возможности небольшой военной операции для вытеснения индийцев. Месяцем ранее Global Times опубликовала «Индия потерпит большие потери, чем в 1962 году, если спровоцирует пограничное столкновение». Публикация последовала за заявлением министра обороны Индии Аруна Джатли о том, что «Индия 2017 года отлична от Индии 1962 года», и заявлением​​ начальника штаба индийской армии генерала Бипина Равата о том, что Индия полностью готова к войне.

Однако 7 августа в беседе с индийскими журналистами пресс-секретарь Минобороны Китая, старший полковник Жэнь Гоцян заявил, что подобные публикации не отражают официальную позицию Пекина. Он подчеркнул, что «никто не должен недооценивать решимость Китая защитить свою территорию».

Конфликт Пекина и Нью-Дели может затянуться, риторика противников будет ужесточаться, но вряд ли перейдет в открытое вооруженное столкновение, считает Игорь Денисов, старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС Института международных исследований МГИМО. «Попытки же сторон разворачивать жесткую конкуренцию, тем более втягивать в противостояние малые страны региона, в конечном счете будет лишь истощать ресурсы КНР и Индии, а также неблагоприятно скажется на их имидже», — отмечает эксперт.

Противостояние двух держав не приведет к полномасштабной войне, так как затраты на войну превышают потенциальную выгоду: как для Индии, так и для Китая участие в такой войне было бы очень дорогостоящим с точки зрения финансирования, материально-технического обеспечения и снабжения войск в районе Доклама, учитывая ландшафт местности и отсутствие дорог, указывает The Business Insider.


Экономические последствия

Конфликт Пекина и Дели должен рассматриваться более широко — в контексте китайского экономического проекта «Один пояс, один путь», заявил бывший секретарь Министерства иностранных дел Индии Шиам Саран во время своего выступления в Индийском международном центре 20 июля. Противоречия на плато — это продолжение попыток Китая «легитимизировать претензии на гегемонию в Азии», отмечает он.

С этим не согласен российский эксперт Игорь Денисов, по мнению которого, противостояние на китайско-индийской границе не следует прямо связывать с инициативой «Один пояс, один путь». ​«Китай не заявлял, что строящаяся дорога является значимым инфраструктурным проектом», — объясняет Денисов. Однако, по его мнению, между конфликтом вокруг плато Доклам и проектами, входящими в «Один пояс, один путь», есть связь: резкая позиция Индии относительно ситуации на плато объясняется растущим стратегическим недоверием к действиям Китая.

В «Один пояс, один путь» для продвижения одноименной китайской инициативы, в котором приняли участие почти 30 лидеров государств из Европы, Азии, Латинской Америки. Однако Индия отказалась посылать на форум высокопоставленных чиновников. Представитель Министерства иностранных дел Индии Гопал Баглай пояснил, что «ни одна страна не примет проект, который игнорирует важнейшие проблемы, касающиеся ее суверенитета и территориальной целостности». Так представитель МИДа назвал проект создания Китаем и Пакистаном энергетического коридора (который оценивается в $57 млрд и создается в рамках инициативы). Коридор должен пройти по спорной территории Кашмира, раздел которого Пакистаном и Индией не был закреплен договором.

По мнению Денисова, противоречия вокруг Доклама будут хорошим тестом для Дели и Пекина, так как обе страны пытаются соответствовать статусу ответственной державы. Однако для Китая попытки найти компромисс сегодня более важны, так как Пекин официально заявляет, что его инициатива «Один пояс, один путь» носит мирный характер. Ситуация вокруг Доклама станет большим испытанием и для региональной Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), полагает Петр Топычканов, эксперт по Индии из Московского центра Карнеги. Будучи ее участниками, Китай и Индия должны будут нивелировать противоречия, а это сможет выявить, насколько эффективна эта организация в решении проблем безопасности, заключает эксперт.​

Конфликт на плато Доклам отражает попытки Пекина оказать на Индию «символическое давление», полагает руководитель азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев. «Это желание наказать Индию за отказ от участия в саммите Шелкового пути и кампанию по торпедированию этого проекта, включая нежелание обсуждать эту тему в рамках ШОС», — сказал Габуев РБК. Кроме того, по мнению Габуева, председатель Китая Си Цзиньпин хочет продемонстрировать свои лидерские качества и способность оказывать жесткое давление на своих оппонентов.

В октябре-ноябре 1962 г. разразился индийско-китайский вооруженный конфликт. Он не только повлиял на последующие отношения между Индией и Китаем, но и вовлек в орбиту дипломатических, политических и военных действий США, Пакистан, а также СССР. Хотя сам конфликт возник, вроде бы, неожиданно, но условия для него были подготовлены еще во второй половине 1950-х годов. До этого Индия и Китай, казалось, вели дело к установлению прочных отношений дружбы и сотрудничества, что нашло свое выражение в Индии в популярном лозунге «Хинди–чина бхай-бхай» («Индийцы и китайцы – братья»). Однако в 1959 г. на индийско-китайской границе произошли вооруженные столкновения. Поводом стал обострившийся диспут о границе между двумя странами. Последовавшее в том же 1959 г. бегство Далай-ламы из Тибета в Индию усилило напряжение между двумя странами.

В начале ноября 1962 г. китайские войска сломили оборону индийцев на северо-востоке и взяли под контроль 40 000 кв. миль территории, которую они считали китайской. В этих условиях Неру направил Кеннеди просьбу прислать две эскадрильи бомбардировщиков В-47 с американскими пилотами. Пока Кеннеди рассматривал эту просьбу, в Бенгальский залив был направлен авианосец «Энтерпрайз».

Руководство США не успело принять решение о бомбардировщиках, так как 22 ноября 1962 г. китайцы в одностороннем порядке прекратили военные действия и отвели свои войска на 20 км к северу от линии Мак Магона (по их версии) на востоке и в Ладакхе. Их армия оставила почти всю завоеванную территорию на северо-востоке, но сохранила присутствие в стратегически важном Аксан Чине на северо-западе. Таким образом, Китай доказал свое военное преимущество, а Индия потерпела поражение.

Военный конфликт Индии с Китаем в 1962 г. внес новый элемент в индийско-американские отношения. Впервые в Индии заговорили о возможном союзе с США против Китая и о переменах в политике неприсоединения. Появились надежды на массивную военную и экономическую помощь Америки. Однако этого не произошло. Тогда же американцы пытались оказать давление на Индию и Пакистан, чтобы решить кашмирский вопрос. Но несколько раундов переговоров между индийцами и пакистанцами не принесли результата.

После завершения китайско-индийской войны в Гималаях и почти одновременного окончания кубинского ракетного кризиса ситуация в отношениях между Индией и США, по существу, вернулась на «круги своя». Похолодание в их отношениях в этот период проявилось, в частности, в том, что на предпринятую тогда же попытку американцев установить в Индии передатчик «Голоса Америки» для ведения пропаганды на этот регион индийцы ответили отказом, ссылаясь на то, что это не соответствовало принципам неприсоединения.

Пограничная война 1962 г. между Китаем и Индией совпала с кубинским ракетным кризисом, наверное самым острым и напряженным моментом в американо-советских отношениях. Несмотря на то, что руководство США было полностью занято проблемами, связанными с ядерным противостоянием с СССР, китайско-индийский конфликт не остался вне его внимания. Часть американского руководства считала, что появилась прекрасная возможность усилить влияние США в Индии. Они настаивали на том, чтобы положительно отозваться на поступившую от нее просьбу о поставке вооружений и оказать давление на президента Пакистана с тем, чтобы он заверил Индию в невмешательстве на стороне Китая. В этом случае Индия могла бы сосредоточить свои военные ресурсы на борьбе с Китаем.

Во время этого конфликта Советский Союз занял позицию нейтралитета. С одной стороны, он не хотел осложнять отношения с Индией, с другой – не ухудшать непростые отношения с Китаем. Поэтому СССР призвал обе стороны решать эту проблему путем переговоров. Индийцы в целом были удовлетворены таким подходом. Выступая в парламенте 16 ноября 1962 г. по вопросу об индийско-китайском пограничном конфликте, Неру сказал: «Мы не ожидаем, что Советский Союз сделает нечто такое, что может определенно означать разрыв с китайцами. Но он всегда, как и сегодня, выражал свою добрую волю по отношению к нам. В этом мы находим утешение. И конечно, надеемся на это и в будущем».

По окончании кубинского ракетного кризиса СССР вновь подтвердил свой нейтральный подход к индийско-китайскому конфликту. Индия избегала выступать с критикой Советского Союза, хотя в отношениях с ним проявляла определенную сдержанность. Тем более что США и Великобритания предоставили ей военную помощь, направленную против Пекина. Однако она быстро прекратилась, в то время как Советский Союз, по мере осложнения его отношений с Китаем, продолжал оказывать содействие Индии. Взаимоотношения в этих своеобразных треугольниках Китай–Индия–Советский Союз и СССР–США–Индия сыграли свою роль и в последующие годы.

С середины 1960-х годов Пакистан стал пытаться налаживать связи с Китаем и СССР, сохраняя при этом отношения с США. Во время и после индийско-пакистанской войны 1965 г. Америка отказалась от активной поддержки Пакистана и приостановила продажу оружия как Индии, так и Пакистану. Последний с начала 1960-х годов установил достаточно тесные отношения с Китаем. В 1963 г. обе страны подписали соглашение о демаркации границы между Китаем и районами Кашмира, находящимися под фактическим контролем Пакистана. Китай и Пакистан активно поддерживали друг друга в их противостоянии с Индией. В эти годы происходил интенсивный обмен визитами китайских и пакистанских руководителей на высшем уровне. Развивалось торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество. Углубление сотрудничества Советского Союза с Индией, особенно после китайско-индийского вооруженного конфликта 1962 г., отвечало задачам сдерживания влияния КНР в Азии. Это также повышало безопасность на южных границах СССР.

В феврале 1964 г. президент США Джонсон одобрил программу военного сотрудничества с Индией на сумму в 500 млн. долл. в течение пяти лет. К этому времени США уже поставили в Пакистан боевые самолеты F-104. Однако Пентагон выступал против продажи таких же самолетов Индии, поскольку эти истребители имели ограниченные возможности для использования их против Китая. В конечном итоге американцы согласились на поставку в Индию военного оборудования для шести горных дивизий, оказание содействия в улучшении в Индии транспортных связей, коммуникаций, аэродромов и т.д. Эта программа была почти полностью согласована. Ее должны были подписать в Вашингтоне 28 мая 1964 г. министры обороны Индии и США Чаван и Макнамара.

27 мая скончался Неру. Чаван немедленно вылетел в Дели военным самолетом США вместе с госсекретарем США Дином Раском для участия в похоронах Неру. 6 июня Макнамара и Чаван, который остался министром обороны в новом правительстве во главе с Лалом Бахадуром Шастри, подписали соглашение о военном сотрудничестве на 1965 г. Однако в нем отмечалось несогласие США на поставку боевых самолетов Индии. После того как США отказались поставить эти самолеты, Индия воспользовалась сделанным ранее предложением Советского Союза, и в сентябре 1964 г. Чаван подписал в Москве соглашение, по которому СССР согласился поставить 45 МиГ-21 и построить в Индии заводы по сборке еще 400 МиГов. В результате этот советский истребитель стал основным самолетом-перехватчиком индийских ВВС. Эти события стали предвестником того, что всего через полтора года во время индийско-пакистанской войны 1965 г. США прекратили поставки оружия и военное сотрудничество с Индией.

Уже исполнилось 54 года с момента, когда Карибский кризис 1962 года мог стать для человечества заключительной главой. А тем временем, хронологи, посуточно разбирая события тех дней, до сих пор находят неясности и белые пятна в тех далеких и судьбоносных событиях. Но бесспорно все историки соглашаются с тем, что кризис человека зеркально отразился в глобальных проблемах человечества, которые привели к обстоятельствам, способствовавшим развитию карибского ракетно-ядерного кризиса в 1962 году.

Как совершаются перевороты: США инициируют захват Кубы!

В результате очередного революционного переворота, которыми переполнена история Латинской Америки, вождем кубинской республики в 1961 году становится Фидель Кастро. Появление этого лидера для американской разведки стало полным провалом, потому что со временем выяснилось, что новый правитель не устраивает Штаты из-за своей совершенно «неправильной» политики. Не заостряя особого внимания на политике нового лидера, ЦРУ в 1959 году организовали на Кубе несколько заговоров и мятежей. Параллельно, пользуясь полной экономической зависимостью Кубы от Америки, американцы стали давить экономику государства, отказавшись закупать сахар, и полностью перекрыв поставки нефтяных продуктов на остров.

Однако власть Кубы не испугалось давления сверхдержавы и повернулась к России. СССР, просчитав выгоды от сложившейся ситуации, заключил с ним договора на покупку сахара, поставки нефтепродуктов и оружия.

Но ЦРУ не обеспокоились от первых неудач в достижении цели. Ведь еще не прошла эйфория от побед в Гватемале и Иране, где были легко свергнуты "неугодные" правители этих государств. Поэтому казалось, что одержать победу на маленькой республике не представит большого труда.

Весной 1960 года Центральное разведуправление проработало шаги по свержению Ф. Кастро и Эйзенхауэр (президент США) их одобрил. Проект устранения лидера предполагал подготовку во Флориде кубинских эмигрантов, настроенных против политики Фиделя Кастро, которые подтолкнут народные волнения на свержение существующего режима и победоносно возглавят власть на Кубе.

Однако американцы не могли предположить, что новому лидеру государства не свойственна мягкотелость, а «непротивление злу насилием» для него не приемлемы. Поэтому сидеть и ждать своего свержения вождь не собирался, а активно укрепляя свою армию, обратился в Советский Союз, чтобы тот оказал по мере своих сил определенную военную помощь.

Для организации убийства лидеров Кубы: Фиделя Кастро, Рауля Кастро и Че Гевара разведка Америки сделала обращение к кубинской мафии, которая имела кровную заинтересованность в свержении правителя. Поскольку с приходом Фиделя, все мафиози оказались за бортом государства, а их бизнес (казино) был полностью уничтожен, мафиозные кланы с радостью согласились помочь ЦРУ, в надежде вернуть свое влияние в республике. Однако, при всем старании ЦРУ, свергнуть вождя Кубы так и не удалось.

В период подготовки вторжения, конец 1960 года, в Штатах на пост президента становится Джон Кеннеди, который был противником ведения агрессивной политики против Кубы. Однако, получив дезинформацию от Даллеса, это подтвердили открывшиеся впоследствии документы, Д. Кеннеди первоначально одобрил вторжение американских войск, а через пару дней отклонил. Но это не помешало ЦРУ начать 17 апреля вторжение на Кубу.

Прикрываясь лозунгом «всенародного восстания», подготовленные экстремисты высадились на острове, но неожиданно получили сильнейший отпор от местных вооруженных сил, которые установили жесткий контроль своей территории, как со стороны неба, так и на земле. В течении 72 часов многие экстремисты оказались в плену, многие убиты, а поступок Америки был покрыт не смываемым позором.

Карибский кризис 1962 - операция «Мангуст»

Поражение американского десанта сильно ударило по «величию» сверхдержавы, поэтому ее правительство еще больше утвердилось в решимости подмять непокорную Кубу. Так, через 5 месяцев, Кеннеди подписал план тайных диверсионных действий с кодовым названием «Мангуст». В плане предусматривались сбор информации, саботажные действия и вторжение американской армии для осуществления народного восстания в республике. Американские аналитики сделали в проекте ставку на проведение шпионажа, подрывной пропаганды и диверсий, которые должны были закончиться «устранением коммунистической власти».

Осуществление операции «Мангуст » легло на группу силовиков из ЦРУ с кодовым названием «отряд особого назначения W», штаб-квартира которого находилась на острове Майами. Руководил группой Уильям Харви.

Ошибка ЦРУ была в том, что их расчеты базировались на, яко бы, желании кубинцев избавиться от существующей коммунистической власти, для чего нужен был просто толчок. После победы планировалось формирование нового «сговорчивого» режима.

Однако план был сорван по двум причинам: во-первых, почему-то жители Кубы не могли понять, почему их счастье зависит от свержения «режима Кастро», и поэтому не спешили это делать. Второй причиной стало размещение ядерного потенциала и войск СССР на территории острова, которое с легкостью достигало территории США.

Таким образом, Карибский кризис произошел по двум международным политическим причинам:

1-я причина. Желание США, ключевого инициатора №1 кризиса на Кубе, усадить в правительственный аппарат своих проамериканских людей.

2-я причина. Размещение на острове вооруженного контингента СССР с ядерным оружием.

Хронология развития Кубинского ракетного кризиса!

Холодная многолетняя война двух могущественных держав СССР и Америки заключалась не просто в наращивании современного вооружения, она сводилась и к существенному расширению зоны влияния на слабые государства. Поэтому СССР всегда оказывалась поддержка социалистическим революциям, а в прозападных государствах он оказывал содействие в проведении народно-освободительных движений, предоставлял оружие, технику, военных специалистов, инструкторов и ограниченный военный контингент. Когда революция в государстве побеждала, власть получала покровительство от социалистического лагеря. На его территории происходило строительство армейских баз, а в его развитие часто вкладывалась значительная безвозмездная помощь.

После победы революции в 1959 году, Фидель первый свой визит направил в сторону США. Но Эйзенхауэр, не счел нужным лично встречаться с новым кубинским лидером и отказался по причине занятости. Высокомерный отказ президента Америки подтолкнул Ф. Кастро проводить антиамериканскую политику. Он национализировал телефонную и электрическую компании, нефтеперегонные и сахарные заводы, а так же банки, ранее принадлежавшие американским гражданам. В ответ Штаты стали давить Кубу экономически, прекратив закупать у нее сахар-сырец и поставлять нефтяные продукты. Приближался 1962 кризис.

Трудное экономическое положение и постоянное желание Штатов «порвать Кубу на куски», подтолкнуло ее правительство к развитию дипломатии в отношениях с СССР. Последний не упустил свой шанс, наладил закупки сахара, танкеры с нефтью начали регулярно посещать Кубу, а специалисты различного профиля помогали развивать в дружественной стране делопроизводство. При этом Фидель постоянно обращался в Кремль с прошением о расширении советского ядерного потенциала, ощущая опасность со стороны правителей Америки.

Карибский кризис 1962 - операция «Анадырь»

Вспоминая события тех дней, Никита Хрущев в собственных мемуарах писал, что желание размещения на Кубе вооружения, появилось весной в 1962 году в момент его приезда в Болгарию. Находясь на конференции, Андрей Громыко обратил внимание Первого секретаря на то, что Соединенные Штаты в близлежащей Турции установили свои ракетные боевые головки, которые за 15 минут могут долететь до Москвы. Поэтому, ответ пришел сам собой – укрепить вооруженный потенциал на Кубе.

В конце мая 1962 года из Москвы, для переговоров с Фиделем Кастро, вылетела правительственная делегация с определенными предложениями. После непродолжительных переговоров со своими сослуживцами и Эрнесто Че Геварой вождь вынес положительное решение дипломатам СССР.

Так была разработана секретная сложная операция «Анадырь» об установке баллистических ракет на острове. Операция предусматривала вооружение из 60-ти ракет в 70 мегатонн с ремонтно-техническим комплектом баз, их частей, а также подразделений, которые смогут обеспечить работу военного персонала в 45 тысяч человек. Примечательно, что до настоящего времени не найден договор между двумя странами, закрепляющий привлечение вооружения и армии СССР в чужую страну.

Разработка и проведение операции легли на плечи маршала И. Х. Баграмяна. Начальная стадия плана предусматривала дезориентацию американцев по отношению к месту и назначению грузов. Даже советские военные не имели истинной информации о поездке, зная лишь, что везут «груз» на Чукотку. Для большей убедительности порты принимали целые эшелоны с зимней одеждой и дубленками. Но было и слабое место у операции – это невозможность скрыть баллистические ракеты от взора самолетов-разведчиков, которые регулярно делали облеты Кубы. Поэтому в плане предусматривалось обнаружение советских пусковых ракет американской разведкой до их установки и единственным отвлекающим выходом из данного положения, стало размещение нескольких зенитных батарей в месте их выгрузки.

В первых числах августа доставлены были первые партии грузов, и лишь 8 сентября в темное время суток в гаванском порту произошла разгрузка первых баллистических ракет. Затем было 16 сентября и 14 октября, период, когда Кубой были получены все ракеты и почти все оборудование.

«Советские специалисты» в штатской одежде и ракеты перевозились торговыми судами, идущими по направлению Кубы, при этом их всегда контролировали американские корабли, которые к тому периоду уже держали блокаду острова. Так, 1 сентября В. Бакаев (министр морфлота) предоставил доклад в ЦК КПСС от капитана корабля «Оренбург», в котором говорилось, что в 18 часов над кораблем с приветствием прошел американский эсминец, прощание было с сигналом «мир».

Казалось, ничто не может спровоцировать конфликт.

Реакция США – меры по сдерживанию конфликта!

Обнаружив на фотографиях, сделанных с эсминца U-2, ракетные базы, Кеннеди собирает группу советников, которые вскоре предлагают несколько вариантов по решению конфликта: уничтожение установок с помощью точечной бомбардировки, проведение полномасштабных действий на Кубе или ввод морского блокирования.

При рассмотрении всех вариантов, ЦРУ даже не подозревали о присутствии ядерных комплексов (именуемых «Луной»), поэтому выбор был сделан на военную блокаду с ультиматумом или полномасштабное вооруженное вторжение. Конечно, боевые действия могли спровоцировать ядерный серьезный удар по армии США, что привело бы к катастрофическим последствиям.

Кеннеди, опасаясь осуждения со стороны западных стран в военной агрессии, рассматривает возможность осуществления военно-морской блокады. И только 20 октября получив фотографии с установленными ракетными позициями, президент подписывает санкции против республики Кубы, о введении «карантина», то есть ограничение морского сообщения в отношении оружейных поставок, и приведение к абсолютной боевой готовности пяти дивизий.

Так, 22 октября начинает набирать обороты карибский ракетный кризис. В этот период Кеннеди по телевидению объявляет о присутствии зенитных ракет на острове и необходимости введения военной морской блокады. Америку поддержали все европейские союзники, испугавшись ядерной угрозы от кубинских властей. С иной стороны Хрущев выразил недовольство незаконным карантином и сказал, что советские судна будут его игнорировать, а в случае атаки по американским кораблям будет нанесен молниеносный удар в ответ.

Тем временем еще четыре подводные лодки доставили очередную партию боеголовок и сорок четыре крылатые ракеты, то есть большая часть груза достигла своего места нахождения. Остальные корабли пришлось вернуть домой, во избежание столкновений с американскими суднами.

Вооруженный конфликт накаляется, и все страны Варшавского договора приводятся в боевую готовность.

Год 1962 кризис обостряется!

23 октября. Роберт Кеннеди приезжает в советское посольство и предупреждает о серьезных намерениях США останавливать все корабли в районе острова.

24 октября. Кеннеди шлет телеграмму Хрущеву с призывом остановиться, «проявить благоразумие» и не нарушать условия блокады Кубы. В ответе Хрущева звучит обвинение США в ультимативности требований и называет карантин «актом агрессии», который может привести человечество к глобальной катастрофе от ракетного удара. При этом Первый секретарь предупреждает президента Штатов, что советские судна не будут подчиняться «пиратским действиям», и в случае опасности, СССР пойдут на любые меры для защиты судов.

25 октября. Эта дата сохранила важные события, разыгравшиеся в ООН. Официальный представитель Америки Стивенсон потребовал объяснений от Зорина (который не имел никаких сведений про операцию «Анадырь»), по размещению военных установок на острове. Зорин категорически отказался от объяснений, после чего в зал были внесены аэрофотоснимки, где на крупном плане были видны советские пусковые установки.

Тем временем карибский кризис развивается. И Хрущев получает ответ от президента Америки, с обвинениями в нарушении условий карантина. С этого момента Хрущев начинает обдумывать пути разрешения сложившегося противостояния, объявив членам Президиума, что удерживание ядерного оружия в республике приведет к развитию войны. На заседании принимается решение демонтировать установки в обмен на то, что США гарантируют сохранение существующего режима «Кастро» на острове.

26 октября. Хрущев дает телефонограммой ответ Кеннеди, а на следующий день по радиовещанию обращается к американскому правительству с призывом демонтировать ядерные пусковые установки в Турции.

27 октября. День получил название «Черная суббота», так как ПВО Советского Союза сбило разведчика США U-2, в результате чего пилот погиб. Параллельно с этим событием в Сибири был перехвачен второй самолет-разведчик. И по двум американским «Крусейдерам» были нанесены обстрелы со стороны Кубы во время облета территории острова. Данные события напугали военных советников президента Штатов, поэтому ему выставилось требование срочно разрешить вторжение на мятежный остров.

Ночь с 27-го на 28-е октября. Достиг своего эпогея Кубинский ракетный кризис. По поручению президента в советском посольстве состоялась тайная встреча его брата с А. Добрыниным. На ней Роберт Кеннеди сообщил советскому послу, что ситуация в любой момент может стать не контролируемой, а последствия приведут к страшным событиям. Так же подчеркнул, что президент дает гарантии о ненападении на Кубу, согласен снять блокаду и убрать ядерные боеголовки с территории Турции. И уже утром в Кремль поступила стенограмма от президента Штатов, об условиях предотвращения развития конфликта:

  1. Согласие СССР вывести вооружение из Кубы под строгим контролем ООН, и больше не предпринимать попыток поставки ядерного оружия на кубинский остров.
  2. С другой стороны США обязуются убрать блокаду с Кубы и дают гарантию о ненападении на нее.

Хрущев, не медля, передает через стенографистку и радиовещание послание о согласии на урегулирование октябрьского карибского кризиса.

Карибский кризис 1962 года – разрешение международного конфликта!

Советское вооружение было погружено на корабли и вывезены с кубинской территории в течение трех недель. После чего президентом США был отдан приказ о прекращении ее блокады. А спустя несколько месяцев Америка вывезла свое вооружение из территории Турции, как устаревшие системы, на смену которым, к тому времени, уже пришли передовые ракеты «Полярис».

Октябрьский карибский кризис был разрешен мирно, но этот факт не всех удовлетворил. И впоследствии, при смещении Хрущева, было высказано недовольство членами ЦК КПСС по поводу уступок для Штатов и неумелым проведением внешней политики страны, которая привела к кризису.

Руководство компартии расценило компромиссное решение как предательство интересов СССР. Хотя, спустя несколько лет, на вооружении СССР уже имелись межконтинентальное оружие, способное достать Штаты с территории Советского Союза.

Аналогичное мнение было и у некоторых военных начальников ЦРУ. Так, Лемей заявил, что отказавшись атаковать Кубу, Америка признала свое поражение.

Не доволен был исходом событий кризиса и Фидель Кастро, опасаясь вторжения со стороны Америки. Однако гарантии о ненападении были исполнены и соблюдаются до сих пор. Хотя прекратилась операция «Мангуст», но не ушла идея и свержении Фиделя Кастро, поменяв методы достижения данной задачи на планомерную осаду измором. Но стоит отметить, что режим Кастро достаточно живуч, так как смог выдержать распад Советского Союза и прекращение поставок помощи. Куба держится и сегодня, несмотря на происки ЦРУ. Она выжила, не смотря на мятежи и кризис. О том, как сегодня выжить в кризис, можно почитать здесь: . А подписавшись на рассылку сможете узнать как комфортно жить в кризис и никогда в него не попадать:

Подводим итог: октябрьский кризис - историческое значение!

Октябрьский карибский кризис положил начало переломному моменту в гонке вооружения.

После окончания горячих событий карибский ракетный кризис способствовал проведению прямой телефонной линии между столицами двух государств, чтобы лидеры могли быстро проводить экстренные разговоры.

В мире началась разрядка международной напряженности, сопровождаемая антивоенным движением. Стали появляться голоса с призывом ограничения производства ядерного оружия и участием общества в мировой политической жизни.

В 1963 году представители из Москвы, делегация из Штатов и представители великобританской власти подписали важнейший с исторической точки зрения договор, запрещавший ядерные испытания в воде, воздухе и космосе.

В 1968 году между странами антигитлеровской объединенной коалиции был согласован новый документ, запрещающий распространение оружия массового поражения.

Через шесть лет Брежнев с Никсоном поставят свои подписи в договоре, предотвращающем ядерную войну.

Большое количество документации о развитии кризиса, принятие различных решений в очень короткий тринадцатидневный срок дали возможность проводить анализ процессов в принятии государственных стратегических решений.

В 1962 году карибскому кризису на лицо были характерные признаки тупого подчинения людей технике, духовная деградация, приоритет в отношении к материальным ценностям. И сегодня, спустя несколько десятилетий, можно наблюдать глубокий отпечаток кризиса на развитии цивилизации, который приводит к частым «демографическим взрывам», глобализации экономики и деградации человека.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!