Галлюцинации при синдроме аспергера. Современный взгляд на синдром Аспергера: симптомы, тестирование и лечение

Синдром Аспергера идентифицируется как тип восприятия окружающего мира и как особая форма аутизма, характеризующаяся дефицитом социального взаимодействия и общения. Среди особенностей состояния ограниченные интересы и однотипные действия.

Современная психиатрия классифицирует рассматриваемое состояние, как одно из пяти аутистических нарушений, как и , детское дезинтегративное расстройство, атипичный и классический аутизм.

Согласно статистике среди мужчин патология встречается чаще в 2-3 раза.

Среди школьников диагностирование происходит в 0,36-0,71% ситуаций, но в 30-50% подозрений синдром не диагностируют официально.

Заболевание названо в честь педиатра Ханса Аспергера из Австрии, работающего с детьми, имеющими сходные проявления. Врач называл болезнь аутистической психопатией. Официальное название зарегистрировано в 1981 году.

Детям с таким нарушением свойственны сложности в обучении, поведенческие дисфункции, недостаточно развитые способности к социальному общению, что требует повышенного внимания со стороны детских психиатров, психологов и в первую очередь педагогов

История

Четыре ребенка с признаками рассматриваемого недуга Ханс Аспергер наблюдал в 1944 году, они определенно демонстрировали отсутствие навыков в сфере социальной интеграции. Наряду с такой проблемой они обладали нормальным интеллектом, но в общении отмечалась физическая неуклюжесть, неспособность проявлять эмпатию, отсутствие умений невербальной коммуникации.

Что касается речи, она была слишком формальной или, наоборот, затрудненной. Анализируя их разговор удавалось четко отметить доминирующий всепоглощающий однобокий интерес.

До 1981 года наблюдения Аспергера не были известны, хотя на немецком языке публиковались. Интерес к синдрому возобновила британский врач Лорна Винг, которая опубликовала схожие выводы и назвала комплекс симптомов в честь австрийского первооткрывателя.

В следующем году патологию признали, как отдельную болезнь и включили в диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения (десятое издание МКБ) и в четвертое издание DSM Психиатрической ассоциации Америки.

Причины возникновения патологии

Рассматривая причины возникновения патологии нельзя не упомянуть об аутизме.
Ключевые провоцирующие факторы:

  • генетическая и биологическая предрасположенность;
  • воздействие токсических веществ в первый триместр беременности;
  • аутоиммунная реакция материнского организма способна провоцировать повреждение головного мозга;
  • профилактические прививки и вакцинации способны негативно влиять на иммунную систему;
  • теория гормонального сбоя, до сих пор не подтвержденная научно предполагает повышенный уровень кортизола и тестостерона у малыша;
  • изучается воздействие недоношенности на возникновение болезни и аутического расстройства;
  • в качестве серьезной причины рассматривается губительное воздействие экологии на младенца.

Постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции принято считать факторами риска: токсоплазмоз, герпес, краснуха или цитомегаловирусная инфекция.

Синдром Аспергера у взрослых

Сложность диагностирования рассматриваемой патологии у взрослого человека обусловлена адекватной оценкой слабых и сильных сторон в зрелом возрасте.

Но состояние длится на протяжении всей жизни и заболеть им, будучи взрослым, нельзя.

Возникает вывод – нарушение с возрастом стабилизируется и если лечение с детства проводилось грамотно, высока вероятность достижения существенных улучшений.

Тенденция объясняется способностью человека с возрастом вырабатывать социальные навыки, предполагающие элементы невербального общения, поэтому многим свойственна полноценная социальная жизнь – семья, работа, дети, друзья.

Благодаря некоторым особенностям шансы на успешную учебу и карьеру существенно увеличиваются. Имеется в виду особое внимание к конкретным темам, концентрация на деталях и мелочах. Болезнью страдали выдающиеся личности, которые смогли превосходно проявить себя – Альберт Энштейн, Томас Джефферсон, Вольфганг Моцарт, Мария Кюри.

Синдром Аспергера у детей

Что касается проявления патологии у детей, симптомы схожи в аутичными признаками, но следует обязательно воспринимать расстройство самостоятельно, поскольку уровень интеллекта нормальный, но образовательные потребности особые.

Развитию социальных навыков ребенка родители должны уделять максимум внимания.

Ключевая особенность – более развитый интеллект на фоне сверстников в 95% случаев, хотя восприятие окружающего мира и линия поведения у таких детей своеобразные.

Триада нарушений

Основополагающие проявления варьируются, но специалисты выделяют три ключевые группы.

Симптомы в сфере социальной коммуникации:

  • непонимание тона голоса, выражения лица или жестикуляции собеседника;
  • использование сложных фраз и слов наряду с отсутствием их понимания в полной мере;
  • сложности в определении времени завершения и начала разговора, а также в определении темы для беседы;
  • не восприятие сарказма, метафор, анекдотов.

Собеседник должен быть максимально лаконичным и четким в плане изложения мыслей в разговоре с человеком с таким синдромом.

Симптомы сферы социального взаимодействия:

  • поведение, считающееся со стороны некорректным;
  • кажущиеся замкнутость, безразличность и равнодушие;
  • другие люди приводят в замешательство и кажутся непредсказуемыми;
  • не писанные социальные нормы не воспринимаются;
  • дружеские отношения возникают и поддерживаются с трудом.

Проблемы в сфере социального воображения

Воображение людей с рассматриваемым типом восприятия мира богатое в стандартном понимании этого понятия. Некоторые с возрастом становятся музыкантами, художниками или писателями, но в плане социального воображения могут возникать проблемы:

  • творческая деятельность может быть ограниченной, а также повторяющейся или строго последовательной;
  • мысли интерпретируются проблематично, как и действия или чувства окружающих;
  • упускаются едва заметные мимические послания собеседника;
  • представлять предсказывания и альтернативное развитие ситуации достаточно сложно;
  • представлять и понимать точку зрения других людей тоже сложно.

Часто дети отдают предпочтения занятиям, связанным с системностью и логикой.

Отличительные признаки

Симптомы также представлены следующими признаками.

  1. Стремление поддерживать определенный порядок всегда и во всем обусловлено желанием сделать мир менее запутанным и беспорядочным. Пациент может настаивать на собственных распорядках и правилах.
  2. Особая увлеченность выражена сильным, в некоторых случаях одержимым интересом к коллекционированию или другим хобби. Иногда интерес не угасает на протяжении всей жизни, а в некоторых случаях пациент переключает внимание на что-либо иное. Под воздействием стимула навыки и интересы совершенствуются настолько, что человек с рассматриваемой патологией невероятно успешно работает и учится в кругу собственных интересов.
  3. Сенсорные проблемы могут проявляться во вкусе, осязании, обонянии, слухе или зрении, также возможны варианты сложностей во всех видах ощущений одновременно. В зависимости от пациента определяется и степень этих затруднений. Чаще рассматривается два варианта – малочувствительность или сверхчувствительность.

Диагностика

Сложность диагностики рассматриваемого недуга заключается схожести его симптоматики с признаками других патологий.

Выявление расстройства чаще всего происходит в возрасте от 4 до 12 лет, при этом ранняя диагностика напрямую влияет на успешность дальнейшего лечения и социализации

Среди актуальных методов диагностики необходимо отметить следующие:

  • беседа с родителями и общение с ребенком посредством игр;
  • проведение тестов на психомоторику, определение навыков самостоятельного поведения;
  • проведение интеллектуальных тестов;
  • генетические и неврологические исследования.

Значимость дифференциальной диагностики при таком заболевании сложно переоценить. В некоторых случаях удается выявить такие патологии:

  • генерализированное или обессивно-компульсивное тревожное или биполярное расстройство;
  • депрессивное состояние;
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • вызывающе оппозиционное расстройство.

При этом упомянутые расстройства имеют место быть одновременно с рассматриваемым типом восприятия мира, и диагностика пациента будет различной в каждом отдельном случае.

Методические указания для дифференциальной диагностики

Зачастую требуется дифференциация с аутизмом (синдром Каннера).

  1. В первый год жизни ребенка можно заметить первые признаки аутизма, тогда как в ситуации с аспергером симптоматика проявляется лишь спустя 2-3 года после рождения.
  2. Аутический ребенок сначала учится ходить, а затем разговаривать, тогда как при рассматриваемой патологии сперва проявляется бурно развивающаяся речь, а затем навыки хождения.
  3. При аутизме нарушена функция коммуникации, и речевые навыки для общения не используются, во втором же случае наблюдается своеобразное использование речи для коммуникации с окружающими.
  4. Аутичные дети в 40% ситуаций обладают сниженным интеллектом, а в 60% умственная отсталость ярко выражена. При аспергере наблюдаются нормальные и высокие показатели интеллекта.
  5. При аутическом расстройстве следует готовиться к неблагоприятному прогнозу из-за атипичной деменции и дальнейшей шизоидной психопатии. Для рассматриваемого в данной статье синдрома характерен благоприятный прогноз, но в редких случаях с возрастом развивается шизоидная психопатия.
  6. Часто специалисты сравнивают с шизофренией, тогда как признаки аспергера более схожи с психопатией.

Лечение

Требуется тщательная диагностика прежде, чем начать планирование лечения. В данном процессе участвуют невролог, психолог и другие специалисты, компетентные в данном вопросе. Учитывать необходимо не только симптомы, но и возраст пациент, а также индивидуальные особенности его развития. Среди эффективных направлений стоит отметить следующие:

  1. Психотерапия. Задача психиатра – наблюдение и коррекция поведенческих навыков. Вместе с терапевтом он планирует индивидуальную лекарственную и немедикаментозную терапию. Высоким спросом пользуются тренинги, цель которых заключается в поддержании и развитии коммуникативных умений, а также адаптирующие к общественной жизни тесты.
  2. Для профилактических и оздоровительных целей следует ввести в режим дня обязательную лечебную физкультуру, которая будет положительно сказываться на работе всех систем и органов организма. Временно траченные и нарушенные функции можно будет восстановить. Лечебно-физкультурный комплекс составляется врачом для каждого пациента в индивидуальном порядке.
  3. Возможные побочные эффекты являются причиной столь редкого и аккуратного использования медикаментозной терапии. Данный подход актуален для контроля симптоматики при наличии сопутствующих заболеваний. Этот список включает:
    • медикаменты для контроля приступов;
    • психотропные препараты;
    • стимуляторы;
    • ингибиторы обратного захвата серотонина;
    • нейролептики
  4. Облегчению симптоматики способствует также особый подход к питанию и индивидуальное планирование диеты. Негативное воздействие оказывают продукты с глютеном и казеином, мучные изделия и молочная продукция, поэтому их необходимо исключить.
  5. Прогноз

    Актуально говорить о благоприятном и иногда относительно благоприятном прогнозе лечения, который напрямую зависит от того, насколько рано была проведена достоверная диагностика.

    Смертельного исхода в данном случае не предвидится, но статус личности теряется в 20% случаев. Грамотное лечение и профилактика позволяет вести пациенту полноценную жизнь, заводить семью и друзей, подниматься по карьерной лестнице, заниматься любимым делом.

В современной психотерапии синдром Аспергера (Аспи) считается одним из самых любопытных и неизученных состояний человеческой психики. Часто говорят про синдром Аспергера, что это такое проявление аутизма. Действительно, данное расстройство относится к аутическому спектру.

Но, в отличие от аутизма, патология Аспи не сопровождается умственным расстройством (при аутизме такие отклонения наблюдаются в 90% случаев). Современные медики склоняются к мнению, что синдром Аспергера – это не заболевание, а своеобразная особенность мозговой функции. Чаще она развивается у мужчин (85% случаев).

Люди с синдромом Аспергера не могут чувствовать эмоции окружающих

Расстройство обязано своим названием австрийскому специалисту по психиатрии Хансу Аспергеру. Ученый много времени посвятил изучению и наблюдению за детьми возраста 6-18 лет, страдающих от данного расстройства. Сам психиатр называл такое состояние «аутистической психопатией». По статистике от Аспи страдают 4-5 % населения земного шара.

При синдроме Аспергера не наблюдается нарушений интеллекта. Даже, наоборот, интеллектуальные способности детей намного превышают усредненные показатели у сверстников.

Если суметь заинтересовать ребенка с Аспи подходящей деятельностью, он добьется прекрасных успехов и может даже пополнить ряды гениев. Такой синдром наблюдался у:

  • Дэна Экройда (талантливого комического актера);
  • Стивена Спилберга (гениального кинорежиссера);
  • Мэри Тэмпл Грандины (женщина-профессор животноводства, биолог);
  • Верноны Смит (обладательница Нобелевской премии в сфере экономики);
  • Боба Дилана (киноактер, писатель, поэт, исполнитель собственных песен).

Некоторые исследователи, изучая биографии выдающихся индивидуумов, сделали вывод, что Ньютон, Ван Гог, Сократ, Эйнштейн, Кэрол Льюис также относились к асперам.

Суть патологии

Болезнь Аспергера – врожденное расстройство, характеризующееся специфичными проблемами в социальном отношении с окружающими личностями. Люди с Аспи не умеют сопереживать . Проще говоря, в сознании асперов место, где формируется предположение о мыслях и чувствах окружающих, закрыто «белым непроницаемым пятном».

Больные синдромом Аспергера не понимают эмоции, для них подобные проявления чувств – побочный и ненужный продукт мышления. У таких личностей все предельно просто: нужно стремиться к получению приятного, а неприятного следует избегать.

Но жизнь безжалостно вносит в это восприятие свои коррективы, и жизнь асперов приобретает мучительную тревожность. Такие люди имеют огромные коммуникативные проблемы (не способны устанавливать, развивать и поддерживать дружеские взаимоотношения).


Сильные стороны людей с синдромом Аспергера

Суть патологии сводится к ярким проявлениям дефицита взаимоотношений, проблемах нормальной адаптации и восприятия окружающей действительности. Такой синдром проявляется резким ограничением принятия социума. Болезнь Аспергера относят к «скрытым» расстройствам. По внешнему виду человека определить проблему практически невозможно.

Как определить синдром Аспергера

Современные светила психиатрии описывают расстройство, рассматривая их через триаду основных признаков:

Трудности социально-коммуникативного плана

Людям с Аспи очень сложно выражать и проявлять себя, как индивидуума в социально-эмоциональном плане. Чтобы понять, что такое синдром Аспергера простыми словами, познакомьтесь с самыми распространенными проявлениями таких больных. Они:

  • не понимают жесты, тон голоса, мимику собеседников;
  • не могут определить, когда начинать и заканчивать общение/разговор;
  • не способны определить, какая тема под разговор подходящая и интересная;
  • применяют чересчур сложные словосочетания, но не полностью осознают их значение;
  • слишком «буквальны», с трудом воспринимают шутки, им недоступен сарказм и сложные метафоры.

Трудности восприятия мира (пространственное и чувственное)

Асперы стремятся быть общительными, завязать какие-то социальные отношения, но, сталкиваясь с непониманием поведения окружающих, становятся замкнутыми. Им присущи следующие черты:

  • непонимание «личного пространства»;
  • холодность в отношениях любого плана;
  • некорректность в поведении и разговоре;
  • безразличие, отчуждение, отстраненность от окружающих;
  • неспособность придерживаться принятой дистанции и приличий.

Неспособность к социальному воображению (дефицит эмоций)

Больные синдромом Аспергера могут похвастаться развитым воображением. Но они не умеют «подключать» его к обыденности. Для них проще прислушаться и подчиниться правилам логики. Асперам свойственно:

  • абсолютно не осознавать точку зрения окружающих;
  • затрудняться в предугадывании каких-либо будущих событий;
  • больше заниматься логическими действиями без участия творческих посылов;
  • не воспринимать эмоциональный фон, который толкает людей на определенные поступки;
  • непонимание, что хочет рассказать собеседник, если тот использует в общении мимику и жесты.

Иные признаки, характеризующие синдром Аспергера

Помимо трех основных разрядов, свойственных людям с Аспи, о присутствии патологии свидетельствуют и иные признаки. Они в той или иной степени наблюдаются у каждого такого человека:

Создание определенного порядка . Когда аспер сталкивается с непонятным, запутанным миром, он на подсознательном уровне пытается привести окружение в свойственный именно ему порядок. Помогают в этом создание шаблонных правил. Если заведенный порядок что-то либо кто-то нарушает, люди с Аспи приходят в ярко-выраженное беспокойство .

Например, изменение времени работы, задержка поезда, автобуса. Асперы предпочитают ходить в магазин или на службу только по одному маршруту, если что-то меняется, это приводит их в сильное расстройство.


Проблемные стороны личности с синдромом Аспергера

Особенные увлечения . Люди с синдромом Аспергера чаще увлекаются собиранием или коллекционированием. Эти личности с увлечением будут находить информацию, изучать все, что касается их любимого хобби.

Асперы отличаются исключительными, очень глубокими и обширными знаниями в том, что их по-настоящему увлекает и интересует.

Трудности с сенсорикой . Сенсорные затруднения у асперов проявляются в каком-либо виде ощущений. Может страдать:

  • вкус;
  • слух;
  • зрение;
  • осязание;
  • обоняние.

Одно из этих чувств либо слабочувствительно (неразвито), либо сверхчувствительно. Больных могут раздражать неспецифичное освещение, громкие звуки, сильный аромат, определенные поверхности. Чтобы снять возникающий стресс больные с синдромом Аспергера, могут кружиться или равномерно раскачиваться на одном месте долгое время .

Повышенная сенсорная восприимчивость создает трудности таким личностям и в восприятии собственного тела. Некоторым асперам очень проблематично переходить из комнаты в другое помещение, обходить препятствия. Вызывают трудности и действия, требующие мелкую моторику (завязывание шнурков, застегивание пуговиц).

Признаки синдрома Аспергера у детей

Отличительные симптомы синдрома Аспергера у детей начинают выявляться после 4-5 лет. Еще в детском садике такие личности заметно отличаются от сверстников. Детки с Аспи часто становятся изгоями в детсадовском социуме. Неумение дружить и заводить приятельские отношения «выталкивают» таких деток на обочину шумной детской жизни.


Дети с синдромом Аспергера становятся изгоями среди сверстников

Маленькие изгои ничего не имеют против, они охотно обживаются в собственном мире. Их трудно понять, ведь бедная мимика и скупые эмоции не проявляют внутреннее состояние ребенка. Малыши асперы склонны проявлять однотипность в поведении и проявлении своих чувств. Такие дети:

  1. Раздражаются от громкой музыки и песен.
  2. Не желают участвовать в шумных коллективных играх.
  3. Сильно привязаны к родным и привычной домашней обстановке.
  4. Остро реагируют (вплоть до истерики) на появление незнакомых людей.
  5. Не любят забавных, смешных мультфильмов из-за неспособности оценить шутки.

Дети с синдромом Аспергера больше любят заниматься конструктором, складывать пазлы, увлекаются тихими логическими системными играми.

Внимание мамам . Хоть явные признаки синдрома Аспергера проявляются в возрасте детсада, стоит обратить внимание на несвойственную симптоматику, видную и в более раннем возрасте. Тревожными сигналами могут стать следующие признаки:

  • внезапные слезы, вызываемые звуками, светом, запахом;
  • неуклюжая походка по сравнению с другими сверстниками, отмечается некая шаткость, валкость, неловкость;
  • неприятные ощущения от гладких предметов, малыш объясняет, что они колючие, шершавые и неприятные.

Эти ранние признаки не говорят о наличии расстройства Аспергера, но должны стать причиной дополнительной консультации с неврологом.

Взрослея, дети с синдромом Аспергера проявляют некое высокомерие, даже заносчивость, отличаются равнодушием к окружающим людям . Но это всего лишь защитная реакция, попытка спрятаться и защитить себя от хаотичного, неприятного мира.

Эмоции, наглухо загнанные и спрятанные внутри, порождают высокий уровень тревожности, которая требует разрядки и выхода. Проявляется это приступами агрессии и многими соматическими проявлениями:

  • температура;
  • скачки давления;
  • проблемы с ЖКТ;
  • спазмы пищевода;
  • сердечно-сосудистые заболевания.

Своевременная диагностика (при работе с детьми психологи прибегают к специфичному тестированию пациентов) и диагностировании синдрома Аспергера на ранней стадии, позволяют провести грамотную коррекцию и значительно улучшить восприятие реальности у таких малышей.

Признаки расстройства у взрослых

Если в раннем возрасте не выявить патологию и не провести необходимую психологическую коррекцию, заболевание провоцирует появление стойкой, острой социальной самоизоляции. Симптомы синдрома Аспергера у взрослых выражаются следующим образом:

  1. Асперы совершенно не понимают, что такое юмор.
  2. Больные не способны понять, где ложь, а где правда.
  3. Отсутствуют друзья и приятели. Аспер не может найти одни интересы с окружающими.
  4. Возникают проблемы в личной жизни. Человек не умеет поддерживать близкие отношения.

Люди с Аспи не способны занимать руководящие должности, где ценится умение управлять и организовывать подчиненных. Даже досконально владея информацией о родной фирме, прекрасно ориентируясь в расчетах и бухгалтерии, такие личности предпочитают заниматься рутинными, однообразными обязанностями . Карьера их не волнует совершенно.


Людей с синдромом Аспергера не волнуют вопросы карьеры

Больных синдромом Аспергера не особо любят коллеги из-за странности в поведении и кажущейся невежливости. Ведь асперы:

  • не понимают, что чувствует собеседник;
  • говорить все в глаза, что надо и не надо;
  • делают нетактичные публичные замечания;
  • не видят смысла поддерживать принятый офисом этикет;
  • не думают о том, чтобы произвести приятное впечатление;
  • могут оборвать беседу и уйти из-за внезапно нахлынувших собственных мыслей.

Становясь старше, асперы развивают у себя повышенную подозрительность, доходящую до фобии. Из-за этого такие личности считаются окружающими бестактными, наглыми и мелочными неприятными занудами.

Причины развития синдрома

Точного виновника, который запускает механизм развития расстройства Аспергера, врачи не установили. Провоцирующие факторы патологии являются предметом шумных споров, дискуссий психиатров. Большинство ученых склоняются к мнению, что ведущими факторами, провоцирующими заболевание, становятся:

  • внутриутробная инфекция;
  • мозговые травмы при родах;
  • черепно-мозговые травмы;
  • наследственный фактор (генетический);
  • интоксикация развивающегося плода при беременности;
  • токсическое воздействие на плод в I триместре (курение, наркотики, алкоголь);
  • врожденный гормональный дисбаланс (превышение тестостерона, нестабильный уровень кортизола);
  • материнская аутоиммунная реакция организма (это провоцирует аномалию развития мозга у ребенка);
  • последствия неудачно проведенной вакцинации (повышенное содержание ртути, консервантов), создающих непосильную нагрузку на детский иммунитет.

Более точно выявить причину патологии помогает расширенное компьютерное диагностирование и специфичные медико-психологическое тестирование.

Опасен ли синдром

Расстройство Аспергера не несет угрозы здоровью. Если выявить патологию в раннем возрасте, с помощью психологов такого ребенка можно адаптировать и помочь безболезненно влиться в окружающий социум. Заболевание способно принести вред взрослым людям по причине антисоциализации, а именно:

  1. Мешает найти человеку собственное место и предназначение.
  2. Вызывает тяжелые депрессии из-за одиночества и постоянных тревог.
  3. Может спровоцировать развитие страхов и фобий. Такие расстройства отличаются устойчивостью и с трудом поддаются коррекции.

Лечение синдрома Аспергера

Основная задача родителей – стараться прививать малышу социально-коммуникативные навыки . Учить приспосабливаться и принимать переменчивость обыденной жизни.

Главные методы терапии синдрома Аспергера сводятся к психологическим тренингам, курсам, направленным на повышение адаптационных качеств у людей к социуму. Лечение проходит под постоянным наблюдением психиатра.

Помимо психологического лечения, больным назначается медикаментозный курс, состоящий из седативных препаратов. В некоторых случаях уместен прием антидепрессантов. Полностью избавиться от такой проблемы невозможно. Но при грамотной терапии человека с Аспи можно адаптировать, скорректировав его восприятие реальности.

Тогда человек с синдромом Аспергера будет и самостоятельно стремиться преодолеть трудности в общении, стараясь работать с социальными проблемами самостоятельно.

Основные симптомы:

  • Концентрация на одном занятии
  • Монотонность речи
  • Нарушения сенсорики
  • Неумение подобрать нужную тему и слова
  • Отсутствие коммуникабельности
  • Повторение одних и тех же слов и фраз
  • Склонность к монологам
  • Склонность к упорядочиванию
  • Слабо выраженная жестикуляция и мимика

Пожалуй, многим доводилось смотреть фильм «Человек дождя». Именно этот фильм привлёк внимание общества к людям, страдающим аутизмом – заболеванием, которое характеризуется определёнными нарушениями развития головного мозга. Синдром Аспергера является разновидностью аутизма.

Этот синдром во многом влияет на восприятие человеком окружающего мира, информации, взаимодействие его с другими людьми. Увы, эта дисфункция является пожизненной, но если приложить определённые усилия, то можно в достаточной мере сделать пребывание в обществе приятным для человека.

Что может послужить причиной появления заболевания?

Синдром Аспергера – врождённое генетическое нарушение, потому развиться после рождения ребёнка под влиянием внешних факторов оно не может. Если же говорить о наследственности, то здесь тоже все не совсем ясно: современная медицина пока не пришла к единому мнению по поводу того, является ли синдром Аспергера наследственным заболеванием, или же это спонтанная мутация. Однако, как бы там ни было, никаких прямых зависимостей, которые позволили бы уменьшить риск возникновения данного заболевания, нет.

Как проявляет себя этот синдром

Проявления синдрома Аспергера можно заметить у ребёнка примерно с трёх лет, до этого малыш может развиваться вполне нормально: он в положенный срок обучается речи, моторика тоже соответствует возрасту. А вот в дальнейшем же могут проявляться следующие признаки болезни:

  • Ребёнку трудно наладить контакт с окружением. Несмотря на то что никаких задержек в плане речи у детей с синдромом Аспергера нет, им трудно заводить новые знакомства, всячески взаимодействовать в социуме. В особенности проявляется это при контакте со сверстниками: в садике, школе, во время игр на детской площадке и т. д. Таким детям сложно понять эмоции других детей, их интересы и те правила поведения, которые неизбежно возникают даже в такой маленькой ячейке социума.
  • В разговоре ребёнок то и дело повторяет одни и те же слова, фразы, притом монотонно, почти без интонаций, из-за чего его речь кажется неестественной, как бы механической. Характерны для такого заболевания и повторяющиеся движения, выполняемые будто бы неосознанно: стук пальцев по столу, наматывание на палец пряди волос. Если смотреть на фото с такими детьми, то отмечается некая неуклюжесть позы.
  • Неумение подобрать нужную тему и нужные слова. Часто из-за подобной манеры поведения таких людей считают грубыми и бестактными, но это далеко от истины: просто человек, родившийся с синдромом Аспергера не способен следить за реакцией собеседника и понимать, что тому нравится, а что нет. Также таким людям довольно сложно понимать намёки, шутки и прочее в таком духе: они все понимают в прямом смысле, и это нужно учитывать.
  • Склонность к монологам. В разговоре дети с подобным заболеванием редко следят за реакцией собеседника: ребёнок не смотрит в лицо слушателю, не делает пауз, ожидая отклика на свой рассказ. Они просто выдают скопившуюся информацию. Часто отсутствует зрительный контакт с собеседником, да и вообще какой бы то ни было контакт. Но тем не менее они полностью осознают, что ведут беседу с другим человеком, воспринимают ситуацию абсолютно адекватно.
  • Жестикуляция и мимика почти не выражены. Если со словарным запасом у ребёнка с подобным заболеванием все хорошо (в этом плане они часто даже опережают здоровых детей), то с невербальной частью общения все обстоит несколько иначе: нет размахивания руками, гримас и ужимок, которые обычно характерны для детей. Выражение лица обычно остаётся отстранённым, а взгляд направлен в никуда (это заметно даже на фото). Это делает речь ещё более неестественной, неловкой, будто говорит не человек, а робот.
  • Повторяющиеся действия, склонность к упорядочиванию. Часто у тех, кто родился с синдромом Аспергера, появляется тяга к перфекционизму, то есть к стремлению все упорядочивать. Игрушки выстраиваются по величине, книги складываются в ровную стопочку. Да, у детей старшего возраста подобное явление может свидетельствовать о куда более безобидной тяге к аккуратности, но для ребёнка 3–5 лет подобное стремление к порядку крайне нетипично. Довольно известным стало фото, где совсем ещё маленький ребёнок складывает кубики в идеально ровный столбик. К тому же детям с нарушениями психики свойственно выполнять определённые действия изо дня в день. Такие действия у ещё называют ритуалами.
  • Концентрация на каком-либо одном занятии. Многозадачность при синдроме Аспергера, увы, не характерна: напротив, для таких детей гораздо проще, к примеру, выбрать одну тему разговора и следовать ей. То же самое наблюдается и в отношении хобби, увлечений: человек может отлично разбираться, к примеру, в математике, но при этом не иметь ни малейшего понятия о деятелях изобразительного искусства, фото- и видеотехнике и т. д. Все свободное время, все силы посвящаются любимому занятию, будь-то собирание марок или конструирование моделей самолётов.

  • Нарушения в отношении сенсорики. Такие проявления заболевания не слишком часты, да и на фото их не обнаружить, но порой можно наблюдать обострённое восприятие слуха, зрения и других чувств. Шум, слишком яркий свет, слишком сильные запахи – все эти вещи, незаметные для обычного человека, становятся пыткой для людей с подобным синдромом.
  • Нарушения сна. Некоторые люди, страдающие данным заболеванием, отмечают, что их часто мучает бессонница, а сон нередко беспокойный, часто появляются кошмары.
  • Выше были перечислены наиболее характерные для синдрома Аспергера симптомы, однако это не значит, что они должны проявляться все сразу, или же то, что только этим списком признаки синдрома Аспергера и ограничиваются. Однако если множественные признаки указывают на вероятность наличия этого заболевания, то необходимо обратиться к врачу для обследования и комплексного лечения.

    Диагностика – как распознать этот синдром

    Диагностировать синдром Аспергера – дело не из простых, ведь симптомы этого заболевания схожи с признаками других психических расстройств. Однако чем раньше болезнь будет обнаружена, тем безболезненнее будет проходить адаптация человека с синдромом Аспергера в обществе. Но, опять же, обнаружить заболевание не так-то просто, потому требуется проводить один тест за другим. Притом к делу должны быть привлечены генетики, специалисты в области неврологии. Необходимо будет пройти тест на интеллектуальное развитие, генетические исследования, тест на психомоторику и т. д. Бояться этого не стоит: каждый тест (за исключением генетических исследований, конечно) будет проводиться в форме беседы или игры.

    Непременно должна быть проведена дифференциальная диагностика. Как уже было сказано, часть симптоматики синдрома Аспергера характерна и для других заболеваний, потому важно отсеять все лишнее. В основном тест помогает исключить такие болезни:

    • обсессивно-компульсивное расстройство;
    • гиперактивность;
    • различные формы депрессивных состояний;
    • синдром дефицита внимания;
    • неврастения.

    Кроме того, все эти психические заболевания могут сочетаться с синдромом Аспергера, так что этот момент также необходимо прояснить. К тому же синдром Аспергера очень часто путают с синдромом Каннера, то есть классическим . Но различия между этими заболеваниями есть, и они будут приведены ниже.

    • Аутизм проявляется уже на первых годах жизни, в то время как синдром Аспергера до 3–4 лет диагностировать ни при личном контакте, ни по фото практически невозможно.
    • При классическом аутизме часто нарушена функция речи, в то время как при Аспергере словарный запас не только соответствует уровню здорового ребёнка аналогичного возраста, но и превосходит его. Более того, дети с синдромом Аспергера начинают говорить куда раньше, чем ходить. Дети с классическим аутизмом – наоборот.
    • Интеллект у аутистов значительно снижен, у половины же наблюдается умственная отсталость, притом выражена она довольно ярко. При Аспергере же умственные способности не отстают от нормальных, а иногда и превосходят.
    • Аутисты живут как бы в собственном мире и прогнозы относительно их адаптации в обществе зачастую весьма неутешительны. Многие из аутистов больны вдобавок шизоидной психопатией. Люди же с синдромом Аспергера, несмотря на некоторые особенности поведения, вполне способны вести нормальную жизнь. В особенности если с ребёнком работают специалисты и облегчают процесс налаживания контакта с окружающим миром.

    Как видно, синдром Аспергера не является, в отличие от классического аутизма, непреодолимым барьером к нормальной жизни. Потому важно вовремя обратить внимание на присущие синдрому Аспергера симптомы и посетить врача.

    Тесты, помогающие обнаружить наличие синдрома

    В нынешнее время существует несколько тестов, которые в значительной мере облегчают диагностику синдрома Аспергера. Среди них:

    • Тест RME. Этот тест предполагает постановку диагноза, основываясь на взгляде пациента. Порой это делают даже по фото. Предназначен он в основном для маленьких детей. Однако результаты подобного тестирования могут быть не вполне точными.

    • Тест RAADS-R. Предназначен для подростков от 16 лет и взрослых. Позволяет выявить аутизм, синдром Аспергера и прочие подобные нарушения психики.
    • Тест EQ. Определяет уровень эмпатии человека, то есть его эмоционального развития. У людей с Аспергером эти показатели снижены.
    • Тест AQ. Выявляет наиболее характерные черты поведения людей с подобным заболеванием: наличие «ритуалов», зацикленность на каком-то одном деле или задаче и т. д.

    Перечисленные выше тесты облегчают диагностику заболевания, нельзя говорить о наличии синдрома Аспергера, основываясь только на результатах тестирования или фото. Необходим визит к психологу, психиатру, неврологу и прочим специалистам.

    Лечение заболевания

    Убрать синдром Аспергера как таковой нельзя, так как это генетическое заболевание, однако можно сгладить проявления этой болезни, которые мешают человеку прижиться в обществе. Конечно же, лечение это комплексное и напрямую зависит от симптомов конкретного человека. К примеру, может понадобиться помощь следующих специалистов:

    • . Да, словарный запас у детей с синдромом Аспергера достаточно велик, однако дело здесь больше не в том, что говорит ребёнок, а как он это делает. Логопед поможет малышу придать разговорам эмоциональную окраску, «живые» интонации, сделать речь ярче и насыщеннее. Будут подкорректированы и невербальные методы общения: ребёнок научится непринуждённо жестикулировать, позировать для фото и т. д.
    • . Собственно, именно психолог в большей мере ответственен за исход лечения. Этот врач поможет ребёнку взаимодействовать с социумом, ощущать настроение собеседника, воспринимать те скрытые посылы, которые люди часто адресуют друг другу при общении и т. д.
    • Педагог-дефектолог. Как и психолог, такой педагог способен помочь ребёнку ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, он сможет найти нужный подход в плане обучения.
    • Общая терапия: массаж, лечебная физкультура, физиопроцедуры. Все это поможет не только убрать некоторую неловкость движений, которая порой присуща людям с подобной болезнью, но и поспособствует релаксации, восстановлению всего организма.

    Многим подобное лечение кажется довольно трудоёмким, однако оно крайне необходимо для дальнейшей жизни детей с синдромом Аспергера, в особенности для её социальной стороны. И потому важно правильно подойти к вопросу реабилитации детей, страдающих от синдрома Аспергера.

    Прогнозы и профилактика

    У синдрома Аспергера, а, точнее, у людей с таким заболеванием есть все шансы стать нормальными членами общества, и прогнозы относительно такого исхода радуют. Да, некоторые особенности останутся с человеком на всю жизнь, но, в конце концов, каждый человек является личностью по-своему особенной. Очень часто люди, у которых диагностировали синдром Аспергера, находят себя в точных науках: математике, физике, сфере IT, искусству фото- и видеосъёмки и т. д. Более того, некоторые известные личности обладали таким синдромом. Среди них Эйнштейн, Ньютон и другие люди науки. И уж конечно, с тем, что они добились в жизни значительных успехов, спорить трудно.

    Что же касается профилактики (речь, конечно, здесь идёт о тех, кто задумывается о родительстве и хочет не допустить появления синдрома Аспергера у своих детей), то все, что здесь можно посоветовать – это следить за своим здоровьем и избегать вредных привычек. Есть ещё мнение, что на появление синдрома может влиять экологическое состояние окружающей среды. Ничего более конкретного в деле профилактики синдрома Аспергера современная медицина предложить, увы, не может.

    Форма аутизма с развитой устной речью: что важно знать родителям

    Донна Уильямс, «Изгой»

    Что такое синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм?

    Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke, NINDS), отделение Национального института здоровья США, определяет синдром Аспергера как нарушение развития, которое характеризуется следующими особенностями:

    – приверженность повторяющейся рутине или ритуалам;

    – особенности речи и языка, такие как чрезмерно формальная манера речи или монотонная речь, либо буквальное восприятие оборотов речи;

    – социально и эмоционально неуместное поведение и неспособность успешно взаимодействовать с ровесниками;

    – проблемы с невербальной коммуникацией, включая ограниченную жестикуляцию, недостаточную или неуместную мимику или странный, застывший взгляд;

    – неуклюжесть и плохая моторная координация.

    Ниже приводится история синдрома Аспергера, согласно NINDS. Мы надеемся, она поможет вам лучше понять это расстройство и значение диагноза для вашего ребенка и семьи.

    В 1944 году австрийский педиатр по имени Ганс Аспергер наблюдал в своей практике четырех детей, у которых были трудности с социальной интеграцией. Хотя их интеллект казался нормальным, детям не хватало навыков невербальной коммуникации, способности проявлять эмпатию к сверстникам, и они отличались физической неуклюжестью. Их речь была либо затрудненной, либо излишне формальной, в их разговорах доминировал всепоглощающий интерес к одной-единственной теме.

    Наблюдения Аспергера, опубликованные на немецком языке, были практически неизвестны до 1981 года, когда британский врач по имени Лорна Винг опубликовала серию описаний случаев детей со схожими симптомами. Она назвала эти симптомы синдромом «Аспергера». Работы Винг получили большую популярность и широкое распространение. Синдром Аспергера был признан отдельным расстройством и диагнозом в 1992 году, когда его включили в десятое издание Международной классификации болезней (МКБ-10) – диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения. В том же году диагноз включили в четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-IV) Американской психиатрической ассоциации.

    Ганс Аспергер - австрийский педиатр и психиатр, именем которого был назван синдром Аспергера. Ганс Аспергер родился на ферме под Веной, был замкнутым ребенком, с раннего детства проявлял талант к языкам. Существует версия, что Ганс Аспергер, по иронии, сам имел синдром Аспергера в лёгкой форме. После окончания гимназии изучал медицину в Вене, с 1932 года возглавлял лечебно-педагогическое отделение. В 1935 году он женился, у него было пять детей. За свою жизнь опубликовал более 300 работ, из которых наиболее известна статья 1944 года, где описано состояние, которое Аспергер называл «аутистической психопатией». Практически одновременно вышла работа Лео Каннера, где он предложил диагноз «аутизм». В отличие от труда Каннера, описание Аспергера было практически неизвестно до 1990-х годов, когда описанный им синдром был «заново открыт», а его работа была переведена с немецкого на другие языки.

    Люди с диагностированным аутизмом или расстройством аутистического спектра, обладающие нормальными когнитивными способностями, и у которых была значительная задержка в овладении речью в детстве очень похожи на людей с синдромом Аспергера. Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера объединяют общие симптомы, и людям с этими диагнозами помогают одинаковые подходы к лечению.

    Каковы симптомы синдрома Аспергера/ высокофункционального аутизма?

    Очень часто синдром Аспергера не диагностируется до школьного возраста. В отличие от аутизма синдром Аспергера определяется, главным образом, по социальному взаимодействию ребенка. У детей с синдромом Аспергера развитие речи происходит типично, их словарный запас часто бывает выше среднего. Тем не менее, вы можете заметить, что когда ваш ребенок взаимодействует с другими людьми, он или она с трудом или неуместно используют свои речевые навыки. Из-за своевременного овладения речью симптомы синдрома Аспергера в раннем возрасте трудно отличить от других нарушений поведения, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В результате вашему ребенку первоначально могут поставить диагноз СДВГ, пока проблемы, связанные с неспособностью к социализации, не выходят на первый план.

    Ниже приводится список симптомов, которые могут присутствовать у детей с синдромом Аспергера:

    – ребенок очень редко взаимодействует с другими людьми или ведет себя неадекватно в социальных ситуациях;

    – «роботоподобная» или повторяющаяся речь;

    – навыки невербальной коммуникации ниже среднего, в то же время навыки вербальной коммуникации средние или выше среднего;

    – склонность говорить скорее о себе, чем о других;

    – неспособность понять темы или фразы, которые считаются «общеизвестными»;

    – недостаточный контакт глазами или обмен фразами во время разговора;

    – одержимость специфическими и необычными темами;

    – односторонняя манера разговора;

    – неловкие движения и/ или манеры.

    Одна из самых заметных и определяющих черт синдрома Аспергера – это чрезмерная увлеченность какой-то одной темой. Это могут быть простые вещи – например, холодильники или погода – или сложные темы вроде правления президента Франклина Делано Рузвельта во время Великой депрессии. Дети проявляют повышенное внимание к этим темам, они стремятся к тому, чтобы узнать всё, что только возможно, об этом предмете – все возможные факты и детали. В результате они становятся настоящими экспертами в своей любимой области.
    Дети с синдромом Аспергера могут имитировать односторонние разговоры с другими, при этом они говорят только про факты, которые связаны с их интересом. Они могут даже не представлять, как говорить о чём-то еще, либо они не способны слушать и понимать ответы собеседников. Ваш ребенок может не понимать, что его или её собеседники уже давно перестали слушать или ничего не понимают в этой теме.

    Лорна Винг - английский врач-психиатр. Поскольку у дочери Лорны Винг был аутизм, она посвятила свою научную карьеру расстройствам аутистического спектра. Вместе с другими родителями детей с аутизмом в 1962 году она основала Национальное общество аутизма. Также она основала Центр социальных и коммуникационных расстройств, который специализируется на диагностике расстройств аутистического спектра и обследовании пациентов с ними, впоследствии он был переименован в Центр имени Лорны Винг. Автор множества исследований и научных статей по вопросам аутизма. Её наиболее известная статья – «Синдром Аспергера: клиническое описание», 1981 года. Эта работа популяризировала работу Ганса Аспергера, в ней же Винг предложила термин «синдром Аспергера», который именно с её подачи стал официальным диагнозом, принятым ВОЗ.

    Другой симптом синдрома Аспергера – неспособность понять действия, слова или поведение других людей. Люди с синдромом Аспергера очень часто не понимают юмор или скрытые смыслы определенных фраз или действий других людей. Жесты или выражения лица – например, улыбка, нахмуренное выражение или жест «иди сюда» – могут не иметь смысла для ребенка с синдромом Аспергера, потому что он не может понять невербальные знаки. Из-за этого социальный мир кажется ему или ей очень запутанным и утомительным. Более того, люди с синдромом Аспергера испытывают трудности с тем, чтобы посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Из-за этой неспособности им трудно предсказывать или понимать действия других людей. Кроме того, людям с синдромом Аспергера часто, хотя и не всегда, трудно регулировать свои эмоции.

    Людей с синдромом Аспергера может отличать необычная или неловкая манера речи. Они могут говорить слишком громко, монотонно или со странным акцентом. Этим людям трудно понять социальные ситуации, и в результате они не знают, какая тема для разговора или манера речи подходит для конкретной ситуации или является неуместной. Например, ребенок всегда говорит очень громко, он заходит в церковь и продолжает говорить очень громко, не понимая, что нужно говорить тише.

    Другой типичный признак синдрома Аспергера – неловкие движения или задержка в развитии моторных навыков. Могут присутствовать необычная походка или плохая координация движений. Хотя эти люди часто обладают высоким интеллектом и демонстрируют развитые языковые навыки, они могут быть просто не способны поймать мяч или научиться прыгать на батуте, несмотря на многочисленные попытки научить их это делать.

    Очень важно отметить, что не все люди с синдромом Аспергера демонстрируют каждый из вышеперечисленных симптомов – присутствие или тяжесть каждого симптома очень индивидуальны, несмотря на общий диагноз. Более того, вне зависимости от некоторых или всех вышеперечисленных симптомов, каждый человек с аутизмом обладает собственными талантами или сильными сторонами.

    Что вызывает синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм?

    Важно помнить о том, что расстройства аутистического спектра – это не какое-то одно расстройство с одной причиной. Это скорее группа схожих расстройств с различными причинами. В большинстве случаев синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм вызван комбинацией генетических факторов риска и факторов риска в окружающей среде. Многие гены, скорее всего, связаны с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Предполагается, что эти гены взаимодействуют с факторами окружающей среды. Многие исследования, которые проводятся сейчас, направлены на изучение как генетических факторов, так и факторов окружающей среды, которые приводят к развитию факторов аутизма.

    Существует ряд мифов о людях с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Он не может быть вызван воспитанием, ошибками родителей или эмоциональными травмами в раннем детстве. Синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм – это нейробиологическое расстройство, которое не является результатом жизненного опыта ребенка.

    Стивен Шор - один из первых публичных людей, открыто рассказавших об опыте жизни с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Шор не говорил до возраста четырех лет, ему поставили диагноз «атипичное развитие с сильными аутистическими тенденциями». Врачи сочли его «слишком больным» для амбулаторного наблюдения и рекомендовали родителям поместить его в интернат. По счастью родители отказались это сделать. Сейчас Шор получил докторскую степень по специальной педагогике в Бостонском университете, его специальность и профессия – помощь людям с расстройствами аутистического спектра в развитии их способностей в максимальной степени. Сейчас он работает с детьми, выступает за лучшее качество жизни для людей с аутизмом, путешествует с докладами и лекциями. Много лет является членом попечительского совета Американского общества аутизма. Автор автобиографической книги «За стеной: личный опыт жизни с аутизмом и синдромом Аспергера».

    Сильные и слабые стороны при синдроме Аспергера

    Это лишь самый общий список. На каждую отдельную сильную сторону или проблему можно найти примеры людей, для которых верно прямо противоположное. Например, неуклюжесть – это очень распространенная проблема. Однако у некоторых людей с синдромом Аспергера есть талант к движению – например, они могут быть одарёнными танцорами.

    Сильные стороны

    – внимание к деталям;
    – высокая одаренность в одной области;
    – глубокие исследования по теме интереса, которые формируют энциклопедические знания;
    – склонность к логическим рассуждениям (полезно в ситуациях, когда на решения могут повлиять эмоции);
    – меньше беспокоятся о том, что подумают о них другие люди (может быть как сильной, так и слабой стороной);
    – независимость мышления. Часто приводит к новым «озарениям», благодаря новому взгляду на предметы, идеи и концепции;
    – часто: развитое визуальное восприятие (мышление в форме картинок или видео);
    – часто: красноречивость (склонность к детальным описаниям, которая полезна, если нужно указать путь заблудившемуся человеку);
    – прямолинейность;
    – верность;
    – честность;
    – выслушивание других людей без осуждения;
    – часто: средний или выше среднего интеллект.

    Проблемные области

    – понимание «общей» картины;
    – «неровность» в навыках;
    – мотивация к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;
    – часто: восприятие чужих эмоций;
    – восприятие неписанных правил социального взаимодействия. Могут выучить эти правила через прямые инструкции и социальные рассказы, например «Карточки силы» (Gagnon, 2004);
    – трудности восприятия некоторых модальностей – слуховой, кинестетической и так далее;
    – трудности с распознаванием и обобщением важной информации в разговоре;
    – проблемы сенсорной интеграции, когда входящая информация регистрируется не полностью или искажается. Сложности с игнорированием шумов на заднем фоне;
    – чрезмерная честность;
    – трудности с обобщением концепций и навыков;
    – трудности с выражением сочувствия ожидаемым и понятным другим людям образом;
    – нарушения исполнительного функционирования, которые приводят к трудностям с планированием долгосрочных задач.

    Исполнительное функционирование и теория психического

    Люди с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом часто сталкиваются с проблемами, связанными с их неспособностью распознать определенные социальные подсказки и навыки. У них могут быть трудности с обработкой больших объемов информации и общением с другими людьми. Эти проблемы связаны с двумя базовыми проблемами – нарушениями исполнительного функционирования и теории психического.

    Участники Группы поддержки для взрослых и подростков с синдромом Аспергера, Чикаго, США

    Исполнительное функционирование – это такие навыки, как организация, планирование, поддержание внимания к выполняемому заданию, подавление неуместных импульсов. Теория психического – это способность понимать, что думают и чувствуют другие люди, и как это относится к самому человеку. Обе эти проблемы влияют на поведение людей с синдромом Аспергера.

    Трудности в области исполнительного функционирования могут проявляться разным образом. Некоторые уделяют внимание мельчайшим деталям, но не могут понять, как объединить эти детали в общую картину. Другим трудно концентрировать внимание на чем-то одном или организовать свои мысли и действия. Трудности исполнительного функционирования часто связаны с плохим контролем над импульсами. Темпл Грандин однажды сказала: «Я не могу удержать часть информации в своем разуме, пока я планирую следующий шаг в последовательности». У людей с синдромом Аспергера часто плохо развиты навыки исполнительного функционирования, такие как планирование, построение последовательности действий и саморегуляции.

    Проблемы с теорией психического – это неспособность человека понять или определить мысли, чувства и намерения других людей. Людям с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом часто сложно распознать чувства других людей, что иногда называют «слепотой к чужому разуму». В результате такой слепоты люди с синдромом Аспергера часто не понимают, являются ли действия других людей преднамеренными или непреднамеренными.

    Эти проблемы часто приводят к тому, что окружающие считают, что человек с синдромом Аспергера не сочувствует им или не понимает, а это осложняет социальные ситуации.

    Дефицит теории психического часто оказывает большое влияние на жизнь людей с синдромом Аспергера. В книге «Синдром Аспергера и трудные моменты» Бренды Смит Майлс и Джека Саутвика авторы иллюстрируют следующие проблемы, связанные с теорией психического:

    1. Трудности с объяснением чужого поведения.

    2. Трудности с пониманием чужих эмоций.

    3. Трудности с предсказанием чужого поведения или эмоционального состояния.

    4. Проблемы с пониманием чужой точки зрения.

    5. Проблемы с пониманием чужих намерений.

    6. Проблемы с пониманием того, как твое поведение влияет на мысли и чувства других людей.

    7. Проблемы с объединенным вниманием в группе и другими неписанными социальными правилами.

    8. Неспособность отличить выдумку от факта.

    Озонофф, Доусон и МакПартланд в своей книге «Руководство родителей по синдрому Аспергера и высокофункциональному аутизму» предлагают несколько рекомендаций для помощи детям с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом в классе. Для решения проблем в области исполнительного функционирования они предлагают следующие рекомендации:

    – ежедневно заполняйте тетрадь по выполнению домашних работ, которая ведется и дома, и в школе. Так все стороны будут в курсе, какую работу должен выполнить ребенок и каковы его успехи;

    – большие задания лучше делить для ребенка на небольшие части, с каждой из которых ребенок легко может справиться;

    – для самоорганизации ребенок может использовать ежедневники или компьютеры-наладонники;

    – ребенку лучше распечатать расписание уроков для дома и с собой;

    – нужно выделять достаточно времени на инструкции, повторение инструкций и индивидуальную помощь ученику;

    – в классе ребенку лучше всего сидеть прямо перед учителем и вдали от всех отвлекающих факторов.

    Ари Нейман - в детстве у него был диагностирован синдром Аспергера. Впоследствии Нейман стал активистом движения за права аутистов, организовал кампанию против физической фиксации, электрошока и других аверсивных методов в школах, основал Национальную сеть самоадвокации аутистов. В 2009 году Ари Нейман был назначен в Национальный совет по вопросам инвалидности президентом Бараком Обамой. У Неймана с раннего детства были заметны аутичные черты, в том числе самостимулирующее поведение и сенсорные нарушения. В детстве Нейман страдал от сильной социальной изоляции и подвергался травле со стороны других детей, в подростковом возрасте он страдал от тревожного расстройства и наносил себе повреждения. В школе он какое-то время учился в «коррекционном классе», который он описывает как нежелательный опыт сегрегации. С детства его основным интересом была политика, что помогло ему в дальнейшей общественной деятельности в качестве активиста.

    Синдром Аспергера и аутизм – существует ли разница?

    После диагноза у вас может появиться много вопросов, и вы можете пытаться найти на них ответы. Один из таких вопросов – насколько синдром Аспергера похож или отличается от других расстройств аутистического спектра? Синдром Аспергера – это часть спектра аутизма, но его отличие – в раннем развитии речи. Это и выделяет синдром Аспергера среди других первазивных расстройств развития.

    Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм часто описывают как один и тот же диагноз. Хотя сейчас они считаются двумя разными диагнозами, продолжаются дебаты о том, насколько это необходимо. Вполне возможно, что в будущем их объединят в одну категорию. Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера обладают средним или выше среднего интеллектом, но они могут испытывать трудности, связанные с социальным взаимодействием и коммуникацией.

    Диагноз может вызывать замешательство у родителя и ребенка, так как кажется, что термины не определяются четко. Очень важно помнить о том, что синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм, по большому счёту, проявляются одинаково и требуют одинаковых подходов к лечению.

    Основная разница в том, что высокофункциональный аутизм диагностируется, только если у ребенка была задержка речи в раннем детстве, в то время как при синдроме Аспергера у ребенка не было значительной задержки в речевом развитии.

    Что общего между синдромом Аспергера и классическим аутизмом

    Согласно Национальному институту неврологических расстройств и инсульта дети с синдромом Аспергера испытывают сложности с определением и выражением своих чувств, так же как и дети с высокофункциональным аутизмом. Они испытывают сложности в общении с другими людьми, часто не поддерживают контакт глазами, им трудно понимать выражения лиц и жесты других людей. Многие дети с синдромом Аспергера трясут кистями рук – поведение, которое часто наблюдается при классическом аутизме; их речь лишена эмоциональной окрашенности (либо у них наблюдаются иные особенности речи); они нуждаются в соблюдении жесткого распорядка; имеют интенсивный, даже навязчивый интерес к одному специфическому предмету, в результате чего становятся настоящими экспертами в данной области. Они часто демонстрируют повышенную чувствительность к различным стимулам – например, звукам, одежде или еде.

    Чем отличается синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм от классического аутизма?

    По сравнению с классическим аутизмом, дети с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они часто кажутся окружающим такими же детьми, как и все остальные, за исключением социальной неловкости и не совсем понятных манер. Именно по этой причине медицинские работники могут не замечать синдром Аспергера/высокофункциональный аутизм у маленьких пациентов, либо они могут ставить им неверный диагноз. Симптомы становятся заметны позже, когда ребенок начинает нуждаться в сложных социальных навыках – например, в общении с ровесниками. Это объясняет, почему родители детей с синдромом Аспергера обращаются за помощью позже, чем при более очевидных симптомах в раннем возрасте.

    Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

    Редкое заболевание «синдром Аспергера» получило своё название в честь детского педиатра и психиатра Ханса Аспергера из Вены, который впервые описал это расстройство личности у детей как аутистическую психопатию.

    Хотя люди с синдромом Аспергера встречаются и среди взрослых людей, обычно это заболевание является довольно мягким вариантом детского аутистического расстройства у детей, обладающих сохранным интеллектом. Своеобразие и специфику этого аутистического заболевания среди глубоких расстройств развития определяют такие симптомы, как сохранность речи.

    Аутистическое расстройство развития

    Психиатрия выделяет 5 серьёзных нарушений детского развития, которые характеризуются большими сложностями социального взаимодействия в сочетании со стереотипным повторяющимся набором интересов, действий, занятий. Одним из таких нарушений детского развития считается синдром Аспергера. И хотя это расстройство долгое время называли аутистической психопатией, от истинного аутизма его отличает сохранность когнитивных и речевых способностей. Помимо этого, синдром Аспергера характеризует выраженная неуклюжесть.

    Когда австрийский детский психиатр Ханс Аспергер впервые описал этот синдром в 1944 году, он наблюдал детей, отличавшихся рядом специфических признаков. Эти дети отличались физической неловкостью, были неспособны к невербальному общению, обладали ограниченной эмпатией по отношению к своим ровесникам. Распространённость этого расстройства у детей, имеющих лёгкую умственную отсталость, примерно 0,5 на 10 000. Дети с синдромом Аспергера, обладающие нормальными интеллектуальными способностями, отмечаются в 20 случаях на десять тысяч. Среди детей, страдающих синдромом Аспергера, преобладают мальчики.

    Современное описание больных с синдромом Аспергера появилось только в 1981 г., а ещё через 10 лет были разработаны стандарты диагностики. Но и сегодня этот синдром вызывает у исследователей множество нерешённых вопросов. До сих пор неизвестно, какие признаки и симптомы однозначно отличают синдром Аспергера от детского аутизма, а также какова его распространённость. Дошло до того, что многие исследователи решил совсем отказаться от постановки диагноза «синдром Аспергера», предлагая переименовать его в «аутистическую болезнь, имеющую разные степени».

    Действительно, синдром Аспергера — своеобразная форма детского аутизма, своеобразная пожизненная дисфункция, проявляющаяся в мироощущении человека, его отношении к окружающим. Обычно у людей с синдромом Аспергера имеется определённый спектр расстройств, а кроме того, синдром Аспергера считается «неявной дисфункцией» (расстройство никак не определяется внешне).

    В отличие от детского аутизма, у ребёнка с синдромом Аспергера совсем не выражены речевые проблемы, а интеллект в норме либо выше нормы. У него отсутствует неспособность к обучению, как при детском аутизме, но определённые трудности в обучении всё же имеются. К таким затруднениям относят: дислексию, эпилепсию, апраксию, СДВГ (гиперактивность, отсутствие внимания).

    Психологическое состояние больных

    Больные с синдромом Аспергера неловки в коммуникациях, они либо слишком молчаливы, либо чрезмерно разговорчивы, совсем не умеют учитывать в беседе реакции и интересы своего визави. Это происходит потому, что у них имеются нарушения невербальных навыков коммуникации, координация движений также нарушена. В речи синдром Аспергера проявляется стереотипными повторениями, странными фразами, неадекватной интонацией, неправильным применением местоимений. При тестировании больные этим расстройством показывают очень высокий уровень запоминания, благодаря чему часто достигают больших достижений в узконаправленных интересах.

    При грамотной поддержке и стимуляции лица с синдромом Аспергера успешно живут полноценной жизнью. Однако детям с синдромом Аспергера бывает трудно распознавать знаки, которые обычные люди воспринимают подсознательно (интонация, разные жесты, мимика). Поэтому им бывает очень сложно взаимодействовать с ровесниками, в свою очередь, это вызывает у них сильнейшую тревогу, растерянность, беспокойство. Помимо этого, дети с синдромом Аспергера очень неуклюжи, а также склонны к повторяющимся или навязчивым действиям. Несмотря на сравнительно позитивный прогноз, такие патологии сопровождают больного ребёнка до самого взросления.

    Хотя многие такие дети ходят в обычную школу, всё же некоторым детям с синдромом Аспергера из-за их особых проблем доступно только специальное образование. Подростки и молодые люди с синдромом Аспергера не умеют правильно ухаживать за собой, а также их слишком волнуют проблемы в любовных и дружеских отношениях. Несмотря на довольно высокий интеллект, большинство молодёжи с синдромом Аспергера не выходит на работу, хотя они вполне способны вступать в брак, самостоятельно работать.

    Подростки, обладающие синдромом Аспергера, сильно переживают своё отличие от других. Причинами их тревоги чаще всего являются зацикленность на придуманных ими ритуалах, нахождение в неясных ситуациях, а также волнение из-за промахов в значимых социальных взаимодействиях. Стрессовая реакция, возникающая из-за такой тревоги, проявляется в виде ухода от общения, общей невнимательности, возникающей зависимости от навязчивостей, гиперактивности, а также в негативистском либо агрессивном поведении.

    Помимо этого, синдром Аспергера очень часто сопровождается депрессивными состояниями. Такая депрессия возникает как следствие хронической фрустрации из-за регулярных неудач в попытках заинтересовать собой окружающих. Также возможно возникновение аффективных расстройств. Предположительно частота суицидов у взрослых с синдромом Аспергера довольно высока, но пока это ещё не доказано.

    Точные причины возникновения этого заболевания до сих пор неизвестны, лечение также очень вариативно. Психотерапевтическая поддержка направлена на улучшение функционирования больного. Она основывается на методах поведенческой психотерапии, направленных на устранение специфических дефицитов и коррекцию коммуникационных навыков. Постепенно, по мере взросления, общее состояние большинства таких детей существенно улучшается, но ряд коммуникационных, личностных, социальных сложностей всё равно остаётся.

    Лица с синдромом Аспергера живут столько же, сколько и обычные люди, однако риск возникновения Большой депрессии, а также невроза тревожности значительно повышен. Кроме того, существует большая вероятность суицидальных попыток. Но всё же, большинство людей, страдающих синдромом Аспергера, позитивно рассматривает своё заболевание как особенность, а не инвалидность, которую обязательно надо вылечить.

    Причины

    До сих пор синдром Аспергера изучен мало. Люди с синдромом Аспергера бывают какой-угодно национальности и вероисповедания, культуры и социального происхождения, однако существует определённая тенденция к повышенной вероятности этого заболевания у людей из высших слоёв общества.

    Достоверно известно, что это заболевание по неизвестной причине намного чаще встречается у мужчин. Однако современные данные исследований позволяют предположить нейробиологическую природу такого аутистического расстройства. Вторая версия заключается в том, что синдром Аспергера вызывает сочетание двух факторов – фактор генетический и фактор экологический.

    Помимо этого, доказано, что синдром Аспергера никак не зависит от воспитания ребёнка, его индивидуальных особенностей или социальных обстоятельств.

    Симптоматика

    Люди с синдромом Аспергера отличаются особыми проблемами в таких социальных сферах: коммуникативная сфера, сфера взаимодействия и воображения. Эти симптомы – настоящая «триада аутистских нарушений».

    Дети с таким синдромом сталкиваются со сложностями в таких играх, где надо уметь притворяться или кого-то изображать. Им нравится заниматься тем, что базируется на логике и системности, например, математикой.

    Дополнительные признаки

    Педантичность — стремясь сделать мир вокруг не таким хаотичным, люди с синдромом Аспергера настаивают на своих правилах, распорядках. Так, дети школьного возраста могут стремиться ходить в школу всегда одинаковой дорогой. Неожиданное изменение расписания занятий приводит их в полное замешательство. Взрослые люди с таким синдромом планируют свой режим дня согласно определённым шаблонам. Так, если они привыкли приступать к работе в определённое время, неожиданный перенос начала рабочего дня может привести их к сильнейшей панике.

    Увлечённость. Люди с синдромом Аспергера отличаются сильнейшим до одержимости интересом к какому-то хобби, коллекционированию. Бывает так, что этот интерес остаётся на всю жизнь, а в другом случае одно занятие заменяется другим. Так, больной таким расстройством может полностью сосредоточиться на информации, которую надо знать о машинах, чтобы обладать исчерпывающими знаниями о них. При наличии сильного стимула люди с таким расстройством вполне в состоянии учиться либо работать, занимаясь своим любимым делом.

    Проблемы сенсорики. Синдром Аспергера вызывает сенсорные сложности в одном либо сразу во всех сенсорных системах (сложности со слухом, осязанием, зрением, вкусом, обонянием). Степень сложности вариативна: все чувства больного либо чрезмерно усилены (суперчувствительные люди), либо развиты очень слабо (малочувствительные люди). Так, слишком громкие звуки, слепящий свет, неприятные запахи, специфическое покрытие или пища могут стать причиной болезненных ощущений, а также тревожности для людей, имеющих такое расстройство.

    Люди с нарушенной сенсорной чувствительностью с трудом ориентируются в пространстве, избегают препятствий. Им сложно находиться на определённом расстоянии от незнакомых людей, а также выполнять задачи на тонкую моторику, например, завязывание шнурков. Больной человек может периодически кружиться либо качаться из стороны в сторону, чтобы удержать равновесие, суметь справиться с внезапным стрессом.

    Диагностика расстройства

    Диагностика синдрома Аспергера проводится между 3 и 10 годами. Экспертизу производит группа, включающая в себя специалистов из разных областей. Диагностика состоит из разнообразных методик: неврологической и генетической экспертиз, тестов на интеллектуальные особенности, проверки психомоторики, тестов на невербальные и вербальные умения, исследования стиля обучения, а также способности больного жить самостоятельно.

    Взрослых людей диагностировать намного сложнее, потому что все стандартизированные диагностические критерии этой болезни были сконструированы специально для детей, а сама симптоматика заболевания сильно меняется с взрослением человека. Поэтому диагностика взрослых требует особого подхода и составления детальной истории заболевания. Анамнез собирается на основании данных, полученных от пациента, а также от его знакомых. Врачи в основном основываются на информации о поведении больного в детском возрасте.

    Такой диагноз как «Синдром Аспергера» ставится, если у больного имеются следующие симптомы и признаки:


    Двигательное развитие ребёнка с этим расстройством может быть довольно замедлено, а общая дискоординация бывает частым (но не фиксированным) признаком диагностики. Специфические навыки, часто связанные со специфическими интересами, являются характерными, но также совсем не обязательными для диагностики расстройства Аспергера.

    Дифференциация

    Хотя это расстройство является довольно специфической болезнью, тем не менее, есть некоторые симптомы, благодаря которым дифференциальная диагностика этого заболевания может быть существенно затруднена. Проводя дифференциацию, врач-психиатр должен отделить симптомы собственно расстройства Аспергера от других аутистических расстройств и заболеваний.

    Шизофрения: при дифференциальной диагностике относительно шизофрении отмечается, что при синдроме Аспергера нет галлюцинаций и бреда, отсутствует прогрессирующее ухудшение социальных навыков и наследственная отягощённость шизофренией или другими психозами.

    Детский аутизм: обладает целым рядом похожих симптомов. Главным отличительным признаком отличия детского аутизма от синдрома Аспергера является то, что при синдроме не отмечается общее отставание развития речи. К тому же, больные с синдромом Аспергера хоть как-то могут понимать невербальную информацию, всё-таки могут использовать интонации для коммуникации.

    Сравнение симптомов детского аутизма и синдрома Аспергера:

    Детский аутизм Синдром Аспергера
    Симптомы заболевания проявляются на первом году жизни (могут проявляться на первом месяце жизни). Признаки и симптомы заболевания начинают обнаруживаться лишь на второй-третий год жизни ребёнка.
    Дети сначала осваивают навыки хождения, а потом начинают говорить. Дети начинают разговаривать раньше, чем ходить, речь развивается очень бурно.
    Речь не рассматривается как средство общения, её коммуникативная функция нарушена (речь как бы обращена к самому себе). Речь активно используется с целью коммуникации, но очень своеобразно.
    Интеллект в большинстве случаев снижен (в 60 % случаев аутизма наблюдается умственная отсталость, у 25 % аутистов – лёгкое снижение интеллекта, ещё у 15 % – интеллект в пределах нормы). Интеллект всегда средний или же выше среднего.
    Отсутствие визуального контакта – для больного человека не существует других людей. Больной избегает смотреть на людей без надобности, но они определённо для него существуют.
    Живёт исключительно в своём мире. Живёт в мире людей, но по своим правилам.
    Скорее неблагоприятный прогноз – часто случается переход в атипичную умственную отсталость. При сохранном интеллекте у больного может возникнуть шизоидная психопатия. Скорее благоприятный прогноз – этот синдром через некоторое время становится основой для шизоидной психопатии с терпимой адаптацией в социуме.
    Часто путают с таким заболеванием, как шизофрения. Часто путают с психопатией.

    Лечение

    Лечение и реабилитация людей, страдающих синдромом Аспергера, должна проводиться целой группой специалистов самого разного профиля. В составе такой группы обязательно должен быть медицинский психолог, детский психиатр, педагог-дефектолог, логопед, педиатр, невропатолог, и даже музработник.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!