Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты. Проект положения по нормированию труда на предприятии

ИНСТРУКЦИЯ

Москва - 1989

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

Всесоюзный научно-исследовательский и информационный центр по проблемам окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (Ленинградский отдел контроля атмосферы)

Всесоюзный научно-исследовательский институт по охране вод

Утверждаю:

Заместитель Председателя
Государственного комитета
СССР по охране природы

В.Ф. Костин

ИНСТРУКЦИЯ
по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих
веществ в атмосферу и в водные объекты

Москва - 1989

2.3. Если значения ПДВ по ряду объективных причин не могут быть достигнуты на предприятии, то в этом случае вводится поэтапное снижение выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ПДВ.

2.4. При установлении ПДВ необходимо учитывать перспективу развития предприятия, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадок и участков существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха городов.

Для регионов, включенных в Конвенцию 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, расчет ПДВ необходимо проводить с учетом 30% сокращения к 1993 г. выбросов сернистого ангидрида, а также недопустимости роста выбросов окислов азота выше уровня 1987 г.

2.5. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения; от одной, расположенной в помещении или на открытом воздухе, установки; аэрационных фонарей; вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ.

2.6. При установлении ПДВ для источника загрязнения атмосферы учитывают определенные расчетом или экспериментальным методом значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в воздухе от остальных источников (в том числе и от автотранспорта) города или другого населенного пункта.

Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в установленном порядке ("Временные указания по определению фоновых концентраций…") в органах Госкомгидромета СССР (приложение 1).

2.7. При проведении расчетов ПДВ по методике ОНД-86 необходимо иметь в виду, что величина фонового загрязнения атмосферы С ф или С ф I включает загрязнение, возникшее в результате трансграничного переноса вредных веществ. Такое загрязнение особенно значительно для западных приграничных областей страны.

2.8. Информация о вкладе загрязняющих веществ иностранного происхождения в фоновое загрязнение в настоящее время создается на основании представляемых странами весьма приближенных данных об источниках и выбросах и рассчитывается для сетки квадратов со сторонами 150´ 150 км. Имеется методика, позволяющая производить расчет только для переноса соединений серы.

2.9. Нецелесообразно исключать из величины фонового загрязнения долю трансграничного переноса, так как независимо от состава фоновое загрязнение во всей его полноте является реальным фактором, ограничивающим допустимый выброс для каждого предприятия.

2.10. В случае применения ЭВМ для расчетов загрязнения атмосферы при установлении ПДВ, необходимо использовать программы, согласованные в установленном порядке (приложение 2).

2.11. ПДВ рассчитывается для веществ, имеющих ПДК или ОБУВ. Если ПДК или ОБУВ для веществ, входящих в состав выбросов от технологических процессов, не разработаны, то предприятию следует обратиться в Минздрав СССР с заявкой на их разработку, а также на получение сведений о суммарном их вредном воздействии.

В этом случае для действующих предприятий проект ПДВ может быть согласован, при условии представления предприятием в органы Госкомприроды СССР в установленный срок заявки на разработку ПДК или ОБУВ.

2.12. Разработка ПДВ может осуществляться как самим предприятием, так и с привлечением специализированной организации.

При разработке проекта ПДВ следует руководствоваться "Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия". (приложение 3 будет направлено дополнительно).

3. Установление ПДС для действующих предприятий

3.1. В соответствии с "Инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование", НВН 33.5.1.02.83 ПДС устанавливается в разрешениях на специальное водопользование. В случаях, если водохозяйственная и водоохранная деятельность действующих предприятий не удовлетворяет нормам и правилам в области использования и охраны вод (забор воды свыше установленных норм, отсутствие или неэффективная работа очистных или других водоохранных сооружений, неудовлетворительное техническое состояние водохозяйственных сооружений, загрязнение водных объектов и т.п.), в соответствии с п. 2.8 упомянутой инструкции разрешения на специальное водопользование таким предприятиям не выдаются.

В этих случаях органы по охране природы составляют заключение с указанием причин отказа в выдаче разрешения на специальное водопользование и дают обязательное предписание об устранении этих причин в определенные сроки. Одновременно органы по охране природы утверждают предприятию лимиты забора свежей воды для исчисления платы за воду и нормативы ПДС.

3.2. Лимиты на забор свежей воды устанавливаются на основании представляемых в органы по охране природы проектной документации, данных статотчетности по форме 2 т.п. (водхоз), индивидуальных балансовых норм водопотребления и водоотведения, разработанных по заказу предприятий специализированными организациями или самим предприятием и утвержденных в установленном порядке. Нормативы ПДС рассчитываются, как правило, в целом по бассейну реки.

Величины ПДС определяются для всех категорий водопользования как произведение максимального часового расхода сточных вод q ст (м 3 /час) на концентрацию в них загрязняющих веществ - С ст (г/м 3) согласно формуле:

ПДС = q ст × С ст (г/час) (1)

Величина С ст, входящая в формулу (1), определяется по известным методам, изложенным, например, в "Справочник проектировщика. Канализация населенных мест и промышленных предприятий. Раздел II. Состав загрязненных сточных вод, условия и расчеты их выпуска в водоемы после очистки". М. Стройиздат, 1981 г. с. 22-40.

В соответствии с "Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" (1975 г.), для сбросов сточных вод в черте населенного пункта С ст устанавливаются на уровне соответствующих ПДК (п. 19).

3.4. Если фактический сброс вредных веществ со сточными водами меньше расчетного ПДС, то в качестве ПДС принимается фактический сброс.

3.5. Если природное фоновое содержание загрязняющих веществ в водном объекте по каким-либо показателям не обеспечивает нормативное качество воды в контрольном пункте, то ПДС по этим показателям устанавливается, исходя из условий соблюдения природного фонового качества воды в контрольном створе.

Для предприятий, расположенных в районах с повышенной минерализацией природных вод, при расчете ПДС принимается величина С ст равная 1500 мг/л в качестве предельного уровня минерализации поверхностных вод (ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством" (п. 1.5.2, примечание 1).

Данные по фоновому составу воды водных объектов запрашиваются в местных органах Госкомгидромета СССР.

3.6. С целью предотвращения сброса загрязняющих веществ со сточными водами, отводимыми в водные объекты после охлаждения агрегатов, величина С ст устанавливается на уровне концентрации веществ в воде водного объекта в месте забора (при условии водопользования одним водным объектом).

3.7. При наличии веществ 1-го и 2-го классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ) ПДС устанавливается из расчета (таблица № 1; СанПиН 4630-88 Минздрава СССР);

Для сточных вод, отводимых в канализационную сеть населенного пункта или другого предприятия технические условия на сброс устанавливаются владельцем очистных сооружений, из условия обеспечения последним отведения сточных вод в водный объект с соблюдением нормативов ПДС.

4. Согласование и утверждение ПДВ и ПДС

4.1. Нормативы ПДВ и ПДС утверждаются местными (республиканскими или областными) органами системы Госкомприроды с учетом заключения местных органов системы Минздрава СССР (приложения 4, 5).

Обеспечение согласования и утверждения ПДВ и ПДС входит в обязанности предприятия - природопользователя.

4.2. Представляемые на согласование и утверждение материалы по установлению ПДВ и ПДС должны содержать ходатайство, пояснительную записку, результаты расчетов нормативов ПДВ и ПДС и планы мероприятий по достижению установленных нормативов, согласованные с советом трудового коллектива предприятия.

4.3. Планы мероприятий по достижению ПДВ и ПДС должны содержать конкретные мероприятия по снижению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, вплоть до полного прекращения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и гидросферу с учетом требований СНиП 1.04.03-85 "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений".

При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и практики.

Указанные планы согласовываются трудовым коллективом и утверждаются руководителем предприятия и в полной мере должны быть обеспечены финансовыми, материально-техническими ресурсами, проектными и строительно-монтажными работами.

4.4. Представляемые на согласование проекты норм ПДВ (ПДС) должны быть рассмотрены в двухнедельный срок, а по особо крупным объектам (в отдельных случаях) он может быть продлен до 30 дней.

В случае отказа органов государственного санитарного надзора от рассмотрения (или необоснованного отклонения) представленных материалов местные подразделения по охране природы вправе принять самостоятельное решение по вопросу утверждения ПДВ и ПДС.

Проекты ПДВ и ПДС, представленные после доработки на согласование, рассматриваются в те же сроки.

4.5. Результаты рассмотрения материалов по установлению ПДВ и ПДС в местных органах по охране природы могут быть обжалованы в вышестоящей организации (республиканский комитет по охране природы, Госкомприрода СССР).

4.6. Нормативы ПДВ и ПДС устанавливаются соответственно на срок до 5-ти и 3-х лет и подлежат пересмотру (переутверждению) или уточнению по планам - графикам, согласованным с местными органами Госкомприроды СССР.

Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ и ПДС может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей природной среды. Пересмотр установленных нормативов ПДВ и ПДС обеспечивается предприятиями - природопользователями.

4.7. При определении размера платы за выбросы и сбросы в окружающую среду необходимо руководствоваться установленными нормами ПДВ и ПДС.

5. Контроль за соблюдением ПДВ и ПДС

5.1. Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду включает:

определение массы выбросов (сбросов) вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДВ и ПДС;

проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДВ и ПДС;

проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также других производственных факторов, влияющих на ПДВ и ПДС.

5.2. Контроль в соответствии с . производится как самим предприятием (ведомственный контроль), так и местными органами Госкомприроды СССР, осуществляющими государственный контроль.

5.3. Для осуществления ведомственного контроля на предприятиях создаются соответствующие подразделения (отделы охраны природы, санитарно-промышленные лаборатории и др.), или привлекаются для этой цели другие специализированные организации.

5.4. Службы ведомственного контроля согласуют с местными органами Госкомприроды СССР места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

5.5. Органы Госкомприроды СССР осуществляют государственный контроль за природоохранной деятельностью в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.

5.6. При контроле выбросов и сбросов производится измерение расходов, определение концентраций содержащихся в выбросах (сбросах) контролируемых веществ и установление по этим данным массы сбрасываемых загрязняющих веществ в единицу времени. Последний показатель сравнивается с утвержденными нормативами ПДВ и ПДС с учетом точности приборов и средств измерения (РД 52.04.59-89 "Охрана природы. Атмосфера. Требования к точности контроля промышленных выбросов. Методические указания" ГОСТ 27384-87 "Вода. Нормы погрешности измерений показателей состава и свойств").

5.7. В период выполнения планов мероприятий по достижению ПДВ и ПДС в нормативные сроки и в установленном объеме при условии соблюдения установленных лимитов выбросов (сбросов) вредных веществ на предприятие не налагается каких-либо штрафных или иных санкций.

При невыполнении в нормативные сроки планов мероприятий по достижению ПДВ и ПДС или отдельных этапов этих планов, а также в случае нарушения лимитов выбросов (сбросов) вредных веществ, установленных на период выполнения указанных планов, органы Госкомприроды СССР вправе предъявить предприятиям исковые претензии, руководствуясь соответствующими документами.

Приложение 1

Требования к содержанию запроса
о фоновом загрязнении атмосферного воздуха

2. Город, для которого требуется определить значение фона. Область и республика, к которым он относится.

3. Название предприятия, для которого запрашивается фон, с указанием, является ли данное предприятие проектируемым, строящимся, действующим, реконструируемым.

4. Характеристика положения промплощадки предприятия на плане (карте-схеме) города и адрес этого предприятия. В случае, когда предприятие имеет несколько промплощадок или запрос делается для группы предприятий, все сведения указываются для каждой промплощадки. Краткое описание районов их расположения.

5. Перечень вредных веществ, выбрасываемых предприятиями (объектами).

6. Расчетный срок, на который запрашивается фон, сроки ввода первой очереди строительства и развития предприятия на полную мощность.

Приложение 2

Список программ УПРЗА, согласованных в ГГО им. А.И. Воейкова и рекомендованных к использованию.

Название

Тип ЭВМ

Расчет в застройке

Наименование организации-разработчика и телефон

Адрес для писем

Для согласования

АСИВ-РК

ЕС

Главинформцентр при Донецком облисполкоме, тел. 95-31-90

340050, г.Донецк, Университетская, 52, Директор В.Н. Амитан

№ 4924-23 от 06.07.89

Воздух-2

СМ ПЭВМ "Электроника"

Магнитогорский Гипромез, тел. 7-44-22, 7-96-41

455028, Магнитогорск, просп.Ленина, 68, гл. инж. Н.Г. Тельнов

№ 2578/23 от 18.05.89

ГАРАНТ-1

ЕС, ПЭВМ СМ, IBM-PC

Московский НТТМ "Преображенка", тел. 962-06-70, 944-02-79

107061, Москва, ул. Суворовская, 32, корп. 1, Директор И.А. Грищенко

№ 2801-23 от 01.06.89

КНИВЕРСАЛ-1

ЕС, СМ

№ 4106/23 от 03.07.89

ЭФИР-6.03

ЕС

Новокуйбышевский филиал ин-та "Гипрокаучук", тел. 92-7-28

446206, Новокуйбышевск, ул. Сафравьяна, 10, Директор В.В. Кравцов

№ 2132/23 от 21.04.89

ЕС-УРАЛ-2

ЕС

Ин-т "Уралгипромез", г.Свердловск, тел. 57-37-17

620106, К-106, Свердловск, просп. Ленина, 60а, Зам. гл. инж. А.В. Боровский

№ 1327/23 от 14.03.89

РУЗА-87

ЕС, СМ

ГПИ-3, Ленинград, тел. 567-19-81

193029, Ленинград, ул. Бабушкина, 3, гл. инж. О.И. Кузнецов

№ 4925/23 от 06.07.89

УПРЗА-ГГО-ГХМ-2

ЕС

Гидрохиммаш, Киев, тел. 295-60-33, А.И. Давидович

252133, Киев, бульвар Л. Украинки, 34, зам. директора А.И. Давидович

№ 1562/32 от 24.03.89

Приложение 3

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения

Выдано __________________________________________________________________

(наименование предприятия, учреждения, организации)

(ведомственная принадлежность, реквизиты)

_________________________________________________________________________

Орган, выдавший разрешение _______________________________________________

(наименование местного органа

_________________________________________________________________________

Госкомприроды СССР)

Срок действия до _________________________________________________________

(дата)

Номер регистрации _______________ Дата выдачи "______" _____________________

Должностное лицо местного органа Госкомприроды СССР ______________________

(подпись, расшифровка подписи)

М. П.

Перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу

Загрязняющее вещество

Суммарный выброс

Загрязняющее вещество

Суммарный выброс

ПДВ т/год, г/с

ПДВ т/год, г/с

1. Пыль неорганическая

2. Сернистый ангидрид

3. Окись углерода

4. Окислы азота

5. Углеводороды

6. и другие

Для каждого источника в отдельности значения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу зафиксированы в книге __________, которая составляет неотъемлемую часть настоящего разрешения.

Приложение 4

Приложение к разрешению на спецводопользование

Лист 1. Всего листов ________________________________________________________

Утверждаю ________________________________________________________________

(должностное лицо органов по охране природы системы Госкомприроды СССР)

М. П.

_______________________

Подпись

Согласовано _______________________________________________________________

(должностное лицо органов санитарно-эпидемиологической службы Минздрава СССР)

М. П.

"_____" ______________ 19___ г.

_______________________

Подпись

Предельно допустимые сбросы веществ (ПДС), поступающие в водный объект
со сточными водами предприятия, организации, учреждения

1. ________________________________________________________________________

(наименование органа, утвердившего ПДС)

2. ПДС утвержден "_____"____________ 19____ г. ________________ на срок до

"_____" ____________ 19____ г.

Реквизиты водопользователя:

3. Наименование ___________________________________________________________

4. Главное управление, объединение __________________________________________

5. Министерство, ведомство _________________________________________________

6. Республика, область, район ________________________________________________

7. Почтовый адрес водопользователя, фамилия, имя, отчество и телефон должностного лица, ответственного за водопользование, его должность ________________________

8. ПДС утвержден и согласован для __________________________________ выпусков

(количество)

сточных вод (схема выпусков прилагается)

9. Наименование и адрес организации, разработавшей проект ПДС ________________

__________________________________________________________________________

Лист 2 Предельно допустимый сброс веществ (ПДС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам

1. Предприятие, организация, учреждение _____________________________________

(согласно прилагаемой схеме)

3. Наименование водного объекта, принимающего сточные воды _________________

_________________________________________________________________________

5. Фактический расход сточных вод _____________________________________ м 3 /ч

6. Утвержденный расход сточных вод для установления ПДС _______________ м 3 /ч

7. Утвержденный предельно допустимый сброс и состав сточных вод (сброс произведенных на предприятии веществ, не указанных ниже, запрещен)

Показатели состава сточных вод

Фактическая концентрация, мг/л

Фактический сброс, г/ч

Допустимая концентрация, мг/л

Утвержденный предельно допустимый сброс, г/ч

1. Взвешенные вещества

2. Минеральный состав

3. Хлориды

4. Сульфаты

5. Биохимическое

потребление кислорода

Вещества,

включаемые в

одинаковые

лимитирующие

признаки вредности

Утверждаемые свойства сточных вод:

а) плавающие примеси (вещества) __________________________________________

б) запахи, привкусы ______________________________________________________

в) окраска ______________________________________________________________

г) температура, °С _______________________________________________________

д) реакция (рН) __________________________________________________________

е) коли-индекс __________________________________________________________

ж) растворенный кислород ________________________________________________

Подпись должностного лица, ответственного за водопользование

"_____" ______________ 19____ г.

_________________

(подпись)

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции инженера по нормированию труда, образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности инженера по нормированию труда, права инженера по нормированию труда, ответственность инженера по нормированию труда.

Должностная инструкция инженера по нормированию труда относится к разделу "Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях ".

В должностной инструкции инженера по нормированию труда должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности инженера по нормированию труда

1) Должностные обязанности. Разрабатывает и внедряет технически обоснованные нормы трудовых затрат применительно к конкретным производственно-техническим условиям по различным видам работ, выполняемых на предприятии, на основе использования межотраслевых, отраслевых и других прогрессивных нормативов по труду с учетом психофизиологических и социально-экономических факторов, а также местные нормы, рассчитанные на основе технических данных о производительности оборудования, результатов анализа затрат рабочего времени при применении наиболее производительных приемов и методов труда. Анализирует состояние нормирования, степень обоснованности и напряженности норм, проводит работу по улучшению их качества, обеспечению равной напряженности норм на однородных работах, выполняемых при одинаковых организационно-технических условиях. Устанавливает нормы времени (выработки) на разовые и дополнительные работы, связанные с отступлением от технологических процессов. Осуществляет контроль за соблюдением в устанавливаемых нормах требований рациональной организации труда при разработке технологических процессов (режимов производства), определяет экономический эффект от внедрения технически обоснованных норм трудовых затрат. Проверяет действующие нормы труда с целью выявления устаревших и ошибочно установленных норм, проводит работу по их своевременной замене новыми, более прогрессивными по мере внедрения организационно-технических мероприятий. Определяет численность работников по функциям управления и структурным подразделениям в соответствии с отраслевыми нормативами численности, выявляет отклонения фактической численности от нормативной и причины таких отклонений, разрабатывает предложения по устранению сверхнормативной численности. Составляет проекты календарных планов пересмотра норм на основе намеченных к внедрению организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение установленных заданий по росту производительности труда. Участвует в подготовке проектов программ и годовых планов совершенствования организации труда на предприятии. Определяет трудоемкость изделий в результате осуществления мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда и повышение качества продукции, а также новых видов изделий в связи с внедрением новой техники и прогрессивной технологии, рационализаторских предложений и изобретений, совершенствованием организации труда и производства, разрабатывает задания по снижению нормативной трудоемкости. Изучает уровень выполнения норм, исследует непосредственно на рабочих местах степень и причины отклонений фактических затрат труда от нормативных, участвует в подготовке предложений по созданию необходимых условий для освоения всеми работниками норм трудовых затрат. Осуществляет контроль за своевременным доведением до рабочих и служащих новых норм и расценок, правильностью применения на предприятии нормативных материалов по труду. Участвует в разработке мероприятий по снижению трудоемкости продукции, в выявлении резервов роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, расширения сферы нормирования труда рабочих-повременщиков и служащих, по устранению потерь рабочего времени и улучшению его использования, в подготовке предложений по совершенствованию систем оплаты труда, материального и морального стимулирования работников. Осуществляет инструктаж рабочих по освоению вновь вводимых норм. Проводит работу по изучению трудовых процессов и затрат рабочего времени на выполнение операций с помощью современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, анализирует полученные данные, выявляет наиболее эффективные приемы и методы труда, содействует их распространению. Осуществляет контроль за правильностью применения в подразделениях предприятия нормативных материалов по труду (разрядов работ, расценок, тарифных сеток и ставок при оформлении первичных документов по учету выработки, простоев, доплат при наличии отклонений от нормальных условий труда и т.п.). Составляет извещения об изменениях утвержденных норм трудовых затрат и расценок. Участвует в определении взаимных обязательств администрации, рабочих и служащих, включаемых в коллективные договоры, по снижению трудоемкости изделий, повышению производительности труда, уровня его нормирования, в том числе обязательств по увеличению удельного веса технически обоснованных норм, а также по организации нормативно-исследовательских работ, способствующих повышению уровня нормирования труда, расширению сферы его применения, разработке межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду. Организует проведение и осуществляет проверку в производственных условиях проектов межотраслевых и отраслевых нормативных материалов для нормирования труда и их внедрение после утверждения. Ведет учет количества, состава и уровня выполнения норм трудовых затрат, выполнения заданий по снижению трудоемкости изделий, применению технически обоснованных норм, а также экономического эффекта от их внедрения. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт в области организации, нормирования и оплаты труда и использует его в своей работе. Обеспечивает составление отчетности о состоянии нормирования труда.

Инженер по нормированию труда должен знать

2) Инженер по нормированию труда при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по организации, нормированию и оплате труда; методы нормирования труда; межотраслевые и отраслевые нормативы трудовых затрат; экономику, организацию производства, труда и управления; технологические процессы и режимы производства; единую систему технологической документации; формы и системы оплаты труда; положения о премировании, тарифно-квалификационные справочники и другие нормативные и методические материалы, порядок разработки календарных планов пересмотра норм и организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда, планов организации труда, заданий по снижению трудоемкости изделий; требования рациональной организации труда при разработке технологических процессов (режимов производства); методы анализа состояния нормирования труда, качества норм, показателей по труду, изучения трудовых процессов и наиболее эффективных приемов и методов труда, использования рабочего времени; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; основы социологии, физиологии и психологии труда; передовой отечественный и зарубежный опыт организации, нормирования и оплаты труда; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации инженера по нормированию труда

3) Требования к квалификации.

Инженер по нормированию труда I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по нормированию труда II категории не менее 3 лет.

Инженер по нормированию труда II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по нормированию труда или других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Инженер по нормированию труда: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

1. Общие положения

1. Инженер по нормированию труда относится к категории специалистов.

2. Инженером по нормированию труда принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

3. Инженер по нормированию труда принимается на должность и освобождается от должности _____ (директором, руководителем) организации по представлению _____ (должность) .

4. Инженер по нормированию труда должен знать:

  • постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по организации, нормированию и оплате труда;
  • методы нормирования труда;
  • межотраслевые и отраслевые нормативы трудовых затрат;
  • экономику, организацию производства, труда и управления;
  • технологические процессы и режимы производства;
  • единую систему технологической документации;
  • формы и системы оплаты труда;
  • положения о премировании, тарифно-квалификационные справочники и другие нормативные и методические материалы, порядок разработки календарных планов пересмотра норм и организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда, планов организации труда, заданий по снижению трудоемкости изделий;
  • требования рациональной организации труда при разработке технологических процессов (режимов производства);
  • методы анализа состояния нормирования труда, качества норм, показателей по труду, изучения трудовых процессов и наиболее эффективных приемов и методов труда, использования рабочего времени;
  • средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
  • основы социологии, физиологии и психологии труда;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт организации, нормирования и оплаты труда;
  • основы трудового законодательства;
  • правила и нормы охраны труда.

5. В своей деятельности инженер по нормированию труда руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации,
  • Уставом (положением) организации,
  • приказами и распоряжениями _____ (генерального директора, директора, руководителя) организации,
  • настоящей должностной инструкцией,
  • Правилами внутреннего трудового распорядка организации.

6. Инженер по нормированию труда подчиняется непосредственно: ____ (должность) .

7. На время отсутствия инженера по нормированию труда (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное ______ (должность) организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности инженера по нормированию труда

Инженер по нормированию труда:

1. Разрабатывает и внедряет технически обоснованные нормы трудовых затрат применительно к конкретным производственно-техническим условиям по различным видам работ, выполняемых на предприятии, на основе использования межотраслевых, отраслевых и других прогрессивных нормативов по труду с учетом психофизиологических и социально-экономических факторов, а также местные нормы, рассчитанные на основе технических данных о производительности оборудования, результатов анализа затрат рабочего времени при применении наиболее производительных приемов и методов труда.

2. Анализирует состояние нормирования, степень обоснованности и напряженности норм, проводит работу по улучшению их качества, обеспечению равной напряженности норм на однородных работах, выполняемых при одинаковых организационно-технических условиях.

3. Устанавливает нормы времени (выработки) на разовые и дополнительные работы, связанные с отступлением от технологических процессов.

4. Осуществляет контроль за соблюдением в устанавливаемых нормах требований рациональной организации труда при разработке технологических процессов (режимов производства), определяет экономический эффект от внедрения технически обоснованных норм трудовых затрат.

5. Проверяет действующие нормы труда с целью выявления устаревших и ошибочно установленных норм, проводит работу по их своевременной замене новыми, более прогрессивными по мере внедрения организационно-технических мероприятий.

6. Определяет численность работников по функциям управления и структурным подразделениям в соответствии с отраслевыми нормативами численности, выявляет отклонения фактической численности от нормативной и причины таких отклонений, разрабатывает предложения по устранению сверхнормативной численности.

7. Составляет проекты календарных планов пересмотра норм на основе намеченных к внедрению организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение установленных заданий по росту производительности труда.

8. Участвует в подготовке проектов программ и годовых планов совершенствования организации труда на предприятии.

9. Определяет трудоемкость изделий в результате осуществления мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда и повышение качества продукции, а также новых видов изделий в связи с внедрением новой техники и прогрессивной технологии, рационализаторских предложений и изобретений, совершенствованием организации труда и производства, разрабатывает задания по снижению нормативной трудоемкости.

10. Изучает уровень выполнения норм, исследует непосредственно на рабочих местах степень и причины отклонений фактических затрат труда от нормативных, участвует в подготовке предложений по созданию необходимых условий для освоения всеми работниками норм трудовых затрат.

11. Осуществляет контроль за своевременным доведением до рабочих и служащих новых норм и расценок, правильностью применения на предприятии нормативных материалов по труду.

12. Участвует в разработке мероприятий по снижению трудоемкости продукции, в выявлении резервов роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, расширения сферы нормирования труда рабочих-повременщиков и служащих, по устранению потерь рабочего времени и улучшению его использования, в подготовке предложений по совершенствованию систем оплаты труда, материального и морального стимулирования работников.

13. Осуществляет инструктаж рабочих по освоению вновь вводимых норм.

14. Проводит работу по изучению трудовых процессов и затрат рабочего времени на выполнение операций с помощью современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, анализирует полученные данные, выявляет наиболее эффективные приемы и методы труда, содействует их распространению.

15. Осуществляет контроль за правильностью применения в подразделениях предприятия нормативных материалов по труду (разрядов работ, расценок, тарифных сеток и ставок при оформлении первичных документов по учету выработки, простоев, доплат при наличии отклонений от нормальных условий труда и т.п.).

16. Составляет извещения об изменениях утвержденных норм трудовых затрат и расценок.

17. Участвует в определении взаимных обязательств администрации, рабочих и служащих, включаемых в коллективные договоры, по снижению трудоемкости изделий, повышению производительности труда, уровня его нормирования, в том числе обязательств по увеличению удельного веса технически обоснованных норм, а также по организации нормативно-исследовательских работ, способствующих повышению уровня нормирования труда, расширению сферы его применения, разработке межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду.

18. Организует проведение и осуществляет проверку в производственных условиях проектов межотраслевых и отраслевых нормативных материалов для нормирования труда и их внедрение после утверждения.

19. Ведет учет количества, состава и уровня выполнения норм трудовых затрат, выполнения заданий по снижению трудоемкости изделий, применению технически обоснованных норм, а также экономического эффекта от их внедрения.

20. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт в области организации, нормирования и оплаты труда и использует его в своей работе.

21. Обеспечивает составление отчетности о состоянии нормирования труда.

3. Права инженера по нормированию труда

Инженер по нормированию труда имеет право:

1. Вносить на рассмотрение руководства предложения:

  • по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
  • о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
  • о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.

2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.

3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.

4. Ответственность инженера по нормированию труда

Инженер по нормированию труда несет ответственность в следующих случаях:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


Должностная инструкция инженера по нормированию труда - образец 2019 года. Должностные обязанности инженера по нормированию труда, права инженера по нормированию труда, ответственность инженера по нормированию труда.

I. Общие положения

1. Инженер по нормированию труда относится к категории специалистов.

2. На должность:

Инженера по нормированию труда назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистам со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет;

Инженера по нормированию труда II категории - лицо, имеющее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по нормированию труда или других должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет;

Инженера по нормированию труда I категории - лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по нормированию труда II категории не менее 3 лет.

3. Назначение на должность инженера по нормированию труда и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела организации и оплаты труда.

4. Инженер по нормированию труда должен знать:

4.1. Постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по организации, нормированию и оплате труда.

4.2. Методы нормирования труда.

4.3. Экономику, организацию производства, труда и управления.

4.4. Технологические процессы и режимы производства.

4.5. Единую систему технологической документации.

4.6. Формы и системы оплаты труда.

4.7. Положение о премировании, тарифно-квалификационные справочники и другие нормативные и методические материалы, порядок разработки календарных планов пересмотра норм и организационно-технических мероприятий по повышению производительности труда, планов организации труда, заданий по снижению трудоемкости изделий.

4.8. Требования рациональной организации труда при разработке технологических процессов (режимов производства).

4.9. Методы анализа состояния нормирования труда, качества норм, показателей по труду, изучения трудовых процессов и наиболее эффективных приемов и методов труда, использования рабочего времени.

4.10. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.

4.11. Основы социологии, физиологии и психологии труда.

4.12. Передовой отечественный и зарубежный опыт организации, нормирования и оплаты труда.

4.13. Основы трудового законодательства.

4.14. Правили и нормы охраны труда.

6. Инженер по нормированию труда подчиняется непосредственно начальнику отдела организации и оплаты труда.

7. На время отсутствия инженер по нормированию труда (отпуск, болезнь, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора предприятия, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Инженер по нормированию труда:

1. Разрабатывает и внедряет технически обоснованные нормы трудовых затрат применительно к конкретным производственно-техническим условиям по различным видам работ, выполняемых на предприятии, на основе использования межотраслевых, отраслевых и других прогрессивных норматоивов по труду с учетом психофизиологических и социально-экономических факторов, а также местные нормы, рассчитанные на основе технических данных о производительности оборудования, результатов анализа затрат рабочего времени при применении наиболее производительных приемов и методов труда.

2. Анализирует состояние нормирования, степень обоснованности и напряженности норм, проводит работу по улучшению их качества, обеспечению равной напряженности норм на однородных работах, выполняемых при одинаковых организационно-технических условиях.

3. Устанавливает нормы времени (выработки) на разовые и дополнительные работы, связанные с отступлением от технологических процессов.

4. Осуществляет контроль за соблюдением в устанавливаемых нормах требований рациональной организации труда при разработке технологических процессов (режимов производства), определяет экономический эффект от внедрения технически обоснованных норм трудовых затрат.

5. Проверяет действующие нормы труда с целью выявления устаревших и ошибочно установленных норм, проводит работу по их своевременной замене новыми, более прогрессивными по мере внедрения организационно-технических мероприятий.

6. Определяет численность работников по функциям управления и структурным подразделениям в соответствии с отраслевыми нормативами численности, выявляет отклонения фактической численности от нормативной и причины таких отклонений, разрабатывает предложения по устранению сверхнормативной численности.

7. Составляет проекты календарных планов пересмотра норм на основе намеченных к внедрению организационно-технических мероприятий, обеспечивающих выполнение установленных заданий по росту производительности труда.

8. Участвует в подготовке проектов программ и годовых планов совершенствования организации труда на предприятии.

9. Определяет трудоемкость изделий в результате осуществления мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда и повышение качества продукции, а также новых видов изделий в связи с внедрением новой техники и прогрессивной технологии, рационализаторских предложений и изобретений, совершенствованием организации труда и производства, разрабатывает задания по снижению нормативной трудоемкости.

10. Изучает уровень выполнения норм, исследует непосредственно на рабочих местах степень и причины отклонений фактических затрат труда от нормативных, участвует в подготовке предложений по созданию необходимых условий для освоения всеми работниками норм трудовых затрат.

11. Осуществляет контроль за своевременным доведением до рабочих и служащих новых норм и расценок, правильностью применения на предприятии нормативных материалов по труду.

12. Участвует в разработке мероприятий по снижению трудоемкости продукции, в выявлении резервов роста производительности труда за счет повышения качества нормирования, расширения сферы нормирования труда рабочих-повременщиков и служащих, по устранению потерь рабочего времени и улучшению его использования, в подготовке предложений по совершенствованию систем оплаты труда, материального и морального стимулирования работников.

13. Осуществляет инструктаж по освоению вновь вводимых норм.

14. Проводит работу по изучению трудовых процессов и затрат рабочего времени на выполнение операций с помощью современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, анализирует полученные данные, выявляет наиболее эффективные приемы и методы труда, содействует их распространению.

15. Осуществляет контроль за правильностью применения в подразделениях предприятия нормативных материалов по труду (разрядов работ, расценок, тарифных сеток и ставок при оформлении первичных документов по учету выработки, простоев, доплат при наличии отклонений от нормальных условий труда и т.п.).

16. Составляет извещения об изменениях утвержденных норм трудовых затрат и расценок.

17. Участвует в определении взаимных обязательства администрации, рабочих и служащих, включаемых в коллективные договоры, по снижению трудоемкости изделий, повышению производительности труда, уровня его нормирования, в том числе обязательств по увеличению удельного веса технически обоснованных ном, а также по организации нормативно-исследовательских работ, способствующих повышению уровня нормирования труда, расширению сферы его применения, разработке межотраслевых и отраслевых нормативных материалов по труду.

18. Организует проведение и осуществляет проверку в производственных условиях проектов межотраслевых и отраслевых нормативных материалов для нормирования труда и их внедрение после утверждения.

19. Ведет учет количества, состава и уровня выполнения норм трудовых затрат, выполнения заданий по снижению трудоемкости изделий, применению технически обоснованных норм, а также экономического эффекта от их -внедрения.

20. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт в области организации, нормирования и оплаты труда и использует его в совей работе.

21. Обеспечивает составление отчетности о состоянии нормирования труда.

III. Права

Инженер по нормированию труда имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение начальника отдела организации и оплаты труда предложения по улучшению деятельности предприятия и совершенствованию форм и методов труда; варианты устранения имеющихся в деятельности предприятия недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - то с разрешения руководителей).

5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных прав и обязанностей.

IV. Ответственность

Инженер по нормированию труда несет ответственность за:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.


УТВЕРЖДЕНА: Заместителем Председателя Государственного комитета СССР по охране природы В.Ф.Костиным 11 сентября 1989 г.


Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты разработана в соответствии с приказом Госкомприроды СССР от 3 января 1989 г.

Инструкция разработана на основе "Временной методики нормирования промышленных выбросов в атмосферу (расчет и порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов)" Госкомгидромета СССР и "Методических указаний по установлению предельно допустимых выбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами" Минводхоза СССР, в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферу - ВНИИЦ "Экология" (Ленинградский отдел контроля атмосферы) (В.Б.Миляев, Н.И.Орлов, Г.В.Горячева, Е.Е.Егорова); в части сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты - Всесоюзный научно-исследовательский институт по охране вод (Г.А.Сухоруков, В.Н.Ладыженский, В.Н.Кенс).

Подготовлена к утверждению Главным управлением научно-технического прогресса и экологических нормативов Госкомприроды СССР (С.Т.Евдокимова, Л.В.Кочнова, Е.В.Бондаренко) при участии заместителя начальника Главгосэкспертизы Госкомприроды СССР В.П.Антонова.

Настоящая инструкция определяет порядок установления, согласования, пересмотра и контроля нормативов выбросов (сбросов) вредных веществ в атмосферу и в поверхностные водные объекты.

Инструкция предназначена для работников исполнительных органов Советов народных депутатов, органов по охране природы системы Госкомприроды СССР, предприятий, организаций и учреждений, принимающих участие в разработке и установлении нормативов ПДВ и ПДС, обеспечении их достижения и контроля.

Инструкция действует на период разработки и ввода в действие "Инструкции о порядке согласования условий на пользование природными ресурсами и выдачи разрешений на природопользование", разрабатываемой Госкомприродой СССР.

С выпуском настоящей инструкции "Временная методика нормирования промышленных выбросов в атмосферу (расчет и порядок разработки нормативов предельно допустимых выбросов)" Госкомгидромета СССР и "Методические указания по установлению предельно допустимых выбросов (ПДС) веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами" Минводхоза СССР утрачивают силу.

1. Общая часть

1. Общая часть

1.1. Нормирование выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду производится путем установления предельно допустимых выбросов этих веществ в атмосферу (ПДВ) и предельно допустимых сбросов веществ со сточными водами в водные объекты (ПДС). ПДВ - это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, создающая приземную концентрацию, не превышающую их предельно допустимые концентрации (ПДК) для населения, растительного и животного мира (по ГОСТ 17.2.3.02-78 "Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями"), если нет других более жестких экологических требований или ограничений.*

________________

* В отдельных случаях сравнение может производиться с ПДК для лесной растительности или животных, если они разработаны.

ПДС - это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте. ПДС устанавливается с учетом ПДК в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды (ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения").

ПДВ и ПДС являются основой для планирования мероприятий и проведения экологической экспертизы по предотвращению загрязнения атмосферы и гидросферы.

Нормативы ПДВ (ПДС) в целом для предприятия должны устанавливаться в совокупности значений ПДВ (ПДС) для отдельных действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения.

1.2. ПДВ и ПДС для проектируемых и реконструируемых предприятий определяются на различных стадиях проектирования объектов. Для вновь вводимых (реконструируемых) предприятий нормативы ПДВ и ПДС должны быть обеспечены к моменту приемки этих объектов в эксплуатацию.

Порядок установления ПДВ и ПДС для действующих предприятий, осуществляющих выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, изложен соответственно в разделах 2 и 3 настоящей инструкции.

1.3. При выбросе (сбросе) в окружающую среду веществ, для которых не установлены ПДК, органы по охране природы вправе принять решение о приостановке работы предприятия или отдельных его участков (технологических линий).

Ввод в эксплуатацию новых производств, в выбросах (сбросах) которых содержатся вещества с неустановленными ПДК, запрещен.

1.4. Нормирование выбросов (сбросов) передвижных источников загрязнения в настоящей инструкции не рассматривается.

2. Установление ПДВ для действующих предприятий

2.1. Расчет величин нормативов ПДВ проводится на основании рекомендаций, данных в "Методике расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, ОНД-86" , Гидрометеоиздат, 1987 г.

2.2. ПДВ устанавливаются для каждого источника загрязнения атмосферы на действующем предприятии при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников населенного пункта, с учетом перспективы развития в нем промышленных предприятий и рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК.*

________________

* См. п.1.1.

2.3. Если значения ПДВ по ряду объективных причин не могут быть достигнуты на предприятии, то в этом случае вводится поэтапное снижение выбросов загрязняющих веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ПДВ.

2.4. При установлении ПДВ необходимо учитывать перспективу развития предприятия, физико-географические и климатические условия местности, расположение промышленных площадок и участков существующей и намеченной жилой застройки, санаториев, зон отдыха городов.

Для регионов, включенных в Конвенцию 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, расчет ПДВ необходимо проводить с учетом 30% сокращения к 1993 г. выбросов сернистого ангидрида, а также недопустимости роста выбросов окислов азота выше уровня 1987 г.

2.5. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения; от одной, расположенной в помещении или на открытом воздухе, установки; аэрационных фонарей; вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ.

2.6. При установлении ПДВ для источника загрязнения атмосферы учитывают определенные расчетом или экспериментальным методом значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в воздухе от остальных источников (в том числе и от автотранспорта) города или другого населенного пункта.

Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе необходимо запрашивать в установленном порядке ("Временные указания по определению фоновых концентраций...") в органах Госкомгидромета СССР (приложение 1).

2.7. При проведении расчетов ПДВ по методике ОНД-86 необходимо иметь в виду, что величина фонового загрязнения атмосферы или включает загрязнение, возникшее в результате трансграничного переноса вредных веществ. Такое загрязнение особенно значительно для западных приграничных областей страны.

2.8. Информация о вкладе загрязняющих веществ иностранного происхождения в фоновое загрязнение в настоящее время создается на основании представляемых странами весьма приближенных данных об источниках и выбросах и рассчитывается для сетки квадратов со сторонами 150х150 км. Имеется методика, позволяющая производить расчет только для переноса соединений серы.

2.9. Нецелесообразно исключать из величины фонового загрязнения долю трансграничного переноса, так как независимо от состава фоновое загрязнение во всей его полноте является реальным фактором, ограничивающим допустимый выброс для каждого предприятия.

2.10. В случае применения ЭВМ для расчетов загрязнения атмосферы при установлении ПДВ, необходимо использовать программы, согласованные в установленном порядке (приложение 2).

2.11. ПДВ рассчитывается для веществ, имеющих ПДК или ОБУВ. Если ПДК или ОБУВ для веществ, входящих в состав выбросов от технологических процессов, не разработаны, то предприятию следует обратиться в Минздрав СССР с заявкой на их разработку, а также на получение сведений о суммарном их вредном воздействии.

В этом случае для действующих предприятий проект ПДВ может быть согласован, при условии представления предприятиям в органы Госкомприроды СССР в установленный срок заявки на разработку ПДК и ОБУВ.

2.12. Разработка ПДВ может осуществляться как самим предприятием, так и с привлечением специализированной организации.

При разработке проекта ПДВ следует руководствоваться ""Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия ", (приложение 3 будет направлено дополнительно).

3. Установление ПДС для действующих предприятий

3.1. В соответствии с "Инструкцией о порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование", НВН 33.5.1.02.83 ПДС устанавливается в разрешениях на специальное водопользование. В случаях, если водохозяйственная и водоохранная деятельность действующих предприятий не удовлетворяет нормам и правилам в области использования и охраны вод (забор воды свыше установленных норм, отсутствие или неэффективная работа очистных или других водоохранных сооружений, неудовлетворительное техническое состояние водохозяйственных сооружений, загрязнение водных объектов и т.п.), в соответствии с п.2.8 упомянутой инструкции разрешения на специальное водопользование таким предприятиям не выдаются.

В этих случаях органы по охране природы составляют заключение с указанием причин отказа в выдаче разрешения на специальное водопользование и дают обязательное предписание об устранении этих причин в определенные сроки. Одновременно органы по охране природы утверждают предприятию лимиты забора свежей воды для исчисления платы за воду и нормативы ПДС.

3.2. Лимиты на забор свежей воды устанавливаются на основании представляемых в органы по охране природы проектной документации, данных статотчетности по форме 2 т.п. (водхоз), индивидуальных балансовых норм водопотребления и водоотведения, разработанных по заказу предприятий специализированными организациями или самим предприятием и утвержденных в установленном порядке. Нормативы ПДС рассчитываются, как правило, в целом по бассейну реки.

Величины ПДС определяются для всех категорий водопользования как произведение максимального часового расхода сточных вод (м/час) на концентрацию в них загрязняющих вместе - (г/м) согласно формуле:

(г/час) (1)

Величина , входящая в формулу (1), определяется по известным методам, изложенным, например, в "Справочнике проектировщика. Канализация населенных мест и промышленных предприятий. Раздел II. Состав загрязненных сточных вод, условия и расчеты их выпуска в водоемы после очистки". М. Стройиздат, 1981 г. с.22-40.

В соответствии с "Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами" (1975 г.), для сбросов сточных вод в черте населенного пункта устанавливаются на уровне соответствующих ПДК (п.19).

3.4. Если фактический сброс вредных веществ со сточными водами меньше расчетного ПДС, то в качестве ПДС принимается фактический сброс.

3.5. Если природное фоновое содержание загрязняющих веществ в водном объекте по каким-либо показателям не обеспечивает нормативное качество воды в контрольном пункте, то ПДС по этим показателям устанавливается, исходя из условий соблюдения природного фонового качества воды в контрольном створе.

Для предприятий, расположенных в районах с повышенной минерализацией природных вод, при расчете ПДС принимается величина равная 1500 мг/л в качестве предельного уровня минерализации поверхностных вод (ГОСТ 2874-82 "Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством" (п.1.5.2, примечание 1)).

Данные по фоновому составу воды водных объектов запрашиваются в местных органах Госкомгидромета СССР.

3.6. С целью предотвращения сброса загрязняющих веществ со сточными водами, отводимыми в водные объекты после охлаждения агрегатов, величина устанавливается на уровне концентрации веществ в воде водного объекта в месте забора (при условии водопользования одним водным объектом).

3.7. При наличии веществ 1-го и 2-го классов опасности с одинаковыми лимитирующими признаками вредности (ЛПВ) ПДС устанавливается из расчета (таблица N 1; СанПиН 4630-88* Минздрава СССР):

_________________
* Отменены. Взамен действуют СанПиН 2.1.5.980-00 . - Примечание "КОДЕКС".

3.8. Для сточных вод, отводимых в канализационную сеть населенного пункта или другого предприятия технические условия на сброс устанавливаются владельцем очистных сооружений, из условия обеспечения последним отведения сточных вод в водный объект с соблюдением нормативов ПДС.

4. Согласование и утверждений ПДВ и ПДС

4.1. Нормативы ПДВ и ПДС утверждаются местными (республиканскими или областными) органами системы Госкомприроды СССР с учетом заключений местных органов системы Минздрава СССР (приложения 4, 5).

Обеспечение согласования и утверждения ПДВ и ПДС входит в обязанности предприятия-природопользователя.

4.2. Представляемые на согласование и утверждение материалы по установлению ПДВ и ПДС должны содержать ходатайство, пояснительную записку, результаты расчетов нормативов ПДВ и ПДС и планы мероприятий по достижению установленных нормативов, согласованные с советом трудового коллектива предприятия.

4.3. Планы мероприятий по достижению ПДВ и ПДС должны содержать конкретные мероприятия по снижению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, вплоть до полного прекращения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и гидросферу с учетом требований СНиП 1.04.03-85 "Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений".

При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и практики.

Указанные планы согласовываются трудовым коллективом и утверждаются руководителем предприятия и в полной мере должны быть обеспечены финансовыми, материально-техническими ресурсами, проектными и строительно-монтажными работами.

4.4. Представляемые на согласование проекты норм ПДВ (ПДС) должны быть рассмотрены в двухнедельный срок, а по особо крупным объектам (в отдельных случаях) он может быть продлен до 30 дней.

В случае отказа органов государственного санитарного надзора от рассмотрения (или необоснованного отклонения) представленных материалов местные подразделения по охране природы вправе принять самостоятельное решение по вопросу утверждения ПДВ и ПДС.

Проекты ПДВ и ПДС, представленные после доработки на согласование, рассматриваются в те же сроки.

4.5. Результаты рассмотрения материалов по установлению ПДВ и ПДС в местных органах по охране природы могут быть обжалованы в вышестоящей организации (республиканский комитет по охране природы, Госкомприрода СССР).

4.6. Нормативы ПДВ и ПДС устанавливаются соответственно на срок до 5-ти и 3-х лет и подлежат пересмотру (переутверждению) или уточнению по планам-графикам, согласованным с местными органами Госкомприроды СССР.

Необходимость пересмотра ранее остановленных ПДВ и ПДС может возникнуть до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей природной среды. Пересмотр установленных нормативов ПДВ и ПДС обеспечивается предприятиями-природопользователями.

4.7. При определении размера платы за выбросы и сбросы в окружающую среду необходимо руководствоваться установленными нормами ПДВ и ПДС.

5. Контроль за соблюдением ПДВ и ПДС

5.1. Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду включает:

определение массы выбросов (сбросов) вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДВ и ПДС;

проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДВ и ПДС;

проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также других производственных факторов, влияющих на ПДВ и ПДС.

5.2. Контроль в соответствии с п.5.1. производится как самим предприятием (ведомственный контроль), так и местными органами Госкомприроды СССР, осуществляющими государственный контроль.

5.3. Для осуществления ведомственного контроля на предприятиях создаются соответствующие подразделения (отделы охраны природы, санитарно-промышленные лаборатории и др.), или привлекаются для этой цели другие специализированные организации.

5.4. Службы ведомственного контроля согласуют с местными органами Госкомприроды СССР места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о выбросах (сбросах) загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

5.5. Органы Госкомприроды СССР осуществляют государственный контроль за природоохранной деятельностью в соответствии с планом работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.

5.6. При контроле выбросов и сбросов производится измерение расходов, определение концентраций содержащихся в выбросах (сбросах) контролируемых веществ и установление по этим данным массы сбрасываемых загрязняющих веществ в единицу времени. Последний показатель сравнивается с утвержденными нормативами ПВД и ПДС с учетом точности приборов и средств измерения (РД 52.01.32-85 "Охрана природы. Атмосфера. Требования к точности контроля промышленных выбросов. Методические указания", ГОСТ 27384-87 "Вода. Нормы погрешности измерения показателей состава и свойств")[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!