Вальхалла – суровый рай воинов севера. Наследие Valhalla что значит

Вальхалла — небесный чертог для павших воинов в . Вальхалла находится в Асгарде (мир или город богов) и представляет собой настоящий рай для доблестных воинов-викингов, которые с честью сражались и погибли с оружием в руках.

В язычестве славян Древней Руси точного совпадения с понятием Вальхаллы мы не находим. Возможно, воины, которые на Руси сражались в битвах, имели такое представление и даже называли место, которое уготовано для них в ином мире, каким-либо термином, но сегодня об этом ничего неизвестно, поэтому Вальхалла является по-настоящему уникальным явлением, которое говорит о такой стороне языческой культуры, которая в других странах не сохранилась. В русском язычестве есть понятия Верхнего мира, Прави, Нави и (славянского рая). Вполне возможно, что Ирий когда-то представлялся славянам местом, куда попадают самые достойные воины, однако никаких достоверных подтверждений этому нет. Поэтому стоит рассмотреть именно германо-скандинавскую версию устройства Верхнего мира Асгарда и, в частности, Вальхаллы (Валгаллы, Вальгаллы).

Мир для воинов, павших в бою, делится на две части. Одни попадают в Вальхаллу (Дворец павших) , а другие попадают в Фолькванг (Людское поле). Фольквангом заправляет богиня войны и любви Фрейя. Фолькванг был также почётным местом для воинов, так как считался раем для самых сильных и смелых. К слову сказать, сюда же попадали и самые лучшие женщины, причём не только воительницы. Однако наибольшим почтением у воинов пользовалась именно Вальхалла. Вальхаллой заправляет бог Один. Верховный бог, а также отец и предводитель асов (богов) Один, восседает во Дворце павших на троне, который называется Хлидскьяльв. С этого трона ему видны все миры и все людские дела. Поэтому обмануть Одина не получится. Он видит все битвы и то, как храбро сражаются воины и как бесстрашно умирают. После очередной битвы Один отбирает наиболее смелых воинов и отправляет за ними валькирий.

Валькирии, что с древнеисландского переводится как «выбирающие убитых» — духи или богини, которые парят над полем боя на крылатых конях и подбирают павших воинов, чтобы доставить их в Вальхаллу. Образ богинь валькирий несомненно очень интересен, но этим мы займёмся в одной из следующих статей. Девы-воительницы, которых по разным представлениям насчитывают девять или тринадцать, собирают души и провожают их мир погибших воинов к Одину. Здесь воины попадают во Дворец вечных удовольствий.

О том, что происходит в Вальхалле, существуют подробные сведения. Бог Один не просто так собирает самых лучших воинов, чтобы они каждый день пировали и предавались различным удовольствиям. Смелые и бесстрашные воины здесь готовятся к решающей битве, которая известна как Рагнарёк (гибель богов и всего мира). Сама Вальхалла выглядит как огромный зал, который вмещает в себя большое количество людей. У этого зала 540 дверей, через каждую из которых в день решающей битвы выйдет 800 воинов. Если сделать простое умножение, то получится, что в Вальхалле 432 тысячи воинов. Крыша Вальхаллы состоит из позолоченных щитов, которая подпирается кольями.

Воины обитатели Вальхаллы зовутся эйнхериями . Каждый день с самого утра эйнхерии облачаются в доспехи, тренируются и бьются насмерть. Однако смерти здесь нет и поэтому воины воскресают и идут на охоту на вепря-кабана Сехримнира. После удачной охоты, кабана варит в своём котле «повар Вальхаллы» Элдхримнир (Андхримнир). Вепрь также не умирает, а после трапезы вновь воскресает до следующего дня. Воины садятся пировать, едят мясо вепря и пьют мёд, которым доится коза Хейдрун. Коза Хейдрун обитает на крыше Вальхаллы и питается листьями Мирового Древа Иггдрасиль. После трапезы к воинам приходят прекрасные девы.

Попасть сюда было главной мечтой любого воина и викинга. В место удовольствий и наслаждений, которые продлятся до самого конца света, можно было попасть только будучи по-настоящему смелым и бесстрашным. Сражаться каждый викинг, согласно данным повериям, должен был не щадя своих сил, и на каждой битве должен был драться будто в последний раз, а умереть без позора и страха, и обязательно с мечом в руках. Настоящим горем считалась смерть воина, который в самый последний момент потерял или выронил свой меч. Тогда, по поверьям, он не мог стать одним из эйнхериев и уже не мог встретится с богом Одином, чтобы участвовать в самой последней битве.

«Metodorf» — база знаний для тех, кто хочет стать лучше и добиться успеха. Личностный рост и самосовершенствование , развитие уверенности в себе и управление стрессом. Большое количество статей и материалов на интересующие вас темы.

Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фольквангр (en:Fólkvangr «Людское поле») к богине Фрейе .

По легендам, Вальхалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля во время последней битвы - Рагнарёка . Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии . Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира , которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун , стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль . А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Вальхаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

См. также

  • Бильскирнир , покои Тора

Напишите отзыв о статье "Вальхалла"

Литература

  • Ludwig Buisson: Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland. Reihe: Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge Nr. 102. Göttingen 1976
  • Grettis saga: Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten. In: Sammlung Thule Bd. 5 Düsseldorf, Köln 1963.
  • Gutalag och Gutasaga , utg. af Hugo Pipping, København 1905-1907 (Samfund 33)
  • Sögubrot af Fornkonungum . In: Sögur Danakonunga , udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919-1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier , Bd. III (1824).
  • Saxo Grammaticus, Gesta Danorum , rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
  • H. Uecker: Die altnordischen Bestattungsriten in der literarischen Überlieferung (Diss. München 1966).
  • Старшая Эдда : Исландский эпос. - С.П.: Азбука, 2011. - с 87, 415. - ISBN 978-5-389-02679-7 /

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Вальхалла

29 го мая Наполеон выехал из Дрездена, где он пробыл три недели, окруженный двором, составленным из принцев, герцогов, королей и даже одного императора. Наполеон перед отъездом обласкал принцев, королей и императора, которые того заслуживали, побранил королей и принцев, которыми он был не вполне доволен, одарил своими собственными, то есть взятыми у других королей, жемчугами и бриллиантами императрицу австрийскую и, нежно обняв императрицу Марию Луизу, как говорит его историк, оставил ее огорченною разлукой, которую она – эта Мария Луиза, считавшаяся его супругой, несмотря на то, что в Париже оставалась другая супруга, – казалось, не в силах была перенести. Несмотря на то, что дипломаты еще твердо верили в возможность мира и усердно работали с этой целью, несмотря на то, что император Наполеон сам писал письмо императору Александру, называя его Monsieur mon frere [Государь брат мой] и искренно уверяя, что он не желает войны и что всегда будет любить и уважать его, – он ехал к армии и отдавал на каждой станции новые приказания, имевшие целью торопить движение армии от запада к востоку. Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его.
Армия подвигалась с запада на восток, и переменные шестерни несли его туда же. 10 го июня он догнал армию и ночевал в Вильковисском лесу, в приготовленной для него квартире, в имении польского графа.
На другой день Наполеон, обогнав армию, в коляске подъехал к Неману и, с тем чтобы осмотреть местность переправы, переоделся в польский мундир и выехал на берег.
Увидав на той стороне казаков (les Cosaques) и расстилавшиеся степи (les Steppes), в середине которых была Moscou la ville sainte, [Москва, священный город,] столица того, подобного Скифскому, государства, куда ходил Александр Македонский, – Наполеон, неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям, приказал наступление, и на другой день войска его стали переходить Неман.
12 го числа рано утром он вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковисского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Vive l"Empereur! [Да здравствует император!] – и одни за другими, не истощаясь, вытекали, всё вытекали из огромного, скрывавшего их доселе леса и, расстрояясь, по трем мостам переходили на ту сторону.
– On fera du chemin cette fois ci. Oh! quand il s"en mele lui meme ca chauffe… Nom de Dieu… Le voila!.. Vive l"Empereur! Les voila donc les Steppes de l"Asie! Vilain pays tout de meme. Au revoir, Beauche; je te reserve le plus beau palais de Moscou. Au revoir! Bonne chance… L"as tu vu, l"Empereur? Vive l"Empereur!.. preur! Si on me fait gouverneur aux Indes, Gerard, je te fais ministre du Cachemire, c"est arrete. Vive l"Empereur! Vive! vive! vive! Les gredins de Cosaques, comme ils filent. Vive l"Empereur! Le voila! Le vois tu? Je l"ai vu deux fois comme jete vois. Le petit caporal… Je l"ai vu donner la croix a l"un des vieux… Vive l"Empereur!.. [Теперь походим! О! как он сам возьмется, дело закипит. Ей богу… Вот он… Ура, император! Так вот они, азиатские степи… Однако скверная страна. До свиданья, Боше. Я тебе оставлю лучший дворец в Москве. До свиданья, желаю успеха. Видел императора? Ура! Ежели меня сделают губернатором в Индии, я тебя сделаю министром Кашмира… Ура! Император вот он! Видишь его? Я его два раза как тебя видел. Маленький капрал… Я видел, как он навесил крест одному из стариков… Ура, император!] – говорили голоса старых и молодых людей, самых разнообразных характеров и положений в обществе. На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.

В скандинавской, а позже и в германской мифологии Вальхаллой назывался один из чертогов , которым правил Один. Этимология слова Вальхалла (также Вальгалла или Валгалла, современная транскрипция допускает все три варианта) достаточно четко передает сущность образа. С древнеисладского «Valhöll» переводится как «зал павших». В прагерманском языке его заменяет словоформа «Wallhall» с аналогичным переводом.

Для викингов Вальхалла была местом, в которое мечтал попасть каждый воин. Души доблестно павших в бою подбирали валькирии, и половина этих душ отправлялась в Валгаллу к Одину (вторая половина направлялась в Фольквангр к Фрейе). Попавшие в Вальгаллу викинги становились эйнхериями, личной гвардией Одина, войском Асгарда, которое выступит против великанов в час Рагнарек. При этом воины Вальгаллы ведут жизнь, достойную настоящих викингов. Каждое утро они облачаются в доспехи и идут сражаться друг с другом. К завтраку их раны залечиваются, а погибшие воскресают. Тогда герои Вальхаллы садятся за большой стол и начинают пировать. Пьют они мед, который дает коза Хейдрун. Хейдрун живет в Вальгалле, питаясь листьями . А едят воины мясо кабана Сехримнира, которого каждый день готовит Андрхримнир, и каждое утро кабан оживает вновь. По ночам эйнхерии расходятся по Вальхалле, и к ним приходят прекрасные девы (не валькирии!), которые ублажают их до самого утра.

Однако в Вальхаллу можно было попасть иначе. Если воин был храбр, умел и удачлив, он мог и не погибнуть в битве, дожив до старости. Тогда он совершал ритуальное самоубийство - вешался на дубе, повторяя акт жертвоприношения Одина. Третий вариант - казнь «кровавый орел». Если обвиненный в бесчестии воин выносил казнь, не издав ни единого звука, он также мог рассчитывать на Валгаллу.

Структура Вальхаллы, трансформация образа

Что касается самого «зала павших», то конструктивно чертоги Вальхаллы представляют собой один огромный зал, крышей которому служат позолоченные щиты эйнхериев. Стены зала - это ряды копий, которыми сражаются герои Вальхаллы. Зал имеет 540 дверей, в час Рагнарек, когда Хеймдаль затрубит в рог Гьяллархорн, из каждой двери выйдут по 800 воинов. В сумме получается 432 тысячи эйнхериев. Здесь важно отметить, что в эддических текстах нет ни одного упоминания о том, куда после гибели попадают женщины-воительницы. Вообще, скандинавский эпос достаточно скуп на подобные образы, ведь если, к примеру, вспомнить Брюнхильд, то она была не обычной женщиной, а .

Посреди Валгаллы располагается Хлидскьяльв, трон Одина, восседая на котором, Всеотец может обозревать все миры. Однако это спорный вопрос, потому что в части «Видение Гюльви» из «Младшей Эдды» говорится, что Хлидскьяльв находится в чертоге Валаскьяльве, отношение которого к Вальхалле неизвестно.

Так или иначе, но для викингов Вальхалла, без сомнения, воспринималась, как рай, единственное место, достойное души воина. С течением времени миф о Вальгалле, о воинстве эйнхериев Одина пережил существенные метаморфозы. Позднегерманские племена называли героев Вальгаллы не эйнхериями. Войско погибших воинов во главе с Одином называлось Асгардрейден или Дикая Охота, которая, согласно легендам, появлялась на небе, как предвестье великой войны, раздора и хаоса.

В этом контексте нельзя не отметить тот факт, что образ Валгаллы претерпел существенные изменения в эпоху христианизации европейского севера. В работах первых христианских миссионеров Вальхалла викингов ассоциируется вовсе не с раем. Христиан пугала фанатичность северных воинов, их готовность умереть в бою за правое дело. Поэтому образ Валгаллы был очернен, его представили адом. При этом ежедневная гибель эйнхериев с последующим перерождением выдавалась за наказание грешников. Как не трудно догадаться в таком контексте выступал вовсе не великим богом.

Однако у северных народов ведическая традиция и стремление попасть в Вальхаллу оказались сильнее подлых попыток христиан подменить исконную веру ложной религией. Об этом можно судить хотя бы по потому, что в настоящий момент одной из государственных религий Исландии является Асатру (или Трот), что дословно означает «вера в асов». А норвежский спецназ до сих пор использует легендарный боевой клич «Till Valhall!», что дословно значит «В Вальхаллу!»

Врата Вальхаллы

Говоря о Валгалле, нельзя не вспомнить ворота Вальгринд. Упоминание этих ворот встречается лишь в одном месте «Старшей Эдды» (песнь «Речи Гримнира»), однако данный образ стал причиной серьезных споров в среде скандинавоведов, так как истинное назначение ворот неясно. В Эдде Гримнир говорит, что Вальгринд - ворота Вальхаллы, которые могут открыть лишь мертвые, избранные Одином или Фрейей. При этом ворота Вальхаллы уникальны, они обладают сложным запорным механизмом, который был создан темными альвами (теми, которые также отковали копье Гунгнир и корабль Скидбладнир). Те, кто не достоин открыть ворота Вальхаллы, коснувшись замка, будут навеки скованы.

Шведский публицист и фольклорист Виктор Рюдберг полагал, что слово Вальгринд («Þrymgjöll») с древнеисландского переводится как «громко хлопающие». Вероятно, это может быть образное именование громовых раскатов. Тем не менее, Рюдберг также находил аналогию между скандинавским мифом о темных альвах, создавших замок для врат Вальхаллы, и троицей рибху, упоминаемой в Ригведе. Рюдберг, таким образом, предполагал, что обе религии имеют в основе общий индоевропейский мифологический базис.

Любопытно отметить, что Вальхалла - это еще и исторический объект, находящийся возле Регенсбурга, на правом берегу Дуная. Это небольшой архитектурный комплекс, в котором стоят бюсты великих германцев, не только воинов, но и монархов, ученых, деятелей культуры и искусства. Здание Вальгаллы было построено в начале XIX века по приказу Людвига I, короля Баварии. Фактически немецкая Вальхалла, спроектированная Лео фон Клинце, повторяет форму и размеры Парфенона афинского акрополя. На данный момент в Валгалле 96 бюстов и 193 памятных знака. Среди них есть и русские деятели, имеющие немецкие корни, например, Екатерина Великая.

Для павших в бою, рай для доблестных воинов.

По легендам Вальхалла, представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хеймдалля для последней битвы Рагнарёк . Воины, обитающие в Вальхалле, зовутся эйнхерии . Каждый день с утра они облачаются в доспехи и рубятся насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира , которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун , стоящая в Вальхалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль . А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

В целях вытеснения иных культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валхаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

Внимание, классическое произношение - Вальхалла, а не пр.

Литература

  • Ludwig Buisson: Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland. Reihe: Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge Nr. 102. Göttingen 1976
  • Grettis saga: Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten. In: Sammlung Thule Bd. 5 Düsseldorf, Köln 1963.
  • Gutalag och Gutasaga , utg. af Hugo Pipping, København 1905-1907 (Samfund 33)
  • Sögubrot af Fornkonungum . In: Sögur Danakonunga , udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919-1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier , Bd. III (1824).
  • Saxo Grammaticus, Gesta Danorum , rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
  • H. Uecker: Die altnordischen Bestattungsriten in der literarischen Überlieferung (Diss. München 1966).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Валгалла" в других словарях:

    - (сканд. valhalla, от др. герм. wal куча убитых, и hall королевский замок). 1) по верованию древних скандинавов рай, куда могли попасть только павшие геройской смертью. 2) здание близ Мюнхена, столицы Баварии, построенное королем Людвигом, для… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (иноск.) собраніе изображеній (именъ) выдающихся дѣятелей страны. Ср. Слѣдуетъ ли указывать на такіе образцы, какъ Аксаковъ, Гоголь, Гр. Толстой, Тургеневъ, Гончаровъ, Достоевскій... Пробѣлъ въ этой Русской Валгаллѣ положенъ эпохою 60 хъ годовъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Вальхалла … Большой Энциклопедический словарь

    См. Вальхалла … Исторический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 вальхалла (1) дворец (17) рай (24) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Три … Словарь синонимов

    - (иноск.) собрание изображений (имен) выдающихся деятелей страны Ср. Следует ли указывать на такие образцы, как Аксаков, Гоголь, гр. Толстой, Тургенев, Гончаров, Достоевский... Пробел в этой русской Валгалле положен эпохою 60 х годов эпохою… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    См. Вальхалла. * * * ВАЛГАЛЛА ВАЛГАЛЛА, см. Вальхалла. (см. ВАЛЬХАЛЛА) … Энциклопедический словарь

    Валгалла - ы, = Вальха/ллатолько ед., ж. В скандинавской мифологии: принадлежащее верховному богу Одину небесное жилище павших в бою храбрых воинов. Этимология: От шведского Valhall (← др. сканд. vallhöll ‘чертог мертвых’ ← valr ‘павший’, ‘убитый’ и höll… … Популярный словарь русского языка

    - (Сканд.) Разновидность рая (Дэвачана) для павших воинов, называемая древними скандинавами залом благословенных героев; она имеет пятьсот дверей. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

    Валгалла - Валг алла, ы … Русский орфографический словарь

Книги

  • Валгалла из оп. "Кольцо Нибелунгов", S. 449 , Лист Франц. Репринтное нотное издание Liszt, Franz "Walhall aus Der Ring des Nibelungen, S. 449" . Жанры: Paraphrases; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас,…

Дата: 2010-05-19

Вальхалла (Валгалла) - одно из самых красивых и величественных мест в Германии, памятник, связующий германскую историю от древних мифов до современности. В окрестностях Регенсбурга на высоком берегу Дуная возвышается античный храм, напоминающий афинский Парфенон. По замыслу баварского короля Людвига 1, Вальхалла должна была стать памятником величайшим представителям Германии за 1800 лет, начиная с битвы в Тевтобургском лесу в 9 г н. э. В 1842 году по проекту архитектора Лео фон Кленце германский пантеон был построен. Главным критерием для включения первых 160 человек, увековеченных в Зале, Людвиг выбрал их принадлежность к германской культуре, поэтому там были представители Швеции, Австрии, Чехии, Польши, Великобритании, Нидерландов, России, Швейцарии и государств Прибалтики. При открытии Зала Вальхаллы там было 96 бюстов и 64 мемориальные доски для людей, чей портрет или описание не были доступны, чтобы моделировать скульптуру. С тех пор число «обитателей» Валхаллы постоянно пополняется.

А в изначальном значении, по древним германо-скандинавским мифам, Вальхалла - небесный чертог для павших в бою, рай для доблестных воинов. Мировое дерево - Иггдрасиль, соединяющее все миры, и растущее в центре мира, достаёт своей кроной Вальхаллы, чертога Одина (Вотана), расположенного в божественном граде Асгарде. Асгард оказывается одновременно и на небе, и в центре мира: ведь его пронизывает мировое дерево. В Вальхалле оно именуется Лерад - «Укрытие». Одина зовут Отцом павших, ибо павшие в бою становились его приемными сыновьями. Павшие воины - это эйнхерии. Для них Один выстроил в Асгарде два загробных чертога. Главным был Глядсхейм-Вальхалла, или Зала мертвых, другой - Вингольв, «Обитель блаженства», которая должна уцелеть и после гибели богов. Павших героев делила поровну с Одином богиня Фрейя. Чертог Фрейи назывался Фолькванг, что означает «людское поле» или "поле боя".


Роса, стекающая с мирового дерева на землю - медовая, ею кормятся пчёлы и собирают нектар. В источнике плавают два чудесных лебедя. Лебеди - волшебные птицы, в которых любили превращаться божественные девы и спутницы Одина валькирии. В Вальхаллу ведут ворота Вальгринд («Ворота мертвых»), запоры которых неведомы простым людям. У ворот Вальхаллы растет роща волшебных деревьев Гласир - «Блестящая», потому что все листья на деревьях в этой роще из красного золота. На крыше Вальхаллы стоит коза Хейдрун и щиплет листья ясеня, поэтому из ее вымени течет хмельной мед и наполняет каждодневно большой жбан, так что хватает напиться допьяна пирующим воинам в зале Одина. Кроме козы на крыше Вальхаллы стоит еще и олень Эйктюрнир - «с дубовыми кончиками рогов», он также поедает листья, и с его рогов каплет столько влаги, что она, стекая вниз, наполняет Кипящий Котел, из которого берут начало двенадцать земных рек.

Главными помощницами Одина были девы-воительницы - валькирии. Их название означает «выбирающая мертвых». Валькирии определяли судьбу тех, кто вышел на поле боя и кому суждено на нем пасть, пополнив дружину эйнхериев. Песнь валькирий являлась знамением для воинов. Имена валькирий свидетельствует о занятиях воинственных дев. Христ - «Потрясающая», Мист - «Туманная», Хильд - «Битва», Труд - «Сила», Хлёкк - «Шум (битвы)», Херфьётур - «Путы войска» (куёт оковы и останавливают войско, или, напротив, развязывает узы).

Валькирии Гунн («Битва»), Рота («Сеющая смятение») и Скульд («Долг») - скачут на поле боя и решают исход сражения. Павших героев валькирии встречали с рогом меда в Вальхалле. Любовь не была запретна для дев Одина, но этим девам претило замужество и жизнь за пяльцами. Как и другие девы судьбы валькирии умели прясть нити жизни, но страшна была их пряжа. Основа ткани из человеческих кишок - предвещала смерть, вместо грузил - человеческие черепа, вместо ткацких инструментов у них - копья, стрелы и мечи. Валькирии ткали боевой стяг, но не завершив работы - могли порвать ткань и умчаться прочь, в битву, на диких конях без седел. В Вальхалле эйнхерии продолжали жизнь боевой дружины; днем они сражались и гибли, чтобы вечером воскреснуть к пиршественному столу. Повар Андхримнир готовит для них мясо чудесного вепря Сэхримнира в котле Эльдхримнире - съеденный вечером, к утру вепрь опять цел. Чертог Одина огромен - ведь он должен вместить всех павших в битвах от сотворения мира, в него ведут «пять сотен дверей и сорок еще». Стропилами служат копья, кровлей щиты, на скамьях - доспехи. Сам же пиршественный зал окружает бурный, вздувшийся поток Тунд - его приходится переходить вброд эйнхериям. В потоке играет некая рыба Тьодвитнира - в ней видят мирового змея, кольцом опоясавшего Мидгард (мир людей). Путь из Мидтарда в небесный Асгард лежит через радужный мост Биврёст. У Одина есть священный престол Хлидскьяльв; это название означает то ли отверзающуюся скалу или утес, то ли сторожевую башню, но главное, что с него видны все миры. Гора Одина - распространенное название урочищ у германцев, там некогда существовали святилища бога. Один носил золотой шлем. Как судья в сражениях он был вооружен копьем Гунгнир, которое никогда не пролетало мимо цели.

Сам Один, сидящий на высоком престоле за пиршественным столом, пьет только вино и не притрагивается к еде - он бросает ее двум волкам, что вместо псов лежат у его ног - Гери и Фреки - Жадный и Прожорливый - так зовут волков. На плечах у бога сидят два ворона - Хугин и Мунин - Думающий и Помнящий. Один отправляет их летать над миром - они приносят ему все вести и нашептывают их на ухо своему хозяину. Волки и вороны - животные бога смерти и на поле боя: они питаются трупами. Но другой гигантский волк висит на западной стене Вальхаллы; это Фенрир, скованный волшебной цепью, - ему суждено поглотить самого Одина в конце времен. Это постоянное напоминание заставляет Одина своим единственным глазом пристально всматриваться во все миры - благо его престол высится у самого мирового древа, откуда должно быть видно все на свете. Но ему мало этого взгляда и мало того, что доносят вещие вороны Хугин и Мунин, - он сам странствует по всем мирам, для чего ему и нужен восьминогий конь Слейпнир. Один должен знать заранее о приближении Судьбы богов, т е. гибели богов в последней битве Рагнарёк, когда сойдутся в сражении боги и дружина эйнхериеев против зловредного бога Локи и его легионов мертвых из Хеля (подземного мира мертвецов, кто не удостоился быть в Вальхалле).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!