Типы образовательных учреждений. Виды дошкольных учреждений Виды типы дошкольных учреждений

Существующие детские сады подразделяются по направлениям и методам образования детей. В данном перечне представлены основные их виды и особенности проводимых в них занятий.

● Виды детских садов, их особенности

Детский сад

Дошкольное образовательное учреждение для пребывания ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Дети занимются общим развитием: изучают окружающий мир, знакомятся с основными навыками в быту, общению с другими детьми, готовятся к поступлению в школу.

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

Детские сады делятся по принадлежности на:

  • муниципальные,
  • ведомственные,
  • частные (коммерческие)
  • домашние (семейные).

Деление детских садов по специализации:

  • общеразвивающего вида;
  • центры развития детей;
  • сад компенсирующего вида;
  • детский сад комбинированного вида;
  • детский сад оздоровительного типа
  • детский сад присмотра и оздоровления;
  • детский сад с этнокультурным (национальным) компонентом образования;
  • дошкольные группы государственных образовательных учреждений «начальная школа - детский сад»;
  • дошкольные группы государственных образовательных учреждений «общеобразовательная школа»;
  • центр развития ребенка - детский сад;
  • дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования».

В детских садах дети распределены на группы согласно их возраста и особенностей развития.

Детский сад общеразвивающего вида

Само название говорит о специализации детского сада - всестороннее развитие ребенка.

У таких садов могут быть разные приоритетные направления, такие как:

  • физическое,
  • интеллектуальное,
  • художественно-эстетическое развитие

Детский сад компенсирующего вида

Специализация - коррекция при определённых отклонениях, как психического, так и физического развития ребёнка.

Компенсирующее обучение подразумевает организацию реабилитационных занятий, ведущих к устранению различных нарушений, не включающих умственные отклонения.

Группы в таких детских садах формируются из детей, испытывающих выраженные трудности в освоении обычных общеобразовательных программ согласно возрасту. Главная задача, которую решает детский сад компенсирующего вида - помощь детям в восстановлении и укреплении нормального нервно-психического и физического здоровья.

Показания для посещения детского сада компенсирующего вида:

  • заболевания, связанные с ухудшением зрения;
  • проблемы слуха;
  • заболевания, нарушающие функции опорно-двигательного аппарата;
  • проблемы с психологическим равновесием (нервозность, агрессивность, повышенная нервная возбудимость, раздражительность);
  • дефекты речи.

Помимо перечисленных показаний, направление в группы могут выдаваться детям часто болеющим острыми респираторно-вирусными заболеваниями (ОРЗ) и ослабленной иммунной системой.

В детских садах компенсирующего типа не только лечат, но и воспитывают и обучают в соответствии со специальной программой. При этих садах существуют консультационные пункты, где родители могут получить совет, рекомендацию, как поступать в том или ином случае. Чтобы попасть в садик компенсирующего вида, необходимо направление педиатра и справки от специалистов по профилю садика.

Детский сад комбинированного вида

В состав такого заведения входят компенсирующие, общеразвивающие и оздоровительные группы, причём в абсолютно разных сочетаниях.

Детский сад оздоровления и присмотра

Приоритет деятельности - выполнением профилактических, санитарно-гигиенических, оздоровительных процедур, а также других мероприятий, направленных на вышеуказанные цели.

Дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребёнка"

Это специализированный детский сад, в котором осуществляется психологическое, в том числе и физическое развитие, оздоровления и коррекции воспитанников.

Именно в таких центрах чаще всего бывают физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, детский театры и т.д.

Многие детские сады имеют специализированные группы:

- группы подготовки к общеобразовательной школе ;
- группы подготовки к начальной школе ;
- дошкольные группы от центров образования ;

Дошкольная группа "Центра образования"

Центр образования - вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы:

  • дошкольного
  • начального общего
  • основного общего
  • среднего (полного) общего образования
  • программы профессиональной подготовки обучающихся
  • дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ имеют своей задачей удовлетворение разнообразных нужд и потребностей подрастающих поколений в целях воспитательного на них воздействия, защиты прав, охраны и укрепления здоровья и устранения дефектов в состоянии здоровья и в поведении. Сложность этих конечных целей и разнообразие условий для их достижения, все более и более увеличивающиеся по мере усложнения соц. жизни и обострения соц. взаимоотношений вообще, приводят всюду (даже в капиталистических странах) к расширению базы соц. обслуживания и к усложнению форм его. Особенно это относится к детскому населению, к-рое уже издавна стало предметом внимания государственной власти и общественных организаций, гл. обр. потому, что на него всегда и всюду в т. н. цивилизованных странах делается ставка в смысле планирования и расчетов относительно будущего эконом. и полит, развития каждой страны в интере- сах господствующих классов.-П р о т о т и-по м Д. у. является школа как орган и орудие общественного воспитания, получившая свое начало и своеобразное развитие уже в глубокой древности (Египет, Греция, Рим). И если тогда Д. у. были орудием подготовки воина, рабовладельца, торговца и правителя, то в дальнейшем ходе исторического процесса школы стали кроме того и орудием порабощения, т. е. такой системы воспитания эксплоатируемых слоев населения, чтобы эти последние были наиболее податливыми и склонными повиноваться и работать на других. Отсюда-расширение сети Д. у. и усложнение их задач, изощрение методов работы и в частности стремление духовенства захватить их в свои руки и подчинить своему влиянию. В систему Д. у. вводится элемент филантропии-попечение о сиротах, бедных, брошенных и калеках. В этом смысле школа во всех ее разновидностях, получивших название Д. у., всегда являлась государственной, т. к. все нити ее управления находились в руках господствующих слоев общества. В периоды возникновения и обострения классовой борьбы возникают стремления отторжения школы от исключительного влияния господствующих классов [требование борющейся против феодализма буржуазии об отделении школы от церкви, требование борющегося рабочего класса в капиталистических странах об отделении школы от государства, сменяющееся обратным требованием полного огосударствления ее с приходом рабочего класса к власти (СССР)]. Обоснованное Марксом и Энгельсом положение о «воспитании всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в гос. учреждениях и за гос. счет» есть программа будущего, но и в настоящее время на самых первоначальных ступенях ее осуществления прототип Д. у.-школа представляет собой лишь основной ствол или стержень, окруженный многочисленными учреждениями, играющими по отношению к ее задачам вспомогательную и дополняющую роль. Для обозрения сложной совокупности Д. у. их можно сгруппировать по трем основным категориям: 1) группа соц. воспитания, имеющая задачей охватить все возрастно-половые разновидности детской и подростковой массы с учетом территориальных, проф. и др. особенностей. Она обслуживает подавляющее большинство детей и подростков, нормальных по своему физ. и псих, состоянию, находящихся в нормальных условиях среды (материальной и социальной). Наряду с массовой школой всех типов стоят также и т. н. профилактические Д. у., которые, имея своим основным объектом нормальную детскую массу, в то же время тесно связаны с системой учреждений, имеющих своей задачей устранение всевозможных аномалий как в самом подрастающем поколении, так и в его окружении. Этим последним задачам служат две дальнейшие группы учреждений: 2) группа соц.-правовой охраны и 3) группа леч. и леч.-вспомогательных учреждений.- Группа соц. -правовой охраны имеет задачей защиту прав и интересов де- 84 + тей и обеспечение подрастающему поколению нормальных условий развития в целях подготовки к общественной и"трудовой деятельности путем устранения и предупреждения аномалий в их соц. и материальной среде.-Группа лечебная и вспомогательная заботится об устранении уже возникших аномалий в состоянии здоровья ребенка или его поведении (соц. дефективность), а также обеспечивает общественное воспитание детям, трудным в воспитательном отношении, «исключительным» детям (по американской терминологии). К последним относятся как дети с различными дефектами-калеки, слепые, глухонемые, слабо одаренные, невропаты и психопаты, так и категории т. н. сверходаренных детей, к-рым часто присущи нервная возбудимость и неуравновешенность и к-рые нуждаются в особых приемах воспитания. К каждой из приведенных трех группировок относится ряд учреждений, значительно разнящихся одно от другого как по целевой установке, так и по охвату возрастных контингентов, а равно и по методу деятельности. На основании учета всех этих особенностей представляется возможным наметить следующую классификацию главнейших типов учреждений. А. Нормальные дети и подростки. Учреждения открытые и закрытые. 1) Преддошкольный возраст (учреждения охраны материнства и младенчества)-консультации, ясли, дома матери и ребенка, молочные кухни. 2) Дошкольный возраст (3-8 л.)-детские сады, детские площадки, детские дома для дошкольников. 3) Первый концентр школьного возраста и переростков-школа первой ступени (8-12 лет), детские дома для детей школьного возраста (8-12 л.), школы для подростков, в том числе трудовая коммуна (13-16 лет). 4) Второй концентр школьного возраста (повышенное образование)-школа 2-й ступени (15-17 л.), семилетка (12- 15 лет), девятилетка (17-18 лет), детский дом для старших детей, школы фабрично-заводского ученичества, школы крестьянской молодежи. 5) Третий концентр-техникумы: а) индустриальные, б) сел.-хозяй-ственные, в) педагогические, г) медицинские, д) экономические и др. Эта последняя категория конечно стоит уже за гранью собственно детских учреждений, но тесно примыкает к ним, включая в свой контингент и молодых людей, еще не вышедших из подросткового возраста.-Б. Трудно-вос-питуемые, физически дефективные и умственно отсталые де-т и. 1) Дошкольное воспитание (3-8 л.)- дошкольные детские дома для а) слепых, б) глухонемых и в) умственно отсталых детей. 2) Начальное образование. I. Учреждения для трудно-воспитуемых: а) ин-тут соц. воспитания (8-16 л.), б) трудовая коммуна (13-16 л.). II. Учреждения для физически дефективных и умственно-отсталых детей: школы-интернаты для а) слепых, б) глухонемых, в) умственно-отсталых.-В. Дети и подростки как нормальные, так и исключительные, но нуждающиеся в изменении условий внешней среды. (Учреждения правовой охраны несовершеннолетних.) 1) Первичные учреждения-приемники ночлежки. 2) Дошкольные, школьные и смешанные дома, трудовые колонии. 3) Детские городки (система Д. у. разных типов). 4) Комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей. 5) Лечебно-воспитательные учреждения для асоциальных детей. 6) Патронаж для оказания помощи беспризорным детям. 7) Ин-т опеки над интересами детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними. 8) Ин-т детской социальной инспекции, проводящей в жизнь мероприятия по борьбе с беспризорностью и охране детства в целом. 9) Ин-т детской юридической консультации,имеющей задачей защиту прав детей как вне семьи, так и в семье. Г. Учреждения профилактического и леч.-воспитательного характера занимают особое положение, теснейшим образом связанное со всеми предыдущими группами и категориями (ин-т охраны здоровья детей со всеми относящимися к нему специальными учреждениями и специальными агентами в лице врачей отделов здравоохранения и школьно-сан. врачей). Основной тип их-д етская профилактическая амбулатория-диспансер, вокруг к-рого развивается работа по охране здоровья детей и подростков. Подвергая углубленному обследованию детские коллективы, он не ведет непосредственно леч. и соц. помощи, но распределяет. нуждающихся в ней по вспомогательным учреждениям, группирующимся около этого центрального учреждения. Главнейшие из них: детские площадки для физически слабых детей, дневные санатории и школы на открытом воздухе, лесные школы, санатории, детские курорты, диетические детские столовые, детские колонии и детские дома отдыха.-Приведенным перечнем главнейших видов и типов Д. у. конечно не исчерпаны все их разновидности. К ним как к системе чисто государственной, опирающейся на пролетарскую общественность, примыкает в СССР целый ряд разнообразных учреждений, самой этой общественностью порожденных. Сюда относятся напр. учреждения общества «Друг детей», Российского об-ва Красного Креста, Центральной деткомиссии и пионерских и комсомольских организаций, а именно: предназначенные для детей клубы, театры, площадки, лагеря, кино, библиотеки, пионер дома, музеи, природоведческие станции и т. д. Особое место занимают опытно-показательные учреждения, являющиеся базой научно-исследовательских институтов. О перечисленных разновидностях Д. у.-см. соответствующие слова. Все разновидности Д. у. в наст, время являются неизменным объектом самого пристального внимания со стороны мед. органов как в отношении внешнего устройства и оборудования, так и в отношении методов работы с детьми, состояния здоровья и темпа развития детей и наконец в отношении характера и объема достижений в области воспитательных задач. Участие во всем этом вытекает прежде всего из био-соц. сущности воспитательного процесса, для организации которого и создаются Д. у. Однако было выяснено и доказано, что Д.у., являясь по своим задачам фактором оздоровления молодых поколений,-в действительности все еще в силу разнообразных причин обусловливают для детских контингентов немало отрицательных влияний, действующих на них в направлении, не отвечающем конечным задачам и целям воспитания.-Д. у. массового характера усвоили приемы и методы учебы и муштровки, к-рые с большим трудом изживаются и ведут к дисгармониям в организме ребенка. Недоучет физиол. потребностей и особенностей развивающегося организма, пренебрежение (часто вынужденное в силу экономических затруднений) основными моментами оздоровления внешней среды детского коллектива-приводят к целому ряду социально-патологич. явлений, получивших в свое время наименование «школьных болезней». Некоторые Д. у. сами по себе являются как бы коррективом, предназначенным для того, чтобы исправлять недостатки в состоянии здоровья и в поведении; к таким коррегирующим типам относятся напр. школьные санатории, колонии и т. д. С Д. у. входят в соприкосновение все категории врачебных специальностей, как профилактических, так и лечебных. Преимущественная роль принадлежит врачам охраны здоровья детей, оформившимся в качестве особой специальности - врачей-педологов. В целом ряде Д. у., обслуживающих дефективных детей, врачам принадлежит главная роль. Сан. врачи имеют широкое применение своей деятельности в области гигиенического оформления внешней среды детских контингентов, обслуживаемых Д. у., эпидемиологи и инфекционисты связаны с проблемой борьбы с инфекциями в Д. у.,-и наконец врачи лечащие, особенно врачи-педиатры, имеют приложение своих сил и знаний в разнообразных специальных детских лечебницах и санаторных учреждениях. В общем задачи врача по отношению к Д. у. можно свести к следующим обобщающим положениям: 1) изучение детей и подростков в целях оценки их психо-физического состояния в зависимости от влияния внешней среды; 2) выработка мероприятий для устранения вредных факторов и для создания обстановки и условий, обеспечивающих здоровое развитие детей и подростков; 3)участие в осуществлении этих условий; 4) организационная деятельность по созданию и ведению Д. у. специального медико-педологического характера; 5) педагогическая деятельность в области санитарного просвещения и полового воспитания; общее руководство физической культурой; 6) лечебная деятельность и ортопедическая-в специально для нее предназначенных учреждениях, а. Мольков. ДЕТСКИЙ ПОРОШОК, Pulvis pro infanti-bus, P. Magnesli carbonici cumRheo(VII), состоит из 50 частей углемагниевой соли, 15 ч. корневища ревеня в порошке и 35 ч. укропного маслосахара; легкий порошок желтоватого цвета, укропного запаха, горьковато-сладкого вяжущего вкуса. - Д. п. Гуфеланда, P. Hufelandi pro infantibus (Ф VII), смесь порошков: 1 ч. шафрана, 8 ч. анисового семени, 24 ч. фиалкового корня, 28 ч. корневища валерианы, 36 ч. лакричного корня, 16 ч. углемагниевой со- ли.-P. infantium citrinus, P. ano-dynus citrinus, желтый успокоительный Д. п., смесь 20 ч. официнального Д. п. и 1ч. порошка шафрана.-P. infantium Hens-s le r-смесь 15 ч. углемагниевой соли, 5 ч. укропного маслосахара, 10 ч. порошка ревеня и 2,5 ч. медицинского мыла.-P. infantium Rosenstei n-смесь 20 ч. углемагниевой соли, 10 ч. корневища касатика, 15 ч. плодов тмина, 2,5 ч. шафрана.- P. infantium Vater-смесь углемагниевой соли, по 5 ч. плодов укропа, корневища касатика, клубня ялапы, 2,5 ч. серно-калиевой соли, 15 ч. сахара и 5 капель анисового масла.-P. antacidus s. pro infantibus-смесь 10 ч. углекальциевой соли, по 5 ч. углемагниевой соли, анисового маслосахара и сахара. Составные части детского порошка-ревень, у глемагниевая соль, лакричный корень, медицинское мыло, ялапа, сернокалиевая соль - производят слабительное действие, когда Д. п. берут в дозах около 1,0; если дозы Д. п. меньше (около 0,5), то лекарство действует послабляюще; если же принять Д. п., в который входит ревень, в дозе около 0,25, то в таком случае действие зависит по преимуществу от ревенно-дубильных веществ, оказывающих вяжущее действие, вследствие чего опорожнение кишечника происходит реже, и в случаях поноса у ребенка понос может прекратиться. Углекислая магнезия и медицинское мыло имеют значение также как нейтрализующие кислотность в желудке. Другие составные части Д. п.-укропное масло, семя и масло аниса, фиалковый корень, корневище касатика, плоды тмина-благодаря своим эфирным маслам играют роль дезинфицирующих средств, а также исправляющих вкус и запах; к последней категории относится также шафран. Все Д. п. назначаются маленьким детям по 0,2-1,0 с водой, часто с сахарной водой, при повышенной кислотности желудочного сока, расстройствах пищеварения, запорах И Диареях.Л. Медведкова.

Если дошкольное образовательное учреждение называется именно так, то это значит, что речь идет о стандартном детском садике. Здесь в приоритете - развитие ребенка, интеллект которого формируется на занятиях с воспитателем, физические способности - во время зарядки, подвижных игр и прогулок, эстетически малыш развивается, занимаясь рисованием, аппликацией, лепкой и музыкой, а социально - общаясь с другими ребятами. В результате подобной организации деятельности через несколько лет дети становятся гармоничными личностями, готовыми к школе.

Правда, нужно учитывать, что такое дошкольное образовательное учреждение имеет законное право предпочесть какой-нибудь один вид развития ребенка - познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое (но основная общеобразовательная программа должна быть реализована в садике в полном объеме в любом случае). Поэтому лучше выяснить заранее, в развитии каких именно сторон активности ребенка преуспевает такой садик: формировать личность ребенка равномерно, скорее, уполномочен , имеющий в названии формулировку «центр развития» (впрочем, к какому бы виду ни относился тот или иной детский садик, его персонал обязан предоставлять воспитанникам свободу развития в соответствии с их индивидуальными особенностями).

Детский сад компенсирующего вида

Это детское учреждение нацелено в большей степени на коррекцию патологий у ребенка, будь то частые болезни, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, нарушение слуха или задержка психического развития. Здесь для работы с детьми привлекают врачей, развивающие занятия строятся с учетом особенностей ребенка, а само здание такого детского сада может быть построено с пандусами и расширенными дверными проемами. В подобном садике выше шанс найти, к примеру, питание по специальной диете или детский массажный кабинет и условия для реабилитации детей-инвалидов; он рассчитан на работу по коррекции одной или нескольких патологий.

Принимают детей в такие сады с согласия родителей ребенка либо их законных представителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При этом в подобных дошкольных образовательных учреждениях реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования в сочетании с попутной коррекцией недостатков в физическом либо психическом развитии детей - или собственная программа, разработанная на базе основной.

Детский сад комбинированного вида

Это детский сад смешанной структуры. Он может сочетать в себе группы разного типа - и такие, которые типичны для общеразвивающего садика, и такие, которые встречаются в компенсирующих детских садах, а также группы оздоровительной направленности и даже комбинированные. Пропорция тут может быть любой, а педагоги подобного детского учреждения обучены воспитывать совместно здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Правда, поступление маленьких инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в данный детский сад отличается тем, что оно организовано так же, как и прием ребят в детский сад компенсирующего вида.

***

Если садик негосударственный, признаки какой-либо из вышеупомянутых разновидностей могут определяться в нем примерно, а программу дошкольного образования он разрабатывает сам на основе типовой программы и федеральных требований.

Кроме того, стоит помнить, что необходимые вам опции развития ребенка не только должны быть заложены в типе детского сада как таковом, а могут содержаться еще и в дополнительных образовательных услугах, предоставляемых тем или иным дошкольным учреждением на договорной основе - разумеется, не взамен основной образовательной деятельности этого дошкольного учреждения.

Современная система детских дошкольных учреждений в России

В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад . Помимо этого в России сущетсвуют и такие виды дошкольных учреждений как:

  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  • центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

В Российской Федерации в 2007 году насчитывалось более 45 тыс. детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4800 тыс. детей (61,3 % детей в возрасте до 7 лет, что почти приближается к уровню 1991 года - 63,9 %). Вместе с тем в ряде регионов сохраняется очередь на право получения места в дошкольном учреждении, что порой вынуждает родителей подавать заявление о приеме в дошкольное учреждение едва ли не сразу после рождения ребёнка. По данным Росстата, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения составляли на начало 2007 года около 1 млн детей.

На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей. В разновозрастных группах: при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей; при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

Взаимоотношения родителей и детского дошкольного учреждения

В соответствии с законодательством (Закон об образовании) правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учётом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета. Средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 7 % в Орловской области до 31,9 % в Тюменской области. При этом постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П и Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» установлены ограничения по размеру родительской платы, а именно - родительская плата должна составлять не более 20 % от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10 % от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

См. также

Источники

Ссылки

  • Дошкольное образование на портале Российской информационной сети RIN
  • Дошкольное образование на федеральном портале «Российское образование»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дошкольное учреждение" в других словарях:

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Детское дошкольное учреждение тип об … Википедия

    Дошкольное образование во всех странах Европы имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу. Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Дошкольное образование относится к детям в возрасте от 2 лет до обязательного школьного возраста (5 лет в Англии и Уэльсе и 4 в Северной Ирландии). Содержание 1 Историческая Справка 2 … Википедия

    Дошкольное образовательное учреждение - 3. Дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. 4. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и… … Официальная терминология

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Словарь терминов по социальной статистике

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - – тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в… … Социальная статистика. Словарь

    Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

    Образовательное учреждение общего назначения - дошкольное, общеобразовательное или образовательное учреждение профессионального образования, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования...

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!