Семен нарышкин. Нарышкин семен кириллович

Французская литература

Жан-Жак Руссо

Биография

Жан Жак Руссо - французский писатель и философ, представитель сентиментализма. С позиций деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость в сочинениях «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…» (1755), «Об общественном договоре» (1762).

Ж. Ж. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Идеализировал естественное состояние всеобщего равенства и свободы людей, разрушенное введением частной собственности. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), а также «Исповедь» (издание 1782−1789), ставящие в центр повествования «частную», духовную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе. «Пигмалион» (издание 1771) - ранний образец мелодрамы.

Идеи Руссо (культ природы и естественности, критика городской культуры и цивилизации, искажающих изначально непорочного человека, предпочтение сердца разуму) оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Детство

Мать Жана Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла через несколько дней после рождения Жан-Жака, а отец - часовщик Изак Руссо - в 1722 был вынужден уехать из Женевы. 1723−24 Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в местечке Боссе близ французской границы. По возвращении в Женеву он некоторое время готовился стать судебным канцеляристом, а с 1725 учился ремеслу гравера. Не стерпев тирании хозяина, юный Руссо в 1728 покинул родной город.

Мадам де Варанс

В Савойе Жан Жак Руссо познакомился с Луизой-Элеонорой де Варанс, оказавшей значительное влияние на всю его последующую жизнь. Привлекательная 28-летняя вдова из старинного дворянского рода, новообращенная католичка, она пользовалась покровительством церкви и герцога Виктора-Амедея Савойского, ставшего в 1720 королем Сардинии. Поддавшись влиянию этой дамы, Руссо отправился в Турин в обитель Святого Духа. Здесь он принял католичество, утратив тем самым женевское гражданство.

В 1729 Руссо поселился в Аннеси у мадам де Варанс, которая решила продолжить его образование. Она побудила его поступить в семинарию, а затем в хоровое училище. В 1730 Жан Жак Руссо возобновил свои странствия, однако в 1732 вновь вернулся к мадам де Варанс, на сей раз в Шамбери, и стал одним из ее любовников. Их связь, продолжавшаяся до 1739, открыла Руссо путь в новый, прежде недоступный мир. Отношения с мадам де Варанс и посещавшими ее дом людьми улучшили его манеры, привили вкус к интеллектуальному общению. Благодаря своей покровительнице он получил в 1740 место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных философов-просветителей Мабли и Кондильяка. Хотя воспитателя детей Мабли из Руссо не вышло, приобретенные связи помогли ему по приезде в Париж.

Руссо в Париже

В 1742 Жан Жак Руссо переселился в столицу Франции. Здесь он намеревался добиться успеха благодаря предлагаемой им реформе нотной записи, заключавшейся в отмене транспонировки и ключей. Руссо выступил с докладом на заседании королевской Академии наук, а затем апеллировал к публике, издав «Диссертацию о современной музыке» (1743). К этому времени относится и его встреча с Дени Дидро, в котором он сразу распознал светлый, чуждый мелочности ум, склонный к серьезным и независимым философским раздумьям.

В 1743 Руссо получил назначение на должность секретаря французского посла в Венеции графа де Монтегю, однако, не ужившись с ним, вскоре вернулся в Париж (1744). В 1745 он познакомился с Терезой Левассер, простой и многострадальной женщиной, ставшей спутницей его жизни. Считая, что он не в состоянии воспитывать своих детей (их было пятеро), Руссо отдавал их в воспитательный дом.

«Энциклопедия»

В конце 1749 Дени Дидро привлек Руссо к работе над «Энциклопедией», для которой тот написал 390 статей, прежде всего, по теории музыки. Репутация Жан Жака Руссо как музыканта возросла после его комической оперы «Сельский колдун», поставленной при дворе в 1752 и в парижской опере в 1753.

В 1749 Руссо принял участие в конкурсе на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?», организованном Дижонской Академией. В «Рассуждениях о науках и искусствах» (1750) Руссо впервые сформулировал главную тему своей социальной философии - конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Жан Жак Руссо поставил вопрос о тяжкой цене прогресса, считая, что последний ведет к дегуманизации человеческих отношений. Работа принесла ему победу на конкурсе, а также широкую известность. В 1754 на второй конкурс Дижонской Академии Руссо представил «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755). В нем он противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному).

Конфликт с энциклопедистами

В 1750-х гг. Ж. Ж. Руссо все более отдалялся от парижских литературных салонов. В 1754 он побывал в Женеве, где вновь стал кальвинистом и восстановил себя в гражданских правах. По возвращении во Францию Руссо избрал уединенный образ жизни. 1756−62 годы он провел в сельской местности близ Монморанси (под Парижем), сначала в павильоне, отведенном ему мадам д’Эпине (подругой Фридриха Мельхиора Гримма, автора знаменитой «Литературной корреспонденции», с которым Руссо близко сошелся еще в 1749), затем в загородном доме маршала де Люксембурга.

Однако отношения Руссо с Дидро и Гриммом постепенно охлаждались. В пьесе «Побочный сын» (1757) Дидро высмеял отшельников, а Жан Жак Руссо воспринял это как личное оскорбление. Затем Руссо воспылал страстью к невестке мадам д’Эпине, графине Софи д’Удето, которая была любовницей Жана-Франсуа де Сен-Ламбера, энциклопедиста, близкого друга Дидро и Гримма. Друзья сочли поведение Руссо недостойным, а сам он не считал себя виновным.

Преклонение перед мадам д’Удето вдохновило его на «Новую Элоизу» (1761), шедевр сентиментализма, роман о трагической любви, воспевавший искренность в человеческих отношениях и счастье простой сельской жизни. Нараставшее расхождение Жан Жака Руссо с энциклопедистами объяснялось не только обстоятельствами личной жизни, но и различиями в их философских взглядах. В «Письме к Д’Аламберу о спектаклях» (1758) Руссо утверждал, что атеизм и добродетель несовместимы. Вызвав возмущение многих, в том числе Дидро и Вольтера, он поддержал критиков статьи «Женева», опубликованной Д’Аламбером за год перед этим в 7 томе «Энциклопедии».

Теория нравственных чувств

В педагогическом романе «Эмиль или о Воспитании» (1762) Жан Жак Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. В форме философского романа Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества.

«Общественный договор»

Между тем, именно общество оказалось в центре внимания самой известной работы Руссо - «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей, тем самым, их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования. Обеспечение этой нравственной опоры власти Жан Жак Руссо возлагал на т. н. гражданскую религию, призванную объединить граждан на основе веры в Бога, в бессмертие души, в неотвратимость наказания порока и торжества добродетели. Таким образом, философия Руссо была достаточно далека от деизма и материализма многих его прежних друзей.

Последние годы

Проповедь Руссо была встречена одинаково враждебно в самых различных кругах. «Эмиль» был осужден Парижским парламентом (1762), автор был вынужден бежать из Франции. В Женеве были сожжены и «Эмиль» и «Общественный договор», а Руссо был объявлен вне закона.

В 1762−67 Жан Жак Руссо скитался вначале по Швейцарии, затем оказался в Англии. В 1770, достигнув европейской известности, Руссо вернулся в Париж, где ему уже ничто не угрожало. Там он завершил работу над «Исповедью» (1782−1789). Обуреваемый манией преследования, Руссо удалился в Эрменонвиль под Санлисом, где провел последние месяцы своей жизни на попечении маркиза де Жирардена, который и похоронил его на острове в собственном парке.

В 1794, в период Якобинской диктатуры, останки Жан Жака Руссо были перенесены в Пантеон. Якобинцы обосновали с помощью его идей не только культ Верховного Существа, но и террор.

Жан-Жак Руссо (1712-1794) - французский философ, писатель, музыковед, композитор. Родился 28 июня 1712 года в Женеве. Рано потеряв мать, Жан-Жак в 1723-1724 гг. воспитывался в пансионе Ламберсье. Учился некоторое время у нотариуса и гравера. В 1728 году в возрасте 16 лет уехал из родного города. В это время знакомится с вдовой де Варан, которая помогла ему с учебой в Туринском монастыре. Отношения с аристократкой имели личный характер и длились до 1739 года, Руссо между своими странствиями периодически останавливался у своей покровительницы.

В 1740-х гг. работает гувернером у судьи из Лиона, а затем секретарем у французского посла в Венеции. В 1745 году женился на служанке гостиницы Терезе Левассер, которая родила ему 5 детей. Своих потомков Руссо отдал в воспитательный дом, потому что считал, что не имеет средств на их содержание.

В 1749 году случайно узнает о конкурсе «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов» в Дижонской академии и принимает в нем участие, в результате чего становится обладателем премии. Руссо приглашают совместно с другими авторами составлять «Энциклопедию», куда он написал 390 статей, преимущественно музыковедческих.

В 1762 году вышли резонансные произведения «Эмиль» и «Об общественном договоре», за которые он вынужден был бежать с Парижа, а после и с Женевы. Скрыться от преследований Руссо смог в княжестве Невшательском. Во Францию он смог вернуться только в 1770 году.

Семён Кириллович Нарышкин (5 апреля 1710 года - 27 ноября 1775 года, Москва) - русский щёголь и бонвиван середины XVIII века, владелец домашнего театра, создатель моды на роговую музыку, генерал-аншеф, обер-егермейстер, посол России в Великобритании (1741-1743), кавалер ордена Андрея Первозванного.

Биография

Происходил из близкого императорскому рода Нарышкиных. Родился 5 апреля 1710 года в семье последнего кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина (внука Фомы Ивановича - брата Полуэкта Нарышкина, деда царицы Натальи Кирилловны) и его жены Анастасии Яковлевны, урожденной княжны Мышецкой. Получил домашнее образование. Вскоре был пожалован в камер-юнкеры.

Ходили слухи о его отношениях в этот период с Елизаветой Петровной. Отношения были настолько прочными, что разошлись слухи о возможном браке или даже тайном венчании. Послан узнавшим о связе с цесаревной Петром II за границу. Подвергся опале при императрице Анне Ивановне и бежал во Францию, где жил под именем Тенкина, откуда вернулся лишь ко времени вступления на престол Елизаветы Петровны.

Находясь в Париже в мае 1741 года был пожалован в камергеры, а 31 декабря того же года был назначен чрезвычайным посланником в Англию, на место бывшего там князя Щербатова. В рескрипте ему предписывалось: дать понять английскому министерству, что императрица желает продолжения доброго согласия и дружбы между Россией и Англией; не входить в обсуждение подробностей тогдашней европейской политической системы; наблюдать за намерениями Англии относительно войны с Испанией и за тем, какое участие может принять в этой войне Франция.

В Лондоне любили князя Щербатова и были недовольны, что он отозван, а потому отнеслись к Нарышкину несочувственно. По-видимому и Нарышкин, проживший долгое время в Париже, где дружески сошелся с Дидро, с Фальконе и с русским посланником при французском дворе князем Кантемиром, более склонялся на сторону Франции, нежели Англии.

Посланником в Лондоне Нарышкин пробыл лишь полтора года, до июня 1743 года, когда в Англию был снова отправлен князь Щербатов, а Нарышкин отозван в Петербург.

Ходили разноречивые слухи о том назначении, которое получит Нарышкин - одни полагали, что он будет канцлером вместо Бестужева, другие думали, что императрица сделает его президентом Академии наук.

В 1744 году Нарышкин был послан встречать принцессу Цербстскую и дочь её, выбранную в невесты наследнику русского престола, великому князю Петру Фёдоровичу.

30 ноября 1744 года он назначен гофмаршалом ко двору великого князя Петра Фёдоровича с чином генерал-лейтенанта. 18 декабря того же года награждён орденом Александра Невского.

В 1757 году Нарышкин был произведен в генерал-аншефы и сделан обер-егермейстером. В 1760 году был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. Примерно в то же время он был назначен присутствовать в Придворной конторе. Умер 27 ноября 1775 года в Москве. Похоронен в Донском монастыре.

Образ жизни

Нарышкин вел роскошный образ жизни, имел прекрасный домашний театр, который посещали Высочайшие Особы. Кроме того, он завел превосходный оркестр роговой музыки, изобретенной придворным музыкантом, впоследствии капельмейстером Нарышкинского оркестра - чехом Иоганом Марешом. В 1757 году Мареш достиг хороших результатов, и с тех пор многие русские вельможи стали заводить у себя оркестры роговой музыки. Появление Нарышкина при Дворе в различных торжественных случаях всегда давало ему случай обратить внимание на его блестящий и оригинальный костюм, да и вообще он слыл первым щеголем своего времени.

На «великолепных обедах» у Нарышкина бывал граф Казанова, который с одобрением отзывается о нём в своих записках. В одном из писем знаменитый ловелас обсуждает идею «охотничьей музыки», с которой он познакомился в доме Нарышкина.

Семья

Был женат на Марии Павловне, урожденной Балк-Полевой (1728-1793), внучке Матрёны Монс (сестры любовницы Петра I). Их сын Кирилл (1761-70) и дочь Екатерина (1763-71) умерли в детстве.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Семён Кириллович Нарышкин
Семён Кириллович Нарышкин
Портрет С. Торелли
обер-егермейстер
Вероисповедание: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: 5 апреля (1710-04-05 )
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).
Москва
Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Род: Нарышкины
Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Отец: Кирилл Алексеевич Нарышкин
Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Супруга: Мария Павловна Нарышкина
Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Награды:
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Семён Кириллович Нарышкин (5 апреля 1710 года - 27 ноября 1775 года , Москва) - русский щёголь и бонвиван середины XVIII века, владелец домашнего театра , создатель моды на роговую музыку , генерал-аншеф , обер-егермейстер , посол России в Великобритании (1741-1743), кавалер ордена Андрея Первозванного .

Биография

Происходил из близкого императорскому рода Нарышкиных . Родился 5 апреля 1710 года в семье последнего кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина (внука Фомы Ивановича - брата Полуэкта Нарышкина, деда царицы Натальи Кирилловны) и его жены Анастасии Яковлевны, урожденной княжны Мышецкой . Получил домашнее образование. Вскоре был пожалован в камер-юнкеры .

Ходили слухи о его отношениях в этот период с Елизаветой Петровной . Отношения были настолько прочными, что разошлись слухи о возможном браке или даже тайном венчании . Послан узнавшим о связе с цесаревной Петром II за границу. Подвергся опале при императрице Анне Ивановне и бежал во Францию, где жил под именем Тенкина, откуда вернулся лишь ко времени вступления на престол Елизаветы Петровны .

Ходили разноречивые слухи о том назначении, которое получит Нарышкин - одни полагали, что он будет канцлером вместо Бестужева , другие думали, что императрица сделает его президентом Академии наук .

30 ноября 1744 года он назначен гофмаршалом ко двору великого князя Петра Фёдоровича с чином генерал-лейтенанта . 18 декабря того же года награждён орденом Александра Невского .

Образ жизни

Нарышкин вел роскошный образ жизни, имел прекрасный домашний театр, который посещали Высочайшие Особы. Кроме того, он завел превосходный оркестр роговой музыки , изобретенной придворным музыкантом, впоследствии капельмейстером Нарышкинского оркестра - чехом Иоганом Марешом . В 1757 году Мареш достиг хороших результатов, и с тех пор многие русские вельможи стали заводить у себя оркестры роговой музыки. Появление Нарышкина при Дворе в различных торжественных случаях всегда давало ему случай обратить внимание на его блестящий и оригинальный костюм, да и вообще он слыл первым щеголем своего времени.

На «великолепных обедах» у Нарышкина бывал граф Казанова , который с одобрением отзывается о нём в своих записках . В одном из писем знаменитый ловелас обсуждает идею «охотничьей музыки», с которой он познакомился в доме Нарышкина.

Семья

Был женат на Марии Павловне , урожденной Балк-Полевой (1728-1793), внучке Матрёны Монс (сестры любовницы Петра I). Их сын Кирилл (1761-70) и дочь Екатерина (1763-71) умерли в детстве.

Киновоплощения

  • - Великая - Виталий Коваленко .

Напишите отзыв о статье "Нарышкин, Семён Кириллович"

Примечания

Литература

  • Нарышкин, Семен Кириллович // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Ссылки

  • Рудаков В. Е. Нарышкины, государственные деятели // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Предшественник:
Гарольд же, несмотря на такую испепеляющую, адскую жару, почти что задыхаясь, «честно мучился» в своих раскалённых рыцарских доспехах, мысленно проклиная сумасшедшую жару (и тут же прося прощения у «милостивого» Господа, которому он так верно и искренне уже столько лет служил)... Горячий пот, сильно раздражая, лился с него градом, и, застилая ему глаза, бессердечно портил быстро убегавшие минуты их очередного «последнего» прощания... По-видимому, рыцарь собрался куда-то очень далеко, потому что лицо его милой дамы было очень печальными, несмотря на то, что она честно, изо всех сил пыталась это скрыть...
– Это в последний раз, ласка моя... Я обещаю тебе, это правда в последний раз, – с трудом выговорил рыцарь, ласково касаясь её нежной щеки.
Разговор я слышала мысленно, но оставалось странное ощущение чужой речи. Я прекрасно понимала слова, и всё же знала, что они говорят на каком-то другом языке.
– Я тебя больше никогда не увижу... – сквозь слёзы прошептала женщина. – Уже никогда...
Мальчонка почему-то никак не реагировал ни на близкий отъезд своего отца, ни на его прощание с мамой. Он спокойно продолжал играть, не обращая никакого внимания на взрослых, как будто это его никак не касалось. Меня это чуточку удивило, но я не решалась ничего спрашивать, а просто наблюдала, что же будет дальше.
– Разве ты не скажешь мне «до свидания»? – обращаясь к нему, спросил рыцарь.
Мальчик, не поднимая глаз, отрицательно покачал головкой.
– Оставь его, он просто на тебя злится... – грустно попросила женщина. – Он тоже тебе верил, что больше не оставишь его одного.
Рыцарь кивнул и, взобравшись на свою огромную лошадь, не оборачиваясь поскакал по узенькой улице, очень скоро скрывшись за первым же поворотом. А красивая дама печально смотрела ему в след, и душа её готова была бежать... ползти... лететь за ним не важно куда, только бы ещё раз хотя бы на миг увидеть, хоть на короткое мгновение услышать!.. Но она знала, что этого не будет, что она останется там, где стоит, и что, по капризной прихоти судьбы, уже не увидит и не обнимет своего Гарольда никогда... По её бледным, в миг осунувшимся, щекам, катились крупные, тяжёлые слёзы и сверкающими каплями исчезали в пыльной земле...
– Господи сохрани его... – горько шептала женщина. – Я никогда его не увижу... уже никогда... помоги ему, Господи...
Она стояла неподвижно, как скорбная мадонна, ничего вокруг не видя и не слыша, а к её ногам жался белокурый малыш, теперь уже обнаживший всю свою печаль и глядевший с тоской туда, где вместо его любимого папы только лишь одиноко белела пустая пыльная дорога.....
– Как же я мог с тобой не попрощаться, ласка моя?.. – вдруг прозвучал рядом тихий, грустный голос.
Гарольд не отрываясь смотрел на свою милую, и такую печальную жену, и смертельная тоска, которую, казалось, было невозможно смыть даже водопадом слёз, плескалась в его синих глазах... А ведь выглядел он очень сильным и мужественным человеком, которого, вероятнее всего, не так-то просто было прослезить...
– Не надо! Ну не надо печалиться! – гладила его огромную руку своими хрупкими пальчиками малышка Стелла. – Ты же видишь, как сильно они тебя любили?.. Ну, хочешь, мы не будем больше смотреть? Ты это видел и так уже много раз!..
Картинка исчезла... Я удивлённо посмотрела на Стеллу, но не успела ничего сказать, как оказалась уже в другом «эпизоде» этой чужой, но так глубоко затронувшей мою душу, жизни.
Просыпалась непривычно яркая, усыпанная алмазными каплями росы, весёлая, розовая заря. Небо на мгновение вспыхнуло, окрасив алым заревом каёмочки кудрявых, белобрысых облаков, и сразу же стало очень светло – наступило раннее, необычайно свежее утро. На террасе уже знакомого дома, в прохладной тени большого дерева, сидели втроём – уже знакомый нам, рыцарь Гарольд и его дружная маленькая семья. Женщина выглядела изумительно красивой и совершенно счастливой, похожей на ту же самую утреннюю зарю... Ласково улыбаясь, она что-то говорила своему мужу, иногда нежно дотрагиваясь до его руки. А он, совершенно расслабившись, тихо качал на коленях своего заспанного, взъерошенного сынишку, и, с удовольствием попивая нежно розовый, «вспотевший» напиток, время от времени лениво отвечал на какие-то, видимо, ему уже знакомые, вопросы своей прелестной жены...
Воздух был по-утреннему «звенящим» и удивительно чистым. Маленький опрятный садик дышал свежестью, влагой и запахами лимонов; грудь распирало от полноты струящегося прямо в лёгкие, дурманяще-чистого воздуха. Гарольду хотелось мысленно «взлететь» от наполнявшего его уставшую, исстрадавшуюся душу, тихого счастья!... Он слушал, как тоненькими голосами пели только что проснувшиеся птицы, видел прекрасное лицо своей улыбающейся жены, и казалось, ничто на свете не могло нарушить или отнять у него этот чудесный миг светлой радости и покоя его маленькой счастливой семьи...
К моему удивлению, эта идиллическая картинка вдруг неожиданно отделилась от нас со Стеллой светящейся голубой «стеной», оставляя рыцаря Гарольда со своим счастьем наедине. А он, забыв обо всём на свете, всей душой «впитывал» эти чудесные, и такие дорогие ему мгновения, даже не замечая, что остался один...
– Ну вот, пусть он это смотрит, – тихо прошептала Стелла. – А я покажу тебе, что было дальше...
Чудесное видение тихого семейного счастья исчезло... а вместо него появилось другое, жестокое и пугающее, не обещающее ничего хорошего, а уж, тем более – счастливого конца.....
Это был всё ещё тот же бело-каменный город, и тот же, уже знакомый нам, дом... Только на этот раз всё вокруг полыхало в огне... Огонь был везде. Ревущее, всё пожирающее пламя вырывалось из разбитых окон и дверей, и охватывало мечущихся в ужасе людей, превращая их в кричащие человеческие факелы, чем создавало преследовавшим их чудовищам удачную живую мишень. Женщины с визгом хватали детей, пытаясь укрыться с ними в подвалах, но спасались они не надолго – спустя короткое время хохочущие изверги тащили их, полуголых и отчаянно вопящих, наружу, чтобы насиловать прямо на улице, рядом с ещё не остывшими трупиками их маленьких детей... От разносящейся по всюду копоти почти ничего не было видно... Воздух был «забит» запахами крови и гари, нечем было дышать. Обезумевшие от страха и жары, прятавшиеся в подвалах старики вылазили во двор и тут же падали мёртвыми под мечами жутко гикающих, носящихся по всему городу на конях, звероподобных диких людей. Вокруг слышался грохот копыт, звон железа, и дикие крики, от которых стыла в жилах кровь...

НАРЫШКИН СЕМЕН КИРИЛЛОВИЧ

Русский политический и государственный деятель.

Род Нарышкиных вошел в русскую историю благодаря тому, что его представители играли важную роль в политической и культурной жизни России. По имени Нарышкиных даже был назван архитектурный и художественный стиль, распространенный в конце XVII начале XVIII века.

По преданию, Нарышкины происходили от татарского вельможи Нарышкина, который в 1463 году перешел на русскую службу. Однако возвышение этой семьи относится лишь к концу XVII века, когда царь Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной, которая стала матерью императора Петра I.

Один из членов этой семьи, Семен Кириллович Нарышкин, получил превосходное домашние образование, и, казалось, ничто не могло помешать его придворной карьере. Однако после смерти Петра I, когда на престол вступила Елизавета Петровна, он попадает в опалу, и ему приходится уехать из России.

Семен Кириллович поселился во Франции и принял вымышленную фамилию Тенкин. В Россию он вернулся только в 1741 году, поскольку был пожалован придворным чином камергера. Правда, императрица Елизавета не изменила своего отношения к Нарышкину и немедленно отправила его за пределы страны: Нарышкин был назначен посланником русского престола в Англии.

Однако на этом посту он пробыл всего семь месяцев. На обратном пути в Россию, проезжая через Германию, Нарышкин был представлен принцессе Ангхальт-Цербстской, будущей императрице Екатерине II. В то время Нарышкин и не подозревал, что встреча изменила судьбу. Всего через три года ему пришлось встретить принцессу Софью-Фридерику, приехавшую в Россию в качестве невесты будущего императора Петра III.

Сопровождая будущую императрицу, Семен Кириллович учил ее даже тому, как нужно садиться в русские сани, поскольку этот экипаж в ту пору в Европе был не известен. И, тем не менее, несмотря на почетное поручение, Нарышкин продолжал оставаться на грани оплаты. Известен случай, когда императрица Елизавета во время бала подозвала к себе его жену Марию Павловну, которую все единодушно считали самой красивой придворной дамой, и срезала ножницами все украшения с ее платья. Подобные унижения были не редкостью в поведении Елизаветы.

Сам Семен Кириллович, как и его жена, считался первым щеголем своего времени. Однако не меньше. Чем его туалеты, был известен его театр, который он организовал в Петербурге для увеселения двора. Это был второй в истории России придворный театр (первый был организован немецким актером при дворе царя Алексея Михайловича).

С именем Нарышкина связано и своеобразное нововведение в русском быту. Еще в начале пятидесятых годов XVIII века он организовал в своем имении так называемый роговой оркестр. Он состоял из нескольких десятков музыкантов, каждый из которых мог сыграть на длинном роге только одну ноту. В качестве руководителя такого уникального коллектива Семен Кириллович пригасил из Польши композитора и капельмейстера В. Мареша. Роговая музыка звучала в имении Нарышкина каждую субботу и, по мнению современников, была очень мелодичной, по своему звучанию напоминая органную.

Когда же на престол вступила Екатерина II, Семен Кириллович Нарышкин, наряду с Потемкиным, оказался в числе самых приближенных к императрице людей. Он был пожалован званием генерал-аншефа и назначен обер-егермейстером. 16 августа 1760 года Нарышкин был награжден высшим российским орденом Андрея первозванного.

Тогда же на землях, которые принадлежали семье Нарышкиных, и зародился новый архитектурный стиль – русское или нарышкинское, барокко. Первой постройкой в этом стиле стала церковь Покрова в Филях – подмосковной усадьбе Нарышкина. Позже крепостной зодчий яков Бухвостов построил в стиле нарышкинского барокко церкви в Троице-Лыкове, Рязани, а также храм Спаса в Уборах. Для всех этих построек характерна яркая декоративность, сочетание различных геометрических форм, зрительная легкость. Недаром известный искусствовед И. Грабарь назвал эти строения Бухвостова «кружевной сказкой».

Генерал-аншеф, обер-егермейстер и кавалер св. Андрея; сын последнего кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина и жены его Анастасии Яковлевны, урожденной княжны Мышецкой; родился 5 апреля 1710 г. Получив прекрасное по тому времени образование в доме своего отца, он вскоре был пожалован в камер-юнкеры и оставался в этом званий во все время царствования Анны Иоанновны. После смерти этой Государыни он уехал за границу, откуда вернулся лишь ко времени вступления на престол Императрицы Елизаветы Петровны. Эта осторожность обеспечила Нарышкину его дальнейшую карьеру. Находясь в Париже, он 4-го мая 1741 г. был пожалован в камергеры, а 31-го декабря того же года был назначен чрезвычайным посланником в Англию, на место бывшего там кн. Щербатова. В рескрипте ему предписывалось: дать понять английскому министерству, что императрица желает продолжения доброго согласия и дружбы между Россией и Англией; не входить в обсуждение подробностей тогдашней европейской политической системы; наблюдать за намерениями Англии относительно войны с Испанией и за тем, какое участие может принять в этой войне Франция. В Лондоне любили кн. Щербатова и были недовольны, что он отозван, а потому отнеслись к Нарышкину несочувственно. По-видимому и Нарышкин, проживший долгое время в Париже, где дружески сошелся с Дидро, с Фальконетом и с русским посланником при французском дворе кн. Кантемиром, более склонялся на сторону Франции, нежели Англии. Посланником в Лондоне Нарышкин пробыл лишь полтора года, до июня 1743 г., когда в Англию был снова отправлен кн. Щербатов, а Нарышкин отозван в Петербург. Ходили разноречивые слухи о том назначении, которое получит Нарышкин; иные полагали, что он будет канцлером вместо Бестужева; другие думали, что императрица сделает его президентом Академии Наук. По этому поводу кн. Кантемир писал из Парижа кн. Мих. Илар. Воронцову, выражая надежду, что под ведением Нарышкина "науки у нас пойдут в лучший путь, чем до сих пор шли". В 1744 г. Нарышкин был послан встречать принцессу Цербстскую и дочь ее, выбранную в невесты наследнику русского престола, великому князю Петру Феодоровичу. 30-го ноября 1744 он назначен гофмаршалом ко двору вел. кн. Петра Феодоровича с чином генерал-лейтенанта. Награжденный 18-го декабря того же года орденом Александра Невского, Нарышкин во все время царствования Императрицы Елизаветы Петровны продолжал пользоваться ее расположением. Обладая хорошими средствами, Н. вел роскошный образ жизни; между прочим, он имел прекрасный домашний театр, который посещали Высочайшие Особы; кроме того, он завел превосходный оркестр роговой музыки, изобретенной придворным музыкантом, впоследствии капельмейстером Нарышкинского оркестра - чехом Иоганом Марешом; в 1757 году Мареш достиг хороших результатов, и с тех пор многие русские вельможи стали заводить у себя оркестры роговой музыки. Появление Нарышкина при Дворе в различных торжественных случаях всегда давало ему случай обратить внимание на его блестящий и оригинальный костюм, да и вообще он слыл первым щеголем своего времени.

6-го мая 1757 г. Нарышкин был произведен в генерал-аншефы и сделан обер-егермейстером, а 16-го августа 1760 г. был награжден орденом св. Андрея Первозванного. Около этого же времени он был назначен присутствовать в Придворной Конторе. Он умер 27-го ноября 1775 года в Москве.

С. К. Нарышкин был женат на красавице Марии Павловне, урожденной Балк-Полевой (род. 23 ноября 1728 г., ум. 28 мая 1793 г.).

Кн. А. Б. Лобанов-Ростовский, "Русская родословная книга" т. II; "Справочный Энциклопедический Словарь", изд. под ред. А. Старчевского, т. VIII; "Двор русских Императоров в его прошлом и настоящем", сост. Н. Е. Волков, СПб., 1900 г., стр. 15, 163, 178; "Ив. Ив. Бецкой", Опыт его биографии. Сост. П. М. Майков, СПб., 1904 г., стр. 73; "Сочинения Державина" (акад. Изд.), т. VI; "Архив Пр. Сената", состав. II. Баранов, т. III; "Первое полное собрание законов Российской Империи", (1649-1825), т. XX, стр. 691; Н. Н. Бантыш-Каменский, "Обзор внешних сношений России по 1800 г.", М., 1902 г., т. І, стр. 145; т. II, стр. 297, 248; "Русская Старина", тт. 5, 11, 13, 42, 72; 1896, 1898, 1905 гг.; "Русский Архив"; 1871, 1874, 1878, 1881, 1891, 1894, 1904 гг. "Сборник Императорского Русского Исторического Общества", тт. 7, 17, 20, 28, 68, 86, 91, 96, 99-102, 105, 110; "Исторический Вестник", тт. II, III, XXIX; "Архив князя Воронцова", тт. І, II, IV, V, VI, XXVI, XXXIV; "Архив дирекций Императорских Театров, с 1746 по 1801 г.". Отдел ІІ-ой; "Словарь, достопамятных людей русской земли", состав. Д. Бантыш-Каменским. Сочинения императрицы Екатерины II (Акад. изд.), т. XII; В. A. Бильбасов, "История Екатерины Второй", т. І; Об оркестре роговой музыки С. K. Нарышкина см. статью Финдейзена "Роговая музыка в России" (в "Музык. Старине", СПб., 1903, вып. 2), Штакельберг, "Краткий исторический очерк роговой музыки", СПб., 1896; Петров. История Петербурга с основания города (1703-1782 гг.) СПб., 1885 г.; Пыляев. Старый Петербург. СПб., 1887 г.; Порошин. Записки; "Маркиз де ла Шетарди в России 1740-1742 гг.", с прим. Пекарского. СПб., 1862 г.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!