Губернатор николай баранов. Значение баранов николай михайлович в краткой биографической энциклопедии

Баранов, Николай Михайлович, родился в 1836 г., поступил на службу во флот в 1854 г.
Изобрел заряжающееся с казны ружье, принятое впоследствии во флоте.

Нижегородский Н.М. Баранов. Нижний Новгород. 1882 - 1901. Архив аудиовизуальной информации Нижегородской области.
Николай II и Александра Федоровна в сопровождении Нижегородского Н.М. Баранова и свиты осматривают павильоны Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде.
Российская империя. 1896. Фотограф А. Насветевич.
РГАКФД Ал. 281 сн. 14.

В турецкую войну получил в командование пароходом Весту, один из лучших пароходов Русского общества пароходства и торговли, приспособленный для военных действий. Под командою Баранова Веста участвовала в крейсерстве к Анатолийским и Румелийским берегам, совместно с пароходом Владимир и яхтою Ливадия. По возвращении в Веста вышла в самостоятельное крейсерство к Румелийскому берегу и 11 июля милях в 40 от Кюстенджи встретилась в турецким броненосцем Фехти-Буленд. Неприятель начал погоню за Вестой, все время ведя артиллерийский бой, но после 5-часового боя прекратил преследование. За этот бой, стоивший Весте потери 2 офицеров и 9 матросов убитыми, 5 офицеров и 15 матросов ранеными, Баранов произведен в капитаны 2-го ранга, пожалован званием и награжден 4-й степ. В августе того же года Веста под командою Баранова блестяще выполнила рискованную операцию по перевозке нашего десанта из в Новороссийск. В декабре 1877 г. Баранов, командуя вновь принятым пароходом Россия, совершил удачный набег к Пендераклии, где взял в приз турецкий пароход Мерсина с десантом в 800 чел. и доставил его в . За это дело Баранов был произведен в капитаны 1-го ранга.

Недоразумения, возникшие впоследствии, когда был возбужден вопрос о правильности оценки боя Весты с турецким броненосцем, заставили его просить над собою следствия и суда, окончившихся для Баранова неблагоприятно: он был вынужден оставить службу во флоте и вышел в отставку.

Поступив затем на службу в полевую пешую артиллерию, Баранов с 1881 г., занимал административные должности: и. д. Ковенского , С.-Петербургского , в Архангельске и Нижнем Новгороде; был назначен сенатором.

Скончался Баранов в 1901 году в чине Генерал-Лейтенанта.
При всей своей талантливости, редкой энергии, огромной инициативе и индивидуальности, Баранов был неудачником. Его выдвигали исключительные обстоятельства: война смутное время, холерная эпидемия. Напротив, мирная, повседневная обстановка его угнетала и неизменно осаживала после каждого подъема, вызванного особыми случаями.

В Баранове было много черт характера, родственных С. О. Макарову, карьера которого началась в то же время, на том же военном Черноморском театре, с такою же головокружительною быстротой. Оба они были тружениками, изобретателями в лучшем значении этого слова, настоящими военными людьми, рожденными администраторами и полководцами.

В Нижнем Новгороде Баранова не даром звали орлом; говорили, что он действует "вне закона», но слушали и исполняли его приказания, потому что знали, что Баранов всегда брал на себя ответственность и умел защитить своих подчиненных. "Последствия неурожая» 1891 г. он первым назвал голодом и с этим голодом боролся так, как того требовали чрезвычайные обстоятельства. Действуя "вне закона», Баранов спасал свою губернию. Когда в 1892 г. в Н.-Новгороде началась холерная эпидемия, Баранов с такой же решительностью, с таким же увлечением спасал всероссийскую ярмарку не только от эпидемии, но и от связанной с нею паники. И, действительно, спас. С точки зрения личной характеристики Баранова эта борьба с холерой особенно интересна. На Волге были организованы плавучие госпитали-бараки; когда в них не хватило места, Баранов, не задумываясь, отвел под холерный госпиталь свой дом - губернаторский "дворец». Когда появились первые признаки зловещих холерных бунтов, Баранов отдает краткий приказ: "зачинщиков повешу на глазах у всех и на месте»...

И бунты прекращаются, ибо все знают, что у Баранова дело не разойдется со словом, особенно в этом случае: Баранов спасал всероссийскую ярмарку, т.-е. нерв торгово-промышленной России, и, несомненно, повесил бы всякого виновника общественной паники.

Человек с железной волей в вопросах, которым он придавал государственное значение, Баранов в частной жизни был мягким и на редкость добрым человеком. Весь в долгах, закладывая собственные вещи, он помогал не только знакомым, но еще чаще своим подчиненным.

Характерной чертой Баранова было уважение к печати. Прекрасно владея пером, он выступал со статьями в периодической печати в разное время и по разным вопросам. И в бытность Барановского уже , во время холерной эпидемии в Нижнем-Новгороде, ему та же пресса лучше всего помогала бороться со всевозможными вздорными слухами, смущавшими народ. Он настоял на том, чтобы газеты печатали точные, верные сведения о ходе эпидемии в такое время, когда в других городах эти цифры скрывались: Баранов сам верил и других умел убедить в том, что правда спасает, а ложь и обман всегда только губят.

В память Баранова один из эскадренных миноносцев в Черном море носил имя Капитан-Лейтенант Баранов.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Николай Михайлович Баранов (25 июля (6 августа) 1837 года - 30 июля (12 августа) 1901 года) - генерал-лейтенант, градоначальник Санкт-Петербурга (с 21 марта по 24 августа 1881); изобретатель винтовки системы Баранова обр. 1869 года.

Биография

Родился в фамильном поместье Лучкино Кологривского уезда Костромской губернии в старинной, но небогатой дворянской семье.

Флотская карьера

По примеру отца и дяди Николай Баранов выбрал карьеру флотского офицера. Образование получил в Морском кадетском корпусе, откуда был выпущен в 1854 году. Участвовал в Крымской войне, в 1856 году произведён в первый офицерский чин. В 1858 году перешёл из военно-морского флота в «Русское общество пароходства и торговли» (РОПиТ), затем вновь вернулся во флот, возглавил модельную мастерскую Петербургского порта. В 1866-1877 годах возглавлял Морской музей, привёл его в блестящее состояние, занимался созданием военно-морских экспозиций на различных российских и международных выставках. Произвёл работы по углублению Кронштадтской гавани.

Накануне Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. предложил, исходя из своего РОПиТовского опыта, вооружить и использовать быстроходные коммерческие суда для нападений на морские коммуникации противника. Одним из первых смог реализовать подобную идею, получив под своё командование пароход «Веста». 15 июля 1877 года за отличие был награждён орденом св. Георгия 4-й степени и затем пожалован во флигель-адъютанты. Во время кампании на Чёрном море на этом корабле выдержал неравный бой с турецким броненосцем «Фехти-Булен» (другая транскрипция - «Фехти-Буленд»). Впоследствии, командуя пароходом «Россия», захватил турецкий транспорт «Мерсина» с многочисленным вражеским десантом. Получил всероссийскую известность и был произведен в капитаны 1-го ранга. Однако вслед за этим разразился скандал: лейтенант З. П. Рожественский опубликовал статью, в которой описал бой как «постыдное бегство» и обвинил Н. М. Баранова в преувеличении заслуг «Весты». В июле 1878 года было назначено судебное разбирательство этого эпизода, однако через год Морское министерство прекратило процесс против Рожественского, предложив Баранову судиться с лейтенантом за нанесенное оскорбление гражданским порядком. Обиженный капитан просил отставки, однако ему было отказано, после чего он подал генерал-адмиралу в. кн. Константину Николаевичу докладную записку, в которой перечислял все нанесенные ему обиды, в том числе недоплаченные призовые деньги за захват «Мерсины». Разгневанный генерал-адмирал довел записку до сведения Александра II, после чего Баранов был предан суду «за неприличные и оскорбительные выражения», употреблённые в оной записке. В декабре 1879 года Баранов был С.-Петербургским военно-морским судом признан виновным и отставлен от службы. 14 января 1880 г. «всемилостивейше повелено считать уволенным со службы во внимание его боевым заслугам».

В Санкт-Петербурге жил на Знаменской улице, 25.

Государственная служба

В 1880 году по ходатайству М. Т. Лорис-Меликова капитан 1-го ранга Николай Михайлович Баранов был помилован и переведён в полицию, «с переименованием в полковника», и отправлен за границу для организации надзора за русскими революционерами.

В начале 1881 года Баранов был назначен исполняющим должность губернатора Ковенской губернии.

После убийства императора Александра II в марте-августе 1881 занял пост петербургского градоначальника, для борьбы с террором «Народной воли». Его кандидатуру Александру III посоветовал обер-прокурор К. П. Победоносцев, писавший:

Смею еще напомнить Вашему Величеству о Баранове. Это человек преданный вам. Я знаю, - и умеющий действовать, когда нужно. … Здесь в Петербурге люди найдутся авось. Завтра приедет сюда Баранов; еще раз смею сказать, что этот человек может оказать Вашему Величеству великую службу, и я имею над ним нравственную власть.

Столичная полиция совместно с жандармами арестовала всех, кто так или иначе оказался причастен к убийству императора. Пятеро главных террористов были публично казнены на Семёновском плацу, остальные получили различные сроки заключения.

Преемник Предшественник Николай Александрович Безак Преемник Павел-Симон Унтербергер
Сенатор
1897 - 1901
Рождение 6 (18) августа
поместье Лучкино, Кологривский уезд , Костромская губерния , Российская империя Смерть 12 (25) августа (64 года)
Место погребения Образование Награды Военная служба Принадлежность Российская империя Российская империя Род войск ВМФ Звание капитан 1-го ранга (1877), генерал-лейтенант Николай Михайлович Баранов на Викискладе

Никола́й Миха́йлович Бара́нов (25 июля (6 августа ) года - 30 июля (12 августа ) года) - генерал-лейтенант, градоначальник Санкт-Петербурга (с 21 марта по 24 августа 1881); изобретатель винтовки системы Баранова обр. 1869 года .

Биография [ | ]

Родился в фамильном поместье Лучкино Кологривского уезда Костромской губернии в старинной, но небогатой дворянской семье.

Флотская карьера [ | ]

По примеру отца и дяди Николай Баранов выбрал карьеру флотского офицера. Образование получил в Морском кадетском корпусе , откуда был выпущен в 1854 году. Участвовал в Крымской войне, в 1856 году произведён в первый офицерский чин. В 1858 году перешёл из военно-морского флота в «Русское общество пароходства и торговли » (РОПиТ), затем вновь вернулся во флот, возглавил модельную мастерскую Петербургского порта . В 1866-1877 годах возглавлял Морской музей , привёл его в блестящее состояние, занимался созданием военно-морских экспозиций на различных российских и международных выставках. Произвёл работы по углублению Кронштадтской гавани.

Генерал Н. М. Баранов, нижегородский губернатор. Гравюра Ад. Бёме с фотографии Д. Лейбовского в Н. Новгороде (1892)

Накануне Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. предложил, исходя из своего РОПиТовского опыта, вооружить и использовать быстроходные коммерческие суда для нападений на морские коммуникации противника. Одним из первых смог реализовать подобную идею, получив под своё командование пароход «Веста» . 15 июля 1877 года за отличие был награждён орденом св. Георгия 4-й степени и затем пожалован во флигель-адъютанты. Во время кампании на Чёрном море на этом корабле выдержал неравный бой с турецким броненосцем «Фехти-Булен» (другая транскрипция - «Фехти-Буленд»). Впоследствии, командуя пароходом «Россия», захватил турецкий транспорт «Мерсина» с многочисленным вражеским десантом. Получил всероссийскую известность и был произведён в капитаны 1-го ранга. Однако вслед за этим разразился скандал: лейтенант З. П. Рожественский опубликовал статью, в которой описал бой как «постыдное бегство» и обвинил Н. М. Баранова в преувеличении заслуг «Весты» . В июле 1878 года было назначено судебное разбирательство этого эпизода, однако через год Морское министерство прекратило процесс против Рожественского, предложив Баранову судиться с лейтенантом за нанесённое оскорбление гражданским порядком. Обиженный капитан просил отставки, однако ему было отказано, после чего он подал генерал-адмиралу в. кн. Константину Николаевичу докладную записку, в которой перечислял все нанесённые ему обиды, в том числе недоплаченные призовые деньги за захват «Мерсины». Разгневанный генерал-адмирал довёл записку до сведения Александра II , после чего Баранов был предан суду «за неприличные и оскорбительные выражения», употреблённые в оной записке . В декабре 1879 года Баранов был С.-Петербургским военно-морским судом признан виновным и отставлен от службы. 14 января 1880 г. «всемилостивейше повелено считать уволенным со службы во внимание его боевым заслугам».

Государственная служба [ | ]

Николай Баранов, 1892 год.

После убийства императора Александра II в марте-августе занял пост петербургского градоначальника, для борьбы с террором «Народной воли» . Его кандидатуру Александру III посоветовал обер-прокурор К. П. Победоносцев , писавший:

Смею еще напомнить Вашему Величеству о Баранове. Это человек преданный вам. Я знаю, - и умеющий действовать, когда нужно.

Здесь в Петербурге люди найдутся авось. Завтра приедет сюда Баранов; еще раз смею сказать, что этот человек может оказать Вашему Величеству великую службу, и я имею над ним нравственную власть .

Столичная полиция совместно с жандармами арестовала всех, кто так или иначе оказался причастен к убийству императора. Пятеро главных террористов были публично казнены на Семёновском плацу, остальные получили различные сроки заключения.

Кажется, ещё по протекции будущего Императора Александра III, когда он был наследником, как раз незадолго до первого марта, Баранов был снова привлечен на службу, но уже не на морскую, а на военную; он был сделан генералом и назначен губернатором в Гродно. После Гродно, когда император Александр III вступил на престол, так как в Петербурге было в то время очень неспокойно, делались некоторые революционные выпады, то Баранова из Гродно перевели градоначальником сюда, в Петербург. Градоначальником он был очень недолго, выделывал различные фокусы и, в конце концов, не мог ужиться градоначальником, хотя ему все время очень протежировал Константин Петрович Победоносцев .

После отставки с поста петербургского градоначальника пытался вернуться в «большую политику» предлагая различные проекты. Позднее был назначен губернатором в Архангельск .

С 1897 года - сенатор.

Некоторые современники считали его самодуром, интриганом, шарлатаном, но другие были убеждены, что Баранов

своею изумительною деятельностью, неустанным трудом и разумным образом действий показал всей России наглядный пример, что может создать администратор, действительно стоящий на высоте своего назначения и постоянно пребывающий на страже интересов правительства и общества источник не указан 2260 дней ] .

Известный русский моряк и государственный деятель Николай Михайлович Баранов происходил из незнатного дворянского рода, имевшего тесные связи с русским военно-морским флотом.

Николай Михайлович был внуком кологривского уездного казначея, отставного секунд-майора Мирона Максимовича Баранова, владельца усадьбы Лучкино Кологривского уезда. А бабушкой его была Маремьяна Ивановна, урожденная Невельская, сестра известного героя сражения под островом Нарген (1808 год), капитана 1-го ранга Гавриила Ивановича Невельского. В этой семье родились и выросли четыре брата: Павел, Иван, Михаил и Николай, - из которых Павлу и Михаилу суждено было сыграть значительную роль в военной истории нашего флота.

Павел Миронович Баранов родился в 1796 году в Лучкине. Воспитывался он в Петербурге, в Морском корпусе. Еще гардемарином в плавании на катере «Опыт» под командованием родного дяди Гавриила Ивановича Невельского он получил свое первое боевое крещение в бою у острова Нарген, о котором упоминалось выше. В 1811 году он производится в мичманы. Во время войны с Францией (1812-1815) Павел Миронович на корабле « Северная звезда» участвует в плаваниях к берегам Англии, Франции и Голландии. Он был также в составе экспедиции отряда адмирала Моллера в Испанию на корабле «Меркуриус», которым вновь командовал его дядя Г.И. Невельской. В 1819 году П.М. Баранов участвует в полярном плавании на корабле «Новая Земля» и производит гидрографические работы около Новой Земли. В 1821 году на шлюпе «Аполлон» он совершает кругосветное плавание под командованием Михаила Петровича Лазарева, только что закончившего свою известную антарктическую экспедицию вместе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном на шлюпах «Восток» и «Мирный». За это плавание П.М. Баранов награждается орденом св. Владимира IV степени и двойным окладом жалования. Возвратившись из кругосветного плавания, П.М. Баранов служит на корабле «Св. Андрей» в эскадре адмирала Кроуна. В 1826 году он производится в капитан-лейтенанты и награждается орденом св. Георгия Победоносца IV степени за многочисленные морские кампании. При отправлении эскадры адмирала Гейдена в Средиземное море П.М. Баранов назначается на корабль «Князь Владимир», а затем переводится на линкор «Азов», командиром которого был его старый начальник, капитан 1-го ранга М.П. Лазарев. 8 октября 1827 года в Наваринском сражении линейный корабль «Азов», под командованием Лазарева, совершил подвиг, за который имя этого судна вошло навсегда в списки исторических судов русского флота. На этом корабле собрались как бы все будущие герои Севастопольской обороны, ибо в числе офицеров «Азова» были В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, впоследствии навеки запечатлевшие свои имена в истории нашего флота.

А старшим офицером «Азова» и первым помощником его прославленного командира М.П. Лазарева был Павел Миронович Баранов. Сражаясь один на один с пятью вражескими кораблями, «Азов» зажег и взорвал два турецких фрегата, уничтожил один турецкий корвет и потопил 80-пушечный вражеский линейный корабль, флагманское судно союзника турок тунисского бея. Здесь, как и в бою 11 июня 1808 года на «Опыте», Баранов оказался одним из героев. Стоя на мостике судна и отдавая команды по тушению возникавших от вражеских снарядов пожаров и по заделке пробоин, он был поражен осколком бомбы, ударившим в рупор, который держал Павел Миронович. Этим осколком у моряка были выбиты передние зубы, но он, выплевывая их с кровью, продолжал распоряжаться, приказав подать себе новый рупор. Другая бомба разорвалась вблизи, ранив бесстрашного офицера в ноги. Несмотря на серьезное ранение, Баранов все же не ушел с мостика. Наскоро перевязав кровоточащие раны, он лишь тогда покинул свой пост, когда соединенная англо-франко-русская эскадра довершила полный разгром турок и их союзников. За подвиг при Наварине П.М. Баранов был награжден орденом св. Анны II степени и годовым окладом жалованья.

После излечения от ран Павел Миронович продолжает свою боевую службу на корабле «Константин», а потом - на «Полтаве» и принимает на этом судне участие в блокаде Дарданелл. По окончании войны, в 1831 году, будучи уже в чине капитана 1-го ранга, заслуженный моряк по случаю своих многочисленных ранений выходит в отставку. Но, проведя всю жизнь на кораблях, в плаваниях и боях, он не смог смириться с жизнью на берегу. Жизнь вне моря оказалась для храброго моряка невыносимой, и он вскоре подает прошение о зачислении его снова на службу во флот. Просьба Баранова была уважена, его принимают и назначают командиром линейного корабля «Прохор». Но раны и расстроенное многими походами здоровье не дали возможности этому морскому волку долго продолжать службу, связанную с плаваниями по морям. В 1838 году Павла Мироновича переводят на берег, сперва на должность помощника капитана Кронштадского порта, а затем - командира Ревельского порта. На этой должности старый моряк отдал остатки своих сил службе родине. Его неутомимая деятельность на пользу флота в 1847 году была отмечена, помимо многих наград, производством в чин генерал-майора флотской службы. Незадолго до своей кончины, последовавшей 10 октября 1855 года, П.М. Баранов был назначен инспектором корпуса штурманов Балтийского флота.

Младший брат Павла Мироновича, Михаил, родился 26 сентября 1804 года. Окончив Морской корпус в 1821 году, он уже в 1822 году отправляется в кругосветное плавание на шлюпе «Ладога». За это плавание он был награжден орденом св. Анны III степени и двойным годовым окладом жалованья. По возвращении из кругосветного плавания на родину, М.М. Баранов участвует во многих плаваниях в европейских водах, а в 1828 году получает назначение на эскадру адмирала Рикорда в Средиземное море на фрегат «Княгиня Лович» и участвует в блокаде Дарданелл, а также в многочисленных стычках с морскими разбойниками, суда которых наводняли тогда Средиземное море. За храбрость, проявленную в этих сражениях, он был награжден орденом св. Владимира с бантом. В 1834 году Михаил Миронович служит в корпусе флотских штурманов и увольняется в отставку в чине капитана в 1837 году.

Его сын, Николай Михайлович, родившийся 25 июля 1836 года, также известен в истории русского флота. Еще до окончания Морского корпуса в 1856 году он «понюхал пороху», будучи гардемарином. Во время Восточной войны 1853-1856 гг., при нападении английского флота на Кронштадт, Николай Михайлович получил боевое крещение, находясь на корвете «Виллагош». После заключения Парижского мира он, уже в чине мичмана, ходил в заграничное плавание на корвете «Выборг». В 1858 году Баранов перешел из военного флота в коммерческий - в Русское общество пароходства и торговли.

В 1861 году, получив долгосрочный отпуск, Н.М. Баранов приехал на родину, в Кологривский уезд. Это было время подготовки и осуществления крестьянской реформы, и Николай Михайлович, как сын кологривского помещика и владелец имения, принимает активное участие в этих делах, будучи мировым посредником в своем Кологривском уезде.

Возвратившись 17 апреля 1862 года в военно-морской флот, он служит командиром береговой батареи № 7 в Кронштадте, откуда переходит на должность начальника модельной мастерской флота, а затем в 1866 году - начальником Морского музея. На Всемирной парижской выставке Николай Михайлович был помощником нашего военно-морского представителя адмирала Г.И. Бутакова.

Н.М. Баранов известен и как изобретатель. В 1869 году он рекомендовал для армии и флота до того времени неупотреблявшиеся металлические патроны к ружьям и ввел в употребление скорострельную пушку, получившую название «пушка Баранова». За эти изобретения и усовершенствования он получает орден св. Владимира IV степени и десять тысяч рублей.

1871 год он встречает в должности уполномоченного по устройству морского отдела на Московской политехнической выставке. В 1872 году его командируют в Австрию, где в ее столице, Вене, открывалась Всемирная выставка, для устройства Русского морского отдела.

С началом Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Н.М. Баранов вступает в ряды моряков действующего флота. Основные сражения этой войны, как известно, происходили на суше, но не только на ней. После неудачной Крымской войны 1853-1856 гг. Россия лишилась права иметь военно-морской флот на Черном море. Так что, когда в 1877 году начались боевые действия, на Черном море у нас практически не было ни одного военного судна. По инициативе известного впоследствии адмирала С.О. Макарова, тогда еще только капитана 2-го ранга, спешно было приступлено к постройке минных катеров, которые потом и действовали успешно против неприятеля. Затем был переоборудован во вспомогательные крейсера ряд коммерческих пароходов. Одним из таких пароходов-крейсеров «Веста» и стал командовать Николай Михайлович, находившийся тогда в звании капитана 2-го ранга.

Н.М. Баранов прославился произошедшим 11 июля 1877 года боем слабо вооруженной «Весты» с новым турецким броненосцем «Фехти-Буленд». Сражение длилось несколько часов, но, несмотря на большие повреждения и потери в личном составе, поле боя осталось за «Вестой». Получив значительные повреждения, турецкий броненосец, пользуясь преимуществом хода, поспешил уйти. В числе офицеров «Весты» были будущий командир второй Тихоокеанской эскадры З.П. Рожественский, награжденный за этот бой орденом св. Георгия Победоносца IV степени, и земляки Баранова - братья Перелешины, Владимир Петрович и Михаил Петрович, племянники защитников Севастополя в 1854-55 годах Павла и Михаила Александровичей Перелешиных. В этом бою М.П. Перелешину ядром оторвало ногу, и он скончался от потери крови. Все трое, и Н.М. Баранов и братья Перелешины, были награждены за этот бой Георгиевскими крестами. В дальнейшем Н.М. Баранов отличился 27 августа при перевозке из Гагры в Новороссийск транспортов с больными и ранеными солдатами сквозь заслоны турецких крейсеров. 9 октября, командуя вспомогательным крейсером «Россия», также переоборудованном из коммерческого парохода, Н.М. Баранов с боя захватил турецкий пароход «Мерсина», перевозивший войска. Вместе с транспортом были пленены и приведены в Севастополь 23 турецких офицера и около двух тысяч солдат. Кроме того, на этом пароходе был захвачен личный курьер турецкого главнокомандующего Мухтар-паши с важными документами. Этот подвиг принес Николаю Михайловичу чин капитана 1-го ранга и звание флигель-адъютанта.

После войны в судьбе Н.М. Баранова произошли большие перемены. Он подал на имя морского министра С.С. Лесовского докладную записку, в которой подвергал его действия во время войны и после нее резкой критике, причем допустил в этом документе такие выражения, которые были признаны «неуместными». В результате возникшего по этому поводу дела Н.М. Баранов был уволен из флота. Однако такого способного и энергичного человека, каким был Николай Михайлович, властям терять не хотелось, и, поскольку служить во флоте ввиду происшедшего конфликта с морским министром ему было никак нельзя, вскоре, в конце того же 1880 года, Баранова принимают на службу в полевую артиллерию. В следующем году, по ходатайству министра внутренних дел графа М.Т. Лорис-Меликова, Баранов был назначен Ковенским губернатором. Так начался новый период в его жизни.

После убийства императора Александра II Николай Михайлович назначается петербургским градоначальником, а затем переводится губернатором в Архангельск, но и там пребывает недолго. В 1882 году Баранова переводят на должность губернатора в Нижний Новгород. Здесь Николай Михайлович проявил себя умелым администратором и приобрел широкую популярность. При нем Нижний Новгород превратился в настоящую столицу Поволжья, чему особенно способствовала проходившая в 1896 году в Нижнем Новгороде Всероссийская выставка. Баранов заботился о благосостоянии своих сограждан. В тяжелые годы холерной эпидемии он отдал свой губернаторский дом под холерный госпиталь, сам лично, несмотря на риск заразиться, посещал холерные бараки и много способствовал прекращению эпидемии. Несмотря на заслуженную популярность среди народа, Н.М. Баранов имел и немало врагов и завистников как из лагеря «левых», видевших в нем защитника самодержавного строя и необузданного самодура, вносившего только сумятицу в подведомственных ему учреждениях, так и среди «правых», считавших Баранова «красным» и либералом. По-видимому, Баранов был и в самом деле редким для тогдашней России губернатором, человеком весьма широких и разнообразных дарований, принесших много пользы.

В 1897 году Николай Михайлович оставляет службу в Нижнем Новгороде и назначается сенатором, в каком звании и пребывает до самой кончины. Скончался Н.М. Баранов 30 июля 1901 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!