Бильге кюль кадыр хан. Древнетюркские племенные союзы и государства Великой Степи

В середине VI в. в Центральной Азии сложилось первое тюркское государство, сыгравшее важную роль в истории Кыргызстана. Это был Тюркский каганат, просуществовавший почти два столетия: с 552 г. до 744 г. Ядро племени тюрк сложилось в среде центральноазиатских гуннов в III -- середине V вв. В середине V в. тюрки подчинялись жуань-жуаням, которые господствовали тогда в Центральной Азии. В 552 г. тюрки напали на жуань-жуаней и нанесли им сокрушительное поражение. Победитель -- Бумын -- принял титул жуань-жуаньского государя -- «илиг каган» и перенес свою ставку на р. Орхон (Северная Монголия). Она и стала административно-политическим центром новой державы-- Тюркского каганата. В то время в Средней Азии господствовали эфталиты. Сасанидский Иран начиная со второй половины V в. выплачивал эфталитам тяжелую дань. В 555 г. антиэфталитский союз был заключен с шахом Ирана Хосровом Ануширваном (правил: 531--579 гг.). Между 563 и 567 гг. войска Ирана с запада и конница тюрок с севера напали на эфталитов и разгромили их. Границей между победителями стала р. Амударья. Вместе со среднеазиатскими землями Истеми присвоил и титул поверженного царя эфталитов «ябгу» (джабгу). Ставку он перенес в долину у горы Актаг в Тянь-Шане. Сразу же после разгрома эфталитов между Ираном и Тюркским каганатом начались конфликты, в основе которых лежали экономические интересы, связанные с доходами от торговли по Великому шелковому пути. В своей внешней политике западные тюрки во главе с каганом Истеми достигли больших успехов. Однако закрепить их не удалось, так как в каганате началась междоусобная борьба. В 603 г. произошел официальный раздел тюркской державы на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. Дальнейшая история Кыргызстана связана с Западно-Тюркским каганатом. Массовые перемещения племен и народов в период Тюркского каганата привели к тюркизации населения Кыргызстана. Местные племена были ассимилированы пришельцами. В их облике стали все более преобладать монголоидные черты, язык стал тюркским, хотя еще долгое время рядом сосуществовал и согдийский язык иранской группы -- язык переселенцев из оазисов Средней Азии. В начале VII в. Западно-Тюркокий каганат принял название «Он ок эли» («Государство десяти стрел»). Официальными титулами государей из династии Ашина были «тюркский джабгу-каган» или «каган народа десяти стрел». И название государства, и официальная титулатура каганов свидетельствуют: ведущее положение в Западно-Тюркском государстве занимали не пришедшие из Центральной Азии тюркские племена, а «он ок бодун» («народ десяти стрел»), который жил на Тянь-Шане до тюркского. С 618 г. столицей Западно-Тюркского каганата становится г. Суяб (развалины Ак-Бешим близ г. Токмак). От последней междоусобицы тюрки оправились только во время правления Тон джабгу-кагана (618--630 гг.). Современники давали кагану высокую оценку как политическому и военному деятелю. Убийство Тон джабгу-кагана спровоцировало междоусобные войны, сопровождавшиеся частой сменой каганов и усилением центробежных сил. В первой трети VII в. в Китае усилилась династия Тан. Феодальная верхушка Китая, руководимая императором Тайцзуном, стала на путь захватнических войн. Одной из важных внешнеполитических задач танского Китая стало овладение Великим шелковым путем. В 657 г. Произошло завоевание «народа десяти стрел». Не имея возможности установить реальную власть над столь отдаленными территориями Тянь-Шаня, танский император поставил во главе «народа десяти стрел» представителей той же западной ветви династии Ашина. Эти марионеточные каганы не пользовались авторитетом у народа, не прекратившего борьбу с захватчиками. Деградация каганата продолжалась. Двадцать третий каган из династии Ашина стал последим. Его убили тюргеши в городе Кулан (близ совр. ст. Луговая) в 704 г. К власти в Семиречье и Тянь-Шане пришла династия тюргешских каганов. В начале VIII в. на развалинах Западно-Тюркского каганата на Тянь-Шане возникло государство тюргешей. Тюргеши входили в конфедерацию дулу «десятиплеменного народа» и занимали междуречье Чу и Или. Они делились на «желтые» и «черные» роды, правители которых соперничали между собой. Родоначальником новой династии стал вождь «желтых» тюргешей Уч-элиг-каган (правил: 704--706 гг.). Он занял город Суяб и сделал его главной ставкой. В 716 г. каганом тюргешей стал глава «черных» родов Сулук Чабыш-чор (правил: 716--738 гг.). Новый каган был незаурядным дипломатом. Начиная с 720 г. каган Сулук Чабыш-чор совершил несколько походов против арабов, которые, пользуясь поражением тюргешей от восточных тюрок, подчинили Согд, часть Тохаристана и Хорезм. В ходе борьбы сложилась антиарабская коалиция, в которую вошли Фергана, Чач (Ташкентский оазис) и Тюргешский каганат. В 734 г. Сулук Чабыш-чор выступил из Чуйской долины и быстро достиг Хутталя. Здесь он разбил арабов, захватил весь их обоз. Арабы отступили в Хорасан, где разместились на зимние квартиры. Решив, что разобщенные войска противника могут стать легкой добычей, каган зимой 737 г. с небольшими силами вторгся в Хорасан. Это было ошибкой: арабские войска быстро сконцентрировались и нанесли тюргешам сокрушительное поражение. Каган едва не попал в плен. Тюргеши возвратились в Чуйскую долину. Эта неудача стоила Сулуку жизни: в 738 г. он, обвиненный в поражении, был предательски убит. Гибель кагана положила начало длительной междоусобной борьбе за верховную власть между «желтыми» и «черными» родами тюргешей. Междоусобицы и вторжения иноземных войск окончательно подорвали силы Тюргешокого каганата, и он в середине VIII в. пал под натиском карлукских племен. Название «карлук бодун» («народ карлуков») или «уч карлук» («три племени карлуков») древнетюркские памятники распространяли на сильный союз кочевых племен, занимавших территорию от Монгольского Алтая до озера Балхаш, к северу от хребта Тарбагатай. В середине IX в. в Центральной Азии произошли важные политические события, сказавшиеся на судьбе государства карлуков. Непрекращающаяся борьба народов Средней Азии с арабскими завоевателями создала благоприятные условия для захвата власти в Мавераннахре местной династией из рода Самана (Саманиды). А в Центральной Азии после двадцатилетней ожесточенной борьбы енисейские кыргызы в 840 г. сокрушили Уйгурский каганат. Эти события были использованы карлуками для повышения престижа своего государства. В 840 г. карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан принял титул кагана. Этот акт еще не означал, что все тюркские племена Центральной Азии признали себя зависимыми от карлуков. Но политический демарш карлукского джабгу обеспокоил государство Саманидов, которое не желало усиления северных кочевников. Они объявили в том же году «священную войну» против тюрок, но понадобилось более 50 лет, чтобы распространить свою власть на область Тараза и часть Чуйской долины до города Мерке. Следующий каган -- Огулчак Кадыр-хан -- в конце IX в. перенес свою ставку в Кашгар и продолжал военные действия против Саманидов, остановив их дальнейшее продвижение на восток. В течение столетия в среде карлукских племен Тянь-Шаня, Семиречья и Восточного Туркестана накапливались силы, которые, сплотившись вокруг возвысившейся династии Караханидов.

В Тянь-Шане в X--XII вв. достиг своего экономического могущества и культурного расцвета Караханидский каганат. Первые Караханиды завоевали большую часть Восточного Туркестана (до Турфанского оазиса), Центральный Тянь-Шань, Семиречье и Фергану. Столицей каганата стал город Баласагун (развалины «Бурана» близ г. Токмак). С самого начала владетели мелких уделов группировались вокруг двух ветвей династии Караханидов: потомков Хассана Богра-хана (Хасаниды) и потомков Али ибн Сулеймана (Алиды). Вначале политическое преобладание было за семьей Алидов, которые владели территорией от Кашгара до Амударьи. Уделы Хасанидов были севернее. Со временем Хасаниды стали теснить Алидов. В 1025--1027 гг. главой Караханидов считался уже потомок Хасана Юсуф Кадыр-хан. В 1070 г. по мирному договору граница между обоими государствами проходила по Сырдарье, начиная от Ходжента. Договор 1070 г. междуславами Восточного и Западного каганатов юридически оформил уже давно существующий раскол. Непрекращавшиеся усобицы и война с сельджуками ослабили государство Караханидов. В конце первой трети XII в. их земли стали легкой добычей каракитаев-- народа монгольского происхождения.

Самоназванием народа было «китай», в китайских источниках их называли «кидань», в мусульманских -- «кара-китай». Их потомки позже вошли в состав кыргызского народа под названием «кытай» или «кара-кытай». В X в. кара-китаи подчинили себе многие центральноазиатские племена и завоевали Северный Китай, образовав империю Ляо. В 1125 г. империя Ляо была разгромлена чжурчженями -- пародом тунгусского корня. Один из членов правящей династии Ляо Елюй Даши объявил себя гурханом (ханом ханов) и обосновался на р. Эмиль (в районе совр. г. Чугучак).

Легко подчинив себе земли Восточного каганата и отстранив династию Караханидов от власти, гурхан основал новое государство Си Ляо (Западное Ляо), сделав своей столицей город Баласагун (по кара-китайски -- Хосун Ордо). Отсюда кара-китаи управляли громадной территорией от Енисея до Сырдарьи. В 1208 г. во владения гурхана бежали племена найманов и меркитов, разбитые Чингисханом. Найманский царевич Кучлук поступил на службу к гурхану и, собирая остатки своего народа, обосновался в Семиречье. Он воспользовался обстановкой полного произвола и деградации государства. Еще в 1210 г. он напал на Узгенд, где захватил казну гурханя, а годом позже во время охоты пленил и самого государя кара-китаев. Однако положение Кучлука не было прочным. Четыре года длилось восстание в Восточном Туркестане, которое найманы с трудом подавили лишь в 1214 г. На западе усилился хорезмшах Мухаммед, который считал себя законным наследником гурхана. На востоке возвысился Чингисхан, через несколько лет положивший конец правлению Кучлука.

Карлуки были степным народом, т. е. кочевниками. В их союз входили крупные племенные объединения ягма и чигили, а также тюргешское племя тухси. Впрочем, в истории Карлукского каганата, а также каганата, известного как Караханидский, много спорного. Обычно утверждается, что ягма и чигили уничтожили Карлукский каганат. Но это, кажется, не так. В 766 году карлуки завладели Семиречьем, где и создали государство, обычно ошибочно именуемое каганатом. На самом деле их правители, вынужденные признавать верховенство уйгурских каганов, носили титул джагбу/ягбу. Только после гибели Уйгурского каганата в 840 году джагбу карлуков принял титул кагана. Им был Кюль Бильге Кадыр-каган. Но он также считается и родоначальником династии, условно именуемой Караханидской. Получается, таким образом, что Караханидский каганат и был тем же самым Карлукским каганатом, только его территория теперь занимала, кроме Семиречья, большую часть Мавераннахра и Кашгарии, а правители и большинство населения приняли ислам.

Карлукский/Караханидский каганат особенно монолитным никогда не был. Он делился на две части: восточную и западную. Верховным каганом считался Восточный каган, происходивший из чигилей; Западный, младший, каган был из ягма. Отдельные принцы правящего рода также имели свои уделы, границы которых часто менялись. Существовала и многоступенчатая система вассалитета.

В период своего наибольшего расширения владения Караханидов охватывали территории большей части Мавераннахра и Восточного Туркестана.

В конце XI века Караханиды подпали под власть Сельджукидов, а их отдельные правители были вассалами Газневидов и Каракитаев.

Великие каганы единого каганата

Кюль Бильге Кадыр-каган ок. 840-?

Базыр Арслан-хан?-924

Абд ал-Карим Сатук Бугра-хан 924-955

Байташ Муса-хан 955-975

Абу-л-Хасан Али Арслан Кара Тонгн-хан 975-998

Ахмад I Арслан Кара-хан (или Тоган-хан I) 998-1017

Мансур Арслан-хан 1017-1024

Ахмад Тоган-хан II 1024-1026

Йусуф I Харун Кадыр-хан 1026-1032

Великие каганы Западного каганата, 1041/2-1212 гг.

Мавераннахр и западная часть Ферганы.

Мухаммад Айн ад-даула 1041-1052

Ибрахим I Бори-тегин Тамгач-хан 1052-1068

Наср I 1068-1080

Хидр 1080-1081

Ахмад I 1081-1089

Йакуб 1089-1095

Масуд I 1095-1097

Сулайман Ю97

Махмуд I 1097-1099

Джибраил 1099-1102

Мухаммад II 1102-1129

Наср II 1129

Ахмад II 1129-1130

Хасан 1130-1132

Ибрахим II 1132

Махмуд II 1132-1141

Ибрахим III 1141-1156

Али 1156-1161

Масуд II 1161-1178

Ибрахим IV 1178-1204

Усман 1204-1211/2

В 1212 году хорезмшах Мухаммад захватил Самарканд и казнил его правителя Усмана. Вскоре он казнил и других ханов Западного каганата.

Великие каганы Восточного каганата, 1032-1211 гг.

Талас, Исфиджаб, Шаш, Семиречье, Кашгар, восточная часть Ферганы.

Сулайман 1032-1056

Мухаммад I 1056-1057

Ибрахим I 1057-1059

Махмуд 1059-1074

Умар 1074-1075

Хасан (или Харун) 1075-1103

Ахмад (или Харун) 1103-1128

Ибрахим II 1128-1158

Мухаммад II 1158-?

Йусуф II ?-1211

Мухаммад III 1211

Владения династии завоёваны каракиданьским правителем Кючлюком в 1211 году.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 568-570.

Далее читайте:

Средняя Азия (обзор государственных образований и правящих династий).

Основанное в Мавераннахре в 840 году туркменом по происхождению Билге Кюл Кадыр ханом, получившем впоследствии имя правителя Гара хана, это государство отсюда и повело свое название. Караханидское государство объединило туркменские племена гарлыков, ягмаларов и джыкыларов и вошло в историю как первое государство туркмен, принявшее ислам. При поддержке исламской религии произошло усиление и самого государства.

После смерти Гара хана правление перешло к его сыновьям Базару Арслану и Огулчак хану. Сын Базар хана Сатук Бугра после смерти отца воспитывался у дяди Огулчак хана. Взойдя на престол, он ускорил распространение ислама в государстве. Его сыну Байдаш Арслан хану удалось воссоединить разрозненные к тому времени части Караханидского государства. В 1006 году с целью овладения пришедшего в упадок государства саманидов он предпринимает наступление на родственное государство Газневи. Однако, не устояв перед мощным войском Солтана Махмуда Газневи, Караханидское государство в 1042 году распадается на две части.

Великое огузтуркменское государство

С распадом Огузского государства образовались отдельные ханства, которые впоследствии, по мере их величия, становились государствами, объединяющими другие ханства. Не случайно в арабских и китайских источниках рядом с названием этого государства стоит слово «ябгу» или «ябгы» – от туркменского «великий». Великое Огузтуркменское государство образовали огузы, которые поначалу под владычеством Гектуркменского государства основали на берегу реки Барлык девять огузских ханств.

В истории название Огузтуркменского государства запечатлелось благодаря яркому следу, который оставили после себя туркмены огузы, жившие в начале X века в Мавераннахре. А прославило их владычество, основанное на обычаях Огуз хана, и это несмотря на то, что от огромных государств их отцов им досталось всего несколько городов. К этому времени некогда громадное государство Огуз хана сузилось, огузы отступили от границ Хорасана и Чын-Мачына, от берегов Атаила ужались до междуречья Сейхуна и Джейхуна, обосновавшись в Мавераннахре. Их основными городами стали Янгыкент, Гараджык, Сайрам, Джент.

Стремление продолжать традиции огузов приводит к конфликтам с набирающими день ото дня силу исламскими государствами. Быстрое распространение ислама порождает противоречия внутри самого Огузтуркменского государства, отдаляет от него огузов, принявших мусульманство.

Предводитель Дукак по кличке Демир-Яйлы (Железный лук) вступает в противоборство с правителем Огузского государства, сын которого Сельджук принимает мусульманство и отдаляется от родовой общины. Но своей славой в истории Великое Огузтуркменское государство обязано и тому, что воспитало такого гениального военачальника, как Сельджук бек – деда основателей великой империи туркмен-сельджуков.

Сельджукские туркмены, выходцы из огузского племени кынык и потомки внука Огуз хана Ай хана, строят большое государство в Дженте. Часть из них перебирается к свои туркменским родственникам, обосновавшимся в Мавераннахре и Бухаре. Сельджуки поддерживают добрососедские отношения с куняургенчскими туркменами, дружат с караханидскими туркменами.

Приглашает сельджукских туркмен в свою вотчину Хорасан и султан Махмут Газневи. Что стоит за этим его шагом? Большинство историков ошибочно считает, что султан Махмут призвал к себе сородичей, желая помочь им. Ведь по происхождению он туркмен, и большая часть его армии состоит из туркменских парней. В Хорасане туркмены живут большими общинами в городах и селах. Привольно живут туркмены в Мерве, Абиверде, Нусае, Сарахсе, Амуле, Балкане, Земе, Мавераннахре, Мангышлаке, Васе. Султан Махмут семнадцать раз ходит в Индию, его кладовые забиты золотом и серебром. Никакая сила не может устоять перед ним, кроме одной. И сила эта – его собственные туркмены. Чтобы удержать их в повиновении, Махмут и предпринимает свой хитрый тактический ход, действуя по принципу «разделяй и властвуй», не утратившего своего смысла за все прошедшие столетия.

Однако хорошо воспитанные от рождения сельджукские туркмены не стали воевать со своими соплеменниками, они требуют у султана земли на законном основании. Умному султану не остается ничего другого, как пойти им навстречу.

Но политика султаната резко меняется со смертью Махмута. Его сын и преемник султан Месут враждебен к сельджукам, между ними вспыхивает война. Месут направляет на сельджукских туркмен войско прославленного полководца Бегдогды хаджипа, тоже туркмена. Но знаменитый воевода столкнулся с военной хитростью сельджуков: они применили тактику спасения бегством. И села опустели.

Победив в Данданаканском сражении, сельджуки созывают всетуркменский съезд, на котором провозглашают образование нового туркменского государства, после чего направляют гонцов к халифу и всем окрестным царям.

Сельджуки объединяются с коренными туркменами. Они уверены в собственных силах, и это наводит их на мысль о завоевании всего мира.

Некоторые историки, утверждая, что сельджукские туркмены разрушили газневидское государство туркмен, а с самими сельджуками покончили куняургенчские туркмены, обвиняют тем самым туркмен в жестокости. Но это поверхностный, субъективный взгляд, далекий от понимания сущности характера туркменского народа. По своей натуре туркмены миролюбивы, справедливы и великодушны. Они многое прощают, но если у власти оказывается бездушный и жестокий царь или султан, они охладевают к нему. Но не отрекаются, терпят тиранию до последнего. Когда же их терпению приходит конец, седлают коней. А перед туркменом на коне уже никто не устоит!

Когда султан Месут начал проводить против туркмен политику деспотизма, они еще несколько лет терпели его. Несколько раз султан направляет на туркмен армию, но ведь и терпению есть предел!

Султанат последнего сельджука Солтана Санджара пал так же, как и султанат Месута султана! Султана большого государства натравливают на живущих в окрестностях Балха огузских туркмен. Долго терпит Солтан Санджар, не желая воевать со своим народом…

Историческая хроника сельджуков содержит и такой факт. Занявший пост великого визиря в результате дворцовых хитросплетений, Низамылмюлк настраивает султана Алп Арслана против старого визиря. Молодой султан приговаривает старого визиря к смертной казни. И тогда старый визирь бросает Низамылмюлку гневный и справедливый упрек:

– Это ты научил туркменских правителей проливать кровь!

В большинстве своем туркменские правители были людьми справедливыми, смертным грехом считалось среди них убийство невинных людей.

Все, что было связано с властью, носило у туркмен строгий характер соблюдения основ чести и справедливости. Это был своего рода кодекс власти. Нарушать его не позволялось никому. К чему приводили исключения, свидетельствует хроника Куняургенчского царства.

К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного

Какая же в то время складывалась политическая ситуация в Средней и Центральной Азии, в том числе и в Караханидском государстве?

Абу-л-Фазл Байхаки сохранил рассказ Бируни о среднеазиатских событиях начала V в.х., в котором, в частности, речь идет о караханидских междоусобицах. Сообщается, что хан (или ханы) и элик (илиг) вели борьбу под Узгеном и в 407 г.х. (1016-17 гг.) при посредничестве хорезмшаха Мамуна заключили мир ((Байхаки, 1969, с. 814-815; Бартольд, 1963, с. 338).

Как показывают монеты, в 405 г.х. Мансур ибн-Али определенно провозгласил себя великим каганом и принял титул арслан-хан, т.е. официально разорвал вассальные связи с Тоган-ханом Ахмадом, который отныне должен был считаться лишь младшим каганом. Здесь необходимо заметить, что историки часто путают титулы правителей каганата. В караханидском государстве существовали следующие титулы царствующих особ: тегин, элик (неправ. илек или илиг), бугра-хан (неправ. богра-хан), арслан-хан и, наконец, кара-хан. Это вовсе не были тотемами, как об этом пишут некоторые источники. К примеру, в Википедии сообщается: «После разгрома Уйгурского каганата в 840 году (имеется ввиду разгром Уйгурского каганата кыргызами. - авт.), выходец из знатного рода Эдгиш, который составлял часть племени чигилей, карлукский ябгу и правитель Исфиджаба Бильге-Кюль, который имел прозвище «Кара» («Чёрный» — А. Б.), открыто заявил о своих правах на верховную власть и принял титул «хан» . Возможно, с этого момента берёт своё начало род Караханидов.

При сыновьях Бильге-Кюля «Кара» Кадыра Арслан-хана (840-893) («Арслан» — лев — тотем чигилей) — Базире Арслан-хане (893-920) и Огулчаке Арслан-хане (893-940) — возобновляются набеги на территорию Мавераннахра».

Далее говорится буквально следующее: «При сыне и преемнике Сатука (Абд ал-Карима) Богра-хана (920-955) («Богра» — верблюд — тотем племени ягма) Мусе ибн Абд ал-Кариме Богра-хане (956-958) в ханстве началась «исламизация». Из арабского языка был заимствован верховный титул правителя — султан ас-салатин (то есть султан над султанами). Но тем не менее, такие тюркские титулы, как каган, илек и тегин не потеряли своего значения».

И самое интересное сообщение следует за двумя предыдущими всего через абзац: «Али ибн Сулейман, приняв титул «Арслан-хан», воцаряется в Кашгаре, а его младший брат — Хасан ибн Сулейман — принимает титул «Богра-хан» и воцаряется в Баласагуне».

Как же получается? Если лев - тотем чигилей, а верблюд - тотем племени ягма, то два брата, Али ибн-Сулейман и Хасан ибн-Сулейман, представители двух разных племен? Или же они не являются братьями? Ответ кроется в неправильном понимании титулов и тотемов. Просто Али, сын Сулеймана, был более высокого ранга, чем Хасан, т.е. во время их правления хан Кашгара усилился и главенствовал над ханом Баласагуна. Такие изменения происходили всегда и везде: в какой-то период усиливался один хан, позже другой, и в соответствии с этим менялись их титулы. Так что бугра-хан, арслан-хан и кара-хан - это титулы правителей, а не имена или тотемы, как часто выдают нам некоторые ученые.

Таким образом, тегин (принц) и элик (владетель) - это титулы дворян, а бугра-хан, арслан-хан и самый высокий титул кара-хан - это ранги правителей.

Однако вернемся к основному нашему повествованию.

Великим каганом Мансур провозгласил себя потому, что захватил столицу каганата Баласагун и заявил претензии на верховную власть в каганате. И если в 403 г.х. Мансур утратил владения в Мавераннахре, то теперь он был признан сюзереном в Таразе, Тункате, Ахсикенте, Ходженте и Уструшане. Итак, монеты 405 г.х. демонстрируют несомненные успехи Мансура, которые в 406 г.х. стали еще большими, хотя начинать ему пришлось едва ли не с нуля. О.Прицак связывал их с болезнью Тоган-хана, засвидетельствованной Ибн ал-Асиром. В рукописных источниках, однако, есть известия о событиях, которые, как представляется, могли явиться более вероятной или, во всяком случае, более важной причиной успехов Мансура.

По данным Утби, Ибн ал-Асира, Ибн ал-Ибри, в конце правления Тоган-хана в его владения вторглась «со стороны Сина» огромная орда неверных и остановилась в 8 днях пути от Баласагуна. Караханидское войско вместе с добровольцами из других стран ислама двинулось на них и преследовало врага 3 месяца, пока не нанесло ему сокрушительное поражение (Бартольд, 1963а, с. 341; Агаджанов, 1969, с. 155). Описанные события Ибн ал-Асир и Ибн ал-Ибри датируют 408 г.х. Эту дату принял, например, О.Прицак (1953, с. 30), М.Н.Федоров же указал, что Ахмад не мог в то время преследовать противника из Баласагуна, уже принадлежавшего Мансуру, и счел сведения о походе Тоган-хана легендарными (1975а, с. 106-107). При этом он не объяснил, как «легенда» могла попасть в труд Утби — современника событий, в целом хорошо осведомленного о караханидских делах. Уж скорее следовало заключить, что ошибочна традиционная датировка войны с неверными, тем более что Ибн ал-Асир в другом месте приводит иную дату — 403 г.х. (Бартольд, 1963а, с. 34, прим. 4), а в сирийской версии Ибн ал-Ибри назван 1325 год селевкидской эры, который приходится частью на 1013, но в основном на 1014 г. н.э., т. е. примерно соответствует 404 г.х. (1945, с. 282)

При таком разнобое трудно сделать уверенный выбор, однако, ввиду очевидной недостоверности поздней даты (408 г.х.), лежащими ближе к истине кажутся две другие — 403 или 404 г.х. И быть может, не случайно на одном из дирхемов 405 г.х. впервые в чекане Абу-Насра Ахмада ибн-Али появляется его новая почетная кунья Абу-л-Музаффар, свидетельствующая, как представляется, о какой-то важной победе («зафар» по-арабски - победа. - авт.). Если считать датой похода против неверных 404 г.х., успехи Мансура в 405 г.х. могут быть легко объяснены: он сумел захватить ряд владений Ахмада ибн-Али, воспользовавшись продолжительным, длившимся не менее полугода отсутствием его самого и его главных военных сил.

Еще более удачным для Мансура был 406 г.х., когда к прежним владениям, где он был признан сюзереном, прибавились Чач (по-арабски Шаш), Илак, Бухара и, очевидно, Саганийан.

В следующем, 407 (1016-17 г.) в борьбу вмешался Кадыр-хан Юсуф и вторгся из Восточного Туркестана в Фергану, где завоевал Узген (дирхемы 407 г.х.). Так нумизматические материалы подтверждают рукописную версию, согласно которой под Узгеном боролись ханы и элик. В том же году враждующие стороны заключили мир.

Судя по тому, что монеты биты в 407 г.х., приходится констатировать, что в 407-408 (1016-18 гг.) власть Ахмада признавалась только в Бухаре и Самарканде. Таким образом, в ходе междоусобной борьбы, протекавшей в 405-407(1014-17 гг.), Ахмад потерял почти все подвластные ему территории, сохранив Самарканд и Бухару. Во всех остальных среднеазиатских владениях Караханидов признавалась верховная власть Мансура ибн-Али.

События 403-407 (1012-17 гг.) затронули практически весь каганат: как теперь выясняется, в них принял непосредственное участие даже владетель Восточного Туркестана Юсуф ибн-Харун. За это время политическая карта владений Караханидов менялась очень существенно, иной раз даже на протяжении одного года.

По данным рукописных источников, Ахмад ибн-Али скончался в 408 г.х. (Прицак, 1953, с. 30]. Тем самым закончилось «троецарствие», когда в каганате было сразу три хана — Тоган-хан Ахмад, Арслан-хан Мансур, Кадыр-хан Юсуф. Продолжалось оно с 405 до 408 (1017 г.). После этого сюзеренные права Арслан-хана были признаны во всех владениях Караханидов.

В пору царствования Арслан-хана только столичный Баласагун (Куз Орду), как и при Ахмаде, находился в полной власти государя, остальные владения обычно (хотя и не всегда) передавались бугра-ханам и эликам. Самым могущественным из них был элик Мухаммад ибн-Али, который в годы смут, наступивших после смерти Насра, тем или иным путем приобрел владения даже более обширные, чем у покойного элика. После смерти Ахмада ибн-Али, т.е. окончательного утверждения в каганате Арслан-хана Мансура, владения Мухаммада несколько сократились.

Крупнейшим после Мухаммада удельным правителем был его сын Ахмад, который выступает вассалом Кадыр-хана Юсуфа. Вассалом Арслан-хана в Илаке в 408-11 и 414 г. х. выступает Бори-тегин, т.е. Ибрахим ибн-Наср.

Как раз в эти времена и появился на свет будущий великий поэт, будущий хас-хаджиб и будущий мудрец Юсуф Баласагуни.

Первые сведения о карлуках, известных под именем булак , относятся к V в. Первоначально они занимали территорию между Алтаем и восточным побережьем озеро Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени — булак, чигиль, шашлык . Титул вождя объединения — эльтебер.

В 742 г. карлуки совместно с уйгурами и басмылами выступили против Восточно-тюркского каганата. В результате восточные тюрки были разбиты, и на месте их каганата возникло новое государство — Уйгурский каганат (744-840).

В 746 г. карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата и переселились в Семиречье.

В 756 г. захватив власть у тюргешей карлуки в Семиречье образовали раннефеодальное государство — Карлукский каганат .

Территория — от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль, долины рек Или, Чу, Талас, отроги Тянь-Шаня, от Испиджабской области до Отрара (VIII-IX в.в).

Арабский географ Ибн Хаукаль (X в) писал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток.

Столица Суяб , позднее Баласагун . У карлуков насчитывалось 25 городов и поселений: Тараз, Кулан, Мерке, Атлах, Барысхан, Талгар и др. (Сведение из книги «Худуд аль-Алам» X в.).

Титул правителей — жабгу, а с 840 г. — каган.

Этнический состав

Арабские и персидские источники говорят о том, что карлукское объединение в IX-X вв. состояло из многочисленных родоплеменных групп. Арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает, что в состав карлукской конфедерации входило 9 племен.

Наиболее крупные племена карлуков в Семиречье и Южного Казахстана: тухси, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы.

Население также включало ираноязычных согдийцев, переселенцев из стран Ближнего Востока и Центральной Азии.

Политическая история

  • В 766-775 гг. карлуки захватили Кашгарию, а в конце VIII в. распространили свое влияние на Фергану.
  • На западе вели борьбу с арабами, пытавшимися завоевать Мавераннахр. Арабы хотели распространить ислам путем завоеваний, но карлуки оказали достойное сопротивление.
  • Попытки карлуков соперничать с Уйгурским каганатом на востоке окончились неудачей. В 791 г. у Бешбалыка карлуки потерпели поражение от уйгуров, а в 812 г. от арабов. В результате карлуки попали под власть Уйгурского каганата.
  • В 840 г. Енисейские кыргызы разгромили Уйгурский каганат. Уйгуры были вынуждены переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. В этой ситуации карлуки объявили о своей независимости и карлукский жабгу Бильге Кюль Кадырхан, правитель Испиджаба, объявил себя — каганом.
  • В конце IX в. арабы вновь продолжили свой поход против карлуков и захватили Испиджаб, напали на Тараз. Город пал, а население приняло ислам. Ставка кагана перенесли из Тараза в Кашгар.
  • Карлукские племена господствовали в Семиречье 200 лет. На рубеже IX-X вв. происходит ослабление Карлукского каганата.

Причины ослабления:

  • усиление борьбы за власть;
  • усиление борьбы за пастбища;
  • междоусобные войны.

В 940 г. тюркоязычные племена чигили и ягма из Восточного Туркестана захватили столицу Баласагун и Карлукский каганат перестал существовать. В Семиречье власть переходит к новой династии — караханидам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!