Канцлер германской империи отто фон бисмарк. Германия: социальное государство от Бисмарка до Аденауэра

В 17 лет Бисмарк поступил в Гёттингенский университет, где изучал право. В бытность студентом получил репутацию гуляки и драчуна, отличался в дуэльных поединках. В 1835 получил диплом и вскоре был зачислен на работу в Берлинский муниципальный суд. В 1837 занял должность податного чиновника в Ахене, годом позже – ту же должность в Потсдаме. Там он вступил в Гвардейский егерский полк. Осенью 1838 Бисмарк переехал в Грейфсвальд, где помимо исполнения своих военных обязанностей изучал методы разведения животных в Эльденской академии. Денежные потери его отца вместе с врожденным отвращением к образу жизни прусского чиновника заставили его в 1839 оставить службу и принять на себя руководство семейными владениями в Померании. Бисмарк продолжил свое образование, принявшись за труды Гегеля, Канта, Спинозы, Д.Штрауса и Фейербаха. Кроме того, он путешествовал по Англии и Франции . Позднее присоединился к пиетистам.

После смерти отца в 1845 семейная собственность была разделена и Бисмарк получил поместья Шёнхаузен и Книпхоф в Померании. В 1847 он женился на Йоханне фон Путткамер. Среди его новых друзей в Померании были Эрнст Леопольд фон Герлах и его брат, которые не только находились во главе померанских пиетистов, но и входили в группу придворных советников. Бисмарк, ученик Герлахов, стал известен благодаря своей консервативной позиции в ходе конституционной борьбы в Пруссии в 1848–1850. Противодействуя либералам, Бисмарк способствовал созданию различных политических организаций и газет, включая «Новую прусскую газету» («Neue Preussische Zeitung»). Он был депутатом нижней палаты парламента Пруссии в 1849 и Эрфуртского парламента в 1850, когда выступил против федерации германских государств (с Австрией или без нее), ибо верил, что это объединение укрепит набиравшее силу революционное движение. В своей Ольмюцской речи Бисмарк выступил в защиту короля Фридриха Вильгельма IV, капитулировавшего перед Австрией и Россией . Довольный монарх написал о Бисмарке: «Ярый реакционер. Использовать позже».

В мае 1851 король назначил Бисмарка представителем Пруссии в союзном сейме во Франкфурте-на-Майне. Там Бисмарк практически сразу же пришел к заключению, что целью Пруссии не может быть германская конфедерация при господствующем положении Австрии и что война с Австрией неизбежна, если господствующие позиции в объединенной Германии займет Пруссия. По мере того как Бисмарк совершенствовался в изучении дипломатии и искусстве государственного управления, он все больше отдалялся от взглядов короля и его камарильи. Со своей стороны, и король начал терять доверие к Бисмарку. В 1859 брат короля Вильгельм, бывший в то время регентом, освободил Бисмарка от его обязанностей и направил посланником в Санкт-Петербург. Там Бисмарк сблизился с российским министром иностранных дел князем А.М.Горчаковым, который содействовал Бисмарку в его усилиях, направленных на дипломатическую изоляцию сначала Австрии, а затем и Франции.

Министр-президент Пруссии.

В 1862 Бисмарк был направлен посланником во Францию ко двору Наполеона III . Вскоре он был отозван королем Вильгельмом I для разрешения противоречий в вопросе о военных ассигнованиях, который бурно обсуждался в нижней палате парламента. В сентябре того же года стал главой правительства, а чуть позже – министром-президентом и министром иностранных дел Пруссии. Воинствующий консерватор, Бисмарк объявил либеральному большинству парламента, состоявшему из представителей среднего класса, что правительство продолжит сбор налогов, сообразуясь со старым бюджетом, ибо парламент из-за внутренних противоречий не сможет принять новый бюджет. (Эта политика продолжалась в 1863–1866, что позволило Бисмарку провести военную реформу.) На заседании парламентского комитета 29 сентября Бисмарк подчеркивал: «Великие вопросы времени будут решаться не речами и резолюциями большинства – это была грубая ошибка 1848 и 1949 годов, – но железом и кровью». Поскольку верхняя и нижняя палаты парламента были неспособны выработать единую стратегию по вопросу о национальной обороне, правительству, по мнению Бисмарка, следовало проявить инициативу и вынудить парламент согласиться с его решениями. Ограничив деятельность прессы, Бисмарк предпринял серьезные меры для подавления оппозиции.

Со своей стороны, либералы подвергли резкой критике Бисмарка за предложение поддержать российского императора Александра II в подавлении польского восстания 1863–1864 (конвенция Альвенслебена 1863). В течение следующего десятилетия политика Бисмарка привела к трем войнам, итогом которых стало объединение в 1867 германских государств в Северо-германский союз: войне с Данией (датская война 1864), Австрией (австро-прусская война 1866) и Францией (франко-прусская война 1870–1871). 9 апреля 1866, на следующий день после подписания Бисмарком секретного соглашения о военном союзе с Италией в случае нападения на Австрию, он представил на рассмотрение бундестага свой проект германского парламента и всеобщего тайного избирательного права для мужского населения страны. После решающей битвы при Кётиггреце (Садовой) Бисмарк сумел добиться отказа от аннексионистских претензий Вильгельма I и прусских генералов и предложил Австрии почетный мир (Пражский мир 1866). В Берлине Бисмарк внес в парламент законопроект, освобождающий его от ответственности за неконституционные действия, который был утвержден либералами. В последующие три года секретная дипломатия Бисмарка была направлена против Франции. Публикация в прессе Эмсской депеши 1870 (в редакции Бисмарка) вызвала такое возмущение во Франции, что 19 июля 1870 была объявлена война, которую Бисмарк фактически выиграл дипломатическими средствами еще до ее начала.

Канцлер Германской империи.

В 1871 в Версале Вильгельм I надписал на конверте адрес – «канцлеру Германской империи», утвердив тем самым право Бисмарка управлять империей, которую тот создал и которая была провозглашена 18 января в зеркальном зале Версаля. «Железный канцлер», представлявший интересы меньшинства и абсолютной власти, управлял этой империей в 1871–1890, опираясь на согласие рейхстага, где с 1866 по 1878 его поддерживала партия национал-либералов. Бисмарк провел реформы германского права, системы управления и финансов. Проведенные им в 1873 реформы образования привели к конфликту с Римской католической церковью, однако основной причиной конфликта было возраставшее недоверие германских католиков (составлявших около трети населения страны) к протестантской Пруссии. Когда эти противоречия проявились в деятельности католической партии «Центра» в рейхстаге в начале 1870-х годов, Бисмарк вынужден был принять меры. Борьба против засилья католической церкви получила название «культуркампфа» (Kulturkampf, борьба за культуру). В ходе ее многие епископы и священники были арестованы, сотни епархий остались без руководителей. Теперь церковные назначения должны были согласовываться с государством; клирики не могли находиться на службе в государственном аппарате.

В области внешней политики Бисмарк прилагал все усилия, чтобы закрепить завоевания Франкфуртского мира 1871, способствовал дипломатической изоляции Французской республики и стремился предотвратить образование любой коалиции, угрожавшей гегемонии Германии. Он предпочел не участвовать в обсуждении претензий на ослабленную Османскую империю. Когда на Берлинском конгрессе 1878 под председательством Бисмарка завершилась очередная фаза обсуждения «Восточного вопроса», он разыграл роль «честного маклера» в споре соперничавших сторон. Секретный договор с Россией 1887 – «договор перестраховки» – показал способность Бисмарка действовать за спинами своих союзников, Австрии и Италии, для сохранения status quo на Балканах и Ближнем Востоке.

Вплоть до 1884 Бисмарк не давал четких определений курсу колониальной политики, главным образом из-за дружественных отношений с Англией. Другими причинами было стремление сохранить капиталы Германии и свести к минимуму правительственные расходы. Первые экспансионистские планы Бисмарка вызвали энергичные протесты всех партий – католиков, государственников, социалистов и даже представителей его собственного класса – юнкерства. Несмотря на это, при Бисмарке Германия начала превращаться в колониальную империю.

В 1879 Бисмарк порвал с либералами и в дальнейшем полагался на коалицию крупных землевладельцев, промышленников, высших военных и государственных чинов. Он постепенно перешел от политики «культуркампфа» к гонениям на социалистов. Конструктивной стороной его негативной запретительной позиции стало введение системы государственного страхования по болезни (1883), в случае увечья (1884) и пенсионного обеспечения по старости (1889). Однако эти меры не смогли изолировать германских рабочих от социал-демократической партии, хотя и отвлекли их от революционных методов решения социальных проблем. При этом Бисмарк выступал против любого законодательства, регулирующего условия труда рабочих.

Конфликт с Вильгельмом II.

Со вступлением на престол Вильгельма II в 1888 Бисмарк потерял контроль над правительством. При Вильгельме I и Фридрихе III, который правил менее полугода, позиции Бисмарка не смогла поколебать ни одна из оппозиционных группировок. Самоуверенный и честолюбивый кайзер отказался играть второстепенную роль, и его натянутые отношения с рейхсканцлером становились все более натянутыми. Наиболее серьезно расхождения проявились в вопросе о внесении изменений в Исключительный закон против социалистов (действовавший в 1878–1890) и в вопросе о праве министров, подчиненных канцлеру, на личную аудиенцию у императора. Вильгельм II намекнул Бисмарку на желательность его отставки и получил от Бисмарка заявление об отставке 18 марта 1890. Отставка была принята через два дня, Бисмарк получил титул герцога Лауэнбургского, ему было присвоено также звание генерал-полковника кавалерии.

Удаление Бисмарка во Фридрихсруэ не было концом его интереса к политической жизни. Особенно красноречив он был в критике вновь назначенного рейхсканцлера и министра-президента графа Лео фон Каприви. В 1891 Бисмарк был избран в рейхстаг от Ганновера, но так никогда и не занял там своего места, а двумя годами позже отказался выставить свою кандидатуру для переизбрания. В 1894 император и уже стареющий Бисмарк вновь встретились в Берлине – по предложению Хлодвига Гогенлоэ, князя Шиллингфюрста, преемника Каприви. В 1895 вся Германия праздновала 80-летие «Железного канцлера». Умер Бисмарк во Фридрихсруэ 30 июля 1898.

Литературным памятником Бисмарку являются его Мысли и воспоминания (Gedanken und Erinnerungen ), а Большая политика европейских кабинетов (Die grosse Politik der europaischen Kabinette, 1871–1914 , 1924–1928) в 47 томах служит памятником его дипломатическому искусству.

Бисмарк Отто Фон - первый канцлер Германской империи, осуществивший план объединения Германии по малогерманскому пути и прозванный «железным канцлером». При выходе в отставку получил титул герцога Лауэнбургского и чин прусского генерал-полковника с рангом генерал-фельдмаршала. Период его правления характеризуют термином «Бонапартистское правление» - термин, применяемый для характеристики политики Бисмарка на посту рейхсканцлера Германии. Означает постоянное балансирование Бисмарка между отдельными гос-ми в Союзном совете (Бундесрате) и партиями в рейхстаге, противоречия между которыми позволяли ему осуществлять свое единоличное правление. В 1878 году был принят исключительный закон, запрещавший деятельность всех социалистических союзов и организаций и их печать. Социалистическая агитация наказывалась тюремным заключением или высылкой.Закон действовал до 1890 года, однако подавить социалистическое движение не удалось. «Кнутом и пряником» - политика Бисмарка по отношению к рабочему движению. В качестве кнута – «исключительный закон» 1878 года, в качестве пряника – социальные реформы. По указанию Бисмарка была разработана серия законов о социальном страховании: закон о страховании на случай болезни (май 1883), от несчастных случаев на производстве (июнь 1884 г), о страховании в связи с инвалидностью и старостью(май 1889). Рабочим предоставлялось право создавать легальные профсоюзы, кассы взаимопомощи, выпускать рабочие газеты с условием не пропагандировать социалистические идеи. Культуркампф – борьба Бисмарка против католической церкви и католического клерикализма. Причина проведения данной политики заключалась в том, что Бисмарк опасался политического католицизма, подкреплявшего антипрусские и антиимперские тенденции авторитетом религии. Также культуркампф должен был служить средством германизации польских провинций. В ходе культуркампфа был упразднен самостоятельный католический отдел в министерстве культов, священникам было запрещено вести политическую агитацию (1871). Был принят закон о гос.инспекциях католических школ, закон о запрете ордена иезуитов в Германии(1872). Майские законы 1873 года требовали от будующих священников наличия германского подданства, трехгодичной учебы в одном из немецких университетов, сдачи специального экзамена. Разрешалась высылка из страны священников, не подчиняющихся майским законам. Был введен обязательный гражданский брак (1874-1876). Политика культуркампфа провалилась. Была демонтирована в 1878 году и от нее остались только гражданский брак и надзор государства за школьным образованием. Начиная с конца 1870-х годов, Бисмарк отделяется от либералов. В течение этой фазы он прибегает к политике протекционизма и государственного вмешательства в экономику. В1880-е годы был внедрен антисоциалистический закон. Разногласия с тогдашним кайзером Вильгельмом II привели к отставке Бисмарка.

Российское правительство сохранило гражданам пенсионные накопления. Казне придется изыскивать иные источники для выполнения текущих социальных обязательств. Не исключено, что задействуют Фонд национального благосостояния. Другой вариант - сокращение расходов на образование и медицину. Или на оборону. Что вряд ли вызовет восторг у населения. А ведь трудовые пенсии изначально рассматривались именно как плата за общественное спокойствие.

Отто фон Бисмарку приписывается знаменитая фраза про социализм, что построить его «конечно, можно, но для этого надо выбрать страну, которую не жалко». Железный канцлер действительно крайне настороженно относился к идеям всеобщего равенства, чьи «призраки» как раз во время его правления начали «бродить по Европе». Но, по иронии судьбы, именно эти опасения заставили Бисмарка пойти на беспрецедентный эксперимент, ставший своего рода символом веры практически для всех левых политиков и сторонников «социального государства».

В 1889 году в Германии был принят закон о страховании по инвалидности и возрасту. Он охватывал всех рабочих, а также производственных служащих с годовым доходом до 2000 рейхсмарок в год и предусматривал выход на пенсию по достижении семидесятилетнего возраста. Таким образом с подачи Бисмарка на свет возникло обязательное пенсионное обеспечение.

Призрак патернализма

Разумеется, интересы самих пролетариев инициатор масштабной социальной реформы учитывал в последнюю очередь. Для Бисмарка гораздо важнее было сделать рабочих максимально зависимыми от государства и тем самым лишить их каких бы то ни было резонов для участия в революционных экспериментах.

Харизматичному немецкому чиновнику весьма пригодились наработки французского императора Наполеона III, который осуществлял, по сути, политику авторитарного социализма, извлекая из программы социалистов наиболее яркие призывы и лозунги. Правда, основоположник «бонапартизма» стремился обеспечить стабильность, превратив большинство французов в рантье, чьи доходы зависели от государства. А Бисмарк пошел еще дальше, включив в этот патерналистский круг и рабочих, получающих пособия.

Еще в марте 1863-го, будучи министром-председателем правительства Пруссии, Отто фон Бисмарк предложил министру торговли Итценплитцу поддержать введение системы страхования на заводах и фабриках. В 1864-1865 годах Бисмарк обратился к королю Пруссии с проектом о предоставлении финансовых средств экспериментальному товариществу рабочих, образованному для производства сельхозпродуктов, организовывал помощь уволенным ткачам.

Изображение: Corbis

К слову, некоторые историки утверждают, что соответствующими нововведениями Бисмарк озадачился, изучив социальную политику не только Наполеона III, но и некоторых российских промышленников. Еще в конце 1850-х на Николаевской, Харьково-Николаевской, Варшавско-Венской и Варшавско-Бромбергской дорогах были организованы вспомогательные кассы для рабочих и служащих. А 25 августа 1860 года была высочайше учреждена Эмеритальная пенсионная касса инженеров путей сообщения. «Наилучшая, наиполезнейшая и наисильнейшая мера привлечения к железнодорожной службе и удержания на ней людей благонадежных, способных и достаточно подготовленных», - так охарактеризовал это решение тогдашний министр путей сообщения Российской империи Константин Посьет.

Нелишне напомнить, что во время пребывания на дипломатической службе Бисмарк успел потрудиться и в Санкт-Петербурге, и в Париже. То есть результаты упомянутых экспериментов он имел возможность наблюдать воочию. Но во Франции социальные новации проводил лично император. В России это было, скорее, инициативой на местах, нежели элементом продуманной стратегии двора. Бисмарк с 1871 года занимал пост рейхсканцлера вновь созданной Германской империи с практически неограниченными полномочиями. Но его карьера зависела от благосклонности кайзера, а также, хоть и в меньшей степени, - парламента.

В этом плане умиротворение пролетариата давало железному канцлеру не менее серьезный козырь, чем его вклад в объединение Германии. Тем более что этот, как бы сейчас сказали, «геополитический успех», сопровождаемый к тому же внушительными французскими контрибуциями, привел к значительному перегреву немецкого финансового рынка. Резко выросли цены и зарплаты. Берлин стал самым дорогим городом Европы. А немецкие промышленники из-за стремительного увеличения издержек теряли свои конкурентные позиции.

Вслед за падением немецкого экспорта таяли и ряды приверженцев либерализма и идей свободной торговли. И наоборот, набирали политический вес консерваторы и протекционисты. С экономическими взглядами Бисмарка произошла схожая метаморфоза. Как заметил один из современников, пути канцлера, как и пути Господни, неисповедимы.

Повышение таможенных сборов, с одной стороны, уменьшало зависимость федеральной казны от отчислений отдельных германских земель и обеспечивало государство деньгами для масштабных социальных реформ. А с другой - значительно упрощало конкурентную среду для немецких производителей. И то и другое работало на Бисмарка.

«Взять это дело в свои руки должно государство - ему легче всего мобилизовать необходимые средства. Не как милостыню, а как право на поддержку, когда искреннее желание работать человеку больше помочь не может. Почему только тот, кто стал неработоспособным на войне или на посту чиновника должен получать пенсию, а солдат труда - нет?... Возможно, что наша политика когда-нибудь пойдет прахом, но государственный социализм пробьется. Всякий, кто снова подхватит эту идею, придет к кормилу власти», - говорил рейхсканцлер.

Диктатура рантье

Он во многом оказался прав, но не учел одного важного нюанса. Гарантировать обеспеченную старость гражданам, не неся при этом существенных финансовых потерь, государство может лишь при высоком пенсионном возрасте.

В 1900 году в Германии выплачивалось лишь 600 тысяч пенсий. Причем две трети из них - по инвалидности. Дело в том, что до обозначенного бисмарковскими законами 70-летия мало кто доживал. Средняя продолжительность жизни в Германии в то время составляла для мужчин 40,6 года, для женщин - 44 года. А к 1925-му году количество пенсионеров увеличилось в 2,5 раза, поскольку возраст выхода на пенсию понизился до 65 лет.

«Призрак бродит по свету - призрак банкротства государственных пенсионных систем. […] Два внешних фактора усугубляют этот исход: 1) глобальная демографическая тенденция к снижению рождаемости и 2) достижения медицины, приводящие к увеличению продолжительности жизни. В результате все меньшее число работающих содержат все большее число пенсионеров. Поскольку увеличение как границы пенсионного возраста, так и налогов на фонд оплаты труда имеют верхний предел, рано или поздно система вынуждена снижать уровень обязательств - верный признак банкротства». Так, спустя почти столетие после социальных реформ Отто фон Бисмарка, написал подчиненный другого авторитарного лидера Аугусто Пиночета - чилийский министр труда Хосе Пиньера.

В 1979 году Пиньера начал создавать ту пенсионную систему, которая впоследствии прославила Чили. Каждому работнику предоставлялась возможность отказаться от государственной пенсии. В таком случае 10 процентов его заработка отправлялись не на выплату налогов, а на пенсионный сберегательный счет (ПСС). «Социальные программы должны поощрять усилия отдельных людей, вознаграждать тех, кто не боится брать ответственность за свою судьбу. Нет ничего хуже социальных программ, порождающих общество дармоедов», - пояснял коллега Пиньеры министр финансов Эрнан Бучи.

При этом глава Минтруда обещал согражданам «никому не отдавать сбережения вашей бабушки». Исправное исполнение государством текущих пенсионных обязательств было одним из ключевых условий реформы. Как подчеркивал Пиньера, «было бы несправедливым по отношению к пожилым людям резко изменить их доходы или ожидания в этот момент их жизни».

Зато все новые работники в обязательном порядке включались в систему ПСС. Также власти проявили жесткость, когда профсоюзы попытались замкнуть на себя выбор пенсионных фондов, управляющих накоплениями граждан.

Уже к концу 1980-х более 70 процентов чилийцев сами копили себе на старость. А норма сбережений в стране достигла 30 процентов ВВП - рекордный показатель для Латинской Америки. Железный канцлер Бисмарк сделал немцев патерналистами. А чилийцы при диктаторе Пиночете стали полноценными рантье, не зависящими от государства.

Впрочем, силовой ресурс хунты - отнюдь не единственное, что обусловило успех начинания Пиньеры. В Чили весьма невысока доля пожилых людей - около 8 процентов. На одного пенсионера приходится 12,8 работающих. Для сравнения - в нынешней России на 3 пенсионеров приходится лишь 5 работающих. Более того, фактический трудовой стаж - то есть период, в течение которого делаются личные накопления и/или платятся взносы в Пенсионный фонд - существенно сократился. Начиная работать примерно в 24 года, россияне уже в 55-60 лет уходят на пенсию.

Это не отменяет желание граждан получать достойное вознаграждение на склоне лет. А равно и стремление государства не обанкротиться при выполнении пенсионных обязательств. Отто фон Бисмарк вместо панацеи открыл ящик Пандоры. Пенсии из гаранта социального мира превратились в новый источник напряжения. И как показывает чилийский опыт, чтобы избежать «короткого замыкания», нужны кардинальные решения. Развязать завязанный железным канцлером узел без железной руки крайне сложно.

Реформы Бисмарка. Политическая слабость германской бур­жуазии сказалась в том, что воссоединение Германии произошло не путем революции, разрушающей остатки феодализма, а контр­революционными методами, т. е. с сохранением господства отжив­ших классов и всего “готического” хлама феодально-абсолютистс­кой государственности. В течение двадцати лет после воссоедине­ния Бисмарк был живейшим выражением создавшейся двойствен­ности и вытекавших отсюда противоречий. Более связанный по своим классовым интересам с прошлым Германии, чем с ее буду­щим, он, однако, стремился в меру своего разумения удовлетво­рять основные экономические потребности буржуазии. Он сбли­зился на первых порах с национал-либералами, вернее говоря, властно повел их за собой, нередко, правда, встречая с их стороны сопротивление, но легко преодолевая его комбинациями внутри- и внепарламентского характера.

Первая половина 70-х годов была временем, когда национал- либералы достигли вершины возможного для них влияния, имея в рейхстаге 1874 г. 152 представителя, т. е. больше, чем какая бы то ни было другая партия за все время существования рейхстага. В этот именно период установлена была единая система денежного обращения и введена золотая валюта, были сделаны крупные шаги по пути создания единого права. Германия получила почти однооб­разное уголовное и торговое право (общеимперский Гражданский кодекс введен был в действие лишь в 1900 г.). В 1874 г. имперский закон о печати устранял оставшиеся от средневековья ограниче­ния печати, хотя и ввел суровые судебные кары за антиправи-

тельственные выступления. Из мероприятий местного характера следует отметить проведенную Бисмарком в 1872 г. реформу мест­ного самоуправления в восточных провинциях Пруссии. В каждой провинции, делавшейся на округа, учреждены были выборные ок­ружные собрания. Однако полицейская власть помещика в округе, бывшая до того феодальной привилегией, по существу, сохрани­лась, так как внутри округа обязанности начальников полиции без­возмездно несли лица, назначавшиеся королем всегда из местных землевладельцев. Сверх того, крупные имения составляли само­стоятельные районы, где помещик, с согласия начальника округа (ландрата), сам являлся старшиной или назначал старшину.

“Кулътуркампф”. Шаги, предпринятые Бисмарком на пути к имперскому единству, укрепили не германскую, а прусско-гер­манскую империю и тем самым обещали увековечить тягостную для всех непруссаков гегемонию Пруссии. Мероприятия эти долж­ны были вызвать усиление и сплочение всех антиправительствен­ных элементов, как ни пестры они были. А “общее знамя эти пес­трые элементы нашли в ультрамонтанстве”1. С одной стороны, им­перское правительство в лице Бисмарка готово было возненави­деть всякую силу, казавшуюся ему слишком самостоятельной и осмеливавшуюся соперничать с ним, а такой грозила стать в Гер­мании католическая церковь, вдохновляемая воинственными плана­ми папы (Пия IX), а с другой - все, что было в Германии центро­бежного, все, подавляемое и оскорбляемое Пруссией в своем наци­ональном, главным образом, достоинстве, все, оппозиционно на­строенное против пруссачества, стало группироваться вокруг ка­толической церкви, выразительницей интересов которой в 1870 г.

Сделалась, как мы уже знаем, партия центра, всегда, впрочем, по составу своему строго и чисто католическая. Недаром вождем партии был Виндгорст - лидер ганноверских вельфов, особенно и демонстративно непримиримых антагонистов Пруссии. Бисмарк без колебания вступил в бой с центром, имея на своей стороне либеральные фракции рейхстага, и провел ряд антиклерикальных законов, из которых важнейшим был закон о передаче светским должностным лицам ведения актов гражданского состояния и об обязательном гражданском браке (1875 г.). Так как духовенство по прямым указаниям Рима отказалось подчиняться этим законам, правительство обрушило на непокорных священников и мирян град административных репрессий. Все это, однако, оказалось совер­шенно тщетным. Сочувствие и содействие многочисленных и разно­образных оппозиционных элементов сделало сопротивление като­ликов очень стойким и эффективным. Против Бисмарка вооружи­лись даже консервативные протестантские круги, особо недоволь-

ные его союзом с либералами и охотно изображавшие его борьбу с католической церковью как подрыв религиозных устоев вообще. Борьба эта, прозванная сторонниками Бисмарка “культуркампфом”, закончилась, в сущности, полным поражением Бисмарка. Он сам признал в своем выступлении в прусском ландтаге в 1886 г., что его борьба с католиками была “гоньбой верхом за дикими гусями”. Пришлось “железному канцлеру” идти на мировую с гусями: из антиклерикальных законов одни перестали применяться, другие были вовсе отменены впоследствии, и остался в силе лишь только что упомянутый. Партию же центра правительственные пресле­дования только укрепили и на довольно долгий срок выковали из нее самую, после социал-демократов, сильную и стойкую оппози­цию. Даже в рейхстаге 1912 г. центр оставался крупнейшей после социал-демократов фракцией.

Распад национал-либералов. Отказавшись от “культуркамп- фа”, Бисмарк бросил потерявших уже для него интерес национал- либералов и повернул, в то же время, к такой экономической по­литике, которую национал-либералы не могли одобрить: он пере­стал поощрять свободу торговли и своеобразный протекционизм и стал покровительствовать не столько промышленности, сколько крупному землевладению. Повышением таможенных пошлин на предметы массового потребления (табак, кофе, керосин) он хотел, кроме того, усилить доходы имперской казны и освободить ее от известной зависимости, в которой она находилась по отношению к членам Союза. Консерваторы и центр, за которыми стояли поме­щики и кулаки, сочувствовали его начинаниям с теми или иными оговорками; национал-либералы же, поскольку представляли тор­говую буржуазию, были против, а поскольку отражали интересы промышленников, склонялись и к компромиссу. В результате они, как мы уже знаем, раскололись и с 1881 г. навсегда потеряли зна­чение одной из ведущих партий рейхстага, которое имели до это­го времени. Но распад национал-либералов, единственной, строго говоря, средней партии рейхстага, на которую могло длительно опираться правительство, усилил распад и разноголосицу, и без того царившие в рейхстаге, а главное, сделал крайние фракции решающей силой в парламентских битвах.

Падение Бисмарка. Именно после “победы” над национал-ли­бералами на выборах 1881 г. Бисмарку стало все труднее прово­дить через рейхстаг свои законодательные мероприятия. Политика лавирования между классами и партиями, чем дальше, тем яв­ственнее, обнаруживала свою несостоятельность. Конфликт достиг особенной силы в 1887 г., когда рейхстаг отказался возобновить закон о семилетием контингенте армии. После роспуска этого рейх­стага Бисмарку удалось создать на выборах коалицию национал- либералов с обоими фракциями консерваторов - “картель”. В но­вом рейхстаге Бисмарк имел послушное большинство, и именно с

опорой на это большинство он провел, между прочим, свои прово­каторские “социальные законы” о принудительном страховании рабочих, пытаясь и таким способом парализовать влияние социал- демократов, непреодолимо росшее вширь и вглубь, несмотря на преследования правительства. Но как раз этот же рейхстаг и нанес Бисмарку жесточайшее поражение, отказав ему в 1890 г. в утвер­ждении нового, еще более жестокого исключительного закона и в продлении старого закона против социалистов, срок действия ко­торого истекал осенью 1890 г. В том же году кончились полномочия рейхстага, и на новых выборах искусственная комбинация картеля расстроилась. Правые партии потерпели поражение. Социал-де­мократы сразу утроили число мандатов. Это было, пожалуй, са­мым ярким показателем банкротства внутренней политики прави­тельства, и, следовательно, Энгельс был прав, говоря о “социал- демократической партии, свергнувшей Бисмарка”1. Чтобы вновь обрести в новом рейхстаге утраченный контроль, Бисмарк, вер­ный своей методе беспринципных политических фокусов и заку­лисных межпартийных махинаций, обратил взоры на центр, са­мую сильную фракцию рейхстага, и имел тайное свидание с Вин- дгорстом. Это послужило предлогом для острого столкновения меж­ду ним и Вильгельмом II, незадолго до того вступившим на пре­стол. Времена и обстоятельства до такой степени изменились для старого канцлера, что его просьба об отставке была, против всех его ожиданий, принята.

Усиление монополистического капитала. Времена действи­тельно менялись так быстро и радикально, что государственные деятели и с более широким кругозором, чем Бисмарк, не успева­ли замечать и отмечать происходившие сдвиги. Силы промышлен­ного развития выступили в конце столетия со всесокрушающей энергией. Уголь, в избытке имевшийся в Германии еще до терри­ториальных приобретений в результате победы над Францией, же­лезо, полученное Германией вместе с Эльзас-Лотарингией, нако­нец, французские миллиарды, влившиеся золотым потоком в хо­зяйство страны, - все это, рука об руку с политическими факто­рами, которыми явились воссоединение Германии и последовав­шие за этим реформы, вызвало исключительный рост германской промышленности. В своем развитии Германия явно обгоняла самую старую индустриальную страну - Англию - и далеко ее опере­дила в концентрации и централизации капитала. За двадцатиле­тие с 1890 до 1910 г. Германия последовательно опередила Анг­лию в добыче и потреблении руды и угля, в производстве желе­за, стали и чугуна. Тяжелая промышленность стала безусловно господствовать в промышленном хозяйстве Германии. Машино­строение сделало необыкновенно быстрые шаги. В то же время протекционистская политика правительства способствовала рос­ту всякого рода монополий, основной формой которых послужил картель. Картелирование промышленности началось уже с конца 70-х годов и к концу столетия число картелей значительно вырос­ло, не переставая увеличиваться и далее. “Число картелей в Герма­нии определялось приблизительно в 250 в 1896 г. и в 385 в 1905 г. при участии в них около 12 тысяч заведений”. Это, в свою оче­редь, облегчало банковскому капиталу проникновение в картели­рованную сверху донизу промышленность: в начале XX в. финан­совый капитал наложил руку на всю внутреннюю и внешнюю по­литику Германии.

Активизация германского империализма. Такие экономичес­кие перевороты вызвали крупные перестановки в отношении клас­сов. В то время, как мелкое юнкерство продолжало вырождаться и деклассироваться, следуя прогнозу, установленному для него Энгельсом в 80-х годах, магнаты землевладения уже раньше, как мы отмечали, находившие точки соприкосновения с крупной про­мышленностью, теперь все теснее смыкались с индустриальными королями. Они охотно заводили промышленные предприятия на своих землях, еще охотнее становились участниками капиталис­тических концернов, и сам Вильгельм II нисколько не брезговал подачками этого рода от пушечного короля Круппа. И помещики, и монополистский капитал оказались согласно заинтересованными в повороте Германии на путь активной колониальной политики. В свое время Бисмарк заявлял: “Я не хочу колоний. Они годятся только для синекур”. Хотя он десять лет спустя делал некоторые попытки перестроиться в этом направлении и поддержал и округ­лил земельные приобретения немецких предпринимателей в Аф­рике, составившие ядро германской Юго-Западной Африки и гер­манской Восточной Африки, но действительного значения коло­ниальной экспансии не понимали ни он, ни его преемник Каприви, отдавший Англии Занзибар в обмен на Гельголанд и утверждав­ший, что нет ничего хуже, как получить в подарок всю Африку. Такая точка зрения тогда же встретила резкую оппозицию среди некоторых слоев юнкерства и крупной буржуазии, требовавших широкой колониальной экспансии. В 1891 г. создается Всеобщий германский союз, получивший с течением времени большое влия­ние под именем Пангерманского союза. Пангерманисты делали все возрастающий упор на пропаганде захвата Германией ряда зе­мель в самой Европе, расписывая эти земли как немецкие и вклю­чая в их число Австрию, Данию, Голландию, часть Швейцарии и Бельгии, прибалтийские владения России. Они строили планы далекого продвижения на Восток (“Drang nach Osten!”). Идея рас-

членения России играла в этих планах все возрастающую роль. Значительное течение в пангерманизме направлялось против Англии, призывая сосредоточить против нее все усилия, чтобы достигнуть передела колоний. Наконец, при канцлере Гогенлоэ (1894-1900 гг.) происходит крутой поворот во внешней политике Германии, и она стремительно переходит к хищнической импери­алистической политике. Дело не ограничивается земельными зах­ватами на западном и восточном берегах Африки, арендой Кяо- Чао, открывшей германскому капиталу путь к естественным бо­гатствам Шандунского полуострова, и приобретением островов Марианских, Каролинских и Марешальских, что укрепило гер­манские позиции на подступах к Азиатскому материку. Германия обращает пристальные взоры на Ближний Восток, на Турцию, имея в виду проникнуть на путях экономического и политического подчинения Турции в Малую Азию, в Сирию, в Месопотамию, где германских империалистов неотразимо влекли к себе залежи не­фти и редких металлов и неисчерпаемые источники сельскохозяй­ственного сырья.

С этого времени империалистическая политика гогенцоллерн- ской Германии становится все энергичнее. Магнаты землевладения превращаются в боевой авангард финансового капитала и все силь­нее увлекают его в сторону необузданной агрессии, чему он, на­до сказать, очень мало сопротивляется. Нетерпеливый напор юн­керской реакции с ее преклонением перед силой, с ее культом солдатчины, с презрением к слабым нациям, с твердым убеждени­ем, что военное насилие - самый скорый и верный создатель “национального богатства”, становится главным двигателем гер­манской политики.

Нет никакого сомнения, что ближайшие основы гитлеризма, как цельной системы с собственной внутренней и внешней полити­кой, заложены были уже в кайзеровской Германии, с тем чтобы после первой мировой войны получить наиболее полное и закон­ченное выражение.

Противостоять этой роковой тяге к реакции внутри и к воен­ным взрывам вовне мог бы только пролетариат. Но лидеры соци­ал-демократии сделали все от них зависящее, чтобы дезориенти­ровать, расколоть, разоружить его. И они достигли своей цели

Реакция по всей линии. В полном соответствии с новой и чрез­вычайно энергичной империалистической политикой, сопровож­давшейся, конечно, лихорадочным усилением вооружений (осо­бенно морских), внутренняя политика Германии становится с каж­дым годом все реакционнее. Каприви, сменивший Бисмарка, еще опирался некоторое время на национал-либералов и центр и вы­нужден был делать буржуазии известные уступки, а также про­вести кое-какие меры охраны труда (закон о воскресном отдыхе для рабочих и об 11-часовом максимальном рабочем дне для жен­щин). Но в канцлерство Гогенлоэ магнаты юнкерства, поддержи­ваемые тяжелой индустрией, берут перевес, и в рейхстаге тон задают консерваторы в союзе с центром, за которыми плетутся окончательно потерявшие всякую самостоятельность национал-ли­бералы.

Но консерваторы были численно слабы, национал-либералы разлагались и разваливались, и правительство оказывалось в до­вольно неприятной зависимости от центра, неприятной потому, что центр, на который нажимала мелкобуржуазная часть его из­бирателей, вынужден был время от времени делать оппозицион­ные жесты: так, он провалил в 1893 г., как мы уже знаем, военный закон, в 1895 г. сделал то же с законопроектом, как бы воскресив­шим исключительный закон против социалистов (Umsturzvorlage), а в 1900 г. - с законом, по существу, уничтожавшим свободу со­юзов. Но это была не более как отрыжка прежней оппозиционно­сти центра: он все явственнее поворачивал направо, навстречу наглеющей реакции и в течение первого десятилетия XX в. оказал сменившему Гогенлоэ канцлеру Бюлову (1900-1909 гг.) неоцени­мые услуги при проведении реакционных военных и финансовых законопроектов. Именно центр, например, выступил автором хан­жеского закона, официальным назначением которого была борьба с преступлениями против нравственности в печати и в искусстве, но который фактически открывал дорогу крайне придирчивой по­литической цензуре (1900 г.). Это было время широкого наступле­ния на ничтожные и без того политические права рабочих, когда стачечников подвергали всевозможным репрессиям на основе вво­димого то тут, то там “осадного положения”, когда штрейкбрехе­рам и провокаторам была обеспечена охрана полиции и судов, когда свирепствовала цензура, когда коренное население в Эльзас-Ло­тарингии и в польских провинциях подвергалось яростным гонени­ям. При Гогенлоэ, а особенно при Бюлове, притеснения польского населения в Познани и в Верхней Силезии чрезвычайно усилились. Германизаторы откровенно и почти официально ставили своей це­лью онемечение польских земель и польского населения, причем особенно свирепствовали “гакатисты” (по инициалам трех лидеров германизаторского союза). Поляки сопротивлялись всеми доступ­ными им средствами, между прочим, нашумевшими в свое время школьными забастовками. Впрочем, в рейхстаге польская нацио­нальная партия (“Коло”) долгое время шла на поводу у центра и лишь за несколько лет до первой мировой войны более или менее решительно переходит в оппозицию.

Партийные коалиции в рейхстаге. Поддерживая реакцион­ную политику Бюлова, центр за свои услуги требовал подачек и подачек. Правительство, однако, далеко не всегда удовлетворяло его домогательства, и как раз в 1906 г., когда оно отказало в ве­домственных перемещениях и назначениях, с которыми давно при­ставали лидеры центра, последние соединились с социал-демо­кратами и отказали правительству в кредитах на подавление вос­стания готтентотов (гереро) в африканских владениях Германии. Бюлов воспользовался этим, чтобы распустить рейхстаг и попы­таться отделаться от центра. Новые выборы, однако, даже усили­ли центр (105 мандатов вместо 100), но зато жестоко ударили по социал-демократам, которых Бюлов и боялся, и ненавидел. Много­численные мелкобуржуазные избиратели, отдававшие обычно свои голоса социал-демократам, были в эту избирательную кампанию распылены шовинистической агитацией и головокружительными обещаниями империалистов, - они изменили социал-демократам, и те потеряли почти половину своих мандатов (38 из 81). В рейхста­ге 1907 г. Бюлову удалось объединить в так называемом “готтен­тотском” блоке и консерваторов, и национал-либералов, и даже свободомыслящих, и даже прогрессистов. Невозможно было бо­лее наглядно демонстрировать жалкое падение германского ли­берализма во всех его фракциях, течениях и оттенках. Почти един­ственной уступкой со стороны реакции ее либеральным сотрудни­кам был новый закон о союзах и собраниях (1908 г.), изуродован­ный, впрочем, поправками консерваторов. Сотрудничество блока с правительством оказалось, однако, непрочным, и когда встал воп­рос о налоге на наследства, как одном из источников покрытия новых военно-морских расходов, консерваторы, вместе с центром, отвергли подобное покушение на помещичьи карманы, и “готтен­тотский” блок развалился. За эту неудачу Бюлов поплатился своим канцлерским постом.

Новому канцлеру Бетман-Гольвегу (1909-1917 гг.) достались в наследство обломки блока в виде союза центра с обеими фракци­ями консерваторов, известного под названием “черно-голубого” (всего 189 мандатов). Привлекая к себе в случае надобности чер­носотенцев из христианско-социальной партии (16 мандатов) или им подобных, черно-голубой блок прочно господствовал около трех лет, и господство это ознаменовалось рядом новых косвенных налогов и новыми законодательными преследованиями пролета­риата.

Борьба за реформы в Пруссии и в Эльзас-Лотарингии. Однако боевое настроение пролетариата явно растет и сказывается, на­пример, в энергичной борьбе за реформу избирательного права в Пруссии. Здесь знаменитая трехклассная система по-прежнему слу­жила оплотом политического господства аграриев и денежных меш­ков. Бетман-Гольвег попытался обновить кое-какими поправками эту избирательную систему, но не удовлетворил ими ни правых, ни левых, и внесенный им в прусский ландтаг законопроект был отвергнут (1910 г.). Берлинские рабочие реагировали на рефор­маторство Бетман-Гольвега бурными массовыми демонстрациями. Новая попытка избирательной реформы, исходившая в 1912 г. от свободомыслящей фракции ландтага, оказалась столь же безус-

пешной. Закоснелая реакционность прусского государственного ре­жима рисовалась особенно ярко на фоне сравнительных успехов движения за избирательную реформу в Южной Германии: в пери­од 1904-1911 гг. всеобщее избирательное право введено было в Баварии, Вюртемберге и Гессене. Впрочем, в Саксонии около того же периода избирательное право было значительно ухудшено из страха перед успехами саксонских социал-демократов.

В конце 1910 г. рейхстаг под сильным давлением социал-де­мократов принял, наконец, закон об автономии Эльзас-Лотарин­гии: был учрежден провинциальный двухпалатный ландтаг, ниж­няя палата которого избиралась посредством всеобщего избира­тельного права; в то же время Эльзас-Лотарингия получила пред­ставительство в бундесрате. Вся эта “конституция” нисколько не мешала проявлениям самого дикого произвола в Эльзас-Лотарин­гии со стороны германской военщины и администрации. По-пре­жнему, как и 40 лет назад, господствовали здесь в том или ином виде исключительные законы, регулировавшие по-своему права прессы, свободу собраний и союзов и т. п. Когда в 1913 г. в эльзас­ском городе Царбене (Саверн) прусский лейтенант, живое вопло­щение тупого и низменного всегерманского солдафонства, позво­лил себе грубое и глупое издевательство над местным населени­ем, Ленин по всей справедливости отметил симптоматическое зна­чение этого инцидента: в Цаберне “обострился и вышел наружу истинный порядок Германии, господство сабли прусского полуфе­одального землевладельца”1. Разве не получил командир полка, в котором состоял отличившийся лейтенант, демонстративного одоб­рения от прусского кронпринца? Разве сам Вильгельм II, по внут­ренней сути своей тот же ограниченный и самовлюбленный прус­ский лейтенант, - не угрожал еще до инцидента Эльзас-Лорин- гии, что он попросту отнимет у нее ее конституцию, только что дарованную?

Избирательная победа социал-демократов. Черно-голубой блок за сравнительно короткий период своего правления основательно восстановил против себя самые различные круги избирателей. Уже за последние два года существования рейхстага (1910-1911 гг.) социал-демократы на дополнительных выборах приобрели 10 но­вых мандатов. Неудивительно, что выборы 1912 г. ознаменовались чувствительными неудачами клерикально-помещичьей реакции. Консерваторы лишились 26 мандатов, центр поплатился 14, хри­стианские социалисты - 13, даже национал-либералы растеряли 9 мандатов. Напротив, социал-демократы увеличили число своих мандатов по сравнению с прошлыми выборами чуть ли не втрое (110 вместо 43) и сразу вышли на линию самой сильной партии рейхстага.

Реформизм и оппортунизм социал-демократии. Таким обра­зом, социал-демократы с прогрессистами и национал-либералами при поддержке национальных партий могли иметь большинство. Но дело в том, что не только либеральные фракции оказались к этому времени, как, впрочем, и раньше, абсолютно неспособными к устойчивой оппозиции правительству, - зараза оппортунизма и примиренческой дряблости стала проникать и в верхушку социал- демократической партии. После падения закона против социалис­тов это стало сказываться и в теоретическом и в практическом отношениях. Эрфуртская программа, сменившая в 1891 г. Готскую, была, конечно, шагом вперед по сравнению с той, но и она допу­стила крупнейшую ошибку, не только не объявив диктатуру про­летариата конечной целью классовой борьбы, но и не упоминая о диктатуре пролетариата вообще. Эту ошибку и имел в виду Эн­гельс, когда высмеивал “миролюбивый оппортунизм и мирно-спо- койно-свободно-веселое” “врастание” старого свинства в “социа­листическое общество”. На это же он указал в своей критике Эрфуртской программы, требуя признания неизбежности и необ­ходимости насильственной пролетарской революции.

Отход от революционных идеалов, чем ближе к первой миро­вой войне, становился все заметнее среди вождей германской со­циал-демократии и стал особенно разителен в связи с тем, что русская революция 1905 г. способствовала значительному повыше­нию революционной активности германского пролетариата, пока­зывая ему, между прочим, на конкретном примере великое рево­люционное значение всеобщей стачки. Хотя руководство партии официально осудило попытки ренегатов, вроде Бернштейна, стол­кнуть германских рабочих с завещанного Марксом и Энгельсом пути классовой борьбы, ревизионизм практически делал большие успехи в социал-демократии и накладывал свою печать на тактику лидеров. Все чаще сказывается уклон в сторону реформизма и компромисса с буржуазией, все больше места в работе партии стала занимать парламентская борьба в ущерб прямой и непосред­ственной массовой революционной борьбе. Отпор, который давали этому течению старые вожди партии, и среди них Либкнехт и Бе­бель, был далеко не всегда достаточен, на что много раз указывал Ленин в своей неустанной и последовательной борьбе с оппорту­низмом и реформизмом во II Интернационале вообще и в герман­ской социал-демократии, в частности. Ибо германская социал-де­мократия оказалась ведущей партией II Интернационала и более других являлась ответственной за ошибки, заблуждения, нако­нец, измену II Интернационала. В свое время германская социал- демократия много сделала для организации и обучения пролетари­ата в обстановке более или менее мирного развития. Но когда к концу XIX в. мирное развитие сменилось эпохой классовых битв и гражданских войн пролетариата, германская социал-демокра­тия, а с нею и II Интернационал оказались в арьергарде рабочего движения, судорожно цепляясь за старые методы борьбы и тор­мозя революционное развитие.

Война 1914 г. и положение внутри социал-демократической партии. В этой обстановке вожди социал-демократии не захоте­ли и не сумели организовать действительный отпор империалис­тической реакции. Когда же война началась, они стали слугами этой реакции, усердно помогая правительству и капиталистам в установлении и поддержании военного режима внутри страны, пре­вращавшегося для рабочих в военную каторгу на фронте или на предприятиях. В декабре 1914 г. один лишь Карл Либкнехт в пар­ламентской фракции рейхстага открыто высказал свое отрицатель­ное отношение к войне, отказавшись голосовать за военные кре­диты. Постепенно возрастающее сопротивление рабочих масс вы­разилось, между прочим, в том, что в 1915 г. левые социал-демок­раты (Роза Люксембург, Карл Либкнехт, Франц Меринг и другие) образовали группу, получившую вскоре название “Спартак”.

Измена социал-демократических лидеров. Лидеры же партии, между тем, не зевали и в ренегатстве своем скатывались все даль­ше и все ниже. В соответствии с усложнившейся политической обстановкой господствующие классы Германии предъявляли к ним все более серьезные требования, и те стремились быть на высо­те своих задач. Под ударами военных поражений шатались устои гогенцоллернской монархии, народные массы революционизиро­вались. После Февральской революции 1917 г. германская буржу­азия увидела, что к опасности военного поражения присоединя­ется еще более грозная для нее опасность революционного взры­ва. В рейхстаге под руководством левого крыла центра стало кри­сталлизоваться большинство, готовое отказаться от завоеватель­ных целей войны. Но банк и помещики еще не сдавались. Ушел в отставку Бетман-Гольвег, решительный сторонник такого отказа (июль 1917 г.). Назначен был канцлером аграрий Михаэлис, при­нимавший этот отказ с различными оговорками. В такой обстанов­ке на лидеров социал-демократии буржуазия возложила обязан­ность удержать массы от революционного выступления, все бо­лее назревавшего. В 1917 г. образовалась Независимая социал-де­мократическая партия Германии, прямое назначение которой было разыгрывать мнимую оппозицию по отношению к руководству со­циал-демократической партии и демагогическими разговорами зав­лекать в свои ряды рабочих, уже раскусивших предательство социал-демократической верхушки, но еще не осведомленных о том, что Независимая социал-демократическая партия - не бо­лее, как экспозитура социал-демократической партии. Движение независимцев происходило под руководством Каутского, прило­жившего все усилия к тому, чтобы выхолостить и обезвредить это движение и нейтрализовать энергию примкнувших к нему рабочих.

Предсмертные судороги режима. Но тщетны были усилия вер­ных слуг буржуазии: Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция воспламенила германских рабочих и солдат революцион­ным энтузиазмом. Тогда лидеры социал-демократии, “преданные без лести”, в вероломстве своем последовательные до конца, не остановились и перед тем, чтобы собственную спину подставить под грозящую рухнуть монархию, монархию, покрывшую себя по­зором, виновную в бесчисленных преступлениях против рабочего класса, щедро обагренную народной кровью. Дело в том, что в конце декабря 1917 г. Вильгельм И, так часто и так развязно за­являвший о своем презрении к парламентаризму, почувствовал к нему, очутившись в беде, симпатию, и в обращении на имя канц­лера Гертлинга, одного из лидеров центра, сменившего 1 ноября 1917 г. Михаэлиса, возвестил о своем желании привлечь германс­кий народ к более, чем до того, деятельному участию в определе­нии судеб отечества. Однако и это сомнительное народолюбие на­ходилось под спудом до самой той поры, пока у германской воен­щины не исчезла последняя надежда на поворот военного счастья. Лишь 1 октября 1918 г. новый имперский канцлер, принц Макс Баденский, приступил к срочному созданию демократии и парла­ментаризма в Германии при обязательном сохранении гогенцол- лернской династии и всех, разумеется, прочих династий. Тут-то и предложили свои услуги лидеры социал-демократии, и целый ряд этих лидеров (среди них Шейдеман) вошли в состав образованного принцем правительства. Были опубликованы (28 октября 1918 г.) новые конституционные законы, вносившие изменения в Консти­туцию Германской империи. Поправка к ст. 15 Конституции поста­новляла, что имперский канцлер нуждается в доверии рейхстага и несет ответственность перед бундесратом и рейхстагом. Менее важный характер имела поправка к ст. 11, требовавшая согласия рейхстага и бундесрата на объявление войны и заключение меж­дународных договоров. Но и эти изменения не могли уже спасти империю.

Падение монархии. Тщетны были все героические меры. Не­сколько дней спустя рабочие, солдаты и матросы стали захваты­вать один город за другим. 9 ноября Макс Баденский объявил об отречении кайзера и передал должность имперского канцлера со­циал-демократу Эберту. В этот же день перед лицом стихийно воз­никших Советов рабочих и солдатских депутатов Шейдеман поспе­шил объявить республику.

В 1838 году поступил на военную службу.

В 1839 году после смерти матери уволился со службы и занимался управлением семейными владениями в Померании.

После смерти отца в 1845 году семейная собственность была разделена, и Бисмарк получил поместья Шёнхаузен и Книпхоф в Померании.

В 1847-1848 годах — депутат первого и второго Соединенных ландтагов (парламент) Пруссии, во время революции 1848 года выступал за вооруженное подавление волнений.

Бисмарк стал известен благодаря своей консервативной позиции в ходе конституционной борьбы в Пруссии в 1848-1850 годах.

Противодействуя либералам, он способствовал созданию различных политических организаций и газет, включая "Новую прусскую газету" (Neue Preussische Zeitung, 1848). Один из организаторов прусской партии консерваторов.

Был депутатом нижней палаты парламента Пруссии в 1849 году и Эрфуртского парламента в 1850 году.

В 1851-1859 годах — представитель Пруссии в союзном сейме во Франкфурте-на-Майне.

С 1859 года по 1862 год Бисмарк был посланником Пруссии в России.

В марте — сентябре 1962 года — прусский посланник во Франции.

В сентябре 1862 года, во время конституционного конфликта между прусской королевской властью и либеральным большинством прусского ландтага, Бисмарк был призван королем Вильгельмом I на пост главы прусского правительства, а в октябре того же года стал министром-президентом и министром иностранных дел Пруссии. Он упорно отстаивал права короны и добился разрешения конфликта в ее пользу. В 1860-х годах осуществил военную реформу в стране, значительно усилил армию.

Под руководством Бисмарка было осуществлено объединение Германии путем "революции сверху" в результате трех победоносных войн Пруссии: в 1864 году совместно с Австрией против Дании, в 1866 году — против Австрии, в 1870-1871 годах — против Франции.

После образования Северо-Германского союза в 1867 году Бисмарк стал бундесканцлером. В провозглашенной 18 января 1871 года Германской империи он получил высший государственный пост имперского канцлера, став первым рейхсканцлером. В соответствии с конституцией 1871 года Бисмарк получил практически неограниченную власть. При этом он сохранил пост прусского премьер-министра и министра иностранных дел.

Бисмарк провел реформы германского права, системы управления и финансов. В 1872-1875 годах по инициативе и под давлением Бисмарка были приняты направленные против католической церкви законы о лишении духовенства права надзора за школами, о запрещении иезуитского ордена в Германии, об обязательном гражданском браке, об отмене статей конституции, предусматривавших автономию церкви и др. Эти мероприятия серьезно ограничили права католического духовенства. Попытки неподчинения вызывали репрессии.

В 1878 году Бисмарк провел через рейхстаг "исключительный закон" против социалистов, запрещавший деятельность социал-демократических организаций. Он беспощадно преследовал всякое проявление политической оппозиции, за что был прозван "железным канцлером".

В 1881-1889 годах Бисмарк провел "социальные законы" (о страховании рабочих на случай болезни и на случай увечья, о пенсиях по старости и инвалидности), заложившие основы социального страхования рабочих. Вместе с тем он требовал ужесточения антирабочей политики и в течение 1880-х годов успешно добивался продления "исключительного закона".

Свою внешнюю политику Бисмарк строил, исходя из ситуации, сложившейся в 1871 году после поражения Франции во франко-прусской войне и захвата Германией Эльзаса и Лотарингии, способствовал дипломатической изоляции Французской республики и стремился предотвратить образование любой коалиции, угрожавшей гегемонии Германии. Опасаясь конфликта с Россией и желая избежать войны на два фронта, Бисмарк поддержал создание русско-австро-германского соглашения (1873) "Союз трёх императоров", а также заключил с Россией в 1887 году "договор перестраховки". Вместе с тем в 1879 году по его инициативе заключён договор о союзе с Австро-Венгрией, а в 1882 году — Тройственный союз (Германии, Австро-Венгрии и Италии), направленный против Франции и России и положивший начало расколу Европы на две враждебные коалиции. Германская империя стала одним из лидеров международной политики. Отказ России от возобновления "договора перестраховки" в начале 1890 года явился серьезной неудачей канцлера, как и провал его плана превращения "исключительного закона" против социалистов в постоянно действующий. В январе 1890 года рейхстаг отказался возобновить его.

В марте 1890 года Бисмарк был уволен в отставку с поста рейхсканцлера и прусского премьер-министра в результате противоречий с новым императором Вильгельмом II и с военным командованием по вопросам внешней и колониальной политики и по рабочему вопросу. Он получил титул герцога Лауэнбургского, но от него отказался.

Последние восемь лет жизни Бисмарк провел в своем имении Фридрихсруэ. В 1891 году он был избран в рейхстаг от Ганновера, но так никогда и не занял там своего места, а двумя годами позже отказался выставить свою кандидатуру для переизбрания.

C 1847 года Бисмарк был женат на Йоханне фон Путткамер (умерла в 1894 году). У супругов было трое детей — дочь Мари (1848-1926) и два сына — Герберт (1849-1904) и Вильгельм (1852-1901).

(Дополнительный

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!