Правление юстиниана в византийской империи. Империя Юстиниана І: рассвет Византии

Юстиниан I Великий (лат. Flavius Petrus Sabbatius Justinianus) правил Византией с 527 по 565 г. При Юстиниане Великом территория Византии увеличилась почти вдвое. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.
Юстиниан родился около 483 г. в крестьянской семье захолустного селения в горной Македонии, близ Скупи . Долгое время господствовало мнение о том, что он был славянского происхождения и носил первоначально имя Управды, эта легенда была очень распространенной среди славян Балканского полуострова.

Юстиниан отличался строгим православием , был реформатором и военным стратегом, совершившим переход от античности к средневековью. Выходец из тёмной массы провинциального крестьянства Юстиниан сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи: римскую идею всемирной монархии и христианскую идею царства Божия. Объединение обеих идей и проведение их в действие с помощью власти в светском государстве, принявшем эти две идеи в качестве политической доктрины Византийской империи.

При императоре Юстиниане Византийская империя достигла своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие. Считается, что Юстиниан подпадал под влияние сильного характера своей жены Феодоры, которую он торжественно короновал в 527 г.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в её прежних границах, империя должна была превратиться в единое христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад, на территории павшей Западной Римской империи.

Главным полководцем Юстиниана, мечтавшиго о возрождении Римской империи, был Велизарий, ставший полководцем в 30-летнем возрасте.

В 533 году Юстиниан отправил армию Велизария в северную Африку на покорение королевства вандалов. Война с вандалами проходила успешно для Византии и уже в 534 году полководец Юстиниана одержал решительную победу. Как и в африканской кампании, полководец Велизарий держал в византийской армии множество наёмников — диких варваров.

Даже заклятые враги могли помочь Византийской империи — достаточно было им заплатить. Так, гунны составляли значительную часть армии Велизария , которая на 500 кораблях отправилась из Константинополя в Северную Африку. Кавалерия гуннов , служившая наёмниками в византийской армии Велизария, сыграла решающую роль в войне против Вандальского королевства в северной Африке. Во время генерального сражения противники бежали от дикой орды гуннов и скрылись в нумидийской пустыне.Затем полководец Велизарий занял Карфаген.

После присоединения Северной Африки в Византийском Константинополе обратили взоры на Италию, на территории которой существовало королевство остготов. Император Юстиниан Великий решил объявить войну германским королевствам , которые вели между собой постоянные войны и были ослаблены накануне вторжения армии Византии.

Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии. Юстиниан обезопасил себя на Востоке от удара с тыла, заключив мир с Персией и развернул кампанию для вторжения в Западную Европу.

Первым делом полководец Велизарий занял Сицилию, где он не встретил особого сопротивления. Итальянские города также сдавались один за другим, пока византийцы не подошли к Неаполю.

Belisarius (505-565), Byzantine general under Justinian I, 540 (1830). Belasarius refusing the crown of their kingdom in Italy offered to him by the Goths in 540. Belisarius was a brilliant general who defeated a range of enemies of the Byzantine Empire, virtually doubling its territory in the process. (Photo by Ann Ronan Pictures/Print Collector/Getty Images)

После падения Неаполя папа римский Сильверий предложил Велизарию войти в священный город. Готы покинули Рим , и вскоре Велизарий занял Рим столицу империи. Византийский военачальник Велизарий, однако, понимал, что противник лишь собирается с силами, поэтому сразу же принялся укреплять стены Рима. Последовавшая затем осада Рима готами продолжалась один год и девять дней (537 — 538 гг.). Византийская армия, оборонявшая Рим, не только выдержала атаки готов, но и продолжила своё наступление вглубь Апеннинского полуострова.

Победы Велизария позволили Византийской империи установить контроль над северо-восточной частью Италии. Уже после смерти Велизария был создан экзархат (провинция) со столицей в Равенне . Хотя Рим в дальнейшем был потерян для Византии, так как Рим фактически попал под управление папы, Византия сохраняла владения в Италии вплоть до середины VIII века.

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

Византийский император Юстиниан захватил всю Италию и практически всё побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году новоперсидское царство Сасанидов расторгло мирный договор с Византией и активно готовилось к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия не могла выдержать войны на два фронта.

Внутренняя политика Юстиниана Великого

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вёл разумную внутреннюю политику. При нём была отменена римская система управления государством, которою заменила новая - византийская. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение . При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путём повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днём и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине его правления, опустошила государственную казну.

Император Юстиниан Великий оставил после себя знаменитый архитектурный памятник, который существует и сегодня - Собор Святой Софии . Это здание считают символом «золотого века» в Византийской империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане . Сооружением Собора Святой Софии император Юстиниан добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчётами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн. человек, а возможно и больше.

Достижения Византийской империи при Юстиниане

Наибольшим достижением Юстиниана Великого считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие многочисленных войн казна государства истощалась, и это привело к народным бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана издать новые законы для граждан всей империи. Император упразднил римское право, отменил устаревшие римские законы и ввёл новые законы. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Царствование Юстиниана Великого действительно называли «золотым веком», сам он говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир» Вознаменования величия христианства был построен Собор Святой Софии в Константинополе.

Огромный прорыв произошёл в военном деле. Юстиниану удалось создать самую большую профессиональную наёмную армию того периода. Византийская армия под предводительством Велизария принесла Византийскому императору множество побед и расширила границы Византийской империи. Однако содержание огромной наёмной армии и бесконечные воины истощили государственную казну Византийской империи.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа. Окраины империи охватиливосстания мавров и готов. А в 548 году во время второй итальянской кампании Юстиниан Великий уже не мог откликнуться на просьбы Велизария прислать деньги для армии и на оплату наёмникам.

В последний раз полководец Велизарий возглавил войска в 559 году, когда во Фракию вторглось племя котригуров. Полководец одержал победу в бою и мог бы полностью уничтожить нападавших, но Юстиниан в последний момент решил откупиться от беспокойных соседей. Однако самым удивительным стало то, что творца византийской победы даже не позвали на праздничные торжества. После этого эпизода полководец Велизарий окончательно впал в немилость и перестал играть заметную роль при дворе.

В 562 году несколько знатных жителей Константинополя обвинили прославленного полководца Велизария в подготовке заговора против императора Юстиниана. На несколько месяцев Велизарий был лишен своего имущества и положения. Вскоре Юстиниан убедился в невиновности обвиняемого и помирился с ним. Велизарий умер в покое и уединении в 565 году н.э. В тот же год испустил дух император Юстиниан Великий.

Последний конфликт между императором и полководцем послужил источником легенды о нищем, немощном и слепом военачальнике Велизарии, просившем милостыню у стен храма. Таким — попавшим в немилость — его изображает на своей знаменитой картине французский художник Жак Луи Давид.

Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя — такова была мечта, которую лелеял император Юстиниан с самого начала царствования. Силой оружия возвращал он утерянные старые римские территории, затем давал им общий гражданский закон, обеспечивающий благосостояние жителей, наконец — он утверждал единую христианскую веру, призванную соединить все народы в поклонении единому истинному христианскому Богу. Таковы три незыблемых основания, на которых Юстиниан строил могущество своей империи. Юстиниан Великий верил, что «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона «; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа «.

Юстиниан Великий утверждал, что благодать власти императора, как «помазанника Божьего», стоящего над государством и над церковью, получена им прямо от Бога. Император «равен апостолам» (греч. ίσαπόστολος), Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получили характер крестовых походов — везде, где византийский император будет господином, воссияет православная вера. Его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Всякий законодательный акт Юстиниан ставит «под покровительство святой Троицы».

Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в или году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов »-булгар и «скифов »-славян . В году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии . Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет , оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит , отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина . Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии . 2 мая года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия . Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта года, несмотря на то что в году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий . Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в году император издал лишь 18 документов. В году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в году, по просьбе шейха арабов -Гассанидов аль-Харита (al-Harith) , способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея . Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена . Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине , в году император созвал в столице Собор , который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского , Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского , в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав » – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию , откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне . Затем, в году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия , с административным центром в Равенне , всё-же была возвращена империи. В году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране . В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около года яиц шелкопряда из Китая , до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

Наследие

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни ] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Кондак, глас 8

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

  • Прокопий Кесарийский , М., 1884., Chronographia , , Bonnae, 1831:
  • Дьяконов, А., «Известия Иоанна Эфесского и сирийских хроник о славянах в VI-VII вв.», ВДИ , 1946, № 1.
  • Рыжов, Константин, Все монархи мира: т. 2 - Древняя Греция, Древний Рим, Византия , М.: "Вече," 1999, 629-637.
  • Allen, Pauline, "The "Justinianic" Plague," Byzantion , № 49, 1979, 5-20.
  • Athanassiadi, Polymnia, “Persecution and Response in Late Paganism,” JHS , № 113, 1993, 1-29.
  • Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire , Madison, Wisc., 1966.
  • Browning, Robert, Justinian and Theodora , 2nd ed., London, 1987.
  • Bundy, D. D, “Jacob Baradaeus: The State of Research,” Muséon , № 91, 1978, 45-86.
  • Bury, J. B., "The Nika riot," JHS , № 17, 1897, 92-119.
  • Cameron, Alan, "Heresies and Factions," Byzantion , № 44, 1974, 92-120.
  • Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium , Oxford, 1976.
  • Cameron, Averil, Agathias , Oxford, 1970.
  • Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century , Berkeley, 1985.
  • Cameron, Averil, The Mediterranean World in Late Antiquity , London and New York, 1993.
  • Capizzi, Giustiniano I tra politica e reliogione , Messina, 1994.
  • Chuvin, Pierre, Archer, B. A., trans., A Chronicle of the Last Pagans , Cambridge, 1990.
  • Diehl, Charles, Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle , I-II, Paris, 1901.
  • Diehl, Charles, Theodora, impératrice de Byzance , Paris, 1904.
  • Downey, Glanville, "Justinian as Builder," Art Bulletin , № 32, 1950, 262-66.
  • Downey, Glanville, Constantinople in the Age of Justinian , Norman, Okla., 1960.
  • Evans, J. A. S., "Procopius and the Emperor Justinian," Historical Papers, The Canadian Historical Association , 1968, 126-39.
  • Evans, J. A. S., "The "Niká Rebellion and the Empress Theodora," Byzantion , № 54, 1984, 380-82.
  • Evans, J. A. S., "The dates of Procopius" works: a Recapitulation of the Evidence," GRBS , № 37, 1996, 301-13.
  • Evans, J. A. S., Procopius , New York, 1972.
  • Evans, J. A. S., The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power , London and New York, 1996.
  • Fotiou, A., "Recruitment Shortages in the VIth Century," Byzantion , № 58, 1988, 65-77.
  • Fowden, Garth, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity , Princeton, 1993.
  • Frend, W. H. C., The Rise of the Monophysite Movement: Chapters on the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries , Cambridge, 1972.
  • Gerostergios, Asterios, Justinian the Great: The Emperor and Saint , Belmont, 1982.
    • рус. перевод: Геростергиос, А., Юстиниан Великий - император и святой [пер. с англ. прот. М. Козлова], М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
  • Gordon, C. D., "Procopius and Justinian"s Financial Policies," Phoenix , № 13, 1959, 23-30.
  • Grabar, André, The Golden Age of Justinian, from the Death of Theodosius to the Rise of Islam , New York, 1967.
  • Greatrex, Geoffrey, "The Nika Riot: A Reappraisal," JHS , 117, 1997, 60-86.
  • Greatrex, Geoffrey, Rome and Persia at War , 502-532, Leeds, 1998.
  • Harrison, R. M., A Temple for Byzantium , London, 1989.
  • Harvey, Susan Ashbrook, "Remembering Pain: Syriac Historiography and the Separation of the Churches," Byzantion , № 58, 1988, 295-308.
  • Harvey, Susan Ashbrook, Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and "The Lives of the Eastern Saints" , Berkeley, 1990.
  • Herrin, Judith, The Formation of Christendom , Oxford, 1987.
  • Herrin, Judith, "Byzance: le palais et la ville," Byzantion , № 61, 1991, 213-230.
  • Holmes, William G., The Age of Justinian and Theodora: A History of the Sixth Century AD , 2nd ed., London, 1912.
  • Honoré, Tony, Tribonian , London, 1978.
  • Myendorff, J., “Justinian, the Empire, and the Church,” DOP , № 22, 1968, 43-60.
  • Moorhead, John, Justinian , London and New York, 1994.
  • Shahîd, I., Byzantium and the Arabs in the Sixth Century , Washington, D.C., 1995.
  • Thurman, W. S., “How Justinian I Sought to Handle the Problem of Religious Dissidents,” GOTR , № 13, 1968, 15-40.
  • Ure, P. N., Justinian and his Reign , Harmondsworth, 1951.
  • Vasiliev, A. A., History of the Byzantine Empire , Madison, 1928, repr. 1964:
    • см. русский перевод т. 1, гл. 3 «Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518-610 гг.)» на http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php
  • Watson, Alan, trans. The Digest of Justinian, with Latin text edited by T. Mommsen with the aid of Paul Krueger , I-IV, Philadelphia, 1985.
  • Wescke, Kenneth P., On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian , Crestwood, 1991.

Использованные материалы

  • Страница исторического портала Хронос :
    • http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php - использованы стт. БСЭ; энциклопедии Мир вокруг нас ; из книги Дашков, С. Б., Императоры Византии , М., 1997; исторического календаря-альманаха Святая Русь .
  • Evans, James Allan, "Justinian (527-565 A.D.)," An Online Encyclopedia of Roman Emperors :
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых :
  • Свт. Филарет (Гумилёвский), архиеп. Черниговский, Жития святых , М.: Изд-во Эксмо, 2005, 783-784.
  • Андреев, А. Р., История Крыма , Глава 4: «Готы и гунны на Крымском полуострове. Херсонес – провинция Византии. Чуфут-Кале и Эски-Кермен. Аварский каганат, тюрки и проболгары. III - VIII век.»:
    • Who was a Christian in the Holy Land Юстина и Савве Освященном The Challenge of Our Past: Studies in Orthodox Canon Law and Church History

      В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.

Власть византийских императоров не была юридически наследственной. Фактически, на престоле мог оказаться любой. В 518 г., после смерти Анастасия, в результате интриги, на трон взошёл начальник гвардии Юстина. Это был крестьянин из Македонии, храбрый, но совершенно неграмотный и не имевший никакого опыта в государственных делах солдат. Этот выскочка, ставший основателем династии в возрасте около 70 лет, был бы весьма затруднен доверенной ему властью, если бы возле него не оказалось советчика в лице его племянника Юстиниана.

Уроженец Македонии Юстиниан по приглашению своего дяди юношей явился в Константинополь, где получил полное римское и христианское воспитание. Он имел опыт в делах, обладал зрелым умом, сложившимся характером. И с 518 по 527 гг. он фактически правил от имени Юстина. А после смерти Юстина, последовавшей в 527 г., он стал единственным правителем Византии.

Юстиниан был благородным представителем двух великих идей: идеи империи и идеи христианства

Юстиниан мечтал восстановить Римскую империю такой же, какой она некогда была, укрепить незыблемые права, которые Византия, наследница Рима, сохраняла в отношении западных варварских королевств, и возродить единство римского мира.

Юстиниан считал своей первоочередной задачей усиление военной и политической мощи Византии. При Юстиниане территория Византии увеличилась почти вдвое, ее границы стали приближаться к границам Римской империи. Она превратилась в могущественное государство Средиземноморья. Юстиниан именовал себя императором франкским, алеманским и прочими титулами, подчеркивая свои претензии на господство в Европе.

Созданный при Юстиниане «Свод гражданского права» - вершина византийской юридической мысли. В «Своде» нашли отражение изменения, которые произошли в экономической и социальной жизни империи, в т.ч. улучшение правового положения женщин, отпуск рабов на волю и др. Впервые законодательно была признана теория естественного права, согласно которой все люди от природы равны, а рабство несовместимо с человеческой природой.

При Юстиниане Византия стала не только крупнейшим и богатейшим государством Европы, но и самым культурным. Юстиниан укрепил законность и правопорядок в стране. Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в «палладиум наук и искусств», за которым следовали Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.

При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней - Собор Святой Софии в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне. Он наладил связи с Папой Римским Иоанном, которого с почетом встречал в своей столице. в Константинополе в 525 г. Папа Иоанн - первый из римских первосвященников, посетивший новый Рим.

Формально по отношению к Церкви Юстиниан соблюдал принцип симфонии, предполагавший равное и дружественное сосуществование Церкви и государства

Человек верующий и убежденный в том, что правит благодатью Божьей, он придавал существенное значение духовно-нравственному руководству своими подданными. Он хотел, чтобы в единой империи, в которой установлен был им единый закон, существовала единая вера и единая духовная власть, именно его вера и его воля. Он очень любил богословские рассуждения, считал себя замечательным теологом, верил, что Бог глаголет его устами, - и объявил себя «учителем веры и главой церкви», готовым охранять церковь от ее собственных заблуждений и от нападений противников. Всегда и неизменно он предоставлял себе право диктовать церкви догматы, дисциплину, право, обязанности, словом, превращал ее в орган своей высшей (святейшей) власти.

Законодательные его акты полны постановлений о церковном устройстве, регламентирующих все его мелочи. Вместе с тем Юстиниан стремится благодетельствовать церкви щедрыми пожалованиями, украшением и постройкой храмов. Чтобы лучше подчеркнуть свое благочестивое усердие, он сурово преследовал еретиков, в 529 г. приказал закрыть афинский университет, где еще тайно оставалось несколько языческих преподавателей, и яростно преследовал раскольников.

Помимо этого он умел управлять церковью, как господин, и в обмен за покровительство и милости, которыми он ее осыпал, деспотически и грубо предписывал ей свою волю, откровенно называя себя «императором и священником».

Наследник цезарей, он хотел подобно им быть живым законом, наиболее полным воплощением абсолютной власти и вместе с тем непогрешимым законодателем и реформатором, заботящимся о порядке в империи. Император присвоил себе право свободно назначать и смещать епископов, устанавливать удобные для себя церковные законы Это он сказал, что «источником всех богатств церкви является щедрость императора».

При Юстиниане чины церковной иерархии получили много прав и преимуществ. Епископам было поручено не только руководительство делами благотворительности: они поставлены были исправителями злоупотреблений в светской администрации и суде. Иногда они перерешали дело сами, иногда вступали в соглашение с должностным лицом, на которое заявлялась претензия, иногда доводили дело до сведения самого императора. Клирики были изъяты от подчинения обыкновенным судам; священников судили епископы, епископов - соборы, в важных случаях - сам император.

Особой опорой и советником для Юстиниана в его деятельности была его жена императрица Феодора

Феодора также происходила из народа. Дочь сторожа медведей с ипподрома, модная актриса, заставила Юстиниана жениться на себе и вместе с ним вступила на трон.

Несомненно, что пока она была жива - Феодора умерла в 548 г., - она оказывала на императора огромное влияние и управляла империей в такой же мере, как и он, а может быть и в большей. Происходило это потому, что несмотря на свои недостатки - она любила деньги, власть и, чтобы сохранить трон, часто поступала коварно, жестоко и была непреклонна в своей ненависти, - эта честолюбивая женщина обладала превосходными качествами - энергией, твердостью, решительной и сильной волей, осторожным и ясным политическим умом и, быть может, многое видела более правильно, чем ее царственный супруг.

В то время как Юстиниан мечтал вновь завоевать Запад и восстановить в союзе с папством Римскую империю, она, уроженка Востока, обращала свои взоры на Восток с более точным пониманием обстановки и потребностей времени. Она хотела положить там конец религиозным ссорам, вредившим спокойствию и могуществу империи, вернуть путем различных уступок и политики широкой веротерпимости отпавшие народы Сирии и Египта и, хотя бы ценой разрыва с Римом, воссоздать прочное единство восточной монархии. Политика единения и веротерпимости, которую советовала Феодора, была, без сомнения, осторожной и разумной.

Будучи императором, Юстиниан неоднократно оказывался в затруднении, не зная, какой линии поведения ему следует держаться. Для успеха своих западных предприятий ему было необходимо сохранять установленное согласие с папством; чтобы восстановить политическое и моральное единство на Востоке, надо было щадить монофизитов, весьма многочисленных и влиятельных в Египте, Сирии, Месопотамии, Армении. Его колеблющаяся воля пыталась, несмотря на все противоречия, обрести почву для взаимного понимания и найти средство для примирения этих противоречий.

Постепенно, в угоду Риму, он позволил Константинопольскому собору 536 г. предать инакомыслящих анафеме, начал преследовать их (537–538), напал на их цитадель - Египет, а в угоду Феодоре дал возможность монофизитам восстановить их церковь (543) и постарался на Константинопольском соборе 553 г. добиться от папы косвенного осуждения решений Халкидонского собора.

Рост богатства империи, неограниченная власть монарха, стоявшего над законами, подчиненная роль Церкви, унизительные церемонии поклонения императору-христианину, достойные скорее языческих царей, не могли не сказаться на нравах тогдашнего общества.

Духовные запросы людей оскудевали. Жители Константинополя проводили дни в цирках, где они в азарте делились на партии, провоцирующие беспорядки и кровопролития. На ипподромах зрители яростно вопили: «Богородица, дай нам победу!» Нанимались колдуны, чтобы напустить порчу на коней; выступали артисты-мимы, изображавшие самые непристойные сцены и, не смущаясь, богохульствовали. В городе процветали притоны, кабаки, повальное пьянство, разврат. С непомерной роскошью императорской знати и высшего духовенства соседствовала ужасающая бедность.

Парадоксально, но распущенность нравов уживалась в Византии с повсеместной демонстрацией благочестия. Население Византии проявляло удивительную склонность к богословствованию. Так, по словам историка Агапия, толпы бездельников на базаре и в пивных рассуждали о Боге и Его сущности. По остроумному замечанию русского философа Вл. Соловьева, «в Византии было больше богословов, чем христиан».

Так, с подачи самого благословенного из византийских императоров, над христианским миром, который хранил Божественные заповеди, но не исполнял их, нависла неизбежная кара. Приближаясь к старости, Юстиниан терял энергию и энтузиазм. Смерть Феодоры (548 г.) лишила его важной опоры, источника твердости и вдохновения. Ему уже тогда было около 65 лет, но он процарствовал до 82-летнего возраста, склоняя понемногу голову перед преградами, которые жизнь ставила его целям. Погружаясь в апатию, он почти равнодушно смотрел, как управление все более расстраивалось, бедствия и недовольство все более росли. Корипп рассказывает, что в эти последние годы «старец-император ни о чем не заботился. Как бы уже окоченелый, он весь погружался в ожидание вечной жизни; дух его был уже на небе». Юстиниан умер в ноябре 565 г., не назначив себе преемника (Феодора оставила его бездетным)..

Александр А. Соколовский


Юстиниан I Великий – император Византии с 527 по 565 год. Историки считают, что Юстиниан был одним из величайших монархов поздней античности и раннего средневековья.

Юстиниан был реформатором и полководцем, который совершил переход от античности к средневековью. При нем была отброшена римская система управления государством, которою заменила новая – византийская.

При императоре Юстиниане Византийская империя достигает своего рассвета, после долгого периода упадка, монарх пытался реставрировать империю и вернуть ей былое величие.

Историки считают, что главной целью внешней политики Юстиниана было возрождение Римской империи в ее прежних границах, которая должна была превратиться в христианское государство. Вследствие этого, все войны проводимые императором были направлены на расширение своих территорий, особенно на запад (территории павшей Западной Римской империи).

При Юстиниане территория Византийской империи достигла своих самых огромных размеров за все время существования империи. Юстиниану удалось практически полностью восстановить прежние границы Римской империи.

После заключения мира на Востоке с Персией, Юстиниан обезопасил себя от удара с тыла и дал возможность Византии развернуть кампанию для вторжения в Западную Европу. В первую очередь Юстиниан решил объявить войну германским королевствам. Это было разумное решение, ведь в данный период между варварскими королевствами ведутся войны, и они были ослаблены перед вторжением Византии.

В 533 году Юстиниан отправляет армию на покорение королевства вандалов. Война проходит успешно для Византии и уже в 534 году Юстиниан одерживает решительную победу. Затем его взор пал на остготов Италии. Война с остготами шла успешно, и королю остготов пришлось обратиться за помощью к Персии.

Юстиниан захватывает Италию и практически все побережье Северной Африки, и юго-восточную часть Испании. Таким образом, территория Византии увеличивается вдвое, но не достигает прежних границ Римской империи.

Уже в 540 году персы разорвали мирный договор и готовились к войне. Юстиниан оказался в трудном положении, ведь Византия может не выдержать войны на два фронта.

Кроме активной внешней политики, Юстиниан также вел разумную внутреннюю политику. Юстиниан активно занялся укреплением государственного аппарата, а также пытался усовершенствовать налогообложение. При императоре были соединены гражданские и военные должности, были предприняты попытки уменьшить коррупцию путем повышения платы чиновникам.

В народе Юстиниана прозвали «бессонным императором», так как он работал и днем и ночью над реформированием государства.

Историки считают, что военные успехи Юстиниана были его главной заслугой, однако внутренняя политика, особенно во второй половине правления, сделала казну государства практически пустой, его амбиции не смогли должным образом проявиться.

Император Юстиниан оставил после себя огромный архитектурный памятник, который существует и сегодня – Собор Святой Софии. Это здание считают символом «золотого века» в империи. Этот собор является вторым по величине христианским храмом в мире и уступает только Собору Святого Павла в Ватикане. Этим император добился расположение Папы Римского и всего христианского мира.

Во время правления Юстиниана вспыхнула первая в мире пандемия чумы, которая охватила всю Византийскую империю. Наибольшее количество жертв было зафиксировано в столице империи Константинополе, здесь погибло 40% всего населения. За подсчетами историков, общее число жертв чумы достигло около 30 млн., а возможно и больше.

Достижения империи при Юстиниане

Как уже говорилось, наибольшим достижением Юстиниана считается активная внешняя политика, которая расширила территории Византии в два раза, практически вернув все утраченные земли после падения Рима в 476 году.

Вследствие войн казна государства истощалась, и это приводило к бунтам и восстаниям. Однако восстание побудило Юстиниана сделать огромное архитектурное достижение – постройка Собора Святой Софии.

Наибольшим юридическим достижением было издание новых законов, которые должны были действовать по всей империи. Император взял римское право и выбросил из него устаревшие указания, и тем самым оставил самые необходимые. Свод этих законов получил название «Свод гражданского права».

Огромный прорыв произошел в военном деле. Юстиниану удалось создать наибольшую профессиональную наемную армию того периода. Эта армия принесла ему множество побед и расширила границы. Однако она и истощила казну.

Первую половину правления императора Юстиниана называют «золотым веком Византии», вторая же вызывала только недовольство со стороны народа.

ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ

(482 или 483–565), один из величайших византийских императоров, кодификатор римского права и строитель собора св. Софии. Юстиниан был, вероятно, иллирийцем, родился в Таурезии (провинция Дардания, близ совр. Скопье) в крестьянской семье, но воспитывался в Константинополе. При рождении получил имя Петр Савватий, к чему впоследствии добавились Флавий (как знак принадлежности к императорскму семейству) и Юстиниан (в честь дяди по матери императора Юстина I , правил в 518–527). Юстиниан, любимец не имевшего собственных детей дяди-императора, сделался при нем чрезвычайно влиятельной фигурой и, постепенно восходя по служебной лестнице, поднялся до поста командующего столичным военным гарнизоном (magister equitum et peditum praesentalis). Юстин усыновил его и сделал своим соправителем в последние несколько месяцев царствования, так что когда 1 августа 527 Юстин умер, Юстиниан взошел на трон. Рассмотрим царствование Юстиниана в нескольких аспектах: 1) войны; 2) внутренние дела и частная жизнь; 3) религиозная политика; 4) кодификация права.

Войны. Юстиниан никогда не принимал личного участия в войнах, поручая руководство боевыми действиями своим военачальникам. К моменту его восшествия на престол неразрешенным вопросом оставалась извечная вражда с Персией, вылившаяся в 527 в войну за господство над кавказским регионом. Полководец Юстиниана Велисарий одержал блестящую победу при Даре в Месопотамии в 530, но в следующем году потерпел от персов поражение при Каллинике в Сирии. Царь Персии Хосров I, пришедший на смену Каваду I в сентябре 531, заключил в начале 532 “мир на вечные времена”, по условиям которого Юстиниан должен был выплатить Персии 4000 фунтов золота на содержание кавказских крепостей, противостоявших набегам варваров, и отказаться от протектората над Иберией на Кавказе. Вторая война с Персией разразилась в 540, когда поглощенный делами на Западе Юстиниан допустил опасное ослабление своих сил на Востоке. Боевые действия велись на пространстве от Колхиды на побережье Черного моря до Месопотамии и Ассирии. В 540 персы разграбили Антиохию и ряд других городов, однако Эдессе удалось от них откупиться. В 545 Юстиниану пришлось выплатить за перемирие 2000 фунтов золота, что, однако, не коснулось Колхиды (Лазики), где военные действия продолжались до 562. Окончательное урегулирование было похоже на предыдущие: Юстиниан должен был платить 30 000 aurei (золотых монет) ежегодно, а Персия обязалась защищать Кавказ и не преследовать христиан.

Гораздо более значительные кампании были предприняты Юстинианом на Западе. Некогда Средиземное море принадлежало Риму, но теперь Италией, южной Галлией, а также большей частью Африки и Испании владели варвары. Юстиниан вынашивал честолюбивые планы возвращения этих земель. Первый удар был направлен против вандалов в Африке, где правил нерешительный Гелимер, сопернику которого Хильдерику Юстиниан оказывал поддержку. В сентябре 533 Велисарий без помех высадился на африканском побережье и вскоре вошел в Карфаген. Приблизительно в 30 км к западу от столицы он выиграл решающее сражение и в марте 534, после длительной осады на горе Паппуа в Нумидии, вынудил Гелимера сдаться. Однако кампанию все еще нельзя было считать законченной, поскольку предстояло справиться с берберами, маврами и мятежными византийскими войсками. Умиротворить провинцию и установить контроль над горным массивом Орес и восточной Мавританией поручили евнуху Соломону, что он и исполнил в 539–544. Из-за новых восстаний в 546 Византия едва не лишилась Африки, однако к 548 Иоанн Троглита установил в провинции прочную и долговременную власть.

Завоевание Африки было только прелюдией к завоеванию Италии, в которой теперь господствовали остготы. Их король Теодат убил Амаласунту, дочь великого Теодориха, которой покровительствовал Юстиниан, и этот инцидент послужил предлогом для начала войны. К концу 535 была оккупирована Далмация, Велисарий занял Сицилию. В 536 он овладел Неаполем и Римом. Теодата сместил Витигис, который с марта 537 по март 538 осаждал Велисария в Риме, однако был вынужден ни с чем отступить на север. Затем византийские войска заняли Пицен и Милан. Равенна пала после осады, длившейся с конца 539 по июнь 540, и Италия была объявлена провинцией. Однако в 541 отважный молодой король готов Тотила взял дело отвоевания былых владений в свои руки, и к 548 Юстиниану принадлежали только четыре плацдарма на побережье Италии, а к 551 к готам перешли также Сицилия, Корсика и Сардиния. В 552 в Италию прибыл талантливый византийский командующий евнух Нарсес с хорошо оснащенной и снабженной армией. Стремительно двигаясь от Равенны на юг, он разбил готов при Тагине в центре Апеннин и в последнем решающем сражении у подножия горы Везувий в 553. В 554 и 555 Нарсес очистил Италию от франков и алеманнов и подавил последние очаги сопротивления готов. Территория к северу от По была частично возвращена в 562.

Остготское королевство перестало существовать. Равенна стала центром византийской администрации в Италии. Нарсес правил там как патрикий с 556 по 567, а после него здешний наместник стал называться экзархом. Юстиниан более чем удовлетворил свои честолюбивые замыслы. Ему покорилось также западное побережье Испании и южное побережье Галлии. Однако основные интересы Византийской империи находились все же на Востоке, во Фракии и Малой Азии, так что цена приобретений на Западе, которые не могли быть долговечными, возможно, оказалась чересчур высокой.

Частная жизнь. Замечательным событием в жизни Юстиниана явилась его женитьба в 523 на Феодоре, куртизанке и танцовщице с яркой, но сомнительной репутацией. Он беззаветно любил и почитал Феодору до самой ее смерти в 548, обретя в ее лице соправительницу, которая помогала ему управлять государством. Однажды, когда во время восстания “Ника” 13–18 января 532 Юстиниан и его друзья были уже близки к отчаянию и обсуждали планы бегства, именно Феодоре удалось спасти трон.

Восстание “Ника” разразилось при следующих обстоятельствах. Партии, сложившиеся вокруг скачек на ипподроме, обычно ограничивались враждой друг с другом. Однако на этот раз они объединились и выдвинули совместное требование освободить своих взятых под стражу товарищей, за чем последовало требование уволить трех непопулярных должностных лиц. Юстиниан проявил уступчивость, но здесь к борьбе подключилась городская чернь, недовольная непомерными налогами. Волнениями воспользовались некоторые сенаторы, которые выдвинули в качестве претендента на императорский трон Ипатия, племянника Анастасия I. Однако властям удалось расколоть движение, подкупив лидеров одной из партий. На шестой день верные правительству войска напали на собравшийся на ипподроме народ и учинили дикую резню. Претендента на трон Юстиниан не пощадил, но в дальнейшем проявил сдержанность, так что из этого тяжелого испытания он вышел еще более сильным. Следует отметить, что рост налогов был вызван расходами на две широкомасштабные кампании – на Востоке и Западе. Министр Иоанн Каппадокийский проявлял чудеса изобретательности, добывая средства из любых источников и любыми способами. Другим примером расточительности Юстиниана была его программа строительства. Только в одном Константинополе можно указать следующие грандиозные сооружения: отстроенный заново после разрушения во время восстания “Ника” собор св. Софии (532–537), который до сих пор является одним из величайших сооружений в мире; не сохранившийся и до сих пор недостаточно изученный т.н. Большой (или Священный) дворец; площадь Августион и великолепные примыкающие к ней сооружения; построенная Феодорой церковь св. Апостолов (536–550).

Религиозная политика. Юстиниан интересовался вопросами религии и считал себя теологом. Будучи страстно приверженным православию, он боролся с язычниками и еретиками. В Африке и Италии от него пострадали ариане. К монофизитам, которые отрицали человеческую природу Христа, относились с терпимостью, поскольку их взгляды разделяла Феодора. В связи с монофизитами Юстиниан оказался перед непростым выбором: он хотел мира на Востоке, но не желал ссориться также и с Римом, который для монофизитов ровно ничего не значил. Сначала Юстиниан попытался добиться примирения, но, когда на Константинопольском соборе 536 монофизиты были преданы анафеме, преследования возобновились. Затем Юстиниан начал готовить почву для компромисса: он пытался склонить Рим к тому, чтобы была выработана более мягкая трактовка православия, и принудил находившегося у него в 545–553 папу Вигилия фактически осудить положение символа веры, принятого на 4-м Вселенском соборе в Халкидоне. Эта позиция получила одобрение на 5-м Вселенском соборе, проходившем в Константинополе в 553. К концу царствования позицию, которую занимал Юстиниан, едва ли можно было отличить от позиции монофизитов.

Кодификация права. Более плодотворными оказались колоссальные усилия, приложенные Юстинианом к разработке римского права. Римская империя постепенно отказалась от прежней жесткости и негибкости, так что все в больших (быть может, даже чрезмерных) масштабах в расчет стали приниматься нормы т.н. “права народов” и даже “естественного права”. Юстиниан решил обобщить и систематизировать этот обширный материал. Работу наладил выдающийся юрист Трибониан с многочисленными помощниками. В результате на свет явился знаменитый Corpus iuris civilis (“Свод гражданского права”), состоящий из трех частей: 1) Codex Iustinianus (“Кодекс Юстиниана”). Впервые его издали в 529, но вскоре он был значительно пересмотрен и в 534 получил силу закона – именно в той форме, в которой мы его теперь знаем. Сюда вошли все представлявшиеся важными и сохранявшие актуальность императорские постановления (constitutiones) начиная с императора Адриана, который правил в начале 2 в., в том числе 50 постановлений самого Юстиниана. 2) Pandectae или Digesta (“Дигесты”), подготовленная в 530–533 компиляция взглядов лучших правоведов (в основном 2 и 3 вв.), снабженная поправками. Комиссия Юстиниана взяла на себя труд по примирению различных подходов юристов. Законодательные нормы, описанные в этих авторитетных текстах, стали обязательными для всех судов. 3) Institutiones (“Институции”, т.е. “Основы”), учебник права для студентов. Учебник Гая, юриста, жившего во 2 в. н.э., был осовременен и выправлен, и с декабря 533 этот текст вошел в учебные программы.

Уже после смерти Юстиниана были опубликованы Novellae (“Новеллы”), дополнение к “Кодексу”, где содержатся 174 новых императорских постановлений, причем после смерти Трибониана (546) Юстиниан издал лишь 18 документов. Большинство документов составлено на греческом, который приобрел статус официального языка.

Репутация и достижения. Оценивая личность Юстиниана и его достижения, следует учитывать роль, которую играет в формировании наших представлений о нем его современник и главный историк Прокопий. Прекрасно осведомленный и компетентный ученый, по неизвестным нам причинам Прокопий испытывал к императору стойкую неприязнь, которую не отказал себе в удовольствии излить в Тайной истории (Anecdota ), особенно по поводу Феодоры.

История оценила заслуги Юстиниана как великого кодификатора права, только за одно это деяние Данте отвел ему место в Раю . В религиозной борьбе Юстиниан сыграл противоречивую роль: сначала он пытался примирить соперников и достичь компромисса, затем развязал преследования и закончил тем, что почти полностью отказался от того, что исповедовал вначале. Его нельзя недооценивать как государственного деятеля и стратега. В отношении Персии он проводил традиционную политику, добившись определенных успехов. Юстиниан замыслил грандиозную программу возвращения западных владений Римской империи и почти полностью ее осуществил. Однако этим он нарушил баланс сил в империи, и, возможно, впоследствии Византии крайне не хватало энергии и ресурсов, которые были впустую израсходованы на Западе. Умер Юстиниан в Константинополе 14 ноября 565.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!