Название первой столицы древней руси. Столицы Руси

Ладога Старая

Есть еще один город, заслуживающий внимания историков - Старая Ладога. Древняя столица Руси номер два возникла в середине восьмого века, а в 862 - 864 годах была резиденцией Рюрика. Согласно летописям, после этого легендарный князь отбыл в Новгород, город, который в будущем получил титул «Великий». Сегодня здесь можно увидеть Успенский собор и Георгиевскую церковь, возведенные во второй половине двенадцатого века.

Старая Ладога сегодня - это небольшая деревня, возраст которой около двенадцати веков. Последние археологические исследования дают возможность предполагать, что поселение основали выходцы из североевропейских стран. Это была стоянка, где ремонтировались суда и строились новые корабли,

Рюриково городище в Новгороде

Столица Древней Руси Ладога утратила свой титул, поскольку Рюрик уехал в новый град, расположенный примерно в двух километрах от центральной части современного города. Сейчас он привлекает уникальными памятниками архитектуры княжеских времен, ведь не был тронут монгольской ордой, а, следовательно, не был разграблен и разрушен. Это Николо-Дворищенский, Софийский, Георгиевский соборы, Антониев монастырь, церкви Спаса, Рождества Богородицы, Благовещенья, Петра и Павла, Параскевы-Пятницы.

Расцвет града пришелся на период Новгородской республики, когда все важные решения о жизни государства принимались не вече. Существовала она с 1136 по 1478 год, а ее территория простилалась на сотни километров - от Уральских гор до Балтийского (или Варяжского) моря. В нем развивались ремесла, велась оживленная торговля, строились каменные здания, писались летописи и книги.

Сегодня Новгород (столица Древней Руси и Новгородской республики) можно смело называть туристической Меккой России, поскольку сохранил свое лицо сквозь тысячелетие.

Владимир-на-Клязьме

Еще одной столицей древнерусского государства считается Владимир, который был главным в период 1243 - 1389 годов. Град основал Владимир Мономах в 1108 году, а через полвека в него перенес свою резиденцию Андрей Боголюбский. Расцвет поселения пришелся на правление Всеволода Большое гнездо, которому подчинялись все земли, кроме Полоцка и Чернигова. О той славной эпохе во Владимире напоминают Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.

Заключение

Под ударами нукеров хана Батыя, к сожалению, прекратила свое существование Древняя Русь. Столица ее утратила свое влияние и на много лет оказалась в руинах, забывались ремесла, которые были невостребованными в Золотой Орде. Но страна постепенно оправлялась от тяжелого удара, росли новые поколения людей, которые сначала подчинялись монгольскому игу, а потом и сбросили его. Таким образом, Русь снова возродилась и вошла в новое время с новым лицом.

Влади́мир - исторический город России, расположен преимущественно на левом берегу реки Клязьмы. Являлся древней столицей Северо-Восточной Руси.

Первые люди стали появляться на территории, которую занимает современный город, около 30-25 тыс. лет до н. э. В третьем тысячелетии до н. э. здесь живут волго-финские племена. В VI-VII веках н. э. эту территорию осваивает финно-угорское племя меря.

В IX-X веках сюда стали проникать сначала ильменские словене, а затем другие племена. В VIII-X веках на холме, где позже был построен Успенский собор, существовал мерянский посёлок.

Основание Владимира традиционно связывается с летописным известием о том, что Владимир Мономах заложил город в 1108 году. Наиболее крупный специалист по владимирской археологии, Н. Н. Воронин, также придерживался этой датировки.

Но в 1990-е годы владимирские краеведы высказались за перенос даты основания города на 990 год, приводя в обоснование этой даты известия ряда поздних летописных источников, где основателем города фигурирует Владимир Святославич.

Когда бы город ни был основан, Владимир начинает расти и усиливаться благодаря заботам Владимира Мономаха, который укрепил его как опорный пункт защиты Ростово-Суздальского княжества.

Расцветом город обязан князю Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс сюда столицу княжества. Его преемник - Всеволод Большое гнездо - был одним из самых могущественных русских князей, и с его правления за владимирскими князьями закрепляется титул «великих».

Сейчас Владимир один из крупнейших в стране туристических центров, входит в Золотое кольцо России. Наибольший интерес представляют сохранившиеся в нем памятники домонгольской эпохи.

Сразу два таких памятника можно увидеть на Соборной площади:

Первый — Собор Успения Пресвятой Богородицы, он же Успенский собор во Владимире-Волынском, он же Мстиславов храм во Владимире-Волынском, он же Свято-Успенский собор во Владимире-Волынском - древнейший и единственный памятник на Волыни, дошедший до нас со времен Киевской Руси.

Был построен и расписан в 1160 году при волынском князе Мстиславом Изяславичем киевскими строителями.

Собор был усыпальницей князей, бояр и епископов. Под храмом есть 6 великокняжеских, 2 епископские и много гробниц знатных лиц. Здесь похоронен и строитель храма князь Мстислав.

Был разорен полчищами Батыя и снова восстановлен.

В первой половине XV века опустошен, а в конце века стараниями Владимирского епископа Васиана восстановлен.

Пострадал храм и в межконфессиональной борьбе между православными и униатами: в 1596 году, когда владимирский епископ Ипатий Потей принял унию, храм стал униатским. Во время пожара 1683 году, который опустошил весь город, собор сильно пострадал и был восстановлен лишь в 1753 г. Униаты переделали византийскую архитектуру храма на латинский манер.

В 1772 г. собор пришел в запустение. Использовался как «казенный магазин» (склад).

На 1829 г. он превратился в сплошную руину - обвалились своды и купол.

В 1896-1900 архитекторами А. Праховым и Г. И. Котовым была проведена не очень удачная реставрацию, собор восстановили в формах XII века.

Успенский собор является памятником древнерусского зодчества и памятником архитектуры Украины.

Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1158-1160.

Обязательно зайдите внутрь Успенского собора — это один из немногих храмов, где сохранились фрески Андрея Рублева.

«2000 летию рождества Христова»

Соборная площадь.

Второй не менее интересный домонгольский памятник — Дмитровский собор.

Дмитровский собор, 1192-1194 — придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой - его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века.

Надпись на дверях Дмитровского собора: «Дорогие молодожены! Желаю счастья, но предупреждаю, что барабанить в двери храма — плохая примета! Князь Всеволод.» — т.е. работники православной церкви пугают народ приметами — потрясающе!

Но это не все, что можно посмотреть на Соборной площади и ее окрестностях.

В 1785 г. был торжественно заложен корпус палат присутственных мест, построенный к 1790 по проекту известного архитектора К.И. Бланка в виде вытянутого сооружения, фасад которого украшен в центре и по флангам портиками пилястр. Своеобразный интерьер: все 3 этажа, имеют длинные коридоры, перекрытые сводами. В здании находился губернский управленческий аппарат.
Во время ВОВ в здании размещался военный госпиталь.
В настоящее время почти все здание передано под экспозиции и службы Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Памятник Александру Невскому.

Исторический музей.

Церковь Николая Чудотворца, 1761-1769.
Николо-Кремлевская церковь построена в 1761 году на месте более древнего деревянного храма, сгоревшего во время большого пожара. По месту расположения церкви, на территории бывшего городского кремля, храм именовали Николо-Кремлевским. В настоящее время в ней размещается владимирский планетарий, открытый в 1962 году.

Памятник Андерю Рублеву. Последняя работа московского скульптора О.К. Комова, над которой он работал несколько лет. Памятник открыт в августе 1995 года к 1000-летию города.

Монумент в честь 850-летия основания г. Владимира (в народе именуемый «три ленивца»).
Первый обелиск из дерева со звездой был поставлен здесь еще в 1916 году. Нынешний был заложен на его месте в 1958 году в честь 850-летия города (тогда годом основания считался 1108 год), и торжественно открыт 30 октября 1969 года. Скульптор А.Б. Рябичев, архитекторы А.Н. Душкин и Е.А. Архипов. По сторонам вогнутой трехгранной усеченной призмы расположены три фигуры: древний воин, обращенный в сторону оборонительных Золотых Ворот, зодчий, обращенный в сторону Успенского собора и современный рабочий, обращенный к промышленной части города.

В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.

С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича значилась первой в числе русских монастырей.

В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий и братия монастыря были убиты татарами, а сам монастырь разграблен и опустошен.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребен великий князь Александр Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Однако, в 1723 году по указу Петра I мощи Александра Невскогоо были перенесении в в Александро-Невскую Лавру.

В 1561 году, по указу Ивана Грозного первенство среди монастырей перешло , затем в 1720 году второе место занял Александро-Невский монастырь, так Рождественский монастырь стал третьим.

В середине 17 века в монастыре снова началось каменное строительство: в 1654 г. возводится колокольня (не сохранилась), в 1659 г. построены казенные кельи.

В 1667 г. монастырь стал ставропигиальным.

При архимандрите Викентии в 1678-85 гг. к собору пристроили каменные палатки (не сохранились.), тогда же возвели братский корпус.

Во 2-й половине 17 века строится каменная надвратная церковь Рождества Христова с примыкающей трапезной.

С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом.

В 1859-69 гг. по проекту архитектора Н.А. Артлебена собор монастыря полностью перестраивается в кирпиче, в формах, близких к первоначальным. В 1866-67 гг. по проекту того же Артлебена капитально перестроена надвратная Христорождественская церковь и трапезная.

В 1930 г. были сломаны собор и колокольня.

Впоследствии здания монастыря неоднократно ремонтировались. На территории возвели несколько новых зданий.

В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году.

Церковь Александра Невского в Рождественском Владимирском мужском монастыре.

Слева церковь Александра Невского, справа собор Рождества Богородицы.

Стена Рождественского монастыря.

Угловая башня.

Хотя и говорят о том, что несмотря на утраты, дошедший до нашего времени монастырь сохранил облик позднесредневековой обители со свободной планировкой, монастырь неинтересен с исторической точки зрения, особенно на фоне сохранившихся по соседству древнейших храмов.

Идем дальше. Вид со смотровой площадки Соборной площади совершенно никакой — на поезда, зачем она вообще здесь нужна не понятно. Из интересного удалось разглядеть только Успенскую церковь, которую несмотря на ее древность почему-то долго не реставрировали.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1644-1649. Ныне принадлежит старообрядцам Белокриницкого согласия. Ведется реставрация.

«В этом здании помещался Владимирский комитет РСДРП (большевиков)».
«В этом здании с 1980 по 1985 годы работал Тихон Степанович Сушков — председатель исполкома Владимирского областного Совета депутатов трудящихся, внесший значительный вклад в развитие народного хозяйства области».

Старообрядческая Белокриницкого согласия (белокриничники) церковь Троицы Живоначальной, 1913-1916. Архитектор С. М. Жаров.

Вечный огонь. Мемориал в честь владимирцев, погибших в годы Великой Отечественной войны был заложен 6 ноября 1967 года и торжественно открыт 9 мая 1975 на месте ямской Казанской церкви, сломанной танками в 1966 году, примыкающей сквер разбит на месте старого ямского кладбища. Архитектор Б.А.Шиганов, скульптор В.А.Шанин. В центре площадки монумента горит Вечный огонь Славы, доставленный из Москвы с Могилы Неизвестного солдата в Александровском саду.
9 мая 1985 года была установлена бронзовая скульптурная композиция из трёх фигур: женщины-матери, солдата и рабочего тыла, символизирующая единство народа в борьбе против захватчиков. Скульптор А.А. Перевертень, архитектор В.И. Фомин.

Сегодня столицей России является Москва. Является, в общем-то, заслуженно. Именно этот город сыграл наибольшую роль в становлении и усилении Российского государства, стал центром собирания русских земель после периода феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Но в разное время столицами нашей страны являлись и другие города. Какие же? Разберёмся в этом посте.

1) Новгород (862 — 882 гг.)

Как известно из летописей, основателем русского государства является легендарный князь Рюрик. Князь Рюрик был призван славянами и другими племенами, жившими на севере будущей Руси в 862 г. В результате первой столицей Руси стал Новгород, откуда Рюрик правил почти 20 лет. Одна из древнейших частей города сейчас носит название Рюриково городище, согласно легендам, именно здесь и располагалась резиденция первого русского князя. Не случайно именно в Новгороде в 19 в.был установлен памятник в честь тысячелетия Руси.

В некоторых источниках встречаются сведения, что первоначально Рюрик прибыл не в Новгород, а в Ладогу, в связи с чем в некоторых списках российских столиц именно это город называют первой столицей Руси. Однако данная информация не имеет стопроцентной достоверности, в любом случае, если Рюрик и находился в Ладоге, то очень недолго.Так что с большим основанием первой столицей Руси всё-таки следует считать Новгород.

Новгород не только дал начало русскому государству. Он сыграл огромную роль в истории России и после 882 г. Именно новгородскими князьями изначально были такие выдающиеся русские князья, как князь Владимир, крестивший Русь, Ярослав Мудрый, а также Александр Невский. Новгород сыграл огромную роль в освоении русскими обширных северных земель, в отражении попыток завоевания Руси со стороны шведов, немцев и других западных интервентов.

2) Киев (882 — 1132 гг.)

Рюрик объединил северную часть Руси, но южная часть будущей Руси, также населённая восточными славянами, ещё находилась под влиянием Хазарского каганата. Олег, второй князь русского государства, решил расширять его на юг. В 882 г., собрав достаточно крупное войско, он захватил Киев. Согласно легенде, в то время в Киеве правили Аскольд и Дир, бывшие бояре, отпущенные Рюриком на службу к византийскому императору. Однако не добравшись до Византии, Аскольд и Дир остановились в Киеве, где объявили себя князьями. Олег же, узнав об этом, решил наказать самозванцев, а заодно и присоединить Киев к русскому государству. Поскольку Киев был удобным плацдармом для дальнейшего расширения Руси на юг, Олег перенёс в город княжескую резиденцию, и, согласно летописям, заявил, что отныне «Киев будет матерью городов русских».

Долгое время Киев действительно был столицей Руси. Но в 11 в. после смерти Ярослава Мудрого начался постепенный распад единого государства. Русь (как, впрочем, и многие другие страны) вступила в эпоху феодальной раздробленности. В 1097 г. на съезде князей в Любече было решено, что во избежание междуусобиц главные города Руси отныне закрепляются за своими князьями и их потомками. Это решение вскоре привело к формированию удельных княжеств. А после смерти знаменитого Владимира Мономаха и его сына Мстислава в 1132 г. единство Руси было окончательно утрачено. Киев потерял статус столицы Руси и оставался лишь столицей удельного Киевского княжества.

На протяжении 12-13 вв. влияние Киева всё слабело. Это происходило из-за того, что собственной сильной княжеской династии в Киеве так и не появилось. Зато бывшая столица оставалась яблоком раздора для русских князей, правивших другими русскими княжествами. В отдельные периоды киевский престол занимал то один, то другой князь с перерывом в несколько месяцев.

В 1240 г. после упорной осады Киев был взят армией хана Батыя и подвернут страшному опустошению. Почти все жители города погибли, и он надолго утратил какое-либо значение. Лишь во времена Российской империи в 18-19 вв. Киев вновь становится более-менее крупным городом.

3) Период феодальной раздробленности и ига (1132-1480 гг.) — у Руси нет столицы

В 1132 г. Русь распалась, и Киев потерял статус её столицы. Некоторое время он ещё оставался самым крупным и богатым городом Руси, а киевский престол сохранял привлекательность для русских князей. Но усиливались и приобретали влияние и другие города, ставшие центрами самостоятельных княжеств. Среди главных русских городов того времени, помимо Киева, выделялись следующие:

  • Новгород , отделившийся от Киева в 1136 г. Главную роль в нём стало играть формально вече, а фактически — боярская и купеческая олигархия. Владения Новгорода в период независимости протянулись на огромные территории, а сами новгородцы называли своё государство не иначе, как Господин Великий Новгород. Новгород также остался единственным крупным городом Руси, не пострадавшим от монгольского нашествия, но олигархическая форма правления, при которой местные купцы и бояре боролись прежде всего за корыстные интересы, не позволила городу стать центром объединения русских земель. В 1478 г. Новгород потерял независимость и стал частью Московского государства.
  • Галич , который в 1141 г. стал столицей сильного Галицкого княжества, а затем и Галицко-Волынского княжества, объединившего земли Юго-Западной Руси. Наибольшего влияния это княжество достигло при князе Данииле Галицком, но после его смерти погрязло в междуусобицах и в конце концов в 1392 г. потеряло самостоятельность, став добычей соседних Венгрии и Польши.
  • Владимир , с 1157 г. стал столицей Владимиро-Суздальского княжества, объединившего большую часть земель Северо-Восточной Руси. Владимир был не первой столицей княжества, до него столица находилась в Ростове, затем в Суздале, но именно во время правления князя Андрея Боголюбского, который и перенёс столицу во Владимир, княжество стало, фактически, самым мощным и влиятельным среди других русских княжеств. В 1238 г. город был взят монголами и сильно пострадал, но и после этого оставался одним из главных центров Руси. В 1243 г. владимирский князь Ярослав Всеволодович получил в Орде первый ярлык на великое княжение, тем самым монголы назначили его старшим над всеми русскими князьями. Следующим великим князем становится сын Ярослава Александр Невский. А в 1263 г. после смерти Александра Невского Владимиро-Суздальское княжество делят между собой его сыновья.
  • Москва , с 1263 г. столица Московского княжества, образовавшегося после распада Владимиро-Суздальского княжества. Первым московским князем стал малолетний сын Александра Невского Даниил, получивший в княжение самый захолустный удел. Однако за время правления Даниила и его преемников Москва значительно усилила своё влияние, и в конце концов стала центром объединения русских земель. При Иване III Московское княжество становится достаточно сильным, чтобы объединить большую часть русских земель и добиться независимости от Орды. В 1480 г. московские войска отражают вторжение ордынского хана Ахмада, после чего Москва фактически становится столицей возрождённого русского государства.

4) Москва (1480-1712 гг., 1727-1732 гг., 1918 г. — наши дни)

В 1480 г. Московское княжество полностью освобождается от власти Орды. К тому времени большая часть русских княжеств уже вошла в состав Московского, а в последующие десятилетия московские князья присоединяют последние ещё формально самостоятельные русские княжества. Юго-Запад Руси был к тому времени захвачен Литвой, Польшей и Венгрией, и борьба за их возвращение затянулась на несколько столетий.

В 16 в. русское государство значительно усилилось и расширилось. В 1547 г. Иван Грозный принимает титул «царя и великого князя всея Руси». Но в начале 17 в. наступают тяжёлые времена. В 1610 г. Москву занимают поляки, имевшие планы оккупации России и включения её в состав Польши. Однако благодаря Минину и Пожарскому этим планам не суждено было сбыться. В период оккупации Москвы роль главных центров сопротивления сыграли такие города, как Нижний Новгород и Ярославль . Нижний Новгород отказался подчиняться обоим Лжедмитриям, а также полякам, а в 1611 г. в городе было собрано ополчение, а затем создан «совет всея земли», взявший на себя функции народного правительства. Весной 1612 г. совет перебрался в Ярославль, а осенью 1612 народное ополчение разгромило под Москвой польских интервентов и освободило столицу.

В 1700 Пётр I начинает Северную войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Несмотря на первоначальные неудачи, в 1703 г. русские войска захватывают Ингерманландию, и здесь в устье Невы строится сначала крепость, а затем и город Санкт-Петербург. В 1712 г. Пётр I делает новый город столицей России. В 1721 г. Северная война заканчивается победой, Россия провозглашается империей, окно в Европу прорублено.

В 1727 г. императором становится 11-летний Пётр II, а фактически власть оказывается в руках боярских группировок. Вскоре царский двор переезжает в Москву, которая на время вновь становится столицей. Но в 1730 г. Пётр II умирает, и с 1732 г. столица возвращается в Петербург.

Лишь в 1918 г. Москва снова становится столицей. В феврале 1917 г. в Петрограде происходит революция, а в октябре 1917 г. ещё одна и власть оказывается в руках большевиков. Но идёт первая мировая война, и обстановка угрожающая — немецкие войска подступают к Петрограду. В этих условиях в 1918 г. правительство большевиков переезжает в Москву. Хотя немцы так и не заняли Петроград, Москва осталась столицей России и является ею вплоть до настоящего времени.

5) Петербург (1712-1727 гг., 1732-1918 гг.)

В 1703 г. в устье Невы начинается строительство нового города. получившего (в честь апостола Петра) название Санкт-Петербург. Город должен был защищать важнейший торговый путь, связывавший Россию с Европой. Также он должен был стать важнейшим портом и базой флота на Балтийском море. Хотя местность была не самой удобной для строительства, благодаря настойчивости Петра строительство активно продвигалось. Царь настойчиво требовал строить всё по чертежам, а не как попало, планируя превратить Петербург в образцовый город европейского типа. А в 1712-1714 гг. сюда перебрался сначала царский двор, а затем и прочие правительственные учреждения. Петербург на два столетия стал новой столицей России.

В 1727-32 гг. столица было вернулась в Москву, но затем снова была перенесена в Петербург. Преемники Петра немало сделали для обустройства города, возведя здесь великолепные дворцы, музеи и прочие памятники архитектуры, проложив каменные набережные и широкие проспекты. Мечта Петра об образцовом европейском городе полностью осуществилась.

В 1914 г. город был переименован в Петроград, а в 1918 г. из-за угрозы вторжения немецких войск столица была перенесена из Петрограда в Москву. Петербургу же осталось лишь звание культурной столицы.

В двух очерках Ел. Блиновой рассказывается об интересных и важных исторических периодах в жизни нашего края. В первом - о том, как город Владимир стал столицей древней Руси; во втором - о грозном для Родины XIII веке и о славных делах великого русского полководца Александра Невского, княжившего во Владимире в течение одиннадцати лет.

Более тысячи лет назад, в IX веке в Восточной Европе сложилось огромное славянское государство - Киевская Русь.

Русская земля простиралась от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатских гор - до Урала.

В конце X - первой половине XI века Киевская Русь, как отмечал К. Маркс, вступила в период своего расцвета, став самым крупным и могущественным государством в Европе. Оно не было ни украинским, ни белорусским, ни великорусским, а являлось общей исторической колыбелью этих славянских народов. Но Киевское государство оказалось недолговечным. Развитие феодальных отношений в нем привело к образованию местных экономических и политических центров. С ростом и укреплением их падало значение Киева.

Результатом развития феодальных отношений явилось усиление эксплуатации трудящегося населения сел и городов. Уже в XI веке в Древнерусском государстве происходят открытые выступления угнетенных классов против феодалов. Первое крупное движение «мятеж великий» в Суздальской земле относится к 1024 году.

В борьбе со всеми проявлениями антифеодального протеста феодалы энергично укрепляли аппарат власти в разных частях Руси.

В результате феодального дробления на территории Руси в XI-XII веках сложилось свыше десяти феодальных княжеств.

Крупнейшими из них стали: Новгородское, Полоцкое, Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское), Галицко-Волынское, Черниговское.

Наибольшее значение из обособившихся земель приобрело Владимиро-Суздальское княжество. Оно занимало весьма обширную территорию от Нижнего Новгорода до Твери по Волге, до Гороховца, Коломны и Можайска на юге, включая Устюг и Белоозеро на севере.

Владимиро-суздальские князья стремились подчинить себе соседние народы. На востоке и северо-востоке их власть распространялась на волжско-камские (мордовские и марийские) и подвинские земли. Издавна по Волге плавали корабли. Русь торговала с народами Кавказа, с которыми поддерживались и культурные связи.

Северо-Восточная часть территории Древнерусского государства отличалась некоторыми особенностями в социально-политическом развитии.

Она была сравнительно удаленной от центра Древнерусского государства и менее зависела от власти киевского князя. Бояре-землевладельцы фактически являлись хозяевами этого края. Политическими центрами здесь были Ростов, цитадель «старого боярства», и Суздаль. К XII веку в крае произошли существенные изменения. Резко увеличилось население прежде всего в результате колонизации из других районов Древнерусского государства, особенно тех, которые подвергались нападениям кочевников-печенегов, половцев.

Это привело к появлению новых групп населения, не связанных со «старым» ростовским боярством и независимых от него, возникли новые города, важнейшим из которых стал Владимир-на-Клязьме, основанный при Владимире Мономахе.

Владимиро-Суздальская земля становится вотчиной переяславского князя Владимира Мономаха в конце XI века. Владимир Мономах родился в 1053 г. Его отцом был Всеволод, любимый сын одного из могущественных киевских князей Ярослава Мудрого, а матерью - принцесса Мария, дочь императора Византии Константина IX Мономаха.

Владимир Мономах с большой дружиной несколько раз бывал в своих северо-восточных владениях.

Во время одного из таких походов, с целью дальнейшего укрепления и защиты своей вотчины - Ростово-Суздальской земли - от разорительных набегов других князей-феодалов, Владимир Мономах на месте поселка землевладельцев и ремесленников на левом, возвышенном берегу реки Клязьмы основал новый город.

Владимир Мономах, хорошо знавший Киев, его укрепления, выбирал возвышенное место и для нового города с тем, чтобы естественные рубежи можно было усилить дополнительными укреплениями.

Было это в 1108 году. Город получил имя - Владимир.

Последние годы своей жизни Владимир Мономах был великим князем киевским и делами своих северо-восточных владений почти не занимался.

Политический вес и значение Владимиро-Суздальской земли резко возрастают в княжение Юрия Долгорукого - младшего сына Владимира Мономаха.

Юрий был в курсе всех бурных событий, происходивших в древнем Киеве в связи с борьбой за великое княжение, и в то же время он обживал и свою вотчину - Владимиро-Суздальскую землю. Он распространил свое влияние на Новгород, Муром, Рязань, установил прочный союз с Галицкой землей. С именем Юрия Долгорукого связано строительство новых и укрепление существующих городов.

Основание Юрием Долгоруким Москвы - одна из самых видных страниц его деятельности. Впервые Москва упоминается в летописи под 1147 годом.

Результаты произведенных за последние годы раскопок позволяют заключить, что еще задолго до того здесь существовал ремесленный поселок наших далеких предков - вятичей, а в западной части Боровицкого холма - небольшая крепость.

История Древней Руси не просто увлекательна, но и полна загадок. Становление огромного государства, каким всегда была и остается Россия, не может проходить без войн, путаницы с правителями, смут. В данной статье рассказывается о столицах нашего государства, которые несли это "звание" задолго до Москвы и Петербурга.

Немного истории: кто такие славяне, и что такое Русь

С IV века славяне стали участниками масштабных миграций населения и постепенно заняли территории, на которых проживают и сейчас. Выделились три ветви: южные славяне (сербы, черногорцы), западные (это чехи, словаки, поляки) и восточные (это русские, украинцы и белорусы). Именно историю племен, которые выделились из восточных славян и стали объединяться в различные союзы, а потом и создавать прообраз государства, и принято называть "историей Древней Руси".

Считается, что еще до Рюрика на земле славянских племен сложилось государство под названием Славянский Каганат. В 839 году в западных летописях упомянуты "послы кагана Рос", прибывшие с северо-востока. В 860 году русы даже совершают поход на Константинополь.

Две теории государственности

  • "Норманская". Она утверждает, что только с помощью пришлых людей (Рюрика и его братьев) на Руси установился порядок и государственный строй. Что из-за неумения своего славяне обратились за помощью к "варягам". Распространение получила, когда в России стали действовать историки Байер, позднее Миллер, Шлёцер и Карамзин.
  • "Антинорманская". Она указывает на предпосылки появления государства до появления Рюрика. Кстати, и "Славянский каганат" тут очень кстати. Главные идеологи - Татищев и Ломоносов.

Старая Ладога - столица Древней Руси

Данное поселение находится на высоком берегу реки Волхов, прямо на великом пути "из варяг в греки". Когда в 2015 году археологи проводили раскопки вблизи Старой Ладоги, ими были найдены стоянки древних людей, которые можно датировать аж третьим тысячелетием до нашей эры - а это эпоха неолита. Наверное, именно тогда на данной территории поселился первый человек.

Самые первые постройки, которые можно отнести уже к городищу, - это мастерские по починке судов, и относятся они к 753 году. Скорее всего, построены они выходцами из Северной Европы. Как показывают данные археологов, первое поселение было основано скандинавами. Одна из находок археологов - это гребень для волос эпохи Меровингов (первой французской династии королей). Находка примерно датируется VII веком.

В VIII веке, а точнее в 760-е годы, это поселение было разрушено одним из племен раннеславянской культуры с юга-запада (скорее всего: из Поднестровья, Подунавья, с верховьев Днепра или Западной Двины). К IX веку Старая Ладога - это уже славянское поселение с небольшим населением (около ста человек), где проходят торговые пути, существует ремесленное дело, земледелие и торговля. Жители Ладоги варили бусы - "глазки", которые исполняли роль первых денег. За "глазки" скупалась пушнина, которая продавалась потом арабским купцам, совершавшим свои длительные переходы по путям "из варяг в греки" и "из варяг в арабы". Как и во многих первых городах северо-западной Руси, будь то Изборск, Псков или Камно, в Старой Ладоге отливали украшение, используя известняковые формочки. К сожалению, междоусобные войны не обходили поселение стороной, и Старая Ладога не однажды подвергалась разрушению в VIII-IX веках.

Первая крепость была построена в 870-е годы. К этому же периоду относится и развитие Старой Ладоги как небольшого ремесленного города, типичного для севера Древней Руси той эпохи.

В главном историческом источнике - в "Повести временных лет" - говорится о Старой Ладоге, что именно она первая столица Древней Руси. Считается, что в 862 году, когда был призван варяг Рюрик править на Руси, первоначально "сел править" он именно в Старой Ладоге. И только спустя два года перебрался в Великий Новгород (тогда еще просто Новгород, но о нем - ниже). Также считается, что именно в Ладоге находится могила Вещего Олега - "курган Олега", который расположен у реки Волхов.

Статус города Старая Ладога потеряла в 1704 году, когда указом Петра Великого в устье Волхова был заложен город Новая Ладога.

В 2003 году с размахом праздновали 1250-летие Старой Ладоги. Владимир Путин посетил в эти дни город дважды, также событие очень активно освещалось прессой. Звание "древняя столица Руси" Старая Ладога, скорее всего, получила не только исключительно исторически, но и в противовес Киеву - "матери город русских". Собственно, как и "курган Вещего Олега" - как противовес версии о том, что захоронение Олега находится в Киеве на горе Щековице. К сожалению, политика способна управлять историей.

"Господин Великий Новгород"

Город всегда был поделен на две части - Торговую и Софийскую, между ними пролегает река Волхов. Интересно, что это не просто географическое деление, иногда напряжение между жителями двух частей достигало такого накала, что всё выливалось в стычки на мосту через Волхов. Сам город появился на рубеже IX-X веков, хотя первые стоянки уносят нас далеко в эпоху неолита, примерно в третье тысячелетие до нашей эры.

За дату, когда Новгород возник официально, принято брать 859 год. Хотя споры продолжаются и сейчас. Многие ученые настаивают на том, что Новгород как город существовал и раньше. Хотя бы потому, что в 859 году умер Гостомысл - знаменитый новгородский старейшина, что уже показывает появление Новгорода как города, который имеет и старейшину, ещё раньше названной даты.

Также, исходя из данных археологов, уже с V века сформировалась так называемая культура новгородских сопок - под этим названием объединяются археологические находки в поселении Городок-на-Маяте и других, находящихся в Новгородской области. Всё это показывает, что и до середины IX века в тех краях кипела жизнь.

Арабскими историками Новгород (под именем ас-Славийа) называется как один из трех центров Древней Руси X века. Есть гипотезы, что под данным названием имели в виду даже ещё не сам Новгород, а "Рюриково городище" и первые поселения на месте будущего города. Также Новгород в конце X века упоминается в сочинениях византийского императора Константина Багрянородного. В скандинавских сагах Новгород называют "Хольмгард - столица Гардарики", что можно перевести как "Новгород - столица Руси". Кстати, "Гардарика" в переводе "страна городов", что указывает на то, что к тому времени на Руси города были и их было много. В русских летописях также имеется множество версий. Например, в "Повести временных лет" город уже был к приходу Рюрика, то есть к 862 году. Менее известные летописи говорят, что только Рюрик "срубил город на реке Волхов", основав столицу.

Преемником Рюрика стал Олег, которого позже прозвали "Вещим". Именно он перенес столицу из Новогорода в Киев в 882 году. Великий Новогород, несмотря на потерю звания столицы, свой авторитет сохранял очень долго, был единственным городом Древней Руси, который имел автономию (период Новгородской республики), не всегда подчинялся Киеву, а позже - и Москве. И только в 1578 году все жители Великого Новгорода приняли присягу на верность московскому князю Ивану Третьему. Автономия Новгорода была отменена, "вечевой колокол" был снят с колокольни и увезен в Москву. Но за городом сохранилось гордое имя, которое очень часто используется, когда речь заходит о данном городе - "Господин Великий Новгород".

"Мать городов русских", или "Метрополия" Киев

Для начала: почему "мать городов русских"? Есть такая фраза в "Повести временных лет" о событиях 882 года. И говорится там примерно так: "сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским»". То есть обозначение Киева взято прямиком из летописи. А почему же не отец тогда? На это есть более научное объяснение.

Оказывается, если переводить с греческого языка, то слово "метрополия" - это мать городам. А почему именно с греческого? Потому что греческий язык - это язык Византии, в то время - соседа и, периодически, то друга, то врага Руси. Чтобы "уравнять" значение городов, а значит - и значение государств, Киев, по образу Константинополя (или Царьграда, помните сказки?), стали называть "метрополией". А если по-русски - "матерью городов". А теперь немного истории.

Археологические раскопки показывают, что первые стоянки на месте Киева были уже около пятнадцати-двадцати тысяч лет назад. А сам город, по легенде, был основан легендарными братьями Кием, Хоривом и Щеком и назван был по имени старшего брата. Считается, что уже в VI-VII веках поселение на правом берегу Днепра можно было считать городом. Именно исходя из этого, в 1982 году отмечали аж 1500-летие Киева. Хотя многие историки утверждают, что образование Киева как города произошло позже - в VIII-X веках.

В конце IX века в Киеве правили Аскольд и Дир - дружинники Рюрика. Как многие знают из легенд, в 882 году князь Олег, показав столпившемуся у Днепра киевскому люду маленького Игоря, убил Аскольда и Дира, как "не княжеского рода", заявив, что Игорь - княжеского рода и будет править после него. Именно с этого года Киев - столица Древней Руси (или Киевской Руси, как позже станут называть этот период историки).

В период феодальной раздробленности, которая началась после смерти Владимира Мономаха и сына его - Мстислава Великого (в 1132 году), Киев сохранял власть только формально, ибо каждое отделившееся княжество считало себя независимым и имело свою столицу. В 1169 году владимирский князь Андрей Боглюбский разграбил Киев, а чуть позже (в 1203 году) на столицу напал смоленский князь Рюрик Ростиславович. Это очень ослабило Киев перед монгольским нашествием, и в 1240 году Киев был разграблен "ордынцами". Киевское княжество в дальнейшем номинально называлось "великорусским", но уже целиком стало зависеть от Орды.

В 1243 году ярлык на великое княжение от Орды получил владимирский князь Ярослав Всеволодович, который предпочел оставить свою "ставку" во Владимире. С этого момента Киев, пусть и значимый исторически, не имеет политического значения. Позже его завоюет Литва, потом Речь Посполитая, и только в конце XVII века он вновь вернется в состав России - уже Империи.

Столица Древней Руси Владимир, или Номинальная столица

Основан он был в 1108 году Владимиром Мономахом. Столицей нашего государства Владимир был чуть больше века, начиная с 1243 года, но большого значения не имел. Главная причина - это зависимость русских князей от воли "ордынцев". Безусловно, номинально Владимир был столицей, и в 1299 году сюда даже перенес свою ставку митрополит православной церкви, а с начала XIV века князья владимирские стали носить звание "великих князей всея Руси". Но постепенно родилась тенденция: если князя на престол назначали не из Владимира, то он только короновался во Владимире, как в столице, а потом возвращался в свой родовой город. Последним, кто прошёл коронацию подобным способом, был Василий Первый в 1389 году. Следующего за ним Василия Второго короновали уже в Москве. Владимир ещё долго упоминался как "великокняжеский город", но стал просто провинциальным центром.

С 1389 года звание "столица Древней Руси", а точнее уже Руси Московской, переходит к Москве. Начинается совсем иная история.

Справочник номер один

Как один из наиболее интересных источников по данной теме можно использовать замечательную книгу Е. Нелидовой. Впервые она выходит ещё в начале XX века под названием "Русь в её столицах". Сейчас же книга издана вновь и называется "Четыре столицы Древней Руси. Старая Ладога, Великий Новгород, Киев, Владимир. Легенды и памятники". Книга написана научно-популярным очень живым языком и снабжена множеством иллюстраций, часть из которых ещё дореволюционного времени.

  • В 1862 году в Новгороде был открыт памятник под названием "Тысячелетие России" (на фото ниже). Среди множества отечественных государственных деятелей, писателей, князей, историков нет такой фигуры, как Иван Грозный. Считается, что это месть за погром, который Грозный учинил в Новгороде в 1569-70 годах.

  • В окрестностях Старой Ладоги, помимо "Олеговой могилы", есть еще и захоронение Рюрика. Считается, что тело лежит в одном из множества подземных ходов под старой частью поселения.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!