Эволюция образа растиньяка в произведениях бальзака. Эволюция образа растиньяка в произведениях бальзака Все характеристики по алфавиту

Перу великого французского писателя Оноре де Бальзака принадлежит грандиозная эпопея под говорящим названием «Человеческая комедия», в которой персонажи появляются и кочуют из одного произведения в другое, в каждом из романов их характеры раскрываются с новой стороны, мерцают перед нами новыми гранями, подобно драгоценным камням, которые при преломлении света сияют с новой силой, переливаясь новыми цветами, доселе неведомыми. За его героями, которые появляются и переходят из одного произведения в другое очень интересно наблюдать, прослеживая их духовную эволюцию, которая происходит под влиянием тех или иных жизненных ситуаций и событий.

Одним из таких персонажей, с которым мы знакомимся на страницах романа Оноре де Бальзака «Отец Горио », первом романе, открывающем собой грандиозную эпопею, является Эжен де Растиньяк. Он приезжает из провинции покорять Париж двадцати двух лет от роду, полный самых прекрасных побуждений, желая достичь успеха в жизни, добившись благосостояния, лишь благодаря своему собственному труду. Но столица приготовила на его жизненном пути множество искушений и соблазнов, которые ему придется преодолеть, решив для себя, стоит ли идти на сделки с собственной совестью.

Даже само место его обитания, в котором сосредоточены все действующие персонажи романа, пансион госпожи Воке уязвляет в самое сердце его тщеславие, поскольку атмосфера в нем чрезвычайно отдает затхлостью, ветхостью и неприкрытой нищетой, из которой Растиньяк страстно желает выбраться, его прельщает высшее общество, с его изящными манерами и роскошными экипажами, где каждый предоставлен самому себе, а не вынужден прозябать, подобно постояльцам пансиона. Его мучает вопрос о том, как добиться заветной цели. И тут на помощь приходят уроки виконтессы де Босеан и Вотрена, которые приоткрывают завесу тайны, преподнося ему безжалостную истину законов жизни в высшем свете. Но совесть Растиньяка стоит словно страж на его дороге духовного развращения, не давая ему свернуть с пути истинного.

Он проявляет истинную заботу, словно сын, ухаживая за папашей Горио , вызывая восхищение читателей. Но по мере развития действия, совесть его постепенно сдает позиции, уступая место крушению иллюзий о честном труде, который не приводит к истинному большому успеху. В финале романа он смотрит на Париж, раскинувшийся у его ног, словно на жужжащий улей и, объятый гордыней, жаждет завоевать его, проникнув в самые высшие его сферы. И, как мы увидим из последующих произведений, в которых еще будем не раз встречать Растиньяка, ему это удастся.

Влияние романтизма на формирование реалистической эстетики.

Значение романтизма как предтечи реалистического искусства во Франции очень велико.

Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Именно они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с обществом. Они открыли психологический анализ, неисчерпаемую глубину и многосложность индивидуальной личности. Этим они открыли дорогу реалистам (в познании новых высот внутреннего мира человека).

Стендаль использует это и свяжет психологию индивида с его социальным бытием, а внутренний мир человека представит в динамике, эволюции, обусловленной активным воздействием на личность среды.

Принцип историзма (в романтизме был важнейшим принципом эстетики) – реалисты его наследуют.

Этот принцип предполагает рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса.

У романтиков принцип историзма имел под собой идеалистическую основу. Принципиально иное наполнение обретает он у реалистов – материалистическое прочтение истории (основной двигатель истории – борьба классов, сила, решающая исход этой борьбы, - народ). Именно это стимулировало их интерес к экономическим структурам общества, так и к социальной психологии широких народных масс.

Романтики изображают жизнь давно прошедших эпох, реалисты – современную буржуазную действительность.

Реализм I этапа: Бальзак, Стендаль: имеет еще черты романтизма (художник вовлечен в художественный мир, им описываемый).

Реализм II этапа: Флобер: окончательный разрыв с романтической традицией. На смену ярким индивидуальностям приходят обыкновенные люди. Художники декларируют полную отстраненность от неприемлемой ими действительности.

Образ Растиньяка в «Ч.К.» - образ молодого человека, который завоевывает себе личное благополучие. Путь его – это путь наиболее последовательного и неуклонного восхождения. Утрата иллюзий, если и происходит, то совершается сравнительно безболезненно.

В «Отце Горио» Растиньяк еще верит в добро, гордится своей чистотой. Моя жизнь «чиста как лилия». Он знатного аристократического происхождения, приезжает в Париж, чтобы сделать карьеру и поступать на юридический факультет. Он живет в пансионе мадам Ваке на последние деньги. Ему открыт доступ в салон виконтессы де Босеан. По социальному же положению он бедняк. Жизненный опыт Растиньяка складывается из столкновения двух миров (каторжник Вотрен и виконтесса). Растиньяк считает Вотрена и его взгляды выше аристократического общества, там преступления мелки. «Честность никому не нужна», - говорит Вотрен. «Чем холоднее вы рассчитываете, тем далее вы продвинетесь». Промежуточное положение его типично для того времени. На последние деньги он устраивает похороны бедняку Горио.

Вскоре он понимает, что его положение плохое, ни к чему не приведет, что надо поступиться честностью, плюнуть на самолюбие и пойти на подлость.

В романе «Банкирский дом» рассказывается о первых деловых успехах Растиньяка. Пользуясь помощью мужа своей любовницы Дельфины, дочери Горио, барона де Нусингена, он наживает себе состояние путем ловкой игры на акциях. Он – классический приспособленец.

В «Шагреневой коже» - новый этап эволюции Растиньяка. Здесь он уже опытный стратег, который давно распростился со всякими иллюзиями. Это откровенный циник, научившийся лгать и лицемерить. Он – классический приспособленец. Для того, чтобы процветать, учит он Рафаэля, нужно лезть вперед и поступаться всеми моральными принципами.

Растиньяк – представитель той армии молодых людей, которые шли не путем открытого преступления, а путем приспособления, осуществляемого средствами законного преступления. Финансовая политика – грабеж. Он пытается приспособиться к буржуазному трону.

«Хотя он умел обращаться со своим гардеробом и в будни донашивал прошлогоднюю одежду, все же он мог иногда принарядиться, как это подобает светскому молодому человеку».

Бальзак, «Отец Горио».

«Мои буржуазные романы трагичнее ваших трагедий!» - бросил как - то Бальзак вызывающую фразу писателям - романтикам. Он с полным правом мог назвать свои романы трагическими. Почти все герои его книг испытывают на себе жестокое и разрушительное действие капиталистического строя с его безграничной властью денег. В особенности новичков, молодых людей, вступающих в жизнь, мнет как глину, неумолимо коверкает эта всевластная сила, управляющая обществом.

Герои Бальзака одержимы страстью к деньгам.

Молодые люди буржуазного общества, начиная жить, видят, что деньги - ключ, открывающий все двери. Деньги приносят положение в свете, удачу, влияние, блеск, наслаждение, они одни могут удовлетворить честолюбие. Это не причуда романиста, наделившего своих персонажей одной всепоглощающей страстью: власть денег и обусловленную ею войну всех против всех Бальзак видел вокруг себя. Трагедий, которыми полны его романы, он не выдумал: писатель был только «естественным историком» современного ему общества.

Детские и юношеские годы Бальзака (родился в 1799 году, умер в 1850 году) врезались в память писателя. Они были богаты историческими событиями. Еще не отзвучали отголоски социальных и культурных потрясений, вызванных Великой французской революцией, как по всей Европе прокатился гром наполеоновских пушек. Рушился старый мир, мир феодальный, мир властной и привилегированной аристократии. На смену ей пришла буржуазия: власть промышленного капитализма наложила свою печать на все области жизни. Тогда - то и обнаружилось всемогущество денег. И сам Бальзак, принадлежавший к буржуазии, которую революция сделала хозяином общества и государства, бросился подобно своим героям в борьбу за жизнь, за карьеру, за богатство. Он сам испытал всю изнурительную тяжесть этой борьбы.

Бальзак отличался упорством и силой воли. На его глазах безвестный корсиканец превратился во всемогущего императора Наполеона. В комнате Бальзака стояла статуэтка Наполеона, и на ножнах шпаги писателя красовалась горделивая надпись: «То, чего он не мог завершить шпагой, я исполню пером». Всю свою жизнь посвятил Бальзак осуществлению этой честолюбивой мечты. Он работал, не переставая, и написал 80 томов, в которых живет около трех тысяч персонажей.

В творчестве Бальзака всесторонне отразилось общество, в котором он жил и боролся. Он стремился изобразить его с правдивостью и точностью историка, разложить его, как химик, на составные части, найти управляющие им социальные законы. С этой целью он принялся за целые серии романов, объединенных названием «Человеческая комедия». Он не выполнил своего плана целиком, но и то, что он сделал, достаточно грандиозно. Энгельс писал, что Бальзак дает в «Человеческой комедии» самую замечательную «реалистическую историю французского общества». Тэн признавал, что Бальзак - «величайшее хранилище документов, относящихся к человеческой натуре». Золя говорил, что Бальзак «извлек из денег весь страшный пафос, в них заключающийся», что «он создал натуральный роман, точное изучение общества... со смелостью гения изобразил в своей обширной фреске целое общество, списанное с того, которое было у него перед глазами...»

В 1834 году Бальзак написал один из замечательнейших своих романов - «Отец Горио». В этом романе обнажены все пружины, двигающие буржуазным обществом. Бальзак наряду с драмой отца Горио показал судьбу молодого человека XIX века, вскрыл процесс его формирования. Результатом этого процесса было то внутреннее опустошение при внешнем благополучии, которое трагичнее всяких трагедий. Такова история молодого Растиньяка.

Бальзаковского Растиньяка критики обычно определяют как карьериста и честолюбца. По существу это верно, но Растиньяк не сразу стал таким. Важно проследить, почему Растиньяк превратился в карьериста и какой ценой он заплатил за свое благополучие.

Двадцатидвухлетний юноша, сын бедного провинциального дворянина, попадает в Париж, куда родители отправили его «с большими надеждами и малыми деньгами». Бедный скромный студент поселяется в дешевых меблированных комнатах.

Новичок Растиньяк - типичный провинциальный молодой человек. Им еще целиком владеют иллюзии детства. Мягкость, кротость, скромность, доброта - вот черты его характера. Получив от матери и сестры письмо, свидетельствующее об их самопожертвованиях ради него, он восклицает: «О да, да, надо работать во что бы то ни стало! Эту любовь не оплатишь никаким сокровищем. Я хотел бы принести им разом все счастье, какое есть на земле...»

Растиньяк хочет добыть счастье и для самого себя. У него грандиозные планы, он ощущает в себе силы для того, чтобы выбиться из оскорбительной нужды и завоевать независимое положение в обществе. Но как это трудно осуществить!...

С одной стороны - «светский» Париж, в который он вступает, «безумная пышность, мотовство, содержанки... вопиющий блеск», а с другой - пансион, в котором он живет, - «зловонная столовая, где восемнадцать нахлебников, собравшись, как животные в хлеву, готовились сесть за стол».

Жизнь учит его на каждом шагу, что завоевать мир - это значит прежде всего завоевать деньги.

По дороге к дому мадам де Ресто - светской женщины, в салоне которой он надеялся начать свою карьеру, - бедный студент ступил в лужу и вынужден был вернуться, чтобы чистильщик обуви привел его в порядок. «Будь я богат, - сказал он, - я поехал бы в карете и мог бы мечтать в экипаже, сколько мне угодно». В другой раз, оскорбленный презрением, с которым закрыли перед ним дверь ее дома, Растиньяк решает про себя, что все - таки он будет встречать мадам де Ресто во всех салонах, где она бывает. Но он забыл, что для того, чтобы бывать в этих салонах, нужны деньги. «А где деньги? - спросил он себя. - Где ты возьмешь их?» С такой же горечью герой другого романа Бальзака («Погибшие мечтания»), молодой неудачник Люсьен, восклицает: «Боже мой, всюду золото! Золото - единственная сила, перед которой преклоняется свет...»

На глазах Растиньяка разыгрывается потрясающая драма старика Горио.

Горио - буржуа, наживший состояние спекуляциями во времена революции. Но для него дороже всего семья. Потеряв жену, он всю любовь и нежность отдает двум дочерям. Все свое состояние он делит между дочерьми и выдает их замуж: одну за графа де Ресто, другую - за банкира Нюсингена, - а сам поселяется доживать свои дни в меблированных комнатах. Но неблагодарные и бессердечные дочери, которых Горио «компрометирует» в свете, отвергают отца... Занятые светскими интригами, они не приезжают к отцу даже тогда, когда он чувствует приближение смерти. Перед смертью Горио взывает: «Ах, если бы я был богат, если бы я держал деньги у себя, если бы не роздал их, - дочери были бы здесь, они лизали бы мне щеки своими поцелуями... они плакали бы, и мужья их проливали бы слезы, и дети их... За деньги можно купить все, даже дочерей. О деньги, где же вы?»

Пока развертывается эта драма, Растиньяк испытывает еще одно сильное переживание. Его сосед по пансиону, беглый каторжник, анархист Вотрен, раскрывает ему глаза на механизм буржуазного общества.

Он поучает молодого человека: «Быстрое обогащение - вот задача, которую пытаются разрешить в настоящую минуту пятьдесят тысяч юношей, находящихся в вашем положении. Вы один из этого легиона. Судите же о предстоящем вам усилии и о ярости битвы. Вам нужно сесть друг друга, как паукам в банке, раз нет 50 тысяч хороших мест. Знаете ли, как себе пробивают здесь дорогу? Блеском гения или изворотливостью порока. Нужно ворваться в эту человеческую массу, как пушечное ядро, или проскользнуть в нее, подобно чуме. Честность не ведет ни к чему...»

Растиньяк

РАСТИНЬЯК (фр. Rastignac) - один из героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. В романе «Отец Горио» Бальзак показывает историю превращения провинциала-идеалиста в парижского циника. Покинув родительский кров, Эжен де Р. приезжает в Париж, чтобы честно служить науке. Однако он не лишен честолюбия, поэтому с мечтами о научной карьере соседствуют мечты о славе. В Париже за «воспитание чувств» умного и обаятельного юноши принимаются каторжник Вотрен и виконтесса де Бо-сеан, взгляды которых на жизнь совершенно не случайно совпадают. «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, - поучает аристократка, - гоните не жалея и вы достигнете предела в осуществлении ваших желаний». «Честностью нельзя достигнуть ничего», - уверяет его Вотрен. Вскоре Р. не выдерживает искушения богатством и светской карьерой и начинает сдавать позиции. Правда, поначалу он отказывается от выгодного брака, но потом все же решает на пути к успеху «опереться и на науку и на любовь, стать светским человеком и доктором юридических наук». Проходит еще немного времени, и он уже готов на все ради богатства. Под влиянием парижской жизни Р. очень быстро утратил юношеские иллюзии, что немудрено. Дабы выжить и не потеряться во всеобщей гонке за деньгами и наслаждением, когда все люди враги и только ждут удобного случая поживиться за счет друг друга, просто необходимо отказаться от всех библейских заповедей. Другого пути к успеху нет, и Р., довольно быстро это поняв, выбирает успех. В конце романа, провожая в последний путь отца Горио, ограбленного и брошенного дочерьми, Р. роняет «последнюю юношескую слезу, исторгнутую святыми волнениями чистого сердца», после чего произносит, обращаясь к Парижу, свою знаменитую фразу: «А теперь - кто победит: я или ты!»

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

Растиньяк

Эжен де Растиньяк (фр. Eugène de Rastignac ) - один из центральных героев романа «Отец Горио » (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия » Оноре де Бальзака , юный провинциал, постепенно утрачивающий идеалистические иллюзии и превращающийся в парижского светского человека, готового на всё ради денег.

Растиньяк - старший сын барона и баронессы де Растиньяк - родился в замке Растиньяк, в департаменте Шаранта , в 1797 году ; приехав в Париж в 1819 году изучать право, поселился в пансионе Воке, познакомился там с беглым каторжником Жаком Колленом, скрывавшимся под именем Вотрена, и подружился со студентом-медиком Орасом Бьяншоном. Растиньяк полюбил г-жу Дельфину де Нусинген как раз в ту пору, когда ее покинул любовник де Марсе; Дельфина - дочь г-на Горио, бывшего вермишельщика, который жил с Растиньяком в одном пансионе, и которого Растиньяк похоронил за свой счет.

Растиньяк - один из львов высшего света - сближается со многими молодыми людьми своего времени. Он выдает замуж обеих своих сестер: одну - за Марсиаля де ла Рош-Югона, денди времен Империи, одного из действующих лиц «Супружеского счастья», другую - за министра. Его младший брат Габриэль де Растиньяк, секретарь епископа Лиможского, в 1832 году назначается епископом («Дочь Евы»).

Отпрыск старинного дворянского рода, Растиньяк все же принимает после Июльской революции пост помощника статс-секретаря в министерстве де Марсе («Сцены политической жизни») и делает быструю карьеру, в 1832 году он занимает видный государственный пост («Тайны княгини де Кадиньян»); в 1836 году после банкротства банкирского дома Нусинген («Банкирский дом Нусинген»), которое обогатило Растиньяка, он имеет уже 40000 франков годового дохода; в 1838 году он женится на Августе Нусинген, дочери своей бывшей возлюбленной Дельфины, которую он бессовестно обобрал; в 1839 году Растиньяк становится министром финансов и получает титул графа; в 1845 году он - пэр Франции, его ежегодный доход - 300000 франков («Кузина Бетта», «Депутат от Арси»).

Знамениты слова Растиньяка, с которыми он обращается к Парижу: «À nous deux!» - «А теперь - кто победит: я или ты!».

В современном французском языке «Растиньяк» стало нарицательным именем, означающим успешного выскочку.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Растиньяк" в других словарях:

    - (фр. Rastignac) один из героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. В романе «Отец Горио» Бальзак показывает историю превращения провинциала идеалиста в парижского циника.… … Литературные герои

    растиньяк - а, м. Rastignac. Тип элегантного карьериста. От имени литературного героя Бальзака, впервые описанного им в Отце Горио. Символ беспринципного авантюриста. А в это время позвонил автор и сообщил, что скоро игорек переселяется в новое произведение … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Растиньяк: Эжен де Растиньяк один из центральных героев романа «Отец Горио» (1834), а также некоторых других романов эпопеи «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Шато де Растиньяк усадьба XIX века в Ла Башельри, неподалёку от Бордо, Франция.… … Википедия

    Бальзак (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, ‒ 18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе… …

    I Бальзак (Balzac) Жан Луи Гез де (1597, Ангулем, 18.2.1654, там же), французский писатель. Член Французской академии (1636). Происходил из дворянской семьи. Пользовался покровительством Ришельё, который назначил его государственным… … Большая советская энциклопедия

    БАЛЬЗАК Оноре де (Honoré de Balzac, 20/V 1799–20/VIII 1850). Родился в Туре, учился в Париже. Юношей работал у нотариуса, готовясь к карьере нотариуса или поверенного. 23–26 лет напечатал ряд романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся… … Литературная энциклопедия

    Шестнадцатитомное собрание сочинений Бальзака 1900 года «Человеческая комедия» (фр. La Comédie humaine … Википедия

    Le père Goriot … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La peau de chagrin … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Шагреневая кожа (значения). Шагреневая кожа La Peau de Chagrin Название романа не поддаётся точному переводу. По французски chagrin означает и сорт кожи, и печаль. Его можно было бы перевести как … Википедия

Книги

  • Миры Филипа Фармера. Том 11. Любовь зла. Конец Времени. Растиньяк-Дьявол , Филип Фармер. Включенные в этот том романы и повесть объединены общим миром будущего, в котором после опустошительной войны власть захватила тоталитарная секта, подавляющая всечеловеческие стремления и…
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!