«Автоматизация поставленного звука в слогах, словах и в предложениях» индивидуальное логопедическое занятие – урок в младших классах. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука “Цветы” Ц конспект индивидуального занятия

Конспект коррекционно-образовательной деятельности «Приключения цыпленка Цыпа» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: обучение детей приемам сохранения здоровья, стимуляция работоспособности, мышления и речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить произношение звука [ц]; развивать фонематическй слух, совершенствовать звуко-слоговой анализ слов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать интонационную выразительность речи, мышление, слуховую память, зрительное восприятие, связную речь, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, предметные картинки, пальчиковые куклы «цыплята», тростевые куклы: лошадь, цыпленок, лиса, заяц, медведь, сюжетная картинка «Во дворе».

1. Организационный момент.

Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?» (Цыпленок)
Психогимнастика: Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое. Цыпленок под дождем, цыпленок греется на солнышке.
Послушайте, какая история приключилась однажды с цыпленком Цыпом. Вывела курица своих цыплят во двор погулять, червячков поискать. А цыпленок Цып был самый непослушный, сначала он выглянул из-под ворот, увидел клумбу с цветами (показываю большой цветок: цветотерапия - голубой цвет) и решил пойти понюхать цветы, потом он поиграл в догонялки с кузнечиком, потом долго изучал путь гусеницы и … заблудился.
Появляется кукла цыпленка
Цып: Что же мне делать, как найти дорогу домой.
(Звучит аудиозапись стука копыт лошади ц-ц-ц)
Цып: Ой, вы слышите, что это за странный звук?
Логопед: Дети, как вы думаете, кто это скачет? (Лошадь) Как стучат ее копыта? (Ц-ц-ц)
Сегодня мы с вами будем изучать звук [ц] и поможем Цыпу вернуться домой.

3. Характеристика звука

Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
Логопед: -Какой звук [ц]? Дети: (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)

4. Упражнение в произношении с элементами су-джок терапии, развитие моторики, просодических компонентов речи.

Логопед: Лошадка Царица покажет нам путь

а.) Произношение стихотворения
Проговаривание стихотворения с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (аппликаторные слепки).
Цок-цок-цок!
Ты лошадка, серый бок.
Ты копытцем постучи,
Нас домой скорей домчи.

б.) произношение слогов
скачет весело по камушкам: ца-цо-ца-цо
аккуратно перескакивает через ручейки: ац-оц-уц
тяжело поднимается в гору: цва-цву-цвы

Лошадка: Пройдите от колодца две клеточки вправо и одну вниз. Там под елкой сидит яц-за, он вам дальше дорогу покажет. (Один из детей выполняет ход на листе разлинованном в клеточку)
Логопед: Дети, а кто это яц-за? (Заяц).



5. Произношение звука в словах, развитие фонематических представлений.

Заяц: Подскажу дорогу, если вы мне поможете слова назвать а). Игра «Будь внимательным». - Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).

(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)

Заяц: Пройдите две клеточки вниз и три влево, там возле старой мельницы вас кто-то ждет (Дети отгадывают по первым звукам слово лисица)

6. Развитие слухового внимания и памяти, звуко-слоговой анализ и синтез слова «курица».

Лисица: Ах, какие замечательные дети. Вы хотите со мной поиграть
Игра «Запомни-повтори» с элементами самомассажа
Открывайся, третий глаз
Научи скорее нас. Массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память
Вы проверьте это сами. Массажируем точки на висках.
Предлагаются слова цапля, кольцо, ножницы, цветы
Скворец, певец, леденец, молодец
Лисица: Скажите, как зовут маму у цыпленка?
Дети: Курица.
Звуковой анализ слова курица

Логопед:
-Сколько слогов в слове курица? (Три)
-Назовите первый слог. (Ку)
-Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у)
Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца».
Дети самостоятельно выкладывают схему слова.
Лисица: Молодцы, все правильно сделали. Пройдите четыре клеточки вниз и одну вправо, там на поляне кто-то сидит, леденцы ест.

Логопед: Отгадайте, кто сидит на поляне. В названии этого животного первый звук [мь], последний [а], её детеныши-маленькие медвежата.
Медведица: Правильно отгадали, молодцы. Понюхайте, как пахнут мои цветы.

7. Формирование длительного речевого выдоха, релаксация.

Упражнение «Ах, как пахнет леденец!»

Теперь отдохните на моей полянке, а потом я вам дальше дорогу покажу.
Мышечная релаксация «Волшебный коврик»

Вместе с логопедом дети берутся за края коврика. Все вместе поднимают его вверх, делая вдох, на выдохе- опускают коврик вниз, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза.
Затем коврик расстилается, дети встают вокруг него и произносят «волшебные» слова: «Раз, два, три - отдохни!» Затем дети проходят на коврик, делают круг(солнышко) и ложатся головами в центр круга (звучит спокойная музыка)

Ресницы опускаются…
Глаза закрываются…
Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Наши руки отдыхают…
Тяжелеют, засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена,
А расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются…
Так приятно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы чудесно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.

8. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.

Давайте глазками проследим полет бабочки. (Тренажер «Бабочка»)
Дети следят глазами по заданной траектории.

Медведица: Ну, что, ребятки, отдохнули? Послушайте, куда вам дальше идти: пройдите три клеточки вправо и одну вверх, там на окраине села дом, в котором живет цыпленок.
(Один из детей выполняет ход)

Логопед: А вот и дом, в котором живет цыпленок Цып. (Выставляется картинка «Цыплята во дворе») Увидели цыплята Цыпа, обрадовались и зовут с собой играть, сны-небылицы придумывать.

9. Развитие связной речи.

Дети придумывают сон-небылицу о том, что случилось с цыпленком и тем предметом, который нарисован на картинке.

10. Рефлексия.

Логопед: Мы сегодня с вами сделали доброе дело, помогли цыпленку найти дорогу домой. А кто нам помогал и показывал дорогу? (Ответы детей).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида Новооскольского района Белгородской области».
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с№8:

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Ц» в словах.

Тема: «Автоматизация звука Ц в словах».

Цель: автоматизировать звук Ц в начале, середине, конце слов.

развивать фонематическое восприятие;

развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику;

закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

закреплять умение образовывать множественное число имен существительных;

развивать внимание, память.

Оборудование:

предметные картинки, в названиях которых есть звук Ц, бумажные цветы, модель колодца, магнитная палочка, фишка, мяч, игрушки: курица, цыпленок.

Ход занятия

I . Орг. момент.

Отгадай загадку: Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

Какой первый звук в этом слове? – Сегодня мы будем продолжать учиться правильно говорить звук Ц в словах.

Ой, а это кто? – Это же цыпленок Цып. Он потерял свою маму – кто у него мама? Давай поможем найти ему маму. Для этого нужно выполнить задания.

II . Задание «Веселого язычка»

    Очень нравится лягушкам, тянут губки прямо к ушкам.

    Очень нравится слону, губы хоботком тяну.

    Чередовать «улыбка» - «хоботок».

    Накажем непослушный язычок» (под счет до 5).

    Во дворе есть горочка, а под горкой норочка. В этой горке крот норку стережет.

6. Почистим зубки (слева –направо, сверху – вниз)

III . Речевая дыхательная разминка:

Подуем на плечо, подуем на другое

Нам солнце горячо пекло дневной порою (вверх)

Подуем мы на грудь и грудь свою остудим

Подуем мы на облака и остановимся пока (вверх)

Расскажи, как правильно нужно произносить Ц ?

Кончик языка за нижними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам, сначала произносим Т , затем С . Получается Ц.

Первое задание выполнил, за это получаешь что? Цветок.

IV . Пальчиковая гимнастика.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

V . Поиграем с цветочком. Это второе задание.

Услышишь Ц в слове, подними цветочек.

Кузнец, цапля, окно, рукавица, птица, дерево, леденец, кошка, царь, медведь, колодец.

С заданием справилась, получай еще цветок.

VI . Продолжаем поиски мамы Цыпа. Следующее задание – игра «Волшебный колодец».

С помощью магнитной палочки вылавливаешь картинки и называешь их. (в названиях картинок есть Ц ).

Еще один цветочек твой. Молодец!

VII . Шесть картинок выловил из колодца. Играем в игры «Какие картинки поменялись местами?», «Какой картинки не стало?»

Справился с заданием. Заслуженно получаешь еще цветок.

VIII . Физминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

IV . Еще задание.

Определи местоположение звука в слове и поставь фишку.

Получи цветок.

X . Игра с мячом « Один – много»

Танец – танцы, цапля-цапли, овца – овцы, заяц – зайцы, птица – птицы, птенец – птенцы.

Цветочектвой.

XI . Посчитай, сколько цветов собрала.

1 цветок, 2 цветка, 3 цветка, 4 цветка, 5 цветков, 6 цветков.

А вот и мама Цыпа. Ты помог ему найти маму, выполнив все задания. Давай подарим маме Цыпа букет из твоих цветов.

XII . Итог занятия.

Елена Соловьева
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ц] в слогах»

Занятие 2

В слогах слогах .

Цель : автоматизировать звук [ц] в обратных слогах , в слогах (интервокальное положение, в прямых открытых слогах .

Задачи :

1. Развитие артикуляционных мышц, мышц языка.

2. Развитием речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Работа над автоматизацией звука [с] в обратных слогах , в слогах (интервокальное положение, в прямых открытых слогах .

5. Развитие фонематического восприятия.

Ход занятия

I.Орг. момент

Сегодня мы отправимся в путешествие на маленьких корабликах. А кто главный на корабле?

Правильно, капитан.

II.Основная часть

1. Развитие речевого дыхания

Ты будешь капитаном этого корабля, а я этого. Устроим соревнования. Чей быстрее? (дуем длинной воздушной струёй посередине)

Вот мы подплыли к берегу и посигналили : у-у-у-у

2. Пальчиковая гимнастика «Мышки»

Услышав наш сигнал, прибежали мышки.

Вышли мышки как-то раз .

Посмотреть который час (отодвигаем рукав на левой руке правой рукой)

Раз, два, три, четыре (ставим локти на стол и загибаем поочерёдно четыре пальца)

Мышки дёрнули за гири (сжимаем и разжимаем кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем поочерёдно пять пальцев)

И пошли гулять опять (перебираем пальчиками обеих рук по столу) .

3. Артикуляционная гимнастика

На берегу мы встретили своих друзей и обрадовались «Улыбка» , поцеловались «Трубочка» .

Друзья пригласили нас в гости. Налили нам чаю в «Чашечки» . Давай покажем. Угостили «Вкусным вареньем» (круговые движения широким языком по губам) . И лесными грибами «Грибочек» .

4. Уточнение артикуляции звука (Ц)

Наши друзья кузнечики обрадовались нашей встречи и застрекотали. Вспомним, какой звук произносит кузнечик ? (Ц-Ц-Ц) . Вспомним артикуляцию этого звука . (Губы в улыбке, язык за нижними зубами) . Расскажи это какой звук ? (согласный)

5. Автоматизация звука [ц] в обратных слогах

Затрещал кузнечик Ц-Ц-Ц, а потом

АЦ – АЦ – АЦ – АЦ – АЦ

ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ

УЦ – УЦ – УЦ – УЦ – УЦ

ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ

ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ

ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ

ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ

ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ

ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ

6. Автоматизация звука [ц] в прямых слогах

Мышки предложили поиграть в игру «Повторяшка» .

ЦА – ЦА ЦА ЦА ЦА

ЦО – ЦО ЦО ЦО ЦО

ЦУ – ЦУ ЦУ ЦУ ЦУ

ЦЫ – ЦЫ ЦЫ ЦЫ ЦЫ

ЦЕ – ЦЕ ЦЕ ЦЕ ЦЕ

7. Автоматизация звука [ц] в интервокальных слогах

А цыплята предложили спеть песенку :

АЦА – АЦО – АЦУ – АЦИ – АЦЕ

УЦА – УЦО – УЦУ – УЦИ – УЦЕ

ЫЦА – ЫЦО – ЫЦУ – ЫЦИ – ЫЦЕ

ЕЦА – ЕЦО – ЕЦУ – ЕЦИ – ЕЦЕ

ОЦА – ОЦО – ОЦУ – ОЦИ – ОЦЕ

ИЦА – ИЦО – ИЦУ – ИЦИ – ИЦЕ

8. Фонематический анализ слова курица. Словарная работа.

Вдруг цыплёнок увидел какие-то листы. Никак не может понять, что же там нарисовано. Попробуй собрать рисунок ты.

(Собирает рисунок, разрезанный на кусочки) .

Кто изображен на рисунке? (Курица) .

А кто она такая? (Курица - домашняя птица) .

Где находится звук (Ц? (в середине слова)

Раздели слово курица на слоги , сколько слогов в этом слове ?

9. Итог :

Мы очень хорошо сегодня позанимались. Скажи, с каким звуком мы сегодня играли ? Понравилось тебе занятие ? Наши друзья прощаются с тобой и просят тебя выполнить домашнее задание, которое они для тебя приготовили.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционного занятия «Автоматизация звука [р] в слогах» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка», г. Жиздра Структура индивидуального коррекционного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Учитель-логопед Вишнякова О. А. Цель: автоматизировать.

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука [р].

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.

Пономаренко А.А., учитель-логопед ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы-интерната Ш-IV вида г. Армавира Краснодарского края.

1.Коррекционно – обучающие:

Активизация словаря;

Развитие лексико-грамматического строя;

Автоматизация правильного произношения звука “Ц” в словах, словосочетаниях и предложениях.

2. Коррекционно – развивающие:

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

Развитие речеслухового внимания, зрительного восприятия, мышления и памяти;

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие тактильного восприятия.

3. Коррекционно – воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; - воспитание любви и бережного отношения к природе.

Воспитание навыков самоконтроля.

Оборудование: наглядно-демонстрационный материал “Цветы”, иллюстрация “Клумба”, вазы, лист, цветные карандаши. Разрезные карточки со слогами и с пословицами. Карточки с деформированными предложениями. Презентация “Мир цветов”. Цветы красного и желтого цвета для рефлексии.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Если ты отгадаешь загадку, то узнаешь тему нашего занятия.

Очищают воздух,
Создают уют,
Весною расцветают,
До осени цветут.
(Цветы)

Правильно, это цветы.

  1. Задание “Подбери родственные слова”.
  2. Вспомни, что такое родственные слова? (слова, имеющие одинаковый корень). Попробуй подобрать как можно больше родственных слов к слову ЦВЕТОК.

    Цветок: цветник, цветной, цветет, зацветает, отцвёл, цветик, цветастый, цветочек, расцветать.

    Какой звук слышится во всех этих словах? Правильно – звук [Ц]. давай вспомним характеристику этого звука.

    Звук [Ц] - согласный, глухой, твердый. Парного мягкого звука в русском языке нет. Парного звонкого звука в русском языке тоже нет.

  3. Артикуляционная гимнастика
  4. “Заборчик” – удерживаем улыбку под счёт 5 - 10 раз

    “Трубочка” – удерживаем трубочку под счёт5 - 10 раз

    “Заборчик” – “Трубочка” – чередуем.

    “Чистим зубки” - движения языком вправо-влево 5-10 раз.

    “Накажем непослушный язычок” - пошлепывание языка губами, произнося звуки “пя-пя-пя”

    “Блинчик” - удерживаем широкий язык на нижней губе под счет от 10 до 15 секунд.

  5. Задание “Собери букет”
  6. В переводе с французского слово “букет” означает "собранные вместе цветы". Наше задание будет немного необычным для составления букета. В него мы соберем те цветы, в названии которых ты услышишь звук [Ц].
    Цветы: нарцисс, роза, гиацинт, астра, цинния, мак, бархатцы, настурция, ромашка, целозия, календула, форзиция, медуница, крокус, цинерария, флоксы, гоцания.

    Повтори названия цветов, в которых есть звук [Ц].

    Нарцисс, гиацинт, цинния, бархатцы, настурция, целозия, форзиция, медуница, цинерария, гоцания.

    Названия, каких цветов ты уже слышал? Рассмотри внимательно картинки с незнакомыми тебе цветами. Повтори их.

  7. Упражнение “Определи место звука в слове”.
  8. Перед тобой 3 вазы. в первую вазу поставь цветы,в названии которых звук [Ц] находится в начале слова. Во вторую те цветы, в названии которых звук [Ц] находится в середине слова. В третью вазу – цветы, в названии которых звук [Ц] находится в конце слова.

  9. Задание “Послушай, повтори”.
  10. Ца-ца-ца - расцвела в саду медуница

    Цы-цы-цы - мы сорвали бархатцы

    Цис – цис – цис – как прекрасен наш нарцисс

    Цинт – цинт – цинт – очень пахнет гиацинт

    Ция – ция – ция – на лугу настурция.

  11. Задание “Отгадай загадку”
  12. Этот цветок был так много воспет поэтами всех стран и веков, как ни один другой, разве только что роза. Отгадай загадку про этот цветок, отгадку выложи из геометрических фигур:

    Так красив он и изящен,

    Утонченный, словно принц.

    На голове его корона,

    Догадались – это… (нарцисс)

    Отгадай загадку и найди цветок среди остальных.

    Мои цветы - оранжевое пламя,
    А листья - как зеленые медали.
    В названии - восточная страна.
    Ну что, узнали вы меня? (настурция)

  13. Задание “Подбери слова-признаки”
  14. Каждый цветок очень красив и по-своему неповторим. Давай попробуем подобрать к нашим цветам слова, которые охарактеризуют его.

    Например, цинния –пушистая, светолюбивая.

    Гиацинт – душистый, голубой, красивый.

    Нарцисс – золотистый, нежный, хрупкий.

    Бархатцы – пушистые, красивые, алые.

    Форзиция – золотистая, пышная, ранняя.

    Гоцания – пестрая, теплолюбивая, садовая.

  15. Задание “Соедини слоги в слово, найди картинку”.
  16. Постарайся из слогов составить название цветов, выбери соответствующую картинку.

    зия, це, ло

    хат, цы, бар

    ца, го, ния

    тур, ция, нас

  17. Задание “ Рисуем цветок”
  18. Сейчас мы будем рисовать. Выполняй задание, следуя моей инструкции.

    Пять рисуем мы овалов,
    А кружок у нас внутри.
    Стебелёк спускаем ниже.
    Вот цветочек наш – смотри!

  19. Задание “Цветочная клумба” (ориентировка в пространстве).
  20. На нашей прямоугольной клумбе растут цветы. Расположи их согласно моей инструкции.

    В верхнем правом углу – нарцисс.

    В левом нижнем углу растут бархатцы.

    В левом верхнем – гоцания.

    В правом нижнем – медуница.

    В центре клумбы растет форзиция.

  21. Задание “Я начну, а ты закончи”.
  22. Проговори фразы, меняя темп речи и громкость: шепотом и медленно, затем громче и быстрее.

    Я купил(а) циннии и целозии.

    Ты ____ _____ _____ ______.

    Он ____ _____ _____ ______.

    Мы ____ _____ _____ ______.

    Вы ____ _____ _____ ______.

    Они ____ _____ _____ ______.

  23. Задание “Пословицы”.
  24. Существует много пословиц и поговорок о цветах. Некоторые сейчас ты узнаешь, если правильно подберешь к началу пословицы ее окончание. Попробуй объяснить смысл каждой пословицы.

  25. Задание “Распространение предложений”.
  26. Цветы цветут.
    Цветы цветут на улице.
    Цветы цветут на улице у больницы.
    Разноцветные цветы цветут на улице у больницы.

  27. Задание “Установи порядок слов в предложении”.
  • целебны, цветы, многие
  • цветков, пыльца, от, пальцах, на
  • купил, циннии, папа, настурции, папа
    1. Итог занятия.

Сегодня на занятии мы вспомнили цветы, в названии которых есть звук [Ц]. С некоторыми из них ты познакомился сегодня на занятии. Вспомни названия этих цветов. Какие из перечисленных цветов ты видел на территории школьного двора? Какие задания были наиболее интересными? А какие доставили тебе затруднения?

Рефлексия.

Если тебе понравилось сегодняшнее занятие, то возьми с собой красный цветок, если нет – желтый.

Описание работы. Конспект занятия могут использовать в своей работе логопеды, дефектологи и студенты педагогических ВУЗов. Материал рассчитан для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятие может быть полезно при профилактике и коррекции акустической и артикуляторно-акустического видов дисграфии.
Цель : Научить детей различать звуки [С]- [Ц] изолированно, в слогах и правильно обозначать их на письме.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
закреплять знания о согласных звуках С, Ц.
учить различать звуки ц- с изолированно, в слогах.
коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух и восприятие,
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать зрительную и слуховую память;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать культуру поведения;
формировать гуманистические ценности
развивать умение слышать и слушать педагога;
воспитывать у детей самоконтроль за речью и поведением;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент

Мы сегодня отправляемся в путешествие. Только без билетов путешествовать нельзя. У тебя на столе лежат билеты, они пока пустые и не действительны. Чтобы узнать к кому мы сегодня отправимся, заполним их. Для этого нужно очень внимательно слушать слова, которые я назову, находить указанные буквы.
Итак, приступим:
Последняя буква слова палец .
Первая буква слова адрес .
Дальше запиши вторую букву слова апрель ,
третью букву слова пила

И первую букву слова яблоко .
Теперь заполним второй билет.
Напиши 1 букву слова сок ,
вторую букву слова море ,
1 букву слова вор ,
И последнюю букву слова карта .


Логопед: «Камиля ты догадалась, к кому мы пойдем в гости?»
Ребенок: « К аисту и сове».
Логопед: «Чтобы к ним попасть, нам нужно назвать первый звук в названии каждой птицы. Какой первый звук в слове цапля?»
Ребёнок: «В слове цапля первый звук [Ц]».
Логопед: « Какой первый звук в слове сова?»
Ребёнок: «В слове сова первый звук [С]».

Вспомни артикуляцию звуков [С] - [Ц]. Одень Звуковичков.


Вспомни характеристику этих звуков.

Звук [C]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, длинная. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [С] твёрдый, но у него есть мягкий брат [С’].

Звук [Ц]. При произношении звука [С] губы расположены в улыбке. Язык напряжен, упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная, короткая. При произношении звука [C] воздух встречает преграду, значит звук согласный. Горло не звучит, значит звук глухой. Звук [Ц] всегда твёрдый.

По характеристикам звуков заполним таблицу.


Итак, мы с тобой дошли до нашей совы и цапли. Оказалось, что они на своем языке могут петь очень красивые песни.

Вот запела сова свою песню, споём вместе с ней: СА- СО-СУ-СЫ-СЭ (пропеваем слоговую таблицу).

А потом запела цапля, и мы вместе с ней: ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-ЦЕ

Наши птицы еще те хитрецы, они зашифровали письмо, вот оно.


Логопед произносит: "[С],[Ц] ,[Ц], [С],[Ц], [Ц]". Письмо не закончено, помоги продолжить цепочку.
Ребёнок продолжает цепочку: "[С] ,[Ц], [Ц],[С],[Ц],[Ц]".

Сова и цапля приготовили нам ещё одно интересное задание. Раздели слова на слоги и запиши первый слог. А вот и слова, которые они нам дали:

Цапля, цена, сани, соты, цокот, целый, салют, сажа, сабо, цыган.
Итог занятия . Какие звуки мы различали? Чем отличается звук [С] и [Ц]? Какое задание тебе понравилось больше всего? Какое задание вызвало трудности?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!