Особенности административно-командной системы в ссср. Формирование административно – командной системы

  • 9. Россия в начале XVII в. Крестьянская война в начале XVII в.
  • 10. Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале xviiв.
  • 11. Экономическое и политическое развитие страны в XVII в. Народы россии в XVII в.
  • 12. Внутреняя и внешняя политика в стране в первой половине XVII в.
  • 14. Продвижение русских в сибирь в XVII в.
  • 15. Реформы первой четверти XVIII в.
  • 16. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 17. Россия в эпоху екатерины II: "просвещенный абсолютизм".
  • 18. Внешняя политика российской империи во второй половине XVIII века: характер, итоги.
  • 19. Культура и общественная мысль россии в XVIII в.
  • 20. Царствование павла I.
  • 21. Реформы александра I.
  • 22. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 гг.): место в истории россии.
  • 23. Промышленный переворот в россии в XIX веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в стране.
  • 24. Официальная идеология и общественная мысль в россии в I половине XIX века.
  • 25. Культура россии в I половине XIX века: национальная основа, европейские влияния.
  • 26. Реформы 1860 - 1870-х гг. В россии, их последствия и значение.
  • 27. Россия в годы царствования александра III.
  • 28. Основные направления и результаты внешней политики россии во II половине XIX века. Русско-турецкая война 1877 - 1878 г.
  • 29. Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении россии во II половине XIX века.
  • 30. Экономическое и социально-политическое развитие россии в начале xх века.
  • 31. Культура россии в начале хх века (1900 - 1917 гг.)
  • 32. Революция 1905 - 1907 гг.: причины, этапы, значение.
  • 33. Участие россии в I мировой войне, роль восточного фронта, последствия.
  • 34. 1917 Год в россии (основные события, их характер
  • 35. Гражданская война в россии (1918 - 1920 гг.): причины, участники этапы и итоги.
  • 36. Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение нэпа.
  • 37. Складывание административно-командной системы в ссср в 20-30-егоды.
  • 40. Коллективизация в ссср: причины, методы проведения, итоги.
  • 41. Ссср в конце 30-х годов; внутреннее развитие,
  • 42. Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны
  • 43. Коренной перелом в ходе великой отечественной войны и второй мировой войны.
  • 44. Завершающий этап великой отечественной войны и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции.
  • 45. Советская страна в первое послевоенное десятилетие (основные направления внутренней и внешней политики).
  • 46. Социально-экономические реформы в ссср в середине 50 - 60-х годов.
  • 47. Духовная и культурная жизнь в сср в 50 - 60-е годы.
  • 48. Общественно-политическое развитие ссср в середине 60-х половине 80-х годов.
  • 49. Ссср в системе международных отношений в середине 60-х середине 80-х годов.
  • 50. Перестройка в ссср: попытки реформирования экономики и обновления политической системы.
  • 51. Распад ссср: становление новой российской государственности.
  • 52. Культурная жизнь в россии 90-х годов.
  • 53. Россия в системе современных международных отношений.
  • 54. Социально-экономическое и политическое развитие россии в 1990-е годы: достижения и проблемы.
  • 37. Складывание административно-командной системы в ссср в 20-30-егоды.

    В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

    Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров - Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В. И. Ленин, Г. Е., Зиновьев, Л. Б. Каменев, И. В. Сталин, Л. Д. Троцкий и т. д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т. е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин - председатель СНК; М.И. Калинин - председатель ВЦИК; И.В. Сталин - народный комиссар по делам национальностей и т. д.

    На Х съезде РКП (б) была принята секретная резолюция "О единстве партии", которая запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Однако это решение не прекратило внутрипартийной борьбы. Болезнь В. И. Ленина, а затем его смерть в январе 1924 г. осложнила ситуацию в партии. Генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал И. В. Сталин. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции, стремление занять в партии и государстве руководящее положение (Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев и др.), их неприятие сталинских методов руководства - все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И. В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов Л. Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР, Л. Б. Каменев, Г. В. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

    И. В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Складывался культ личности И. В. Сталина.

    В 20-е годы большевистское руководство нанесло удар по сохранявшимся оппозиционным политическим партиям. В 1922 г. были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий.

    Летом 1922 г. в Москве прошел публичный судебный процесс над лидерами эсеров, обвиненных в террористической деятельности. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

    Через систему секретных сотрудников ВЧК - ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление - с 1924 г.) был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Органы тайного сыска изолировали в тюрьмах и концлагерях всех активных противников большевистского режима, карательные меры коснулись всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения.

    Репрессии сопровождались нарушением законности. Создавались внесудебные органы в системе госбезопасности, решение которых по вопросам репрессий не подлежало контролю. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения.

    Усиливались командно-административные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации.

    В середине 30-х годов усилились репрессии против командных кадров Красной армии (М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич, А. И. Егоров, В. К. Блюхер).

    Десятки тысяч невинных людей приговаривали к заключению в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ).

    Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 996 тыс. в 1937 г.

    К средине 30-х годов в СССР сложилась административно-командная система. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, "захват государства партией", уничтожение гражданских свобод, унификация общественной жизни, культ национального вождя.

    38. ОБРАЗОВАНИЕ СССР: ПРИЧИНЫ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ СОЮЗА .

    К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований: РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские республики, Дальневосточная республика, Бухарская и Хорезмская народные советские республики.

    В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.).

    С окончанием войны во взаимоотношениях республик сохранилось экономическое сотрудничество. В 1920 - 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двустороннее соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. Республики передавали правительству РСФСР право предоставлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1992 г. образовали Закавказскую Советскую Социалистическую Федерацию (ЗСФСР).

    Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей. Необходимо было уточнить взаимоотношения между республиками, конкретизировать их права и обязанности.

    В августе 1922 г. была образована комиссия для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения И. В. Сталин разработал план "автономизации". В соответствии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказской республик на правах автономии. Этот план ущемлял суверенные права народов, поэтому большинство руководителей республик высказались против него.

    В сентябре - ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В. И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

    30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

    В январе 1924 г. II съезд Советов СССР принял Конституцию, которая законодательно закрепила образование СССР. Формой Государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выходы из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и связью входило в функции союзных ведомств. Верховным законодательным органом стал Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами - двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет Национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету Народных Комиссаров СССР. При СНК были сформированы Общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан. При Совнаркоме учреждалось Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и терроризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элементы и служители религиозных культов.

    В 1924 - 1925 гг. образовались Узбекская ССР, Туркменская ССР, а в 1929 г. Таджикская ССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

    ПРОВЕДЕНИЕ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В ССР: МЕТОДЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ, ЦЕНА.

    К концу 1925 г. народное хозяйство страны было восстановлено. Важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, преодоление технической отсталости, обеспечение экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства.

    Курс на индустриализацию провозгласил XIV съезд ВКП (б) в декабре 1925 г. Руководство страны поставило задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В документах съезда обосновывалась потребность в максимальном развитии средств производства (группа "А").

    Источниками средств для индустриализации являлись: доходы легкой промышленности и сельского хозяйства; прибыль государственной монополии на внешнюю торговлю, налоги с нэпманов и займы государства у населения. Важным источником ресурсов для проведения индустриализации стал трудовой энтузиазм трудящихся, который проявился в массовом "социалистическом соревновании": в ударничестве (с 1929 г.) и стахановском движении (с 1935 г.).

    Индустриализация осуществлялась в годы довоенных пятилеток: первой - 1928-1932 гг., второй - 1933-1937 гг.

    Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина. Вместе с тем индустриальной перестройке подверглись районы Урала и Сибири. В Закавказье и Средней Азии упор делался на строительство предприятий группы "Б".

    За годы первых двух пятилеток были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др.

    Было построено 8900 предприятий союзного значения. Среди крупнейших предприятий, введенных в строй, были: Днепрогэс (1932 г.), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932 г.), три тракторных завода (Сталинградский - 1930 г., Харьковский - 1931 г., Челябинский - 1933 г.), заводы сельскохозяйственного машиностроения в Ростове - на - Дону (Ростсельмаш - 1930 г.) и комбайностроения в г. Запорожье, Кузнецкий угольный бассейн, Московский метрополитен, Беломоро-Балтийский канал, канал Москва - Волга и многие оборонные заводы.

    Рост промышленного производства в 1930-е годы в среднем составлял 15 - 18% в год. Такие высокие темпы роста были обеспечены низким стартовым уровнем и командным методом руководства плановой экономикой. Рыночные стимулы не могли обеспечить такого промышленного роста.

    Форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада по стратегическим поставкам. Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США. Однако политика индустриализации мало затронула другие отрасли. Ручной труд преобладал в строительстве, в аграрном секторе. Хронически отставала легкая промышленность. Не хватало подготовленных кадров во всех отраслях производства.

    Индустриализация обеспечивала полную занятость трудоспособного населения. К 1931 г. безработица в СССР была ликвидирована, закрылась последняя биржа труда. В конце 30-х годов И. В. Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

    Объективные и субъективные предпосылки формирования командно-административной системы в СССР

    Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Характерные черты этой системы отражены в схеме.

    Командно-административное управление:

    Прямое управление предприятиями из центра.

    Полный контроль государства за производством и распределением.

    Управление с помощью только административно-приказных методов.

    Режим власти, созданный И.В. Сталиным в 1930-е гг., получил название тоталитарного. При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верной провозглашается та доктрина, которой придерживается лидер. Но для существования тоталитарного режима необходимо было создать особую государственную систему. Сталин ее создал, и она получила название командно-административной. Основу ее составлял бюрократический аппарат, номенклатура (номенклатура - круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа). Именно в руках номенклатуры сосредоточивалось управление всеми сферами жизни советского общества.

    Административно-командная система напоминала пирамиду, на вершине которой находился вождь, окруженный пятью-шестью ближайшими соратниками, вместе с которыми он вырабатывал основные решения по вопросам внутренней и внешней политики страны, позднее оформлявшимися номенклатурой в виде законов и указов. По некоторым данным, за все годы советской власти, с 1917 по 1991, число лиц, непосредственно участвовавших в принятии и оформлении таких кардинальных решений, не превысило 2-3 тыс. человек. В основании же пирамиды находились миллионы простых советских тружеников: рабочие, крестьяне, интеллигенция.



    Предпосылки становления командно-административной системы в СССР в 1920-30 гг.

    Для возникшего в СССР в 30-е гг. политического строя был характерен тоталитаризм - режим, который полностью подчиняет, контролирует и регулирует все сферы жизни общества.

    Одной из важных предпосылок становления этой системы являлась монополия на власть одной партии. Внутри самой партии постепенно свертывались демократические начала, ослабевали коллективные принципы руководства. Все реже стали созываться съезды ВКП (б), партийные конференции (в 1918-1929 гг. состоялось 9 съездов и 9 конференций, в 1930?1941 гг. 3 съезда и 2 конференции).

    В конце 1920-х гг. начался кризис нэпа. Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства. Крестьянин-единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. Посевные площади стали сокращаться. Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. Преодолеть кризис можно было двумя путями. Экономический план, сторонниками которого были Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие их партийные единомышленники, предусматривал иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления). Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. И.В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный в годы Гражданской войны способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян.

    С этой целью в 1928 г. было решено провести коллективизацию? политику советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств. Целью коллективизации провозглашались: «ликвидация кулачества как класса», обобществление средств производства, централизованное управление сельским хозяйством, повышение эффективности сельскохозяйственного труда, получение средств на индустриализацию страны.

    Насильственное проведение коллективизации обеспечило приток средств для проведения индустриализации - процесса создания крупного машинного производства, формирования новой социальной структуры и перехода на этой основе от аграрного общества к индустриальному. Впервые лозунг перехода к индустриализации провозгласила ХIV Всероссийская партийная конференция большевиков в 1925 г. Целями индустриализации определялись: преодоление технико-экономической отсталости СССР от развитых западных государств, превращение страны из аграрной в индустриальную, ликвидация отсталости аграрного сектора экономики, создание мощной оборонной системы и укрепление международного положения СССР.

    Для успешного проведения коллективизации и индустриализации потребовалось держать в повиновении миллионы людей, не допускать никаких проявлений самостоятельности и инакомыслия. С этой целью в нашей стране была создана могучая репрессивная система, возникшая еще в годы Гражданской войны и окончательно сформировавшаяся в 1930-х гг. Ее основу составили органы наркомата внутренних дел? НКВД, пришедшие на смену ВЧК-ОГПУ, которые постепенно вышли из-под контроля не только государства, но и партийного аппарата, непосредственно подчиняясь лишь И.В. Сталину.

    Нужно отметить, что сталинская политика находила одобрение у основной массы коммунистов, вступивших в партию в то время, когда И.В. Сталин был ее генеральным секретарем. Это были в своей основной массе малообразованные, культурно отсталые, политически неграмотные люди, связывающие свое вступление в партию с возможностью сделать быструю карьеру, получить привилегированное положение. Репрессии выдвигали на руководящие должности первых секретарей обкомов, наркомов, директоров крупнейших заводов молодых людей в возрасте тридцати с небольшим лет. Вот почему перед Великой Отечественной войной среди высшего руководства страны, командующих армиями и военными округами оказалось слишком мало опытных кадров.

    После разгрома «правого уклона» в партии уже не было открытой организованной оппозиции. Правда, еще имели место отдельные проявления недовольства, несогласия с «генеральной линией». Но они уже не могли изменить ситуацию.

    XVII съезд, названный «съездом победителей», прошел при отсутствии какой-либо критики в адрес Сталина, выступавшие всячески восхваляли его. К ним присоединились и присутствовавшие на съезде бывшие члены оппозиционных группировок. При этом бывшие оппозиционеры каялись в своих ошибках, признавая тем самым свое окончательное поражение. Впервые в истории партии съезд не принял по отчету ЦК развернутой резолюции, а просто предложил «всем парторганизациям руководствоваться в своей работе положениями и задачами, выдвинутыми в докладе товарища Сталина».

    Таким образом, диктатура партии все больше превращается в диктатуру ее вождя, формируется культ его личности.

    Характерной чертой политической системы 30-х гг. являлось сращивание партии с государством, превращение работников партгосаппарата (так называемой номенклатуры) в новый господствующий слой общества. Одновременно с этим трудящиеся массы на деле отчуждались от реальной власти. Это видно на примере новой Конституции СССР, принятой в декабре 1936 г. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались широкие права и свободы и т.д. Но Конституция не имела механизма их реализации и оставалась во многом документом? декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью того времени.

    Репрессии являлись одной из важнейших составляющих общественно-политической жизни этого времени в СССР. Проводились они руками мощного картельного аппарата, основу которого составляли органы ОГПУ. С 1934 г. ? НКВД СССР, в чьем ведении находилась разветвленная система ГУЛАГа. Жесткий идеологический контроль над обществом, монополия на средства массовой информации позволяли внедрять в общественное сознание образ внутреннего врага. Сопровождать репрессии широкомасштабными пропагандистскими кампаниями. Формировался своеобразный эффект «привыкания» к массовому произволу. В раскручивании маховика репрессий особую роль сыграли события 1 декабря 1934 г. В этот день в Ленинграде был убит С.М. Киров. В тот же день было принято постановление Президиума ЦИК СССР о порядке рассмотрения обвинений в подготовке или совершении террористических актов. На следствие по этим делам отводилось не более 10 дней, они рассматривались без прокурора и адвоката, приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно. Командно-административные методы управления пагубно повлияли и на функционирование политической системы советского общества. ее развитие носил противоречивый и сложный характер. Основной была противоречие между демократической формой и бюрократической сущностью политической системы. Указанное значительной мере было связано с замкнутым характером политической системы советского общества, который заключался в том, что исчерпывающий перечень всех составляющих элементов этой системы определялся в конституционном порядке (сначала это была Конституция СССР 1936 p., а впоследствии - Конституция СССР 1977 г. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается своего рода раковое заболевание - бюрократизация государственного аппарата. В этом случае чиновники работают формально, они используют занимаемые должности в личных и корыстных интересах. Для всякого бюрократического аппарата характерен неудержимый рост управленческих штатов.

    В СССР тоталитаризм как феномен был сформирован фактически сразу после образования государства, в середине 20-х годов 20 века. Тоталитарный режим был единственным способом правящей РКП(б) закрепить свои позиции в государстве и реализовать все свои стратегические цели.

    Первоначально такая форма авторитарного правления коснулась экономической сферы: большевики упразднили право свободного труда, заменив его принуждением, частично милитализировали экономику и монополизировали большинство предприятий.

    Для укрепления тоталитарного режима, члены РКП(б) физически уничтожили оппозицию, таким образом установив единоличное господство своей партии. Для окончательного становления тоталитаризма, было необходимо подготовить благодатную почву в лице народной покорности.

    Власть начала внедрение первой идеологической пропаганды, которая заключалась в контроле средств массовой информации, иеологической изоляции страны, едином идеологическом образовании, а также в унификации духовной жизни.

    Началом действия тоталитарной машины историки считают суд над эссерами в 1922 году. Впервые после Октябрьской революции, согласно официальному судебному решению, оппозиционеры были приговорены к расстрелу. К концу 20-х годов окружением Сталина были ликвидированы все оппозиционные силы.

    В этот период началось функционирование исправительных трудовых лагерей, благодаря дальновидности Сталина, они были построены в Восточной Сибири еще в 1919 году. Одним из самых масштабных лагерей на то время, был Соловецкий лагерь, в который отправляли так называемых, «врагов народа» - белогвардейцев, духовенство, кулаков.

    Лагерная система достигла своего апогея в 1930 году, с образованием ГУЛАГа. Спустя пять лет после создания, в системе ГУЛАГа насчитывалось более полутора миллиона заключенных. Согласно итогам 20 съезда Коммунистической Партии, на котором был развенчан культ Сталина, в лагерях ГУЛАГа сложили свои головы более 20 млн. людей, из которых 97% были невиновными.

    В этот период активно поощрялось доносительство - любой человек имел возможность сделать донос на своего соседа и обвинить его в антигосударственной деятельности. «Виновного» без суда и следствия отправляли в ссылку, а в худшем случае - приговаривали к смертной казни.

    Массовые репрессии коснулись также деятелей искусства и науки, которые не поддерживали государственную политику. Многие ученые, писатели, художники были вынуждены тайно эмигрировать в США и страны Европы.

    Основным стержнем тоталитаризма был культ вождя - Сталина. Объявив себя единственным приемником ленинского движения, Иосиф Виссарионович стал настоящим лидером великого государства.

    Сталин весьма умело научился расправляться со своими противниками - своего главного конкурента, Л. Троцкого, приказал убить, такая же участь постигла Фрунзе и Кирова. С помощью идеологической пропаганды и карательных мер, вождь тоталитаризма обеспечил себе «любовь и почитание» советского народа.

    Тоталитарная модель обеспечила высокие темпы индустриализации, что позволило за десятилетие создать передовые отрасли тяжелой и добывающей промышленности. В военный и послевоенный период был создан обширный военно-промышленный комплекс, который стал «полюсом роста» и обеспечил развитие науки, смежных отраслей, оборонной инфраструктуры. Мобилизационный характер индустриализации, ограниченность внутренних ресурсов накопления, поддержка мировой системы социализма привели к хроническому отставанию отраслей, производящих товары широкого потребления. Таким образом, индустриальный потенциал был создан за счет искусственного занижения потребления, снижения жизненного уровня населения.

    Радикальные преобразования и победа в Великой Отечественной войне позволили СССР достичь такого геополитического могущества, какого не было за всю историю российского государства. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. партия и вся страна осознали необходимость обновления. Советское руководство хотело доказать способность СССР построить общество, где бы показатели производительности труда, научно-технического развития, социальной защищенности, уровня жизни населения были бы выше, чем в развитых странах Запада. Вставал вопрос о формировании модели опережающей модернизации.

    Следовало найти способ перехода от мобилизационного варианта экономического развития к модели устойчивого развития. Ограниченная эффективность и исчерпанность тоталитарных ресурсов роста (неэквивалентный обмен с деревней, трудовой энтузиазм, ограничение потребления, принудительный труд) требовали поиска новых ресурсов и стимулов развития. Преемник И.В. Сталина должен был изменить механизм принятия решений и их исполнения, поскольку никто не мог унаследовать авторитет и харизму вождя. Общество ощущало необходимость в стабилизации социальной структуры и внутренних связей, рассчитанных на эволюционное развитие без репрессий, массовых миграций в города, раскулачивания, депортаций, мобилизаций в армию.

    Итогом политики коллективизации и индустриализации экономики стало формирование административно командного аппарата советского государства.

    Предпосылки становления административно-командной системы

    Такая форма государственной системы первоначально затрагивала только хозяйственную сферу, однако ее эффективность в глазах большевиков, со временем поспособствовала ее внедрению в социальную структуру общества.

    Основой для становления командной системы стала исключительная доминирующая роль коммунистической партии, властные амбиции верхушки ВКП (б) и полное отсутствие сопротивления оппозиционных сил. Прикрываясь наставлениями Ленина и искаженными догмами марксизма, партийное руководство ВКП (б) создавало изолированное государство, которое только на теории могло называться социалистическим.

    Для контроля над населением была введена система карательных органов НКВД, представители которой очищали общество от «врагов социализма», под категорию которых попадал каждый третий гражданин.

    Административно-командная система в действии

    Окружение Сталина представляло собой исключительно проверенных людей, «ненадежные» элементы были давно устранены от государственного управления. Государственный аппарат, как и советский социум, были подчинены авторитету Генерального Секретаря, который был своеобразным гарантом строительства социалистического общества.

    Вождю доверяли, с его решениями не спорили. В свою очередь, Сталин не осмеливался на открытые противозаконные действия и все преступления, которые совершал против общественности и государства, прикрывал ширмой весьма либеральных, на первый взгляд, нормативно правовых актов.

    Ярчайшим примером этому является принятие Конституции СССР в 1936 году, в которой простому населению предоставлялись весьма широкие права и свободы, однако на самом деле закон закреплял авторитет Сталина и безграничность его власти.

    Для формирования благоприятного настроения народных масс, большевиками проводились фестивали и праздники, на которых всегда присутствовала пропагандистская агитация. Свято веря в «мудрые решения партии и товарища Сталина», советский народ в своем большинстве не замечал репрессий со стороны ВКП(б) и активно поддерживал партийное руководство.

    Политика по отношению к рабочим

    Индустриализация, не смотря на беззаконные пути проведения, принесла положительные плоды для экономики страны. Но условия жизни и труда работников предприятий были приближенными к казарменным. В 1932 году большевиками была введена система паспортов и трудовых книжек.

    Такое нововведение значительно облегчало контроль над трудящимися опоздания или нарушения трудовой дисциплины рассматривалось как вредительство и наказывалось принудительными трудовыми работами.

    Командно административная система по своей сути напоминала крепостнические отношения, в качестве помещика выступало само государство. Карточная система, которая действовала в первой половине 30-х годов, привязывала народ к работе на производстве, так как это был единственный способ не умереть от голода.

    В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается “государственный капитализм”.

    “Государственный капитализм” – особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический централизм государственной власти с возросшей силой и самостоятельностью частного капитала, объединенного в крупные союзы и синдикаты, а также либеральную оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции и опирающуюся на Государственную думу.

    Причины формирования в России системы “государственного капитализма”:

    1) медленные темпы развития;

    2) недостаточные стимулы к предпринимательству;

    3) мобилизационный путь развития;

    4) связь развития промышленности с государственными заказами;

    5) двойственность социально-экономической структуры: промышленный капитализм и архаичное сельское хозяйство;

    6) узость внутреннего рынка и нестабильность финансовой системы.

    Стремление к макроэкономическому регулированию не было специфической российской чертой. Однако формы его проявления в нашей стране имели свою собственную специфику. До начала XX в. их основной характеристикой был сословный характер. Так, например, казенная промышленность развивалась преимущественно в интересах дворянства. В 90-е годы основной акцент делается уже на развитие частного предпринимательства, регулирование которого осуществляется через систему госзаказов. Мировая война резко усилила потребность в координации деятельности всех участников хозяйственной жизни. Формирование системы централизованного регулирования осуществлялось как "сверху" путем создания специ­альных правительственных органов для решения проблем военной экономики, так и "снизу" посредством деятельности представительных органов частного капитала. Была и третья сила: левые партии и общественные организации, влияющие на фор­мирование общественного мнения в стране. Между 1914 и 1929 гг. были опробованы различные варианты прямого государственного вмешательства в осуществление хозяйственного процесса с целью его планомерного регулирования.

    В годы войны каркас централизованного регулирования составили образованные в августе 1915 г. четыре особых сове­щания – по обороне, перевозкам, топливу и продовольствию. Они имели широкие полномочия и возглавлялись ведущими членами правительства, указания которых подлежали безотлагательному исполнению. Особые совещания опирались на разветвленную сеть региональных и местных органов.

    На случай же возникновения межведомственных трений было создано "сверхсовещание" с участием министра внутренних дел. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командно-административной системы:

    1) множественность регулирующих органов;

    2) главная функция – снабженческо-распределительная (вве­дение государственных монополий на хлеб, уголь, сахар, нефть и хлопок);

    3) покрытие нехватки финансовых ресурсов за счет усиления прямого налогообложения крестьянства;

    4) административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен;

    5) создание системы государственных планов, прежде всего по заготовке продовольствия.

    Несмотря на принимавшиеся правительством меры экономическая ситуация в стране обострялась, что послужило одним из факторов социальной революции.

    Опыт централизованного регулирования народного хозяйства Временным правительством включает два основных момента: введение ряда государственных монополий (на хлеб, уголь и сахар) и попытку создания экономического центра, вырабатывающего единый план. Для этого при правительстве был создан Экономический совет.

    Практический опыт реализации мер дал результат, прямо противоположный ожидаемому. Неэффективность политики обусловливалась рядом факторов: неповторимостью бюрократических государственных структур, пытавшихся заменить собой рыночный механизм согласования спроса и предложения; разрушением частнохозяйственного аппарата, традиционно обслуживающего товарообмен между городом и деревней, дестимулирующим влиянием на деревенских производителей фиксации цен на их продукцию, тогда как все остальные цены росли. В этих условиях внимание экономистов, придерживавшихся различной идейно-политической ориентации, все чаще стали привлекать общие вопросы планомерного регулирования всего народного хозяйства. Выделяются два совершенно различных подхода.

    1. Стремление выработать концепцию экономической реформы с использова­нием важнейших принципов планирования (антимонопольное законодательство, демократизация производственной деятельности, увязка общегосударственных и частных интересов, целостность и централизм экономической политики).

    2. Обоснование использования государства как силы, способной заменить рынок и активно вмешаться в хозяйственный механизм для его модернизации. На крайнем левом фланге сторонников этой позиции находились большевики, утверждающие необходимость доведения до логического конца тенденции укрупнения и монополизации общественного производства путем принудительного синдицирования, национализации ключевых сфер производства, привлечения рабочих к управлению и организации рабочего контроля.

    Победа Октябрьской революции привела к превращению второй позиции в господствующую. Однако сформированные в первые годы советской власти правительственные органы, например ВСНХ, во многом воспроизводили систему централизованного управления промышленностью в годы первой мировой войны. Экономическая политика этого периода имела ситуативный характер, то есть характер реагирования на происходящие процессы. Это выражалось и в практических шагах: реализация Декрета о земле (раздел, а затем и передел земли); сведение национализации финансовой системы (Государственного и частных банков) и промышленных предприятий к стихийной конфискации, что в конце концов подтолкнуло СНК к принятию решения о всеобщей национализации крупной (июнь 1918), а позже (январь 1919 г.) всей промышленности, национализации торговли с ее заменой принудительным государственно организованным распределением и установлением прямого товарообмена между городом и деревней (ноябрь 1918 г.); введение продовольственной разверстки (январь 1919 г.) и всеобщей трудовой повинности и т. д. Очевидно, что указанные и другие меры не являлись реализацией общей программы, а проводились исключительно ради того, чтобы каким-то образом спасти остатки хозяйственных связей и сосредоточить в своих руках оскудевшие ресурсы в условиях угрозы и разгорания граж­данской войны и интервенции. В таких условиях система управления народным хозяйством характеризовалась следующими чертами.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Командно-административная система в СССР и ее последствия

    Введение

    Советские и постсоветские авторы в своем подавляющем большинстве оценивают деятельность потребительской кооперации с позиций ее полезности для партии и государства, экономические процессы в кооперации рассматриваются в рамках народного хозяйства, без выделения особенностей потребительских кооперативов как особых форм экономической деятельности. Этот подход вполне оправдан, так как потребительская кооперация в ряде стран действительно служила целям партий и созданных ими государств (и не обязательно социалистического направления), а население и пайщики рассматривались лишь как участники процессов государственного строительства.

    Принципиально иной подход просматривается в трудах дореволюционных российских кооператоров и современных зарубежных исследователей потребительской кооперации. Их идеология, как правило, аполитична и потребительская кооперация рассматривается ими с позиций социально-экономической выгодности кооперативов для пайщиков, общества и, в конечном итоге, для государства.

    Критическое обобщение этих методологических подходов к изучению генезиса и эволюции российской потребительской кооперации позволяет установить их плюсы и минусы и дает возможность не только правильно охарактеризовать своеобразие исторических путей развития, структуру и организационные формы кооперации в конкретных условиях той или иной страны, но и, что особенно важно, оценить место и роль российского кооперативного движения среди важнейших массовых движений современности.

    Актуальность исследования. Анализ деятельности современной потребительской кооперации и выбор путей ее развития в России невозможно проводить без знания истоков ее развития, исторического опыта возникновения, хозяйственной деятельности и причин исчезновения существовавших ранее потребительских хозяйств различных форм, явившихся прообразом современных кооперативов.

    1. Объективные и субъективные предпосылки формирования командно-административной системы в СССР

    Командно-административная система управления - это централизованное государственное управление, которое заставляет все предприятия выполнять плановые директивы (обязательные задания) с помощью приказов и других внеэкономических методов. Характерные черты этой системы отражены в схеме.

    Командно-административное управление:

    Прямое управление предприятиями из центра.

    Полный контроль государства за производством и распределением.

    Управление с помощью только административно-приказных методов.

    Режим власти, созданный И.В. Сталиным в 1930-е гг., получил название тоталитарного. При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верной провозглашается та доктрина, которой придерживается лидер. Но для существования тоталитарного режима необходимо было создать особую государственную систему. Сталин ее создал, и она получила название командно-административной. Основу ее составлял бюрократический аппарат, номенклатура (номенклатура? круг должностных лиц, назначение и утверждение которых относится к компетенции какого-либо вышестоящего органа). Именно в руках номенклатуры сосредоточивалось управление всеми сферами жизни советского общества.

    Административно-командная система напоминала пирамиду, на вершине которой находился вождь, окруженный пятью-шестью ближайшими соратниками, вместе с которыми он вырабатывал основные решения по вопросам внутренней и внешней политики страны, позднее оформлявшимися номенклатурой в виде законов и указов. По некоторым данным, за все годы советской власти, с 1917 по 1991, число лиц, непосредственно участвовавших в принятии и оформлении таких кардинальных решений, не превысило 2-3 тыс. человек. В основании же пирамиды находились миллионы простых советских тружеников? рабочие, крестьяне, интеллигенция.

    Предпосылки становления командно-административной системы в СССР в 1920-30 гг.

    Для возникшего в СССР в 30-е гг. политического строя был характерен тоталитаризм? режим, который полностью подчиняет, контролирует и регулирует все сферы жизни общества.

    Одной из важных предпосылок становления этой системы являлась монополия на власть одной партии. Внутри самой партии постепенно свертывались демократические начала, ослабевали коллективные принципы руководства. Все реже стали созываться съезды ВКП (б), партийные конференции (в 1918?1929 гг. состоялось 9 съездов и 9 конференций, в 1930?1941 гг. ? 3 съезда и 2 конференции).

    В конце 1920-х гг. начался кризис нэпа. Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства. Крестьянин-единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. Посевные площади стали сокращаться. Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. Преодолеть кризис можно было двумя путями. Экономический план, сторонниками которого были Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и другие их партийные единомышленники, предусматривал иностранные инвестиции в советскую экономику, насыщение рынка (за счет этих средств) промышленными товарами, постепенный запуск отраслей промышленности, производящих ТНП (товары народного потребления). Но выполнение этого плана растянулось бы на многие годы и поставило СССР в зависимость от капиталистических государств. И.В. Сталин и его сторонники предпочли проверенный в годы Гражданской войны способ насильственного изъятия сельхозпродукции у крестьян.

    С этой целью в 1928 г. было решено провести коллективизацию? политику советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств. Целью коллективизации провозглашались: «ликвидация кулачества как класса», обобществление средств производства, централизованное управление сельским хозяйством, повышение эффективности сельскохозяйственного труда, получение средств на индустриализацию страны.

    Насильственное проведение коллективизации обеспечило приток средств для проведения индустриализации? процесса создания крупного машинного производства, формирования новой социальной структуры и перехода на этой основе от аграрного общества к индустриальному. Впервые лозунг перехода к индустриализации провозгласила ХIV Всероссийская партийная конференция большевиков в 1925 г. Целями индустриализации определялись: преодоление технико-экономической отсталости СССР от развитых западных государств, превращение страны из аграрной в индустриальную, ликвидация отсталости аграрного сектора экономики, создание мощной оборонной системы и укрепление международного положения СССР.

    Для успешного проведения коллективизации и индустриализации потребовалось держать в повиновении миллионы людей, не допускать никаких проявлений самостоятельности и инакомыслия. С этой целью в нашей стране была создана могучая репрессивная система, возникшая еще в годы Гражданской войны и окончательно сформировавшаяся в 1930-х гг. Ее основу составили органы наркомата внутренних дел? НКВД, пришедшие на смену ВЧК-ОГПУ, которые постепенно вышли из-под контроля не только государства, но и партийного аппарата, непосредственно подчиняясь лишь И.В. Сталину.

    Нужно отметить, что сталинская политика находила одобрение у основной массы коммунистов, вступивших в партию в то время, когда И.В. Сталин был ее генеральным секретарем. Это были в своей основной массе малообразованные, культурно отсталые, политически неграмотные люди, связывающие свое вступление в партию с возможностью сделать быструю карьеру, получить привилегированное положение. Репрессии выдвигали на руководящие должности? первых секретарей обкомов, наркомов, директоров крупнейших заводов? молодых людей в возрасте тридцати с небольшим лет. Вот почему перед Великой Отечественной войной среди высшего руководства страны, командующих армиями и военными округами оказалось слишком мало опытных кадров.

    После разгрома «правого уклона» в партии уже не было открытой организованной оппозиции. Правда, еще имели место отдельные проявления недовольства, несогласия с «генеральной линией». Но они уже не могли изменить ситуацию.

    XVII съезд, названный «съездом победителей», прошел при отсутствии какой-либо критики в адрес Сталина, выступавшие всячески восхваляли его. К ним присоединились и присутствовавшие на съезде бывшие члены оппозиционных группировок. При этом бывшие оппозиционеры каялись в своих ошибках, признавая тем самым свое окончательное поражение. Впервые в истории партии съезд не принял по отчету ЦК развернутой резолюции, а просто предложил «всем парторганизациям руководствоваться в своей работе положениями и задачами, выдвинутыми в докладе товарища Сталина».

    Таким образом, диктатура партии все больше превращается в диктатуру ее вождя, формируется культ его личности.

    Характерной чертой политической системы 30-х гг. являлось сращивание партии с государством, превращение работников партгосаппарата (так называемой номенклатуры) в новый господствующий слой общества. Одновременно с этим трудящиеся массы на деле отчуждались от реальной власти. Это видно на примере новой Конституции СССР, принятой в декабре 1936 г. Ее текст содержал много демократических норм: отменялись ограничения прав граждан по классовому признаку, вводилось всеобщее, прямое, равное, тайное голосование, провозглашались широкие права и свободы и т.д. Но Конституция не имела механизма их реализации и оставалась во многом документом? декларацией, резко расходившимся с реальной жизнью того времени.

    Репрессии являлись одной из важнейших составляющих общественно-политической жизни этого времени в СССР. Проводились они руками мощного картельного аппарата, основу которого составляли органы ОГПУ. С 1934 г. ? НКВД СССР, в чьем ведении находилась разветвленная система ГУЛАГа. Жесткий идеологический контроль над обществом, монополия на средства массовой информации позволяли внедрять в общественное сознание образ внутреннего врага. Сопровождать репрессии широкомасштабными пропагандистскими кампаниями. Формировался своеобразный эффект «привыкания» к массовому произволу. В раскручивании маховика репрессий особую роль сыграли события 1 декабря 1934 г. В этот день в Ленинграде был убит С.М. Киров. В тот же день было принято постановление Президиума ЦИК СССР о порядке рассмотрения обвинений в подготовке или совершении террористических актов. На следствие по этим делам отводилось не более 10 дней, они рассматривались без прокурора и адвоката, приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно. Командно-административные методы управления пагубно повлияли и на функционирование политической системы советского общества. ее развитие носил противоречивый и сложный характер. Основной была противоречие между демократической формой и бюрократической сущностью политической системы. Указанное значительной мере было связано с замкнутым характером политической системы советского общества, который заключался в том, что исчерпывающий перечень всех составляющих элементов этой системы определялся в конституционном порядке (сначала это была Конституция СССР 1936 p., а впоследствии - Конституция СССР 1977 г. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается своего рода раковое заболевание - бюрократизация государственного аппарата. В этом случае чиновники работают формально, они используют занимаемые должности в личных и корыстных интересах. Для всякого бюрократического аппарата характерен неудержимый рост управленческих штатов.

    2. Экономическая основа советской модели тоталитаризма

    В СССР тоталитаризм как феномен был сформирован фактически сразу после образования государства, в середине 20-х годов 20 века. Тоталитарный режим был единственным способом правящей РКП(б) закрепить свои позиции в государстве и реализовать все свои стратегические цели.

    Формирование советского тоталитаризма

    Первоначально такая форма авторитарного правления коснулась экономической сферы: большевики упразднили право свободного труда, заменив его принуждением, частично милитализировали экономику и монополизировали большинство предприятий.

    Для укрепления тоталитарного режима, члены РКП(б) физически уничтожили оппозицию, таким образом установив единоличное господство своей партии. Для окончательного становления тоталитаризма, было необходимо подготовить благодатную почву в лице народной покорности.

    Власть начала внедрение первой идеологической пропаганды, которая заключалась в контроле средств массовой информации, иеологической изоляции страны, едином идеологическом образовании, а также в унификации духовной жизни.

    Тоталитаризм в действии

    Началом действия тоталитарной машины историки считают суд над эссерами в 1922 году. Впервые после Октябрьской революции, согласно официальному судебному решению, оппозиционеры были приговорены к расстрелу. К концу 20-х годов окружением Сталина были ликвидированы все оппозиционные силы.

    В этот период началось функционирование исправительных трудовых лагерей, благодаря дальновидности Сталина, они были построены в Восточной Сибири еще в 1919 году. Одним из самых масштабных лагерей на то время, был Соловецкий лагерь, в который отправляли так называемых, «врагов народа» - белогвардейцев, духовенство, кулаков.

    Лагерная система достигла своего апогея в 1930 году, с образованием ГУЛАГа. Спустя пять лет после создания, в системе ГУЛАГа насчитывалось более полутора миллиона заключенных. Согласно итогам 20 съезда Коммунистической Партии, на котором был развенчан культ Сталина, в лагерях ГУЛАГа сложили свои головы более 20 млн. людей, из которых 97% были невиновными.

    В этот период активно поощрялось доносительство - любой человек имел возможность сделать донос на своего соседа и обвинить его в антигосударственной деятельности. «Виновного» без суда и следствия отправляли в ссылку, а в худшем случае - приговаривали к смертной казни.

    Массовые репрессии коснулись также деятелей искусства и науки, которые не поддерживали государственную политику. Многие ученые, писатели, художники были вынуждены тайно эмигрировать в США и страны Европы.

    Основным стержнем тоталитаризма был культ вождя - Сталина. Объявив себя единственным приемником ленинского движения, Иосиф Виссарионович стал настоящим лидером великого государства.

    Сталин весьма умело научился расправляться со своими противниками - своего главного конкурента, Л. Троцкого, приказал убить, такая же участь постигла Фрунзе и Кирова. С помощью идеологической пропаганды и карательных мер, вождь тоталитаризма обеспечил себе «любовь и почитание» советского народа.

    Итоги советского тоталитаризма

    Численность жертв советского тоталитаризма весьма близка к статистике жертв фашизма. в период советского тоталитаризма, было физически уничтожено несколько миллионов людей, разрушены множество культовых сооружений, которые несли в себя многовековое культурное наследие, упразднено право на свободу мировозрения и вероисповедования.

    Даже война не остановила отца тоталитаризма: провинившихся офицеров и солдат обвиняли в предательстве родины, а мирное население, которому удалось бежать из фашистских лагерей смерти, на Родине ждало обвинение в измене государственных интересов и последующий расстрел.

    После смерти Сталина, в советском обществе начался период политической «оттепели», но отголоски тоталитаризма будут ощутимы народом до самого конца существования могущественной империи Советского Союза.

    В результате осуществления тоталитарной модели 1930-х - начала 1950-х гг. в советском обществе произошли ради­кальные изменения. По приблизительным оценкам с 1929 по 1953 г. погибло на войне, умерло от голода, расстреляно, осуждено и отправлено в ссылку около 40 млн человек, что составило более 20% населения страны. Масштабные со­циальные, экономические, политические процессы затронули каждую семью, каждую социальную группу, каждую нацию. Общественная структура упростилась, она включала рабочих, колхозников, интеллигенцию и служащих. Уп­рощению структуры способствовало огосударствление собственности на средства производства, что привело к формированию огромного государственного хозяйства на территории одной шестой части мира.

    Уникальность тоталитарной модели заключалась не только в масштабах хозяйства, но и в нестабильном положении правящего класса - номенклатуры. Она не имела частной собственности на средства производства, а могла только рас­поряжаться произведенным общественным продуктом в государственных интересах. Этот новый правящий класс фор­мировался из широких народных слоев посредством партийной карьеры. Репрессии против номенклатуры приводили к частому обновлению слоя управленцев, что препятствовало передаче социального статуса по наследству и превращению номенклатуры в касту. Официальная идеология не противопоставляла правящую элиту народу, предоставляя возможность рядовому гражданину войти в номенклатуру при соблюдении жестких требований лояльности системе.

    Российская деревня пережила переворот, затронувший отношения производства и распределения продукции, зем­лепользование, технический уклад. Мелкотоварное крестьянское хозяйство, основанное на ручном интенсивном труде, сохранилось в личных подсобных хозяйствах. Это обеспечивало выживание колхозников и посредством рыночного обмена удовлетворяло от 20 до 50% продовольственных потребностей горожан. Колхозы и совхозы представляли со бой крупные хозяйства, использующие наряду с ручным трудом сельскохозяйственные машины для производства про­дукции для государственных нужд. Сельское хозяйство стало донором индустриализации, поставляя сырье, зерно и рабочие руки.

    Тоталитарная модель обеспечила высокие темпы индустриализации, что позволило за десятилетие создать передовые отрасли тяжелой и добывающей промышленности. В военный и послевоенный период был создан обширный военно-промышленный комплекс, который стал «полюсом роста» и обеспечил развитие науки, смежных отраслей, оборонной инфраструктуры. Мобилизационный характер индустриализации, ограниченность внутренних ресурсов накопления, поддержка мировой системы социализма привели к хроническому отставанию отраслей, производящих товары широ­кого потребления. Таким образом, индустриальный потенциал был создан за счет искусственного занижения потребления, снижения жизненного уровня населения.

    Радикальные преобразования и победа в Великой Отечественной войне позволили СССР достичь такого геополи­тического могущества, какого не было за всю историю российского государства. После смерти И.В. Сталина в 1953 г. партия и вся страна осознали необходимость обновления. Советское руководство хотело доказать способность СССР построить общество, где бы показатели производительности труда, научно-технического развития, социальной защи­щенности, уровня жизни населения были бы выше, чем в развитых странах Запада. Вставал вопрос о формировании модели опережающей модернизации.

    Следовало найти способ перехода от мобилизационного варианта экономического развития к модели устойчивого раз­вития. Ограниченная эффективность и исчерпанность тоталитарных ресурсов роста (неэквивалентный обмен с деревней, трудовой энтузиазм, ограничение потребления, принудительный труд) требовали поиска новых ресурсов и стимулов развития. Преемник И.В. Сталина должен был изменить механизм принятия решений и их исполнения, поскольку никто не мог унаследовать авторитет и харизму вождя. Общество ощущало необходимость в стабилизации социальной структуры и внутренних связей, рассчитанных на эволюционное развитие без репрессий, массовых миграций в города, раскулачивания, депортаций, мобилизаций в армию.

    3. Образование иерархической системы партийно-государственной власти

    Структура управления СССР в данной главе рассматривается как результат конструирующей деятельности субъекта власти и созданный им механизм, где детали и способы их соединения в целое по меньшей мере не случайны. Элементами этого механизма были функциональные места в системе управления - должности государственных служащих. Власть складывалась из упорядоченного набора должностей и отношений между ними.

    В правоведении выделяют несколько уровней государственных иерархий: макроструктуру, мезоструктуру и министруктуру. Макроструктура в конечном счете соответствовала административно-территориальному делению страны на союзные республики, области, края, районы и поселения. Мезоструктура задается внутренним строением органов государственного управления и в данной работе не анализируется. Министруктура - это должности и отношения между ними. В данной главе рассматриваются должности в аппарате управления СССР, соотнесенные с макроструктурой - уровнями административно-территориального деления.

    В советском правоведении обычно анализировались три ветви власти: административная, представительская и контрольная. Административная ветвь была образована государственными органами управления производством, распределением, потреблением, учетом, обороной и безопасностью страны, а также правоприменяющими органами. Представительская ветвь была образована Советами народных депутатов и их органами управления. Контрольная ветвь была сформирована государственными органами, в функцию которых входит законо- и нормоохранительная деятельность (прокуратура, народные суды, Государственный арбитраж, Комитет народного контроля, Госатомнадзор и аналогичные общегосударственные контрольные институты), а также структурными подразделениями министерств и ведомств), осуществляющими надзор за соблюдением норм и правил (санитарно-эпидемиологические станции Минздрава, охотинспекции и др.).

    В дополнение к названным трем ветвям власти в данной работе введено понятие о четвертой, политической - Коммунистической партии Советского Союза, которая, согласно параграфу 6 Основного закона государства, отмененному только в 1990 году - была элементом общей структуры власти. КПСС была представлена иерархизированной совокупностью должностей в партийных комитетах разных уровней макроструктуры.

    Должности в ветвях власти были строго фиксированы, как в служебных телефонных справочниках. Перечни должностей для функционеров системы управления выступали схемами поведения, они указывали, к кому и по какому вопросу необходимо обращаться для решения конкретных вопросов.

    В последующих параграфах дано описание уровней макроструктуры в той последовательности, которая задавалась иерархией административно-территориальных единиц до начала перестройки. Описание представляет логику организации власти в СССР на конец 1987 года. В течение последующих четырех лет - вплоть до распада СССР - организация власти претерпевала «перестройку», в ходе которой нарушались координационные и субординационные связи между ветвями власти, между блоками макроструктуры и внутри их.

    Ветвь политического руководства возглавлялась Генеральным секретарем Центрального Комитета КПСС, которому были подчинены секретарь ЦК - руководитель Секретариата ЦК, и секретари ЦК КПСС, курирующие отдельные сферы управления. Существовало по меньшей мере два уровня иерархии секретарей. К первому уровню относились секретари - члены Политбюро, ко второму, секретари ЦК партий союзных республик и первые секретари обкомов партии. Следующий уровень иерархии политического руководства составляли заведующие отделами ЦК КПСС, осуществляющие политическое руководство пропагандой, наукой, образованием и просвещением, культурой, строительством, машиностроением, административными органами и всеми другими сферами государственной жизни. Заведующим отделами были подчинены первые заместители и заместители, курирующие подотрасли народного хозяйства, другие сферы государственного устройства. Заместителям заведующих отделами были подчинены инструкторы ЦК КПСС.

    Субординационные связи в политической ветви власти задавались самой иерархией должностей. Координационные же связи осуществлялись Секретариатом ЦК КПСС (высшим органом координирующей деятельности в политической ветви) и через заседания отделов ЦК. Координирующие отношения в рамках ветви политического руководства необходимы были прежде всего потому, что она была сильно разветвлена: руководителю секретариата было субординировано 12 секретарей ЦК КПСС, каждый из которых курировал деятельность 3-10 отделов ЦК.

    Административная ветвь возглавлялась Председателем Совета Министров СССР, которому были подчинены первые заместители Председателя. Часть первых заместителей возглавляла рабочие органы Совета Министров - бюро по отраслям народного хозяйства. Отдельные министры СССР в зависимости от членства в координирующем органе управления - Политбюро ЦК КПСС - занимали посты, эквивалентные первым заместителям Председателя Совета Министров СССР. Это - министр иностранных дел, председатель Комитета государственной безопасности и министр обороны. Следующий уровень иерархии административной ветви составляли посты заместителей Председателя Совета Министров СССР, часть которых также являлась главами бюро Совета Министров. Различия между, первыми заместителями и заместителями Председателя Совета Министров СССР, которые руководили бюро, связаны с государственными приоритетами в политике развития отраслей. В частности, проблемы агропромышленного комплекса в одной ситуации были более важны, чем проблемы строительства. Потому председатель Госагропрома был первым заместителем, а председатель Госстроя - заместителем Председателя Совета Министров СССР.

    По формальным критериям первые заместители министров иностранных дел, обороны и председателя Комитета государственной безопасности по рангу и месту в иерархии административной власти могли быть соотнесены с заместителями Председателя Совета Министров. Это значит, что их фактическое положение существенно выше, чем то, которое задается наименованием их должностей. Такие соотношения наблюдались и во многих других случаях. Казалось бы, бюро Совета Министров должно было курировать отрасли народного хозяйства, представленные совокупностями министерств н ведомств. В реальности это было далеко не так. В частности, Госстрой СССР контролировал не более 51% капиталовложений в строительство в стране.

    Председателям бюро Совета Министров СССР были подчинены их первые заместители в ранге министров СССР, членов Совета Министров и заместители председателей. Административная ветвь на этом уровне макроструктуры завершалась главами союзных министерств и ведомств, председателями Госкомитетов Совета Министров СССР. Необходимо различать Госкомитеты в ранге бюро Совета Министров (такие, как Государственный комитет по образованию) и в ранге министерств (Госкомтруд). Министрам СССР и председателям Госкомитетов были подчинены их первые заместители и заместители.

    Координационные связи в административной ветви осуществлялись через коллегии. В коллегии министерств, ведомств обычно входили министры, первые заместители и заместители министров, начальники ведущих главков и управлений, а также руководители смежных подотраслей народного хозяйства, политические руководители. Члены коллегии назначались приказом министра. Координационные связи в административной ветви были сложны прежде всего из-за ее чрезвычайной разветвленности, которая была представлена более чем 100 союзными министерствами и ведомствами. Начинаясь с должности Председателя Совета Министров, административная ветвь власти на уровне председателей бюро Совета Министров разветвлялась на 12 отраслей, каждая из которых распадалась на 8-10 подотраслей. На каждом уровне иерархии существовала своя система координации. На нижних уровнях это уже упомянутые коллегии министерств и ведомств. На уровне Бюро Совета Министров - коллегии отраслей народного хозяйства. На уровне первых заместителей Председателя Сонета Министров - Президиум Совета Министров. В его состав, утвержденный Президиумом Верховного Совета СССР, входили Председатель Совета Министров, его первые заместители и заместители, а также отдельные министры и председатели Госкомитетов (согласно государственному статусу руководимых ими элементов государственного устройства). И наконец, министры, председатели бюро Совета Министров, их первые заместители в ранге министров и председатели Госкомитетов входили в состав Совета Министров СССР - высшего для административной ветви координационного органа управления.

    Представительская ветвь власти возглавлялась Председателем Президиума Верховного Совета СССР, которому были подчинены первый заместитель и заместители - представители всех союзных республик. Следующий уровень иерархии в этой ветви - председатели палат Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР, которые координировали деятельность председателей постоянных комиссий палат Верховного Совета. Члены постоянных комиссий, как и все другие функционеры представительской ветви, выбирались из числа депутатов Верховного Совета. Отличительной особенностью этой ветви являлось номинальное отсутствие субординационных отношений. Связи с ней как бы обратны субординационным. Так, высшие уровни исполняли решения, принятые высшим законодательным органом представительской власти - сессией Верховного Совета СССР, координирующей деятельность административной и контрольной ветвей власти. Координация политической деятельности не входила в компетенцию Верховного Совета СССР. Другими координирующими органами выступали заседания постоянных комиссий Верховного Совета, палат Верховного Совета и Президиума Верховного Совета СССР - рабочего органа представительской ветви. В отличие от других ветвей власти, места должностей, исключая высшие в иерархии власти, за конкретными функционерами фиксированы не были. Председателями палат Верховного Совета, председателями постоянных комиссий были, как правило, функционеры других ветвей власти - административной, политической и контрольной.

    Контрольная ветвь в этом блоке макроструктуры специфична тем, что в ней отсутствовал первый руководитель. Уже на самом высшем уровне иерархии задано существование многих рядоположенных элементов, таких как Комитет народного контроля, Государственный арбитраж, Прокуратура СССР, Верховный суд СССР, специализированные государственные контрольные институты (Госатомнадзор, Госархконтроль, Государственный комитет по стандартам, Главное управление по охране государственных тайн в печати, и др.). К этой же ветви относились подразделения министерств и ведомств, осуществлявшие ведомственный контроль: санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения СССР, контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР, службы охотнадзора и рыбнадзора и др.

    Отсутствие высшего руководителя контрольных служб страны и их разно ведомственность затрудняют соотнесение должностей в иерархиях. Высшими руководителями являлись Генеральный прокурор СССР, Председатель Верховного суда СССР, председатель Комитета народного контроля, в то время как ранги руководителей других контрольных служб несколько ниже (в частности, руководителей ведомственных инспекций, заместителей министров соответствующих министерств). Подчиненные им должности, такие как заместитель Главного санитарного врача СССР, выходят за границы высшего уровня макроструктуры. Руководителям контрольных служб были подчинены первые заместители и заместители. Субординационные связи задавались самой структурой ветвей власти, в то время как координационные связи реализовались в форме коллегий, президиумов, заседаний. Общего координационного органа для всех структурных единиц контрольной ветви власти не было. В какой-то степени координирующие функции осуществлялись в таких органах, как сессии Верховного Совета СССР, принимающие или отменяющие законы и нормы.

    Координационные связи на высшем уровне формировали структуру из административной, политической, представительской и контрольной ветвей. Высшим координирующим органом для всех ветвей было Политбюро ЦК КПСС. Перед распадом КПСС в него входили Генеральный секретарь ЦК КПСС, часть секретарей ЦК, Председатель Совета Министров СССР и его первый заместитель, министры обороны и иностранных дед, Председатель Президиума Верховного Совета СССР и его первый заместитель, председатель Комитета партийного контроля, впервые секретари Московского горкома, Ленинградского обкома партии и первый секретарь ЦК партии Украины, председатели Верховного Совета и Совета Министров РСФСР. Таким образом, Политбюро ЦК КПСС было образовано высшими руководителями всех ветвей власти, кроме контрольной. Это отражало роль права и правоохранительных органов в функционировании системы управления обществом. Координирующая роль Политбюро ЦК КПСС, если говорить о тактике управления, осуществлялась Пленумом ЦК КПСС, в работе которого принимали участие высшие руководители государства и партии, а также руководители республиканских и областных парторганизаций, деятели науки и культуры.

    Высшим координирующим органом, осуществляющим стратегическое управление, являлся съезд КПСС. В функции съезда входили выборы ЦК КПСС (то есть формирование списка участников пленумов ЦК КПСС с решающими и совещательными голосами) и определение основных направлений политического н экономического развития страны на большие промежутки времени - «пятилетки».

    В представительских формах координирующие органы направляли деятельность только трех ветвей власти - административной, представительской и контрольной. Президиум Верховного Совета СССР осуществлял функции оперативной координации деятельности. Он принимал указы, другие нормативные акты, которые становились законами после утверждения сессией Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входили все высшие руководители ветвей власти, в том числе и контрольной. Сессия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, являлась высшим координирующим органом власти в области право- и нормотворчества, а также в назначении на высшие должности в административной, представительской и контрольной ветвях. Сессии Верховного Сонета СССР собирались два раза в год, обычно после пленумов ЦК КПСС, принимающих тактические политические решения, и конкретизировали эти решения в применении к административной и контрольной ветвям власти. В состав Верховного Совета СССР выбирались представители всех социальных групп общества примерно в тех же отношениях, в которых эти группы представлены в населении. Депутатами Верховного Совета были практически все функционеры управления, должности которых показаны на рисунке 8, а также руководители ЦК партий союзных республик, областных (краевых) партийных организаций, председатели Советов Министров союзных республик, обл. (край) исполкомов РСФСР, Президиумах Верховных Советов союзных республик, руководители наиболее важных с государственной точки зрения предприятий и организаций.

    Функционирование системы управления обществом на высшем уровне макроструктуры в основных своих особенностях определялось съездом КПСС, который задавал Цели развития и средства их достижения на пять лет. Решения съезда конкретизировались в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР», которые принимались сессией Верховного Совета и становились законами государственного функционирования. Сессия Верховного Совета утверждала назначения на высшие должности в административной, представительской и контрольной ветвях власти.

    тоталитаризм эссер репрессия власть

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Значение реформ Хрущева. Причины незавершенности экономической реформы 1965г. Возникновение кризисных явлений в экономике. Нарастание негативных тенденций в общественно-политической жизни, кризис малоэффективной командно-административной системы СССР.

      контрольная работа , добавлен 11.03.2010

      Партийно-политическая работа в деревне в годы войны и ее главные направления: партийные взыскания, снятие с работы, отдача под суд. Командно-административный подход к сельскому хозяйству, колхозам и колхозникам, создание чрезвычайных партийных органов.

      реферат , добавлен 09.08.2009

      Авторитарный режим в Советском Союзе. Природа авторитаризма и условия его возникновения. Связь авторитаризма и командно-административной системы. Единоличная власть Сталина. Культ личности и репрессии, ужесточение политических и идеологических мер.

      курсовая работа , добавлен 16.01.2014

      Основные предпосылки образования Советского Союза. Анализ принципов построения. Образование новых союзных республик. Характеристика центральных и местных органов власти. Многоступенчатый характер избирательной системы. Национальная политика СССР.

      презентация , добавлен 14.11.2013

      Социально-экономические и политические изменения в России в 1920-1930 гг. Предпосылки формирования тоталитарной системы. Борьба за власть, возвышение И.В. Сталина. Смысл и цели массовых репрессий и террора 1928-1941 гг. Воздействие цензуры; система ГУЛАГ.

      курсовая работа , добавлен 08.04.2014

      Общая картина демографической ситуации в СССР. Нарастающее доминирование уравниловки в оплате труда. Деформированность структуры размещения производительных сил. Динамика национального состава населения страны. Причины неравномерного развития экономики.

      реферат , добавлен 20.12.2009

      Описание характера развития советской экономики в 1921-1928 гг. Причины и последствия введения политики НЭПа, предпосылки перерастания ее модели построения социализма в командно-административную. Перевод деревни на "рельсы" массовой коллективизации.

      реферат , добавлен 30.08.2009

      Особенности причин и ведущих тенденций общественно-политической жизни 40–50 годов в СССР. Аспекты работы репрессивных органов, контролировавшихся Сталиным и Берией. Специфика национальной политики, идеологии и культурной деятельности того времени.

      контрольная работа , добавлен 02.12.2011

      Социально-экономические предпосылки распада СССР: дизентеграционные процессы, реформы политической системы, попытка усиления исполнительной власти. Распад СССР и "парад суверенитетов", политические и социально-экономические последствия данного процесса.

      контрольная работа , добавлен 12.03.2011

      Предпосылки распада СССР. Реформа политической системы. Создание нового органа власти – Верховного Совета. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Союз суверенных стран. Анализ причин распада СССР.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!