«холодная война. Внешняя политика ссср в послевоенный период

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД. НАЧАЛО "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

СССР в послевоенном мире. Поражение Германии и ее сателлитов в войне коренным образом изменило соотношение сил в мире. СССР превратился в одну из ведущих мировых держав, без которой, по словам Молотова, не должен был теперь решаться ни один вопрос международной жизни.

Однако за годы войны выросло еще больше и могущество США. Их валовой национальный продукт поднялся на 70%, а экономические и людские потери были минимальны. Став в военные годы международным кредитором, США получили возможность расширить свое влияние на другие страны и народы. Президент Трумэн в 1945 г. заявил, что победа во Второй мировой войне "поставила американский народ перед необходимостью править миром". Начался постепенный отход американской администрации от соглашений военной поры.

Все это вело к тому, что вместо сотрудничества в советско-американских отношениях наступила полоса взаимного недоверия и подозрительности. Советский Союз беспокоила ядерная монополия США, попытки диктовать условия в отношениях с другими странами. Америка же видела угрозу своей безопасности в росте влияния СССР в мире. Все это и привело к началу "холодной войны".

Начало "холодной войны". "Похолодание" началось практически с последними залпами войны в Европе. Через три дня после победы над Германией Соединенные Штаты объявили о прекращении поставок в СССР военной техники и не только прекратили ее отгрузку, но и вернули американские суда с такими поставками, которые уже находились у берегов Советского Союза.

После успешного испытания американцами ядерного оружия позиция Трумэна еще более ужесточилась. США постепенно отходили от уже достигнутых в годы войны договоренностей. В частности, было решено не делить поверженную Японию на зоны оккупации (в нее были введены лишь американские части). Это настораживало Сталина, подталкивало его к усилению влияния на те страны, на территории которых в это время находились советские войска. В свою очередь, это вело к росту подозрительности лидеров западных стран. Она еще более усиливалась в связи с резким ростом в этих странах численности коммунистов (их число с 1939 по 1946 г. в Западной Европе выросло втрое).

Бывший премьер-министр Англии У. Черчилль обвинил СССР в "безграничном распространении своей силы и своих доктрин" в мире. Вскоре Трумэн провозгласил программу мер по "спасению" Европы от советской экспансии ("доктрина Трумэна"). Он предложил оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы (условия предоставления этой помощи были изложены позже в "плане Маршалла"); создать военно-политический союз западных стран под эгидой США (им стал созданный в 1949 г. блок НАТО); разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз; поддержать внутреннюю оппозицию в странах Восточной Европы; использовать обычные вооружения и ядерное оружие для шантажа советского руководства. Все это должно было не только не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР (доктрина сдерживания социализма), но и заставить Советский Союз уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма).

Сталин объявил эти планы призывом к войне против СССР. Европа с лета 1947 г. оказалась разделенной на союзников двух супердержав - СССР и США. Началось формирование экономических и военно-политических структур Востока и Запада.

Формирование "социалистического лагеря". ВКП(б) и коммунистическое движение. К этому времени коммунистические правительства существовали лишь в Югославии, Албании и Болгарии. Однако с 1947 г. процесс их формирования был ускорен и в других странах "народной демократии": Венгрии, Румынии, Чехословакии. В том же году просоветский режим был установлен в Северной Корее. В октябре 1949 г. коммунисты пришли к власти в Китае. Политическая зависимость этих стран от СССР обеспечивалась не столько военным присутствием советских войск (они были далеко не во всех странах "народной демократии"), сколько огромной материальной помощью. За 1945-1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 15 млрд. руб. (3 млрд. долларов).

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет экономической взаимопомощи. Для военно-политического сотрудничества вначале был создан Координационный комитет, а затем, уже в 1955 г. - Организация Варшавского договора.

После войны коммунисты оказались у власти не только в странах народной демократии, но и в ряде крупных западных стран. Это отражало тот большой вклад, который левые силы внесли в разгром фашизма.

С лета 1947 г., в условиях наметившегося окончательного разрыва между СССР и Западом, Сталин попытался вновь организационно объединить коммунистов разных стран. Вместо упраздненного в 1943 г. Коминтерна в сентябре 1947 г. был образован Коминформ. Перед ним была поставлена задача "обмена опытом" между коммунистическими партиями. Однако в ходе этого "обмена" начались "проработки" целых партий, которые, с точки зрения Сталина, действовали недостаточно энергично против США и их союзников. Первыми такой критике подверглись компартии Франции, Италии и Югославии.

Затем началась борьба против "оппортунизма" в правящих коммунистических партиях Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. Чаще всего эта забота о "чистоте рядов" выливалась в сведение счетов, борьбу за власть в партийном руководстве. В итоге это привело к гибели тысяч коммунистов в странах Восточной Европы.

Были объявлены врагами все те лидеры стран "социалистического лагеря", которые имели собственное мнение о путях строительства нового общества. Этой участи избежал лишь лидер Югославии И. Б. Тито. Однако отношения СССР с Югославией были разорваны. После этого никто из руководителей стран Восточной Европы уже не говорил о "различных путях" к социализму.

Корейская война. Самым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее. После вывода из Кореи советских (в 1948 г.) и американских (в 1949 г.) войск (находившихся там с момента окончания Второй мировой войны) правительства как Южной, так и Северной Кореи усилили приготовления к объединению страны силой.

25 июня 1950 г., ссылаясь на провокации Юга, КНДР начала наступление силами огромной армии. На четвертый день войска Севера заняли столицу южан Сеул. Создалась угроза полного военного поражения Южной Кореи. В этих условиях США через Совет Безопасности ООН провели резолюцию, осуждавшую агрессию КНДР, и начали формировать против нее единую военную коалицию. Около 40 стран заявили о желании оказать помощь в борьбе с агрессором. Вскоре союзные войска высадились у порта Чемульпо и начали освобождение южнокорейской территории. Успех союзников был неожиданным для северян и быстро создал для их армии угрозу поражения. КНДР обратилась с просьбой о помощи к СССР и Китаю. Вскоре из Советского Союза стали поступать современные виды военной техники (включая реактивные самолеты МиГ-15), прибывать военные специалисты. Из Китая на помощь двинулись сотни тысяч добровольцев. Ценой больших потерь линию фронта удалось выровнять, и наземные бои прекратились.

Война в Корее унесла жизни 9 млн. корейцев, до 1 млн. китайцев, 54 тыс. американцев, многих советских солдат и офицеров. Она показала, что "холодная война" может легко перерасти в "горячую". Это поняли не только в Вашингтоне, но и в Москве. После победы на президентских выборах 1952 г. генерала Эйзенхауэра с обеих сторон начались поиски выхода из тупика в международных отношениях.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

Решающий вклад Советского Союза в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом привел к серьезным изменениям на международной арене.

Возрос мировой авторитет СССР как одной из стран – победительниц в борьбе с фашизмом, его вновь стали воспринимать как великую державу. Преобладающим было влияние нашего государства в Восточной Европе и в Китае. Во второй половине 1940-х гг. в этих странах сформировались коммунистические режимы. В значительной степени это объяснялось присутствием советских войск на их территориях и большой материальной помощью со стороны СССР.

Но постепенно противоречия между бывшими союзниками во Второй мировой войне стали усугубляться.

Манифестом противостояния стала речь У. Черчилля «Мускулы мира» в г. Фултон (США) 5 марта 1946 г., где он призвал западные страны бороться с «экспансией тоталитарного коммунизма».

В Москве это выступление было воспринято как политический вызов. И.В. Сталин резко ответил У. Черчиллю в газете «Правда», отметив: «…что по сути дела г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны». Конфронтация еще больше усилилась, и «холодная война» разгорелась с обеих сторон.

Затем инициатива развития конфронтационных действий в русле «холодной войны» перешла к США. В феврале 1947 г. президент Г. Трумэн в ежегодном послании Конгрессу США предложил конкретные меры, направленные против распространения советского влияния, включавшие в себя экономическую помощь Европе, образование военно-политического союза под руководством США, размещение американских военных баз вдоль советских границ, а также оказание поддержки оппозиционным движениям в странах Восточной Европы.

Важной вехой американской экспансии стала программа экономической помощи странам, пострадавшим от нацистской агрессии, провозглашенная 5 июня 1947 г. государственным секретарем США Дж. Маршаллом.

Москва демонстративно отказалась участвовать в «плане Маршалла» и оказала давление на страны Центральной и Восточной Европы, принудив их сделать то же самое.

Ответом Кремля на «план Маршалла» стало создание в сентябре 1947 г. Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) с целью усиления контроля за коммунистическим движением в мире и странами Центральной и Восточной Европы. Коминформ сделал акцент только на советскую модель становления социализма, осудив ранее имевшие место концепции «национальных путей к социализму». В 1947–1948 гг. с подачи советского руководства в странах Восточной Европы произошла серия разоблачений в отношении ряда партийно-государственных деятелей, обвиненных во вредительстве и отступлениях от согласованной линии социалистического строительства.

В 1948 г. резко обострились отношения СССР и Югославии. Глава этого государства И.Б. Тито стремился к лидерству на Балканах и выдвигал идею создания балканской федерации под руководством Югославии, в силу собственных амбиций и авторитета он отказался действовать под диктатом И.В. Сталина. Коминформ в июне 1948 г. издал резолюцию о положении в Коммунистической партии Югославии, обвинив ее руководителей в отходе от марксистско-ленинской идеологии. Далее конфликт углубился, что привело к разрыву всех отношений между двумя странами.

Отказавшись от участия в реализации «плана Маршалла», страны Восточной Европы по инициативе СССР создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию – Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Ее главными задачами стали материальная поддержка стран просоветского блока, а также их экономическая интеграция. Вся деятельность СЭВа строилась на планово-директивных принципах и была пронизана признанием политического лидерства СССР в социалистическом лагере.

В конце 1940-х – начале 1960-х гг. конфронтация между СССР и США усилилась в Европе и Азии.

В рамках осуществления «плана Маршалла» по инициативе США 4 апреля 1949 г. был создан военно-политический союз – организация Северо-атлантического договора (НАТО), в который вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. Позже к НАТО присоединились Турция и Греция (1952), а также ФРГ (1955).

Острой проблемой оставалось противостояние в оккупированной союзными войсками Германии, в которой происходил процесс раздела страны на две части: западную и восточную. В сентябре 1949 г. из западных зон оккупации была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ), а в октябре того же года в советской зоне Германская Демократическая Республика (ГДР).

На Дальнем Востоке в 1950–1953 гг. разразилась Корейская война между Севером и Югом, которая стала практически открытым военным столкновением между противоборствующими блоками. Советский Союз и Китай оказывали политическую, материальную и людскую помощь Северной Корее, США – Южной. Война шла с переменным успехом. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться решающего военного перевеса. В июле 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась расколотой на два государства, которые сохранились до сих пор.

19.2. Создание атомного оружия и начало ядерного противостояния

В 1940-е гг. было создано атомное оружие, которое стало определяющим фактором международных отношений.

На территории США, в Лос-Аламосе, в 1942 г. был создан американский ядерный центр. На его базе стали осуществляться работы по созданию атомной бомбы. Общее руководство проектом было поручено талантливому физику-ядерщику Р. Оппенгеймеру. К лету 1945 г. американцам удалось собрать две атомные бомбы. Первый взрыв был произведен на испытательном полигоне в Аламогордо 16 июля 1945 г. и был приурочен к встрече руководителей СССР, США, Великобритании и Франции в Потсдаме.

Как уже отмечалось, 6 и 9 августа 1945 г. две атомные бомбы были сброшены на японские города Хиросима и Нагасаки.

Применение ядерного оружия не было вызвано военной необходимостью. Правящие круги США преследовали политические цели. Они хотели продемонстрировать свою силу для устрашения СССР и других стран.

Начало советского атомного проекта также относится к 1942 г. Когда И.В. Сталин получил сведения о стремлении США и Германии овладеть этим супероружием, он произнес одну фразу: «Нужно делать».

Весной 1943 г. научным руководителем работ по использованию атомной энергии был назначен И.В. Курчатов.

29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском в Казахстане произошло успешное испытание первой советской атомной бомбы. Ядерная монополия США была ликвидирована, а противостояние двух великих держав стало термоядерным.

Создателями отечественного атомного оружия были академики И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон, Я.Б. Зельдович.

Ю.Б. Харитон в конце жизни в 1995 г. произнес предостерегающие слова: «Сознавая свою причастность к замечательным научным и инженерным свершениям… сегодня, в более чем зрелом возрасте, я осознаю нашу причастность к ужасной гибели людей, к чудовищным повреждениям, наносимым природе нашего дома – Земле…

Дай Бог, чтобы те, кто идет после нас, нашли путь, нашли в себе твердость духа и решимость, стремясь к лучшему, не натворить худшего».

19.3. Послевоенное экономическое развитие страны

Война уничтожила около одной трети всего национального богатства страны. Было разрушено огромное число фабрик и заводов, шахт, железных дорог и других промышленных объектов.

Восстановительные работы начались еще в ходе Великой Отечественной войны, сразу после освобождения части оккупированных территорий. В августе 1943 г. было принято специальное постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». К концу войны в результате титанических усилий наших тружеников удалось воссоздать часть промышленного производства.

Однако основные восстановительные процессы происходили уже после победоносного завершения войны, в период четвертой пятилетки (1946–1950). Как и в годы первых пятилеток, акцент в развитии промышленности был сделан на тяжелую промышленность. Уровень довоенного промышленного производства удалось достичь к 1948 г. Всего было восстановлено и построено вновь 6200 крупных предприятий.

Сельское хозяйство в четвертой пятилетке не успело достичь довоенного уровня. Это удалось сделать только в следующей пятилетке.

Вместе с тем страна сталкивалась с огромными трудностями и проблемами. В 1946 г. в ряде регионов разразился голод, ставший следствием как засухи, так и традиционной политики государства в отношении сельского хозяйства. Из деревни, как и в период коллективизации, брались ресурсы и средства для развития промышленности и, соответственно, обеспечения внешнеполитических задач (в частности, 1946–1947 гг. СССР экспортировал 2,5 млн тонн зерна в Европу по льготным ценам).

Война и ее последствие – карточная система снабжения населения – расстроили финансовую систему страны. Критическая ситуация на потребительском рынке, расширение натурального обмена, инфляционные процессы ставили под угрозу срыва программу восстановления народного хозяйства, поэтому встал вопрос о денежной реформе. С 16 декабря 1947 г. в СССР началось осуществление денежной реформы, отменялись карточки на продовольственные и промышленные товары. В обращение были выпущены деньги, которые обменивались в течение недели (до 22 декабря 1947 г.) на имевшуюся старую наличность в соотношении 1:10 (т. е. 10 старых рублей приравнивались к одному новому рублю).

Повсеместно снижались цены на хлеб, муку, макароны, крупу, пиво. Но при этом не были изменены цены на мясо, рыбу, сахар, соль, водку, молоко, яйца, овощи, ткани, обувь, трикотаж.

Совершенно очевидно, что реформа преследовала конфискационные цели и «съела» часть накоплений советских людей.

С 1949 г. началось постоянное снижение цен, но покупательная способность населения была крайне низкой, что создавало иллюзию изобилия и улучшения жизни. Материальное положение населения усугублялось принудительными займами государства у народа через подписку и покупку различных облигаций.

19.4. Общественно-политическая жизнь

После упразднения высшего органа государственной власти в стране в период Великой Отечественной войны – Государственного Комитета Обороны – вся власть продолжала оставаться в руках партийно-государственного аппарата, который возглавлял единолично И.В. Сталин, являвшийся одновременно главой правительства (с 1941 г.) и руководителем Коммунистической партии. Совмещали высшие государственные и партийные посты и другие руководители (Г.М. Маленков, Н.А. Вознесенский, Л.П. Берия, Л.М. Каганович, К.Е. Ворошилов и др.).

Фактически вся власть в стране по-прежнему находилась в руках И.В. Сталина. Высший партийный орган – Политбюро ЦК ВКП(б) собиралось нерегулярно и крайне редко. Для повседневной работы И.В. Сталин создавал систему «троек», «шестерок», «семерок» с меняющимся составом. Наметив какое-либо решение, он утверждал его вместе с вызванными для обсуждения конкретными лицами, входившими в Политбюро, Оргбюро, секретариат ЦК партии или в состав Совета Министров. Таким образом, вплоть до смерти И.В. Сталина функционировала система высшей партийно-советской власти.

Сразу после войны в стране начался новый виток политических репрессий. Это объяснялось прежде всего стремлением Сталина вновь воссоздать атмосферу страха как главного компонента авторитарного режима, ликвидировать элементы свободы, появившиеся в результате победы народа в войне. Такая политика использовалась и как средство борьбы за власть в политическом руководстве.

Обращение с военнопленными, возвращавшимися в СССР, уже с лета 1945 г. свидетельствовало об ужесточении режима. Только 20 % из 2 млн репатриированных военнопленных получили разрешение вернуться домой. Большинство бывших в плену были отправлены в лагеря или приговорены к ссылке минимум на пять лет.

И.В. Сталин не доверял военным, постоянно держал их под контролем органов госбезопасности и систематически подвергал репрессиям. Одним из первых стало в 1946 г. «дело авиаторов». Были арестованы и осуждены за вредительство в авиационной отрасли главнокомандующий военно-воздушными силами А.А. Новиков, нарком авиационной промышленности А.И. Шахурин, маршал авиации С.А. Худяков, главный инженер ВВС А.К. Репин и др.

Опале был подвергнут в 1946–1948 гг. и маршал Г.К. Жуков, который был снят с руководящих военных постов и отправлен командовать Одесским, а затем Уральским военным округом. Были репрессированы близкие к нему военачальники: генералы В.Н. Гордов, Ф.Т. Рыбальченко, В.В. Крюков, В.К. Телегин, бывший маршал Г.И. Кулик.

Было сфабриковано так называемое «ленинградское дело» (1949–1950), в результате которого были репрессированы видные государственные и партийные работники (Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов, П.С. Попков, М.И. Родионов, Я.Ф. Капустин, П.Г. Лазутин и др.).

Всем им было предъявлено обвинение в измене Родине, заключавшееся якобы в организации подрывной работы в партии и государственных органах, стремлении превратить Ленинградскую партийную организацию в свою опору для борьбы с ЦК ВКП(б), нарушении государственных планов и т. д.

Шестерых обвиняемых (указанных выше) суд приговорил к высшей мере наказания, остальных – к различным срокам тюремного заключения.

Однако на этом этапе «ленинградское дело» не закончилось. В 1950–1952 гг. были осуждены и приговорены к расстрелу и длительным срокам тюремного заключения свыше 200 ответственных партийных и советских работников Ленинграда.

30 апреля 1954 г., после смерти И.В. Сталина, Верховный Суд СССР реабилитировал всех обвиняемых по этому делу, многих из них посмертно.

После сталинского террора 1930-х гг. вновь поднималась волна массовых репрессий. Начала разворачиваться антисемитская кампания под видом борьбы с «безродным космополитизмом». Происходили аресты и расстрелы представителей еврейской интеллигенции.

Был распущен Еврейский антифашистский комитет, который в годы войны занимался сбором среди еврейских общин разных стран (в основном в США) финансовых средств для поддержки Советского Союза. Его деятели – С. Лозовский, Б. Шимелианович, П. Маркиш, Л. Квитко и др. были арестованы и летом 1952 г. осуждены Военной коллегией Верховного Суда СССР, впоследствии их расстреляли. При загадочных обстоятельствах погиб известный актер и режиссер С. Михоэлс, в заключении находилась также П. Жемчужина (жена В.М. Молотова).

13 января 1953 г. ТАСС сообщил об аресте группы врачей – М. Вовси, Б. Когана, Б. Фельдмана, Я. Этингера и др. Было объявлено, что террористическая группа медиков хотела путем вредительского лечения сократить жизнь активным деятелям Советского государства. Их также обвинили в причастности к иностранным разведкам.

5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Через месяц арестованных врачей освободили и признали невиновными.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы.

После 1945 г. Советский Союз стал признанной великой державой на международной арене. Число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 (в довоенный период) до 52. Важнейшим направлением внешней политики СССР в первые послевоенные годы стало обеспечение безопасности страны, борьба против возрождения фашизма. СССР подтвердил свое намерение решать крупные международные проблемы только с США. Усилиями советских и американских дипломатов удалось создать такие основополагающие структуры политического и экономического порядка, как ООН, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк и др. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН (наряду с США, Англией, Францией, Китаем).

Наметившееся после войны потепление международного климата оказалось недолгим. С 1946 г. происходит обострение отношений между ведущими странами мира. Главной осью конфронтации стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Коренные различия в социально-политическом строе, системе ценностей и идеологии, а также геополитические интересы держав, расширение сферы влияния СССР в мире определили формирование двух противостоявших друг другу блоков и их военно-политическое противоборство.

Имевшиеся между СССР, США и Великобританией противоречия вспыхнули с новой силой. США выступили с претензией на мировое господство, используя для давления на СССР и другие страны имевшуюся у них монополию на атомное оружие. 1946 год стал поворотным в процессе создания новой системы международных отношений: от политики сотрудничества бывшие союзники перешли к конфронтации. Считается, что с речи У. Черчилля в Фултоне (США) в международной политике началась эра «холодной войны» - идеологического, политического и военно-стратегического противостояния капиталистической и социалистической систем. Это противостояние проявилось уже при решении германской проблемы: создании на территории Германии двух государств - ФРГ и ГДР (1949), и даже еще раньше - в связи с обращением президента США Г. Трумэна к Конгрессу (доктрина «сдерживания и отбрасывания коммунизма») и «планом Маршалла» (оказание экономической помощи странам Европы). Этот план поставил под угрозу влияние СССР в странах Восточной Европы, чего сталинское руководство не могло допустить. Оно дало понять этим странам, что их присоединение к «плану Маршалла» будет рассматриваться СССР как враждебное действие. Развязывание «холодной войны» привело к созданию в 1949 г. Организации Североатлантического договора (НАТО), а затем, в 1955 г., - Организации Варшавского Договора (ОВД), к участию СССР в корейском конфликте. Главной осью конфронтации в послевоенном мире на долгие годы стали отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Противостояние между ними определяло приоритеты экономической политики, выделение значительных ресурсов на военные цели. В 1949 г. в СССР была создана атомная бомба. Это сыграло решающую роль в изменении соотношения сил в мире. Все послевоенные годы Советский Союз неизменно заявлял о том, что он осуждает пропаганду новой войны и выступает за запрещение производства и хранения атомного оружия. 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира; пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества. СССР навязывал восточноевропейским социалистическим странам свою модель преобразований. Любое противодействие или отклонение от этой модели воспринималось сталинским руководством явно враждебно. По этой причине произошел полный разрыв отношений с Югославией (1948). Только летом 1953 г., уже после смерти Сталина, были предприняты первые шаги по нормализации советско-югославских отношений.

С 1950 г. СССР вынужден был начать субсидировать союзные государства (в 1945-1952 гг. одних долгосрочных льготных кредитов было предоставлено на сумму 3 млрд. долларов). Материальная помощь оказывалась этим странам в том числе через СЭВ (1949 г.). В целях поддержки зарубежных левых партий, рабочих и общественных организаций в разных странах мира постановлением ЦК ВКП(б) от 1952 г. при ВЦСПС был создан Фонд помощи левым рабочим организациям, средства в который поступали из отчислений коммунистических партий социалистического лагеря (при этом отчисления ВКП(б) составляли 50%).

5. Новые подходы к народно-хозяйственным и социальным проблемам в середине 1950-х начале 1960-х годов.

На основе высоких темпов экономического развития и изменившегося после смерти Сталина отношения к проблемам людей в 1950-е годы произошло качественное улучшение уровня жизни населения. По мнению Ханина Г. И., с точки зрения уровня жизни населения, появилась новая страна, свободная от нищеты и по мировым меркам обеспеченная, хотя и не богатая, для основной части своих граждан. Было осуществлено сокращение продолжительности рабочего времени. Все эти достижения в области уровня жизни населения происходили одновременно с огромными изменениями в социально-политической атмосфере: прекращением массовых политических репрессий, процессом реабилитации, оживлением культурной жизни.

Высокие темпы роста советской экономики позволили в массовом количестве осуществлять оснащение вооруженных сил страны самой современной военной техникой, а также обеспечивать ею вооруженные силы союзников СССР. В этот период было налажено массовое производство ядерного оружия, ракетной техники различного назначения, созданы мощная реактивная авиация, сложнейшая система ПВО, огромный подводный флот на базе современных дизельных и атомных подводных лодок - факты, характеризующие наращивание военного потенциала, слишком хорошо известны, чтобы углубляться в детали. Важно лишь подчеркнуть не только огромные масштабы, но и высокий технический уровень этого оснащения, не уступающий зачастую уровню США, что было бы невозможно без наличия высокоразвитой военной промышленности и промышленности смежных отраслей, без развитой научной базы оборонных исследований.

Продолжалось интенсивное наращивание вложений в развитие образования, здравоохранения и науку, которое приняло огромные размеры уже в довоенный период. Серьезнейшим экономическим достижением 1950-х годов явилась невиданная для СССР и редко встречавшаяся в XX веке вообще финансовая стабилизация, выражавшаяся в профицитном бюджете, минимальном росте розничных и оптовых цен и даже их сокращении в начале 1950-х.



Огромные экономические и социальные достижения позволяют назвать 1950-е годы эпохой «советского экономического чуда».

ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.) стал поворотным пунктом в истории страны и был связан с разоблачением преступлений Сталина и его окружения, массовой реабилитацией репрессированных, критикой диктаторских методов управления. Съезд внес также изменение в идеологическую концепцию партии, отказавшись от идеи диктатуры пролетариата и провозгласив тезис общенародного государства. Политические и экономические просчеты предшествующих десятилетий были объединены понятием «культ личности». В докладе «О культе личности и его последствиях», прозвучавшем на закрытом заседании съезда и впервые опубликованном лишь в 1989 г., Н.С. Хрущев выделил четыре проблемы, связанные с этим явлением: нарушения законности и массовые репрессии; просчеты и субъективные решения Сталина в годы Великой Отечественной войны; нарушение принципа коллективности партийного руководства; действия Сталина, направленные на возвеличивание своей роли в истории партии и государства. Объяснение причин культа личности было сделано в русле старых традиций, объяснявших все неудачи и поражения наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной стране. Рассматривая культ личности как явление, порожденное исключительно личными качествами Сталина, в докладе отрицалась его связь и воздействие на природу общественного и государственного строя СССР. В результате политическая система и руководство, находившееся у власти и причастное к репрессиям, оказалось вне критики.

Под влиянием ХХ съезда произошел сдвиг в общественном сознании на всех его уровнях: историческом, идеологическом, социально-психологическом, нравственном. Начавшийся процесс десталинизации оказал влияние на развитие общественной мысли, на ее освобождение от догматических стереотипов.

Партийное руководство обратило внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом. Была поставлена задача всемерного повышения технического уровня производства на основе электрификации, комплексной механизации и автоматизации. В 1954 г. была построена первая в мире атомная электростанция (в г. Обнинске), в 1959 г. - атомоход «Ленин». В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. В апреле 1961 г. советский космонавт Ю.А. Гагарин стал первым в мире человеком, осуществившим полет в космос. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефтехимическая промышленность, электроэнергетика (объемы производства за 1950-1965 гг. увеличились в 5 раз). Предприятия группы «Б» (производство предметов потребления) развивались медленнее (здесь объем производства лишь удвоился).

Несмотря на противоречия, экономическая политика постсталинского руководства носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения. Регулярно повышались оклады в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90 %. Был принят закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Отменялись все виды платы за обучение, сокращалась продолжительность рабочей недели с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство (городской жилищный фонд с 1955 до 1964 гг. увеличился на 80%, новоселами стали 54 млн. человек). Укреплялась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры.

В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.). С этого времени начинается процесс вытеснения экономических стимулов в развитии сельского хозяйства административным принуждением. В 1959 г. в ходе реорганизации хозяйственного аппарата были ликвидированы машинно-тракторные станции (МТС), а вся техника должна была выкупаться колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей. В целях индустриализации сельского хозяйства было проведено укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась почти в два раза), а также массовое преобразование совхозов в колхозы. В том же году началось наступление на личные подсобные хозяйства (борьба с т.н. «дачным капитализмом»), когда у колхозников вновь отрезали земельные участки и насильственно выкупали скот. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства и обострение продовольственной проблемы. Не дала позитивных результатов «кукурузная эпопея», в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель. В результате семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12 млн. т).

В целом среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Одним из рычагов развития промышленности власти считали научно-технический прогресс. Однако наиболее зримых результатов в использовании его преимуществ удалось добиться в военно-промышленном комплексе и ряде смежных отраслей. Темпы экономического развития к концу 50-х годов начали снижаться: в 1961-1965 гг. промышленное производство выросло на 51% (для сравнения: в 1956-1960 гг. -64,3%), сельское хозяйство - на 11% (в 1956-1960 гг. - 20, 5%).

В социальной сфере происходили позитивные сдвиги. Улучшилось материальное положение городских трудящихся и колхозников, возросли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. В 1964 г. впервые были введены пенсии колхозникам. Жилой фонд вырос за годы семилетки (1959-1965 гг.) на 40%, в результате была снята острота жилищного кризиса. Однако социальная политика не была последовательной. Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г. (с целью снижения бюджетного дефицита). К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударил рост цен (в среднем на 28%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Послевоенное устройство мира отличается целым рядом особенностей. Мировое сообщество, пережив самую кровопролитную за всю историю войну (более 50 млн. погибших) и сумев объединить усилия в борьбе против фашизма, рассчитывало на мир и процветание. Однако победа над фашизмом вскоре обернулась расколом мира и угрозой новой мировой войны. Для объективного анализа сложившейся ситуации необходимо дать оценку международной ситуации. Из войны 1941–1945 гг. СССР вышел с чрезвычайно возросшим авторитетом, что было проявлением признательности многих народов за освобождение от фашизма. Претензии на лавры «страны-победительницы» имелись и у США, что диктовалось созданной за годы войны мощной экономической базой. Монопольное обладание ядерным оружием давало возможность этой стране действовать «с позиции силы» в отношениях с потенциальным противником. Постепенно складывается двухполюсная картина международных отношений: формировался блок просоветски ориентированных государств (социалистический лагерь) и противостоящих им западных стран, вступивших в союзнические отношения. Антигитлеровская коалиция с ее детищем – ООН была поставлена под угрозу. Общество втягивалось в «холодную войну». В США утверждалось мнение, что ХХ век – век Америки и нужно перестраивать мир по своему подобию.

Ответным шагом со стороны СССР была жесткая пропагандистская кампания против Запада, форсированное продвижение коммунистических идей в страны Восточной Европы и завершение работ по созданию ядерного оружия (в 1949 г. была испытана советская атомная бомба). Таким образом, шансов на развитие сотрудничества, дальнейший поиск его цивилизованных форм с учетом общечеловеческих ценностей практически не оставалось. Таким образом, в истории международных отношений начался длительный период глобального противостояния двух мировых держав – СССР и США, в основе которого лежали глубокие идеологические противоречия по вопросам общественного устройства. Приоритет общечеловеческих ценностей и идея мирового единства были отодвинуты на задний план.

Внутреннее положение Советского государства было не менее противоречивым. Его определяющие факторы: - чувство гордости за одержанную победу, возросший авторитет страны подпитывали идею исключительности социалистической державы; - материальные и моральные потери, человеческие жертвы порождали, наоборот, пессимизм, неверие, утраченное чувство перспективы; - «холодная война», обострение международной обстановки провоцировали экстремальную обстановку с акцентом все на тот же энтузиазм; - в обществе зрела «критическая масса» (вернувшиеся с фронта, из лагерей, интеллигенция), в центре внимания которой был вопрос и системе и необходимости ее пересмотра. К тому же общая угроза сблизила народы и понятие «система» потеряло смысл. Победа предоставила Советскому государству выбор: развиваться с цивилизованным миром, или по прежнему искать «свой путь». Основным направлением развития в послевоенные годы опять становится форсированное развитие тяжелой промышленности. Высокими темпами развивались наука и техника. Крупных достижений добилось отечественное ракетостроение, авиастроение, радиотехника. Социальные проблемы решались медленнее. Однако уже в 1947г. была отменена карточная система и одновременно проведена денежная реформа, обеспечившая стабилизацию денежной системы. Высокие темпы восстановления и развития промышленности обеспечивались за счет изъятия средств из сельского хозяйства, что сказывалось на положении крестьян. Доходы крестьян оставались в 4 раза ниже доходов рабочих и служащих.

Сложной оставалась политико-идеологическая ситуация в стране. «Эйфория победы» утвердила мысль об идеальности советской системы. В 1947-1951 гг. были проведены погромные «дискуссии» по философии, языкознанию, политэкономии, истории, физиологии, в ходе которых насаждались единомыслие и административно-командный стиль в науке.

Только скоропостижная кончина И. Сталина 5 марта 1953 г. изменила обстановку в стране. С его кончиной закончилась целая эпоха в жизни страны. Самой серьезной проблемой для наследников Сталина было решение вопроса о сохранении созданной ими системы. Но каждый из них понимал, что оставить ее без изменений было уже невозможно.

Советская директивная экономика, в силу ее сверхцентрализованности, отсутствия инициа­тивы и предприимчивости в различных хозяйственных структурах, оказалась неспособной к ши­рокому внедрению научно-технических разработок в производство (кроме военно-промышлен­ного комплекса) и стала стремительно отставать от стран с рыночной экономикой. Предпринимаемые попытки реформирования командно-административной системы не привели к положительному результату. Но поскольку руководство СССР инициировало только реформы в определенных пределах, в конечном итоге все это оказалось бесплодными попытками совершенствования административно-командной системы. Изучая данный период экономической истории России, приходится констатировать, что со­ветское руководство, приступая к реформам, не имело комплексной перспективной программы дальнейшего развития страны. Этим объясняются многочисленные, лишенные здра­вого смысла, повороты в экономической политике. Это приводило к поспешности и в определении сроков дос­тижения намеченных целей, и в выборе методов их осу­ществления, что зачастую обесценивало положительный эффект от нововведений.

Общественно-политическая обстановка в СССР в послевоенные десятилетия характеризовалась двойственностью. С одной стороны, народ-победитель заслуженно ожидал значительных перемен и либерализации режима, с другой, происходило окончательное укрепление сталинизма, достигшего в этот период своего апогея. Произошел возврат к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой. Разрастание административно-бюрократической системы, ставка на экстенсивный путь развития и возвращение к методам довоенных репрессий, а также международная изоляция отрицательно сказались на жизни общества, вели к дальнейшему его отставанию от общецивилизационного ритма развития.


Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина и др.; под ред. В.В. Керова. - М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина и др.; под ред. В.В. Керова. - М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 125.

Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991. С. 76.

Ханин Г. И.. Советский экономический рост: анализ западных оценок. Новосибирск, 1993. С. 120.

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие / Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина и др.; под ред. В.В. Керова. - М.: ACT: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 134.

Ханин Г. И.. Советский экономический рост: анализ западных оценок. Новосибирск, 1993. С. 125

Ханин Г. И.. Советский экономический рост: анализ западных оценок. Новосибирск, 1993. С. 127.

Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М., 1992. С.177.

Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История Советского Союза от 1917 года до наших дней. Кн.2. – М., 1995. С.90.

История России. ХХ век /А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. – М.: Изд-во АСТ, 1996. С.219.

Медведев Р. Н.С. Хрущев: Политическая биография. - М., 1990. С. 41.

История Отечества. Очерки истории Советского государства. - М., 1991. С. 133.

Там же. С. 133.

Медведев Р. Н.С. Хрущев: Политическая биография. - М., 1990.С. 199.

Там же. С. 212.

Внешняя политика Советского Союза. - М., 1990. С.19.

Внешняя политика Советского Союза. - М., 1990. С. 23.

История Отечества. Очерки истории Советского государства. - М., 1991. С. 127.

Внешняя политика Советского Союза. - М., 1990. С. 131.

Ханин Г. И. Советский экономический рост: анализ западных оценок. Новосибирск, 1993. С. 128

Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991. С.130

Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М., 1992. С. 89.

Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991. С.134.

Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991.С135.

Там же. С. 136.

Ханин Г. И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991. С. 137.

Явлинский Г. А. Экономика России: наследство и возможности. // «Октябрь», 1995, № 7, С. 163

Внешняя политика СССР в послевоенные годы осуществлялась в условиях глубокой политической конфронтации. Победа Советского государства в борьбе с фашизмом, значительно повысила авторитет страны на международной арене. В то же время США не собирались сдавать свои лидерские позиции.

Основной вектор внешней политики СССР в послевоенные годы

Борьбу за лидерство двух сверхдержав значительно осложняло то, что в некоторых странах Европы к власти пришли левые лидеры, которые поддерживая коммунистическую идеологию , не торопились разрывать капиталистические связи с США. Внешняя политика СССР в этот период была направлена на искоренение империализма, в частности американского, и на укрепление власти коммунистических правительств в европейских государствах.

Уже в 1946 году в СССР была установленная так называемая санитарная зона – геополитическая изоляция , которая была вызванная страхом проникновения в государства чуждой идеологии.

Создание Коминформбюро

В 1947 году советское правительство инициировало встречу лидеров девяти коммунистических партий Европы, с целью создания органа, который регулировал бы построение социализма в европейских государствах, и препятствал попыткам вмешательства США во внутреннюю политику социалистических государств.

Договор о создании Коминформбюро был подписан всеми иностранными делегатами и советской стороной. Главные функции Коминформбюро заключались во взаимной поддержке социалистических государств на политической арене. Создание Комиинформбюро стало событием, которое разделило мир на социалистический и капиталистический лагерь.

Позже подобные соглашения советское правительство подписало с другими дружественными государствами – Корейской Народной Демократической Республикой, Германской Демократической Республикой и Китайской Народной Республикой. Такие договоры предусматривали обязанность со стороны СССР учувствовать во всех противостояниях, которые могут возникнуть у этих государств с США.

В скором времени, СССР выпал случай выполнить свое обещание, и тем самым усугубить отношения с капиталистическим западом: войска США вмешались в ход гражданской войны в Корее.

СССР и страны «третьего мира»

После начала холодной войны, помимо «капиталистического» и «социалистического» блоков, возник загадочный на то время «третий мир» , который состоял из беднейших государств, которые до окончания Второй Мировой войны не вызывали политического интереса, ни у США, ни у СССР.

Низкий уровень политического и экономического развития таких государств стал главным инструментом в борьбе двух разнополюсных империй. Воспользовавшись распадом колониализма, советское государство начало вкладывать миллионы рублей в экономику бывших колоний – стран Африки, Латинской Америки и Азии.

Взамен от правительств государств «третьего мира» требовалось только вхождение в состав социалистического блока. Тем не менее, несмотря на регулярную финансовую помощь СССР, эти государства охотно принимали также помощь от США, и долгое время занимали нейтральные позиции в глобальном противостоянии.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Признаки «холодной войны»:

 Существование относительно устойчивого биполярного мира – наличие в мире двух уравновешивающих влияние друг друга сверхдержав, к которым в той или иной степени тяготели остальные государства.

 «Блоковая политика» – создание сверхдержавами противоборствующих военно-политических блоков. 1949 г. – создание НАТО, 1955 г. – ОВД (Организация Варшавского Договора).

 «Гонка вооружений » - наращивание СССР и США количества вооружений с целью достижения качественного превосходства.

 Формирование у собственного населения «образа врага» по отношению к идеологическому противнику.

 Периодически возникающие вооруженные конфликты, грозящие перерастанием «холодной войны» в войну полномасштабную.

В 1949 г. произошло оформление экономических основ советского блока. С этой целью был создан Совет Экономической Взаимопомощи . Для военно-политического сотрудничества в 1955 г. образована Организация Варшавского Договора. В рамках содружества не допускалось никакой «самостоятельности». Отношения СССР с ищущей свой путь к социализму Югославией (Иосиф Броз Тито) были разорваны. В конце 1940-х гг. резко ухудшились отношения с Китаем (Мао Цзэдун).

Первым серьезным столкновением между СССР и США стала война в Корее (1950-53 гг.). Советское государство поддерживает коммунистический режим Северной Кореи (КНДР, Ким Ир Сен), США – буржуазное правительство Южной Кореи.

Причины «холодной войны»:

1. Победа во II мировой войне привела к резкому усилению СССР и США.

2. Имперские амбиции Сталина стремившегося распространить зону влияния СССР на территории Турции, Триполитанией (Ливия) и Ирана.

3. Ядерная монополия США, попытки диктата в отношениях с другими странами.

4. Неискоренимые идеологические противоречия между двумя сверхдержавами.

5. Формирование подконтрольного СССР социалистического лагеря в Восточной Европе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!