Типы личности. Как мы воспринимаем мир

Все женщины «любят» ушами, а мужчины глазами? Неправда! Мы все абсолютно разные? Тоже не совсем то. Для восприятия окружающего мира природа предоставила нам всего лишь пять чувств. Но кто-то предпочитает изучать мир с помощью зрения, для кого-то превыше всего звуки, некоторые лучше «впитывают» информацию через движения, обоняние и осязание, а есть и такие, для которых все вокруг — только лишь цифры, знаки и цепочки логических доводов. Умение распознавать, кто есть кто, облегчит вам жизнь, научит понимать и принимать окружающих, поможет произвести приятное впечатление, найти общий язык с ребенком и взрослым.

Кто чем «дышит»?

Определить тип восприятия человека не так уж и сложно. А вот соотнести себя с определенной группой «воспринимающих», как ни странно, тяжелее. Все потому, что «наблюдать» и «слушать» свой внутренний мир по-настоящему редко удается. Но попытка — не пытка! Пройдите этот небольшой тест. Когда вы видите слово «яблоко», что с вами происходит в этот момент? Представили яблоко, значит, воспринимаете мир, чаще всего руководствуясь визуальным типом. Мысленно произнесли слово «яблоко»? Вы ярко выраженный аудиал. Вспомнили его вкус, гладкость кожуры и тяжесть плода в ладони — кинестетик! А вот если, прочитав слово «яблоко», вы в уме перебрали всю ботанику и Ньютона с шишкой на голове от неудачно упавшего этого самого фрукта вспомнили, значит, смело причисляйте себя к редкому типу — дигиталам. Теперь поподробнее.

Аудиал

Воспринимает мир через звуки, поэтому для него важно не столько то, что говорит собеседник, а как именно говорит. Аудиалы чутко реагируют на темп речи, высоту и тембр голоса, интонацию. Очень любят музыку и поболтать, а вот, чтобы запомнить телефонный номер, для людей этого типа восприятия нужно несколько раз его произнести. Если же болтать не с кем, и телефон молчит, аудиалы разговаривают сами с собой, бурчат под нос, издают непонятные звуки или просто шевелят губами. Это не должно пугать ни самих аудиалов, ни окружающих их людей. Просто решать проблему или задачу, проговаривая ее вслух, комментируя свои действия и высказывая реакцию на успех или провал для аудиала — естественно. Разговаривают они размеренно, ритмично, с неторопливостью. Часто употребляют слова, характеризующие какие-либо звуки.
Чтобы «втереться в доверие» к аудиалу, как, в принципе, и к любому другому человеку, нужно просто говорить с ним на его же языке. Используйте все возможности своего голоса (громкость, паузы, высоту); отражайте телом ритм речи (кивайте в такт головой, машите руками); скорость выбирайте ту же, что и ваш собеседник-аудиал; слова употребляйте те же, что и он (скажи, послушай, говори, звучит). «Приструнить» разбушевавшегося аудиала легко — просто скажите ему шепотом «ш-ш-ш». Не прогадать с подарком тоже несложно. Дарите то, что он с удовольствием будет слушать (диски, плеер, аудиосистему) или то, чем долго можно хвастаться, к примеру, какую-нибудь антикварную вещичку «с историей».

Визуал

Эти товарищи думают картинками. У них великолепная зрительная память. Описать единожды увиденную вещь визуал может до малейшей детали. Для людей с доминирующим визуальным типом мышления внешний вид имеет огромное значение. Они любят все красивое и радующее глаз. Информацию лучше воспринимают в виде графиков, таблиц, фильмов. А во время работы, чтобы она была продуктивной, конечно, им нужно иметь под рукой листок, на котором в процессе обдумывания можно чертить, штриховать или малевать рисуночки. Запомнить номер телефона такому человеку легче, когда он цифры видит. Речь визуала изобилует словами зрительного восприятия. Говорят они часто высоким голосом, дышат учащенно.
Разговаривая с визуалом, используйте его лексику (видеть, смотреть, показывать, ярко, красиво, красочно). Смело описывайте цвет, размер, форму. Объясняя что-то, подкрепляйте свои слова картинками или схемами, нет таких — просто рисуйте графики рукой в воздухе (эффект будет тот же). А выразить свое неодобрение визуалу можно, просто погрозив пальцем или покачав головой. Главное в подарке для визуала — внешний вид, сочетание цвета и формы. Прекрасный презент — картина с миленьким пейзажем или оригинальная деталь интерьера (причем, о ее функциональности и нужности визуал даже не задумается).

Кинестетик

Этому типу легче всего воспринимать мир через запахи, вкусы, эмоции, прикосновения, ощущения и движения. У них хорошо развита мышечная память, поэтому кинестетики — умелые велосипедисты и пловцы. Но вот для запоминания способа решения интеграла кинестетическое восприятие мира совершенно не годится. Поэтому, чтобы выучить телефонный номер, кинестетик должен написать его сам (иногда несколько раз). Сидеть на месте долгое время не может, именно в движении жизнь кинестетика. Ему требуется больше времени и для принятия решений, ведь «прочувствовать» сложнее, чем аудиалу слышать, а визуалу нарисовать картинку, согласитесь. Поэтому кинестетики «любят» долгие паузы между фразами, во время которых они прислушиваются к своим ощущениям, а собеседник в этот момент часто слышит тянущиеся «ну-у-у», «м-да-а» или «э-э-э». А еще кинестетики прикасаются к людям и вещам во время разговора, вертят в руках мелкие предметы и очень восприимчивы к перепадам температур. Речь их изобилует выражающими эмоции словами.
Кинестетик поймет вас лучше, если услышит отголоски своего «внутреннего мира». Чаще употребляйте: чувствовать, улавливать, потрясать. Используйте жесты и прикосновения. Успокоить кинестетика можно, просто положив руку на его плечо или легонько похлопав по нему. С подарками тоже проблем нет. Главное, чтобы сюрприз был приятным на ощупь или предполагал какие-то активные действия со стороны одариваемого (открывать, закрывать, переворачивать и т.д.). Подойдут вещички из стекла, гладкие и прохладные, мягкие игрушки или теплый пушистый плед. Понравятся и различные шкатулки «с секретами» — кинестетик тут же начнет выяснять, что конкретно нужно сделать и куда нажать, чтобы эта штука «заработала», причем именно в его руках.

Дигитал

Человек, вместо «Не говори со мной в таком тоне!», произносит что-то типа «Ты не должен говорить со мной в таком тоне, потому что я не дал тебе ни малейшего повода для грубостей в мой адрес, поэтому твой тон не соответствует общепринятой социальной конструкции в данном виде социальных взаимодействий»? Выбирая в магазине стиральную машину, интересуется исключительно мощностью и расходом воды/стирального порошка на килограмм белья, и ни капельки — формой и внешним видом? Перед вами — дигитал! Это человек, который руководствуется только фактами и логическими заключениями, поэтому и вести себя с ним нужно соответственно — никаких домыслов и необоснованных гипотез. Все в соответствии с правилами, четко, ясно и по-настоящему. Очаровать дигитала легко многофункциональными новинками техники. А если в подарок вы выбрали ему картину, не удивляйтесь, что «на память» он ее не оставит и, возможно, через несколько лет продаст, обязательно задорого, первому встречному.

Учитесь видеть, слышать, ощущать мир так, как ваш собеседник. Это не только полезно, но и всегда интересно. Главное не забывать — ярко выраженных, «чистых», типов восприятия очень мало. Чаще всего, доминируют сразу два из них или все «содержатся» в равных пропорциях.

Погружение во тьму

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?

Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.

Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.

Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.

Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация

Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.

Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.

Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.

Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.

Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации

Считывая вибрации

Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.

После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

Людей уже дано разделили на типы восприятия окружающего мира.

Речь идет об кинестетиках, аудиалах и визуалах. Это конечно условное разделение и в каждый из нас использует несколько способов изучения окружающего мира. Но какой-то тип все равно преобладает.

Мысль темы такая:

Для развития способностей нужно развивать в первую очередь те, что ближе вам по типу восприятия. Другими словами если вы кинестетик, не стоит тратить время на развитие ясновидения, лучше заняться работой с энергией. Ясновидение придет немного в другой форме и чуть позже.

Вкратце о типах личности и как их можно использовать.

Кинестетик, человек познающий мир через прикосновения. Руки, пальцы его главный инструмент познания. Часто видя предмет и зная, что это такое, все равно обязательно потрогает, пощупает. Воспринимаемое пространство у кинестетика — расстояние вытянутой руки. В разговоре часто используют слова чувствовать, и прочие слова связанные с ощущениями тела.

Ауадиалы это такие слухачи, не пропустят мимо себя ни одного звука. Любят музыку и прочие звуки. Из них получаются виртуозные музыканты. Слуху доверяют больше других органов чувств. Они могут помнить, что им сказали много лет назад, не помня при этом, как выглядел человек. Много сами говорят, им режет слух не правильная речь или фальшивая мелодия.

Визуалы воспринимают мир с помощью картинок и образов. Могут четко помнить фрагмент из фильма, который видели много лет назад. Легко представляют и оперируют образами. Могут создать в своей фантазии полноценный мир. Большинство визуалов женщины. Ясновидение естественное явление при раскрытии своих способностей.

Хочу предложить вам небольшой тест, для уточнения своего типа.

Закройте глаза и попробуйте представить, например пятирублевую монету. Увидеть одну строну, затем другую. Прочитать надпись и рассмотреть, словно смотрите глазами.

С закрытыми глазами попробуйте пощупать монету. Почувствовать холод метала, выпуклость поверхности, определить, где орел и решка.

Попробуйте мысленно бросить монету на стол, или ударить ее ногтем. Услышьте звук.

Кому-то легко удается проделать все эти действия. Но одно действие будет получаться легко и четко, а другие не очень. Определитесь со своим восприятием мира. Все дальнейшие развитие будет в работе и усилении этого изначального качества.

Как пример, развитие аджна-чакры (область расположения на уровне центра лба между бровями).

Цвет энергии: синий (сама чакра чисто-белая)

Звук октавы ля.

Ощущения вибрация, давление, пульсация.

Подбираем себе практики, и работаем с ними, исходя из своего восприятия мира. И прейдут к вам знания, не веденные ранее. Получите ответы на вопросы и зададите новые, о которых еще не знаете.

Около 80% информации мы получаем именно от органов зрения. Неудивительно, что зрительная кора занимает почти половину от площади коры головного мозга - значительно больше, чем другие сенсорные анализаторы. Большинство людей, представив себя слепыми, немедленно приходят в ужас. Перед ними будто открывается непроглядная бездна: все краски гаснут, все дорогие сердцу образы уходят в темноту. Но на самом деле незрячие люди живут вовсе не в этом безрадостном месте.

Чтобы отправиться в мир незрячих людей, попробуйте отважиться на небольшой эксперимент. Представьте себе место, где вы не можете ориентироваться привычным для себя образом, при помощи глаз. Попробуйте хотя бы на время вообще забыть, что такое зрение.

Пока вы обживаетесь в этом мире, стукаясь о мебель, вы постепенно начинаете слышать не только конкретные звуки - например, звук от падения стула - но и само пространство вокруг себя. Протянув руку, вы уже знаете, что справа найдёте стену. Вы чувствуете запах еды за следующей дверью. Вы даже можете различить в нём отдельные тона. Вы чувствуете лёгкий ветерок на своём лице: он подсказывает вам, в каком пространстве вы находитесь и куда вам нужно идти.

Вы находите здесь и других людей. Хоть вы и не видите их лиц, вы чувствуете все оттенки радости, скуки и тоски в их голосах. Вы понимаете всё, о чём они говорят, за исключением отдельных выражений - таких как «красное платье» и «красивый пейзаж»; их вы понимаете не до конца.

Когда ваши глаза снова обретают способность видеть, до вас не сразу доходит, зачем она была вам нужна. Вы уже знаете, что и другие органы чувств могут дать вам своё представление о реальности. Да, вы набили немало синяков, пока учились ориентироваться в пространстве. Но вы узнали и кое-то новое. Вы поняли, что «реальность» необязательно должна быть такой, какой вы привыкли её видеть.

С 1988 года подобный эксперимент проделали уже тысячи зрячих людей во многих странах мира. Именно в этом году в Германии открылась выставка «Диалог в темноте», которая призвана дать зрячим людям хотя бы смутное представление о мире, в котором живут слепые. В России эту роль выполняет музей «Прогулка в темноте» , который открылся в Москве в 2016 году.

Большая часть пространства музея погружена во тьму. Проводниками для посетителей служат слепые и слабовидящие. Создатели называют это сенсорной интерактивной экспозицией и подчёркивают не только её развлекательную, но и социальную роль. Сначала им казалось, что посетители могут быть не готовы к такому опыту. «А оказалось, что они не просто готовы, но хотят знать больше о жизни незрячих, чем мы предполагали» - признаётся одна из основателей проекта.

Долгое время слепота воспринималась либо как неисправимый дефект, полностью лишающий человека нормальной жизни, либо как знак исключительной одарённости (отсюда убеждение, что из незрячих получаются лучшие массажисты и музыканты). Иногда считалось, что слепота способствует развитию интуиции, «шестого чувства» или духовного созерцания. Так, про философа Демокрита говорили, что он ослепил себя, чтобы целиком отдаться философии. Но далеко не все незрячие люди одарены музыкально или обладают исключительной интуицией.

Те, кто утратил зрение в очень раннем возрасте или ещё до рождения, действительно живут в мире, отличном от нашего. Они не представляют мир в зримых образах: их «представления» и воспоминания обладают другими качествами. Цвета для них - только абстрактные обозначения. Они тоже видят сны, но эти сны наполнены не лицами и образами, а звуками, запахами и ощущениями.

Но для многих других незрячих мир насыщен визуальными образами. Даже если они уже ничего не видят глазами, воображение у них по-прежнему работает. У некоторых даже развивается синестезия, и они буквально «видят» голоса и звуки.

Человеческий мозг очень пластичен. Если нет зрения, он будет полагаться на другие органы чувств. Поэтому зрительная кора у слепых, как показали исследования при помощи фМРТ, участвует в восприятии звуков и речи. Эта пластичность, впрочем, может обернуться и другой стороной. При замене повреждённой сетчатки у взрослого человека зрение никогда не восстанавливается полностью - именно потому, что мозг уже перенастроился на другие потоки ощущений. А мы не можем отключить у человека слух и осязание, чтобы мозг перестал лениться и снова научился видеть.

О том, как незрячие люди воспринимают мир, лучше всего могут рассказать сами незрячие. Сотрудники музея «Прогулка в темноте» любезно согласились ответить на несколько наших вопросов.

Говорят, что слепой лучше понимает мир зрячих, чем зрячий - мир слепого. Так ли это на самом деле? С какой стороны чаще возникает непонимание?

Дмитрий Клюквин

незрячий, гид музея «Прогулка в темноте»

Естественно, это правда, и это вполне нормально. Незрячие люди живут в том же мире, что и зрячие - они всё равно с ним соприкасаются, хотят они этого или не хотят. А для зрячих людей это не так. Вряд ли обычные люди понимают мир докторов лучше, чем сами доктора понимают мир обычных людей. Сам по себе мир незрячих - узкий, поэтому незрячему понять зрячего гораздо проще.

Владимир Гладышев

слабовидящий, гид музея «Прогулка в темноте»

На самом деле, заблуждений достаточно и с одной, и с другой стороны. Часто незрячие люди не всегда правильно представляют окружающую действительность, а зрячие люди не всегда понимают, как тот или иной факт воспринимает незрячий человек.

У большинства из нас есть свои обыденные представления о незрячих людях: например, что они обладают высокой тактильной чувствительностью или музыкальными способностями. Насколько эти стереотипы верны? С какими заблуждениями о незрячих вам приходится сталкиваться чаще всего?

Дмитрий Клюквин. Развитые тактильные и слуховые ощущения для незрячего - это абсолютно нормально. Это просто компенсаторная функция организма.

Это не только у незрячих, это у всех людей. Насчёт музыкальных способностей - это неверный стереотип. Музыкальный слух даётся природой: либо он есть, либо его нет. Нельзя сказать, что все незрячие имеют способности к музыке.

Насчёт заблуждений: несколько раз доводилось слышать такую историю, что незрячим девушкам не нужно краситься, следить за собой и так далее. Что незрячие не могут пользоваться гаджетами. Что у каждого незрячего должна быть собака-поводырь или сопровождающий. Но это скорее не заблуждение, а незнание.

Владимир Гладышев. Действительно, необходимость ориентироваться в пространстве без опоры на зрение заставляет использовать другие органы чувств. Но если человек не работает над тем, чтобы развить слух, тактильность и т. д., то самостоятельно необычные способности не формируются.

К незрячим принято относиться с некоторой жалостью и состраданием. Можете ли вы назвать плюсы незрячего состояния: что-то, что недоступно другим людям, и что вы бы не хотели потерять, даже если смогли бы обрести зрение?

Владимир Гладышев. Плюсов незрячего состояния не существует. Но совершенно точно могу сказать, что трудности, с которыми мне приходится сталкиваться, помогли сформировать мой характер.

Дмитрий Клюквин. Что к незрячим принято относится с какой-то жалостью - это самое ужасное. Нормальным людям, которые развиваются, которые не зацикливаются на этом состоянии, это не нравится категорически. Я призываю про жалость в принципе забыть, жалость - чувство слабых, по крайней мере в том, как она обычно проявляется.

Плюсов у незрячего состояния нет никаких. Если кто-то говорит «зато развито что-то другое», то это не совсем правильно. Давайте разделять полноценную жизнь и те условия, к которым незрячие адаптируются. Это всё равно что говорить: «Грипп - это хорошо, можно от работы отдохнуть». Но если бы мне сейчас предоставили возможность родиться заново, и у меня был бы выбор от чего отказаться, я бы однозначно оставил слух. Даже думать бы не стал. И музыка, и многие другие вещи - всего этого я не хотел бы лишиться.

Сам по себе реальный проявленный мир одинаков, независимо от того, как воспринимают его различные формы жизни. Но все виды существ и даже отдельные особи, кроме основы этого мира, которая для всех форм жизни одинакова, воспринимают преимущественно те его грани, которые соответствуют их стремлениям и необходимостям. Если же мы говорим о человеке, то должны принимать во внимание его мировоззрение, которое во многом определяет не только спектр преимущественного восприятия каких-то граней реальности мира, но и отношение к этим граням. Человек при этом уверен, что его восприятие мира и отношение к этому миру адекватны обстоятельствам. И даже если попытаться объяснить ему, что он искажённо воспринимает реальность, то, скорее всего, из этого ничего не получиться - он не примет объяснения, потому что оно не укладывается в его мировоззренческую логику. Таким образом, основная причина заключена в его мировоззрении, которое у каждого человека имеет свою карту оценки значимостей мира. Дело в том, что каждая значимость, для человека, воспринимающего её, имеет своё индивидуальное звучание, отсюда мировоззрение, в которое входят отражённые значимости этого мира, можно сравнить с оркестром, который у каждого человека не только отличается входящими в него инструментами, но и своими индивидуальными произведениями, которые он предпочитает исполнять. И, кроме того, одна и та же значимость для различных людей имеет не одинаковую ценность, что во многом так же связано с мировоззрением. Отсюда можно сделать вывод: один и тот же проявленный мир, имеющий определённые значимости, различные люди воспринимают и оценивают не одинаково. И в зависимости от целей, реализации которых они посвящают свою жизнь, одни и те же объекты или же взаимоотношения между ними, будут восприниматься, и оцениваться людьми не одинаково. И, кроме того, мировоззрение можно сравнить с пазлами, содержащими в себе элементы, имеющие определённые цвет и формы, тогда у каждого человека мировоззрение представляет собой свой индивидуальный пазл, который складывается в свою индивидуальную картину.

Каждая значимость мировоззрения звучит на своей частоте и человек, в зависимости от этого, стремится, преимущественно к тому, что ему созвучно. Он будет воспринимать реальность мира с той стороны, которая созвучна его мировоззрению, и будет действовать во внешнем мире так, как позволяет ему это его внутреннее звучание. Поэтому, у каждого человека своя правда, даже у преступника. И далеко не все преступники согласятся с тем, что их правда неправильная и что они преступники. Для того, чтобы они увидели, что их правда дефектна, необходимо, чтобы в их мировоззрении была та часть, которая свободна или независима от их правды. И только с позиции этой свободной части они могут осознать свою неправоту. Но эта малая часть может быть настолько незначительной, что человек, даже зная, что он творит что-то разрушительное, не в силах будет противостоять своей индивидуальной разрушительной правде. Но чаще бывает так, что человек осознаёт деструктивность своей правды с позиций ума, который знает общепринятые оценки значимостей мира и даже может убедительно для слушателей рассуждать об их ценностях, но когда приходит время действовать, человек оказывается во власти своего мировоззрения. Таким образом, мировоззрение - это не сумма информации, воспринятой умом в результате обучения, или нотаций, или же душеспасительных бесед, проводимых с человеком, потому что мировоззрение имеет корни в подсознании. Тогда как формируется мировоззрение? Первое, у мировоззрения обязательно должна быть генетическая основа, а когда её недостаточно, то за основу может быть принята идея исключительности. Каждый человек, если не явно, открыто, то на более глубоком уровне, считает себя или хочет быть исключительным, даже если не во всём, то хотя бы в чём-то. Ну а дальше развёртывается миф, подтверждающий его исключительность, который утверждает или исключительность идеи, которой следует человек, или исключительность цели, которой человек посвящает всю свою жизнь, или же исключительность самого человека, например, в связи с его социальным статусом.

Когда мы говорим о генетической основе мировоззрения, то речь в этом случае идёт о наследственных предрасположенностях человека, на основе которых в дальнейшем могут сформироваться идеи - носители смысла его жизни. Мировоззрение человека всегда имеет свою историю и своих героев, которые при формировании мировоззрения являются примером как взаимоотношений с внешней реальностью, так и отношением к самому себе. Эта история, обычно, состоит из двух частей - его личная и история его народа. И совсем не важна её правдивость или тенденциозность, важно, что она воспитывает в человеке его определённую значимость, которая представляет его не тривиальной личностью.

История любого народа, да и своя личная история каждого человека, многогранны. Но очень часто, описывая свою историю, историки берут её лучшую грань и даже утрируют её, и преподносят полученный ими такой натюрморт, как действительную историю. А если не достаёт в ней нужного величия и героизма, то на помощь берутся мифы, например, библейский Ветхий завет. В то же время, описывая истории других народов, рассматривают их, опираясь на всевозможные негативные примеры, и так же преувеличивают их, и примером этому могут быть и времена царствования Ивана Грозного и Петра первого, и ещё множество других примеров.

Сформированное мировоззрение - это не только очки, через которые человек смотрит на реальность мира и своё место в нём, но оно определяет и конфигурацию личности человека, его творческие возможности и возможности его духовного роста.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!