Шведы собрали истребитель Gripen нового поколения.

Многоцелевой истребитель JAS 39 «Грипен» компании СААБ (SAAB), по мнению шведских специалистов, относится к пятому поколению. Основными особенностями машины являются ее малые габариты, чего изначально требовали военные, современная система управления вооружением и аэродинамическая схема «утка». Кстати, переднее горизонтальное оперение по сравнению с оперением классической «утки» используется для управления в канале тангажа лишь на малых, дозвуковых скоростях полета, а после посадки оно, отклоняясь передней кромкой вниз, играет роль воздушного тормоза. Сложность же системы управления новой машины обусловила переход от простейшей с механической проводкой к электродистанционной.

Особенностью машины являются также отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие эксплуатировать ее с плохо подготовленных аэродромов и автострад (потребная длина ВПП 700 м), оснащенных на случай военных действий оборудованием для подготовки к повторному вылету (в частности, заправки топливом и снаряжения вооружением).

В арсенал «Грипена» входит встроенная 27-мм пушка ВК27 фирмы «Маузер». На семи внешних узлах допускается подвеска УР класса «воздух - воздух» RB 74 (лицензионная ракета AIM-9L «Сайдуиндер») и AIM-120 AMRAAM (максимальная дальность пуска варианта AIM-120В - 50- 70 км) или «МИКА» (MICA) компании «Матра» (дальность стрельбы до 60 км). Кроме этого используются ракеты класса «воздух - поверхность» RB 75 (лицензионная AGM-65 «Мейврик») и противокорабельные RBS-15F фирмы СААБ с дальностью пуска свыше 100 км, а также планирующие разовые бомбовые кассеты DWS 39 компании DASA, свободнопадаюшие бомбы и неуправляемые ракеты.

Поскольку самолет многофункциональный, то после подвески контейнеров с разведывательным оборудованием он превращается в полноценный разведчик.

Что касается системы управления вооружением, то ее основой является PJIC PS-OS/A компании «Эрикссон» (Ericsson Microwave). Многофункциональная РЛС с передатчиком, обеспечивающим гибкие режимы работы с низкой, средней и высокой частотой повторения импульсов задающего генератора (допускает перестройку рабочей частоты в широком диапазоне), моноимпульсной антенной с многоканальным приемником, высокопроизводительным процессором для обработки информации, высокой помехозащищенности и системой встроенного контроля позволяет применять различное оружие как по наземным и морским, так и по воздушным целям.

Согласно опубликованным данным, РЛС способна обнаруживать воздушные цели на удалении 160 км. Учитывая, что размеры «Грипена» невелики, это дает машине неоспоримые преимущества, поскольку противник сможет обнаружить шведский истребитель значительно позже. Так что «Грипен» с ракетами AIM-120 в дальнем воздушном бою может успешно противостоять МиГ-29М.

Поставив цель создать действительно многофункциональный боевой самолет, разработчики «Грипена» в качестве направления «главного удара» выбрали совершенствование технологий обработки информации на борту. Решающим моментом здесь признается взаимодействие летчика и самолета, а главной трудностью - организация информационного потока таким образом, чтобы он не был чрезмерным, но в то же время являлся достаточно полным, чтобы вызывать доверие. С самого начала программы этому придавалось огромное значение, гораздо большее, чем улучшению летных характеристик.

Работая над этими вопросами, создатели самолета стремились уменьшить нагрузку на летчика, особенно в бою, чтобы дать ему больше времени для принятия тактических решений. Пилотирование максимально автоматизировали, много внимания уделили рациональному размещению в кабине средств управления радаром и вооружением, реализовали концепцию пилотирования без отрыва рук от РУД и РУС. Электродистанционная цифровая троекратно резервированная система управления самолетом должна предотвращать выход на закритические режимы полета.

Первый полет опытная машина совершила в декабре 1988 года. С тех пор прошло 12 лет. Машина и ее вооружение постоянно совершенствуется. Так, в сентябре 2010 года прошло сообщение о том, что шведское Агентство по материальному обеспечению армии (FMV) подписало с британским Министерством обороны контракт на поставку перспективных ракет «Метеор» класса «воздух - воздух» с прямоточными ВРД с регулируемой тягой. Сообщается, что ракета сможет летать со скоростью, соответствующей числу М=4, на расстояние свыше 100 км.

Помимо «Грипена», «Метеор» планируется включить в состав вооружения истребителей «Тайфун» и «Рафаль».

В октябре 2010 года прошло сообщение об очередных испытательных пусках ракет «Метеор» с истребителя «Грипен». В нем говорилось также, что пуски ракет прошли успешно и они пополнят номенклатуру вооружений шведских истребителей до конца 2013 года.

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком - аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

Авионика JAS-39

Самолет оснащен импульсным доплеровским радаром PS-05/A, работающего в частотном диапазоне 8-10 ГГц. Излучаемая мощность радара 1 кВт с возможностью обнаружения целей до 120 км. Радар может автоматически отслеживающий несколько целей в верхней и нижней полусфере, на земле, на воде и в воздухе, и в любых погодных условиях. Она также может одновременно наводить до 4 ракет класса «воздух-воздух» на 4 различные цели.

Радиоэлектронная аппаратура характеризуется высокой степенью интеграции и автоматизации многих функций, Позволяя самолету вести боевые действия в любых погодных условиях, днем и ночью.

Вооружение JAS-39

Основное вооружение 27-мм авиационная пушка Mauser BK27 со скорострельностью от 1100 до 1700 выстрелов в минуту с запасом 120 патронов (отсутствует в двухместной модели JAS 39B). JAS-39 имеет 8 точек подвески и способен нести боевую нагрузку общим весом 4200 кг. Экспортная же версия JAS-39NG имеет 10 точек подвески. Грузоподъемность в этой версии увеличена до 5200 кг. В классе ракет «воздух-воздух» способен нести до 6 ракет типа AIM-9 Sidewinder или до 4 ракет AIM-120 AMRAAM. В классе «воздух-поверхност», самолет способен нести до 4 ракет AGM-65 Maverick или же до 2 ракет дальней дальности TAURUS KEPD 350/150, предназначенных для поражения высокозащищенных целей. Также JAS-39 способен нести до двух противокорабельных ракет RBS-15, разработанных шведской фирмой SAAB Bofors Dynamics.

Бомбовое вооружение включает в себя до 4 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-12 PAVEWAY II или же до 8 бомб без лазерного наведения Mark 82. Также способен нести и кассетные бомбы.

Grippen состоит на вооружении следующих стран: Швеция, Венгрия с 2006 года, Великобритания, Чехия, Таиланд, ЮАР с 2007 года

Технические и тактические данные:

Производитель: SAAB / BAE Systems (Швеция / Великобритания)

История: разработка началась в 1982 году, первый полет в 9 декабря1987 года, последние летные испытания завершены в декабре 1996 года. С 1997 года начал поступать в ВВС Швеции

Размеры: длина 14,1 метра, высота 4,5 метра,

Размах крыльев : 8,4 метра,

Вес пустого : 5700 кг

Максимальная взлетная масса :14000 кг.

Силовая установка: реактивный двигатель Volvo Aero RM 12 с тягой 80 кН.

Тяга: 54 кН

Тяга на форсаже: 80,5 кН

Максимальная скорость : 2 Маха (2400 километров в час)

Скороподъемность : 4700 метров в минуту

Перегоночная дальность : 3200 км. (с подвесными баками)

Боевой радиус : 800 км.

Максимальный потолок : 15452 метра

Экипаж: стандартно о дин пилот, но есть также двухместная версия (JAS-39B).

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Истребитель Gripen / Фото: eurasian-defence.ru

Шведская компания Saab собрала первый летный образец истребителя семейства Gripen нового поколения - Gripen-E. Как сообщает Defense News, официальная выкатка самолета состоится 18 мая 2016 года на предприятии компании в Линчепинге. Когда именно состоится первый полет самолета, не уточняется. В общей сложности в программе летных испытаний Gripen нового поколения будут участвовать три самолета, представляющие основные версии истребителя для ВВС Швеции и Бразилии.

Подробности о собранном образце боевого самолета не уточняются. Сборка самолета велась с июля 2013 года. Gripen-E - общее название для боевых самолетов следующего поколения в семействе Gripen. Эти истребители планируется выпускать в двух основных вариантах: одноместном "E" и двухместном "F". Новые самолеты получат доработанные силовые установки Volvo Aero, радар с активной фазированной антенной решеткой, топливные баки увеличенного объема, а также усовершенствованную авионику.

Разработка нового самолета ведется с применением решений и технологий, использованных при создании демонстратора технологий Gripen-NG. В этом самолете установлены усовершенствованные американские двигатели F414G, радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Raven ES-05, топливные баки увеличенного объема. Кроме того, боевой самолет оснащен двумя дополнительными точками и подвески и может нести большую по сравнению с обычным Gripen боевую нагрузку.

Семейство Gripen появилось во второй половине 1980-х годов и сегодня представлена одноместными вариантами Gripen-A/C и двухместными Gripen-B/D. Самолет такого типа максимальной взлетной массой 14 тонн способен развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет около 800 километров. Истребитель вооружен 27-миллиметровой авиационной пушкой с боезапасом на 120 выстрелов и восемью точками подвески для ракет и бомб общей массой 5,3 тонны, сообщает «АвиаПорт» .

Техническая справка



Сааб JAS 39 «Грипен » (швед. Saab JAS 39 Gripen) — шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный компаний СААБ Авионикс. JAS расшифровывается как Jakt — истребитель, Attack — штурмовик, Spaning — разведчик.

С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции. По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также один двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для совершенствования подготовки летчиков-испытателей.

История создания

Концепция: Многоцелевой истребитель Gripen создавался начиная с середины 1980-х годов для обороны своей страны — возникла потребность в истребителе нового поколения, созданном на качественно новом уровне, который мог бы одновременно быть перехватчиком, разведчиком и ударным самолетом.

В концепции истребителя изначально закладывалась гибкость: новый истребитель должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов и иметь укороченный взлёт, быть удобным и простым в обслуживании, обладать высоким временем наработки элементов на отказ и максимально оптимизирован для ведения боевых действий в условиях Швеции.

Начало: Финансирование по созданию истребителя началось в 1980 году, тактико-технические требования утверждены в 1981 году, и в 1982 году правительство Швеции приняло решение развернуть полномасштабную программу создания истребителя под названием JAS-39. В 1985 году начались испытания двигателя, 26 апреля 1987 года состоялась выкатка первого опытного истребителя «39-1», и 9 декабря 1988 года Gripen впервые поднялся в воздух.

Лётные испытания: Первый лётный прототип «39-1» был потерян при посадке в 1989 году. Второй прототип «39-2» поднялся в воздух в 1990 году, в этом же году начались испытания прототипов «39-4» и «39-3» и в 1991 году взлетел последний прототип опытной серии. В 1992 году в воздух поднялся первый серийный JAS-39А с заводским номером 39101, также включившийся в испытания. Все НИОКР по программе были завершены в конце 1996 году — к этому времени шесть машин, задействованных в испытаниях, выполнили более 1800 полётов, налетав 2300 часов.

Конструкция

Самолёт выполнен по аэродинамической схеме «Утка» со среднерасположенным треугольным крылом. Планер самолёта создан с учётом снижения радиолокационной заметности: 30 % корпуса изготовлено из композитов, 2 S-образных воздухозаборника. Имеет один двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.

Технические характеристики


Экипаж, чел. 1
Длина, м 14,1
Высота, м 4,5
Размах крыла, м 8,4
Площадь крыла, м² 30
Масса пустого, кг 6800
Нормальная взлетная масса, кг 8500
Максимальная взлётная масса, кг 14000
Масса полезной нагрузки, кг 5300
Масса топлива во внутренних баках, кг 2000
Двигатель: Вольво Аэро RM12
Максимальная тяга, кгс 1×5100
Тяга на форсаже, кгс 1×8160



Лётные характеристики


Максимальная скорость на большой высоте, км/ч ~ 2200 (2,0 Маха)
Боевой радиус, км 800
Практический потолок, м 15240
283
Тяговооружённость: 0,97
Максимальная эксплуатационная перегрузка, g −3 / +9

Шведская компания Saab 18 мая 2016 года провела презентацию первого летного образца истребителя семейства Gripen нового поколения - Gripen-E. Мероприятие состоялось на официальной церемонии на предприятии Saab в шведском Линчёпинге. Боевой самолет JAS-39E получил бортовой номер «39-8».

Когда именно состоится первый полет самолета, пока неизвестно. В общей сложности в программе летных испытаний Gripen нового поколения будут участвовать три самолета, представляющие основные версии истребителя для ВВС Швеции и Бразилии. Предположительно, истребитель, сборка которого в феврале текущего года, поднимется в воздух летом.

Разработка нового самолета ведется с применением решений и технологий, использованных при создании демонстратора технологий Gripen-NG. В этом самолете установлены усовершенствованные американские двигатели F414G, радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой Raven ES-05, топливные баки увеличенного объема.


Благодаря доработкам топливной системы и силовых установок увеличились максимальная взлетная масса самолета и его дальность полета по сравнению с Gripen предыдущего поколения. Боевой самолет оснащен двумя дополнительными точками и подвески и может нести бо льшую по сравнению с обычным Gripen боевую нагрузку.

JAS-39E оснащен электродистанционной системой управления, новым оборудованием связи, позволяющим поддерживать ему связь с другими боевыми самолетами, наземными отрядами и кораблями, инфракрасной поисково-следящей системой и новым оборудованием радиоэлектронной борьбы. Последнее может использоваться для обнаружения ракет «воздух-воздух» и глушения радаров противника.

По данным Saab, на Gripe E установлены и новые системы самозащиты, включая системы предупреждения о радиолокационном облучении и предупреждения о приближении ракеты. Наконец, в шведской компании утверждают, что в состав вооружения истребителя могут быть интегрированы практически любые из существующих сегодня ракет и бомб.


В ходе презентации шведы представили боевой самолет как «сетецентрический истребитель», способный обмениваться по большинству каналов связи любым типом информации, включая текст, видео и различные изображения. Бортовое оборудование позволяет самолету действовать в любых погодных условиях днем и ночью.

Длина JAS-39E составляет 15,2 метра, размах крыла - 8,6 метра, а максимальная взлетная масса - 16,5 тонны. Двигатели самолета способны выдавать максимальную тягу в 98 килоньютонов. Gripen E может развивать скорость до двух чисел Маха (2,5 тысячи километров в час) и способен на крейсерский сверхзвуковой полет. Боевой самолет оснащен десятью точками подвески.

Gripen E - условное название для истребителей нового поколения. Saab будет выпускать две версии боевого самолета - одноместную JAS-39E и двухместную JAS-39F. Семейство Gripen появилось во второй половине 1980-х годов и сегодня представлено одноместными вариантами Gripen-A/C и двухместными Gripen-B/D.

Самолет такого типа максимальной взлетной массой 14 тонн способен развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет около 800 километров. Истребитель вооружен 27-миллиметровой авиационной пушкой с боезапасом на 120 выстрелов и восемью точками подвески для ракет и бомб общей массой 5,3 тонны.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!