Манифест 18 октября 1905. Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка

Одной из самых трагических страниц Первой русской революции стали погромы октября 1905 г, организацию которых общественное мнение приписывало правительству и "Черной сотне", под которой подразумевались все сторонники самодержавия [1 ].

Детонатором для этого социального взрыва послужил, как ни странно, манифест 17 октября, даровавший населению гражданские свободы. Он явился совершенно неожиданным как для встретившей его ликованием либеральной оппозиции, так и для местных властей, которые он поверг в состояние полной растерянности. Но если либералы посчитали революцию законченной, то радикальные партии восприняли манифест как сигнал к последнему штурму царизма. Сразу после опубликования царского манифеста, улицы городов Российской империи заполнили революционные демонстрации противников самодержавия. В то же время значительная часть городского населения, благосостояние которой в результате революционных событий 1905 г. (забастовок, волнений и пр.) резко ухудшилось, вышла на улицы с требованием восстановления "законности и порядка". Недовольство представителей этих социальных слоев, копившееся в течение осени, достигло своего пика 18 октября. В этот день на улицах городов Российской империи встретились два мощных потока консервативных и революционных манифестаций, образовав страшный погромный водоворот, унесший тысячи человеческих жизней.

В Киеве 18 октября 1905 г., в день провозглашения царского манифеста, демонстрация с красными флагами двинулась к зданию городской Думы, двери которой были открыты по ее требованию. О дальнейших событиях рассказывает В.В.Шульгин: "Царская корона, укрепленная на думском балконе, рухнула, по толпе прошел шепот: "Жиды сбросили царскую корону". Евреи в здании Думы изорвали царские портреты, выкалывали им глаза. Рыжий студент-еврей, пробив головой портрет царствующего императора, носил на себе полотно и исступленно кричал: "Теперь я - царь"" [2 ]. Хотя расследование сенатора Е.Турау установило, "что в уничтожении [царских] портретов и вензелей принимали участие, как русские, так и евреи" [3 ], возмущение, вызванное оскорблением верноподданнических чувств, оказалось направленным, в первую очередь, против евреев, так как их роль в революционных событиях была наиболее заметна. По свидетельству В.В.Шульгина, 18 октября 1905 г. в Киеве "казалось все, кто мог ходить, были на улицах. Во всяком случае, все евреи. Но, их казалось еще больше, чем их было, благодаря их вызывающему поведению" [4 ]. Е.Турау также утверждал, что еврейская молодежь "при всех столкновениях с войсками, полицией и христианским населением... держала себя вызывающе дерзко, нередко оскорбляя их религиозное чувство и издеваясь над предметами общего почитания" [5 ], что и спровоцировало начало контрреволюционных манифестаций в этот день [6 ] и придало им антиеврейский характер.

Схожая ситуация была и в Одессе. Но здесь столкновения правительственных сил и радикальной оппозиции не прекращались с 14 июля, со времени прибытия на одесский рейд мятежного броненосца "Князь Потемкин-Таврический". 18 октября одесские улицы заполнили толпы народа. По сведениям, собранным сенатором Кузминским, еврейская молодежь "с видимым сознанием своего превосходства и даже наглостью стала указывать русским, что свобода не добровольно дана, а вырвана у правительства евреями". Согласно показаниям помощника Одесского полицмейстера Кисляковского, евреи говорили русским: "Мы вам дали Бога, дадим и царя (или правительство)" [7 ]. В ответ "на улицах стали появляться более или менее многочисленные толпы рабочих и людей разных профессий, которые следовали с иконами в руках, с портретами Государя Императора, национальными флагами". По пути следования манифестантов обстреливали, в них бросали бомбы, одной которых было убито 6 человек [8 ].

20 октября в Мариуполе, по свидетельству очевидца, когда патриотическая манифестация вместе с казачьими частями, после молебна, появилась в городе, в нее "стали стрелять из окон жидовских домов, прострелив руку ученику-технику, несшему портрет Государя. Тогда поднялась суматоха, хаос, давка, дети, женщины старики плакали, падали в обморок, кричали, а рабочие, взрослые жители и казаки обезумев от злости, такой неслыханной дерзости и возмутительного оскорбления патриотических чувств, озлобленные предшествовавшими событиями 18 и 19 октября [революционными демонстрациями - И.О.] как разъяренные звери набросились на жидовские дома, откуда стреляли залпами в народ, процессию и казаков" [9 ].

В Полтаве 22 октября, после молебна на Соборной площади "толпа стала расходиться, и в это время на главной улице и прилегающих к ней переулках произведен был ряд выстрелов Евреями в мирно проходившие группы патриотических манифестантов, а также и в полицию" [10 ]. В Иваново-Вознесенске беспорядки также начались 22 октября. После того, как один из ораторов на митинге возле Городской думы заключил свою речь словами: "Не надо нам Царя", "настроение толпы сразу изменилось: в толпе пошел ропот и негодование, и тут же стали организовываться группы "националистов"". В тот же день на площади был отслужен молебен, "при участии... 20-30-тысячной толпы народа, с белыми бантами на груди", после которого, "тотчас же толпа приступила к погрому еврейских магазинов и домов". Еще одним поводом к погрому "послужили два выстрела во время манифестации, произведенные из окон дома, занимаемого евреем Бернштейном" [11 ].

Очень часто поводам к столкновению служило внешнее проявление нелояльности к монарху. В Москве 22 октября толпа рабочих-монархистов на углу Каменного моста "набросилась на проходившего здесь студента, который... неосторожно выразился по адресу Царствующего Дома. Манифестанты сбросили его в Москву-реку" [12 ]. В Нежине после молебна, патриотическая манифестация с портретом императора ходила по городу, заставляя "евреев и студентов присягать царю". Но так, как не все соглашались стать перед портретом на колени, начались избиения, перешедшие в погром [13 ].

Таким образом, погромы октября 1905 г., вошедшие в историю под названием "еврейских" были направлены не столько против евреев, сколько против "революционеров" вообще, среди которых, как известно, евреи составляли значительный процент. Сенатор Е.Турау, которому было поручено расследование причин погрома в Киеве, утверждал, что беспорядки 18 - 21 октября 1905 г. "находились в непосредственной связи с общим революционным движением, охватившим почти всю Россию" [14 ]. Сам Николай?? в письме от 27 октября 1905 г. адресованном своей матери императрице Марии так оценивал события, последовавшие за опубликованием высочайшего манифеста: "...Народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех - отсюда еврейские погромы... досталось и русским агитаторам..." [15 ].

Современный американский исследователь А.Ашер также утверждает, что "хотя евреи и были главной мишенью погромов октября 1905 года, нападениям подвергались не только они", а фактически все, кто "поддерживал победу оппозиции над автократией" [16 ]. Например, в Шуе, погром, начавшийся как еврейский, очень скоро перерос в антиреволюционное выступление, и о евреях просто забыли [17 ]. В Великом Устюге, "народная толпа громила квартиры лиц, говоривших политические речи на митингах", в Иваново-Вознесенске были разгромлены не только еврейские дома и магазины, но "также и русские, где были квартиры социалистов" [18 ].

Всего, за время октябрьских погромов в Российской империи погибло 1622 и ранено 3544 человека. С.А.Степанову удалось установить национально-конфессиональную принадлежность 2/3 пострадавших, из них иудеев: убитых - 711, раненых - 1207; православных: убитых - 428, раненых - 1246 [19 ]. В то же время погром в Житомире, произошедший в апреле 1905 г., то есть не связанный с революционными событиями осени этого года, был направлен действительно исключительно против евреев. Поэтому среди жертв этого погрома было 18 иудеев и 1 христианин - студент, входивший в еврейскую самооборону [20 ].

Одной из причин вспышки насилия в октябре 1905 г. оппозиция считала распространение провокационных слухов и погромной литературы среди населения, якобы предпринятое черносотенцами. В Киеве, накануне погрома, распространялись воззвания "К Русским людям" антисемитского содержания и рукописные листки, подписанные несуществующим Великим отшельником Лавры [21 ]. В Харькове, согласно полицейскому рапорту, "неизвестный мужик с. Введенское Змиевского уезда, продавая капусту, рассказывал своим покупателям, что в их селе появились неизвестные ему лица, которые подстрекают людей бить евреев, уверяя при этом, что это Царь приказал" [22 ]. Маловероятно, чтобы подобная агитация велась представителями немногочисленных и маловлиятельных на то время черносотенных партий. К тому же подобные случаи были и в местностях, где эти партии не могли иметь влияния, в частности, в Царстве Польском, подавляющее большинство населения которого исповедовало католицизм. Например, в июне 1905 г. в селах Высокий Кол и Тогово Радомской губернии в мирную толпу, вышедшую из костела, "вмешалось несколько агитаторов, возбудивших ее к погрому" [23 ].

С.А.Степанов приводит факты провокационных действий и со стороны еврейских политических организаций. 11 мая 1905 г. в Нежине (Черниговская губ.) были задержаны три еврея, разбрасывавшие воззвания на русском языке "Народ, спасайте Россию, себя, бейте жидов, а то они сделают вас своими рабами". Одновременно в Чернигове сионисты-социалисты распространяли воззвания на еврейском языке, призывавшие "израильтян" вооружаться [24 ].

Рассматривая причины погромов, нельзя игнорировать и антисемитские настроения характерные для значительной части христианского населения, особенно в черте еврейской оседлости. Вызванная ими истерия весной 1905 г. охватывала целые уезды на Волыни. Под влиянием слухов о том, что "евреи будут бить христиан" "целые деревни (не исключая женщин) вооруженные вилами, граблями, дубинами и прочим оружием не спят ночью и выходят на окраины селений встречать воображаемых врагов", - писала газета "Киевлянин" [25 ]. Во время октябрьских беспорядков того же года в Киеве "распространился слух, будто Евреями в городе сожжен Голосеевский монастырь и перерезаны все монахи" [26 ]. Даже расклеенные по городу опровержения за подписью генерала Карасса не смогли успокоить население.

Сами черносотенцы главной причиной еврейских погромов называли активное участие евреев в революционном движении. "Приняв во внимание подобное еврейское радение на революционной работе, станет понятным проявление взрывов народного негодования по адресу народа Израильского", - писали "Московские ведомости" [27 ]. "Рано или поздно терпение простых русских людей лопается, и последствиями являются, как это ни тяжело, еврейские погромы", - утверждал правый публицист А.В.Ососов [28 ].

Для подобных заявлений у правых имелись основания. К 1905 г. 18,8 % членов РСДРП составляли евреи [29 ], среди анархистов и эсеров эта цифра была еще выше. "Московские ведомости" утверждали, что "из всего числа революционных агитаторов, задержанных администрацией, около 90% приходится на евреев" [30 ]. В Одессе 16 октября 1905 г. властями было арестовано 214 участников беспорядков, 197 из них было евреями [31 ]. Д.И.Иловайский со страниц своей газеты также утверждал, что в Одессе "большинство задержанных за стрельбу в войска и полицию - главным образом, евреи" [32 ]. По данным члена "Русского Собрания" М.М.Бородкина, евреи составляли 29,1% в числе привлеченных к ответственности по политическим делам за 1904 - 1907 гг. [33 ] Тверская губерния не входила в черту оседлости, тем не менее, за период с 1 апреля по 1 октября 1907 г. за революционную деятельность административной высылке из ее пределов подверглось 14 человек, из которых четверо (т.е. 35%) было евреями [34 ].

Но все же нельзя не признать, что в действиях погромщиков имели место не только политические, но и религиозно-этнические мотивы. Во многих случаях выставленные в окнах еврейских квартир православные иконы служили надежной защитой от погромщиков [35 ]. Генерал А.С.Лукомский вспоминал о своем прибытии в Киев после октябрьских погромов: "Во всех окнах квартир, гостиниц, магазинов были выставлены иконы. Иконы украшали окна и заведомо еврейских магазинов..." [36 ].

Социальный состав погромщиков на протяжении нескольких октябрьских дней претерпел существенные изменения. Инициаторами патриотических манифестаций, перешедших в погромы, как правило, были рабочие. В Одессе первыми на улицы вышли портовые грузчики [37 ]. В предместье Киева Соломенке погром устроила партия чернорабочих из города (около 2000 человек), в другом пригороде - Демиевке - инициаторами беспорядков стали рабочие сахарного завода, после того как революционная демонстрация с красными флагами удалилась в Киев [38 ]. В.В.Шульгин также отмечал, что среди погромщиков большинство "по-видимому, рабочие" [39 ]. Впоследствии к погромам начали присоединяться и деклассированные элементы. В Одессе по сообщениям очевидцев погромы устраивали лица, примкнувшие к патриотическим манифестациям: "...по пути следования к толпе присоединялись и многие другие случайно попавшие лица, в том числе много хулиганов, босяков..." [40 ]. В Киеве на третий день погрома "состав толпы значительно изменился, в ней преобладали разные безработные и босяки" [41 ].

Но самую активную роль в погромах сыграли крестьяне, главной целью которых был грабеж еврейского имущества. В Стародубе Черниговской губернии 24 октября "весь день добровольная русская милиция с трудом задерживала вторжения в город вооруженных ружьями партий сельских громил и грабителей" [42 ]. В Гостомель (пригород Киева) "из окрестных сел приехала толпа в 300 человек. Устроили погром, загрузив подводы награбленным имуществом, разъехались по домам, предварительно попросив священника отслужить молебен за здравие Государя-Императора" [43 ]. По подсчетам С.А.Степанова, крестьяне составили 83% погромщиков [44 ].

Погромы явились реакцией определенной части населения на дальнейшее развитие революции и были направлены, в первую очередь, против нее. Но, одновременно, они преследовали и другую цель: устранить экономических конкурентов, главным образом в сфере торговли. Расследование событий в Киеве установило: "Случалось, что подстрекали к погрому мелкие лавочники - конкуренты евреев... хозяева мелких ремесленных заведений..." [45 ]

Манифест 17 октября внес определенную дезорганизацию в действия властей, ибо "дарованные свободы" противоречили введенному во многих местах военному положению. Официальные лица, за редким исключением, не принимали никаких мер к прекращению погромов. Сенатор Е.Турау, расследовавший киевские события, отмечал: "В дни погрома поражало то несомненное, близкое к попустительству бездействие войск и полиции" [46 ]. В Одессе, командующий войсками округа А.В.Каульбарс, давая указания полицейским, заявил: "Мы все сочувствуем погрому..." [47 ]. Среди погромщиков также царило убеждение, что "начальство разрешило грабить евреев". Например, в Черниговской губернии в с.Лечицы староста говорил односельчанам о пришедшем из города распоряжении бить евреев [48 ].

Полиция, в большинстве своем, также не препятствовала беспорядкам. В Одессе, после того как произошло нескольких инцидентов между населением и городовыми, последние были сняты с постов и сосредоточены в участках, чтобы предотвратить нападения на одиночных полицейских. Распоряжением градоначальника Д.Б.Нейдгарта войска также были удалены с улиц, дабы "дать населению возможность беспрепятственно использовать предоставляемую манифестом свободу во всех видах" [49 ]. Таким образом, власти бросили город на произвол судьбы.

Видя бездействие полиции, войска зачастую просто не вмешивались в происходящее. Один казак в Киеве так объяснил свою задачу, полученную на патрулирование улиц: "чтобы никто не стрелял в громил из окон и с балконов, и чтобы они не подрались между собой" [50 ]. Многие современники даже считали, что военнослужащие принимали участие в погромах. Но такие случаи были лишь в Одессе. Согласно рапорту командующего войсками Одесского округа "в толпе уличных громил и грабителей присутствовали отдельные личности в военной одежде" [51 ]. В Киеве же в погроме участвовали запасные, отпущенные домой по окончании Русско-японской войны. Кроме того, в том же Киеве войскам было отдано распоряжение - отнимать и сносить награбленное в указанные места. Вид нагруженных вещами солдат, выполняющих этот приказ, и вызвал слухи об их участии в грабежах [52 ].

Октябрьскому погрому противодействовала одна еврейская самооборона. Но ее активность, в большинстве случаев, лишь усугубляла положение. Не в силах защитить еврейское население от многочисленных толп, еврейская самооборона своими выстрелами лишь провоцировала эскалацию погрома. Расследование сенатора Е.Турау показало, что "в ответ на выстрелы самообороны даже по громилам, войска давали залп по окнам, затем его грабила толпа" [53 ].

Большинство современников считало, что октябрьские события 1905 г. кем-то организованы, аргументируя это тем, что погромы одновременно охватили огромную территорию. И либеральные, и демократические круги не допускали возможности самостоятельного выступления народных масс в защиту самодержавия. Первые считали их неспособными без воздействия агитаторов на массовые организованные действия (каковыми им представлялись погромы), а вторые не допускали, что народ, который они считали носителем высших моральных ценностей, способен по своей инициативе устроить кровавые беспорядки.

Американский исследователь А.Ашер считает "достаточно правдоподобными" представления о том, что погромы 1905 г. "планировались царским правительством", иначе как, по его мнению, можно объяснить "такой взрыв ненависти во многих отдаленных один от другого регионах огромной страны с временным интервалом всего в несколько дней" [54 ]. Главным аргументом в пользу организации погромов властями А.Ашер считает деятельность небезызвестной типографии жандармского ротмистра М.С.Комиссарова, полулегально печатавшей в стенах Департамента полиции листовки антисемитского содержания [55 ]. Но вышеназванная "типография" состояла из одной ручной ротационной машины, конфискованной у революционеров, и потому не могла обеспечить печатной продукцией всю страну и действовала она с декабря 1905 по февраль 1906 г. [56 ], то есть уже после того, как волна погромов прокатилась по стране.

Вряд ли в России в октябре 1905 г. существовала сила, способная за несколько часов (напомним, манифест 17 октября явился полной неожиданностью и для революционеров, и для представителей властей) вывести на улицы десятки тысяч человек в сотнях населенных пунктов и организовать их на решительные действия. Этой же точки зрения придерживались и монархисты. "Чтобы там не толковали еврейские и еврействующие газеты о происках полиции и администрации, об организации "черных сотен", они сами в душе должны сознаться, что это или... самоутешение, или "прием" борьбы. Слишком дружно, слишком стихийно разразились события по опубликовании Манифеста 17 октября, чтобы здесь можно было признать злонамеренное подстрекательство темной толпы или подкуп, тем более, что Манифест явился неожиданностью", - писал журнал "Мирный труд" [57 ].

Не выдерживает критики и выдвинутая оппозицией и прочно закрепившаяся в публицистической литературе версия об организации погромов октября 1905 г. черносотенными (монархическими) партиями. Часть еврейских погромов вообще произошла до появления массовых правых организаций. Так только в 1904 г., во время русско-японской войны, по сведениям, Я.С.Хонигсмана и А.Я.Наймана "в различных местностях отмечено около трех десятков погромов" [58 ]. Летом 1905 г. в районе Керчи произошел "погром в поселках Еникале, Опасное, Капканы", поводом к которому "послужило отношение евреев к поражениям России в Русско-Японской войне" [59 ].

В октябре 1905 г. произошло 690 погромов в 660 населенных пунктах [60 ]. К этому времени в России существовало всего три черносотенных организации, предполагавших расширить свою деятельность на всю страну: "Русское собрание", Союз русских людей (СРЛ) и Русская монархическая партия (РМП). Количество их сторонников исчислялось сотнями человек, большинство которых проживало в столицах. Возникшие же на местах в течение лета и осени 1905 г. несколько десятков мелких монархических кружков, не представляли собой серьезной силы вследствие политической маргинальности как их организаторов, так и участников.

"Киевлянин" в свойственном ему стиле писал: "Вся славная стая иудейских адвокатов, самых знаменитых, просто знаменитых и совсем не знаменитых, со всеми сворами ищеек, употребляли неимоверные усилия, чтобы найти хоть маленькое доказательство страшной организации хулиганов и грабителей, и ничего не нашли" [61 ]. Правый публицист А.П.Липранди объяснял погромы 1905 - 1906 гг. как раз "отсутствием монархических организаций, влияние которых на народные массы оказалось потом именно совершенно противоположным; с ростом и повсеместным распространением их погромы не усилились, а наоборот, совершенно прекратились" [62 ]. Например, монархическая манифестация, проведенная Союзом русского народа 4 июня 1907 г. в Одессе в период резкого обострения противостояния между еврейским и православным населением города, прошла без эксцессов [63 ]. А по сообщению газеты "Тверское Поволжье", весной 1907 г в Красном селе Костромской губернии беспорядки были "прекращены исключительно благодаря вмешательству членов Союза [русского народа]" [64 ].

Когда черносотенное движение набрало силу, в Российской империи произошло только два погрома, сравнимых по своим масштабам с октябрьскими, в Седлеце и Белостоке в 1906 г. Но монархические партии не могли в этих городах иметь большого влияния, так как русское население в них значительно уступало по численности полякам и евреям. Например, в Белостоке к 1889 г. на 2242 православных приходилось 3447 католиков, 2366 протестантов и 48552 иудеев [65 ]. По сведениям, приводимым В.М.Острецовым, главную роль в погроме сыграли приехавшие на рынок крестьяне окрестных деревень [66 ]. А о том, что антисемитские настроения присутствовали и у польского населения, свидетельствуют документы Департамента полиции. Так, в одном из них сообщается, что 13 ноября 1906 г. на Волыни в Староконстантиновском уезде задержан поляк Б.Орпиковский "за призыв к избиению евреев" [67 ].

Таким образом, еврейские погромы осени 1905 г. возникли стихийно как реакция консервативно настроенной части городских низов на дальнейшее развитие Первой русской революции, активную роль в которой играли евреи. Кровавые беспорядки были вызваны сразу несколькими причинами. Важнейшими из них были появление на улицах больших масс людей с противоположными политическими убеждениями, наэлектризованных предыдущими революционными событиями, и экономическая борьба между еврейскими и христианскими торговлей и ремеслом. Именно поэтому пострадали и беднейшие слои еврейского населения, за свою революционность, и состоятельные, как экономические конкуренты. Кроме того, определенную роль в эскалации насилия сыграла и "племенная вражда", в основе которой лежало религиозно-этническое противостояние между последователями христианства и иудаизма.
Игорь Владимирович Омельянчук , кандидат исторических наук, доцент (Харьков)

СНОСКИ

1 - Сами монархисты не отказывались от этого наименования, считая его почетным, и усматривали прямую связь своих организации со средневековыми "черными сотнями" (посадскими торгово-ремесленными корпорациями) ставшими основой Второго ополчения освободившего Москву от польских интервентов в 1612 г.
2 - Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920. М., 1990. С. 343; Погромы по официальным документам. С-ПБ., 1908. С. 229.
3 - Погромы по официальным документам. С. 227.
4 - Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920. С. 340.
5 - РГИА. Ф. 1405. Оп. 539. Д. 384. Л. 3.
6 - Погромы по официальным документам. С. 230.
7 - Там же. С. СХХIV, СХХV.
8 - Там же. С. CXLVIII, CL.
9 - ГАРФ. Ф. 116. Оп. 1. Д. 128. Л. 19 об.
10 - Московские ведомости. 1905. 23 октября. N 281.
11 - То же. 30 октября. N 288.
12 - То же. 23 октября. N 281.
13 - Киевлянин. 1905. 28 октября. N 298.
14 - РГИА. Ф. 1405. Оп. 539. Д. 384. Л. 3.
15 - Цит. по: Шульгин В.В. "Что нам в них не нравится...": об антисемитизме в России. С-Пб., 1992. С. 239.
16 - Ашер А. Погроми 1905 року: самочинн?сть, чи заплановане насильство? // Ф?лософська? соц?олог?чна думка. 1994. N 5-6. С. 187.
17 - Иванов Ю. Рабинович и другие. Еврейский вопрос в Шуйском уезде // Родина. 2002. N 4-5. С. 119.
18 - Московские ведомости. 1905. 25 октября. N 283; 30 октября. N 288.
19 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С.56.
20 - Речи по погромным делам. Вып. II. К.,1908. С. 95, 105.
21 - Погромы по официальным документам. С. 263.
22 - ГАХО. Ф. 3. Оп. 287, ч. 1. Д. 1115. Л. 3, 3 об.
23 - Киевлянин. 1905. 26 июня. N 174.
24 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С.58.
25 - Киевлянин. 1905. 29 апреля. N 117.
26 - Московские ведомости. 1905. 22 октября. N 280.
27 - Там же.
28 - Ососов А.В. Еврейский вопрос // Мирный труд. 1906. N 2. С. 24.
29 - Киселев И.П., Корелин А.П., Шелохаев В.В. Политические партии в России в 1905 - 1907 гг.: численность, состав, размещение // История СССР. 1990. N 4. С. 72.
30 - Московские ведомости. 1906. 11 января. N 8.
31 - Погромы по официальным документам. С. CXXV.
32 - Кремль. 1906. 16 января. NN 23, 24 и 25.
33 - Бородкин М.[М.] О революции // Мирный труд. 1907. N 6-7. С. 137.
34 - ГАТО. Ф. 927. Оп. 1. Д. 1184. Л. 32 об.
35 - См. напр.: Киевлянин. 1905. 21 октября. N 291; 26 октября. N 296 и др.
36 - Лукомский А.С. Воспоминания // Вопросы истории. 2001. N 6. С. 73.
37 - Погромы по официальным документам. С. СХLVIII.
38 - Киевлянин.1905. 25 октября. N 295.
39 - Шульгин В.В. Годы. Дни. 1920. С. 363.
40 - Погромы по официальным документам. С. СL.
41 - Киевлянин. 1905. 21 октября. N 291.
42 - Московские ведомости. 1905. 29 октября. N 287.
43 - Киевлянин. 1905. 26 октября. N 296.
44 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С. 79.
45 - Погромы по официальным документам. С. 239.
46 -Там же. С. 239.
47 - Там же. С. СLXIV, CLXXXI.
48 - Степанов С.А. Черная сотня в России (1905 - 1914 гг.). С. 80.
49 - Погромы по официальным документам. С. СХХХIV.
50 - Погромы по официальным документам. С. 241.
51 - Там же. С.193.
52 - Там же. С. 245.
53 - Погромы по официальным документам. С. 238.
54 - Ашер А. Указ. соч. С. 185.
55 - Там же. С. 191.
56 - Рууд Ч.А., Степанов С.А. Фонтанка, 16: Политический сыск при царях. М., 1993. С. 297.
57 - Р.Е. Современные впечатления // Мирный труд. 1905. N 9. С. 215.
58 - Хонигсман Я.С., Найман А.Я. Евреи Украины. Краткий очерк истории. Ч. 1. К., 1993. С. 140.
59 - ЦГИАУ. Ф. 348. Оп. 1. Д. 86. Л. 2.
60 - Кожинов В.В. Загадочные страницы истории ХХ в. М.: Прима В, 1995. С. 109.
61 - Киевлянин. 1905. 16 декабря. N 347.
62 - Липранди А.П. Равноправие и еврейский вопрос // Мирный труд. 1910. N 10. С. 35.
63 - ЦГИАУ. Ф. 268. Оп. 1. Д. 112. Л. 16.
64 - Тверское Поволжье. 1907. 28 марта. N 142.
65 - Энциклопедический словарь / Издатели Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Т. V. СПб., 1891. С. 236.
66 - См.: Острецов В.М. Черная сотня и красная сотня (Правда о Союзе Русского Народа). М., 1991. С. 21.
67 - ЦГИАУ. Ф. 1335. Оп. 1. Д. 582. Л. 1.


17 октября 1905 года Николай II издал свой знаменитый манифест, в котором провозглашал ряд политических и гражданских свобод. В частности: свобода совести, свобода собраний, свобода слова, был учрежден парламент, без утверждения которого не мог быть принят ни один закон.

Впрочем, документ был принят только 17 октября, а митинг в Минске готовился гораздо раньше. И в администрации города всерьез подумывали о его силовом подавлении. Предусматривалось расставить военные посты по всему городу, в особенности охранять железнодорожные пути. Именно поэтому манифест застал врасплох городские власти – свобода собраний провозглашалась, как никак. Но, видимо, их непонимание этого манифеста и привело к событию, которое в истории получило название Курловский расстрел.

Далее события развивались следующим образом. Митинг собрался у Либаво-Роменского вокзала (сейчас – Привокзальная площадь). Изначально демонстрантов было не очень много, но к 2 часам дня, когда стало известно о царском манифесте, их количество резко увеличилось. В общем же, по разным оценкам, собралось от 10 до 30 тысяч человек. Главными инициаторами и выступающими на митинге были рабочие железной дороги П.Жаба и П.Гамзахурди.

После появления новости об указе императора к минскому коменданту Курлову даже выдвинули делегацию, которая предлагала ему, во-первых – признать митинг санкционированным (свобода собраний, все-таки), во-вторых, освободить политических заключенных из Пищаловского замка (ныне – Следственный изолятор №1 на ул.Володарского). Оба этих требования Курлов выполнил. Митинг стал санкционированным, а заключенных освободили. Когда об этом стало известно на площади, то политический митинг превратился в настоящий праздник. Люди радовались полученной свободе! Появилась масса новых выступающих.

Митингующие не принимали никаких попыток нарушить общественный порядок, не было даже шествия – митинг все время не двигался с места.

И вот, во рвемя всеобщей эйфории, когда митинг начал постепенно рассасываться, а люди расходиться, прозвучали выстрелы. Стрельбу по участникам митинга открыли три дивизии Окского полка вместе с полицейскими. В своих мемуарах Курлов оправдывался, что солдаты открыли огонь лишь тогда, когда митингующие стали вырывать оружие у них из рук. Но это не подтверждается ни документально, ни в воспоминаниях митингующих, ни следствием. Более того, согласно сведениям исследования трупов, большая часть из них была убита выстрелами в спину и затылок. То есть люди уходили или убегали от военных, но никак не проявляли агрессию или отбирали оружие.

Таким образом манифест Николая оказался полной фальшью. Все прочие чиновники были просто неготовы к такой “свободе”. Они продолжали жить своими имперскими идеалами, по которым любое собрание – незаконно, как и люди, на нем присутствующие.

Все требования людей начать расследование по факту расстрела были проигнорированы. За этот расстрел на Курлова было совершено несколько неудачных покушений. Но в итоге ни один виновный так и не был наказан. Власть сделала вид, что все произошло так, как и было задумано.

После расстрела железнодорожники Минска объявили всеобщую забастовку. Они требовали немедленной отставки Курлова, начальников Минского жандармского полицейского управления на железной дороге и Минского губернского жандармского полицейского управления, а также удаления из города всех казаков. Эти требования были проигнорированы и забастовки железнодорожников прокатились по всей Беларуси. Прекратить их удалось лишь к весне.

18 октября (30 октября по новому стилю) должно стать черным днем календаря в белорусской истории. По разным оценкам в этот день погибло от 60 до 100 человек, а количество раненых вообще не поддается исчислению. Этот день должен стать признаком варварства, когда людям стреляют в спину (видимо из-за страха их реакции). И имена таких людей, как Курлов (Минский губернатор), Чернцов (вице-губернатор), полковник фон Вильдеман-Клопман (начальник полиции) вписаны черной краской в историю страны.

Манифест 17 октября 1905 г. (Октябрьский манифест) - законодательный акт, разработанный верховной властью Российской империи с целью положить конец беспорядкам и забастовкам в стране.

Манифест был разработан по приказу Николая 2-го в кратчайшие сроки и стал ответной реакцией на непрекращающиеся забастовки, проходящие по всей стране с 12 октября. Автором Манифеста выступил С. Витте , полное название документа - Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка.

Основная суть и цель Манифеста 17 октября 1905 г. - дать бастовавшим рабочим гражданские права и выполнять ряд их требований с целью прекращения восстания. Манифест стал вынужденной мерой.

Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября

Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907) . К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.

Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».

Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья» , когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты - люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.

В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.

Реакция правительства и процесс создания Манифеста 17 октября

Правительство пыталось справиться с бунтами, выпуская различные указы. В феврале 1905 г. вышли одновременно два документа, которые противоречили друг другу по содержанию:

  • Указ, разрешающий населению подавать на рассмотрение документы об изменении и совершенствовании государственного строя;
  • Указ, провозглашающий незыблемость самодержавия.

Правительство давало гражданам свободу в выражении своей воли, но на самом деле эта свобода была фиктивной, так как право принимать решение все равно оставалось за императором, а власть монархии в России не могла быть уменьшена законным способом. Демонстрации продолжались.

В мае 1905 г. на рассмотрение в Думу поступил новый проект, который предусматривал создание в России единого законосовещательного органа, который позволял бы учитывать интересы народа в принятии важных для страны решений. Правительство не поддержало проект и пыталось изменить его содержание в пользу самодержавия.

В октябре бунты достигли своего пика, и Николай 2-й вынужден был пойти на примирение с народом. Итогом этого решения и стал Манифест 1905 г., который положил начало новому государственному устройству - буржуазной конституционной монархии.

Основные положения Манифеста 17 октября 1905 г.

Основные положения Октябрьского манифеста:

  • Манифест даровал свободу слова, свободу собраний и создания союзов и общественных организаций;
  • в выборах теперь могли участвовать более широкие слои населения - избирательное право появилось у тех сословий, которые им никогда до этого не обладали. Таким образом, голосовать теперь могли практически все граждане;
  • Манифест обязывал заранее рассматривать и утверждать все законопроекты через Государственную думу. Отныне единоличная власть императора ослабла, начал формироваться новый, более совершенный законодательный орган.

Итоги и значение октябрьского Манифеста

Принятие подобного документа было первой в истории России попыткой государства дать народу больше гражданских прав и свобод. Фактически Манифест не только давал избирательное право всем гражданам, он провозглашал определенные демократические свободы, которые были необходимы для перехода России на новый тип государственного устройства.

С введением Манифеста законодательное право из единоличного (его имел только император) теперь распределялось между императором и законодательным органом - Государственной думой. Был учрежден парламент, без решения которого ни один указ не мог вступить в силу. Однако Николай не хотел так просто упускать власть, поэтому самодержавец оставлял за собой право в любой момент распустить Государственную думу, воспользовавшись правом вето.

Изменения, внесенные Манифестом в основные законы Российской империи, фактически стали началом первой российской конституции.

Право свободы слова и собраний привело к стремительному росту различных организаций и союзов по всей стране.

К сожалению, Манифест был лишь временной договоренностью между крестьянством и императором и прослужил недолго. В 1917 г. вспыхнула новая революция - самодержавие было свергнуто.

После объявления манифеста по крупным городам Российской империипрокатилась волна демонстраций, столкновений с войсками и полицией, погромов. Не стал исключением и Киев. Здесь события разыгрались 18 октября 1905 года.

В принципе, обстановка накалялась за несколько дней до этого. Началась забастовка, пошли первые, мелкие стычки с полицией и войсками, забастовщики попытались остановить движение городского трамвая. Город был наводнен какими-то мутными личностями, во время проверки документов в гостинице «Петербургская» проверяемый, некий Александр Красовский, открыл огонь из револьвера, тяжело ранил полицейского (околоточный надзиратель Вольский, три раны, одна в живот ) и сопровождавшего его солдата (рядовой 44-го Камчатского пехотного полка Федор Мельник, ранен в ногу ), и сам был убит ответным огнем.

С утра 18 октября толпы манифестантов запрудили центр города, улицу Крещатик и Думскую площадь, вломились в Думу. Были немедленно сломаны украшавшие фронтон здания царские вензеля, уничтожены царские портреты (кстати, в тот же день это спровоцировало жестокий еврейский погром, поэтому до сих пор не прекращаются пропагандистские усилия, направленные на то, чтобы доказать, что никакой порчи портретов и вензелей не было. Однако публиковавшиеся тогда в прессе свидетельства очевидцев показывают - таки да,была.) В здании Думы начались обычные революционные художества - сбор денег на оружие, обещания ораторов народу, что вот-вот подвезут и начнут раздавать оружие, что на сторону народа скоро перейдут войска и т.д.

Вот тут и произошло то, что практически во всех открытых и доступных источниках именуется «расстрел царскими войсками мирной демонстрации». Самое яркое описание оставил, естественно, Паустовский:

«.." Мы выбежали из гимназии. В тот год стояла необыкновенная осень. В октябре ещё жарко грело солнце. Мы ходили в лёгких шинелях.
Мы высыпали на улицу и увидели около длинного здания толпы с красными флагами. Под колоннами университета говорили речи. Кричали "ура". Вверх летели шапки...
Толпа затихла,красные флаги склонились, и мы услышали торжественное пение: " Вы жертвою пали в борьбе роковой..." Все начали опускаться на колени. Мы тоже сняли фуражки и пели похоронный марш, хотя не знали всех слов...

"Толпа подалась назад и отделила нас от Субоча (учителя латинского ). Девушка (опекавшая Паустовского ) взяла меня за руку,и мы начали пробираться к тротуару.

" Спокойно, граждане!" - крикнул рядом хриплый голос. Стало очень тихо. Девушка тащила меня к к стене жёлтого дома. Я узнал почтамт. Я не понимал, почему она так крепко держит меня за руку и тащит в подворотню. Я ничего не видел, кроме голубей и - они носились над толпой, как листы бумаги. Где-то далеко пропела труба: ти-ти-та-та! Ти-ти-та-та! Потом опять стихло.

Товарищи солдаты! - снова крикнул надорванный голос, и сейчас же после этого сильно треснуло, будто рванули коленкор. На нас посыпалась штукатурка. Голуби метнулись в сторону,и небо казалось совершенно пустым. Раздался второй треск,и толпа бросилась к стенам.»


Старое здание киевского почтамта

Этот отрывок из художественного произведения до сих пор используется для обоснования особой кровожадности царизма. Например, вот здесь

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3637118 пользователь Алкивиад приводит этот пассаж и патетически восклицает: ”Только в Киеве в 1905 расстрелы толпы применялись минимум дважды. Конечно, и Паустовский и латинист Субоч и девушка были "боевиками РСДРП ".

Ну, юный гимназист Паустовский и преподаватель гимназии Субоч может и не были. Но боевики там присутствовали, да. Даже в самом произведении Паустовского немного приоткрывается завеса и мы видим краешек реальных событий:

«Последнее,что я видел на Крещатике, был маленький студент в расстёгнутой шинели. Он вскочил на подоконник магазина Балабухи и поднял чёрный браунинг .»

Тут стрельба из браунинга представлена как ответ на действия войск. На самом деле все было далеко не так кошерно.

Вот что пишет по этому поводу очевидец Яков Лисовой (газета «Киевлянин», № 295 от 25 октября 1905 года) :

“… в 4 ½ часа из за думы показался конно-горный дивизион. Тщетно ехавший впереди офицер пытался предупредить столкновение - ничего не помогало, толпа двинулась на него с палками, револьверами, камнями ; тогда только, видя бесплодность всех усилий, был подан сигнал “вперед”. Ни один выстрел не раздался из среды солдат в то время, когда они пролетали, осыпаемые градом пуль из толпы; стреляли студенты, стреляли женщины, стреляли гимназисты… И только когда площадь была очищена “кавалерией”, раздались залпы из пехотных частей, но опять таки не было уже той густой, многотысячной толпы …., повторяю, площадь была уже очищена. И опять таки перед стрельбой был подан сигнал, служащий предостережением. В то же время шла ответная стрельба по солдатам из окон, дверей, крыш домов; я лично видел студента-политехника, стреляющего из дверей гостиницы “Универсаль”

Еще одно письмо на ту же тему (газета «Киевлянин», № 354 от 23 декабря 1905), подписано “Очевидец” :

“… В тот момент прибыли конные артиллеристы, без ружей, с револьверами в кобурах. Трубач сыграл сигнал раз, другой и третий. Тогда только солдаты бросилисьразгонять толпу. Стоявший около меня в форме студента, другой в штатском, начали стрелять. Один из артиллеристов упал с лошади. Около дверей здания думы несколько человек стреляли из револьверов. Упали лошадь и солдат. Один из политехников размахивал обнаженной шашкою. Тут же прибыла рота солдат со стороны Михайловской улицы и остановилась. Трубач начал играть сигнал. В этот момент началась стрельба из окон думы и биржи в стоявших солдат. Тогда только по приказанию командующего ротой дали залп в окна думы …. Когда я поднялся, солдаты стояли между зданием биржи и дворянского собрания. Первые две шеренги стояли на колено. В это время раздались выстрелы из здания биржи. Один солдат упал. Солдаты всполошились и хотели стрелять, но офицеры их успокаивали….”


Здание Киевского дворянского собрания

А вот в «Киевлянине» номер 338 содержится довольно подробное описание этого эпизода, написанное непосредственным участником событий, офицером 1-го дивизиона 33 артиллерийской бригады:

“… отряд этот, сформированный всего лишь накануне, состоял из 120 человек, мало обученных здесь, посаженных на недавно приведенных к нам по мобилизации лошадей (совершенно не выезженных). 18 октября отряд был экстренно вызван и, получив приказание: прибыть к думе, просить окружающую толпу разойтись,….в пути начальник отряда приказал всем людям шашек и револьверов не трогать, в крайнем случае применять нагайки …

Около думы отряд остановился, так как дальше вся площадь была запружена густой толпой…. Нас встретили протестующим гулом, среди которого выделялись отдельные бранные окрики - в роде «позор!”, «остановитесь!” и др…. Начальник отряда выехал вперед. В ответ на настоятельную просьбу - дать возможность проехать по Крещатику….., в ответ на долгое убеждение публики….. капитан получил ряд угроз и возгласов в роде: уезжайте отсюда, позор артиллерии, долой ее, мы вас не пустим, будем стрелять и т.п. …. Капитан объявил, что велит играть «рысь” и после 3 сигнала начнет движение…. Между тем, уже после 1-го сигнала раздался револьверный выстрел с балкона думы и, по словам нижних чинов, 2-3 выстрела сзади. После 3-го сигнала выстрелов уже было много и отряд двинулся. С начала движения уже были смертельно ранены 2 нижних чина (Савин и Проскурин) и несколько лошадей (одна в ухо).

… началась скачка обезумевших лошадей - ужасная при наличных условиях… На углу Николаевской … несколько лошадей упало и несколько человек было помято . У Прорезной «эскадрон” удалось остановить, привести в порядок, отправить раненых людей и лошадей. Людей было ранено - 9 (двое смертельно) и лошадей - 7. Смертельно раненые - Савин умер 19-го, а Проскуров - 20-го октября.

Между прочим, в статье Алексея Шмакова “Погром евреев в Киеве” приводятся сведения о специальности солдат, убитых “ мирными демонстрантами” - Санин был ветеринаром, а Проскурин - фельдшером .

И это были не единственные потери военных в тот день. После октябрьских событий в Киеве, под руководством жены генерал-майора В.В.Трескиной было образовано Общество, собиравшее средства в пользу нижних чинов, пострадавших при исполнении служебных обязанностей, и их семейств. В отчете о распределении сумм общества (“Киевлянин”, № 355) находим такие сведения:

“Летучий парк 33-й артиллерийской бригады

Канонир Козьма Сидельников - убит в октябре (матери послано 100 р.)”

Кроме того, тут можно найти подробные сведения о раненых:

1-ый дивизион 33-й артиллерийской бригады

Младший фейерверкер Захар Пономарев , ранен в голову и правый глаз, женат

Канонир Иван Бутов , ранен навылет в правую руку и в переднюю стенку живота, уволен на поправку здоровья, холост

Канонир Ксенофонт Кучер , ушиб при падении с лошади, холост

Медицинский фельдшер Александр Удалых , удар в голову, женат, 2 детей

Бомбардир Борис Бочаров , ушиб ноги, холост

Канонир Василий Плешаков , ушиб при падении с лошади, женат

Канонир Савва Волк , легкий ушиб, женат, 2 детей


Киевcкая городская дума

Социалистические партии

1903 г. – II съезд РСДРП, принятие программы партии. Раскол партии на большевиков и меньшевиков.

31 декабря 1905 г. – Iсъезд партии социалистов-революционеров (эсеров) в Финляндии принял программу и устав.

Либеральные партии

12–18 октября 1905 г. – Создание либеральной политической партии – конституционно-демократической (партии кадетов, назвавшей себя также «Партией народной свободы»).

10 ноября 1905 г. – Образование партии «Союз 17 октября» (октябристов) – право-либеральной партии.

Правые партии

1905-1907 гг. – Возникают партии, стоявшие на крайне правых позициях, в том числе монархисты и националисты «черносотенцы ».

Октябрь 1905 г. – Создание крайне правыми «Союза русского народа».

1907 г. – Образование самостоятельной организации «Русский народный союз» имени Михаила Архангела во главе с В. М. Пуришкевичем, отколовшейся от «Союза русского народа».

Начало российского парламентаризма

17 октября 1905 г. –Манифест НиколаяII«Об усовершенствовании государственного порядка», провозглашение ряда гоажданских свобод (неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, союзов), расширение избирательного права, реальное участие Государственной Думы в законотворчестве. Законы после принятие Думой утверждались царем. Власть исполнительная, правительственная осталась у царя.

20 февраля 1906 г. – Манифест о преобразовании Государственного совета из совещательного органа в верхнюю палату парламента.

2З апреля 1906 г. – Утверждение Николаем II «Основных государственных законов Российской империи»: закрепление законодательной власти за Государственным советом и Государственной думой. Определение императорской власти как неограниченной было устранено.

3 июня 1907 г. – Указ Николая II о роспуске II Думы и введение в действие «Положений о выборах» в Государственную думу (новый избирательный закон). Согласно Манифесту 17 октября царь не имел права самостоятельно изменять избирательный закон: поэтому июньские события стали называть государственным переворотом.

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Азеф Евно Фишелевич (1869-1918) – один из организаторов партии эсеров, руководитель ряда террористических актов. Провокатор, с 1892 г. – секретный сотрудник департамента полиции, выдал полиции многих членов партии и «Боевую организацию». В 1908 г. разоблачен, приговорен ЦК к смертной казни, скрылся.

Гершуни Григорий Андреевич (1870-1908) – один из организаторов и лидеров партии эсеров, глава «Боевой организации», руководил рядом террористических актов.

Гучков Александр Иванович (1862-1936) – капиталист,политический деятель. Основатель и председатель ЦК «Союза 17 октября». Член и председатель III Госдумы (1910-1911). В годы Первой мировой войны председатель Центрального военно-промышленного комитета. Вместе с В. В. Шульгиным принимал отречение Николая II, а затем – великого князя Михаила Александровича. В первом составе Временного правительства – военный и морской министр. С 1918 г. в эмиграции.

Дубровин Александр Иванович (1885-1918) – врач, основатель «Союза русского народа». После Октябрьской революции участник контрреволюционных заговоров. Расстрелян за антисоветскую деятельность.

Мартов Л. (Цедербаум Юлий Осипович, 1873-1923) – один из активных участников революционного движения. В 1895 г. – член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». С 1903 г. – один из лидеров меньшевизма в РСДРП. В 1905 г. – член Петербургского совета рабочих депутатов. С 1919 г. – член ВЦИК. С 1920 г. – эмигрант.

Милюков Павел Николаевич (1859-1943) – историк, общественный деятель, один из лидеров либерального движения в России. Основатель и лидер конституционно-демократической партии (кадетов). Депутат III и IV Госдум. В первом составе Временного правителььства – министр иностранных дел. Принимал активное участие в белом движении на юге России. С 1920 г. – в эмиграции.

Муромцев Сергей Андреевич (1850-1910) – юрист, профессор, публицист, общественный (земский) деятель. Один из основателей и руководителей партии кадетов. Председатель I Госдумы.

Пуришкевич Владимир Митрофанович (1870-1920) – крупный помещик, один из основателей «Союза русского народа» и «Союза Михаила Архангела». Депутат I, II, IV Госдум. Один из лидеров крайне правых, отличавшихся хулиганскими выступлениями в Думе. Принимал участие в убийстве Г. Е. Распутина.

Родзянко Михаил Владимирович (1858-1924) – один из лидеров партии октябристов, монархист; крупный помещик, депутат III, IV Госдум. С 1911 г.– председатель Думы.

Чернов Виктор Михайлович (1873-1952) – один из основателей партии эсеров, ее теоретик. В революционном движении – с 80-х гг. XIX в. В мае-августе 1917 г. – министр земледелия Временного правительства. Председатель Учредительного собрания (1918). С 1920г.– в эмиграции.

Чхеидзе Николай Семенович (1864-1926) – социал-демократ, меньшевик. Депутат III и IV Госдум, председатель социал-демократической, а затем меньшевистской фракции в Думе. После Февральской революции – председатель Петроградского Совета и ВЦИK Советов. С 1921г. – в эмиграции.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Большевизм – идейное и политическое течение в российском марксизме, оформившееся в 1903 г. Явился продолжением радикальной линии в революционном движении России, На II съезде РСДРП в 1903 г. во время выборов руководящих органов сторонники В. И. Ленина получили большинство и начали называться большевиками. Их оппоненты во главе с Л. Мартовым по меньшинству голосов стали именоваться меньшевиками. Большевизм выступал за установление диктатуры пролетариата, строительство социализма и коммунизма. Революционная практика XX века отвергла многие положения большевизма как утопические.

Кадеты (конституционные демократы) – «Партия народной свободы» – одна из крупнейших политических партий России начала XX в. Существовала в период с октября 1905 г. по ноябрь 1917 г. Представляла левое крыло в российском либерализме. Выступала за конституционную монархию, демократические преобразования, передачу крестьянам помещичьих земель за выкуп, расширение рабочего законодательства. Лидеры: П. Н. Милюков, В. Д. Набоков и др. Главенствовали в I и II Думах. В августе 1915 г. создали «Прогрессивный блок» с целью достижения победы в войне и предотвращения революционных выступлений. Партия запрещена после Октябрьской революции 1917 г.

Либерализм (лат. – свободный) – течение, выступавшее за парламентаризм, буржуазные права и свободы, демократизацию общества и расширение предпринимательства. Отвергал революционный путь преобразований, добивался изменений легальными средствами, реформами.

Меньшевизм – течение в российской социал-демократии, которое сформировалось на II съезде РСДРП (1903) из части делегатов, получивших меньшинство во время выборов руководящих органов. Лидеры: Г. В. Плеханов, Л. Мартов, И. О. Аксельрод и др. После Февральской революции поддержали Временное правительство, не признавали Октябрьскую революцию, считая, что Россия не созрела для социализма. Часть меньшевиков перешла к большевикам.

Октябристы – члены право-либеральной партии «Союз 17 октября», созданной после опубликования Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года. По мнению октябристов, этот документ означал переход России к конституционной монархии. Главной своей задачей партия считала содействие правительству, если оно пойдет по пути общественных реформ. Программа: конституционная монархия в едином и неделимом Российском государстве, решение аграрного вопроса без отчуждения помещичьих земель; ограниченное право на стачки и 8-часовой рабочий день. Партия представляла промышленно-торговую буржуазию, либерально настроенных помещиков, часть чиновников и состоятельной интеллигенции, лидеры октябристов: А. И. Гучков, М. В. Родзянко др.

«Прогрессисты» («прогрессивная партия») – национал-либеральная партия крупной русской буржуазии и помещиков (1912-1917), занимала промежуточное положение между октябристами и кадетами. Учредителями партии были текстильные фабриканты А. И. Коновалов, В. П. и П. П. Рябушинские, С. Н. Третьяков и др.

Социалисты-революционеры (эсеры) – крупнейшая партия в России 1901-1923 гг. Выступали за ликвидацию самодержавия, установление демократической республики, передачу земли крестьянам, демократические преобразования и др. Использовали тактику террора. Лидеры – В. М. Чернов, А. Р. Гоц и др.

Третьиюньский государственный переворот 1907 г. – роспуск II Госдумы и издание нового избирательного закона в нарушение Манифеста 17 октября 1905 г. Явился завершением революции 1905-1907 гг., после которой установилась буржуазная третьеиюньская монархия – союз царя, дворян и крупной буржуазии, объединенной Госдумой, проводившей политику лавирования.

Трудовики – «Трудовая группа» в 1 и IV Госдумах из депутат крестьян и народнической интеллигенции, выступавшая в блоке с левыми силами за национализацию земли и передачу ее крестьянам по трудовой норме, за демократические свободы (1906-1917).

Черносотенцы – участники крайне правых организаций в России 1905-1917 гг., выступавших с позиций монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма («Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела» и др.). Боролись против революционного движения, поддерживали репрессивные меры правительства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!