Когда именины Олега? Именины Олега по церковному календарю. Святой благоверный князь олег романович брянский чудотворец

Житие преподобного благоверного князя Олега Брянского Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIIIвеке было воспринято современниками как "погибель Русской Земли". Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения. В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость "славы мира сего, " и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного. Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: "Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие". Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. "Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного", - эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси. "Род праведных благословится", - говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение. Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь. Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении - Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении - Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители. Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIVвека, предположительно в 1331 году. Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря. Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери "Знамение". В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону "Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой". 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков. 14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: "По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска..." 13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября - день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега - не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан "Верный месяцеслов всех Русских Святых", где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского - 20 сентября / 3 октября. В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей. По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено. 10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. Каждое Воскресение во время вечернего Богослужения пред ними совершается чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением. Установилась добрая традиция, по которой у мощей Святого Олега служится напутственный молебен для Брянских призывников, которые испрашивают у князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы. 5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского.

Святому Олегу очень полезно молиться о помощи в трудные времена, он является хорошим помощником в искоренении честолюбия, эгоизма, гордости, предубеждений и вожделений. Святой Олег Брянский помогает людям вновь обрести духовность и продолжить праведную дорогу, которая в конечном итоге приводит к Богу.
Люди, молящиеся пред иконой святого, достигают некогда утраченного внутреннего спокойствия, освобождаются от всех страхов и сомнений.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТОГО КНЯЗЯ ОЛЕГА БРЯНСКОГО

В XIII веке, во время монголо-татарского нашествия, жизнь на Руси затихла, города и села были разорены или даже стерты с лица земли. Огромное количество людей было уничтожено или угнано в рабство.
В это время особенно проявились личные качества русских правителей-князей. Кто-то из них искал покровительства у захватчиков и любой ценой старался получить от них разрешение на княжение. А некоторые, как Михаил Черниговский, предпочел славу небесную и за свою верность Руси был замучен в Орде.

Святые князь Михаил и боярин Феодор

Известно, что находясь в Орде, хан потребовал от князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора поклониться идолам, угрожая, в противном случае, казнью. Окружавшие уговаривали князя уступить хану, сохранить свою власть и в дальнейшем послужить Руси, но князь Михаил отвечал:
«Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие».
Устояв перед этим огромным искушением, князь 20 сентября 1246 года претерпел мученическую кончину ради Христа.
«Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного», - эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

Святой благоверный князь Олег Романович Брянский был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского и, возможно, ему тоже передалась стойкость деда и любовь ко Господу, к правде и справедливости.

К сожалению, до нас дошли лишь некоторые сведения из жития святого Олега. Например, из летописи известно, что в юношеском возрасте благоверный князь Олег в 1274 году, вместе со своим отцом, князем Романом Михайловичем Брянским, участвовал в военных действиях против Литвы.
После военного похода Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении - Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, благодаря стараниями которого был построен не один храм и монастырь.
Видимо, тогда уже святой Олег принял решение оставить мирскую жизнь и посвятить свою жизнь служению Богу на монашеском поприще.
Невзирая на блестящие перспективы жизни, в 1274 году Олег отказывается от наследственной власти великого князя Черниговского в пользу своего брата.
Уступив свой престол, он постригся в монахи с именем Василий (или Леонтий по другим источникам) в Брянском монастыре, дошедший до наших времен под названием Петропавловский, который был построен на личные средства святого Олега.

Святой благоверный князь Олег Брянский, внук священномученика благоверного князя Михаила Черниговского, отличался глубоким благочестием и строгостью своей монашеской жизни.

В этом монастыре святой князь совершал иноческий подвиг и, согласно церковным архивам, скончался 20 сентября/3 октяюря 1307 года, и погребен в монастырском храме.
Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

ПОДВИГ СВЯТОГО КНЯЗЯ-ПОДВИЖНИКА ОЛЕГА БРЯНСКОГО

Князь Олег Брянский был причислен к лику святых за глубокую веру в Бога. Он был наследником большого княжества, но решил, что служение Господу требует, чтобы он посвятил свою жизнь другому занятию, поэтому святой основал Брянский монастырь, где и провел свою жизнь монахом.
Подвиг князя Олега был в том, что он сумел проявить волю, отказался от власти и всех сопутствующих привилегий. В XIII веке (да и в настоящее время тоже) такое решение было совершенно непонятным для окружающих.

Оставить высокий пост и стать простым монахом – поступок решительный. Поэтому именины Олега считаются праздником кроткого, но стойкого человека, который способен на поступок с большой буквы. Святой был уверен, что физические блага не имеют такой ценности, как духовные. Поэтому монастырь был возведен на его собственные средства.

МОЩИ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО ОЛЕГА БРЯНСКОГО

Вскоре после смерти князь Олег Брянский был канонизирован Русской православной церковью как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей Петропавловского монастыря.

Известно, что из благоговения к памяти святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петропавловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом ).
В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Рака с мощами святого Олега Брянского

В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петропавловскому монастырю икону «Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой».
14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось:

«По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах …»

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября - день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега - не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта.
В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского - 20 сентября / 3 октября.

В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей. По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено.

10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивали во Введенском храме Петропавловской обители. В воскресные дни во время вечернего Богослужения перед мощами совершалось чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.

5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского.

Перенесение мощей святого Олега

23 июня 2012 года Чудотворные мощи святого князя Олега Брянского из Воскресенского храма перенесли в Брянский Кафедральный Собор Святой Троицы.
Одна из первых и самых ранних икон мученика находится в Петропавловском монастыре города Брянска. Земляки гордятся святыней, и каждый год большое количество людей со всего мира съезжается в этот монастырь, чтобы помолиться пред святым ликом мученика. Традиционно на иконе изображен сам Олег Брянский в одеянии монаха. Иконописцы обычно изображают в одной руке монаха храм. Другой рукой Олег указывает на священную обитель, тем самым показывая людям, что церковь является домом Господа, где каждый сможет обрести спокойствие и поддержку.

Память святого князя Олега Брянского Церковью местно празднуется с памятью его деда, св. Михаила Черниговского, 3 октября.

ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО И БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ОЛЕГА БРЯНСКОГО

Ублажаем тя, благоверне княже Олеже, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Святого благоверного князя Олега Брянского - именная икона мужчин по имени Олег. День памяти 3 октября.

Сложилась традиция, по которой призывники и их родители просят перед иконой Святого князя Олега Брянского о том, чтобы Бог по молитвам святого дал молодым людям духовных сил вынести все незнакомые прежде тяготы воинской службы и чтобы годы, проведенные в армии, молодой солдат прослужил с честью.

Святой преподобный благоверный князь Олег Романович Брянский вместе со своим дедом святым князем-мучеником Михаилом Черниговским и отцом - участвовал (до принятия им монашеского пострига) в освободительных битвах за освобождение Руси от полчищ Золотой Орды. Его икона особо почитаема в тех домах, где есть новобранцы и военные срочной службы, ибо в молитве, творимой перед иконой Святого князя, звучат слова просьбы о защите родной земли от всякого врага. Это значит, что и в мирное для России время в службе мужчин семьи будет меньше сложностей и опасностей и легче будет на сердце тем, кто остался ожидать их.

Благоверный Олег Романович, в крещении Леонтий, князь Брянский, был внуком князя Михаила Черниговского, замученного в Орде татарами. Святой Олег был равнодушен к богатству и мирской славе; его больше всего привлекала монашеская жизнь. Поэтому, уступив свой престол брату он постригся в монахи. При постриге его нарекли Василием. Святой Олег стал известен строгостью своей монашеской жизни. Он мирно скончался в своем монастыре около 1289 г. Его мощи почивали в Петропавловском Брянском монастыре, им построенном.

Молитвы святому преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому

Молитва первая
О преподобне отче благоверне княже Олеже, угодниче Христов, усердный молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный: воззри всеблаженне на град твой, виждь чадо твоя, смиренно припадающия, служите тебе хотящия, не отвергни требующия твоея помощи, но, яко благодатель и ходатай, моли присно Господа и Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, да благословит державу Российскую в мире и благоверии сохраняя, грады умножая, достояние свое соблюдая. Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Православной Церкви живый дух православныя веры, любовь, благочестие непоколебимо, любомудрие Христопоследовательно; да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просвети, заблудшия наставити и отпадшия обратити и привлещи, изряднее же, да вся чадо Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия и суеверий и навождений вражеских. Ей, угодниче Божий не презри нас молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земле поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О преподобне отче, благоверне княже Олеже! Воззри, преблаженне, милостивно на дом (приход) сей и люди, в нем живущия, и не отвержи требующих твоея помощи, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам (имена) скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обрящем, и тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

"Род праведных благословится" – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь – преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука – святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Святый и благоверный князь Олег Романович, во иноцех Леонтий Черниговский и Брянский чудотворец преставися в лето 6740 и положен бысть в Петропавловском монастыре.

Родной внук св. князя Михаила Черниговского. В старости оставил княжение, постригся в основанном им Брянском Петропавловском монастыре. Умер строгим подвижником около 1280 года. Мощи под спудом в соборном храме этого монастыря. (Сергий II, 250). В древних синодиках поминали "Олега Романовича великаго князя Черниговскаго, Леонтия, оставившаго дванадесять тем людей и приимшаго ангельский образ, во иноцех Василий". По "Иконописному Подлиннику": "князь Олег подобием надсед, брада доле Власиевы, в схимк, ризы преподобническия" (Филимонов, стр. 60).

Князь Олег Брянский (ок.1245 -- 1307), в крещении Леонтий, является сыном первого брянского князя Романа Михайловича (ок.1225 -- ок.1290) и внуком святого мученика князя Михаила Черниговского (1179-1246).

В Ипатьевской летописи упоминается, что в 1274 году князь Олег вместе с отцом Романом Михайловичем Брянским участвовал в военном походе против Литвы. Позднее Олег на свои деньги основал в Брянске новый монастырь, дошедший до наших времен под названием Петропавловский, и через несколько лет после смерти отца, оставив брянским князем своего брата, принял там же монашеский постриг с именем Василий.

Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября (по старому стилю) 1307 года и был погребен в монастырском храме.

Вскоре после смерти князь Олег Брянский был канонизирован Русской православной церковью как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей Петропавловского монастыря. О злоключениях святой реликвии ходит много легенд. По одной из них, когда в 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами.

Спустя шесть с половиной десятилетий, работая над кандидатской диссертацией об истории брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий решил узнать о судьбе святых мощей. В ходе розысков кандидат богословия нашел старушку весьма почтенного возраста, которая в свои младые годы оказалась свидетельницей перезахоронения святого. Она указала примерное место - под алтарем.

И вот 10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены. Пожертвования на гробницу собирали всем миром. Ныне святые мощи покоятся в Петропавловском храме в богатой золоченой раке и доступны для поклонения.

За прошедшие века было создано много икон с ликом святого благоверного князя Олега Брянского, которые находятся как в Троицком храме в Бежичах и в Петропавловской (бывшей Введенской) церкви, так и в других церквях России.

Святой Благоверный князь Олег Брянский - один из хранителей духовности, веры и самостоятельности на Земле Русской.

Тропарь преподобного и благоверного князя Олега Брянского

глас 8

От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобного и благоверного князя Олега Брянского

глас 4

Уподобился еси плодоносней леторасли от корене честнаго, Олеже благородне,/ истину возлюбив и нетленный Христов живот./ Темже молитвою, бдением и пощением светильник великий быв твоим учеником,/ просвети, блаженне, Отечество твое и спаси души наша.

Молитва благоверному князю Олегу Брянскому

О, преподобне отче, благоверне княже Олеже, угодниче Христов усердный, молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный! Воззри, преблаженне, мило­стиво на град твой и виждь чада твоя, смиренно ти припадающия и служити тебе хотящия. Не отвергни требующия твоея помощи, но яко благодетель и ходатай, моли присно Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да благословит страну Россий­скую, в мире и благоверии ю сохраняя, грады умножая, достояние Свое соблюдая. Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Православней Церкви живый дух правыя веры и любве, благоче­стие непоколебимо, любомудрие христопоследовательно, да дару­ет пастырям ревность попечения о спасении людей, во еже неверующая просветити, заблуждшия наставити, отпадшия обратити и привлещи. Изряднее же, да вся чада Церкве Православныя чисты сохранит от мирских искушений, похотей плотских, суемудрия, суеверий и наваждений вражеских. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам ско­рым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем, и тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Величание

Ублажаем тя, /
благоверне княже Олеже, /
и чтим святую память твою, /
ты бо молиши за нас /
Христа Бога нашего

Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как "погибель Русской Земли". Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.


Икона Преподобного благоверного князя Олега Брянского. Галерея икон .

В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость "славы мира сего," и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: "Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие". Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. "Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного", - эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

"Род праведных благословится", - говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.

Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская , за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь.

Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении - Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении - Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.

Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.

Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом). В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери "Знамение".

В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону "Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой". 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.

14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: "По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска..."

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября - день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега - не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта. В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан "Верный месяцеслов всех Русских Святых", где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского - 20 сентября / 3 октября.

В начале 1930-х годов, по благословению Архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, произошло перезахоронение мощей Преподобного князя Олега. Честные мощи были перезахоронены в подклете под Алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Лишь в 1995 году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение Святых мощей.

По благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, усердием протоиерея Георгия Козловского и других священнослужителей Введенского храма местонахождение Святых мощей Преподобного князя было обнаружено.

10 августа 1995 года честные останки Святого Олега были вновь обретены и с тех пор открыто почивают во Введенском храме Петро-Павловской обители. Каждое Воскресение во время вечернего Богослужения пред ними совершается чтение Акафиста Преподобному Олегу Архиерейским Служением.

Установилась добрая традиция, по которой у мощей Святого Олега служится напутственный молебен для Брянских призывников, которые испрашивают у князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы.

5 декабря 2003 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, было установлено празднование Собора Брянских Святых в день памяти Преподобного князя Олега Брянского.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!